Подсказки для родителей и педагогов. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Подсказки для родителей и педагогов.

2020-11-03 73
Подсказки для родителей и педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подсказки для родителей и педагогов.

 

 

 

 

Содержание

Теория

3 Что такое гиперактивность?

5   Критерии гиперактивности с дефицитом внимания.

Диагностика

7 Как поставить диагноз  СДВГ?

Рекомендации

11  В помощь педагогам и воспитателям.

13 Родителям и не только...

14 Программа психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка в комплексной терапии с синдромом дефицита внимания (СДВГ).

17 Примеры совместных игр с гиперактивными детьми.

Литература

21 Список литературы


Теория

Что такое гиперактивность?

«Гипер…» - (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный».

Термин «иперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования.

Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и пр.[1].

В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему – ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен. [2, 3].

В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности.

Таким образом, Гиперактивность (чрезмерная активность, двигательная расторможенность) – это выраженные, несоответствующие возрасту формы хронического нарушения поведения, проявляющиеся в виде повышенной двигательной активности, неусидчивости, суетливости, двигательного беспокойства.

 

30% детей школьного возраста демонстрируют гиперактивность.

Виды гиперактивности

Существуют разные виды гиперактивности:

· Гиперактивность с дефицитом внимания;

· Гиперактивность без дефицита внимания;

· Гиперактивность с дефицитом внимания «плюс». У таких детей наряду с синдромом дефицита внимания обнаруживаются парциальные когнитивные нарушения при исследовании речи, зрительно – пространственного восприятия, арифметических навыков, праксиса и краткосрочной памяти.

 

Наиболее часто встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

За последние 20-30 лет достигнут значительный прогресс в изучении синдромов гиперактивности и дефицита внимания. Выделены признаки, которые могут свидетельствовать о гиперактивности ребенка уже на самых ранних этапах развития.

В качестве таких признаков указываются:

· Повышенный тонус организма

· Гипервозбудимость (когда дети проявляют беспокойство и беспричинный крик)

· Избыточная двигательная активность

· Усиление потливости

· Учащение дыхания

· Нарушение сна (ребенок трудно засыпает, часто просыпается, вздрагивает при незначительном звуке)

· Сонливость или перевозбуждение в течение дня, иногда наоборот, ребенок не спит весь день и чувствует себя бодро.

По данным Н.Н. Заваденко в возрасте от одного до двух лет гиперактивных детей отличает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушение сна, а также нарушения в развитии речи.

Наиболее выраженные симптомы гиперактивности проявляются в возрасте от трех до семи лет и характеризуются тем, что ребенок «находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, не слышит, не выполняет указания взрослых. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, раздражаются, если на них не реагируют. Они часто бросают вещи, игрушки, они непослушны». [4].

Нарушение внимания

(невнимательность)

1. Не может удерживать внимание на деталях, из-за небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, при выполнении другой работы.

2. С трудом сохраняет внимание в ходе выполнения заданий или во время игры.

3. Ребенок «не слышит» обращенную к нему речь.

4. Не может следовать инструкции и выполнить ее, доводить до конца задание (при этом он понимает само задание).

5. Испытывает трудности при самостоятельном выполнении задания в разных видах деятельности.

6. Проявляет недовольство, сопротивляется, избегает те задания, которые требуют длительного умственного напряжения.

7. Часто теряет вещи, как в школе, так и дома (игрушки, карандаши, книги и пр.).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

 

Гиперактивность

1. Наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.

2. Во время уроков часто встает со своего места, ходит по классу.

3. Проявляет бесцельную двигательную активность, бегает, крутится.

4. Не может тихо играть или спокойно заниматься каким-то делом.

5. Находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему привязали «мотор».

6. Часто бывает болтливым.

 

Импульсивность

1. Отвечает на вопрос, не выслушав его до конца и не задумываясь.

2. С трудом дожидается своей очереди (в различных ситуациях).

3. Пристает к окружающим и мешает другим.

4. Часто меняется настроение.

5. Нравится работа, которую можно сделать быстро.

