Административно-правовое регулирование адвокатуры — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Административно-правовое регулирование адвокатуры

2020-06-05 1037
Административно-правовое регулирование адвокатуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обеспечение квалифицированной юридической помощью гарантируется частью 1 статьи 48 Конституции РФ[1]. Часть вторая этой же статьи закрепляет право пользоваться услугами адвоката (защитника) за каждым задержанным, заключенным под стражу, обвиняемым в совершении преступления с момента задержания, заключения под стражу либо предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях, указанная помощь оказывается бесплатно.

Для эффективного оказания правовой помощи, как и в любом другом деле, нужен специалист, который отстаивает права и интересы граждан или юридических лиц со знанием дела.

Увеличивающийся объем нормативной правовой информации, расширение сферы рыночных отношений, коррупции, преступности создают определенные трудности при реализации прав и свобод человека и гражданина, что и обусловливают расширение спроса на квалифицированную юридическую помощь.

Адвокатура представляет собой профессиональное объединение граждан, реализующих в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, а также осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Таким образом, наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь и есть залог демократического развития общества в целом.

Иными словами, адвокатура - есть самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов-профессионалов, одной из основных функций которого является оказание квалифицированной помощи населению, в том числе участие в разнообразных видах судопроизводства в качестве защитников или представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, защищающих свои интересы. Организационной формой в РФ выступают коллегии адвокатов.

Адвокатура выполняет правоохранительные функции, однако, она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: в уголовном процессе он - защитник, т.е. защищает, а в гражданском судопроизводстве он - представитель, т.е. представляет интересы той или иной стороны [18.С.124].

Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности адвокатура в Российской Федерации являются: законность; независимость; самоуправляемость; корпоративность; территориальность; равноправие адвокатов.

Принцип законности проявляется в обязанности адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми, не запрещенными законодательством РФ средствами. Адвокат не имеет право принимать от доверителя поручение, заведомо имеющее противозаконный характер. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов адвокатуры.

Адвокатура, являясь профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления [7. Ст.3].

В свою очередь, именно на органах государственной власти лежит обязанность по обеспечению независимости адвокатуры.

Данный Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепил роль Министерства юстиции и иных государственных органов и организаций по отношению к адвокатуре как регистрационную.

Эффективной гарантией обеспечения независимости адвоката выступают положения, в соответствии с которыми запрещается вмешиваться в адвокатскую деятельность или каким бы то ни было образом чинить препятствия этой деятельности. Так, запрещается истребование от адвокатов, включая работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов любых сведений, связанных с оказанием ими юридической помощи по конкретным делам. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства.

Однако адвокатура не может быть полностью независима.

С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс реализации профессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее результативное воплощение возложенных на нее задач, уберечь от попыток неправомерного воздействия на адвокатов.

С другой стороны, по своей сущности адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации - обязанность государства. Оставив за собой указанную обязанность конституционно, государство, не может полностью передать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить ее без контроля со своей стороны.

Очевидным выражением демократизма организации адвокатуры является самоуправление, сущность которого состоит в том, что адвокаты имеют право самостоятельно решать все каждодневные вопросы, относящиеся к организации и форме адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности.

С самоуправлением адвокатских образований непосредственно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокатам приходится сталкиваться при осуществлении своей непосредственно профессиональной функции - защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Самостоятельность адвокатских образований обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела адвокатов; организацией адвокатских палат по территориальному принципу, а не при судах; непозволением перекладывания на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

В РФ объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая в свою очередь лишена возможности образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации [23.С.234].

Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Деятельность одной адвокатской палаты в одном субъекте РФ дает возможность осуществлять контроль за профессиональным уровнем адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением, определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и т.п.

Оказывая квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, адвокатура тем самым выполняет одну из своих приоритетных задач. Она отделена от государства, чем и обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, он не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Важное значение имеет и социальная роль адвокатуры. Учитывая условия, когда мы стремимся к построению правового государства, адвокатура и ее представители должны закладывать гражданам основы надлежащего представления о праве и роли адвокатуры в гражданском обществе и государстве, недаром адвокатура является инструментом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Деятельность адвокатуры базируется на принципах законности и равноправия адвокатов.

