Работа с детьми ОВЗ, имеющие диагноз «Тяжелое нарушение речи». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Работа с детьми ОВЗ, имеющие диагноз «Тяжелое нарушение речи».

2020-11-03 617
Работа с детьми ОВЗ, имеющие диагноз «Тяжелое нарушение речи». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа с детьми ОВЗ, имеющие диагноз «Тяжелое нарушение речи».

Статус учащегося с ОВЗ, как мы все знаем,  присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Комиссия опирается на особые образовательные потребности каждого ребенка, которые вызваны различными нарушениями и препятствуют обучению без создания специальных условий.

Выделяют девять категорий ОВЗ, при подтверждении которых ПМПК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.  

Категории детей с ОВЗ

Все дети с ОВЗ должны учиться в первую смену по пятидневной учебной неделе. Это требование СанПиН ОВЗ. Но, при современной загруженности школ, не всегда удается выполнить это условие.

Детям с ОВЗ на всей территории нашей страны закон гарантирует единое качество образования (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это явление получило название «инклюзивное образование».

Так как дети с ОВЗ развиваются по-разному и имеют разные возможности для социализации, в школах внедряют три модели инклюзивного образования – полную, неполную и частичную инклюзию.

При неполной инклюзии ребенок с ОВЗ также учится в обычном классе с нормативно развивающимися школьниками. Что мы и имеем в наших классах. Но недостатки развития позволяют ему осваивать предметные области наравне со сверстниками, по их программе. При этом ребенок все равно получает специализированную коррекционную помощь.

 

У меня в классе есть ребенок с ОВЗ, у него ТНР. Прежде, чем начать с ним заниматься, изучила теоретический материал о таких детях.

Школьники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с ОВЗ. У них не нарушены интеллект, слух и зрение, но есть значительные дефекты речи, которые влияют на развитие психики. Проблемами обучения и воспитания таких детей занимается логопедагогика.

Как может проявляться ТНР

1. Ребенок недостаточно владеет звуковым составом слова. Результат – нарушения чтения и письма.

2. У ребенка проявляются коммуникативные нарушения, которые сказываются на его обучении в обычной школе. Другие дети и взрослые не понимают, что говорит школьник.

3. Школьник имеет сложные речевые нарушения, которые охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Выделяют две группы нарушений – периферического и центрального характера. Разберем подробнее, что они включают.

Нарушения периферического характера. Характерные речевые отклонения:

– механическая дислалия, которая связана с анатомическими аномалиями органов речи (например, короткая или длинная уздечка языка);

– ринолалия, которая связана с аномалиями твердого и мягкого нёба;

– ринофония, или гнусавый голос;

– дисфония, или осиплость, гнусавость, хрипота.

Нарушения центрального характера. Сюда входят такие отклонения:

– дизартрия;

– алалия;

– афазия;

– дисграфия;

– дислексия.

Важно

Дисграфию и дислексию нельзя исправить простой тренировкой навыка: диктантами, контрольными списываниями, проверкой техники чтения, многократным чтением одного и того же текста.

Чтобы преодолеть дисграфию и дислексию, у ребенка необходимо развивать нарушенные стороны речи – звукопроизношение, словарь, связную речь и др. – и различные неречевые процессы.

 Выделяют три группы детей с ТНР.

Группа 1. Сюда входят дети с проблемами в звукопроизношении. Характерные нарушения речи – дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

Группа 2. Это дети с общим недоразвитием речи. Среди нарушений – сложные формы дизартрии, алалия, афазия, дислексия, дисграфия.

Группа 3. Включает детей с недостатками мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи. Характерные отклонения – ринофония, дисфония, заикание.

У детей с ТНР нарушены восприятие, внимание, память, мышление, как правило, есть интеллектуальное отставание от обычных сверстников.

Восприятие. Нарушения слухового восприятия отмечают у всех детей с ТНР. Ведь развитие фонематического слуха напрямую связано с развитием всех сторон речи.

Зрительное восприятие отстает от нормы и ха­рактеризуется тем, что ребенок с ТНР не может запоминать целостные образы предметов. При этом простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы.  

Важно

Еще дети с ТНР неуверенно чувствуют себя в пространстве, например, путают понятия «справа» и «слева». Эта неуверенность также проявляется при рисовании и письме.

Дети с ТНР, как правило, имеют неустойчивое внимание, которое с трудом распределяют и переключают. За счет этого у них есть проблемы с планированием и контролем своих действий. Сосредоточиться на том, что говорит учитель на уроке, таким школьникам обычно тяжело.

Память. Объем зрительной памяти детей с ТНР практически не отличается от нормы. Исключение составляют дети с дизартрией: им тяжело запоминать геометрические фигуры. Причина в том, что у этих школьников есть проблемы восприятия формы, а их пространственные представления слабы. Слуховая память детей с ТНР понижается с уровнем речевого развития.

