Тема 5. Учение об административном действии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 5. Учение об административном действии

2020-07-03 162
Тема 5. Учение об административном действии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи №1,3,6,8,10 и15

 

ЗАДАЧА 1

Юридически значимые действия – это оформление, фиксация, а иногда констатация юридически значимого факта для придания ему соответствующих правовых последствий. В отличие от правовых актов, правовые последствия юридически значимых действий связываются не с самими этими действиями, а с теми фактами, которые они фиксируют, т.е. они лишены административно-властного волевого содержания. Юридически значимые действия выступают элементом сложного юридического состава, фиксируя и подтверждая обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Такие последствия без юридического оформления наступить не могут. Например, рождение ребенка или заключение брака повлечет юридические последствия только после констатации этого обстоятельства (совершения юридически значимых действий по регистрации гражданского состояния) уполномоченным государственным органом.

Основной особенностью юридически значимого действия выступает то, что судебное оспаривание должно быть направлено не на опровержение состоявшего юридически значимого действия, а на опровержение соответствующего фактического обстоятельства. К примеру, при необоснованной регистрации права собственности следует оспаривать не государственную регистрацию, а существование зарегистрированного права.

Признаки:

• индивидуально-определенное действие – юридически значимое действие не может рассматриваться как нормативное действие, при том что оно адресовано неопределённому кругу лиц. Пример – государственная регистрация прав на недвижимое имущество: регистрируется конкретное право конкретного лица (индивидуальный характер), НО последствия возникают для неопределённого круга лиц, так как они вынуждены признавать этот факт как юридическую данность, исходя из которых будут выстраиваться дальнейшие отношения

• адресовано неопределенному кругу лиц – констатация определённого факта предполагает, что он будет восприниматься неопределённым кругом лиц как данность. Административный акт – это предписание, из действий же непосредственно права и обязанности не вытекают.

• не содержит конкретных обязательных предписаний для кого-либо,

• не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением),

• не носит распорядительного характера, т.е. не обязывает к совершению ответных действий

Юридически значимые действия направлены на придание юридической достоверности определённому факту, его констатация. Последствия связаны не с действием, а с «причиной» действия, фактом, фиксируемым юридически значимым действием (причина возникновения ответственности – не протокол о ДТП, а само ДТП)..

Оспаривание действий как таковых чаще всего невозможно – нельзя оспорить протокол, но можно обжаловать существование самого факта.

 

Административно-правовой акт – правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой (в рамках управленческого процесса) в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

Представляет собой управленческое решение. Издавая административно-правовой акт, уполномоченный субъект решает задачи управления и реализует управленческие функции.

Особенности административно-правового акта:

1. Издается только уполномоченным субъектом публичного управления в пределах его компетенции.

2. Является юридически властным волеизъявлением субъекта публичного управления, в котором выражается властная природа государственно-управленческой деятельности.

3. Представляет собой одностороннее волеизъявление субъекта публичного управления.

4. Содержит в себе юридически властное предписание субъекта публичного управления, обязательное для исполнения.

5. Определяет правила (границы) должного поведения в сфере государственного управления.

6. Является подзаконным, т.е. может быть издан уполномоченным субъектом публичного управления в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

7. Представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности субъектов публичного управления.

8. Имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения). Как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно; издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы и утверждения.

 

 

29 декабря 2004 года N 190-ФЗ


 

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

 

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

 

БЕЛОВ С.А.:

Давайте разделим – сначала поговорим о природе разрешения, выдачи разрешения, а затем уже определим значение отказа.

Вопрос – имеет ли юридическое значение воля органа, который принимает решение? По каким критериям возможно определить значимость воли? Связываются ли правовые последствия именно с волеизъявлением, либо же с самим фактом закрепления обстоятельства.

При юридически-значимом действии сам иной факт, который фиксируется государственным органом или представителем власти, является частью основания для изменения правовой материи. Пример – при регистрации регистрируется уже возникшее право – невозможно регистрировать, если нет права.Юридически значимые действия выступают элементом сложного юридического состава, фиксируя и подтверждая обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Такие последствия без юридического оформления наступить не могут.Воля уполномоченного лица не связана с последствиями.

В качестве дополнительного критерия различия ЮЗД и АА, помимо представленных, САБ предлагает использовать таковой – можно ли обойтись без органа в достижении тех же самых правовых последствий. Если нельзя – это акт. Если можно – ЮЗД, которое может быть совершено другим путем. Если, например, нужно получение лицензии – суд не имеет права выдать лицензию, он не может даже обязать орган выдать лицензию. Потому выдача лицензии – акт. А если орган не регистрирует право собственности – в судебном порядке можно требовать признания права собственности, регистрирующий орган будет обязан на основании решения вписать в реестр (нельзя сказать, что можно обойтись совсем без органа – но по крайней мере орган уже обязан в силу закона, от решения органа не будет ничего зависеть). Можно констатировать с лицензией – отказ в выдаче возможен тогда, когда есть случаи, предусмотренные законом. Получается, что воля органа ограничена. Но суть в том, что она именно ограничена, но не исключена – воля в определенной части остается и имеет значения для решения. Если волеизъявление органа нельзя чем-то заменить – это административный акт.

Руководствуясь этими критериями, мы с необходимостью приходим к выводу, что выдача разрешения на строительство – это административный акт.

Смысл юридический обжалования – это обжалование акта. Действие обжаловать глупо, т.к. оно основано на чем-либо внешнем по отношению к властному решению. С разрешением пресловутым – невозможно обжаловать факт наличия или отсутствия безопасности, обжалуется именно решение органа по поводу наличия или отсутствия безопасности и прочих оснований для выдачи разрешения. Т.е. выдача разрешения – это волевое решение органа, связанное с анализом фактических обстоятельств, но не фиксирующих эти обстоятельства для всех третьих лиц для придания им правовых последствий. Сама по себе безопасность не может быть фактом для наличия или отсутствия правового последствия. Это не юридический факт, это условие для юридического факта – административного акта.

Разрешение – оно непосредственно управомачивает конкретное лицо. Сам факт безопасности, документации не дает лицу право на осуществление строительства. Суть разрешения – это реализация властной функции путем выражения волеизъявления органа. Не фиксация – а именно предписание, управомочивание. Действие же само по себе, в отрыве от тех фактических обстоятельств, которые оно отражает, не может быть основанием для управомочия или обязывания. Тогда необходимо смотреть на характеристику обстоятельств – есть ли в их характеристике такое свойство, как принципиальная возможность быть основанием. Например, при регистрации права собственности – сам факт регистрации не влечет возникновения права, ведь на объект регистрации может быть право иного лица, которое не зарегистрировано, но действительно. Разрешение же нельзя поделить с другими лицами – никто не может претендовать на то же разрешение. Это будет выданное именно конкретному лицу оформленное управомочие.

Но все вышесказанное логически относилось к такому действию, как выдача разрешения. Теперь об отказе.

С отказом все немножко сложнее, потому что в отказе всегда так или иначе проявляется воля. В некоторых ситуациях есть парадокс - если орган соглашается совершить действие, то это юридически-значимое действие (внесение в реестр); а если отказывает в регистрации – это адм.акт, его решение, которое может быть обжаловано. Из-за отказа возникают негативные последствия у лица, и они возникают именно и в связи с отказом. Если бы зарегистрировали – последствия возникли бы вследствие самого первоначального факта. А если отказывают – далеко не все отказы в совершении юридически-значимых действий могут рассматриваться в качестве предмета для обжалования. Например, отказ составить протокол по делу об адм.правонарушении не обжалуется – усмотрение органа или должностного лица. Но это юридически-значимое действие, если оно может быть заменено решением другого лица или органа – прокурора. Отказ в выдаче лицензии можно обжаловать.

 

Задача 2

Граждане Семенов и Жванцов заключили договор купли-продажи, по которому Жванцов продал, а Семенов купил автомобиль. Не перерегистрируя автомобиль в ГИБДД, Семенов стал его использовать. 24 сентября 2005 г. он был остановлен сотрудником ДПС Хренцовым, автомобиль задержан, а Семенов оштрафован. Оспаривая действия Хренцова, Семенов ссылался на то, что регистрация автомобиля в ГИБДД не влияет на возникновение права собственности, право собственности возникает не в момент и не в связи с государственной регистрацией. Право собственности было передано по договору купли-продажи, а значит, органы ГИБДД не должны препятствовать реализации принадлежащего собственнику правомочия пользования своим имуществом.
Оцените доводы Семенова
Юридически значимые действия выступают элементом сложного юридического состава, фиксируя и подтверждая обстоятельства, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Такие последствия без юридического оформления наступить не могут.

Да, право собственности возникает не в момент и не в связи с регистрацией в органах ГИБДД, оно существует до государственной регистрации. Но сам факт существования права собственности (без его фиксирования путём осуществления юридически значимых действий – в данном случае регистрация в органах ГИБДД) не порождает правовых последствий, для того, чтобы эти последствия наступили, нужна гос регистрация, а Семёнов её не совершил и, следовательно, пользовался автомобилем незаконно.

Право собственности действительно перешло к Семенову ввиду совершения договора купли- продажи, но реализовать свое право собственности Семенов сможет только после признания его государством. Допуск ТС к участию в дорожном движении. В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество возникают с момента регистрации соответствующих прав.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 26 июня 2018 г. N 399

2. Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более 6 месяцев, к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами <3>.
------------------------------—
<3> Далее - "регистрация транспортных средств".

Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

 

 

ЗАДАЧА 3

по форме: письменные; устные; конклюдентные (акты, выражаемые конклюдентными действиями).

Сходно со сделками, но заключение сделок прямо прописано в законе, а в отношении административных актов это только из доктрины.

Законодательное требование: нормативные акты только в письменной форме. Касательно ненормативного акта свобода усмотрения формы остаётся у должностного лица, которое этот акт издает. Однако здесь можно говорить о сложившейся практике (акт о правонарушении – письменная форма; требование сотрудника ГИБДД остановится – конклюдентное действие, ибо иное вряд ли разумно)

 

Принято проводить в нашей литературе, но по Белову она малохарактерна именно для АП, во многом это перенесение категорий гражданского права на административные отношения. Конклюдентность – в гражданском законодательстве это действия, которые в силу обстановки могут быть выражением воли лица на вступление в правоотношения. В гражданском праве конклюдентные действия могут подразумевать направленность воли не на те последствия, которые вызывает заключенная таким образом сделка. В АП конклюдентность через категорию воли во многом условно. Сказать, что действия инспектора, махающего палкой, им не осознаются, выводятся из обстановки, а не из осознания инспектором своих властных полномочий. В отношение нормативных актов существует обязательное требования издания только в письменной форме. Наше законодательство не содержит общих требований к форме издания общих ненормативных административных актов (карантин). Индивидуальные акты могут носить как письменный, так и устный характер.

 

Понятие: это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, изданное с соблюдение установленной процедуры.

Особенности

– издается органом исполнительной власти

– решение уполномоченного должностного лица

– форма реализации публично-правовой компетенции государственного органа

– носит властный характер, т.е. не требует согласия адресата

– оказывает непосредственное внешнее воздействие. Сам факт издания порождает определенные правовые последствия; чаще всего это возложение обязанности по совершению определённых действий. Есть властные акты с публично-правовым характером, полномочием, НО последствия имеют имущественный характер (предоставление земельного участка в собственность), то есть имеется некий гражданско-правовой характер – адресат уполномочивается, но и некие обязанности так же приобретает (по регистрации права собственности).

Возникновение последствий не увязывается ни с какими другими фактами, кроме как с изданием самого акта – непосредственное внешнее воздействие акта

 

– подзаконный характер

– индивидуальные акты должны соответствовать нормативным актам.

 

 

Особенности административно-правового акта:

1. Издается только уполномоченным субъектом публичного управления в пределах его компетенции.

2. Является юридически властнымволеизъявлением субъекта публичного управления, в котором выражается властная природа государственно-управленческой деятельности.

3. Представляет собой одностороннее волеизъявление субъекта публичного управления.

4. Содержит в себе юридически властное предписание субъекта публичного управления, обязательное для исполнения.

5. Определяет правила (границы) должного поведения в сфере государственного управления.

6. Является подзаконным, т.е. может быть издан уполномоченным субъектом публичного управления в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

7. Имеет специальную форму и порядок принятия (утверждения). Как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно; издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы и утверждения.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.