Преследуя цели обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействования адвокатской деятельности, органы государственной власти гарантируют независимость адвокатуры, финансируют адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а при необходимости предоставляют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Кроме того, каждому адвокату государством гарантируется социальное обеспечение, установленное для граждан Конституцией РФ.

Исходя из изложенного, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, имеющими статус адвоката, в установленном порядке физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также создания доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью. Не является адвокатской деятельностью также и юридическая помощь, которая оказывается работниками юридических служб органов государственной власти и местного самоуправления, нотариусами, патентными поверенными (за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат), индивидуальными предпринимателями либо другими лицами, которые согласно закона уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Одним из основных направлений развития адвокатской деятельности выступает законодательное формирование основных понятий и положений адвокатской деятельности, а так же реализация законодательных положений на практике.

Согласно Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат XXI века - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Специалисты такого профиля принадлежат к людям «свободной профессии».

Итак, адвокат - это профессиональный консультант по вопросам права, который сумеет проконтролировать правильность юридических действий со стороны государственных и иных органов, участвовать в переговорах, анализировать и давать оценку договору, тем самым, предвосхищая правовые последствия. И, наконец же, адвокат может представлять интересы клиента в суде.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Законом об адвокатуре.

 «Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании» [7. Ст.9].

К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; оплата труда адвоката производится из средств, полученных от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.

Специфика деятельности адвоката требует от него уникальной правовой подготовки, широкого охвата общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения обосновывать свои выводы, оспаривать доказательства другой стороны, умения устанавливать контакт с клиентом и располагать его к доверию.

Таким образом, адвокатская деятельность представляет собой достаточно объемную и сложную социальную систему по характеру выполняемых задач, по взаимоотношениям с правоохранительными органами и клиентами, по широкому полю деятельности, особенностям правового и этического регулирования. Установление психологического контакта с клиентом, судьей, прокурором, умение справляться с психологическими трудностями и профессиональной деформацией - все это является не правовой, а психологической стороной деятельности адвоката.

Из сказанного следует, что адвокат для того, чтобы выстроить защиту человека, а не обосновать его права на совершение преступления, должен быть неплохим психологом.

В целом в первый круг обязанностей адвоката входит предоставление юридической помощи в виде консультаций, советов по правовым вопросам, разъяснений законодательства, составление всевозможных документов правового характера (от простой справки до договора) частным и юридическим лицам (учреждениям, организациям и т.д.).

Второй круг обязанностей связан с деятельностью в суде, где он представляет интересы своих клиентов (защитник подсудимого в уголовных делах, представитель интересов гражданского истца, потерпевшего или же ответчика в гражданских и арбитражных делах).

Основная задача, как самого адвоката, так и адвокатуры в целом проявляется в оказании юридической помощи и конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

-консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

-составление заявлений, жалоб, завещаний, исков и других документов правового характера;

-осуществление защиты прав и законных интересов доверителей на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

-содействие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

-представление интересов доверителя в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств;

-участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, при исполнении уголовного наказания, в налоговых правоотношениях;

-оказание иной юридической помощи, не запрещенной федеральным законом.

Подчеркивая индивидуальность деятельности адвоката, к профессионально важным свойствам его личности, посредством которых он решает свои профессиональные задачи, следует отнести:

-мышление: аналитичность, т.е. способность выделять наиболее существенные аспекты предварительного и судебного следствия; критичность;

-логичность; умение замечать противоречия; стратегичность;

-речь: ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность;

-восприятие и внимание: наблюдательность, распределенность, переключаемость; память (объем профессионального опыта;

-оперативность, т.е. способность быстро извлекать необходимые доказательства);

-воображение: образность, прогностичность, репродуктивность, творчество;

-честность, лидерство, настойчивость, стрессоустойчивость, компромиссность;

-способность к диалогу, информативность (объем и скорость переработки информации), общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность[19. С.154].

Только адвокаты могут выступать представителями организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях.

При помощи адвокатов успешно разрешаются сложные жилищные и иные гражданские дела.

