Применение норм трудового права к регулированию отношений по поводу государственной службы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Применение норм трудового права к регулированию отношений по поводу государственной службы

2020-07-03 214
Применение норм трудового права к регулированию отношений по поводу государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дореволюционной России, как выше уже было отмечено, институт государственной службы был законодательно структурирован и однозначно определялся как публично-правовой институт, который изучался в курсе государственного права, поскольку административное право (полицейское право) рассматривалось как составная часть этой учебной дисциплины. В Советской России государственная служба и трудовая деятельность стали регулироваться актами трудового законодательства. Исследования проблем советской государственной службы изучались в рамках такого научного направления как НОТ (Научная организация труда). Однако с 40-х годов XX века постепенно стали признавать комплексный характер института государственной службы. До настоящего времени в учебной литературе по административному праву институт государственной службы признается комплексным правовым институтом, данное суждение имеет под собой нормативные основания, т.к. в законодательстве России отношения, возникающие в сфере государственной службы, регулируются нормами административного права и трудового права. Однако в научных работах по административному праву все чаще стали высказываться достаточно обоснованные мнения о том, что институт государственной службы должен быть исключительно публично-правовым, что не предполагает регулирование государственно-служебных отношений нормами отраслей частного права.

Часть ученых считает государственную службу разновидностью служебной деятельности, которая в свою очередь является одним из видов наемного труда, а значит, труд государственных служащих регулируется законодательством о труде с особенностями, установленными федеральными законами о государственной службе.

Однако необходимо отметить, что в отношении каждого вида государственной службы действуют свои правила соотношение трудового и административного законодательства.

В частности, в отношении государственной гражданской службы это ст. 11 ТК РФ и ст. 73 ФЗ «О гражданской службе», согласно которым трудовое законодательство применяется только в случае неурегулирования правоотношений в административном законодательстве о государственной службе

Согласно той же ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

А вот специальной нормы о применении трудового законодательства к государственной службе не входящей ни в военную ни в гражданскую службу нет, в связи с чем, законы регулирующие прохождение этой службы рассматриваются как специальные к ТК РФ.

 

 

27 мая 2003 года N 58-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 2. Система государственной службы

 

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

 

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

 

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

профессионализм и компетентность государственных служащих;

 

 

Статья 5. Государственная гражданская служба

 

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

 

 

Статья 10. Государственные служащие

 

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

 

 

27 июля 2004 года N 79-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

 

 

Статья 4. Принципы гражданской службы

 

Принципами гражданской службы являются:

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

 

 

Статья 14. Основные права гражданского служащего

 

1. Гражданский служащий имеет право на:

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

 

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

 

1. Гражданский служащий обязан:

 

 

Порядок вступления в силу статьи 50 в отношении гражданских служащих субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений статьи 71 данного документа (часть 4 статьи 71 данного документа).

 

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

 

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

 

Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

 

30 декабря 2001 года N 197-ФЗ


 

 

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

 

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

 

БЕЛОВ С.А.:

Как соотносятся закон субъекта, регулирующий отношения гражданской службы, с федеральным актом, регулирующим трудовые отношения?

Ст.11 ТК – общий принцип соотношения с т.з. трудового законодательства. ТК говорит – первым является трудовое законодательство, а служебное может устанавливать особенности. Глобально с т.з. этой нормы эти особенности не должны противоречит трудовому законодательству. Ст.73 ФЗ О гражданской службе – общий принцип, как раз та особенность, которую «дозволяет» служебному законодательству ст.11 ТК, которая устанавливает общее соотношение с т.з. служебного законодательства. Технически, ФЗ, который регулирует общие принципы построения системы государственной гражданской службы и на уровне Федерации, и на уровне субъектов, установил в ст.73 и общее правило соотношения – субсидиарность трудового законодательства. Но субсидиарность установлена в случае пробелов в регулировании ФЗ!

Идет ли речь в данном случае о регулировании служебных отношений субъектом Федерации? Принцип прохождения государственной службы – профессионализм. Государственная служба – это всегда основной род занятий для служащего. Невозможна в принципе, в основах своих, государственная служба по совместительству. Следовательно, любые отношения, связанные с осуществлением труда в государственных органах – это не служебные, а трудовые отношения. Исходя из последнего тезиса с необходимостью следует вывод – нет коллизии между служебным и трудовым законодательством, поскольку служебное законодательство в принципе не может устанавливать порядок прохождения службы по совместительству!

Принцип профессионализма. Любопытно, что кроме этого принципа, нет других правил в законе, которые бы ограничивали совместительства на государственной службе. Государственная служба всегда должна быть основным видом деятельности для занятого. Совмещать это общее с другим видом деятельности можно, но нельзя осуществлять госслужбу по совместительству. Невозможно поэтому, например, замещать 2 должности государственной службы. Но это только общий принцип, нет частных и формальных запретов. Профессионализм означает не качественное положение служащего, а тот факт, что деятельность государственной службы является для служащего основной.

