Буклет предназначен для Вас, если Вы являетесь родителем или воспитателем маленького ребенка. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Буклет предназначен для Вас, если Вы являетесь родителем или воспитателем маленького ребенка.

2020-11-03 182
Буклет предназначен для Вас, если Вы являетесь родителем или воспитателем маленького ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа ICDP

 

Буклет для воспитателей:

 

Принципов хорошего диалога

 

Карстен Хундейде

                             Николеттa Армстронг


Об этом буклете

 

 

Программа ICDP определяет «8 принципов хорошего диалога» как важные для развития аспекты коммуникации между взрослыми и детьми. Принципы являются простыми, универсальными идеями, естественно присутствующими в ходе общения между взрослыми и детьми в любой культуре, несмотря на существенные отличия между культурами в том, как 8 принципов выражаются и применяются на практике.

Буклет предназначен для Вас, если Вы являетесь родителем или воспитателем маленького ребенка.

Вы можете принимать данные принципы за «систему отсчета», которая поможет вам исследовать ваш собственный метод коммуникации с ребенком. В этом смысле они являются средствами повышения уровня осознанности в процессе самонаблюдения того, что вы уже практически делаете в ходе общения с своим ребенком. В действительности принципы представляют собой скорее вопросы, на которые вы будете искать ответы. Как, например, вы в своем повседневном опыте взаимодействия с ребенком достигаете концентрации внимания на одном и том же предмете? Как вы выражаете свою любовь к ребенку? Как вы регулируете поведение своего ребенка? Как вы его хвалите? Как вы даете ребенку объяснения? и т.п.

Как вы увидите на последующих страницах, данный буклет сможет помочь вам оценить ваше собственный стиль взаимодействия, путем подсчета баллов по шкале Ликерта. Вы даже сможете построить свой собственный профиль взаимодействия.

Вам необходимо будет обращать внимание не на исключительные ситуации, а на ваш повседневный опыт, который имеется у вас в общении с ребенком дома или на улице. Вы сможете анализировать качество этого опыта, и, делая это, сможете глубже раскрыть индивидуальные характеристики, интересы, потребности и желания вашего ребенка, а также ваш собственный способ реагирования на них.

Назначение данного буклета и упражнений, приведенных в нем, состоит в том, чтобы придать вам уверенность в выявлении и следовании вашей собственной природной способности к заботе о ребенке.


ПРИНЦИПОВ КАЧЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ

Дорогой участник программы, данный буклет вы должны забрать с собой домой. Он содержит иллюстрации для каждого из 8 принципов с текстом. Приведены также некоторые упражнения. Фасилитатор объяснит вам, как использовать этот буклет, чтобы он оказался полезным для вас.

 

После каждого из 8 принципов имеются пустые странички, которые вы можете использовать для различных целей:

 

 

1. Чтобы нарисовать вашу собственную картинку (если вы пожелаете) с изображением ситуации из вашего опыта, иллюстрирующую содержание одного из принципов

 

 

2. Записать задание, которое вас попросили выполнить дома, так чтобы вы не забыли, о чем вы договорились с вашим фасилитатором на одной из встреч

 

 

3. Записать дома ваши наблюдения в связи с вашим заданием

 

 

4. Также имеются пустые страницы для ваших собственных мыслей и комментариев, где вы можете записать ваши собственные примеры, описывающие ситуации, которые были особенно важны в практике воспитания вашего ребенка

 

 

5. Вначале буклета имеются странички для вашего дневника. Здесь вы можете записать, что вы почувствовали во время встречи с фасилитатором в определенный день, например: Сегодня мне понравилось…, Я обнаружил…, Для меня оказалось трудным…, Мне не понравилось…, Другое

 

 


Две системы коммуникации

 

Существует две системы коммуникации между вами и вашим ребенком, которые функционируют параллельно:

 

 

1. Изначальная эмоциональная система коммуникации реализуется вами в общения лицом к лицу с вашим ребенком, обменом взглядами, выражениями лица, звуками, жестами, телесным языком и касаниями. Существует особая эмоциональная близость между вами и вашим ребенком, прекрасное созвучие в чувствах и спонтанная способность реагировать и обмениваться чувствами друг друга. Вы оба знаете, когда «говорить» самому и когда «отвечать» в этом эмоциональном диалоге, похожем на танец в такт друг другу. Эмоциональный диалог является естественным и простым для осуществления, но он также и очень важен, поскольку является непременным условием для развития доверия и привязанности.