Дополнительные критерии для постановки диагноза СДВГ *

 

1. Изперечисленных признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности по крайней мере 6 каждого из них должны наблюдаться у ребенка.

2. Признаки невнимательности, гиперактивности и импульсивности должны наблюдаться одновременно.

3. Выраженность симптомов поведения.

4. Признаки СДВГ возникли до 7 лет.

5. Является постоянным (проявляется не менее 6 месяцев).

6.  Проявляются в разных обстановках и видах деятельности.

7.  Интеллект ребенка должен быть сохранен.

8. Является причиной существенного ухудшения в социальном взаимодействии и обучении.

* Если хотя бы один из предложенных дополнительных критериев не подтверждается, значит необходимо искать другие причины такому поведению ребенка.

 

Диагностика

Как поставить диагноз СДВГ.

 

Для постановки диагноза необходимо наличие шести и более из перечисленных симптомов, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и проявляются не менее, чем в двух сферах деятельности (игра – труд – дом – школа), и приводят к недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Окончательный диагноз должен ставиться только с участием врача – невропатолога, поскольку есть еще целая группа состояний, по симптоматике схожих с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

 

Аналогичные проявления встречаются при некоторых эндокринных заболеваниях, в том числе дисфункции щитовидной железы. Следовательно, постановка диагноза должна осуществляться разными специалистами совместно (эндокринолог, невропатолог, педиатр, психиатр, психолог).

 

Дефицит активного внимания

Утверждение Да Нет
1. непоследователен в поведении    
2. имеет трудности в организации    
3.имеет много незаконченных проектов    
4. не слышит, когда к нему обращаются    
5. с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его    
6. теряет вещи    
7. избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий    
8. часто бывает забывчив    

Импульсивность

Утверждение Да Нет
1. не может регулировать свои действия    
2. не умеет подчиняться правилам    
3. отвечает до того, как его спросят    
4. не может дождаться своей очереди    
5. часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего    
6. плохо сосредотачивает внимание    
7. не может отложить вознаграждение    
8. вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других -нет)    

Если в возрасте до 7 лет проявляется хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог, психолог может предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.


Рекомендации

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.

1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка.

 

2. Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений.

3. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

 

4. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

 

5. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание должно быть постоянным, т. к. гиперактивные дети часто забывают его.

 

6. Оптимальное место ребенка в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя.

 

7. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока попросите ребенка вымыть доску, собрать тетради и т.п.

 

8. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих занятий, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена занятий с небольшим числом вопросов.

 

9. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

 

10. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

 

11. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

 

12. Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем.

13. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

 

14. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

 


Родителям и не только…

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, даже при незначительном успехе. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

 

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

 

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

 

4. Если что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.

 

5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, выгуливать собаку и т. п.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

 

6. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба, выполнение домашних заданий.

 

7. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаградить покупкой, сладостями, поездкой.)

 

8. Избегайте завышенных или наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

 

9. Определите четко рамки поведения, что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстранили от требований, которые применяются к другим.

 

10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания не должны быть приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности, в остальных не будьте столь придирчивы.

 

11. Вызывающее поведение Вашего ребенка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени, играйте, учите общаться, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

 

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, сон, все должно совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за соблюдение режима.

 

13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев желательно подобрать неяркий, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в комнате ребенка спортивный уголок.


Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности ребенка в комплексной терапии с синдромом дефицита внимания (СДВГ).

1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и всячески поощрять даже малейшие случаи хорошего поведения ребенка, его учебные и творческие успехи.

2. Родителю и учителю избегать слов "нельзя" и "нет", так как ребе­нок часто не в силах "затормозиться".

3. Сажать такого ребенка в классе не на задних партах, а впереди, в центре, напротив доски.

4. Сидеть в классе такой ребенок должен один (лучше не за партой, а за столом). Вокруг него должно быть минимальное количество отвлекающих его внимание предметов.

4. Четкий распорядок, режим труда и отдыха.

5. Строго оберегать от утомления.

6. Одновременно давать только одно задание.

