Хадис 56. Обтирание нижней части носков не соответствует сунне — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Хадис 56. Обтирание нижней части носков не соответствует сунне

2020-11-02 135
Хадис 56. Обтирание нижней части носков не соответствует сунне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передают со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обтер верхнюю и нижнюю часть кожаных носков. Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слабым иснадом.

КОММЕНТАРИЙ

В иснаде хадиса отмечено, что Саур ибн Йазид услышал этот хадис от Раджи ибн Хейвы, однако Абу Давуд и Харун ибн Муса сообщили, что Саур ибн Йазид не слышал хадисов от Раджи ибн Хейвы. Поэтому улемы назвали хадис слабым. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 84.

 

Хадис 57. При омовении обтирают верхнюю часть кожаных носков

Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Если бы религия основывалась на умозаключениях, то обтирать нижнюю часть кожаных носков было бы логичнее, чем верхнюю, но я видел, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, обтирал верхнюю часть кожаных носков». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошим иснадом.

КОММЕНТАРИЙ

По поводу обтирания нижней части носков мусульманские богословы высказывали различные мнения. Имам аш-Шафи‘и считал, что для обтирания носков надлежит смочить руки водой, положить правую руку и тыльную сторон пальцев, и левую руку – на пятку, а затем провести правой рукой до основания голени, а левой рукой – до кончиков пальцев. Он опирался на хадис, переданный аль-Бейхаки, в котором сообщается, что именно так поступал ‘Абдуллах ибн ‘Умар. Этого мнения также придерживался Малик, аз-Зухри, Ибн аль-Мубарак. Согласно некоторым хадисам, так поступали Са‘д ибн Абу Ваккас и ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз. Несмотря на это имамы Малик и аш-Шафи‘и считали, что разрешается обтирать только верхнюю часть стопы, но запрещается обтирать только нижнюю часть стопы. Согласно некоторым сообщениям, эти имамы также высказывали иные мнения. В то же время большинство богословов считали, что обтирать следует только верхнюю часть стопы. Эту точку зрения разделяли ас-Саури, Абу Ханифа, аль-Ауза‘и, Ахмад ибн Ханбаль и многие другие. При этом Абу Ханифа считал, что достаточно обтереть участок носка размером с три пальца руки, Ахмад ибн Ханбаль считал, что достаточно обтереть большую часть носка, а аш-Шафи‘и считал, что достаточно обтереть хотя бы небольшую часть носка. В хадисе, рассказанном со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обтер верхнюю часть кожаных носков. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал хадис хорошим. О законности обтирания только верхней частей стопы также говорится в обсуждаемом нами хадисе ‘Али ибн Абу Талиба. В нем также поднимается вопрос о том месте, которое занимают логические суждения в мусульманском праве. Безусловно, религиозные предписания не противоречат здравому смыслу. Из этого следует, что высказывание ‘Али ибн Абу Талиба относится только к поверхностным суждениям. И действительно, на первый взгляд кажется, что обтирать следует нижнюю часть носков, потому что именно она соприкасается с землей и грязью. Однако если задуматься, то становится ясно, что носки обтирают не для очищения от грязи и нечистот, а ради поклонения всевышнему Аллаху. При этом обтирать нижнюю часть носков не следует, потому что таким образом можно только размазать собравшуюся на носках грязь. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 212-213.

 

Хадис 58-59. Путникам разрешается обтирать носки в течение трех суток.

Передают со слов Сафвана ибн ‘Ассаля: «Когда мы отправлялись в поездку, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам не снимать кожаные носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения». Этот хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмизи, и его текст принадлежит последнему. Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным.

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил обтирать кожаные носки в течение трех дней и ночей тем, кто находится в поездке, и одного дня и одной ночи тем, кто находится на постоянном месте проживания. Этот хадис передал Муслим.

КОММЕНТАРИЙ

Хадис Сафвана также передали аш-Шафи‘и, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, ад-Даракутни и аль-Бейхаки. Ат-Тирмизи писал, что аль-Бухари назвал хадис хорошим. В другом сообщении говорится, что аль-Бухари считал этот хадис самым достоверным сообщением о сроках обтирания носков. Из этих и других похожих сообщений можно сделать несколько выводов.

Во-первых, Пророк Мухаммад приказывал обтирать носки, что может свидетельствовать об обязательности, желательности или дозволенности этого предписания. Мусульманские богословы были единодушны в том, что предписание обтирать носки не является обязательным. Следовательно, оно может быть желательным или дозволенным. Ибн аль-Мунзир считал, что обтирать носки лучше, чем мыть ноги. Однако имам ан-Навави писал, что богословы шафиитского толка отдают предпочтение мытью ног при условии, что мусульманин не отказывается категорически от обтирания носков.

Во-вторых, обтирать носки разрешается при омовении после малого осквернения, но запрещается при купании после большого осквернения.

Во-третьих, мусульманин, находящийся в путешествии или поездке, может обтирать носки в течение семидесяти двух часов, а мусульманин, находящийся на постоянном месте жительства, может обтирать носки в течение двадцати четырех часов.

Но как поступать, если человек начал обтирать носки, находясь на постоянном месте жительства, а затем отправился в путешествие, или наоборот? Если человек начал обтирать носки, находясь на постоянном месте жительства, и менее чем через двадцать четыре часа отправился в путешествие, то он может обтирать носки в течение семидесяти двух часов, как путешественник. Если же двадцать четыре часа миновало, пока он еще не отправился в путь, то он должен прекратить обтирать носки. Если человек начал обтирать носки, находясь в путешествии и по прошествии суток вернулся домой, то при совершении омовения он должен помыть ноги. Если же он вернулся домой менее чем через сутки, то он может обтирать носки в течение полных двадцати четырех часов.

Тут возникает важный вопрос: с какого момента следует начинать отсчет отведенного для обтирания носков срока? Одни богословы считали, что срок обтирания носков начинается с момента надевания носков. Другие богословы считали, что он начинается с момента малого осквернения. Эту точку зрения разделяли многие богословы ханбалитского толка. Однако наиболее достоверное мнение состоит в том, что отсчет отведенного для обтирания носков срока начинается с момента первого обтирания. Этому мнению отдали предпочтение ан-Навави и ас-Са‘ди. Рассмотрим это положение на примере. Допустим, что мусульманин совершил омовение перед рассветным намазом и находился в состоянии ритуальной чистоты до 9:00. В 13:00 он совершил омовение для того, чтобы совершить полуденный намаз. Следовательно, если он находится на постоянном месте жительства, то он может обтирать носки до 13:00 следующего дня; если же он находится в путешествии, то он может обтирать носки до 13:00 третьего дня. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 186-187.

Очень важно рассмотреть еще один вопрос: можно ли совершать намаз, если по истечении срока обтирания носков человек находится в состоянии ритуального очищения? Многие богословы ханбалитского толка считали, что по истечении срока обтирания носков мусульманин не должен совершать намаз до тех пор, пока не совершит омовение. Однако это мнение не опирается на доказательства из священного Корана и пречистой Сунны. Известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, определил срок для обтирания носков, но не для состояния ритуального очищения. Мы можем утверждать, что состояние ритуального очищения нарушено только на основании убедительных доказательств. А поскольку окончание срока обтирания носков не свидетельствует об осквернении, то можно утверждать, что если по истечении срока обтирания носков человек находится в состоянии ритуального очищения, то он имеет право совершать намаз без дополнительного омовения. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 216-218.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.