Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-11-03 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
...Оставив позади нас Чегем, мы увидели перед собой прекрасную долину; ее оживляли кабардинские деревни, расположенные вблизи друг от друга, среди них деревня, в которой проживал Мурза-Миссаост, имела вид вполне европейский; дома в ней были построены лучше, чем это обычно можно видеть у черкесов; с удовольствием я смотрел на поля с кукурузой, горохом, бобами и фруктовые сады. Этот князь, которого я уже упоминал выше, является владельцем шестидесяти деревень, более трех тысяч лошадей и не меньшего количества голов крупного рогатого скота; тем не менее, как бы богат он ни был, его образ жизни очень прост. При нашем последнем свидании в Нальчике я спрашивал его, почему старщины народностей не выделяются более удобными, более просторными жилищами и не позволяют себе роскоши, соответствующей их положению. Он отвечал мне, что таковы обычаи, существующие у них, и он не решится нарушать их, чтобы не раздражать узденей и народ, которых муллы убеждают, что ужасающие последствия чумы, эпидемия которой разразилась у них двадцать лет назад, были наказанием за роскошь, которой кичились князья, и если князья вновь возвратятся к прежнему образу жизни, бог снова покарает их с такой же беспощадностью.
...На следующий день комендант любезно привел ко мне семнадцать детей в возрасте тринадцати-четырнадцати лет, выходцев из семей старшин карачаевцев, кабардинцев, дугуров и пр. В этом форте русское правительство распорядилось построить на государственные средства школу, где детей обучают бесплатно под надзором учителя-магометанина и под непосредственным руководством коменданта форта. Детей обучают читать, писать и говорить по-русски; их мэтр, или ходжа (khodja), некто Сора, дугур по национальности, а, следовательно, мадьяр; он говорит и пишет по-персидски, турецки, татарски и русски с одинаковой легкостью; у него располагающая физиономия и приятные манеры... (leur maitre est nomme Sora, Dougour de nation, par consequent Magyar; il parle et ecrit le persan, le turc, le tatare et russe avec une egale facilite; il a une physionomie agreable et de belles manieres).
|
Правительство, устраивая эту школу, имело в виду весьма мудрый политический расчет. Дети местных жителей, меняя свои первоначальные представления и постепенно отказываясь от своей неприязни к русским, возвратятся к домашним очагам более образованными, более развитыми и приобщенными к европейским нравам. Легкость, с которой учатся эти дети, необычайна, самый старший из них читал передо мной русскую книгу очень бегло и внятно, хотя пробыл в школе всего один год — срок, после которого родители забирают своих детей, чтобы прислать на их место других. На протяжении всего периода времени, что они находятся в Нальчикской школе, детей вполне прилично содержат, кормят и одевают по образу жизни в их стране. Они соблюдают под надзором их магометанского муллы предписанные Кораном посты, и русские далеки от мысли, чтобы обращать их в христианство. Со временем, вероятно, это может произойти, поскольку жители Кавказа, будучи невежественными в вопросах религии, доверяют духовное руководство своим муллам, которые не обладают другими знаниями, кроме умения читать по-арабски, не понимая смысла текста.
Часы занятий, приема пищи и прогулок четко установлены; время от времени родители учеников приезжают их навещать, и у них нет причин жаловаться на манеру обращения с их чадами...
...После обеда ко мне пришел ходжа Сора, чтобы сообщить мне некоторые отрывки из Дербенд-Намеха, истории Дербенда, в котором имеются описания многих народов Кавказа, и в особенности мадьяр. В этой истории упоминается город Маджары, который населял народ того же названия. Там говорится также о городе Кизляр, построенном и населявшемся мадьярами...
|
Глава LIII
Справка о черкесах
Вот краткая, но точная справка о черкесах, о которых до настоящего времени путешественники говорили лишь поверхностно.
Эта многочисленная и храбрая нация образует десять республик, или народностей: 1. Натухайцы; 2. Шапсуги; 3. Абадзехи; 4. Бжедухи; 5. Убыхи; 6. Хаттукайцы; 7. Абазы; 8. Бесленеевцы, которые считают себя потомками мадьяр. Эти народности, зачастую пребывающие во вражде, всегда объединяются при приближении опасности, способной угрожать их независимости. Каждая из этих республик приносит клятву, в случае грозящей опасности, выступать только в интересах общего дела, будь то оборона или нападение на врага. Клятва, приносимая в подобных обстоятельствах, соблюдается нерушимо. Клятвопреступление наказывается самым ужасающим образом. Связанная этими нерушимыми узами, каждая народность представляет собой надежный оплот союза. Князья являются хранителями подобного общественного договора по праву своего превосходства, праву, которое религиозно соблюдается их подданными. Старики у черкесов в большом почете, даже среди молодых людей, которые не могут себе позволить сесть в присутствии стариков, не будучи приглашены сделать это.