7. Задания давать дробные, четко структурированные на этапы, с обязательным контролем исполнения после каждого этапа зада­ния. Принцип: шаг за шагом.

8. Все устные инструкции дублировать в письменном виде (зритель­ный анализатор), подкреплять кодированием тактильно-кинесте­тическими стимулами.

10. Для активизации внимания использовать легкие прикосновения

к руке, плечу. Ребенка чаше обнимать, брать за руку, поглаживать по голове.

12. Обращаться к ребенку спокойно, мягко, добиваться душевного контакта,

13. Не привлекать внимание к эмоционально значимой ситуации.

14. Тщательно оберегать от утомления,

15. Избегать скопления людей.

16. Если учитель запланировал игровую форму урока, для ребенка с гиперактивностью (ГДС) нужно изначально предусмотреть роль наблюдателя, судьи, подсчитывающего очки. Нежелательно участие такого ребенка в играх и соревнованиях и на уроках физкультуры.

17. Физическая нагрузка должна быть слабой и средней интенсивно­сти, но длительная по времени (бег трусцой на длинные дистан­ции, плавание, работа на велотренажерах).

18. Всячески поощрять творческую активность ребенка, глубоко изу­чив его индивидуальные предпочтения (цветовой, формообразу­ющей, звуковой среды, фольклора, творческих и бытовых заня­тий, литературы, области физической культуры, продуктов пита­ния, характера любимых ландшафтов, климата).

19.Использовать специально разработанные для детей с СДВ твор­ческие задания на уроках ИЗО и труда. Рекомендуем работу со штриховкой, моделирование в бумаге с использованием мелких полосок бумаги. Выбор цвета при рисовании ограничиваем. Из
палитры исключаются оранжевые, фиолетовые, черные цвета, при графических работах используется коричневый цвет. Во всех заданиях вместо контраста (цветового, по форме, размеру и т.д.) рекомендуются нюансные отношения, графика имеет неагрес­сивный характер.

20.Развитие мелкой моторики и дифференциации тактильных ощу­щений.

21.В ближайшем окружении ребенка активно использовать голубой цвет и все оттенки зеленого.

22. Активно используется спокойная, релаксационная музыка (ин­дивидуальный плейер).

23. В 1-м классе рабочую плоскость тетради ограничивать с по­мощью накладной рамки зеленого цвета, которая приклеивалась к обложке.

24. Домашнюю работу выполнять все время в одном месте, где со­здан соответствующий интерьер.

25. При выполнении домашних заданий тщательно готовить усло­вия: убирать все отвлекающие предметы, изолировать от посто­ронних звуков, категорически исключается одновременный про­смотр телепередач.

26. На период реабилитации исключить компьютерные игры.

27. Снизить потребление сахара.

28. Снизить потребление продуктов с салицилатами (пищевые кра­сители, ароматизаторы в жевательных резинках, газированной воде), кофеином.

29. Массаж, водные процедуры (любые и много).

30. Работа с лупой, мелкими деталями, их описание, исследователь­ская, натуралистическая работа.

31.При затруднениях в решении задач рекомендуется работать по
следующему алгоритму:

—прочитать весь текст задачи;

—разделить текст на смысловые части;

—каждую часть записать на отдельном маленьком листочке бу­маги цветным фломастером (каждую смысловую часть — сво­им цветом);

— при решении задачи ребенок манипулирует листочками во внешнем, развернутом, плане, без необходимости удерживать всю эту информацию в памяти, т.е. умственное действие выносится наружу, что заметно облегчает решение задачи.

32.При выраженности пространственных нарушений в дошкольном возрасте рекомендуются следующие упражнения:

—Лист бумаги разлиновать на 9 прямоугольников, из цветной бумаги вырезать квадрат, треугольник, круг, работать по ин­струкции: "положи квадрат слева от треугольника" или "раз­мести круг справа сверху от квадрата" и т.д.

—Копировать фигуры с образца.

—Распознавать перечеркнутые рисунки, недорисованные изоб­ражения.

