Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани

2020-11-03 162
Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Натухайцы (натохайцы) Natoukhoitch
2 Шапсуги Chapsoughs
3 Абадзехи (абедзехи) Abedzekhs
4 Туби Toubis
5 Убыхи Oubioukhs
6 Саше Saches
7 Бжедухи (бзедухи): Bjedoukhs
а Хамыши Khamischs
б Черчинеи Tchertchineis
8 Хаттукаи Hattoukois
9 Темиргои Themirgois
10 Эгеркваи Egherkouois
11 Жане Janes
12 Адеми Ademis
13 Мохошевцы Mokhochs
14 Хегайки Khegdiks
15 Бесленеевцы Bezlenie

Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бжедухи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегайками и бесленеевцами управляют князья «пши» и дворяне «ворки».

Натухайцы (Natchkwadja, Nathoukaitch) расселены от побережья Черного моря и устья реки Кубань на восток до маленькой речки Небеджея (Nebedjeia), берущей начало в горах Маркотх (Markotkh), от ее истоков до впадения справа в Атакум и вдоль ее левого берега до Кубани. Их долины окружены скалами и покрыты редким лесом. Земледелие у этого племени развито незначительно, зато благодаря своим прекрасным пастбищам они имеют возможность больше заниматься скотоводством. Беспрерывные войны, которые они ведут, и их склонность к разбою оставляют им мало времени для того, чтобы заниматься хозяйством.

Шапсуги (Chapsough, Chapsikhs) населяют лесистые склоны гор, которые тянутся до предместий Анапы и вдоль речек Антхир, Бугундир, Абин, Афис, Шебс и Бакан; их территории простираются от речек Небеджея и Атакум до вершин Тезогир и Псаф (в горах), а в долинах до маленьких речек Догая (берет начало на горе Псаф), Пшиша, Афипс и реки Кубань. Две деревни Абат (Abat) принадлежат дворянину, носящему то же имя, и расположены по берегам Антхира и Бугундира... Большинство шапсугов живут семьями, у них мало скота и они мало обрабатывают землю; главным источником средств к существованию для них служит разбой. У них совсем нет князей. Предводителем у них является либо глава самой многочисленной семьи, либо самый отъявленный разбойник. Шапсуги говорят на испорченном диалекте черкесского языка. Их земли простираются на западе до гор, откуда берет свое начало Бакан и которые черкесы называют Chag'alech (по-русски Пчеболеза), что означает на их языке «белая старуха», поскольку они сложены из белых камней; эти горы пересекает дорога, ведущая к крепости Анапа, удаленной от этих мест на сорок верст. Позднее мы еще вернемся к шапсугам, наиболее знаменитому племени кубанских черкесов.

Абедзехи (Abedzekhs, Abazekhs). Границами этого племени на западе служат владения шапсугов, на востоке — земли бесленеевцев, на юге — главная цепь Кавказского хребта, на севере — территории, занимаемые бжедухами, темиргоевцами и мохошевцами. Ранее абедзехи населяли снеговые горы Западного Кавказа. Поскольку их численность беспрерывно возрастала, они постепенно спустились до сланцевых и черных гор и усилились за счет захвата людей, которых они обращали в своих пахарей. К ним присоединилось также большое число беженцев из других племен, в результате чего произошло такое смешение, что сейчас только их дворяне являются подлинными абедзехами. Утверждают, что свое название «абадзехи» они получили по имени черкесской красавицы, некогда жившей среди них, поскольку по-черкесски Abazekh-dakhe означает «красавица».

Поля у них не слишком обширные, а деревни состоят всего из нескольких дворов. У каждого есть свой собственный участок земли, небольшой лесок и выгон для скота, находящиеся в пределах одной ограды. Каждый житель носит имя своего хозяина. Их земли покрыты лесами и пересечены многочисленными речками и ручьями. У них есть также превосходные пастбища по обоим берегам Лабы. Собственно говоря, у них нет никакой религии и они употребляют в пищу свинину. Многие из их узденей исповедуют исламизм, но их веру не назовешь крепкой. Они очень гостеприимны по отношению к своим друзьям и готовы пожертвовать для них всем. Среди них много русских пленных и солдат-дезертиров.