 

2. Существует еще одна система коммуникации, развивающаяся из первой системы по мере подрастания вашего ребенка и вашего принятия на себя роли наставника. Это происходит путем поддержки инициатив ребенка, направленных на внешний мир, и объяснения того, что воспринимает ребенок. Когда вы принимаете участие в деятельности ребенка, помогаете ему осуществить его/ ее проекты; когда вы вместе воспринимаете что-то, описываете и объясняете то, что ребенок делает и видит; когда вы вместе планируете что-то сделать – во всех этих случаях вы принимаете на себя роль посредника. Путем такого посредничества дети постепенно развивают компетенцию и опыт, необходимые им для адаптации к требованиям общества.

 

Данный тип коммуникации называется посредническим диалогом, в котором вы действуете как интерпретатор или посредник вашего ребенка, удовлетворяющий его/ ее естественное любопытство узнать больше о мире. Такой посреднический диалог является «пищей» для мозга.

 

 


 

 

Две системы коммуникации

 

По направлению                                                                                                           По направлению 

к миру                                                                                                                              к миру

         
 

 

 


                                                                           Я                                      Другой

 

                                                                      Посредническая система

 


Я                     Другой

 

 


Эмоциональная система

 

Программа ICDP использует 8 принципов хорошего диалога: первые 4 принципа имеют отношение к эмоциональной системе коммуникации, описанной выше, в то время как вторые 4 принципа связаны с посреднической системой.


Биполярная шкала

 

 

Положительный полюс: Отрицательный полюс:
1. Выражение позитивных чувств и любви   1. Выражение негативных чувств, неприятие ребенка    
2. Следование или реагирование на инициативу ребенка   2. Навязывание ваших собственных намерений и желаний ребенку    
3. Установление позитивного личностного диалога – вербального и невербального   3. Отсутствие диалога с ребенком – игнорирование ребёнка    
4. Похвала и подтверждение успехов ребенка   4. Препятствование ребенку, не подтверждение его успехов    
5. Помощь ребенку в концентрации внимания и выражении его опыта восприятия мира   5. Приведение ребёнка в замешательство противоречивым опытом    
6. Помощь в осмыслении опыта ребенком, выражение при этом воодушевления   6. Отсутствие вербальной реакции (молчание) и безразличие к опыту взаимодействия ребенка с окружающим миром    
7. Расширение и обогащение опыта ребенка с помощью объяснений, сравнений и воображения   7. Отсутствие вербальной реакции (молчание) или простая констатация того, что есть, или того, что необходимо в данный момент. Отсутствие выхода за пределы ситуации для обогащения ребенка    
8. Регуляция и направление действий и замыслов ребенка. Внесение ограничений на то, что можно делать в позитивной форме. Предоставление возможных вариантов действий ребенка   8. Игнорирование ребенка – позиция невмешательства, позволение ребенку действовать, как он пожелает без всякого вмешательства, поддержки или ограничения. Констатация только того, что он не может делать.  

 

Образом

Детям необходима помощь в развитии их самоконтроля и способности разрабатывать планы и выполнять их. Руководите вашим ребёнком позитивным образом:

· Важно установить чёткие границы дозволенного и недозволенного поведения. Если ребёнок делает что-то, чего делать нельзя, предложите положительную альтернативу в виде другой деятельности. Когда ребёнок станет старше, объясните, почему некоторые вещи делать нельзя, а не говорите просто: «Этого не делай... того не делай...»

