Всеобщая и полная греховность и виновность человека после грехопадения, вызвавшие Божий гнев и осуждение — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Всеобщая и полная греховность и виновность человека после грехопадения, вызвавшие Божий гнев и осуждение

2020-10-20 105
Всеобщая и полная греховность и виновность человека после грехопадения, вызвавшие Божий гнев и осуждение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таково четвертое положение доктринального основания IFES.

Со времен Руссо атеисты нашего общества пытаются доказать человеческую праведность и добродетель. Они готовы возиться с любой общественной системой или структурой, которую можно хоть как-то изменить. Они перекраивали сущность образования и поднимали революции во имя свободы, братства и равенства. Но теория оптимистического гуманизма, провозглашающего, что человек, в сущности, хорош, постоянно опровергается фактами человеческой истории. Войны, преступления, бесчеловечность, эгоцентризм, жадность никогда не получалось остановить с помощью улучшения образования и жилищных условий, более демократических структур, свободного доступа к суду, бесплатного и всеобщего образования или чего-то подобного. Конечно, эти замыслы и учреждения не так уж плохи сами по себе. Но романтическая надежда на то, что они выявят врожденную человеческую добродетель и приведут человечество к утопии, подтвердила свою полную несостоятельность.

Однако очевидную альтернативную позицию, гласящую, что человек, в основе своей, - существо гадкое и безнравственное, даже сегодня отказываются выслушивать. И тому есть несколько причин. Во-первых, можно изменить структуры и учреждения, но как изменить человеческое сердце – неизвестно. Во-вторых, объявить, что все человечество безнравственно, - значит объявить, что и я такой же, как и все, а это болезненно и оскорбительно. Вот как псалмопевец говорит по этому поводу: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божьего пред глазами его. Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его»[131]. В-третьих, заявив о безнравственности человека, мы должны будем учредить хоть какие-то нормы нравственности, какой-то абсолют, который будет править человеком и отнимет у него все притязания на верховенство.

Самый легкий путь избавиться от соблазна – поддаться ему. Самый легкий путь избавиться от понятия греха – отвергнуть Бога. Атеист закрывает глаза и надеется, что грех исчезнет. Но тогда ему так и придется всегда жить с закрытыми глазами, ведь иначе доказательства человеческой греховности сведут его с ума.

 

ВСЕОБЩАЯ ГРЕХОВНОСТЬ

 

Не так-то и много в нашей жизни того, что можно назвать всеобщим, присущим каждому человеку. Кроме того, что все мы дышим, пьем и едим, существует лишь очень немного сознательных и сколько-нибудь значительных действий, которые являются общими для всех. Но Библия утверждает, что все люди, где бы они ни жили, все и каждый представитель человечества в отдельности согрешил и грешит[132]. Псалмопевец задает риторический вопрос: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит?»[133]. В Притчах также говорится: «Кто может сказать: «Я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?»[134] В Библии предполагается всеобщий характер человеческой греховности.

Павел утверждает, что эта всеобщность греха берет свое начало от действий Адама в райском саду[135]. Человечеству присуща некая отличительная всеобщая черта, и Библия не стремится ее объяснить, а просто принимает ее как факт: все человечество греховно.

Такая всеобщая солидарность не означает, что каждый из людей не несет ответственности за свою греховность. Даже сыну Адама, Каину, было велено противостать соблазну, и ему самому пришлось держать ответ за свои решения и поступки, когда он поддался искушению и убил своего брата[136]. Библия говорит как о личной ответственности человека за свои поступки и решения, так и об этой всеобщей болезни, которая влияет на него самим контекстом его существования. И, соответственно, Библия отрицает как крайности индивидуализма, пытающиеся утвердить полную независимость человека, так и крайности солидарности, снимающие всякую ответственность с его плеч. С момента грехопадения на самой заре человечества все люди по всей земле грешат.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Грех, как правило, неверно понимается в нашем обществе, так как для этого требуется четкое осознание того, Кто есть Бог. Слово «грех» не является юридическим термином. Говоря о грехе, мы говорим о личностных взаимоотношениях.