Туби (Toubis) являются одним из абадзехских племен и говорят на том же языке. Они являются большими разбойниками и занимают наиболее возвышенные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша и вплоть до снеговых гор...

Убыхи и Саше (Oubouikhs? Saches). Южную часть снеговых гор и долины на побережье Черного моря до речки Гагрипш населяют племена убыхов и саше, которых называют также джикеты (Djiketis), пшави (Pchawis), ясхипсы (Yaskhipsis), иналкупы (Inalkoupis), свадзвы (Swadzwis), артаковцы (Artakowtzis) и марьявы (Marjawis). Черкесы называют их Kuch'hazir Abazi, что означает «заторные абазы», однако на самом деле они адыгейского происхождения. Они не имеют над собой князя, но охотно подчиняются хорошему всаднику, хорошему вору, что в их понимании является свидетельством выдающихся талантов. Земля у них плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи и выделывают из него хорошее и в больших количествах вино, которое они называют «сана». У них также много фруктов, таких как яблоки, вишня, груши, персики (по-татарски «шафталу», что обычно произносится как «чептала»). Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный, прессованный и твердый мед, который они употребляют в виде напитка, размешивая его в воде. В их землях много кустарников невиданной густоты. Живут они в домах, поселениями в три-четыре двора, выстроенных в лесу. 

Бжедухи (Bjedoukhs или Bzedoukhs). Занимаются сельским хозяйством, у них также есть некоторое количество скота, но они большие любители воровства, и часто совершают грабежи и набеги на черноморских казаков. Их пастбища расположены вблизи их домов. Бжедухи делятся на две ветви — хамыши и черчинеи.

Хамыши (Khamischs) проживают между Афипсом, Псекупсом, Кубанью и большой дорогой.

Черчинеи или Киркенеи (Tchertchineis, Kirkeneis) проживают между Псекупсом и Пшишем по обеим сторонам большой дороги, а именно: с правой стороны дороги в часе езды в сторону гор, и с левой стороны — до Кубани; отсюда следует, что хамыши и киркинеи, то есть бжедухи, занимают пространство между речками Афикс и Пшиш от Кубани до владений абедзехов.

Хаттукайцы (Hattioukais, Gatioukais, Hattikwahe) проживали ранее к западу от Кара-Кубани по речкам Убин, Зиль, Азипс до кубанских плавней, ограниченные с Юга Яман-су,

между черноморскими казаками и шапсугами, но под давлением последних они покинули свои прежние жилища и теперь проживают между Пшишем и Сгагвашей от Кубани до владений абедзехов. Сейчас они покорены (стали «мирными»)[199].

Темиргоевцы (Temirghois, Kemourkwache) делятся на два племени. Мирные темиргоевцы, которых именуют также «келекюевцы», проживают между Сгагвашей и Лабой, от Кубани до большой дороги, а...

Эгеркваевцы (Egherkouais) занимают территорию с правой стороны дороги до владений абедзехов, границы которых не определены какими-либо естественными границами. Это — банда разбойников под предводительством темиргоевца Джамболета.

Темиргоевцы являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их деревни в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов туби и убыхов, которые проживают в горах и с которыми темиргоевцам приходится частенько сражаться. Темиргоевцы содержат свой скот зимой в загонах вблизи от деревень, а летом — выгоняют на пастбища на обеих берегах Лабы.

Жане (Janes, Janis). У них всего лишь шесть деревушек. Ранее они проживали на правом берегу Кубани выше Копыла (Kopyl), но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани и осели в настоящее время недалеко от Кубани на обоих берегах реки Пшиш.

Адемы (Ademis) маленькое черкесское племя, обосновавшееся на речке Сгагваша, поблизости от Кубани.

Мохошевцы (Mokhochs или Moukhochs) проживают у подножия черных лесистых гор, откуда стекает множество ручьев, которые, напоив влагой плодородный край, впадают затем в Яман-су или Фарс. Главными речками, берега которых они занимают, являются нижний Фарс, нижний Псисур и нижний Чехурадж. Мухошевцы богаты скотом, занимаются сельским хозяйством и живут в укрепленных деревнях. Зимой они держат свой скот в загонах, летом выгоняют его на пастбища на левом берегу Лабы, а весной и осенью — вблизи Кубани. Чтобы добраться до них, нужно по дороге от Прочного Окопа пересечь Кубань и вершины между этой рекой и Чалбашем, впадающим справа в Лабу, затем нужно переправиться через речку Шограг.