С рабами обращаются с большой гуманностью; их используют как домашнюю прислугу и в полевых работах. Их хозяева зачастую выделяют им участки земли, где они трудятся, отдавая своим хозяевам часть урожая.
Князья не имеют никакой иной власти, кроме права принимать вместе с узденями, или дворянами, участие в дележе украденного или награбленного. Случаи кражи между ними передаются на суд старейшин, и обычно вор наказывается штрафом в семикратном размере от суммы украденного. Убийство наказывается в зависимости от сопутствующих ему обстоятельств и положения личности убиенного.
В большом почете среди черкесов гостеприимство, которое уважается и рассматривается как священное право. Когда чужестранец становится кунаком (гостем) одного из их семейств, он огражден от любых попыток покушения на его честь, так как его хозяин в ответе за него. Несмотря на любовь к грабежам, черкесы склонны к доброжелательству и даже дружбе; они горды и довольно тщеславны. Среди этих народностей нередки примеры приемства: если чужестранец желает натурализоваться, жена его хозяина дает ему свою грудь, и таким образом приемство осуществляется, что дает чужестранцу право обосноваться в стране и жениться на местной девушке.
|
Легкость, с которой магометанские муллы, почти все невежды, распространили здесь заветы Корана, свидетельствует о податливости черкесов; нет никакого сомнения в том, что в настоящее время, когда влияние турок в этой стране полностью ликвидировано, с такой же легкостью здесь может быть распространено христианство. Непростительно безразличие Рима, который до сих пор не удосужился направить в эти края своих миссионеров, которые во многих местах здесь обнаружили бы крест, до сих пор почитаемый черкесами как символ культа подлинного бога. До сих пор еще можно встретить прекрасно выполненные и тщательно сохраняемые кресты в районе истоков Кубани и особенно вблизи Каменного моста, а также увидеть древнюю церковь за Кубанью, чудесно сохранившуюся; о ней шла речь в первой части книги.
Что касается их религии, то они верят в верховное существо, а также в божеств второго ранга, которых они почитают как апостолов. Они верят в бессмертие души, леса служат им храмами, и крест у подножья дерева освящает алтарь, на котором приносятся жертвы. Один из старейшин общины выполняет функции жреца. Стоя рядом с крестом, одетый в войлочное манто и с непокрытой головой, он открывает церемонию принесением жертвы, обычно козла или барана, за исключением больших торжеств, требующих принесения в жертву быка. Старик берет свечу, стоящую под крестом, и выжигает на шкуре животного то место, куда будет нанесен удар, выливая при этом на голову животного немного бузы; после краткой молитвы животное убивают. Голова его посвящается божеству, ее насаживают на шест неподалеку от алтаря. Шкура принадлежит приносящему жертву, а остальное идет на приготовление пира для присутствующих. После принесения жертвы жрец берет в одну руку чашу, а в другую — кусок хлеба; воздев руки к небу, он в таком положении просит верховное существо проявить милость к собранию. Благословив пиво и хлеб, он передает их для употребления самому старшему из присутствующих. Помощники передают ему другую чашу и кусок хлеба, и жрец повторяет ту же церемонию, обращаясь к матери божества, а затем передает чашу и хлеб другому старейшине, и так далее. Прежде чем отпустить помощников, жрец назначает дату церемонии принесения новой жертвы, что случается раз в неделю; выбирается воскресенье, понедельник, вторник, среда или суббота; остальные дни не благоприятны для принесения жертвы. Судя по этим церемониям, нельзя не заметить разность источников происхождения подобного культа: с одной стороны, заметно влияние идолопоклонства, а с другой — слабые представления о христианских таинствах; смешение этих культов порождает новую религию.
|
Кроме этих еженедельных празднеств, черкесы отмечают целый ряд других: день Мереим, богоматери, приходится на сентябрь. Неизвестно, почему она почитается как богоматерь, так как ее история не имеет к этому никакого отношения: Мереим всего-навсего покровительница пчел.
