Его познания в разных областях наук. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Его познания в разных областях наук.

2020-11-03 86
Его познания в разных областях наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(1 О познаниях ибн Теймии в хадисах и извлечении из них разных постановлений).

 

Что касается его знаний о достоверных и слабых сообщениях, то он был подобен горе, на которую никто не мог забраться. Редко случалось так, чтоб ему говорили хадис, и он не знал, кто передал его, цепочку передатчиков, или кто записал его, и вдобавок к этому, он знал положение каждого передатчика в свете науки «джарх ва та’диль», знал в общем и в мелких подробностях.

 

Один очевидец так описывает то, что видел однажды на занятии, когда Мухаддис [ученый по хадисам] читал ему некоторые книги по Хадисам. Он читал очень быстро, однако Шейх поправил его, назвав имя человека в «иснаде» [цепочке передатчиков] хадиса, который только что прочли, и еще добавил, что имя передатчика такое-то, а вовсе не то, что прочитал Мухаддис. Они еще раз посмотрели в книгу, и увидели, что в действительности все так, как сказал Шейх.

 

Итак, посмотрите на эту быструю способность осмысливать и детально точные знания, в которых ему не было равных, если только кто-то не превзойдет его познание и проявит еще большую точность!

 

Когда смотришь на способность, которую Аллах даровал ему, чтоб брать и извлекать из хадисов Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) идеи и доказательства по разным вопросам, толковать заложенный смысл слов, объяснять какие сообщения точно устанавливают а какие ограничивают общие постановления, указывать, какие сообщения отменённые а какие отменяющие, тщательно исследовать руководства и принципы связанные с каждым сообщением, объяснять что значит каждое сообщение, и указывать какие дополнительные знания требуются чтоб понимать каждое из них — то изумляешься его способностям в этом.

 

Какой бы аят или хадис ему не рассказывали, он продолжал выявлять из их смыслов то, что можно было ожидать только от самых выдающихся ученых, с тем как тщательно он исследовал их, он очаровывал любого, кому доводилось слушать его.

 

Однажды его спросили о хадисе: «Аллах проклял того, кто женится на разведенной, чтоб сделать ее разрешенной для первого мужа, и также мужа, который берет ее назад».

[Передал Ахмад (1/448), ат-Тирмизи (1119 & 1120), и Ибн Маджа (1934, 1935, и 1936), и аль-Албани объявил его достоверным в ‘Сахих аль-Джами» (5101), ‘Ирва’ аль-Галил’ (6/308, 309, и 310), и его исследование ‘Мишкат аль-Масабих’ (3296)].

 

Он продолжал детально разбирать и объяснять этот хадис, до тех пор, пока все что он ни сказал, заполнило целую книгу.

[Доступно как книга «Икъамат ад-Далил аля Бутлан ат-Тахлиль». Об этой книге хорошо отзывался Ибн аз-Замалкани аш-Шафии, написав к ней положительный отзыв].

 

Редко случалось так, что ему передавали хадис или Шариатское постановление, и он бы не провел целый день, объясняя их, если он этого желал. Бывало так, что в его присутствии упоминали аят из книги Аллаха, и он на протяжении всей встречи, объяснял его, углубляясь в его смыслах и указаниях.

 

 

(2 Опровержение ибн Теймии заблудшим из числа философов и т.п. личностей).

 

Если говорить о его противостоянии с приверженцами нововведений и следующими за своими страстями, и о том, что он писал, опровергая их мнения и разоблачая их пристрастия, классифицируя их по категориям, разоблачая и отвечая на их сомнительные доводы, разрушая их козни в противостоянии пречистому Шариату Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

 

[Было много его высказываний против Суфиев. Он опроверг и доказал несостоятельность их практик, таких как вхождение в огонь без вреда, и то что они претендовали, что это является частью их сверхъестественной сущности. Он объяснял, что даже если бы они и делали это, или летали бы по воздуху, это не являлось бы доказательством, которое можно использовать, чтоб считать их нарушения Шариата дозволенными. Более того, он бросил им вызов, предложив также войти с ними в огонь при условии, что они сначала помоют себя уксусом или кипятком. В конечном счете, они были разоблачены и потерпели поражение, и они согласились полностью подчиниться Корану и Сунне. См ‘аль-Билайа ван-Нихайа’ (14/36) и ‘Mаджму аль-Фатауа’ (11/456-457)].

 

А также о том, что Аллах даровал ему потрясающую проницательность, понимание текстов и ясную логику, которые позволили ему убрать маску лживости с его оппонентов — то это тоже было явной очевидностью и подтверждалось как день.

