Тема 2. Современные подходы в изучении качеств личности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 2. Современные подходы в изучении качеств личности

2020-06-05 220
Тема 2. Современные подходы в изучении качеств личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебные вопросы:

1. Представление о качестве личности в современной психологии.

2. Характеристика качеств личности.

3. Отечественные концепции качеств личности

4. Зарубежные концепции черт личности.

 

В психологической науке обращение к свойствам личности выступает одним из способов изучения личности в целом. Предполагается, что понимание свойств личности, наряду с качествами, отношениями и установками позволяют понять личность, прогнозировать поступки, оценивать деятельность. Лингвистические исследования показывают, что в повседневном общении людьми применяется около ста прилагательных и наречий для обозначения свойств личности, а в целом, в языке их существуют около четырех тысяч. Интерес к изучению свойств личности постоянен не только в прикладной психологии, так и академической. В современной психологической науке существует около десяти подходов к определению свойств личности, обобщив которые можно прийти к единому определению свойства.

Свойство личности – присущие личности характеристики поведения, деятельности и отношений, стабильные по своему выражению, независимые от обстоятельств и неизменные во времени. Понятие «свойство» личности как правило, является наиболее общим в ряду других понятий, описывающих устойчивые виды поведения, стили деятельности личности. Наряду со свойствами в психологическом описании личности принято выделять несколько стабильных характеристик других психических явлений, приближенных по своим признакам: качества, черты личности (темперамента и характера).

Качество личности – это проявление свойства личности в социальном взаимодействии. Качество выражается в определенном виде деятельности, проявляется во взаимоотношении личности. Тем самым, качество отличается от свойства по своему содержанию, поскольку оно во многом зависит от отношения личности. К примеру, обладая каким-либо свойством, личность в определенной ситуации проявляет его, а в определенной – нет. Таким образом, личности может быть свойственна ответственность, однако в определенных взаимоотношениях она не проявляется, либо напротив, проявляется в большей степени, чем это присуще личности.

Черта личности характеризует проявления когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов и состояний в конкретных видах отношений, стабильные и неизменные в разных ситуациях и периодах времени.  Как правило, в специальной литературе, черты личности отождествляются с проявлениями характера, свойствами темперамента. Тем самым подчеркивается, что источник возникновения черты в меньшей степени зависит от личности, а ее существование черты не осознается личностью или воспринимается как само собой разумеющееся. Таким образом, черты, в отличие от свойств и качеств являются внеличностными образованиями, слабо поддающимся влиянию самой личности, характеризующими ее нейрофизиологические особенности, проявляющиеся в формальных аспектах взаимодействия личности с окружающими. 

Свойства личности в отечественной психологии рассматриваются в контексте социальных отношений. В таком виде, свойства разделяются на две группы: социально-психологические, выражающие фиксированные и неизменные отношения к социальным процессам, структурам и группам, а также нравственно-психологические, выражающие отношение к другим людям, деятельности и самому себе.

Исторически, взгляды ученых на возникновение, формирование и развитие свойств личности неоднородны. Ряд исследователей представляет свойства личности физиологически обусловленными, зависящими от нейробиологических структур и процессов организма. Свойства личности в таком виде рассматриваются наряду с темпераментом и характером. Второй подход к представлению свойств личности связывает их с социальными факторами – воспитанием, окружением ребенка и социальной средой, в которой он существует. Третий подход предполагает, что свойства личности формируются на основе индивидуального отношения субъекта, складывающегося в процессе взаимодействия с обществом. В настоящее время, представление о свойствах личности является комплексным, объединяющим в себе все описанные подходы.  

В отечественной психологии развивается представление о сложном, системном и разнородном строении свойств личности. В частности, Б.Г. Ананьев отмечал, что свойства личности могут включать не определенные предметные отношения, но и интеллектуальные характеристики личности. С.Л. Рубинштейн, характеризуя системную природу психологических образований, также отмечал, что свойства личности представляют единство мыслей, переживаний и побуждений личности, неразрывно связанных с процессом и результатами его действия. Опираясь на результаты эмпирических исследований, В.Д. Небылицин, указывал на единство содержательных, динамических и результативных составляющих свойства личности. А.А. Бодалев описывал организацию свойств личности в виде иерархии, в которой определенное свойство личности интегрирует частные отношения личности к различным событиям окружающей действительности. В таком виде свойство содержит компоненты знания, переживания и поведения личности.