Весной отмечается день апостола Созериса. Черкесы утверждают, что он был большим путешественником, которому подчиняются ветры и воды. Особым почитанием он пользуется у тех, кто живет на берегу моря. Черкесы почитают еще трех божеств — это сестры,...которые охраняют домашнее спокойствие, мир между соседями и покрывают путников своими покровительственными крылами. Сходство этих трех божеств, наличие карающих и охраняющих божеств, лишний раз свидетельствует о смешении различных течений в черкесской мифологии.
В конце октября отмечается день поминовения усопших. Этот день отмечается каждой семьей в отдельности. Несколько дней спустя начинается праздник молнии и грома; этому божеству приписывают милость ниспослания на землю дождя и освежения воздуха после летней жары. Молния весьма почитается у черкесов; быть убитым молнией считается признаком божественного отличия.
Новый год у них совпадает с нашим и с периодом возобновления работ на полях; он отмечается два дня; однако с наибольшей торжественностью празднуется пасха; церемонии, которыми сопровождается этот праздник, не оставляют никакого сомнения относительно его происхождения. С началом марта они прекращают употреблять в пищу яйца. Они не дают и не берут в долг, ничего не принимают и даже не возьмут огня у соседа.
Другими черкесскими апостолами являются: Ноакаташ, Сшанка, Телебс, Йемиш и Мезит; у каждого из них есть свой день. Только в лecy и по случаю принесения животных в жертву черкесы позволяют себе употреблять в пищу мясо, а также еще и в том случае, если у них гостит чужестранец. В этом последнем случае они разнообразят свое меню рагу, которое они умеют приготовлять только с солью, молоком, медом и перцем.
|
Черкесы очень сдержанны; они умерены в пище и, за исключением торжественных случаев, обычно питаются вареным и подсоленным просом. Пища у них подается на турецкий манер; гость ест в одиночку, а хозяин дома и домочадцы, за исключением женщин, из уважения к гостю остаются на ногах. Гость оказывает честь, передавая то одному, то другому куски пищи, которую ему подносят. Женщины едят в отдельном помещении. На стол подаются только деревянные ложки. Рабы подают воду для мытья рук до и после приема нищи; за стол никогда не садятся, не вознеся предварительно молитвы богам.
Общепринятая среди черкесов умеренность служит им хорошую службу во время их походов. Их обычный напиток — «буза», они также варят крепкое пиво, которое по крепости и вкусу напоминает английское. Всадник, отправляющийся на несколько дней в поездку, удовлетворяется маленьким мешочком просяного теста, который приторачивается к седлу. Благодаря своей умеренности черкесы не знают многих болезней и доживают до глубокой старости, не зная тягот почтенного возраста, что не редкость у других народов. Других напитков, кроме бузы и пива, они не употребляют.
У мужчин обычна хорошая, статная и гибкая фигура: в этом смысле они не отличаются от своих предков, как их аттестует Абу-Эль-Касим, арабский историк, совершивший путешествие в страну черкесов, или Кашакию, как он ее называет. Это, —пишет он, — самая прекрасная порода людей среди всех кавказских народов; они отличаются особенно правильными чертами и белизной лица, а также высоким ростом.
Женщины довольно красивы, но они не заслуживают той репутации, которую им приписывают армяне, которые до взятия Анапы русскими продавали их на невольничьем базаре в Константинополе. Из-за преувеличений армян европейцы оставались в своем заблуждении относительно красоты черкешенок[196]. Однако следует признать, что они красивы, у них легкие и тонкие фигуры, красивейшие в свете глаза, брови красивого рисунка и длинные ресницы. Своим тонким станом черкесы обоего пола обязаны тому, что с самого раннего возраста они туго перетягивают фигуру — мужчины ремнем, а женщины корсетом; девушки снимают корсет только в замужестве; в первую брачную ночь супруг разрезает корсет острием кинжала.
При заключении брака черкесы платят родителям жены приданое; это приданое состоит из скота, оружия, верблюдов, лошадей, рабов и других предметов в зависимости от состояния родителей. Когда двое молодых людей хотят соединиться, молодой человек запрашивает через посредников согласие родителей своей возлюбленной; если он его получает, его отец отправляется к родителям невесты, чтобы обсудить вопрос о приданом, половина которого выплачивается сразу же, а вторая половина выплачивается в установленный по договоренности срок. Когда предварительные обсуждения закончены, молодой человек назначает своей возлюбленной свидание ночью, приезжает к ней в компании своих друзей и обычно отвозит свою невесту в дом жены общего друга обоих семейств.