 

Во всем, что он собрал или написал, он отделял Истину ото лжи, и делал это так, что если бы последователи лжи были живы, то у них не осталось бы иного выхода, кроме как подтвердить его слова и последовать Священной религии.

 

Каждый, кто встречается с ним или знакомится с его работами, должен поблагодарить Аллаха, за то, что Он послал этого Имама в поддержку и помощь Истине, говорящего в такой ясной и легкой для понимания манере.

 

Многие известные и выдающиеся ученые, которые известны своей компетентностью в философских вопросах, сказали, что они были запутаны в различных мнениях ученых в фундаментальных вопросах философских и спекулятивных наук (Усуль фи Ильм аль-Калям), и что они колебались во взаимоисключающих мнениях, поскольку не похоже, что хоть одно из них содержало даже долю правды.

 

Вернее, они считали все эти мнения единым источником неразберихи и заблуждений, запутанными в доказательствах и доводах, и каждый опасался за себя, чтоб не впасть в заблуждение и не запутаться по причине этого.


Все это было до тех пор, пока Аллах не благоволил к ним и не открыл им книги этого Имама, Ахмада ибн Таймийи, Шейха уль-Ислама, и они познакомились с его логическими аргументами, которые он приводил в отношении всех этих запутанных вопросов.

 

Все что им требовалось, это ознакомиться и понять его работы, чтоб увидеть, что они были в полном согласии с тем, что диктует здравый смысл. И это привело к тому, что вся путаница и сомнения ученых, вызванные словами этих философов полностью исчезли.

 

И если кому-либо требуется подтверждение тому, что я говорю, пусть он посмотрит без предвзятости и зависти на такие его работы, как «Шарх аль-Акида аль-Асбаханиййа» и др.

 

Если кто-либо желает ознакомиться с его более содержательными книгами, пусть прочтет; «Талхис ат-тальбис мин таъсис ат-такъдис», «аль-Мувафакъа байна аль-Акъль ва ан-Накъль», «Минхадж аль-Истикъама». Он в этих книгах, блистает в такой манере ясности, так проливает свет на истину, и крепко держится ясных доказательств, при этом, придаёт значимость своим словам с самой аргументированной форме, как не сможет никто другой.

 

(3 Почему ибн Теймия написал много работ в вопросах убеждений и мало в фикхе?)

 

Он, да помилует его Аллах, написал много работ об Основах (в вопросах вероубеждений), и небольшое количество на темы по Фикху (во второстепенных вопросах).

 

Я спросил его о причине этого и попросил, чтоб он написал книгу по Фикху, в которой будут собраны все его выбранные и предпочтительные мнения, чтоб это было главным источником в вынесении фетв.

 

Он сказал мне: «Второстепенные вопросы легки для понимания, и допускается тому, кто следует одному из ученых просто действовать в соответствии с его фатвой до тех пор, пока не станет ему ясно, что эта фетва ошибочна.

А что касается Основ, то я вижу людей приверженцев нововведений, заблудших философов, Батинитов [1], еретиков. Тех, кто верит, что Аллах везде, — Иттихадия, Дахритов [2], Кадаритов [3], Нусайритов [4], Джахмитов [5], отрицающих имена и атрибуты Аллаха, — Муаттыля. Тех, кто говорят, что у Него есть физическое тело, - Муджассима, Мушаббихитов [6], Равиндитов [7], Куллябитов [8], Сулейманитов и другие группы нововведенцев,- создающих своими заблуждениями ловушки для мусульман.

➖➖➖➖➖➖

Примечание:

[1] [Группа, которая появилась в 3 веке во время правления аль-Мамуна. Они верили, что Коран был просто комментариями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что в нем есть скрытые смыслы, которые известны только некоторым, и что гомосексуализм и инцест являются дозволенными. Среди тех, кто последовал за их верованиями, были Къарамиты и Исмаилиты (в раннее время) и Кадийаниты и Бахаисты в позднее время. Они причиняли много вреда Мусульманам, до тех пор, пока не были разбиты лидером Аббасидов аль-Муктафи в 300 году хиджры. См. «аль-Фарак Байн аль-Фирак» стр. 382].

[2] [Группа, которая верит, что нет жизни после смерти, и что цикл существования повторяется каждые 36000 лет, и они говорят, что ничто не может их уничтожить, кроме времени (ад-Дахр). См.Тафсир Ибн Касира (4/190)].

