Проблема антропогенеза в философии и науке: современные      концепции — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проблема антропогенеза в философии и науке: современные      концепции

2020-11-03 296
Проблема антропогенеза в философии и науке: современные      концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема антропогенеза (происхождения человека) – одна из главных в антропологии. Философская антропология изучает антропосоциогенез – происхождение человеческого общества. На данном этапе развития философии и науки предлагается несколько вариантов решения данной проблемы.

Наиболее древние версии происхождения человека связаны с мифологическими сюжетами. Так, в славянской мифологии люди появились из дерева после того, как на него упала капля божественного пота; в древнегреческой - они проросли из пепла поверженных титанов.

Религиозная концепция (она же креационистская – от лат. creation – творение, создание) рассматривает человека как результат божественного творения. По Библии Бог сотворил мир и человека посредством божественного слова, то есть чудесным образом; никакой иной аргументации в Библии не приводится. Некоторые современные богословы пытаются переосмыслить библейский акт творения на основе эволюционных идей. По мнению А. Меня, божественный акт творения охватывает миллиарды лет. Бог не является «демиургом», непосредственным создателем мира. Он придал творческую силу природным стихиям, а те уже как бы спонтанно производят растительную и животную жизнь. Что касается человека, то он есть результат эволюции  животного мира, а Бог лишь вдохнул в человека «душу».

Эволюционная концепция является наиболее аргументированной и научно обоснованной; в ее основании лежит эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении человека от обезьяноподобных предков. Аргументация данной концепции пополнилась результатами исследований биохимии, иммунологии, молекулярной антропологии, этологии приматов и др. современных наук      [12, 180-205]. Ф. Энгельс обратил внимание на особый статус трудовой деятельности в формировании человека и общества.

Возникновение человекоподобных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду    5-8 млн. лет назад [5, 363]. Биологически они отличались от остального животного мира прямохождением, высвобождением руки как первого орудия труда и увеличением объема головного мозга. Предполагается, что данные свойства предков человека формировались постепенно, на протяжении многих миллионов лет в результате перехода от простого собирания пищи из природы, как это делают животные, к ее производству с помощью орудий труда. Изготовление и использование орудий труда было вынужденным, определялось необходимостью выживания в изменившихся природных условиях и происходило ценою проб и ошибок.

В процессе трудовой деятельности предки человека вышли за пределы инстинктивного поведения, появляется необходимость осознания целей и результатов деятельности. При изготовлении простейшего орудия труда (например, каменного ножа) из поля зрения попеременно исчезает то предмет труда (камень), то результат (нож). Они не могут существовать одновременно, их связь недоступна восприятию. Но так как эта связь реально существует, она может быть субъективно актуализирована в виде знания того, из чего получен результат и какой результат можно получить при наличии предмета труда. Поскольку способом существования сознания являются знания, человек начинает осознавать свои действия и отношения к миру.

Первоначально сознание появляется в виде отдельных проблесков, озарений, но постепенно оно становится все более ясным и отчетливым и оказывает обратное воздействие на деятельность, которая приобретает целенаправленный, осознанный характер. Вначале осознается материальная среда, связь с предметами и другими людьми. Как писал К. Маркс, это «стадное» сознание, и человек отличается от барана лишь тем, что «сознание заменяет ему инстинкт, или же, что его инстинкт осознан». В дальнейшем на основе роста производительных сил и потребностей сознание как бы отрывается от непосредственной материальной жизни и превращается в относительно самостоятельную духовную сущность.

Если животные общаются посредством звуков, запахов, мимики, телодвижений, то у человека появляется необходимость более основательных форм передачи информации: язык и членораздельная речь. Животные средства общения служат выражением инстинктов и исходят из конкретной ситуации. Человеческая речь не ограничивается конкретностью, она может оторваться от конкретной ситуации и приобрести общий и абстрактный смысл.

Совместная деятельность, сознание, членораздельная речь развиваются в единстве и способствуют становлению социальных отношений. Как сказано в одном из учебников, в примитивном обществе один из наиболее простых речевых актов – называние предметов – был священным, ритуальным действием, которое сплачивало первобытных людей и способствовало формированию человеческих форм совместной жизни.

Важнейшей формой социальной жизни были семейно-брачные отношения. В отличие от животных, где преобладает эндогамия (от греч. endon – внутри и gamos – брачная связь) – выбор брачных партнеров внутри стада, даже самая примитивная родовая община основана на экзогамии (от греч. exo – снаружи), предписывающей искать брачных партнеров в других общинах. Социальному сплочению способствовала также религия, представлявшая различные формы олицетворения природы, и выросшие из необходимости регулировать поведение людей простейшие формы нравственности.

В настоящее время трудовая концепция антропогенеза  является наиболее авторитетной и аргументированной. В известном смысле историю человечества можно рассматривать как самопорождение человека его собственным трудом.

Игровая концепция, автором которой является голландский мыслитель И. Хейзинга, написавший книгу «Человек играющий». По его мнению, любая сфера человеческой деятельности содержит элементы игры. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, так и человечество, играя, вступило в свою историю.

Игра – форма свободной творческой деятельности. Она противостоит сфере труда и повседневности, подчиненным материальным интересам и выгоде. Игра, как и духовная культура в целом, бесполезна в утилитарном смысле, в ней человек действует как свободное существо и отвлекается от повседневных забот. Освобождая человека от повседневности и возвышаясь над ней, игра одновременно подчиняет человека своей стихии, так как она основана на системе правил, действующих с непреложностью закона.