Хегайки или Схегахи (Khegaiks, Shegakchs). Маленькое черкесское племя, которое проживает на Бугре и его притоках, вблизи и ниже крепости Анапа. Их название — черкесское и означает «люди, проживающие у моря». («Skhe» — означает «море»). Ранее они проживали на том месте, где сейчас стоит Анапа. Их число значительно уменьшилось в результате набегов натухайцев и опустошений, произведенных чумой.

Бесленеевцы (Bezlineis или Bezlenie) занимают территорию от истоков речки Псисур, текущей с горы Хагваре на восток до устья речки Геген, которая впадает в Воарп, и на юг почти до снеговых гор. Зимой бесленеевцы держат свой скот вблизи жилищ, в загородках из плетней; весной и летом они выгоняют его на пастбища на берегах Урупа, Большого Инджика и солевого озера Касма, воды которого стекают в Кубань. Они богаты скотом, особенно овцами. Их горы неприступны; живут они в постоянной вражде с другими горцами...

Беглые кабардинцы. Со времени волнений в Кабарде в 1807 году значительная часть этой народности укрылась в Кавказских горах. Те, кто искали убежища у кубанских черкесов, занимают в настоящее время долины верхнего Урупа и Верхнего Улу-Инджика. Именно эти беглые кабардинцы всегда возглавляют ватаги разбойников, совершающих набеги на русскую территорию; связи, которые они сохранили со своими соотечественниками, проживающими в долинах, облегчают эти нападения.

Султанеевцы (Sulthanie). Независимо от этих народностей в районах, расположенных за Кубанью, укрылись некоторые потомки крымских султанов; однако их сторонники немногочисленны. Татары и черкесы объединяют их под общим названием «султанеевцы».

Семья Мурад-Герей-Хаз-Герей обосновалась вблизи Лабы за Навруз-Аулом. Их подданные проживают не более чем в сорока жилищах.

Семья его брата Девлет-Герей-Хаз-Герей живет у абедзехов в черных горах, на речке Курчипс. В зависимости у них осталось не более сорока семейств.

Дети покойного султана Аслан-Герей и братья генерал-майора Менгли-Герей находятся вблизи от Большого Зеленчука вместе с ногайцами-мансуровцами. Они живут в нищете.

Потомки султана Казил-бега рассеялись по разным народностям.

Все эти султаны не имеют никакой власти и когда они отправляются в набег, они не могут принудить никого следовать за ними; их сопровождают только добровольцы...

За Кубанью существует еще ряд мелких черкесских племен, о которых мы не будем говорить. В целом эти племена, вполне вероятно, получили свое название по имени главы первых семейств, которые некогда существовали, да и сейчас еще существуют в этой стране: так, по традициям черкесов название даже шапсугов происходит от некоего Шапсуга и его потомков Коббе, Сханета, Гоаго и Соотоха, семейства которых до сих пор существуют среди этой народности. Натухайцы ведут свой род от братьев Натхо, Нетахо и Гусие. Бжедухи — от своего Бжедуха и его сыновей Хамала и Черчаны, по имени которых бжедухи до сих пор делятся на две ветви: хамыши и черчинеи. В наше время имеются примеры мелких племен, частично русского происхождения, как, например, племя Пцаше, которое ведет свое происхождение от русского рыбака, захваченного в плен шапсугами. Он остался среди них, женился, и его потомки насчитывают сейчас до тридцати семейств, которые все носят имя Пцаше, что по-гречески означает «рыбак». Что касается племен, населяющих горные долины, большинство их называется по названию мест, где они раньше проживали, как, например, убыхи — по местечку под названием Убых и тому подобное.