[3] [Tе, кто считает, что раб создает свои деяния, и что Аллах не имеет власти над своими Созданиями. Первый, кто призвал к этому был Мабад иль-Джухани, и также говорится, что это был Гайлян ад-Димашки или Саусан ан-Насрани. Это нововведение впервые появилось в конце первого столетия, и некоторые Кадариты не признавали Знание Аллаха о событиях, до их появления. Однако, как сказал ан-Навави, их больше не существует (имеется ввиду крайних кадаритов не сущестует). См «Шарх Усуль аль-Итикад» аль-Лаликаи (1/23 и 3/534) и «Шарх Сахих Муслим» (1/153-154)].

[4] [Последователи Мухаммада бин Нусайра аль-Басри, раба Бани Нумайр, который был выходцем из Персии. Секта, была основана в третьем столетии. Они предпочитали называться Алавиты, причисляя себя к Али бин Абу Талибу. Это имя было дано им Французами во время их колониального захвата Сирии в 1920, чтоб спрятать секту от других Мусульман, которые считали их неверующими. Они верили, что Али был олицетворением Аллаха, что Исламские тексты имеют скрытый смысл, и в реинкарнацию. Ибн Таймия назвал их неверующими, см. «Маджму аль-Фатауа» (35/149), Ибн аль-Каййим в «Игъасат аль-Лахфан» (2/247- 249), Ибн Хазм в «аль-Мухалля» (13/139), ад-Дайлами в «Байан Мазхаб аль-Батиниййа уа Бутлаланух» (стр. 71), и аль-Газали в «Фадаих аль-Батиниййа» (стр. 37)].

[5] [Последователи Джахма бин Сафуана, Абу Мухриза ас-Самарканди ат-Тирмизи, который был убит в 128 г.х. Он унаследовал свои нововведенческие верования в отрицания Атрибутов Аллаха от Джаъда бин Дирхама и добавил к этому веру, что Аллах заставляет рабов совершать действия (джабрия), что вера — это просто знания и что Рай и Ад невечные. Позднее они разделились на восемь сект. См. «Шарх Усуль аль-Итикад» (1/30-31)].

 

[6] [Tе, кто впали в крайность относительно Атрибутов Аллаха, до той степени, что они уподобляли Аллаха Его творениям, к ним относятся ранние Шииты. Известными из них были Дауд аль-Джауарби и рафидит Хишам бин аль-Хакам. Некоторые из последователей нововведений обвиняли Ахль-ус-Сунну что они Мушаббаха, однако они не причастны к подобным убеждениям. См. «аль-Милал ван-Нихаль» (1/103) Аш-Шахрастани и «Макалят аль-Исламийин» (стр. 221, 491, 518, 521, и 564). Аль-Ашари].

 

[7] [Последователи аль-Касима бин Рауанда. Они верят, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назначил аль-Аббаса бин Абдуль-Мутталиба своим приемником, и что мусульмане все вышли из Ислама, когда помешали аль-Аббасу стать лидером. Их последующее убеждение было то, что право руководства принадлежит только тем, кто произошел от аль-Аббаса, и что Махди будет из его семьи].

[8] [Они были последователи АбдуЛлаха бин Саида бин Кулляба аль-Каттани, одного из мутукаллима, который жил во времена аль-Мамуна, и умер в 240 году хиджры. Он подтверждал семь Атрибутов Аллаха: Знания, Власть, Волю, Жизнь, Слух, Зрение и Речь, и отрицал остальные. Один из его последователей был Абу аль-Хасан аль-Ашари, который позже отказался от этих убеждений в пользу убеждений Ахмада бин Хамбаля, тогда как в настоящее время Ашариты походят на прежних куллябитов. См «Лисна аль-Мизан» (3/290)].

➖➖➖➖➖➖

(Продолжает ибн Теймия): Мне становится ясно, что их намерением является разрушение Шариата Пророка Мухаммада и этой религии, которая превосходит над всеми религиями. Я понял, что большинство из них именно для этого затягивают людей в пучину сомнений относительно Основ Религии. По этой причине, если ты видишь человека, отложившего на второй план Коран и Сунну и увлекшегося их спекуляциями и философской риторикой, то как правило он становится еретиком, впавшим в заблуждение.