Родители молодой на следующий день отправляются к родителям жениха и, изобразив разгневанный вид, требуют сообщить причину тайного похищения. Те отвечают, что их сын, желая жениться, поступил в соответствии с обычаями страны и что, следовательно, родители невесты должны дать согласие на этот союз. Хотя соглашение по всем пунктам достигнуто заранее, обычай требует, чтобы этого не показывали, и чтобы пригласили арбитров для решения спорного вопроса; однако судьи всегда выносят приговор в соответствии с договоренностью двух сторон.
На следующий день празднуется свадьба, на которую собираются все родственники и друзья — одни у соседей, где находится невеста, другие — у молодого человека; они сопровождают жениха, чтобы он во второй раз похитил свою невесту, в то время как первые поджидают их там, чтобы помешать ему сделать это. Все они вооружены палками и изображают баталию, во время которой невеста появляется в дверях дома, поддерживаемая двумя подругами; увидев ее, жених бросается вперед и уносит ее на руках. Молодые девушки заводят победную песню, и все «сражавшиеся» объединяются и сопровождают счастливых жениха и невесту.
Свадьба продолжается пять-шесть дней, но молодой муж не присутствует на торжествах, так как обычай требует, как мы видели выше, чтобы новобрачные не находились вместе в одной компании; вследствие этого он прячется в течение дня по соседству, а ночью его друзья приходят за ним в его убежище и провожают в апартаменты его жены, однако на рассвете он должен вновь скрыться. Такую жизнь он ведет приблизительно два месяца, избегая в особенности встречи со стариками. Такое же поведение требуется во время родов жены: с того момента, когда ему сообщают, что он будет отцом, он покидает дом и в течение нескольких дней решается появляться там только ночью. Рождение ребенка не имеет какого-либо религиозного характера; появление на свет ребенка отмечается небольшим праздником, а имя ему дают повивальные бабки по своему усмотрению.
Что касается черкесских костюмов, я их описал в главе XVIII, поэтому я здесь буду говорить только о женщинах. Они носят одежду из сукна различной окраски, и шубу, когда они наносят церемониальные визиты; во время же летней жары на них нет ничего, кроме легкого платья из хлопчатобумажной белой ткани, наподобие одежды татарских женщин в Крыму. Самые молодые заплетают волосы в косички, которые падают им на плечи. Поражает их искусство вышивания; они также занимаются шитьем и делают головные уборы для семьи. Помимо этих занятий на их плечи почти исключительно ложится забота о пчелах.
Черкесам принадлежит самая красивая часть Северного и Западного Кавказа. Земли там очень плодородны, имеются обширные пастбища с превосходной травой. Однако сельское хозяйство у них ограниченное и примитивное; они не обрабатывают землю под пары и ограничиваются лишь тем, что весной сжигают траву на участках, которые будут засеяны. Это единственный вид удобрений. Один и тот же участок земли обрабатывают в течение трех лет подряд, и когда земля истощается, переходят на другой участок. В целом они выращивают только просо, которое иногда дают в корм лошадям. Их стада не многочисленны; буйволов впрягают в плуг и в повозку. С большой заботой выращивают лошадей, которые у них прекрасной породы и очень ловкие. Овцы у них мелкорослые, но мясо у них высокого качества. Из овечьего молока делают сыр весьма приятного вкуса.
Черкесы рассказывают про одну гору, где прячутся духи, и которая поэтому считается прибежищем богов; ее называют Большой Храм. По всей вероятности, причиной этих преувеличенных рассказов являются суеверия и невежество. Эта гора расположена в группе высоких гор, но ниже остальных; эти горы образуют почти прямоугольник между Анапой и берегами Кубани, приблизительно на равном удалении в двенадцать лье от этих пунктов. Густая роща украшает вершину этой горы, а посредине плоской вершины прячется пещера, вход в которую затенен единственным в этом месте деревом. Птицы облетают это место, скот никогда не приближается к нему, а преследуемый зверь предпочитает отдаться в руки охотников, нежели укрыться в этой роще. Недавно трое черкесов решились преодолеть этот барьер и проникнуть в пещеру; двое из них стали жертвой собственной смелости, а третий, избежавший этой участи, рассказал, что он там видел, а через несколько дней впал в безумие.
У подножия этой горы находят античные изделия из золота, серебра, меди и керамики, но дотрагиваться до них строжайше запрещено, и в силу суеверия этот запрет соблюдается. Окрестности очень плодородны и полны диких фруктовых деревьев и виноградника. Говорят и о других подземельях, служащих сюжетом для подобных сказок; одна пещера находится неподалеку от Пшада, резиденции князя Мехемет-Ехандар-Оглы; к ней никто не решается приблизиться, так как считается, что она служит убежищем для злых враждебных духов. Народная молва гласит, что этот злой дух прикован там и осужден оставаться в этом состоянии до тех пор, пока не будут устранены на земле все людские пороки.