Облик жителей

Черкесы в целом красивая нация; мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная голова, прямой и тонкий нос. У них выразительные и одухотворенные лица. Их князья, которые ведут свое происхождение от арабов, отличаются от простого люда черными волосами, более темным цветом кожи и некоторыми различиями в строении лица. Простолюдины имеют более светлый волос, встречаются среди них даже блондины, и цвет лица у них более белый, нежели у их князей. Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией[200]. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький ротик. У кабардинских женщин кожа на лице — белая, с легким налетом кармина. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты; однако не все отвечают этому идеалу, и мы должны сделать замечание, что необоснованным является общераспространенное мнение, что черкешенки населяют главным образом гаремы турок, так как черкесы очень редко продают туркам представителей своей нации, разве что это будут украденные рабы. Большинство прекрасных черкешенок, которые появлялись в Турции, привозились оттуда из Имеретии и Мингрелии[201]. Черкесы продают главным образом рабов мужского пола. Черкесские девушки стягивают свою грудь столь тесным корсетом, сделанным из кожи, что ее едва можно различить; у женщин же в период кормления она остается свободной, так что грудь вскорости становится отвисшей. В остальном нужно сказать, что у черкесов женщины не находятся в таком заточении, как у других азиатских народов.

Замечание. Господин Тэбу де Мариньи, который посещал черкесов в районах, прилежащих к Геленджикской бухте, в 1818 году, таким образом описывает прекрасный пол этих краев:

Черкешенки из племени натухайцев имеют овальное лицо, черты лица — обычно крупные; глаза у них, чаще всего черные, красивы; они осознают это в полной мере и считают глаза своим самым сильным оружием; брови у них красивого рисунка, и черкешенки, чтобы сделать их менее густыми, выщипывают. Их бюст, который, как я уже говорил, лишен у девушек своего основного украшения, чрезвычайно тонкий и гибкий, зато у многих женщин нижняя часть корпуса очень крупная, что почитается за большую красоту на Востоке и что мне показалось уродством у некоторых из них. Тем из женщин, кто пропорционально сложен, нельзя отказать в благородстве в осанке и большой привлекательности. К тому же их костюм, особенно у замужних женщин, очень красив. Но, чтобы восхищаться ими, их нужно видеть только вписанными в интерьер их дома, так как когда они выходят из дома, их медленная походка и ленивый вид, налагающий отпечаток на все их движения, поражают взгляд европейца, привыкшего к живости и элегантности наших дам. Даже их длинные волосы, которые так приятно видеть разбросанными по груди и плечам черкешенки, это покрывало, которым они драпируются с тем искусством, что свойственно желающему понравиться прекрасному полу во всех странах, даже, наконец, их платье, которое, сжимая вначале их талию, затем разделяется и открывает шальвары, которые также не лишены привлекательности, все это вдруг превращается в смешные и стесняющие атрибуты, когда черкешенка покидает свою софу. Они в целом не лишены ума; у них живое воображение, они способны на высокие чувства, они любят славу, и у них вызывает гордость слава их мужей, добытая в боях.

Одежда и оружие

Одежда мужчин весьма похожа на мужскую одежду у татар-кумыков, но сделана из более легкой, более высокого качества ткани и обычно более дорогая. Рубашка (уапа) застегивается на груди; шьется она из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты на грузинский манер. Сверху на рубашку надевается легкий шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой, а на него — своеобразный сюртук, очень короткий, который у черкесов носит название «цши», а у татар — «чекмень»; он едва доходит до середины бедра; они его очень плотно затягивают на поясе; на груди с обеих сторон имеются маленькие карманчики, обычно с отделениями для хранения патронов. Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Этот клок волос именуется «хайдар» (haidar). Раньше черкесы носили только усы, теперь же нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду. И тот, и другой пол не оставляет волос на половых органах, либо срезая волосы, либо выщипы- вая, либо уничтожая их с помощью едкого вещества, состоящего из негашеной извести и аурипигмента. На голове они носят вышитый колпак на вате, форма которого напоминает половину дыни, отороченный мехом или просто бараньей шкурой. Их штаны (шальвары), широкие вверху и узкие, начиная с колена, бывают обычно серого или бурого цвета. На ногах они носят элегантные красного цвета туфли с очень высокими каблуками, благодаря чему кажутся значительно выше, чем они есть на самом деле; вместо этих туфель они носят мягкие туфли без подметок; казаки в Гребенском также привыкли к ним и называются они «чирики». 