В Библии есть множество слов, которые можно было бы перевести как «грех». Но нам не удастся усвоить библейского понятия греха, если мы начнем анализировать значение каждого из этих слов. Понятие греха подробным образом объясняется в событиях 2 и 3 глав Книги Бытие. Грех всегда подразумевает противостояние Богу. Грех – это не только действие; скорее, это происхождение действия, - то есть, мотивы, характер, личность и сердце, породившие греховный поступок.

 

1. ПОПЫТКА ВЗБУНТОВАТЬСЯ

В райском саду Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла. В этом заключался соблазн уподобиться Богу, познав, что есть добро и зло. Это было искушение наполовину истинное. В Книге Бытие 3:22 мы читаем, что они действительно стали «как Один из Нас, зная добро и зло». Но так как человек не есть Бог, с таким положением дел нельзя было примириться. Бог не мог такого допустить и поэтому изгнал человека из Сада, лишив его доступа к дереву жизни. Сущность греха заключается в том, что мы, будучи сотворенными по образу и подобию Божьему, стремимся стать Богом.

 

2. БУНТОВЩИКИ

В Послании к Римлянам 1:18-32 грех определяется как нежелание возносить благодарность Богу или отказ признать Его как Бога. Как только эта ложь принимается за основу жизни, природа человека изменяется коренным образом. Отныне человек больше не имеет отношений с Богом как с Богом, а живет как бунтовщик. Бунт против Бога приводит к безнравственности и растлению, которые мы и видим вокруг сегодня.

Таким образом, Писание рассматривает человеческую природу как очень и очень греховную. Наши дела – дела внутренней греховной природы[137]. Иисус говорит, что грех не приходит извне, он исходит изнутри, из наших собственных сердец: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека… Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, годрость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека»[138]. Библия постоянно говорит о греховности человеческой натуры[139]. Иаков также учит, что искушение исходит изнутри: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»[140].

 

3. ВЗАИМНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

Библия утверждает, что человек живет как враг Бога. Сравнивая естественного человека с теми, кто был возрожден духом Божьим, апостол Павел пишет: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»[141]. Нельзя угодить Богу, живя с Ним во вражде. Как и у израильтян когда-то, в глазах Бога «вся праведность наша – как запачканная одежда»[142]. Мы не способны понять того, что исходит от Бога, ибо бог века сего ослепил их умы[143]. Греховность ограничивает нашу свободу, и мы становимся рабами греха, духовно слепыми и мертвыми[144].

Вражда с Богом – это война на два фронта. Бог гневается на нашу греховность. Дьявол, конечно же, хочет, чтобы мы думали иначе. С того самого момента, когда сатана нагло солгал Еве, сказав «Нет, не умрете», он ищет способ убедить людей в том, что Бог не будет сердиться на грешников или наказывать тех, кто упорствует в своем грехе. Трижды Павел предостерегает нас, чтобы мы не обманывались, думая, что у греха не будет никаких последствий. «Не обманывайтесь, - пишет апостол: - ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божьего не наследуют»[145]. «Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное: предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божьего не наследуют»[146]. «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления»[147].

За грех придется платить, а плата за грех - смерть[148]. Гнев или ярость Божия открывается с небес на все нечестивое[149]. В будущем наступит день Божьего гнева, когда «откроется праведный суд от Бога»[150]. Все человечество живет под смертным приговором[151].

 

ВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ УЧЕНИЯ

 

Многие проблемы в христианской жизни и благовести возникают из-за неверного понимания учения о грехе. По этому вопросу велись и ведутся долгие богословские дискуссии и споры. Эта доктрина носит очевидно христианский и библейский характер, и верующие в Библию не должны при виде ее приходить в замешательство.

Важно увидеть, что грех – это не столько простое нарушение закона, сколько нарушение отношений завета с Богом. Да, через закон к нам приходит осознание греха, и закон даже может научить меня, что такое грех[152]. Но грех – это не просто нарушение закона, это – восстание против Законодателя[153].

Грех необязательно видеть только в поступках. Ведь именно наше сердце и разум бунтуют против Бога и толкают на поступки, действия. Поступки обнажают грех, как симптомы являются внешними признаками болезни.