В этой стране встречаются монументы кубической формы, производящие впечатление весьма старинных. Природа в этих краях прекрасна, здесь без всякого ухода произрастают различные плодовые деревья. В южной части произрастает в изобилии дикий виноград; его засушивают в лозах на зиму, а также делают простейшее вино, сохраняя его в глиняных бочках. Весь край покрыт лесами, и толщина стволов многих деревьев говорит об их почтенном возрасте.
У черкесов смерть мужчины в результате ранений, полученных в бою, сопровождается самыми трогательными выражениями горя. О его кончине возвещают плач и крики находящихся в доме женщин, и новость быстро распространяется по округе. Подруги и соседки матери и жены воина, покончившего земные счеты, присоединяют свои рыдания к плачу несчастной семьи. Целью этих посещений не является принести утешение, но поплакать вместе, чтобы выразить уважение покойному. Труп сейчас же обмывают, сбривают всю растительность, одевают во все совершенно новое и укладывают на землю на циновку; на другую циновку рядом с телом складывают одежду покойного; оружие покойного выставляется у входа во двор как символ семейного горя, и проходя мимо оружия, посетители начинают издавать рыдания. Мужчины, однако, не выражают свое горе в такой же бурной манере; они появляются с покрасневшими глазами, но прикрывают их рукой, а другой рукой наносят сильные удары себе в грудь. Они бросаются на колени на циновку рядом с телом покойного и замирают в этом положении, сдерживая рыдания до тех пор, пока их не заставят подняться, сказав: «Довольно».
После этого им подают воду для обмывания рук и лица, и они направляются излагать соболезнования домашним. Обычай требует, чтобы покойник был предан земле в течение суток. Пока в доме готовятся искупительные жертвы, непременным компонентом которых является мясо домашних животных, несколько молодых людей идут готовить могилу. Во главе похоронной процессии идут старики и читают молитвы; сразу же за ними несут гроб, окруженный родственниками, друзьями и соседями покойного; шествие замыкают женщины с платками на шее, которые они держат за кончики и перемещают то вправо, то влево, издавая при этом горестные крики. Супруга, мать и ближайшие родственники покойного вырывают на себе волосы и расцарапывают лицо так, что на нем долго остаются следы.
После захоронения на могилу складывают часть мяса жертвенных животных, а также «пасту» и «бузу», предоставляя их для прохожих. Те, кто принимал участие в похоронной процессии, возвращаются в дом родственников покойного, где для них готовится тризна. Церемония завершается стрельбой из ружей, при этом наградой наиболее ловким служат шкуры животных.
Память о покойном увековечивается в песне, которая содержит биографию, и она переходит из поколения в поколение, если покойный был достоин высокого уважения... Песни превращаются в легенды, рассказывающие об истории страны. На следующий год празднуется годовщина похорон, и по этому поводу родственники покойного демонстрируют всю щедрость, на которую они способны. Они приготовляют для этой церемонии различные блюда. Число животных, приносимых в жертву, иногда доходит до пятидесяти; помимо этого огромного количества мяса каждая семья, принимающая участие в церемонии, приносит с собой еще несколько блюд. О праздновании годовщины извещают за несколько недель с тем, чтобы те, кто проживает в отдалении, могли быть своевременно предупреждены. Со всех сторон собираются гости и рассаживаются на поле мертвых, которое представляет собой обширное пространство, на котором разбросаны надгробья. У могилы находятся одежда, оружие и боевые кони покойного. Здесь же раскладывают куски ткани в зависимости от состоятельности родственников покойного. Если они очень богаты, они добавляют к этим предметам еще несколько лошадей, рабов и даже кольчугу: все это предназначено стать призами на скачках.
День протекает в играх и застолье; любой прохожий может принять в нем участие. На первых скачках, которые проводятся по этому случаю, проявляется известная галантность по отношению к прекрасному полу со стороны тех, кто оспаривает призы с тем, чтобы презентовать свой приз даме как дань ее красоте. Действительно, черкесы проявляют достаточно много внимания к прекрасному полу по разным поводам. Если всадник встречает на дороге женщину, он спешивается, предлагает свою лошадь женщине, и если та отказывается, он идет пешком рядом с ней до ее жилища; но подобная галантность вовсе не мешает тому, что женщины обязаны делать самую черную работу наряду с рабами. Они демонстрируют много вкуса и мастерства в своей работе. Украшения одежды и обуви, выполняемые из галуна, золотых и серебряных нитей, поражают своим совершенством. К тому же черкесские женщины весьма далеки от того, чтобы быть обреченными на заточение, что так часто бывает на Востоке, они не отделены от общества мужчин и пользуются полной свободой, но не злоупотребляют ею: чувство целомудрия, в отличие, например, от острова Таити, доминирует обычно в этой стране, одном из самых прекрасных уголков земли. Хотя у этих горцев полигамия в обычае, большинство их имеет только одну жену.