Никогда черкес не выходит без оружия, или, как минимум, без шашки, кинжала на поясе и без манто из мягкого фетра на плечах; это манто называется по-черкесски «джако», по-татарски— «ямаче» и по-русски — «бурка». Чтобы дополнить описание их вооружения, нужно, кроме того, упомянуть ружье и пистолет, кольчугу (affch), маленький шлем (kip'ha) или большой шлем (tach), латные рукавицы (achtew) и налокотники (abkhoumoukh). Когда черкес при полном параде на лошади выезжает, например, делать визиты, он берет свой лук и колчан со стрелами; черкесы не знакомы со щитом. Стрелы у князей украшены белыми перьями, выдернутыми из хвостового оперения орла; дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои стрелы подобным оперением под угрозой строгого наказания. Можно было бы подумать, увидев воина, настоль перегруженного оружием, что его движения должны быть стесненными и неуклюжими, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника. Во время войны черкесы одевают под кольчугу нечто вроде жилета из ваты, эластичность которого заставляет пули еще лучше отставать от корпуса. Они достают свои лучшие кольчуги из аула Кубачи в Дагестане; некоторые, правда, утверждают, что кольчуги очень хорошего качества производятся также в Абхазии на побережье Черного моря. Однако черноморские казаки приспособились приподнимать кончиком копья край кольчуга и протыкают пикой черкесов на полном скаку. Оружие у черкесов обычно превосходное, но стоит очень дорого; полное обмундирование, например, князя стоит не менее двух тысяч рублей серебром. Одним из главных занятий черкесов является чистка и приведение в боевой порядок оружия; поэтому оружие у них всегда чистое и сверкающее. С раннего утра черкес опоясывается шашкой и кинжалом и проверяет, не пострадало ли от ночной сырости остальное его оружие. Во время походов подушкой им служит маленькое седло, находящийся под седлом кусок фетра они используют в качестве постели, а накрываются своей буркой. Во время плохой погоды они делают небольшую палатку из фетра, которую натягивают на ветки деревьев; во время путешествий они укрываются от дождя, натягивая на голову своего рода капюшон, называемый «башлык». Остальную часть своего вооружения черкесы получают из Турции (по крайней мере получали до 1830 года) и из Грузии; вместе с тем у них имеется еще много старинных сабель и пистолетов венецианской и генуэзской работы, которые у них в большой цене. Поскольку у них мало кремней для ружей, большую часть их поставляют им русские. Как и большинство других кавказских народов, черкесы сами производят порох («гин»). В горах они добывают селитру («гин-хуш» или «чин-шух», то есть «пороховую соль»); они также делают порох, выщелачивая подстилку в загонах для скота. 

Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии; хотя их особенно интересует само качество оружия, они все же неравнодушны и к богатому украшению оружия. Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и так далее покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну. Когда им достаются европейские сабли, они их снова закаливают и затачивают таким образом, что ширина клинка сокращается на одну треть, и он теряет всякую гибкость.

Одеяние женщин мало отличается от мужского, за исключением цвета: женщины предпочитают белое, тогда как мужчины никогда не используют ни красный цвет для своих колпаков, ни белый цвет в своей одежде. Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку, украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно падающих косичек. Платья у них длинные, спереди открытые, с застежками от груди до пояса, наподобие турецких «антери» (это открытое спереди платье напоминает капоты наших дам). Они носят широкие шальвары и красные сафьяновые туфли без подметок («чирики»), напоминающие мужскую обувь того же рода. Женщины из простонародья носят шапочки любого цвета, за исключением красного, и вместо туфель они носят деревянные сандалии, а чаще всего ходят просто босиком. Выходя из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо.

Девушки носят обычно длинную рубашку, которую вместо пояса они стягивают лентой или полоской кожи; у них длинные широкие панталоны и красные шапочки; волосы они убирают в одну косу, которая свободно лежит на спине. Их праздничное одеяние состоит из полукафтана из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевается длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся черкесские девушки. Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях девочке в возрасте до десяти лет одевают на бюст корсет, который останется на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делается из кожи или сафьяна и снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудь мешают ей развиваться; считается, что эта часть тела — атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно бюст от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через Дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается что черкесская девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте девяти лет; в остальном прекрасная фигура черкешенок сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов. Девушкам разрешается красить себе ногти почти темно-красной краской, которую черкесы добывают из цветка, по-черкесски называющегося «кина» (balsamina).