По мнению И. Хейзенги, игра старше культуры. Понятие культуры сопряжено с человеческим сообществом. Все основные игровые моменты характерны для поведения животных. Человек создает культуру в виде игры, важнейшие виды первоначальной деятельности общества переплетаются с игрой и вырастают на ее основе. Игра первична по отношению к культуре; по мере развития культуры игровые моменты отступают на задний план.

Анализируя архаичные формы культурного творчества, И. Хейзенга делает вывод, что они организуются и функционируют по правилам игры. Так, игрой являются религиозные культы с их масками, песнопениями, ритуальными танцами и символами. Из игры-состязания вырастает война. Право, искусство, наука, философия обязаны своим происхождением не труду, а игре. «Homo ludens» - человек играющий, с этой позиции оказывается более предпочтителен, чем «Homo faber» человек умелый [5, 366].

Среди других концепций антропогенеза можно выделить психоаналитическую и семиотическую. Согласно первой (З. Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением религиозного культа, основание которого составляют тотем и табу,   появившиеся в первобытной орде в результате «эдиповой драмы», связанной с восстанием сыновей против отца [5, 366]. Семиотическая концепция исходит из универсальной роли языка как посредника между человеком и миром. Язык одновременно наделяет значением и замещает реальные объекты, он выступает в качестве подлинного демиурга (создателя) культуры и человека [5, 366-367].

Игровая, психоаналитическая, семиотическая концепции акцентируют внимание на роли различных элементов культуры в возникновении человека и общества: рассматривая игру, религию, язык как изначально данные, они не объясняют их происхождения и не принимают во внимание практическую деятельность людей. Роль языка, игры, культа сама по себе значительна в возникновении общества, но в данных концепциях она более провозглашается и декларируется, чем обосновывается и аргументируется.

Многообразие концепций антропогенеза объясняется многогранностью сущностных сил человека, каждая из которых сыграла важную роль в его историческом становлении и развитии, а также сложностью теоретической реконструкции отдаленного прошлого человеческой истории.

Проблема биосоциальной природы человека. Классические и неклассические версии философской антропологии, концепции антропогенеза исходят из наличия биологического и социального в человеке, но дают различную интерпретацию их соотношению. Все многообразие концепций можно свести к двум основным позициям: первая отдает предпочтение биологическому началу,  вторая – социальному.

Сторонники первой позиции, не отрицая роли социальных факторов в поведении человека, ссылаются на достижения генетики, социобиологии и других наук. Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, в особенности приматам (альтруизм, защита места пребывания, агрессивность, сексуальное поведение и т. д.). Социализация человека происходит с помощью отработанных в ходе эволюции биологических форм. Признавая значимость культурной эволюции, социобиология отдает приоритет биологическим основаниям действий и мыслей человека.

Сторонники второй позиции, не отрицая биологических механизмов поведения человека, концентрируют внимание на социальных факторах. Так     А. Н. Леонтьев писал, что человек рождается с единственной способностью «приобретать человеческие способности». В качестве одного из доказательств данной позиции приводятся результаты эксперимента, поставленного природой и продолженного человеком. Речь идет о воспитании слепоглухонемых детей в интернате Загорска. Первоначально эти дети были совершенно беспомощны: они могли умереть, даже если пища была рядом. С использованием специальных методик, основанных на концепции предметной деятельности, их постепенно приучали к элементарным формам самообслуживания, научили говорить, писать и читать с помощью азбуки Бройля. В результате сформировались люди, которые, будучи слепыми и глухими, во всем остальном были достаточно развиты, что подтверждается, в частности, тем, что четверо из них закончили психологический факультет Московского университета.

Современная наука накопила огромный материал, подтверждающий биологические основания человеческой личности. Так, генетика утверждает, что около 40 % своих качеств (особенности конституции и темперамента, психические задатки и способности, склонность к тем или иным заболеваниям и т. д.) человек приобретает в результате наследования. Современная философия изучает материально-природные структуры человека (тело, телесность, тело без органов и др.). Телесность объясняется как понятие для обозначения тех фрагментов действительности, которые не укладываются в каноны «чистого разума» (аффект, чувства, сексуальность, агрессия, смерть и т. д.).     Р. Барт, структурируя понятие тела, отмечает, что «у нас их несколько; прежде всего это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи – тело, исследуемое и описываемое наукой». Но у человека есть и «другое тело – тело, как источник наслаждения, образованное … эротическими функциями» [8, 769]. Можно  сказать, что тело – природное основание жизнедеятельности человека и его социальных функций.

Обладая телом и телесными свойствами, человек живет в обществе и тысячами нитей связан с ним. На протяжении последних 40 тыс. лет человек почти не изменился в биологическом отношении, но качественно преобразовался в своих социальных свойствах. Общество прошло огромный путь развития, который не мог не повлиять на биологические функции. За многие тысячелетия общественной жизни биологическое в человеке очеловечилось, стало социально организованным и социально управляемым. Это не означает, что человек утратил биологическую природу, но его биологические функции претерпели эволюцию, трансформировались в человеческие, то есть обусловлены социальным развитием. Будучи биологическим существом, человек, как и животное, испытывает голод, но удовлетворяет свою потребность по-человечески. Пища, которую он поглощает, способы ее производства и потребления имеют социально организованный характер, выработаны в процессе исторического развития. Рост волос на голове человека происходит по органическим причинам, но прическа, ношение или бритье бороды, а иногда и само наличие волос обусловлены социальными мотивами (модой, традицией, личным вкусом и т. д.).

Социальное и биологическое в человеке не представляют самостоятельных или связанных внешним образом сущностей. Они органично переплетаются, находятся в целостности, единстве. Биологическое социально организованно, а социальное имеет биологическую основу. Как дом невозможен без фундамента, а фундамент без дома – не дом, так же нераздельны биологическое и социальное в человеке.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.