 

Когда я увидел все это, то мне стало ясно, что если кто-либо способен дать отпор их сомнениям и выдумкам, то он должен сосредоточить все свои усилия обличая их, отвечая на их лживые убеждения, защищая чистую Религию и достоверную Сунну. Я не видел, чтоб кто-нибудь из претендующих на то, что он знающий, писал по этой теме (т.е. об Основах Ислама. Прим. переводчика), но не разобравшись до конца в этих вопросах, они на самом деле помогали исчезнуть основам Ислама своими словами.

 

Это потому, что они в своем методе исследования, отстранились от Истины и того, что принес благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа миров, и последовали пути философов, используя их терминологию и назвали это «мудростью и логикой», в то время как на самом деле это глупость и заблуждение.

Они упорствовали в этом и отвернулись от всего прочего, пока это полностью не завладело их разумом, и это сбило их с толку так, что они не смогли уже отличать правду ото лжи. Аллах слишком великодушен к Своим рабам, чтоб не давать им разум, который принимает правду и отрицает ложь. Однако недостаток руководства и страсти приводят человека к тому, что он впадает в заблуждение.

 

Аллах Свят Он и Велик, — сделал разум мерилом для Его рабов, чтоб они могли отличать истину ото лжи, и Он не посылал Посланников кроме как к обладающим разумом, и ни на кого не возлагаются обязанности, кроме как на тех, у кого есть разум и логика.

Так как может быть такое, чтоб можно было сказать: «Рациональное мышление противоречит тому, что передал от Аллаха благородный Посланник». Это несостоятельная ложь, которую видит обладатель разума.

 

«Кому Аллах не даровал света, тому не будет света». (Сура ан-Нур 40 аят).

 

И именно поэтому я сосредоточил все свое внимание, на то, чтоб написать об Основах Религии, это и явилось причиной того, что я собрал все их утверждения и ответил им тем, чем наделил меня Аллах из Шариатских и логических аргументов».

 

Во всем, что он написал, он выявлял правду отделяя её ото лжи, Аллах помогал ему распознавать их нововведения, ошибочные мнения, измышления, и с доказательствами из текстов и логическими обоснованиями опровергать их. Он это делал до тех пор, пока не отвечал на каждое их сомнение с такой ясностью, что каждый, у кого есть разум, мог понять и согласиться с тем, что он прав.

 

Хвала Аллаху, который благословил нас и дал нам шанс видеть и быть знакомым с ним. Аллах сделал его доказательством — «Худжатом» для людей его эпохи, многие из которых, к сожалению, были заняты мирскими удовольствиями, вместо того, чтоб думать о Вечности, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.

 

Как бы то ни было, Аллах — Великий и Могущий обещал сохранить Свою Религию до конца времен, и чтоб она преобладала над другими религиями. Поэтому, хвала Аллаху, Господу миров.

 

 

7 Его поклонение (и то как он проводил свои дни).

 

Что касается его поклонения, то мало мы слышали, чтоб, кто-то был ему в этом равным. Он проводил все свое время, поглощенный поклонением, и он не позволял никому и ничему, будь то семья или имущество, отвлекать его от Аллаха.

 

По ночам он уходил от всех, уединяясь со своим Господом, оттачивая до совершенства чтение Священного Корана, читая смиренно и повторяя различные виды дневных и ночных поклонений.

 

Когда же ночь заканчивалась, он присоединялся к людям для совершения утренней молитвы аль-Фаджр, выполняя дополнительную молитву перед тем, как встретиться с ними. Когда же начинал совершать молитву, то сердце каждого охватывал страх и смирение, от того, как он произносил первый такбир — «Аллаху Акбар».

 

Когда он начинал молитву, его конечности тряслись, двигая его влево и вправо. Когда он читал Коран, он удлинял свое чтение так, как это достоверно было передано о чтении Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Его земные и поясные поклоны и как он выпрямлялся, были самыми совершенными из того, что когда-либо передавалось касательно обязательной молитвы.

 

Он иногда облегчал свое сидение в первом ташаххуде и произносил первый таслим вслух, так чтоб все присутствующие могли слышать.

 

Когда он заканчивал свою молитву, он и все присутствующие восхваляли Аллаха так, как это было передано: «О Аллах, Ты — Мир и от Тебя Мир. Благословен Ты, О обладатель Славы и Величия» и затем он поворачивался к собравшимся, повторял переданный тахлиль [Слова «Ля иляха илля Ллах»], также 33 раза тасбих [Слова «СубханАллах»], тахмид [ Слова «Альхамдулиллях»] и такбир [Слова «Аллах Акбар»], и заканчивал сотню тахлилем, как это было передано. И собравшиеся делали также, как поступал он.