Каждый служащий должен учитывать баланс частных и публичных интересов. Естественно ГС, связанная с выполнением государственных полномочий, определяет преимущество публичных интересов.

Вопрос регулирования государственной службы – в совместном ведении. Также и с трудовым законодательством. Тогда глобально федеральное законодательство всегда имеет приоритет над законодательством субъекта, т.к. предмет ведения общий. Потому и ограничительная формулировка ст.73. Конкуренция может быть только между 2-мя федеральными законами.

Например – служба в ночное время. В ФЗ не сказано об этом – применяется ТК. Закон субъекта не может это урегулировать иначе, чем это сделано трудовым законодательством. Точнее даже может сделать – но не может сделать более низкий уровень гарантий, не может уменьшить защиту. Должен соблюсти минимальный уровень, предусмотренный трудовым законодательством.

Что же остается региональному уровню, если то, что не урегулировано в ФЗ, можно найти в трудовом законодательстве? Только то, что сам ФЗ прямо относит к ведению субъекта, а также случаи предоставления больших гарантий, чем есть в ТК. Если допустить приоритет закона субъекта над ТК, то получается уменьшение уровня гарантий – субъект не имеет полномочий на это.

Например, проблема – есть в органах внутренних дел подразделения, являющиеся органами федеральными, а есть подразделения, относящиеся к ведению субъекта – финансированию, установлению численности. В РФ единая система, единая вертикаль правоохранительных органов – и это отражено и в ст.3 ФЗ О системе – правоохранитиельная служба является только федеральной службой. И последнее (отношение подразделений к ведению субъектов) не означает, что создается в этих подразделениях служба субъекта – служба все равно остается федеральной.

 

 

МОЕ РЕШЕНИЕ (дополнение):

В канве законов №58-ФЗ и №79-ФЗ виден специфический принцип регулирования государственной службы – принцип профессионализма. (Примеры - выше) Этот принцип означает, что государственная служба – это основной род деятельности человека, поступившего на гос.службу. Потому возможность прохождения гос.службы по совместитетельству не предусмотрена специальным законодательством, но и не применим принцип законодательства трудового – возможность совместительства, по крайней мере применительно к совместительство гос.службы. Это находит отражение во многих формулировках законодательства – «профессиональная», «основное средство материального обеспечения» и т.п. К сожалению, соответствующий принцип не закреплен развернуто в форме запрета гос.служащему проходить службу по совместительству, а лишь проходит одним из стержней регулирования соотв.отношений, что позволяет сделать вывод о принципиальности соответствующего положения.

Соответствующий принцип находит отражение и в общем законе о гражданской службе. Поскольку организация гражданской службы возможна и на уровне субъектов РФ, стоит обратить внимание, что в соотв.с ч.4 ст.2 Закона о системе регулирование гражданской службы отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Поэтому положения федерального законодательства имеют приоритет перед положениями законодательства субъектов.

В соответствии со ст.73 ФЗ О гражданской службе разрешаются коллизии между трудовым законодательством и данным ФЗ. Стоит отметить, что ст.73 разрешает коллизии только между ФЗ и трудовым законодательством, но не между актами субъекта и трудовым законодательством. Потому общая система регулирования государственной гражданской службы на федеральном уровне строится таким образом – первостепенное положение занимает ФЗ О гражданской службе, затем следуют положения трудового законодательства в части, не урегулированной ФЗ, а только затем, в части не урегулированной ФЗ и трудовым законодательством следуют в иерархии акты субъектов, устанавливающие положения о гражданской службе субъекта. В связи с этим можно отметить особенность регионального регулирования отношений гражданской службы – регулирование возможно в части, в которой это предписывает ФЗ О гражданской службе, в какой эти положения будут дополнять регулирование вопросов, не нашедших отражение в ФЗ и трудовом законодательстве, а также в части, устанавливающей дополнительные гарантии служащим, по сравнению с федеральным законодательством. Поэтому если Закон Новгородской области противоречит ТК, то должен применяться именно ТК, т.к. ст.73 ФЗ О гражданской службе разрешает коллизии только между ФЗ и трудовым законодательством.

 

ЗАДАЧА 3

Государственная служба – это  профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов

Есть ряд общих проблем понимахния госслужбы, правового регулирования, принципов правового регулирования.

 

Публичная и государственная служба: модели

• общей публичной деятельности и

• исключительно осуществления государственной власти

 

Сегодня – это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Такой подход к понятию государственной службы не является единственно возможным. Понятие может быть гораздо шире. Можно отнести любую деятельность, которая направлена на осуществление функций государства и оплачивается государством. Т.е. все, что касается выполнения деятельности государственных организаций и учреждений, финансируемых из бюджетной сферы. К регулированию государственной службы в ряде зарубежных стран подходят так, что им предоставляют правовые и фактические льготы. Даже работа в бюджетных учреждениях – это государственная (точнее публичная)служба, со всеми вытекающими – статусом, льготами и гарантиями.

В России понятие ГС используется в другом смысле. Реформа регулирования государственной службы началась с 1993 года. Было понятно, что обеспечить достаточные меры социальной защиты, которые обеспечить конкурентоспособность позиций в государственных структурах для всех учреждений бюджетной сферы невозможно. Государство выделило тех, кто работает в государственных органах, точнее имеет какое-то отношение к осуществлению государственной власти. Государство решило, что всех кормить бюджетников не может, то будет хоть защищать тех, кто осуществляет властные полномочия, чтобы те не стали искать другие средства существования путем осуществления государственной власти, принадлежащей им. Логика не помогла изжить, например, коррупцию, не способствовала социальному развитию государства, может иметь при этом и иные негативные глобальные последствия. Но в этом суть выделения государственной службы в качестве отдельного правового института.

 

Определение совокупности признаков, характерных для указанного вида социальной деятельности в том или ином государстве или период времени позволяет выделять виды моделей государственной службы.

Изучение вопросов государственной службы возможно путем сопоставления различных моделей государственной службы. Однако данный подход предполагает четкое установление параметров, которые признаются существенными для конструирования той или иной модели и обязательными при сравнении. В качестве основных параметров моделей государственной службы можно выбирать разные критерии и их совокупность, например:

· во-первых, функции государственной службы (которые указывают на ее социальную направленность, т.е. назначение),

· во-вторых, структуру (какие должности и в каких организациях),

· в третьих, порядок прохождения (условия поступления, присвоения квалификационных разрядов, основания прекращения).

Соответственно, используя первый из перечисленных критериев Г.В. Атаманчук предложил выделить следующие модели государственной службы:

1. По структурному критерию, модель государственной службы ранее закрепленную в ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» можно было описать как «организационно – должностную», поскольку государственной службой признавалась деятельность только в государственных органах и на должностях государственной службы.

С принятием ФЗ «О системе государственной службы» можно говорить о частичном нормативном закреплении функционально-должностной модели государственной службы в России, когда государственной службой является исполнение определенных государственных функций, причем независимо от того, закреплены они в компетенции государственного органа или иной государственной организации. Главное, чтобы должность в государственной организации признавалась должностью государственной службы.

2. В зависимости от порядка поступления и прохождения государственной службы предлагают выделять модель, основанную на «концепции карьеры», ее можно назвать евро-континентальной, поскольку гражданин, однажды поступивший на государственную службу, на протяжении всей своей служебной деятельности продвигается по «служебной лестнице», и занять высокую должность государственной службы, минуя этот порядок, практически нельзя. А другая модель основана на «системе заслуг», ее можно обозначить как англо – американскую, то есть подбор и продвижение по государственной службе зависит в первую очередь от профессиональных и деловых качеств, а не от стажа государственной службы.

 

 

27 мая 2003 года N 58-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

 

1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

 

Статья 4. Федеральная государственная служба

 

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

 

Статья 5. Государственная гражданская служба

 

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

 

Статья 6. Военная служба

 

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

 

Статья 7. Правоохранительная служба

 

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

 

 

Статья 8. Должности государственной службы

 

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

 

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей правоохранительной службы.

 

Статья 10. Государственные служащие

 

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

 

27 июля 2004 года N 79-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

Статья 8. Должности гражданской службы

 

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

 

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

 

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1029

 

 

заявители обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Приложение N 8 в части исключения (невключения) из Перечня государственных должностей федеральной государственной службы должностей: торговый советник и торговый атташе - не соответствует Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" и нарушает их пенсионные права.

Представители Правительства РФ Журавлева Т.В., Сокол Т.И., Величко О.А., Ворона Ю.В. и Куринов С.А. против предъявленного требования по существу не возражали и полагали, что должности торгового советника и торгового атташе подлежат включению в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", указанных в оспариваемом Приложении.

Данные должности не были включены в этот Перечень, по их мнению, в связи с проводимой на период его утверждения реорганизацией торговых представительств.

Вопрос о включении названных должностей в указанный Перечень неоднократно обсуждался и согласовывался заинтересованными министерствами, но до настоящего времени остается нерешенным.

Как установлено судом, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 года N 981 были утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно приложениям N N 1 - 20. В частности, в Приложении N 8 к названному Указу Президента РФ предусмотрен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности представительства Российской Федерации, представительства федерального органа исполнительной власти и представительства государственного органа при федеральном органе исполнительной власти за рубежом. В данный Перечень включены главные должности: торговый представитель РФ, уполномоченный РФ, а также ведущие должности, старшие должности и младшие должности государственной службы категории "В".

Занимаемые же заявителями до увольнения должности: торговый советник и торговый атташе аппаратов торговых советников Посольств Российской Федерации за рубежом - в указанный Перечень не были включены.

По утверждению заявителей, находясь на должностях торговых советников и торговых атташе, они выполняли работу по обеспечению и исполнению полномочий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации во внешнеторговой деятельности за рубежом. Свою деятельность осуществляли на профессиональной основе, имели в подчинении государственных служащих, для которых принимаемые ими решения носили обязательный характер, и получали денежное содержание из средств федерального бюджета, т.е. их должности полностью отвечали предусмотренным законом признакам государственных должностей, учреждаемых государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, а поэтому они подлежали включению в указанный выше Перечень.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что содержащийся в Приложении N 8 к Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", в части исключения из него государственных должностей: торговый советник и торговый атташе - не соответствует требованиям пп. 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и в связи с этим в указанной части не может являться законным.

Согласно статье 1 названного выше Федерального закона государственные должности подразделяются на:

должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, - государственные должности категории "А";

должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";

должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

Под государственной службой в приведенном Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (ст. 2).

Осуществляя свою профессиональную деятельность в качестве торговых советников и торговых атташе, заявители обеспечивали полномочия соответствующего государственного органа Российской Федерации за рубежом, т.е. занимаемые ими должности в полной мере отвечали признакам государственной должности федеральной государственной службы категории "В".

Однако указанные должности не были включены в названный выше Перечень, как уже отмечалось выше, в связи с проводимой в тот период реорганизацией торговых представительств Российской Федерации.

 

 

МОЕ РЕШЕНИЕ:

Определение совокупности признаков, характерных для указанного вида социальной деятельности в том или ином государстве или период времени позволяет выделять виды моделей государственной службы.

Изучение вопросов государственной службы возможно путем сопоставления различных моделей государственной службы. Однако данный подход предполагает четкое установление параметров, которые признаются существенными для конструирования той или иной модели и обязательными при сравнении. В качестве основных параметров и критериев разделения моделей государственной службы можно выбирать разные критерии и их совокупность, например:

· во-первых, функции государственной службы (которые указывают на ее социальную направленность, т.е. назначение),

· во-вторых, структуру (какие должности и в каких организациях),

· в третьих, порядок прохождения (условия поступления, присвоения квалификационных разрядов, основания прекращения).

Соответственно, используя первый из перечисленных критериев Г.В. Атаманчук предложил выделить следующие модели государственной службы:

3. По структурному критерию,

· Модель государственной службы ранее закрепленную в ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» можно было описать как «организационно – должностную», поскольку государственной службой признавалась деятельность только в государственных органах и на должностях государственной службы.

· С принятием ФЗ «О системе государственной службы» можно говорить о частичном нормативном закреплении функционально-должностной модели государственной службы в России, когда государственной службой является исполнение определенных государственных функций, причем независимо от того, закреплены они в компетенции государственного органа или иной государственной организации. Последнее находит отражение и в определении отдельных разновидностей государственной службы (ст.7 ФЗ О системе) Главное, чтобы должность в государственной организации признавалась должностью государственной службы.

4. В зависимости от порядка поступления и прохождения государственной службы предлагают выделять

· модель, основанную на «концепции карьеры», ее можно назвать евро-континентальной, поскольку гражданин, однажды поступивший на государственную службу, на протяжении всей своей служебной деятельности продвигается по «служебной лестнице», и занять высокую должность государственной службы, минуя этот порядок, практически нельзя.

· А другая модель основана на «системе заслуг», ее можно обозначить как англо – американскую, то есть подбор и продвижение по государственной службе зависит в первую очередь от профессиональных и деловых качеств, а не от стажа государственной службы.

Правовой механизм учреждения должности государственной службы . Должность государственной службы учреждается в государственном органе решением руководителя, согласно. В ст. 8 ФЗ «О системе» содержится лишь указание, что они учреждаются «федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации». Однако все должности государственной службы должны учреждаться в соответствии с типовыми перечнями, которые, в свою очередь, утверждаются Указами Президента РФ. И лишь реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ( ч.3 ст. 9 ФЗ «О системе»). Важно отметить, что данный закон допускает в одном федеральном государственном органе одновременное учреждение должностей всех видов службы.

 

В соотв.со ст.5 ФЗ О системе государственной гражданской службой признается деятельность «по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». Поскольку в определении государственной гражданской службы не говорится об обеспечении полномочий иных организаций, то формально соответствующие торговые советники не могут считаться лицами, проходящими государственную службу. Однако, некоторый отход от организационно-должностной модели предопределил несколько иной подход к государственной службе. Поскольку в определении ст.10 ФЗ О системе не содержится у


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.