Мышление. Как правило, дети с ТНР имеют недостаток сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, им тяжело устанавливать предметно-следственные связи. Проблемную ситуацию они оценивают поверхностно.

Д ля детей с ТНР характерны

1. Недостаточная подвижность.

2. Инертность.

3. Быстрая истощаемость воображения.

 

Эмоционально-волевая сфера школьников с ТНР имеет специфические особенности. У детей можно наблюдать эмоциональную незрелость, трудности произвольного поведения, зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению. За счет проблем с речью страдает коммуникативная сторона жизнь ребенка с ТНР: ему сложно подбирать формы поведения в разных ситуациях общения, уживаться в коллективе сверстников.

Важно

Стесняясь дефектов речи, ребенок с ТНР может иметь заниженную самооценку, быть чрезмерно обидчивым, неуверенным в себе, ранимым, застенчивым, замкнутым, тревожным, даже агрессивным.

У детей с дизартрией эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости. За счет этого нервная система таких школьников истощается. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание. Другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к новой обстановке.

 

Речевые разминки.

Русский язык. Попросить детей проговорить вслух отдельные слова, которые трудны для произношения. Вслух вспомнить различные правила, термины.

Математика. Вслух проговорить термины, выводы. правила, названия измерительных приборов, мер, геометрических фигур…

  Окружающий мир. Можно вслух проговорить даты, названия, понятия, названий приборов, трудные слова, вместе прочитать задания учебника.

Стараться упростить учебную деятельность детей с ТНР с помощью зрительных опор – картинок, схем, таблиц. Активизировать работу всех анализаторов – двигательного, зрительного, слухового, кинестетического. То есть на уроке дети должны слушать, смотреть, проговаривать вслух и т. д.

Включать в уроки тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций. Нельзя детям с ТНР давать упражнения, где текст написан с ошибками, которые нужно исправить.

Чтобы дети не переутомлялись на уроке, равномерно нужно устраивать динамические паузы – в идеале каждые 10 минут.

Приемы и методы, которые применяются в обучении детей с ТНР, должны соответствовать их возможностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворенности и быть уверены в своих силах.

 

            Методы коррекции речи, которые можно применять на уроках.

Детям с ТНР необходима систематическая отработка речевых навыков. Есть специальные упражнения, которые помогают корректировать речь школьников. Их можно выполнять прямо во время занятий: это не занимает много времени.

 

Рабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Читаем, пишем, размышляем» (далее Программа) разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к основной образовательной программе начального общего образования (НОО), требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционного курса: формирование у обучающихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, обеспечить достижение личностных, предметных и метапредметных результатов посредством дифференцированного, деятельностного и системного подходов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ТНР соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы:

Содержание коррекционного курса «Читаем, пишем, размышляем»

Учебные предметы «Русский язык», «Литературное чтение» и коррекционный курс «Читаем, пишем, размышляем» неразрывно связаны. Содержание курса направлено на формирование четкой, внятной речи на основе усвоения звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия для овладения чтением.

Продолжительность курса определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся с ТНР. Обучение русскому языку идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Тематическое планирование занятий в рамках коррекционного курса «Читаем, пишем, размышляем» для обучающихся с ТНР

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных возможностей обучающихся и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума.

Система занятий предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

 

№   Темы и содержание коррекционных занятий К-во часов Дата Деятельность обучающихся
1 Речевые и неречевые звуки. Развитие фонематического слуха 1 6.09.16

Артикуляционная гимнастика. Развитие слухового внимания: стук, звон, шуршание, гудение, жужжание. Различать неречевые звуки. Определять источник звука. Различать на слух усвоенных звуков и звукосочетаний. Автоматизация звуков в прямых и обратных слогах.

2 Гласные [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. звуковой анализ прямых слогов. Определение гласного в слогах. 1 13.09.16

Таким образом, я постаралась рассказать, кто такие дети ОВЗ с диагнозом «Тяжелое нарушение речи». Привела примеры работы с такими детьми на уроках. Как оценивать работы этих детей. И привела пример адаптированной программы, по которой работают в нашей школе. Желаю всем успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми ОВЗ, имеющие диагноз «Тяжелое нарушение речи».

Статус учащегося с ОВЗ, как мы все знаем,  присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Комиссия опирается на особые образовательные потребности каждого ребенка, которые вызваны различными нарушениями и препятствуют обучению без создания специальных условий.

Выделяют девять категорий ОВЗ, при подтверждении которых ПМПК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.  

Категории детей с ОВЗ

Все дети с ОВЗ должны учиться в первую смену по пятидневной учебной неделе. Это требование СанПиН ОВЗ. Но, при современной загруженности школ, не всегда удается выполнить это условие.

Детям с ОВЗ на всей территории нашей страны закон гарантирует единое качество образования (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это явление получило название «инклюзивное образование».