· Руководите действиями вашего ребёнка, планируя их шаг за шагом до достижения цели, максимально позволяя ребёнку быть ведущим. Если ребёнок «застрял», помогайте намёками в отношении следующего шага, но не делайте ничего вместо ребёнка. Таким способом вы поможете вашему ребёнку освоить новый вид деятельности, который он впоследствии сможем выполнить без вашей помощи.  

 

 

Задания:

А)   В какой мере вы руководите ребёнком позитивным образом, показывая ему альтернативы действиям, которые ему делать нельзя; помогая ребёнку планировать, осуществлять действия в правильном порядке, показывая ему следующий шаг, и т.д.?

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5?

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере Не знаю

В)   Приведите примеры того, как вы делаете это на практике.

С)   Как, по-вашему, будет вести себя ребёнок, которому родители никогда не устанавливали ограничений и которым никогда не руководили позитивным образом? Или родители которого всегда всё запрещают?

Мои иллюстрации:

 


Мое домашнее задание:

 


Мои наблюдения в связи с моим домашним заданием:

 

 


Опыт общения с ребенком:

 


Бланк 1

для оценки качества взаимодействия между вами и вашим ребёнком.

 

Эмоциональное экспрессивное взаимодействие.

 

 

1)    В какой мере вы проявляете по отношению к ребёнку положительные чувства и показываете, что любите его.

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

2)    В какой мере вы внимательны к сигналам, желаниям ребёнка, его намерениям, и в какой мере вы пытаетесь подстроиться и следовать тому, чем занят ваш ребёнок?

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

3)    В какой мере вы разговариваете с ребёнком и пытаетесь установить положительный контакт или «диалог», с помощью эмоций, контакта глаз, улыбок и звуков, которыми вы поочерёдно обмениваетесь?

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

4)    В какой мере вы хвалите и поддерживаете ребёнка в том, что он пытается делать?

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

Бланк 2

 

Посредническое обогащающее взаимодействие.

 

 

1)    В какой мере вы помогаете ребёнку направить и сконцентрировать его внимание с тем, чтобы вы могли воспринимаете предметы окружающего мира вместе с ребёнком?

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

 

2)    В какой мере вы даете названия и описываете то, что воспринимаете вместе с вашим ребёнком, в то же время выражая воодушевление и радость по поводу воспринимаемого?

 

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

 

3)    В какой мере вы расширяете и обогащаете опыт ребёнка в отношении окружающего мира, сравнивая его с другим опытом, давая объяснения и рассказывая истории и сказки?

 

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

 

 

4)    В какой мере вы руководите ребёнком позитивным образом, показывая ему положительные альтернативы поведения, помогая планировать, осуществлять действия в правильном порядке, показывая ему следующий шаг в решении задачи, и т.д.?

        

1 ---------------- 2------------------- 3------------------- 4----------------- 5

 

В очень небольшой мере В небольшой мере   Средне В большой мере В очень большой мере

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Поведения.

 

Ребенок должен постоянно помнить ограниченный набор простых правил, на которые постоянно ссылаются, так что эти правила известны и признаются. Эти правила должны быть простыми и четкими как для дома, так и для игровой группы или детского сада.

 

«Нельзя толкаться/ драться/ царапаться/ кусаться/ щипаться.»

«Ты должен ждать своей очереди» и т.п.

 

Важно также иметь позитивные правила.

 

«Вы должны помогать друг другу».

«Ты должен прислушиваться к тому, что другие хотят тебе сказать.»

«Ты должен жалеть и утешать любого, кто чем-то расстроен» и т.п.

 

Ребенку необходимо объяснить, почему такие правила существуют и что происходит, если они нарушаются.

 

 

Проявления насилия.

 

Важно, чтобы обе стороны имели возможность объяснить их роль в инциденте и чтобы интерпретация случившегося пострадавшим не принималась автоматически. Во многих случаях пострадавший сам спровоцировал агрессию. Такие случаи можно использовать для дальнейшего развития понимания ребенком чувствительного поведения и для обсуждения того, как они могли бы разрешить свои разногласия мирным путем.