В общем идея красоты у черкесов состоит в том, чтобы иметь широкие плечи, выпуклую грудь и тонкую фигуру. Мужчины, хотя они и надевают на себя несколько сюртуков, один на другой, стягивают пояс так, чтобы не показать ни одного недостатка фигуры, и молодые люди одевают очень тесные чирики, чтобы не дать расти их и без того маленькой ноге.

Пища

Пища черкесов состоит главным образом из проса, молока, сыра и баранины; они редко убивают быков для употребления говядины в пищу. Просо они едят в виде каш на воде. Они делают мучные лепешки из пшеничной муки или проса, называемые «чурек», которые во всей Азии служат заместо хлеба. Летом они питаются дичью, зимой — бараниной, либо вареной, либо жареной. Из проса они делают также наполовину перебродивший напиток, который называют «фада» (рhаdа) или «фада-хуш» (phada-khouch), что значит «белая фада»; татары называют этот напиток «брага». Брага — общераспространенный напиток. Коровье молоко они потребляют только в кислом виде; из него они делают также плохой сыр и масло, всегда подтаявшее и несоленое. Также они делают медовый напиток «фада-плиш» (phada-plisch или «красная фада»), куда они иногда добавляют хмельной мед. Этот последний напиток приводит к головным болям и потере сознания на несколько часов, поэтому его пьют только по большим праздникам и с умеренностью. Водки они пьют мало. У них нет заквашенного хлеба, вместо него они употребляют немолотое просо, которое варят, затем режут на толстые куски.

«Хатлама» (hatlama) делается таким же образом, но из перемолотого проса. Если просо помолото, что бывает редко, его замешивают без дрожжей, и из него делают лепешки толщиной в палец («меджага» medjaga). Первый из трех перечисленных способов готовки распространен, потому что у черкесов очень мало водяных мельниц. Они размалывают зерно с помощью кусков дубовой древесины, после того как зерно уже слегка обмолото с помощью цепа.

Наконец, чтобы сделать просяную муку, зерно мелют с помощью маленьких ручных мельниц с каменными жерновами, однако они есть только в небольшом числе домов.

Они приправляют свои блюда длинным перцем (capiscum), луком и чесноком; они также любят крутые яйца, особенно в блюде, называемом «хинкали», которое приготовляется из кислого молока с небольшим количеством масла, свежего сыра, лапши, сваренной в воде и напоминающей наши макароны, крутых яиц, разрезанных на четыре части, лука и чеснока; это деликатесное блюдо часто готовится по случаю больших пиршеств. «Ширалдаш» — плоская лепешка — делается из пшеничной муки, яиц, молока и масла. «Халива» (Khaliva) — маленькие пирожки из того же теста, начиненные свежим сыром и луком. Все эти блюда довольно вкусны; есть их предпочитают с медом вместо сахара. Мед часто употребляют с маслом; это блюдо называется «тау-тго» (tau-tgo); оно используется как соус к мясу. Простолюдины едят мясо, обмакивая его в кислое молоко, и потребляют мало соли. «Тау-кус» (tau-kus) делается из воды с медом и является напитком.

Во время приема пищи черкесы обычно усаживаются на землю, поджав под себя ноги. Блюда сервируются на маленьких столиках на трех ножках, высотой не более фута и шириной фута полтора: на них ставится мясо, сыр и разрезанное на кусочки тесто. Они не пользуются ни тарелками, ни ножами, ни вилками.

Черкесская семья никогда не собирается за столом, чтобы вместе откушать; мать и отец делают это отдельно, так же как и дети, которые делятся в зависимости от пола и возраста и каждый отправляется съесть свою порцию в отдельный уголок. Для черкеса постыдно есть перед чужеземцем и тем более за одним с ним столом; поэтому хозяин дома остается все время на ногах из уважения к своим гостям.