Так как дети с ОВЗ развиваются по-разному и имеют разные возможности для социализации, в школах внедряют три модели инклюзивного образования – полную, неполную и частичную инклюзию.

При неполной инклюзии ребенок с ОВЗ также учится в обычном классе с нормативно развивающимися школьниками. Что мы и имеем в наших классах. Но недостатки развития позволяют ему осваивать предметные области наравне со сверстниками, по их программе. При этом ребенок все равно получает специализированную коррекционную помощь.

 

У меня в классе есть ребенок с ОВЗ, у него ТНР. Прежде, чем начать с ним заниматься, изучила теоретический материал о таких детях.

Школьники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – это особая категория детей с ОВЗ. У них не нарушены интеллект, слух и зрение, но есть значительные дефекты речи, которые влияют на развитие психики. Проблемами обучения и воспитания таких детей занимается логопедагогика.

Как может проявляться ТНР

1. Ребенок недостаточно владеет звуковым составом слова. Результат – нарушения чтения и письма.

2. У ребенка проявляются коммуникативные нарушения, которые сказываются на его обучении в обычной школе. Другие дети и взрослые не понимают, что говорит школьник.

3. Школьник имеет сложные речевые нарушения, которые охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Выделяют две группы нарушений – периферического и центрального характера. Разберем подробнее, что они включают.

Нарушения периферического характера. Характерные речевые отклонения:

– механическая дислалия, которая связана с анатомическими аномалиями органов речи (например, короткая или длинная уздечка языка);

– ринолалия, которая связана с аномалиями твердого и мягкого нёба;

– ринофония, или гнусавый голос;

– дисфония, или осиплость, гнусавость, хрипота.

Нарушения центрального характера. Сюда входят такие отклонения:

– дизартрия;

– алалия;

– афазия;

– дисграфия;

– дислексия.

Важно

Дисграфию и дислексию нельзя исправить простой тренировкой навыка: диктантами, контрольными списываниями, проверкой техники чтения, многократным чтением одного и того же текста.

Чтобы преодолеть дисграфию и дислексию, у ребенка необходимо развивать нарушенные стороны речи – звукопроизношение, словарь, связную речь и др. – и различные неречевые процессы.

 Выделяют три группы детей с ТНР.

Группа 1. Сюда входят дети с проблемами в звукопроизношении. Характерные нарушения речи – дислалия, ринолалия, легкие формы дизартрии.

Группа 2. Это дети с общим недоразвитием речи. Среди нарушений – сложные формы дизартрии, алалия, афазия, дислексия, дисграфия.

Группа 3. Включает детей с недостатками мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи. Характерные отклонения – ринофония, дисфония, заикание.

У детей с ТНР нарушены восприятие, внимание, память, мышление, как правило, есть интеллектуальное отставание от обычных сверстников.

Восприятие. Нарушения слухового восприятия отмечают у всех детей с ТНР. Ведь развитие фонематического слуха напрямую связано с развитием всех сторон речи.

Зрительное восприятие отстает от нормы и ха­рактеризуется тем, что ребенок с ТНР не может запоминать целостные образы предметов. При этом простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы.  

Важно

Еще дети с ТНР неуверенно чувствуют себя в пространстве, например, путают понятия «справа» и «слева». Эта неуверенность также проявляется при рисовании и письме.

Дети с ТНР, как правило, имеют неустойчивое внимание, которое с трудом распределяют и переключают. За счет этого у них есть проблемы с планированием и контролем своих действий. Сосредоточиться на том, что говорит учитель на уроке, таким школьникам обычно тяжело.

Память. Объем зрительной памяти детей с ТНР практически не отличается от нормы. Исключение составляют дети с дизартрией: им тяжело запоминать геометрические фигуры. Причина в том, что у этих школьников есть проблемы восприятия формы, а их пространственные представления слабы. Слуховая память детей с ТНР понижается с уровнем речевого развития.

Мышление. Как правило, дети с ТНР имеют недостаток сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, им тяжело устанавливать предметно-следственные связи. Проблемную ситуацию они оценивают поверхностно.

Д ля детей с ТНР характерны

1. Недостаточная подвижность.

2. Инертность.

3. Быстрая истощаемость воображения.

 

Эмоционально-волевая сфера школьников с ТНР имеет специфические особенности. У детей можно наблюдать эмоциональную незрелость, трудности произвольного поведения, зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению. За счет проблем с речью страдает коммуникативная сторона жизнь ребенка с ТНР: ему сложно подбирать формы поведения в разных ситуациях общения, уживаться в коллективе сверстников.

Важно

Стесняясь дефектов речи, ребенок с ТНР может иметь заниженную самооценку, быть чрезмерно обидчивым, неуверенным в себе, ранимым, застенчивым, замкнутым, тревожным, даже агрессивным.

У детей с дизартрией эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости. За счет этого нервная система таких школьников истощается. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание. Другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к новой обстановке.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.