 

После этого он обращался к Аллаху за себя и мусульман различными молитвами, и чаще всего он читал: «О Аллах! Окажи помощь нам, а не против нас. Замышляй для нас, а не против нас. Направь нас руководством Своим и сделай руководство легким для нас. О Аллах, сделай нас благодарными Тебе, зависящими от Тебя и поминающими Тебя, любящими Тебя, боящимися Тебя и покорными Тебе. О наш Господь! Прими наше покаяние, смой наши грехи и укрепи слова наши в устах наших. Направь наши сердца, и удали всю злобу из нашей груди».

 

Он начинал и заканчивал свое обращение мольбой за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем продолжал совершать зикр.

 

Было общеизвестно, что он никогда и ни с кем без необходимости не разговаривал после утренней молитвы. Он оставался в состоянии зикра, произнося его не громко, так чтоб слышно было самому себе. И только тот, кто сидел рядом с ним, мог услышать его зикр, во время которого он постоянно обращал свой взор к небу. Шейх оставался в таком положении до тех пор, пока солнце не поднималось и пока не подходило время, в которое запрещается молиться.

 

Во время моего пребывания в Дамаске, я проводил некоторые из дней и большинство ночей вместе с ним. Он приближал меня так, чтоб я сидел рядом с ним. Я слушал, что он читает и повторяет из зикров, и я замечал, что он снова и снова повторял суру аль-Фатиха, и проводил все свое время от фаджра до восхода солнца, делая это.

 

Я размышлял над тем, почему он читает именно это суру Корана, выделяя её из других? И вдруг мне стало ясно, а Аллах знает лучше, что он, читая ее, видимо желал совместить то, что пришло в хадисах и что упоминали Ученые, о том, что желательней; предпочтение чтения зикров пришедших из Сунны над чтением Корана, или наоборот?

 

Он же, по-видимому, считал, что, повторяя суру аль-Фатиха [Т.к. в этой Суре собраны и Хвала Аллаху и мольба к Нему, Свят Он и Велик. От редактора], он сочетает оба мнения и получает пользу от обоих действий, и это было по причине его больших познаний и глубокой проницательности.

 

После этого он совершал молитву «ад-Духа» и если желал послушать Хадис в другом месте, то отправлялся туда вместе с теми, кто оказывался рядом с ним в тот момент. И часто бывало, что обладающие знанием при встрече с ним целовали его руку, и даже самый занятой из торговцев мог оставить свои дела и подойти поприветствовать его, ища этим благодати — бараката.

[Т.е. они искали благодати от его хорошей компании и знаний, а не в том смысле, что он по своей сути являлся источником благодати. Благодати от его мольбы за них, благодати от Аллаха, потому что именно Единственный Податель благодати. От редактора].

 

И вместе с тем, он каждому из них уделял должное внимание, приветствовал и т.п.

 

Если по дороге он видел что-то порицаемое, то устранял это *, а если он слышал, что в каком-то месте идут похороны, он устремлялся туда, чтоб совершить молитву или извиниться, если пропустил.

 

*[Он и несколько его товарищей однажды отправились, чтоб разрушить винные лавки. Они разбили всю посуду, разлили вино и делали увещевания некоторым выпивающим, которые там находились. Также однажды он разрушил столб в мечети Дамаска, от которого люди обычно искали благоволения. См. ‘аль-Бидайа ва ан-Нихайа’ (13/34 и 14/122-123)]

 

Иногда после того, как заканчивал слушать Хадисы, он посещал могилы усопших и молился за них.

 

После этого он возвращался в свою мечеть, где оставался, чтоб давать людям фетвы или помогать им в нуждах и это длилось, пока не наступало время коллективной полуденной молитвы аз-Зухр.

 

Затем проводил остаток дня в тех же делах и заботах.

 

Его занятия могли посещать обычные люди: стар и млад, бедняк и богач, раб и свободный, мужчины и женщины. И он покорял каждого, кто проходил мимо него, и у каждого было ощущение, что Ибн Теймийя обращался с ними лучше, чем с кем-либо ещё.

 

Затем в конце дня, он совершал вечернюю молитву аль-Магриб и дополнительные молитвы, насколько облегчал ему это Аллах. Затем я или кто-нибудь еще, читали ему его книги, он же дополнял это все интереснейшими пользами, а также остроумными и поучительными историями, пока не наступало время молитвы аль-Иша, после которой продолжали начатое, изучая различные области знаний. Уроки продолжались, пока не проходила большая часть ночи.