Когда черкес отправляется в набег, он берет с собой в кожаном мешочке провизию, которая состоит из просяной муки и нескольких кусков копченой козлятины или баранины. Небольшое количество этой муки он смешивает с водой, лепит лепешку и жарит ее у огня, а потом поедает с небольшим количеством копченой козлятины или баранины; провизии этой хватит черкесу на две-три недели; для сравнения скажем, что такого количества провизии русскому солдату едва ли хватило бы на пару-тройку дней. Зато когда у черкесов праздник или гости, они убивают быка, сервируют на стол зажаренных целиком баранов, добавляя к этому дичь или домашнюю птицу, и наедаются до такого состояния, что больше уже не в силах что-либо еще есть. 

Жилища

Жилища черкесов очень просты и облегченной конструкции. Их дома, «сакли» (sacli), строятся в форме параллелограмма, в основании которого стоят толстые столбы, связанные вместе поперечинами, а между ними пространство перекрывается плетеными стенами, которые обмазываются снаружи и изнутри; крыша делается из соломы или тростника. Стены изнутри побелены; в одном углу помещения имеется очаг, а напротив — очень низкий деревянный диван, покрытый войлоком или ковром, над диваном развешивается оружие, кольчуги и тому подобное. С одной стороны сложены матрацы, постельные принадлежности и другие предметы первой необходимости в быту. Таково жилище как самого богатого князя, так и самого последнего крестьянина. Привычка почти постоянно бывать на открытом воздухе и под дождем приучила черкеса довольствоваться самым минимальным укрытием. Несмотря на все это, черкесы живут куда чище других горных народностей. Каждый черкес, независимо от степени состоятельности, имеет обширный квадратный двор, где стоят отдельно друг от друга три домика: один общий, другой — для женщин и третий — для гостей, или «кунацкая». В деревнях дворы удалены друг от друга и не вытянуты в линию и не образуют улицы; напротив, они разбросаны беспорядочно. С обоих концов деревни имеются две башни, плетеные и обмазанные глиной, поднимаясь на которые жители по очереди несут караульную службу. Черкесские деревни занимают обширное пространство, поскольку домики, расположенные обычно кучками, находящимися друг от друга на значительном удалении, далеко один от другого. Если в деревне становится слишком много отбросов и навоза, жители переносят свои дома на другое место, дабы не утруждать себя расчисткой дворов.

Сельское хозяйство

Черкесские князья и дворяне с самых отдаленных времен ведут тот образ жизни, какой в Европе вели феодалы до цивилизованных времен. Их единственным занятием является охота и разбой, в то время как их крестьяне обрабатывают землю и т. д. Их хозяйство можно разделить на три основные отрасли: земледелие, коневодство и разведение крупного рогатого скота и овец; к этому можно еще добавить пчеловодство.

Земледелие

Земледелие у черкесов весьма примитивное, так как они не удобряют землю. Весной выжигают траву на участке, который должен быть засеян; пепел в данном случае служит единственным видом удобрения; затем землю вспахивают, высевают семена и боронят с помощью ветвей дерева с листвой на них. Их плуг похож на тот, что применяется на Украине; в плуг впрягают несколько пар быков. Один и тот же участок земли обрабатывается в течение двух-трех лет подряд, а когда земля истощается или падают урожаи, переходят на другой участок. Как только будет опробована земля вокруг деревни радиусом в несколько верст, жители со своим скарбом перебираются на новое место, на неиспользовавшиеся до сих пор земли.

Они выращивают главным образом просо, немного полбы и «турецкой пшеницы», или кукурузы. Просом они кормят своих лошадей, и сами употребляют в пищу вместо хлеба; просо они выращивают только в количестве, необходимом для собственного потребления; вместе с тем они обменивают просо у русских на соль; русские дают им две меры соли за одну меру зерна. Они косят пшеницу с помощью обычных серпов и молотят ее с помощью доски с наложенным на нее грузом, при этом впрягают в эту молотилку быков или лошадей, как это делается в Грузии и в Ширване. Солому с примесью отрубей или зерна скармливают лошадям. Что касается пшеницы, то они ее складывают в земляные ямы, изнутри обмазанные глиной. Они выращивают также репу, свеклу, капусту, лук, арбузы и тыквы; кроме того, каждый черкес имеет особый участок, где выращивает табак.