Черкесские женщины пользуются в Европе репутацией редких красавиц, но здесь впадают в ошибку. Действительно, среди них есть очень красивые женщины, но их нельзя сравнивать с женщинами Грузии, Имеретии и Мингрелии, в числе которых особенно красивы грузинки. Черкесские женщины воспитываются далеко не в изнеженности; до сих пор они не знают искусства защищать цвет лица от лучей жаркого солнца; их привычки просты, они далеки от увлечения модами, и к тому же их образ жизни существенно отличается от образа жизни грузинок, которые являются христианками и поддерживают отношения с очень элегантными русскими женщинами, копируя их самые изысканные туалеты. Одним словом, привычки, более тонкое воспитание, более изысканная пища, непрестанное желание нравиться — все это увеличивает красоту грузинских женщин и дает им превосходство в этом смысле над черкесскими женщинами. До взятия Анапы в предгорьях Кавказа крали совсем молоденьких девушек, продавали их в Константинополь, а работорговцы выдавали их обычно за черкешенок.
Черкесский язык весьма распространен на Кавказе; кроме того, на этом же языке говорят и абазы; эти народы, с течением времени, могут завязать оживленную торговлю с европейцами; поэтому я счел полезным для путешественников и коммерсантов поместить маленький словарь, содержащий наиболее необходимые слова.
Ягненок | шина | china | ||||
Игла | мазтах | maztah | ||||
Сейчас же | игисту | ighustou | ||||
Душа | пзах | pzah | ||||
Осел | шидд | chidd | ||||
Дерево | п''ха | p'kha | ||||
Сегодня | ноба | noba | ||||
Вперед | дапеге | dapeghe | ||||
Борьба | дшаке | dchake | ||||
Корабль | кух, куаффа | koukh, kouaffa | ||||
Красивый | дахе, даихе | dakhe, daikhe | ||||
Масло | т' ха | t'kha | ||||
Пиво | зирре | zirre | ||||
Голубой | меше | meche | ||||
Пить | иефен | iefene | ||||
Хорошо | пфише | pfiche | ||||
Рот | дше, ийа | dche, ija | ||||
Овца | мелл, малл | mell, mall | ||||
Огниво | цетла-мапха | tsetla-mapha | ||||
Пояс | каес | kaies | ||||
Жара | ингупл, хваба | iegoupl, khwaba | ||||
Уголь | тхамише, фамише | thamiche, famiche | ||||
Кошка | геду | ghedou | ||||
Дуб | ийан, иана | ijan, iana | ||||
Собака | кха | kha | ||||
Воск | шеху | chekhou | ||||
Сердце | губ | goub | ||||
Рог | биакох | biakoh | ||||
Спать | солшиндж | solchindj | ||||
Нож | сех, сах, сези | seh, sah, sezi | ||||
Кожа | моску | moscou | ||||
Бог | тхка, тха | tkha, tha | ||||
Уснуть | сее, сечиян | see, setchian | ||||
Завтра | пшедие | pchedie | ||||
Палец | абхуомбе | abhouombe | ||||
Плясать | хаффех | khaffeh | ||||
Я даю | изот | izot | ||||
Я сплю | cогие | soghie | ||||
Водка | арка | arka | ||||
Ребенок | чадле, чаллах | tchadle, tchallah | ||||
Надеюсь | согугех | sogougheh | ||||
Женщина | фезише, физ | feziche, fiz | ||||
Огонь | мафе, мафа | mafe, mafa | ||||
Холод | чеа, цаа | tchea, tsaa | ||||
Ружье | молток, фок, шонки | moltok, fok, chonki | ||||
Мука | хажига | khajiga | ||||
Дочь | сиспасе, п'ху | sipsase, p'khou | ||||
Брат | делтки, сис | deltki, sis | ||||
Фрукт | хус, джилгай | khous, djilgai | ||||
Кнут | камче | kamtche | ||||
Большой | жин, гин | jin, gin | ||||
Жирный | пшерр | pcherr | ||||