Важно помнить, что грех – это противостояние Богу [154]. Греховные поступки могут быть направлены против людей, но сущность греха заключается в отвержении Бога. Говоря о христианской свободе, Павел заключил: «Все, что не по вере, грех»[155].

Хотя мы и греховны по своей природе, не нужно оправдывать себя, говоря, что это не наша вина. На нас лежит ответственность за то, что мы решили последовать зову этой греховной природы. У меня все еще есть воля, которую призывают выбрать Бога и покаяться. У меня есть совесть, которая способна оправдать или обвинить меня[156]. Я никогда не грешу «против моей воли»; это она, воля, дает согласие на всякий грех, который я совершаю. Я – не марионетка и не запрограммированная машина; мои греховные решения отражают желания моего сердца. И мои решения, и мои желания навлекают на меня праведное Божье осуждение.

Нельзя преуменьшать человеческое растление. Многие пытались смягчить значимость этого учения Библии, говоря, что в человеке осталось, пусть немного, но сколько-то добродетельности. Они надеются, что эту добродетельность можно раздуть до нравственности, которая каким-то образом спасет человечество. Снова грех рассматривается скорее как нарушение закона, нежели как нарушение взаимоотношений с Богом. Поэтому на нарушение закона пытаются закрыть глаза, надеясь, что соблюдение закона как-то оплатит грехи. Эта надежда разлетается в пух и прах от таких слов Писания, как, например, Послание Иакова 2:10: «Кто соблюдает закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». Или Евангелие от Луки 17:10: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Не нужно недооценивать Божий гнев по отношению к греху. Но люди часто хотят обезличить грех, чтобы можно было обезличить и наказание за него. Такая система мышления сводит грех лишь к нарушению закона, а наказание – к расплате по закону. Но, опять-таки, грех – восстание против Бога, а Бог гневается на грех. Библия говорит, что «гнев Божий грядет на сынов противления»[157]. Необходимо помнить, что Бог непосредственно вовлечен в этот мир и заботится о Своем творении. Из-за любви Бога к Своему творению и вспыхивает Божий гнев. А гнев Его с поразительной ясностью показывает нам Его любовь, явленную в том, что Христос умер вместо нас.

 

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО УЧЕНИЯ

 

Правильное понимание учения о грехе исходит из правильного понимания Бога. Однако, верное понимание учения о грехе так же необходимо, если мы хотим правильно понять Евангелие. Только верно осознав учение о грехе, человек увидит свою нужду в освобождении от рабства. Неправильное понимание этой доктрины покажет человеку, что ему нужно вдохновение, чтобы жить лучшей жизнью, а в спасении особой нужды нет. Неверное учение о грехе сделает смерть Христа бессмысленной.

Верная доктрина о грехе исключительна важна для христианской жизни. Мы должны понять, насколько мы безнадежно греховны. Мы должны понять, что только благодаря Божьей силе, мы можем быть возрождены и преображены для жизни праведной и святой. Если мы будем считать себя нравственными и праведными, наша вера в Божье спасение будет подорвана.

 

Подумайте:

 

  1. Как обычно понимается слово «грех»? Как понимается слово «грех» в Библии?
  2. Как неправильное понимание греха может повлиять на представление христиан о святости?
  3. На какие грехи в вашей жизни вам нужно обратить внимание?
  4. На какие аспекты важно обращать внимание при благовести неверующим?

                                                                                                                                                    

 

 

КАК ВАЖНО БЫТЬ БУЗОТЕРАМИ

(ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО КРЕСТА)

 

       Милое слово – бузотер. В нем просто изначально заключена некая агрессивность. Слово означает человека, который «шумно сопротивляется постороннему контролю», и воистину, это – слово евангельского христианства. Евангельские христиане должны быть бузотерами!

       Евангельское христианство – это исключительное богословское мировоззрение. Оно заявляет о своей правоте и (соответственно) провозглашает, что все остальные мировоззрения ошибочны. Другие, более снисходительные философские системы с готовностью принимают друг друга, но совершенно не переносят евангельских христиан. Для того, чтобы выжить, евангельскому христианству приходится постоянно «сопротивляться постороннему контролю», шумно и громогласно заявляя о своих отличительных чертах.