Во время уборки урожая и сенокоса черкесские князья и дворяне, вооруженные до зубов, объезжают верхом свои поля как для того, чтобы проследить за работами, так и для того, чтобы защитить своих крестьян; в течение месяца или двух они остаются на полях, принимая всевозможные военные предосторожности.

Коневодство

Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей. У каждого князя есть свой небольшой табун. Лучшая порода называется «шалох», однако порода лошадей одного старика из племени альтикезек ни в чем не уступает им, эта порода прозывается «трамкт». Черкесские лошади среднерослые, масть большинства лошадей — гнедая или серая в яблоках; вороной масти у них не бывает. Эта порода лошадей происходит от чистокровных арабских скакунов и черкесских кобылиц; есть любители, которые до настоящего времени приобретают чистопородных турецких и персидских коней для поддержания табуна. Черкесы кастрируют жеребцов из опасения, как бы те не выдали их своим ржанием во время набегов на вражескую территорию; поэтому они выезжают только на меринах, которых они приучают быть спокойными. Черкесские лошади известны в России под общим названием «горские лошади», они в той или иной мере используются в табунах. Их основные отличительные качества — легкость, неутомляемость, а также очень крепкая нога. Черкесы никогда не используют лошадей в возрасте до пяти лет; до этого времени они пасутся на свободе в лугах и в горах, оседлывают их лишь после достижения необходимого роста и возраста. Лошади породы шалох отличаются особой формой копыта, которое не имеет выемки сзади. Для каждого табуна имеется своя особая марка, выжигаемая на шкуре лошади и именуемая по-русски «тавро»; тот, кто клеймит лошадь фальшивым тавром, подлежит суровому наказанию. Следует также сказать, что далеко не все лошади в Черкесии высокопородистые, как это обычно принято представлять; действительно лучшие лошади стоят от 100 до 150 рублей, остальные — от 15 до 30 рублей; владельцы табунов получают большие доходы и ежегодно продают большое число голов в Россию и в Грузию.

Животноводство

Черкесы содержат большие стада крупного рогатого скота и овец; по числу голов скота и лошадей здесь оценивается богатство семьи. Рогатый скот мелкорослый, но сильный и неприхотливый. Быков запрягают в повозки («арбы») и в плуг, их используют также для езды под седлом. Буйволы встречаются редко; за одного буйвола дают от 12 до 18 рублей серебром; буйвол заменяет в работе более чем двух быков, а буйволицы больше, чем обычные коровы, дают молока для выделки масла.

Овцы составляют почти все богатство черкесов и являются самой важной основой их хозяйства; мясо их едят без хлеба и соли. Черкесские овцы мельче калмыцких, их шкуры менее красивы, а курдюки менее толсты, редко весят более двух фунтов....У черкесских овец мясо более светлое и более вкусное, чем у наших. Частое употребление баранины в пищу не вызывает пресыщения. Овец доят, и из их молока делают сыр; молоко собирается в мешочки, которые коптят, благодаря чему сыр становится более плотным и компактным и лучше сохраняется. Летом овец выгоняют на пастбища в горы; в январе и феврале их содержат в загонах — «хутерах», где их кормят сеном; в остальное время года их выгоняют на пастбища в долинах или предгорьях.

Козы менее многочисленны в долинах; они обычно бурого цвета; их содержат вблизи деревень. Жители высокогорных деревень, или, как их называют черкесы, «абадзе» или «абаза»[202], куда беднее черкесов в долинах и предгорьях, и поскольку у них нет пастбищ, они содержат только ишаков и коз, которые питаются мхом и листвой кустарников. 

Черкесы держат у себя во дворах кур, мясо которых очень нежное, гусей, уток, а также индеек необычайных размеров и красоты.

В домах у них есть также собаки и кошки. Черкесы выращивают прекрасную породу кроликов. Их религия не позволяет им держать свиней; также нигде не видно голубей.

Пчеловодство

В Черкесии имеется весьма значительное число ульев...

Разведение шелковичного червя

В последнее время некотор


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.