Война | зао, заво, зеби | zao, zawo, zebi | ||||
Человек | цух, дзиг | tsouh, dzigh | ||||
Зима | дуззах | douzzah | ||||
Счастливый | сахад | sahad | ||||
Желтый | хгоше | hgoche | ||||
Щека | таикайа | taikaia | ||||
Луна | махзе | mahze | ||||
Молоко | чех, чаа | tcheh, tchaa | ||||
Язык | ббзе, бзек | bbze, bzek | ||||
Медленно | хомба | khomba | ||||
Урод | айа | aia | ||||
Заяц | тагмугех | tagmougheh | ||||
Тяжелый | ондог | ondog | ||||
Есть | шин, сёйшеньет | chin, seuicheniet | ||||
Умереть | тлаз | tlaz | ||||
Мать | ана | ana | ||||
Мед | фаох | faoh | ||||
Бурка | джако | djako | ||||
Месяц | змаза | zmaza | ||||
Гора | куша, бги | koucha, bgi | ||||
Мул | кадир | kadir | ||||
Болото | пшип, пцах | pchip, ptsah | ||||
Утро | пшеджис | pchedis | ||||
Полночь | кжесси, гухке | kjessi, goukhe | ||||
Рука | вуна | wouna | ||||
Черный | фица, пица | fitsa, pitsa | ||||
Туча | дедиа | dedia | ||||
Не надо | чеп | tchep | ||||
Ночь | гехесс, шеше | ghehess, cheche | ||||
Гусь | каз | kaz | ||||
Ноготь | абеина | abeina | ||||
Ухо | тахумах, таком | tahoumah, takom | ||||
Кость | кушеха, кубжха | koucheha, koubjha | ||||
Да | ма, аго, онхо | ma, ago, onho | ||||
Глаз | нне, на | nne, na | ||||
Медведь | мишех | micheh | ||||
Пистолет | тапандже, пишету | tapandje, pichetou | ||||
Нога | т' ле, слако | t'le, slako | ||||
Шкура | тфех, фа | tfeh, fa | ||||
Камень | мимвех | mimweh | ||||
Голубь | таррекох | tarrekoh | ||||
Свинец | пзабпзах | pzabpzah | ||||
Перо | куц, дама | kouts, dama | ||||
Порох | гин, гине | ghin, ghine | ||||
Трубка | чибук | tchibouk | ||||
Кинжал | кинжал | kindjal | ||||
Панталоны | хосег, гонсек | hoseg, gonsek | ||||
Крестьянин | пшилер, чо' хотл | pchiler, tcho'hotl | ||||
Мост | т' лемише | t'lemiche | ||||
Прошу | кассет | kasset | ||||
Колодец | пшител | pchitel | ||||
Король | кодгхва, серазиз | kodghwa, seraziz | ||||
Красный | плише | pliche | ||||
Роса | ушебз | ouchebz | ||||
Сабля | пшахох | pchahoh | ||||
Кровь | т'лих, т'лех | t'lih, t'leh | ||||
Неделя | тхамакхуа | thamakhoua | ||||
Змея | ббл"ех, кагаффа | bbl'eh, kaqaffa | ||||
Шелк | дана | dana | ||||
Туфля | чако | tchako | ||||
Пот | пшантепс | pchanteps | ||||
Один | дзее | dzee | ||||
Солдат | жабдже | jabdje | ||||
Земля | чех, чи | tcheh, tchi | ||||
Сосцы | биц | bits | ||||
Убить | скукише | skoukiche | ||||
Буря | зхувае | zhouwaie | ||||
Время | хигох | khigoh | ||||
Всегда | магвохкасс | magwohkass | ||||
Иди, уходи | кха, куо, ко | kha, kouo, ko | ||||
Жизнь | допзох, псонго | dopzoh, psongo | ||||
Девственница | хайхебз | haihebz | ||||
Город | дгилер | dgiler | ||||
Лицо | нап, напа | nap, naipa | ||||
Вижу | сешир, секизохоше | sechir, sekizohoche | ||||
Ваше | зефиа | zefia | ||||
Иду | сокур | socour | ||||
Продать | ишенгет | ichenghet | ||||
Пчела | бзех | bzeh | ||||
Люблю | чичасас | tchitchasas | ||||
Трут | пхус | pkhous | ||||
Год | ит'лчессе | it'lchesse | ||||
После | бетанех | betaneh | ||||
Серебро | дшин | dchine | ||||
Осень | уппеге | ouppeghe | ||||
Овес | зантх | zantkh | ||||
Вниз | тлаишех | tlaicheh | ||||
Сражаться | иевово | iewowo | ||||
Баран | те | te | ||||