—Различать геометрические фигуры по форме, величине, сличать их, делать выбор,

—Рисовать фигуры по памяти.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте:

—Конструировать фигуры из СПИЧЕК, с помощью нити,
шнурка» цепочки,

—Ощупывать объемные буквы с закрытыми глазами, узнавать их.

—Писать буквы по воздуху с закрытыми глазами.

—Ощупывать выложенные из спичек, шнурка и т.д. буквы, уз­навать их с закрытыми глазами.

Хороший эффект дают игры:

—"Достраиваем букву" из исходного элемента путем добавле­ния к ней других элементов (с вырезанными из картона час­тями букв).

—"Буквенная мозаика": на 4—5 карточках пишутся сходные (внешне) буквы. Карточки разрезаются на 4 части, последние перемешиваются. Требуется составить буквы из элементов,

—Переделывание букв путем добавления или убавления элементов.

—Находить "спрятавшиеся" буквы.

—Копировать позы рук, которые принимает учитель (воспита­тель, родитель). Позы;

а) приложить пальцы правой руки к подбородку тыльной стороной ладони к себе;

б) правую руку держать горизонтально, левую подвести к ней вертикально;

в) поза наоборот (зеркально);

г) соединить четвертый палец каждой руки с большим паль­цем своей руки; и др.

—Диктант из букв, близких по зрительному образу, с обязательным предварительным прописыванием по воздуху или объяс­нением, из каких элементов состоит буква.

—Диктант из слов с буквами, близкими по написанию, с обязательным вычленением таких букв (предупредительный диктант).

—Желательно чтение "цветных слов", В таких словах буквы написаны разным цветом, что облегчает их дифференциацию.

33. При затруднениях в понимании логико-грамматических конст­рукций текста анализируются реальные предметы, их взаимоот­ношения в пространстве, затем с опорой на картинки. При рабо­те с текстом ребенок карандашом отмечает места, трудные для понимания.

—Полезно по ходу чтения (прослушивания) текста делать зари­совки.

—Желательно, чтобы учитель разрешал ребенку по ходу объяснения нового материала делать письменные схемы, рисунки.

—Чтение с рамкой (для торможения угадывающего чтения и сосредоточения внимания на отдельных буквах, входящих в со­став слова).

—Для "схватывания" смысла всего текста — составить его план (рисунок, схему), пересказать по плану (рисунку, схеме).

34.При решении задачи — подчеркнуть в первом предложении, что
говорится о главном. Нарисовать главное схематически. Пере­сказать смысл первого предложения "своими словами". Найти, что говорится о главном во втором предложении. Зарисовать это схематически. Пересказать "своими словами". Пересказать текст задачи короткими простыми предложениями. Следует подчерк­нуть обязательность составления к задаче СХЕМЫ; РИСУНКА.
При усвоении устного счета через десяток должна быть опора также на рисунок, схему (лестница чисел, лучше цветная). Очень по­лезно использовать СЧЕТЫ.

35. Объем ежедневных занятий не должен быть велик: школа — плюс то время, когда ребенок выполняет домашние задания по рекомендуемым методикам (20 мин).

 

Единство и координация усилий специалистов Центра, педагогов и родителей по реабилитации ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью дает значительно лучший эф­фект: проявления симптомов почти полностью исчезают уже к предподростковому возрасту. Прогноз дальнейшей социализации и обучения ребенка будет, безусловно, положительным.  

(Научный консультант ЦЕНТРА, доктор медицинских наук, профессор                                       ШИЛОВ С.Н.).

 

 


Примеры совместных игр с гиперактивными детьми.

 

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Необходимо помнить, что такой малыш чувствует себя менее защищенным, чем обычный, и нуждается в специальном игровом пространстве.

Оно должно быть:

1. максимально безопасным (исключить острые углы, неустойчивые предметы, закрыть электрические розетки и т. д.),

2. вызывать ощущение комфорта,

3. иметь специальный "уголок уединения".

Гиперактивный ребенок, хотя и производит впечатление вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения. Поэтому когда становится понятно, что ребенок устал, обязательно - в "уголок уединения". Где можно посидеть с ним вдвоем, погладить его, поговорить негромко.