Наиболее необходима квалифицированная юридическая помощь людям, находящимся под стражей, в условиях изоляции, когда только опытный защитник, каковым является адвокат, способен выполнить главную задачу адвокатуры - отстоять закон, если он нарушен, так как задачи, которые стоят перед адвокатурой, могут быть разрешены только на основе принципа законности.

Адвокат не может отказаться от принятой на себя защиты. Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу односторонности выполняемой им функции как можно больше применить установленные законом средства и способы для отыскания всего, что может оправдать обвиняемого или смягчить его ответственность [4].

При этом желательно понимать, что адвокат защищает граждан не от закона, а от нарушений закона и не более того, т.е. он своими действиями способствует упрочению законности, повышению планки доверия населения к закону, законности и государству в целом.

Важным является положение о том, что юридическую помощь по вопросам права иностранного государства на территории РФ могут оказывать адвокаты данного иностранного государства, при условии их регистрации Министерством юстиции России в специальном реестре. Адвокаты иностранного государства не могут оказывать юридическую помощь на территории РФ по вопросам, касающимся государственной тайны РФ.

Адвокатура помимо сказанного, также служит и весомым инструментом усиления обратной связи от общества к государству. В связи с этим возникает необходимость в расширении ее самостоятельности, прав и ответственности.

Сегодня полномочие органов государственного управления по руководству адвокатурой значительно ограничена. Так, исключены права по отчислению и исключению адвокатов из коллегии, исключены права отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, упразднять решения Общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др.

Наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией издают инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливают порядок оказывания адвокатами юридической помощи, правила оплаты труда адвокатов и порядок организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Ныне престижность адвокатуры и результативность ее деятельности неразрывно связаны с положением человека в гражданском обществе и правовом государстве, с отношением общества к главным принципам демократии и законности.

Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что адвокатура представляет собой независимый правоохранительный институт, оказывающий правовую помощь гражданам и организациям. Это добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

И в заключение можно сказать, что уровень развития адвокатуры - есть один из признаков реальной защищенности прав человека.


Заключение

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий воплощение в жизнь государственной политики в сфере юстиции. На Министерство юстиции и его органы возложены основные задачи и функции в сфере юстиции. В целом Министерство юстиции наделено широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Современное Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Преимущественно востребованными органами Министерства юстиции являются: служба судебных приставов, получившая статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ, а также уголовно-исполнительная система, являющаяся составным звеном системы правоохранительных органов.

Министерство юстиции Российской Федерации образовало Федеральную службу судебных приставов (ФССП России), являющуюся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России возглавляет заместитель министра юстиции Российской Федерации - главный судебный пристав Российской Федерации. ФССП России подведомственна Минюсту России. Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет через главного судебного пристава Российской Федерации.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) являясь федеральным органом исполнительной власти, воплощает правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Кроме того, в систему министерства юстиции РФ входят иные учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции исполняют установленные управленческие и методические функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и других изданий.

В рамках взаимодействия с нотариатом территориальными органами юстиции субъектовРФ осуществляется выдача лицензий на право нотариальной деятельности; наделение нотариуса полномочиями; контроль исполнения профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственных нотариальных конторах; увольнение нотариусов, помощников нотариусов и стажеров, работающих в государственных нотариальных конторах, применение к ним поощрений и дисциплинарных взысканий. Сообща с нотариальной палатой субъекта РФ устанавливается количество нотариусов в нотариальном округе; совершается учреждение и ликвидация должностей нотариусов; изменение территории деятельности нотариуса; осуществляется контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частнопрактикующими нотариусами; образуется квалификационная комиссия по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью; осуществляются другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами согласно правилами, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Взаимодействие адвокатуры с Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется при регистрации коллегий адвокатов, согласовании места нахождения юридических консультаций. Органами юстиции также контролируется соблюдение коллегиями адвокатов и их членами требований законодательства об адвокатуре, включая оказание бесплатной юридической помощи, а также юридической помощи по назначению органов следствия, прокуратуры и суда. В связи, с этим президиумы коллегий предоставляют органам юстиции отчеты о работе коллегий адвокатов.

Из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что государственное управление в области юстиции - это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, а также правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.