 

И все свое время дня или ночи Ибн Теймийя не прекращал поминать Аллаха, поминая Его Единство и просил у Него прощения. Он постоянно поднимал свой взор к небу и не прекращал делать это, словно он видел что-то там, что приковывало его взор.

 

Таковым было его обычное состояние, за все время моего присутствия рядом с ним.

 

Субхана-Ллах! Как скоротечны были те дни! Ах если бы это длилось дольше!

 

Клянусь Аллахом, по сей день не было в моей жизни моментов более любимых, чем время, что я провел рядом с ним!

 

И я никогда не пребывал в лучшем положении, чем в те времена, и все это было только лишь по причине бараката Шейха, да будет Аллах им доволен.

 

Каждую неделю он навещал больных, особенно тех, что находились в больнице.

И многие из тех, чье доверие не вызывает сомнения, говорили мне, что всю свою жизнь Шейх провел так, как я видел и описал выше.

 

Так скажите же мне, какое поклонение и джихад может быть лучше этого!?

 

8 Его набожность.

 

[Арабское слово вара ` (ورع) { набожность }, означает оставление тех мирских дел, которые возможно могут принести вред в будущей жизни, или минимум отвлечь от более полезных дел для этого и будущего мира. В русском языке это можно выразить словом набожность. От редактора].

 

Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя, да будет доволен им Аллах, был примером высшего проявления набожности, поскольку Аллах сделал так, что он всю свою жизнь провел в таком состоянии.

 

Он никогда не поддерживал отношения с людьми для совершения покупок, продаж или сделок; в интересах торговли или сотрудничества; для решения вопросов земледелия или имущественных вопросов.

 

Он не искал богатства, и не принимал подарков и предложений от правителей *, руководителей или богатых торговцев. Он никогда не копил деньги, не запасался едой и одеждой.

 

*[В его биографиях упоминается, что если правители посылали ему деньги и имущество, то он сразу же все раздавал для нуждающихся, ничего ни оставляя себе. От редактора].

 

Только одна вещь по-настоящему занимала его в жизни, и только одну вещь он оставил после своей смерти — это было знание в следование за господином посланников и печатью всех пророков, Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Поистине, ученые — наследники Пророков, и Пророки не оставили после себя динара или дирхама. Напротив, они оставили знание, и кто возьмет его — тот преуспеет».

[Это часть хадиса, который приводит Имам Ахмад в «Муснаде», а также Имам Муслим и авторы 4-х «Сводов Хадисов»].

 

Он воодушевлял разумных людей вокруг него — в самой приятной и лаконичной манере, выбирать путь Пророков, следовать по их стопам, даже если следование более легкому пути, не отказываясь от «мубаха» *, формально было возможным. Однако по-настоящему умен тот, чей разум указывает на выбор наивысшей доли.

 

*[В терминологии мубах – это то, в чем законодатель оставил абсолютное право выбирать между исполнением и оставлением, за что исполняющий его не вознаграждается, а оставляющий не наказывается, кроме как с праведным намерением (в котором раб желает приближения к Аллаху)].

(1 Одна из причин нападок некоторых личностей на ибн Теймию).

 

Посмотрите же, как Аллах помогал Имаму избегать всего ненужного в жизни. Он был охвачен своей любовью к Аллаху, и как результат ему были дарованы превосходство и все добродетели, которые не были дарованы ученым, пекущимся об этом мире, которые выбрали его, стремились и гнались за ним. Когда они выбирали прелести этого мира, то закрывали для себя путь руководства, и как результат, запутались. Уподобились ночным собирателям дров, не разбирают, что едят и не придают значения что носят.

 

Они даже не помышляют, какие плоды принесут их злые и унизительные помыслы и цели. Они соревнуются из-за них, завидуют друг другу. Тела их наполнены, а сердца их пусты. Они чрезмерно заботятся о внешнем виде, в то время как их сердца чернеют и разлагаются. Им никогда не будет чего-то достаточно, и это довело их до того, что они стали врагами тому, кто отрицает и ненавидит подобный образ жизни.

 

Когда они увидели этого Имама, ученым Будущей жизни, видели, что он отказывался от их привычек накапливать блага этого мира, избегал сомнительного и отказывающимся от дозволенных вещей «мубаха», не говоря уже о запретном «хараме» — они поняли, что его образ жизни, подрывает их авторитет и ставит их в неудобное положение.

 

Здесь охватила их ревность и неприязнь к тому, что он воплощал такие высокие духовные качества, в то время как в них не было ничего, кроме «дьявольского». Тут они и сговорились уничтожить его любыми силами, забывая, что они были лисами, в то время как он был Львом.