Скотина | псауха | psaoukha | ||||
Белый | хонше | khonche | ||||
Буйвол | ве, вох | we, woh | ||||
Лес | пха | pha | ||||
Колпак | пе, пако, борк | pe, pako, bork | ||||
Мясо | топ, хорле | top, khorle | ||||
Уздечка | сшохо | schoho | ||||
Утка | бабише | babiche | ||||
Раб | шах, блана | chah, blana | ||||
Верблюд | макше | makche | ||||
Плуг | пхашек | pkhacheh | ||||
Дорога | хабе | knabe | ||||
Лошадь | иигдге | iigdge | ||||
Небо | вхапех | whapeh | ||||
Свинья | хё, кашека | kheu, kacheka | ||||
Петух | адека | adeka | ||||
Шея | пше | pche | ||||
Резать | пизувехе | pizouwehe | ||||
Ложка | бземидрех | bzemidrekh | ||||
Двор | кваше | kwache | ||||
Просить | иеупс[?] | ieoups | ||||
Давать | иет | iet | ||||
Зуб | дзех, дза, эбзег | dzeh, dza, ebzegh | ||||
Сукно | циех | tsien | ||||
Пустыня | kekoucha | kekoucha | ||||
Дайте мне | cape ксет | sare kset | ||||
Вода | пси | psi | ||||
Далекий | жижех | jijeh | ||||
Лето | гамакох | gamakoh | ||||
Рак | сакох | sakoh | ||||
Железо | хгуче | khgoutche | ||||
Сено | маук | maouk | ||||
Пшеница | годз | godz | ||||
Я делаю | с'оче | s'otche | ||||
Сын | сисау | sisaou | ||||
Лес | мес | mes | ||||
Сыр | ткуйа | tkouia | ||||
Дым | баха, ухо | oukho | ||||
Левый | замаувгех | zamaouwgheh | ||||
Стекло | милл, мел | mill, mel | ||||
Крупный | гум | goum | ||||
Дворянин | ворк | vork | ||||
Одежда | сугён | sougheoun | ||||
Час | самакох | samakoh | ||||
День | машвуе | machwouie | ||||
Молодой | це, ца | tse, tsa | ||||
Кобыла | жибс | jibs | ||||
Шерсть | ци | tsi | ||||
Кислое молоко | чеху | tchehou | ||||
Легкий | пшинчах | pchintchah | ||||
Он | ари | ari | ||||
Место | чеппа | tcheppa | ||||
Длинный | уйджех, кехаг | ouidjeh, kehag | ||||
Баран | сшумне[?] | schoumne | ||||
Плохой | загес, ббзагех | zaghes, bbzagheh | ||||
Море | че, кхи, усаха | tche, khi, ousaha | ||||
Полдень | саггех | saggeh | ||||
Просо | пху | nkhou | ||||
Я | се, за, зер | se, za, zer | ||||
Мое | сезие | sezie | ||||
Муха | бзух, бац | bzouh, bats | ||||
Я ем | сооше | sooche | ||||
Муж | т'ех, зиттил | t'ekh, zittil | ||||
Врач | хачме, азе | hatchme, aze | ||||
Дом | тташ | ttach | ||||
Нос | пех, фех, па | peh, feh, pa | ||||
Нет | акам, шакам | akam, chakam | ||||
Плавать | эуззур, осс | eouzzour, oss | ||||
Снег | уас | uoas | ||||
Яйцо | йедикке | iedikke | ||||
Птица | бга, кодабзу | bga, kodabzou | ||||
Золото | дишешалх | dichechalh | ||||
Ячмень | ха | kha | ||||
Где, куда | тодугоре | todougore | ||||
Темный | кепф | kepf | ||||
Лук | пшин | pchin | ||||
Открывать | соог | soog | ||||
Хлеб | чакве, джаха | tchakwa, djaha | ||||
Отец | жаддах, иада | jaddah, iada | ||||
Маленький | цук, цикуше | tsouk, tsikouche | ||||
Кремень | фокишета | fokicheta | ||||
Плакать | сог | sog | ||||
Дождь | уошех | oucheh | ||||
Рыба | ббжех, пзе | bbjeh, pze | ||||
Курица | кгед | kghed | ||||
Весна | хгадке | hgadke | ||||
Солома | кук | kouk
<
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой... Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура... Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при... Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |