Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности

2020-10-20 79
Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ориентация на ту или иную группу ценностей, т. е. ее доми нирование в индивидуальной ценностной системе, может быть обусловлено действием соответствующих психологических ме ханизмов ее формирования, в наибольшей степени присущих данной стадии индивидуального развития. Из этого следует, что разные ценности могут иметь разное происхождение. Нами была поставлена задача установить зависимость между преимуще ственным действием механизмов адаптации, идентификации и интернализации и значимостью конкретных ценностей в инди видуальной иерархии и сгруппировать их по происхождению.

Как уже отмечалось, действие отдельных механизмов психо логической адаптации, направленных на устранение тревоги и восстановление психического гомеостаза, авторами отечествен ных версий теста ММР1, в частности Ф. Б. Березиным и Л. Н. Соб-чик, определялось по подъему профиля данного теста на той или иной его базовой шкале [39],[231]. Нами для диагностики в описанной группе исследуемых степени выраженности пси хологических особенностей при действии различных механиз мов интрапсихической адаптации использовался разработан ный В. П. Зайцевым тест СМОЛ, представляющий собой отечественную версию формы М1гн-Ми1{ теста ММР1 [94].

Ранее в исследованиях ряда отечественных и зарубежных авторов, как правило, не обнаруживались высокие корреляции между рангом значимости большинства терминальных и инстру ментальных ценностей и показателями по тесту ММР1. В нашем исследовании сила связи между этими параметрами также была умеренно выраженной (таблица 13). Однако выявленные зави симости носили устойчивый и достоверный характер: р<0,05 при г>0,10; р<0,01 при г>0,13 и р<0,001 при г>0,17. Поскольку ранги значимости ценностей представляют собой обратное значение, на их положительную взаимосвязь с исследуемыми параметра ми указывает отрицательный коэффициент корреляции.

Таблица 13

Корреляции между рангами значимости

терминальных и инструментальных ценностей и показателями

по тесту СМОЛ

 

Ценности

Шкалы СМОЛ

1 2 3 4 6 7 8 9
Активная деятельная жизнь - 0,12 0,11 - 0,12 0,13 - -
Интересная работа 0,10 - - 0,13 0,10 0,13 0,14 0,12
Продуктивная жизнь - - - - 0,11 - - 0,10
Развитие - 0,12 0,12 - 0,12 - - -
Развлечения - -0,15 -0,10 -0,14 - - -0,12 -
Свобода - - - - - - - -0,21
Счастливая семейная жизнь - - - - - -   0,12
Счастье других - - - - - -0,14 - -
Творчество - - - - - -   -0,15
Воспитанность - - - - 0,13 - - -
Независимость - - 0,10 -   - - -0,10
Непримиримость к недостаткам - -0,11 - - -0,13   • - -
Образованность - 0,10 - 0,12 0,13 0,13 0,11 -
Рационализм - - - -   - - 0,11
Терпимость - - -0,11 - - -0,13 - -
Чуткость -0,11 - -0,11 - - -0,12 -  
Эффективность в делах - -   0,12 - 0,10 - -

Подъем профиля по первой шкале (ипохондрические тен денции) отражает, по мнению Ф. Б. Березина, действие механиз ма «соматизации тревоги», т. е. «своеобразного ухода в болезнь», убеждение в наличии которой является основанием для снятия с себя ответственности [39]. В исследуемой группе заострение ипохондрических черт достоверно коррелирует с падением зна чимости интереса к работе, профессиональной или учебной де ятельности, а также с повышением значимости чуткости, нося щей в данном случае, вероятно, эгоцентрический характер.

Пик на второй шкале, характеризующийся заострением деп рессивных черт, соответствует действию механизма «обесцени вания исходных потребностей». Отказ от реализации актуальных потребностей является отражением защитной «стоп-реакций» на стрессовую ситуацию, дающей возможность ее детально проана лизировать и выработать новую стратегию поведения. Такой отказ от самореализации, подавляющий эгоцентрические потреб ности, выравнивает баланс между противоречивыми эгоцентри ческими и альтруистическими тенденциями, снижая тем самым риск возникновения конфликта со средой [39]. В нашем иссле довании рост депрессивных тенденций сопровождается снижени ем ценности активной, деятельной и эмоционально насыщенной жизни, самосовершенствования и личностного развития, образо ванности и широты знаний. При этом характерным проявлением становится увеличение значимости как развлечений и отсутствия обязанностей, так и непримиримости к недостаткам в себе.

При заострении демонстративных черт (подъем профиля на третьей шкале), отражающем действие механизма «вытеснения», отмечаются подобные же особенности ценностной иерархии (за исключением непримиримости к себе), кроме того, такие ис следуемые декларируют высокую значимость для них чуткости и терпимости. По словам Ф. Б. Березина, содержанием данного механизма является вытеснение из сознания любой негативной информации, которая наносит урон субъективному образу соб ственного «Я».

Выраженность проявлений асоциальной психопатии (четвер тая шкала теста) соответствует механизму «реализации эмоци ональной напряженности в непосредственном поведении». Адап тация в данном случае осуществляется отреагированием вовне и направлена прежде всего на непосредственное окружение [39]. Заострение указанных черт в нашем исследовании сопряжено со снижением значимости образования, потерей интереса к ра боте или учебе, ее эффективности, а также с тягой к развлечени ям и необременительному времяпровождению.

Доминирование паранойяльных черт (пик на шестой шкале) отражает активность механизма «концептуализации в форме вто ричного контроля эмоций». Неудовлетворение потребности в достижении успеха обусловливает разработку концепции, которая призвана сохранить приемлемое для индивида представле ние о собственной личности. Формируемые ригидные концеп ции связаны с областью межличностных отношений и характе ризуются экстрапунитивностью [39]; [231]. При акцентировании паранойяльных черт характера одновременно снижаются ранги значимости ценностей активной, деятельной и продуктивной жизни, работы или учебы, развития, воспитанности, образованно сти. Более высокое место в иерархии занимает непримиримость к себе и другим.

Действие механизма, связанного с подъемом профиля на седьмой шкале теста (психастения), Ф. Б. Березин называет «фик сацией тревоги и формированием ограничительного поведения». В данном случае адаптация характеризуется «слабостью вытес нения», фиксацией на отрицательных стимулах и защитным сни жением активности и притязаний. В нашем исследовании рост психастенических черт наряду с падением ранга значимости ценностей активной деятельной жизни, интересной работы, про­дуктивности в работе или учебе связан также с повышением значимости счастья других, чуткости, терпимости к взглядам, мне ниям и ошибкам окружающих.

Заострение шизоидных особенностей (пик на восьмой шкале), которое, по словам Л. Н. Собчик, отражает действие механизма «ин теллектуализации», проявляющееся уходом в мир умозритель ных построений, абстракций или фантазий [231], в исследуемой группе сопровождается снижением ценности работы и образо вания, а также повышением интереса к развлечениям. В целом данный механизм является наименее специфическим примени тельно к формированию ценностной системы.

Пик на девятой шкале, связанный с заострением гипертим-ных черт, соответствует действию механизма «отрицания». Он реализуется как путем отрицания вызывающих тревогу стиму лов, так и путем отрицания самой тревоги, что обеспечивает от носительную независимость от изменения ситуации. Такие осо бенности, по мнению Ф. Б. Березина, могут способствовать быстрой перестройке жизненного стереотипа и уменьшать воз действие адаптационного утомления. Усиление гипоманиакаль-ных тенденций имеет наибольшие отличия от остальных типов реагирования и в наибольшей степени коррелирует с повыше нием ранга ценностей свободы и независимости, творчества, а также со снижением значимости рационализма и обдуманнос ти решений, семейной жизни, работы и продуктивности.

Обращает на себя внимание то, что, несмотря на определен ные различия, большинство механизмов психологической адап тации имеют общие проявления. Это подтверждается также и тем, что при сравнении групповых иерархий терминальных и ин струментальных ценностей исследуемых с «гиперстеническим» (пики на 4, 6 и 9 шкалах) и «гипостеническим» (пики на 1, 2, 7 и 8 шкалах) типами реагирования нами не было выявлено никаких значимых различий. Кроме того, исследуемые, демонстрирующие проявления дезадаптации, т. е. повышение профиля более 70 Т-баллов по любой из шкал (за исключением гипомании), по срав нению с остальными одинаково характеризуются достоверно более низким (при р<0,05) рангом значимости работы или уче бы, активной жизни, эффективности в делах, а также значительно большей значимостью развлечений.

По нашему мнению, это объясняется общими закономернос тями действия различных механизмов адаптации на мотиваци-онно-потребностную сферу личности (таблица 14). Механизмы интрапсихической адаптации, которые направлены на измене ние собственных установок ради приспособления к среде, про являются выбором стратегии избегания неудачи и ограничени ем собственных потребностей, независимо от того, какому (сильному или слабому) типу реагирования они соответствуют. Полученные нами результаты подтверждаются также аналогич ным универсальным действием адаптационных механизмов на различные показатели осмысленности жизни, описанным также и Д. А. Леонтьевым, по данным которого результаты теста СЖО отрицательно коррелируют с подъемом профиля ММР1 [150].

Таблица 14

Корреляции между показателями мотивации и результатами по тесту СМОЛ

 

Показатели мотивации

Шкалы СМОЛ

1 2 3 4 6 7 8 9
Мотивация достижения - -0,19 -0,12 -0,17 -0,19 -0,12 -0,12 -0,10
Потребность в достижениях -0,14 -0,45 -0,27 -0,25 -0,20 -0,36 -0,19 -

 

Таким образом, действие различных адаптационных механиз мов взаимосвязано с изменением ранга значимости ряда тер минальных и инструментальных ценностей. При этом значимость высших морально-этических ценностей, таких как честность, ши рота взглядов, смелость, любовь, дружба и т. д., в исследуемой группе практически не зависит от выраженности изучаемых пси хологических особенностей. Описанное нами изменение систе мы ценностных ориентации, и прежде всего снижение ранга зна чимости ценностей профессиональной самореализации при повышении потребности в развлечениях, является, по существу, явным проявлением «экзистенциальной фрустрации» (в терми­нологии В. Франкла), что еще раз свидетельствуете «защитном» характере происхождения таких ценностей.

Для изучения особенностей иерархии ценностей при преоб ладании в ее формировании механизмов идентификации или интернализации мы использовали данные по шкале «поддерж ки» самоактуализационного теста (САТ) [79]. Данная шкала, вклю чающая 90 из 126 вопросов теста, основана на концепции Д. Рис-мена о преобладании внутренней либо внешней «поддержки» ценностных ориентации личности. Дж. Роттер, проводя границы между своей типологией (интернальность-экстернальность) и типологией Д. Рисмена, указывает, что последняя основана на «локусе ценностей» у людей — заложены ли они (ценности) в самом индивиде или принадлежат другим. Поведение людей, «ориентированных на себя», регулируется внутренними интернали-зованными ценностями, а людей, «ориентированных на других», — ценностями, внешними по отношению к ним и усвоенными посредством идентификации [175]. Необходимо отметить, что ори­ентация на себя или других в данном случае не имеет ничего об щего с эгоцентрическими или альтруистическими тенденциями, так как говорит не о соответствующей направленности, а о происхож дении ценностей.

На основании тестовых результатов по шкале «поддержки» САТ у 34,6% исследуемых было диагностировано преобладание в формировании системы ценностных ориентации механизма интернализации, а у 22,3% — механизма идентификации; 43,1% исследуемых были отнесены к промежуточному типу. Для со держательного описания указанных механизмов, по сравнению с адаптационными механизмами имеющих до настоящего вре мени неодинаковую интерпретацию, нами использовались результаты сравнительной характеристики соответствующих типов исследуемых — «ориентированных на себя» и «ориентированных на других» по ряду параметров мотивационно-потребностной и смысловой сферы, а также по некоторым другим личностным особенностям.

По тесту потребности в достижениях Ю. М. Орлова «ориен тированные на других», т. е. исследуемые с доминированием механизма идентификации, имеют достоверно меньшую внутрен нюю потребность в достижениях, чем «ориентированные на себя» (преобладание механизма интернализации). Аналогичные раз личия по тесту мотивации достижения обнаруживаются и в об щей мотивационной стратегии: первым в большей степени свой ственна мотивация избегания неудачи, вторым — мотивация достижения успеха (таблица 15). При этом уровень мотивации достижения успеха находится в достаточно тесной взаимосвязи со степенью «внутренней поддержки» ценностей (г=0,41 при р<0,001).

Таблица 15

Усредненные результаты по тестам мотивации достижения

и потребности в достижениях в группах исследуемых

с преобладанием действия механизмов идентификации (1)

и интернализации (2)

 

 

Показатели мотивации

1        

 

4

Р

М   т М т
Мотивация достижения 46,95 1 ,24 57,66 0,82 -7 ,52 0,000
Потребность в достижениях 6,01 0 22 6,78 0,14 -3 ,01 0,003

Потребность в достижениях в той ли иной деятельности связа на с принятием на себя ответственности за ее результаты. Вполне закономерно, что степень «внутренней поддержки» ценностей име ет хотя и умеренную, но устойчивую (при р<0,01) взаимосвязь с уровнем общей интернальности, интернальности в области до стижений, а также интернальности в сфере межличностных и про­изводственных отношений (г=0,15-0,21). «Ориентированные на себя» характеризуются достоверно большими показателями ин тернальности по большинству шкал опросника УСК (таблица 16). Они в большей степени, чем «ориентированные на другого», готовы к принятию на себя ответственности за свое положение, отношения с окружающими, результаты деятельности, достиже ния и неудачи.

Таблица 16

Усредненные результаты по тесту УСК в группах исследуемых

с преобладанием действия механизмов идентификации (1)

и интернализации (2)

 

Шкалы УСК

1  

1

(

Р

М т М т
Ио 3,94 0,21 4,90 0,15 -3,73 0,000
Ид 4,87 0,23 6,01 0,16 -4,12 0,000
Ин 4,26 0,23 4,46 0,17 -0,73 0,467
Ис 4,99 0,22 5,37 0,17 -1,40 0,163
Ип 4,10 0,19 4,70 0,15 -2,50 0,013
Им 5,95 0,18 6,58 0,15 -2,63 0,009
Из 5,41 0,22 5,64 0,17 -0,85 0,397

В нашем исследовании степень «внутренней поддержки» ценностей находится также в достаточно тесной взаимосвязи с показателями осмысленности жизни (г=0,22-0,33 при р<0,001). Исследуемые, характеризующиеся преобладанием описываемых механизмов, обнаружили существенные различия в показателях осмысленности жизни по всем шкалам теста СЖО (таблица 17). Исследуемые с преобладанием действия механизма интерна лизации отличаются большей общей осмысленностью жизни, целеустремленностью, верой в свои планы и их осуществление. Их сегодняшняя жизнь характеризуется большей эмоциональной насыщенностью, значимостью и наполненностью смыслом. Им свойственны также большая удовлетворенность самореализацией, положительная оценка пройденного отрезка жизни, ее продук тивности и осмысленности. Такие исследуемые в большей сте­пени осознают себя личностью, обладающей достаточной сво бодой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и собственными ценностями.

Преобладание в формировании системы ценностей меха низмов интернализации или идентификации сопровождается

Таблица 17

Усредненные результаты по тесту СЖО в группах исследуемых

с преобладанием действия механизмов идентификации (1)

и интернализации (2)

 

Шкалы СЖО

1

1

(

Р

м т М т
Общий результат 91,22 2,14 105,6 1,38 -5,96 0,000
Цель 27,95 0,89 31,99 0,51 -4,22 0,000
Процесс 27,28 0,81 32,48 0,46 -6,00 0,000
Результат 22,41 0,66 26,45 0,38 -5,68 0,000
ЛК—Я 22,79 0,61 26,18 0,46 -4,51 0,000
ЛК — Жизнь 26,83 0,78 31,97 0,55 -5,51 0,000

также различиями по тесту Кеттелла (таблица 18), наглядно пред ставленными на рисунке 8. Исследуемые с преобладанием дей ствия механизма интернализации характеризуются смелостью, предприимчивостью, активностью, энергичностью. Они более об щительны, открыты, непосредственны и непринужденны, есте ственны в общении. Им свойственны эмоциональность, жизне радостность, оптимистичность; они в большей степени живут сегодняшним днем (факторы Н+, А+, Р+, О- и Ы-). В то же время, эти «ориентированные на себя» исследуемые отличаются дос таточно высоким уровнем эмоциональной устойчивости, сдер жанности, зрелости, уравновешенности, уверенности в своих си лах. Они более постоянны в своих планах и интересах, реалистичны, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков (С+ и 0.4~). Иссле дуемым этой группы свойственны потребность в доминирова нии, свободное отношение к общепринятым этическим нормам и ценностям, неприятие запретов и ограничений, независимость и самоуверенность (Е+ и 6-). Для «ориентированных на себя» характерно стремление к получению новой информации по раз личным областям знания, склонность к экспериментированию, они не доверяют авторитетам, спокойно воспринимают неустоявши еся взгляды и новые идеи, отличаются критичностью мышления, терпимостью к противоречиям и неясностям (0,+).

Таблица 18

Усредненные результаты по тесту Кеттелла в группах исследуемых

с преобладанием действия механизмов идентификации (1)

и интернализации (2)

 

Факторы Кеттела

1  

1

(

Р

м т М т
А 5,11 0,36 6,84 0,29 -3,76 0,000
В 4,85 0,34 5,18 0,21 -0,88 0,384
С 4,96 0,32 6,57 0,25 -3,98 0,000
Е 4,52 0,26 6,41 0,25 -5,06 0,000
Р 4,78 0,32 6,64 0,22 -4,89 0,000
С 6,56 0,31 5,02 0,30 3,34 0,001
н 4,74 0,27 6,91 0,27 -5,36 0,000
I 5,59 0,31 5,52 0,22 0,19 0,851
|_ 5,59 0,44 4,91 0,31 1,31 0,196
м 4,59 0,33 5,50 0,36 -1,71 0,091
N 6,81 0,32 4,39 0,26 5,74 0,000
О 5,89 0,31 4,36 0,25 3,75 0,000
о, 3,89 0,33 6,30 0,29 -5,35 0,000
О2 5,89 0,36 4,75 0,31 2,36 0,021
Оз 5,78 0,40 6,02 0,24 -0,56 0,580
04 5,93 0,37 4,39 0,26 3,48 0,001
  5,00 0,37 6,37 0,30 -2,86 0,006

У исследуемых с преобладанием механизма идентификации, напротив, ведущими чертами являются консерватизм, норматив ная обусловленность поведения, некритичное отношение к тради ционным принципам, конформность, настороженное отношение ко всему новому. Устоявшиеся традиции, принципы и ценности яв ляются для них абсолютными. Они склонны больше полагаться на мнение окружающих, старших по возрасту, чем на свое соб ственное (О,-, С.+ и Е-). В общении они в большей степени ориентируются на нормы этикета, несколько искусственны, под черкнуто вежливы и корректны, стремятся сдерживать эмоциональные проявления (N+). Для таких «ориентированных на дру гих» исследуемых характерна большая тревожность, внутренняя напряженность, фрустрированность, раздражительность, нетерпе ливость. Они отличаются нерешительностью, неуверенностью в себе, озабоченностью, склонностью к самоупрекам, недооценке своих способностей и компетентности, пессимистичностью (Q4+,O+,H-,F- и С-)

 

Рис. 8. Усредненные профили по тесту Кеттелла исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации (1) и интернализации (2).

Собственно системы ценностных ориентации личности, име ющие преимущественно внутреннюю или внешнюю «поддерж ку», обнаруживают явные различия по тесту М. Рокича (таблицы 19—20). «Ориентированные на себя» ставят достоверно выше такие ценности, как активная деятельная жизнь, свобода и твор чество, независимость, образованность, смелость в отстаивании своего мнения и широта взглядов. В иерархии ценностей «ори ентированных на других» более высокое место занимают обще ственное признание, счастливая семейная жизнь, исполнитель ность, аккуратность. Степень «внутренней поддержки» ценностей обнаруживает достоверную взаимосвязь (при р<0,05) с принятием ценностей, значимых для «ориентированных на себя». Зна чимость ценностей, в большей степени присущих «ориентиро ванным на других», а также таких, как материально обеспеченная жизнь, воспитанность, непримиримость к недостаткам в себе и других, напротив, находится в обратной корреляционной зависи мости со степенью «внутренней поддержки» ценностей.

Таблица 19

Усредненные ранги значимости терминальных ценностей

в группах исследуемых с преобладанием действия механизмов

идентификации (1) и интернализации (2)

 

Ценности

1

2  

[

р

м т М т
Активная деятельная жизнь 11,35 0,68 8,32 0,40 4,07 0,000
Жизненная мудрость 10,06 0,55 9,70 0,40 0,54 0,589
Здоровье 4,36 0,43 4,89 0,41 -0,87 0,386
Интересная работа 8,46 0,44 8,03 0,38 0,74 0,459
Красота природы и искусства 13,00 0,48 12,42 0,44 0,88 0,382
Любовь 6,03 0,53 5,36 0,39 1,04 0,299
Материально обеспеченная жизнь 7,14 0,57 8,19 0,49 -1,38 0,169
Наличие хороших и верных друзей 5,81 0,44 6,29 0,41 -0,78 0,436
Общественное признание 11,04 0,52 12,43 0,39 -2,17 0,031
Познание 10,65 0,51 11,25 0,38 -0,96 0,337
Продуктивная жизнь 11,76 0,41 11,23 0,41 0,88 0,382
Развитие 10,53 0,51 9,86 0,39 1,05 0,297
Развлечения 12,97 0,51 13,42 0,38 -0,71 0,479
Свобода 9,55 0,51 7,56 0,42 3,03 0,003
Счастливая семейная жизнь 6,44 0,58 7,99 0,47 -2,09 0,038
Счастье других 12,42 0,47 13,56 0,38 -1,89 0,060
Творчество 13,42 0,47 11,86 0,44 2,35 0,020
Уверенность в себе 6,86 0,51 7,57 0,43 -1,07 0,288

 

Таблица 20

Усредненные ранги значимости инструментальных ценностей в группах

исследуемых с преобладанием действия механизмов идентификации

(1) и интернализации (2)

 

Ценности

      >

1

Р

М т М т
Аккуратность, чистоплотность 7,63 0,56 9,75 0,44 -3,00 0,003
Воспитанность 5,44 0,51 6,65 0,45 -1,75 0,081
Высокие запросы 14,13 0,55 14,43 0,39 -0,46 0,646
Жизнерадостность 7,64 0,59 7,17 0,44 0,65 0,516
Исполнительность 9,79 0,52 12,02 0,43 -3,29 0,001
Независимость 9,05 0,55 6,34 0,42 3,96 0,000
Непримиримость к недостаткам 13,64 0,52 14,78 0,39 -1,77 0,078
Образованность 6,99 0,55 5,48 0,41 2,25 0,026
Ответственность 7,35 0,51 7,81 0,40 -0,73 0,468
Рационализм 12,23 0,50 12,22 0,38 0,02 0,980
Самоконтроль 7,87 0,45 8,39 0,39 -0,87 0,388
Смелость в отстаивании своего мнения 11,31 0,52 9,22 0,43 3,11 0,002
Твердая воля 9,74 0,50 9,01 0,39 1,17 0,242
Терпимость 9,17 0,53 9,79 0,45 -0,90 0,369
Честность 7,40 0,58 8,18 0,45 -1,08 0,281
Чуткость 9,64 0,54 9,94 0,45 -0,42 0,673
Широта взглядов 10,68 0,56 8,47 0,45 3,07 0,002
Эффективность в делах 10,90 0,46 10,94 0,42 -0,07 0,947

Таким образом, исследуемые с преобладанием действия механизмов интернализации либо идентификации характеризу ются существенными различиями во многих сферах. Различия систем ценностных ориентации, имеющих преимущественно внут реннее или внешнее происхождение, определяются особеннос тями их формирования. Система ценностей «ориентированной на себя» личности сформирована посредством механизма ин тернализации и обладает достаточной устойчивостью и внутренней непротиворечивостью. Ценности личности, «ориентиро ванной на других», усваиваются в процессе идентификации с окружающими и, соответственно, являются более изменчивыми. Степень независимости ценностей, тесно связанная со степе нью осознания ответственности за свои действия, определяет уровень осознания человеком смысла своей жизни, осмыслен ности своего прошлого, настоящего и будущего, т. е. процесс осознания смысла собственной жизни во многом определяется процессом принятия на себя ответственности за то, как жизнь складывается. Это связано с тем, что субъективное пережива ние человеком наличия смысла жизни, являющееся показателем самоактуализирующей личности, обусловлено, прежде всего, осоз нанием им ответственности за результаты своей деятельности. Особенности системы личностных смыслов, осознаваемую часть которой составляют собственно ценностные ориентации, опре деляют, в свою очередь, различия в направленности личности и своеобразии черт характера.

В целом, на основании проведенного нами исследования можно выделить группы ценностей, своей значимостью обязан ных действию описанных механизмов адаптации, идентификации и интернализации. К низшему «пласту» ценностной системы, сформированному адаптационными механизмами, можно отнес ти такие ценности, как развлечения и «свобода от». Преимуще ственно посредством идентификации формируется уровень цен ностей семейной жизни, карьеры и общественного признания, исполнительности, воспитанности, аккуратности и т. п. Высший уровень ценностной системы, образованный в результате интер нализации, включает такие ценности, как творчество, активная деятельная жизнь, «свобода для», широта взглядов, образован ность. Проблема выбора доминирующего механизма формиро вания системы ценностных ориентации личности, определяюще го место соответствующего «пласта» в индивидуальной иерархии, может быть рассмотрена в контексте действия тех или иных фак торов процесса ценностного развития.

Значимость различных ценностей в индивидуальной иерар хии может быть обусловлена целым рядом психологических осо бенностей и личностных характеристик. Как уже отмечалось, на формирование системы ценностных ориентации личности ока зывает влияние совокупность как внешних, социально-психологических факторов, так и факторов внутренних, т. е. ин дивидуально-психологических параметров. В настоящем исследовании мы рассматривали взаимосвязь особенностей иерархической организации ценностной системы и выраженно сти прежде всего тех внутренних факторов, которые могут быть активизированы или оптимизированы в процессе целенаправ ленного психологического воздействия.

Очевидно, показатели действия различных психологических механизмов и степени выраженности факторов формирования ценностной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этой связи проводимое нами в данной работе выделение и разграничение соответствующих факторов и механизмов явля ется достаточно условным. Методологической основой такого разделения в проведенном нами экспериментальном исследо вании послужили положения В. М. Мельникова и Л. П. Ямпольс-кого о диагностике типов и диагностике черт [167]. Показатели по таким тестам, как ММР1 и САТ, которые представляют собой скорее «опросники типов» и позволяют оценить тенденцию из­менения психического состояния, т. е. способ, тип поведения, ин терпретируются их авторами как проявления действия механиз мов развития ценностной системы. Результаты по тестам Кеттелла, СЖО, УСК и ОСО, которые представляют собой скорее «опросники черт» и отражают относительно устойчивые личнос тные характеристики, мы оценивали как выраженность внутрен них факторов формирования системы ценностных ориентации.

Одним из важнейших факторов, определяющих особенности организации ценностной системы, является уровень осмыслен ности жизни. В ходе настоящего исследования различные пока затели осмысленности жизни обнаружили достаточно прочную взаимосвязь с рангами значимости целого ряда терминальных и инструментальных ценностей (таблица 21). О прямой зависи мости исследуемых параметров с ранговой значимостью тех или иных ценностей свидетельствует отрицательный коэффициент корреляции. Здесь и далее, если это не оговаривается специ ально, р<0,05 при г>0,10; р<0,01 при г>0,13 и р<0,001 при г>0,17.

Таблица 21

Корреляции между рангами значимости терминальных и инструментальных ценностей и показателями по тесту СЖО

 

Ценности

Шкалы СЖО

Общая Ц П Р лк-я ЛК-Ж
Активная деятельная жизнь -0,21 -0,13 -,26 -0,20 -0,17 -0,19
Материально обеспеченная жизнь - - 0,12 - - -
Общественное признание 0,11 - 0,14 0,10 - 0,12
Развитие - - -0,11 - - -
Развлечения 0,18 0,15 0,20 0,12 0,16 0,13
Аккуратность, чистоплотность   - - -   0,10
Жизнерадостность - - -0,15 -0,11 - -
Исполнительность 0,10 - 0,14 0,10 - -
Непримиримость к недостаткам - - - 0,12 - -
Образованность - -0,12 - - - -
Ответственность - - - - -0,13 -
Рационализм - - 0,11 - - -
Смелость в отстаивании своего мнения - - - - - -0,10
Терпимость - - - - 0,14 0,11

Как следует из приведенных результатов, уровень осмыслен ности жизни, в том числе осмысленности жизненных целей, на сыщенности сегодняшней жизни и удовлетворенности саморе ализацией, находится в положительной взаимосвязи со значимостью ценностей, которые свойственны самоактуализи рующейся личности и которые можно отнести к высшему уров ню ценностной системы, —активной деятельной жизнью, разви тием, отве


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.