Аллах постоянно защищал его от них, как Он всегда это делает с Его любимыми рабами. Он защищал его всю его жизнь, и распространил его знания после его смерти по всей Земле.

 

9 Его аскетизм [Зухд].

 

[Сказал ибн аль Кайим, да помилует его Аллах:

«Я слышал, как шейх аль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Аскетизм (зухд) - это оставление того, что не принесёт пользу в Последней жизни.

Опасение (уара') - это оставление того, вреда чего опасаешься в Последней жизни.

И это выражение самое лучшее и более объемлющее из того, что было сказано про аскетизм и опасение». Источник: "Мадаридж ас саликин", 2/12].

 

Если говорить об его отрешенности от этого мира и мирских удовольствий, то Аллах сделал это символом его жизни с юношеских лет.

 

 

(1 О, учитель, я обещал Аллаху, что никогда не буду брать плату за Коран).

 

Один заслуживающий доверия человек рассказал мне, что Шейх-учитель, который обучал Ибн Теймийю Корану, рассказывал: «Его отец обратился ко мне, когда он был еще маленьким мальчиком: «Я бы хотел, чтобы вы пообещали ему, что, если он не будет прекращать читать и изучать Коран, я буду давать ему сорок дирхамов каждый месяц». И он дал мне эти 40 дирхамов говоря: «Дайте их ему. Он молод, и может быть, это его обрадует, и увеличить старание в запоминании и изучении Корана. Скажите, что вы будете ему давать их каждый месяц». Однако Ибн Теймийя отказался принять их, сказав: «О, учитель, я обещал Аллаху, что никогда не буду брать плату за Коран». И он действительно никогда не брал их. Я подумал про себя, что такое не может исходить от ребенка, если только Аллах не хранит и не помогает ему».

 

Правду говорил его учитель, именно защита и помощь Аллаха для него с детства, привели его ко всем благам в его жизни. Все, кто хоть раз встречался с ним, особенно те, кто сопровождали его продолжительный период времени — соглашались, что они никогда не видели никого подобного ему в отрешенности от всего мирского (аскетизме). В сердцах каждого, кто слышал о его качествах, он стал известен этим повсеместно.

 

 

(2 В продолжении темы: Одна из причин нападок некоторых личностей на ибн Теймию).

 

В действительности, если бы вы спросили обычного человека, который не был близко знаком с Шейхом — кто тот человек, который олицетворяет истинный аскетизм в наши времена и является сильнейшим в отречении от излишнего в этой мире и самым приверженным в стремлении к Будущей жизни, то он бы ответил — я не знаю никого, подобного Ибн Теймийи, да помилует его Аллах.

 

Он стал известен этим только по причине его искренности и по настоящему глубокому аскетизму. Много ли ученых мы видели, которые были также удовлетворены малой долей в мирском, как был доволен он?

 

Никогда никто не слышал, что он хотел красивую жену или обаятельную рабыню, желал хорошо построенный дом, послушных слуг, роскошные сады, верховое животное, элегантную одежду, или место лидера, и никогда он не откладывал динар или дирхам, и не видели, чтоб он устремлялся заполучить что-то из «мубаха».

 

Все это происходило, не смотря на тот факт, что Короли, Правители и известные торговцы — все они подчинялись ему, прислушивались к его словам, стремились приблизиться к нему насколько возможно, открыто восхваляли его, и каждый был готов взять на себя все его финансовые нужды.

 

И если сравнить, то где будет он и те, кто приписывает себя к знающим, в то время как таковыми не являются, те, которые были искушены шайтаном и натравленными им на Шейха, причиняя вред словом и делом? Разве не ясно, что они смотрели на свои качества и его, на свои достоинства и его.

 

Они видели свою зависть в состязании за мирское и его полный отказ от этого, свое стремление получить как можно больше от этого бренного мира, и его стремление освободиться от него. Они были свидетелями своей рабской зависимости от правителей и постоянного нахождения у их дверей, к нему же правители прислушивались, он не был запуган их авторитетом и властью, легко говорил им правду в глаза, был невозмутим и крепок духом перед ними. Это на самом деле так, клянусь Аллахом!

 

Однако погубило их бритьё, но не волосы они сбрили, а свою религию. Любовь к этому бренному миру заняла все их мечты, любовь к миру-воришке, крадущему разум, а не имущество. А привело их это к тому, что они отвернулись от каждого, кто приходил просить от них мирского, а дружить стали только с теми, кто мог помочь им приумножить его.