 

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры.

 

В подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми.

 

В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть.

 

Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

Примеры игр для детей с СДВГ:

1. Передай мяч (автор Н.Л. Кряжева)

Игры за партами

Многоножки

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

 

2. Морские волны (авторы Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, снижение мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль!» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны!» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают все ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. По сигналу учителя «Шторм!» все повторяется с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль!»

 

3. Ловим комаров (авторы Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, предоставить возможость гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

По просьбе педагога дети представляют, что наступило лето, и в открытую форточку в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» дети принимаются ловить комаров, в медленном и среднем темпе, делая хаотичные движения в воздухе, сжимая или разжимая при этом кулаки то поочередно, то одновременно.

Каждый «ловит комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стоп!» все садятся, вытягивают расслабленные ноги, встряхивают несколько раз кистями рук, отдыхают.


Литература:

  1. Брязгунов И.П. Ваш ребенок сверхподвижен // Хрестоматия: обучение и воспитание детей «группы риска», М. 1996.
  2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. 1972.
  3. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М. 1997.
  4. Заваденко Н.Н Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Издательский Центр «Академия», 2005.
  5. Л.В. Пасечник Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: тревожность, гиперактивность, агрессивность. СПб., 2007

 

 

подсказки для родителей и педагогов.

 

 

 

 

Содержание

Теория

3 Что такое гиперактивность?

5   Критерии гиперактивности с дефицитом внимания.

Диагностика

7 Как поставить диагноз  СДВГ?

Рекомендации

11  В помощь педагогам и воспитателям.

13 Родителям и не только...

14 Программа психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка в комплексной терапии с синдромом дефицита внимания (СДВГ).

17 Примеры совместных игр с гиперактивными детьми.

Литература

21 Список литературы


Теория

Что такое гиперактивность?

«Гипер…» - (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный».

Термин «иперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования.

Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и пр.[1].

В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему – ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен. [2, 3].

В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности.

Таким образом, Гиперактивность (чрезмерная активность, двигательная расторможенность) – это выраженные, несоответствующие возрасту формы хронического нарушения поведения, проявляющиеся в виде повышенной двигательной активности, неусидчивости, суетливости, двигательного беспокойства.

 

30% детей школьного возраста демонстрируют гиперактивность.

Виды гиперактивности

Существуют разные виды гиперактивности:

· Гиперактивность с дефицитом внимания;

· Гиперактивность без дефицита внимания;

· Гиперактивность с дефицитом внимания «плюс». У таких детей наряду с синдромом дефицита внимания обнаруживаются парциальные когнитивные нарушения при исследовании речи, зрительно – пространственного восприятия, арифметических навыков, праксиса и краткосрочной памяти.

 

Наиболее часто встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

За последние 20-30 лет достигнут значительный прогресс в изучении синдромов гиперактивности и дефицита внимания. Выделены признаки, которые могут свидетельствовать о гиперактивности ребенка уже на самых ранних этапах развития.

В качестве таких признаков указываются:

· Повышенный тонус организма

· Гипервозбудимость (когда дети проявляют беспокойство и беспричинный крик)

· Избыточная двигательная активность

· Усиление потливости

· Учащение дыхания

· Нарушение сна (ребенок трудно засыпает, часто просыпается, вздрагивает при незначительном звуке)

· Сонливость или перевозбуждение в течение дня, иногда наоборот, ребенок не спит весь день и чувствует себя бодро.

По данным Н.Н. Заваденко в возрасте от одного до двух лет гиперактивных детей отличает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушение сна, а также нарушения в развитии речи.

Наиболее выраженные симптомы гиперактивности проявляются в возрасте от трех до семи лет и характеризуются тем, что ребенок «находится в постоянном движении, бегает, как заведенный, не может спокойно усидеть на месте во время занятий, не слышит, не выполняет указания взрослых. Такие дети крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, раздражаются, если на них не реагируют. Они часто бросают вещи, игрушки, они непослушны». [4].


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.