       Вероятно, главной отличительной чертой евангельского христианства является его доктрина об искуплении. Учение о кресте Иисуса лежит в сердце евангельского христианства, и именно оно так не нравится приверженцам экуменизма, христианского релятивизма или синкретизма.

       Многие заявляют, что «верят в крест», но евангельские христиане идут еще дальше, утверждая, что крест является центром и основой для всех остальных доктрин Писания. Из-за этого-то в 1910 году было создано английское сообщество студентов-христиан, InterVarsity Christian Fellowship (IVF) в противовес Студенческому Христианскому движению (Christian Student Movement). Эти две группы расходились не в том, верить или не верить в крест, но в том, занимает ли крест центральное место в христианстве. Наверное, вам небезынтересно будет прочитать рассказ Роберта Хорна обо всем, что тогда произошло[158].

       Со временем IVP стало одним из членов-основателей Международного Сообщества Студентов Христиан под названием IFES[159]. Пятым утверждением доктринальной основы этой организации является:

 

Искупление от вины и наказания за грех, от кабалы и скверны греха исключительно и только жертвенной смертью ради человека и вместо человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия.

       Это доктринальное утверждение стоит не само по себе, но в контексте 11-ти других положений, образующих доктринальное основание IFES. Доктрина об искуплении появляется из совокупности учения об истинности Писания (3-е положение), учения о грехе (4-е положение) и понимания Самого Бога (2-е положение). Без учения об истинности Писания мы никогда не задумались бы ни о грехе, ни об его искуплении. Не будь учения о Боге, у нас не было бы, против кого грешить; так же, как не было бы никого, кто искупил бы нас. Без учения о грехе, доктрина об искуплении показалась бы странной и непонятной. Однако при наличии первых четырех доктринальных положений, пятое становится совершенно понятным, и способствует возникновению абсолютно нового видения мира.

 

       ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

       Пятое доктринальное утверждение включает в себя несколько специальных терминов. Прежде, чем мы усвоим все учение и увидим его значение, эти термины необходимо понять.

 

1. ИСКУПЛЕНИЕ

       Искупление – это слово, означающее «побег». Оно означает освобождение или избавление от некоего рабства. В древние времена это слово употреблялось на рабовладельческих рынках, когда речь шла о покупке свободы для раба, хотя до сих пор не ясно, всегда ли это слово подразумевает выплачивание какой-то цены или нет. Классический ветхозаветный пример искупления мы видим в исходе израильтян из Египта, получивших избавление под предводительством Моисея. На страницах Евангелия мысль об искуплении всегда сопровождается упоминанием о его цене, то есть, о смерти Иисуса. Идея искупления выражается в подобных фразах: «пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих»[160], «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»[161] и «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов»[162].

       Плен, из которого нам нужно освободиться, - это плен греха. Сам Иисус сказал: «Истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха»[163]. Грех держит нас в плену, нагнетая на нас чувство вины, обещая неминуемое наказание, властвуя над нами.

 

2. ВИНА И НАКАЗАНИЕ, КАБАЛА И СКВЕРНА

       Наша вина часто проявляется в угрызениях совести; но даже если мы сами не осознаем своей виновности, вина, тем не менее, остается на нас. Дух Святой призван обличать весь мир в виновности пред Богом[164]; те же, кто ходит во тьме, склонны утверждать, что они безгрешны[165]. Но неважно, чувствуем мы сами свою вину или Дух обличает нас, - с объективной точки зрения, мы виновны. Более того, мы испытываем и будем испытывать наказание за наши грехи – гнев Божий. Гнев Божий уже открывается с небес против беззакония[166] и накапливается на Великий день гнева Божьего[167]. А пока мы живем под властью греха, навлекающего на нас Божий гнев[168]. Господство греха связано с «князем, господствующим в воздухе», действующим в сердцах непокорных[169]. Господство греха означает – жить по плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов[170]. Посему мы страдаем от скверны греха: растление нашей собственной личности в результате поступков и помыслов греховной нашей природы. Эта скверна лишает нас способности унаследовать Божье Царствие, ибо Бог не может смотреть на зло[171].

 

3. ЖЕРТВЕННАЯ СМЕРТЬ

       Жертвенная смерть Иисуса составляет сущность доктринального утверждения об искуплении. Христос не просто умер, но умер как жертва за грехи. Искупление было достигнуто не жизнью Христа, а ценой Его смерти. Значит, смерть Иисуса является не просто примером любви или мученичества, но жертвой за грех. Ветхий Завет дал ясное значение слову «жертва», а Новый Завет применяет это слово для смерти Христа. Иисуса называют «Пасхальным Агнцем», принесенным в жертву[172]. Он называется «жертвой очищения» или «умилостивления»[173]. Петр говорит, что наше искупление совершено «драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца»[174], а в Послании к Евреям говорится, что Иисус принес тело Свое в жертву за грехи людей[175].

 

Исследуйте:

       Изучите следующие отрывки, просмотрев места из Ветхого Завета и сопоставляя их с местами из Нового Завета.

           

       Исход 12:1-42 – 1Коринфянам 5:7

       Левит 16 – Евреям 9:12-14, 10-18; Римлянам 3:25.

 

4. РАДИ ЧЕЛОВЕКА И ВМЕСТО ЧЕЛОВЕКА

       Чтобы правильно понять характер Христа, наше доктринальное утверждение продолжается фразой, описывающей Христа, как нашего Представителя и Заместителя. Это нужно разъяснить, так как некоторые люди принимают жертвенную смерть Иисуса, но потом пытаются толковать ее по-своему.

       Некоторые видят в смерти Христа жертву любви, пример для подражания, что само по себе, в какой-то степени, верно[176]. Другие утверждают, что Его смерть возместила наши неудачные попытки соблюдать закон. Кто-то подчеркивает, что Своей смертью Христос победил силы и власти зла. Все это верно, но этого недостаточно. Только увидев в Иисусе нашего Заместителя, умершего вместо нас, мы осознаем все значение Его смерти на кресте.

       Он – наш Представитель в том смысле, что «если Один умер за всех, то все умерли»[177]. Он – наш Защитник, Своей смертью говорящий с Отцом от нашего имени[178]. Он выступал от нашего лица как наш Заместитель. Он отдал Свою жизнь как выкуп за многих[179]. «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»[180]. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом»[181]. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились»[182].

       Отрывок за отрывком Писания показывает: единственным объяснением причины смерти Христа является то, что Он умер вместо нас.

 

5. ВОПЛОЩЕННЫЙ СЫН БОЖИЙ

       Последняя фраза этого доктринального положения описывает Иисуса как воплощенного Сына Божьего. Фраза «Сын Божий» не всегда означает, что речь идет о Боге Сыне. В Новом Завете она нередко появляется, когда имеется в виду Мессия. Однако когда эту фразу предваряет определение «воплощенный», тогда она обретает свое полное богословское значение и говорит о Боге Сыне, ставшем Человеком. Это особенно важно, когда мы думаем о жертвенной смерти Иисуса, ведь если Он не воплотился, не стал полностью человеком, тогда Он не может быть нашим Представителем. А если Христос не является полностью Богом, Он не может быть нашим Заместителем. Если Он просто человек – пусть даже совершенный, - тогда Его смерть оплачивает лишь один грех одного другого человека. Кроме того, со стороны Бога было бы безнравственным наказывать невиновного с тем, чтобы оправдать виновного.

       Однако во Христе Бог примирил с Собой мир[183]. Отцу было угодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота и чтобы посредством Его примирить все и всех с Собой[184]. Итак, Бог берет на Себя греховность всего человечества. Именно Бог предлагает жертву искупления[185]. Бог умилостивляет Божий гнев тем, что Бог же берет на Себя наказание за человеческий грех. Конечно, Иисус должен был стать человеком, чтобы стать настоящим заместителем людей, но заплатить за грехи всего мира … Такое под силу только Богу.

       Поэтому не может быть и речи о богохульстве или многобожии, когда Павел пишет: «А Христос за всех умер, чтобы живущие не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего»[186]. Если Христос не Бог, мысль о том, чтобы жить ради Него, совершенно неуместна. Если Христос – Бог, тогда мы не можем жить ради кого-то другого, кроме Него.

 

       САМОЕ ГЛАВНОЕ СЛОВО – «ТОЛЬКО»

 

       Поговорив о терминах, теперь нам нужно понять смысл всего этого предложения. Самым главным словом в этом предложении выступает фраза «исключительно и только», фраза совсем не специальная, а самая обыкновенная.

       Только через жертвенную смерть Христа мы можем иметь искупления грехов. В каком-то смысле, слово «только» здесь необязательно. Если мы правильно понимаем описанное здесь искупление, то становится ясно, что никаким другим образом искупление совершить невозможно. Если Бог Сам заплатил за наши грехи, неужели можно представить себе другую жертву, необходимую или достаточную для такого дела? И уж конечно, если бы существовал более легкий путь искупления, то Бог Отец услышал бы мольбы Своего Сына в Гефсиманском Саду и предложил бы жертву поменьше[187]!

       Многие принимают утверждение о том, что Иисус умер как жертва за грех, но отказываются признать, что это – единственный путь искупления. Некоторые ищут иные пути к Отцу, хотя Иисус и сказал, что путь только один[188].

       Слово «только» исключает всякую возможность добиться искупления с помощью человеческих достижений. Мы ничего не можем сделать, чтобы освободиться от вины, наказания, рабства и скверны греха. Если бы мы могли что-то для этого сделать, жертвенная смерть Христа оказалась бы ненужной[189]. Даже если мы делаем все, что от нас требуется, и безупречно повинуемся Богу, мы все еще остаемся недостойными слугами, всего лишь исполняющими свои обязанности[190]. Никакие добрые дела не могут возместить наш громаднейший долг перед Богом[191]. Даже святость, которой мы так радуемся, исходит от креста, а вовсе не ведет к кресту. Только одной, исключительной жертвой, предложенной нашим великим Первосвященником, мы получаем освобождение от необходимости постоянно приносить жертвы за грех[192].

 

       «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО И ТОЛЬКО»

 

       Как только мы осознаем, что это основное доктринальное положение провозглашает единственный путь искупления, мы увидим, почему евангельское христианство так упорно претендует на исключительную истинность своей позиции и отказывается от компромиссов. Если единственным средством искупления является жертвенная смерть воплощенного Сына Божьего, тогда любая альтернатива или попытка что-то к ней добавить означает нападение на наше искупление, на жертвенную смерть Иисуса Христа, на Самого воплощенного Сына Божьего.

       Например, Павел говорил: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех»[193]. Когда кто-то предлагает нам обратиться к другим посредникам между Богом и человеком – будь то священники, святые или Дева Мария, - тем самым, вольно или невольно, этот человек заявляет, что посредничества Иисуса Христа и Его смерти мало и недостаточно. Дополнительные посредники – это прямое противоречие словам Павла. Кроме того, дополнительные посредники являются прямым противоречием тому богословию, которое заключено в этих словах, - тому, что жертвенная смерть воплощенного Сына Божьего есть единственный путь искупления. Поэтому всякий раз, когда речь заходит о святых, мощах, священниках, Марии, и все это представляется в качестве путей, приводящих нас к Богу, евангельские христиане должны оставаться начеку и неизменно учить тому, что проповедует Писание. Идя на компромисс в этом вопросе, мы ставим под сомнение то искупление, которое завоевал для нас Иисус. В вопросах жизни и смерти неясность исключительно опасна. Однако здесь нам надо серьезно и ответственно подумать, каким образом мы должны реагировать на подобные вещи, согласно Писанию и в любви.

       Каждая из основных богословских альтернатив евангельскому движению внутри христианства отрицает это доктринальное положение. Часто они отрицают его ненамеренно, сами того не замечая, на практике, а не в теории.

 

1. ЛИБЕРАЛЬНО НАСТРОЕННЫЕ ПРОТЕСТАНТЫ

       Либерально настроенные протестанты – хороший тому пример. Некоторые либеральные богословы намеренно подвергают сомнению именно божественность Христа и заместительный характер Его искупительной смерти, а также сомневаются в том, насколько реальными являются вина, наказание, рабство и скверна греха. Они открыто проповедуют иное Евангелие.

       Однако либеральное богословие, делающее основной нажим на то, что человечество переменится, если дать ему пример любви и возбудить интерес к социальной справедливости, может отрицать наше искупление столь же эффективно, как и проповедь иного Евангелия. Такие либералы принижают необходимость духовного искупления от греха и Божьего гнева посредством жертвенной, заместительной смерти Христа. Конечно, это не означает, что евангельским христианам вообще нет дела до социальной справедливости, но не нужно путать относительную важность социальной справедливости со значительностью духовного искупления. А использовать язык искупления – «освобождение», «избавление» - по отношению к политической борьбе угнетенных народов значит серьезно исказить Евангелие.

 

2. ПРИВЕРЖЕНЦЫ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ

       То же самое происходит и здесь. Когда эти люди – будь то англокатолики, римские католики, православные или кто-то еще – открывают церковь, то есть, храм для поклонения (со священниками, жертвами и алтарями), возникает серьезное заблуждение по отношению к характеру нашего искупления. Многие из прихожан таких церквей вовсе не стремятся выказать неуважение к Иисусу, а наоборот, хотят почтить Господа Христа, умершего ради нашего спасения. Однако здесь мы рискуем впасть в серьезное замешательство и непонимание великой истины о нашем полном, раз и навсегда совершенном искуплении, если на каждой мессе будем умолять о прощении, говорить о необходимости приношения каких-то святых жертв или исповедовать грехи священникам, - и тогда получится, что прощение грехов дается нам не столько посредством смерти Христовой, сколько словами священника об отпущении грехов. И уже не крест Иисуса Христа, но сам по себе ритуал может начать казаться нам путем искупления, - а это было бы серьезной ошибкой.

 

3. ПРИВЕРЖЕНЦЫ ЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

       В основе своей, и тут происходит нечто подобное. Те, для кого поклонение и служение Богу заключается в личном религиозном восприятии Бога (будь то посредством медитации, эстетического наслаждения, экстаза или путем некой сверхрациональной или нерациональной деятельности) приходят к Богу совсем не на основе искупления. И снова, многие из этих людей верят в искупление Иисуса Христа. Но в действительности они базируют свою уверенность в общении с Богом на поразительных личных ощущениях Его присутствия.

       Способы, с помощью которых достигаются подобные переживания, различаются в зависимости от традиции. Такие верующие больше полагаются на свои религиозные переживания, чем на Господа Иисуса Христа, Который умер, чтобы привести их в Божье присутствие. Их вера покоится не на смерти Христа, а на «переживании». Верующего принимают как брата только в том случае, если он испытывал подобные же религиозные ощущения.

       Но то, что Бог принимает нас, наши отношения с Ним – все это основано на смерти Иисуса Христа ради нас. И грех заключается не в нарушении правил, а в отстранении от Бога. Мы получаем примирение с Богом не благодаря тому, что испытываем некое невероятное переживание, а потому, что Бог заплатил за наш грех смертью собственного Сына. Примирение с Богом человек получает верой, а не путем неких религиозных ощущений или добрых дел. Каковы бы ни были средства, опасность заключается в том, что мы начинаем вкладывать свою веру в произносимую нами молитву, в определенный обряд или в собственное переживание, а не в умершего за нас Господа. Верующий начинает видеть путь к спасению уже не в кресте, а в обряде: это было бы очень большой ошибкой.

 

4. ДРУГИЕ РЕЛИГИИ

       Точно так же, как вопрос об искуплении отличает нас от всех остальных, так называемых христианских богословий, он отличает нас и от других религий. Именно из-за жертвенной смерти воплощенного Сына Божьего отрицают христианство приверженцы иудаизма и мусульманства. И те, и другие отрицают, что Иисус – воплощенный Сын Божий. И те, и другие отрицают мысль о том, что Он мог стать жертвой за грех. Мусульмане отрицают даже то, что Он действительно умер. Их не смущает то, что Христос воскрес, чтобы сесть одесную Отца. Иудаисты не верят в Его воскресение, хотя принимают то, что Он умер.

 

       ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ СБИВАЮТСЯ С ПУТИ

 

       Самым главным вопросом евангельской веры является вопрос искупления, приобретенного для нас Христом. Однако евангельских христиан нередко увлекают в сторону от этой истины. Как же это получается?

       Одна из величайших проблем, связанных с искуплением, заключается в том, что мы принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Нам надоело снова и снова выслушивать эту старую-престарую историю. Нам кажется, что о кресте мы знаем все, но, как только мы отводим от него глаза и отвлекаемся, нас становится очень легко обмануть. Нужно постоянно размышлять над великой Божьей любовью к нам, явленную через смерть Христа ради нас и вместо нас.

       Как только мы начинаем воспринимать смерть Христа, как должное, мы начинаем автоматически предполагать, что все те, кто исповедуют веру в Иисуса Христа, верят, как и мы сами, в Его смерть за наши грехи. Они часто говорят, что верят в это, и, вполне возможно, говорят искренне. Но, когда речь заходит о полном понимании значения этой смерти – смерти жертвенной, от лица человека и вместо человека, смерти Иисуса Христа, воплощенного Сына Божьего, которая является единственно возможным путем искупления от вины, наказания, власти и скверны греха, - тогда выясняется, что они имеют в виду совсем не это, когда говорят, что Христос умер за наш грех. Тут-то и оказывается, что на крест они смотрят совсем по-другому.

       Христианство без Христа и христианство без креста – это вообще не христианство. Христос и Его крест не должны оставаться на заднем плане. В центре подлинного христианства прочно и непоколебимо стоит крест Иисуса Христа.

 

Подумайте:

 

  1. Каковы различные взгляды на смерть Иисуса Христа?
  2. Что подразумевает Библия под словом «искупление»? Можете ли вы привести какие-нибудь метафоры или примеры, с помощью которых можно было бы наглядно объяснить это понятие?
  3. Компромисс рождается не из-за отрицания креста, а из-за того, что его смещают с центрального места в христианстве. Каким образом это происходит в современных «христианских» движениях или церковных программах?
  4. Афанасий доказывал, что Иисус был Богом, исходя из Его дела спасения. Можете ли вы догадаться, каковы были его аргументы?

 

ЖАЛКИЕ ХРИСТИАНЕ

 

       Более девятнадцати столетий назад Павел писал некоторым христианам-скептикам: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех людей»[194]. Многие неверующие жалеют несчастных созданий, называемых христианами. Они сожалеют о нашей недоразвитости, вере, полной предрассудков, наконец, о том, что мы верим в воскресение из мертвых. Но для Павла все было наоборот: христиане были бы по-настоящему жалкими, если бы не было воскресения.

       Воскресение Иисуса из мертвых занимает центральное место в христианском вероучении. Без него христианство оказывается бесполезным, тщетным, а христиане по-прежнему беспомощно и безнадежно прозябают в своих грехах[195]. Всякий раз, когда в Книге Деяний мы встречаем проповедь Евангелия, одним из ее элементов всегда является воскресение Христа. О проповеди Павла в Афинах говорится, что он «благовествовал им Иисуса и воскресение»[196]. Без этого воскресения нет никакой Благой Вести, нет Евангелия.

 

       ЯЗЫЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

 

       Как же тогда может епископ, богослов, да и любой христианин отрицать воскресение? Если воскресение так важно для христианства, значит, отрицание воскресения может привести к полному отвержению христианства. Люди, несущие христианское служение, являющиеся христианскими наставниками и лидерами, но, тем не менее, отрицающие воскресение, по всей видимости, противоречат сами себе. Как же так?

       Прежде всего, рассмотрим этот вопрос в перспективе. Когда средства массовой информации публично оповещают нас о ересях, а также обо всем необычном, новом, и о всевозможных крайностях, мы, естественно, обращаем внимание на епископов и богословов, отрицающих воскресение. Когда епископ говорит о своей вере в воскресение, об этом не пишут в газетах. Газетные новости – это такой же товар, и он совсем необязательно отражает действительность. Не надо думать, что все епископы и богословы отрицают воскресение Христа из мертвых.

       Но проблема остается: как же можно оставаться христианским лидером и при этом отрицать, что Иисус воскрес из


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.