 

 

10 Его альтруизм, простота и скромность.

[Альтруизм - это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага. Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму].

 

Несмотря на его крайнюю отрешенность и отстранение от всего мирского и обладание лишь малой долей от этого, он, да будет доволен им Аллах, никогда не пренебрегал даже самой малой вещью, и использовал все возможности, чтоб пожертвовать этим в пользу других.

 

Он постоянно раздавал милостыню, доходило даже до того, что, если у него нечего было отдать, он снимал с себя часть одежды и отдавал её бедняку. Иногда он брал одну или две булки хлеба, из итак скудной части своей провизии и прятал их в рукавах, а когда мы приходили к нему чтоб послушать хадис, то замечали, как он пытался незаметно для нас дать их беднякам. Если бедняк приходил к нему и стоял с ним какое-то время, то он усаживал его и давал ему большую часть своей пищи, проявляя высочайшую степень альтруизма.

 

(1 Пища которую принимал ибн Теймия).

 

Праведный Шейх Зайну-дин Али аль-Васати [Шейх Зайну-дин Али ибн аль-Хасан ибн Ахмад аль-Васати аш-Шафии. Родился 654 году, был известен своим аскетизмом, совершил Хадж 60 раз, неоднократно посещал Дамаск, после чего отправлялся в Хадж], который находился с Шейхом продолжительное время, рассказал мне: «Обычно мы получали пищу в начале дня, и она состояла из куска хлеба, которая весила около половины иракского ратля [ратль - мера веса, равная примерно одному фунту - 0,45 кг, - половина ратля, значит где-то 200 грамм]. Так, он отламывал кусочек своей рукой, и мы ели его вместе. Он отнимал руку от хлеба до того, как это делал я, и не брал оставшуюся часть, пока я не наедался. Мне хватало этой пищи до самого вечера, и я понимал, что это было из-за «бараката» Шейха. Затем мы оставались до последней ночной молитвы.

Шейх завершал все свои дневные занятия, помогая людям, и затем мы ужинали. Он ел несколько кусочков со мной, и оставлял мне закончить оставшееся. Я просил его кушать больше, но он отказывался, что огорчало меня и заставляло переживать за то, что он так мало кушал.

 

Таковым было мое пребывание рядом с Шейхом. Я никогда не чувствовал себя более довольным и удовлетворенным, чем в те времена, и никогда я не был более отрешенным от мирского, чем в те времена».

 

 

Многие другие люди описывали его заботу о бедных и нуждающихся, за которую он прославился, равно как и его помощь, нуждающимся ученым и чтецам Корана. В действительности, он протягивал руку помощи каждому, кому способен был оказать хоть какое-либо добро, словом, делом, ходатайством…

 

И я никогда не слышал, что кто-либо был более скромным и простым, чем он. Он был скромен и прост в отношениях со стариками и молодыми, с уважаемыми и униженными, с набожными богачами и бедняками. Он почитал сближаться с набожными бедняками и обращался с ними уважительно, просто, говорил им приятные слова, которые другие используют при общении с богачами. Он даже прислуживал им сам, носил их вещи, чтоб приблизиться, таким образом, к своему Высочайшему Господу.

 

Люди, которые приходили задавать ему вопросы, никогда не видели его уставшим. Напротив, он встречал людей приветливым лицом и оставался с ними до тех пор, пока человек сам не решал уйти. И так он обращался и со стариком и молодым, мужчиной и женщиной, свободным человеком или рабом, ученым или мирянином, жителем города или бедуином.

 

Он не ставил их в неловкое положение, не смущал и не торопил их. Напротив, он с мягкостью и простотой отвечал на их вопросы, объяснял до тех пор, пока они не понимали ответ, что является правильным, а что нет.

 

Шейх проявлял простоту и скромность, и не важно находились люди рядом или отсутствовали, стояли они или сидели, шел ли он по улице, или присутствовал на собрании.

 

Он также был чрезмерно великодушен и скромен передо мной, когда я находился у него, что даже не обращался ко мне по имени. Вместо этого он давал мне самые лучшие прозвища. Особенно он был великодушен и с уважением относился ко мне перед моими товарищами. Он всегда, на любых своих собраниях усаживал меня рядом с собой, оказывая мне почет и уважение.

 

 

(2 Отношении ибн Теймии к его ученикам, и его почет тому, кто читал хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).

 

Он вс <


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.