 

 

Возможные причины

           

Некоторые ситуации влекут за собой конфликт и прекращение

сотрудничества. Это особенно справедливо для ситуаций, когда, например, трое детей собираются вместе, а игрушек хватает только лишь на двоих из них (например, две качели). Другой типичной ситуацией в группе является соперничество по поводу того, кому играть в популярную игру, что может привести к исключению других детей. При условии проявления предусмотрительности возможно избежать таких конфликтных ситуаций. Это, однако, не значит, что детей необходимо полностью ограждать от любых конфликтов и соперничества с другими детьми, что также важно для процесса приспособления ребенка к различным социальным ситуациям. Дети в любом случае столкнуться с таким опытом, но путем анализа и улучшения ситуаций возможно, в определенной мере, избежать ненужных вспышек агрессии у детей. 

 

Об ICDP

 

 

Организация “International Child Development Programmes” (ICDP) – “Международные программы развития ребенка» - была основана командой из нескольких международных экспертов и зарегистрирована в 1992 в Осло (Норвегия) как «частная благотворительная организация, цель которой состоит в содействии здоровому развитию детей и молодежи во всем мире, имеющая право участвовать в других видах общественной деятельности, проводимых другими гуманитарными организациями, и являющаяся неполитической и нерелигиозной».

 

ICDP разработала простую программу повышения чувствительности, основанную на современных исследованиях в области детского развития. Программа повышает чувствительность и обогащает взаимоотношения между воспитателями и их детьми. В 1992г. программа ICDP получила положительную оценку и впоследствии была адаптирована Мировой организации здравоохранения (WHO) с названием «Программа ранней психо-социальной интервенции WHO/ICDP».

 

За последние несколько лет ICDP предложила образовательные программы правительственным и неправительственным организациям в нескольких странах мира, включая Норвегию, Данию, Англию, Россию, Украину, Боснию, Индонезию, Колумбию, Палестину, Анголу, Конго и Южную Африку. В Норвегии ICDP реализована на общегосударственном уровне.

 

Главный офис в Норвегии: E-mail: [email protected] [email protected]   Charity Registration No. 92/04227 Org. No. 971259906 N   www.icdp.info      

 

Программа ICDP

 

Буклет для воспитателей:

 

Принципов хорошего диалога

 

Карстен Хундейде

                             Николеттa Армстронг


Об этом буклете

 

 

Программа ICDP определяет «8 принципов хорошего диалога» как важные для развития аспекты коммуникации между взрослыми и детьми. Принципы являются простыми, универсальными идеями, естественно присутствующими в ходе общения между взрослыми и детьми в любой культуре, несмотря на существенные отличия между культурами в том, как 8 принципов выражаются и применяются на практике.

Буклет предназначен для Вас, если Вы являетесь родителем или воспитателем маленького ребенка.

Вы можете принимать данные принципы за «систему отсчета», которая поможет вам исследовать ваш собственный метод коммуникации с ребенком. В этом смысле они являются средствами повышения уровня осознанности в процессе самонаблюдения того, что вы уже практически делаете в ходе общения с своим ребенком. В действительности принципы представляют собой скорее вопросы, на которые вы будете искать ответы. Как, например, вы в своем повседневном опыте взаимодействия с ребенком достигаете концентрации внимания на одном и том же предмете? Как вы выражаете свою любовь к ребенку? Как вы регулируете поведение своего ребенка? Как вы его хвалите? Как вы даете ребенку объяснения? и т.п.

Как вы увидите на последующих страницах, данный буклет сможет помочь вам оценить ваше собственный стиль взаимодействия, путем подсчета баллов по шкале Ликерта. Вы даже сможете построить свой собственный профиль взаимодействия.

Вам необходимо будет обращать внимание не на исключительные ситуации, а на ваш повседневный опыт, который имеется у вас в общении с ребенком дома или на улице. Вы сможете анализировать качество этого опыта, и, делая это, сможете глубже раскрыть индивидуальные характеристики, интересы, потребности и желания вашего ребенка, а также ваш собственный способ реагирования на них.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.