В психологической науке к настоящему времени оформились несколько направлений изучения свойств личности. В отличии от обобщенных теорий личности, данные подходы акцентируют внимание на конкретных проявлениях поведения, стилей отношения и деятельности, присущих личности. Другими словами, они изучают особенности личности, существенно влияющие на жизнь и деятельность, стремясь оценивать и прогнозировать их проявление. Основу подходов образует дифференциальное направление психологических исследований, заложенное в работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и реализованное в подходах к описанию свойств личности А.И. Крупнова, Б.Б. Коссова, С.С. Кудинова, В.П. Прядеина и др.

Свойство личности формируется на основе ролевой модели социального поведения личности. Тем самым свойство отражает отношения, складывающиеся между личностью и обществом. Содержание свойства определяется взаимодействием, раскрывает мотивы и смыслы совершаемых личностью поступков. Наконец, в свойстве личности представлены способы регуляции как правило, характеризующие стратегии целеполагания, механизмы контроля за выполнением деятельности. Таким образом, свойства личности имеют динамические, социально-психологические и инструментальные качества, в рамках которых они проявляются и развиваются. Свойства личности отличаются от черт характера или свойств темперамента сложностью своей организации, опосредованностью взаимодействием личности с окружающими людьми, а также генетически – способностью развиваться посредством деятельности, в которую вовлечена личность.

Психологическая диагностика свойств личности основывается на представлении о модели свойства: структуре, признаках, проявлениях. В рамках данного раздела рассматриваются два современных подхода, лежащие в основе методов диагностики: (а) свойство личности как целостная, функциональная система и (б)свойство личности как черта. Каждый из подходов базируется на теоретических представлениях и предлагает собственные модели свойств, а также методы их диагностики.

Целостно-функциональный подход к исследованию свойств личности. Развивая положения представителей отечественной психологии, А.И. Крупнов разрабатывает концепцию организации свойств личности как системы иерархически связанных элементарных (психофизиологических), частных и системных (базовых) свойств[7].

Системными (базовыми) свойствами личности являются: инициативность, любознательность, предприимчивость, организованность, настойчивость, трудолюбие, коллективизм, ответственность и общительность. Перечень данных свойств по мнению автора нуждается в дальнейшем дополнении, а их организация – изучении и эмпирической проверке. Частными и элементарными свойствами личности выступают различные виды проявлений личности, отражающих две ее подсистемы – индивидную и субъектную. Индивидная подсистема обобщает динамические, эмоциональные, регуляторные свойства. Частные свойства, образованные субъектной подсистемой, включает мотивационные, когнитивные, рефлексивно-оценочные, продуктивные свойства личности.

Характеризуя строение свойства личности А.И. Крупнов определяет его как сложное системное образование, включающее единство динамического, эмоционального, регуляторного компонента (индивидный аспект), а также мотивационного, целевого, когнитивного, рефлексивно-оценочного, продуктивного компонента (личностный аспект), интегрирующих в себе единство основных психических функций.

Представление об организации свойств личности, предложенное А.И. Крупновым, дифференцирует их на две группы – системные и частные (элементарные). Системное свойство личности играет существенную роль в активности, направленности и регуляции личности. В организации свойств личности системное занимает главенствующее положение, подчиняя себе частные и элементарные психофизиологические свойства. В складывающейся иерархии, системное свойство инкорпорирует в себя частные свойства, участвует в их формировании и развитии. Рассматривая организацию свойств личности с позиции целостно-функционального подхода, личность выступает носителем нескольких системных свойств, каждое из которых выражается в поведении, проявляется в деятельности и отношениях с другими людьми. В таком виде они заметны окружающим, и, зачастую осознаются самой личностью в виде целостного образования – некой общей, характеризующей личность черты.

Во внутриличностном контексте системные свойства выполняют три основные функции организации личности: активирующую (инициирующую, побуждающую и т. д.), направляющую (селективную, оценивающую и т. д.) и регулирующую (контролирующую, ориентирующую и т. д.).

Кроме того, данное свойство организует и структурирует систему свойств личности, подчиняя их проявления себе, интегрируя их и способствуя их развитию. Базовые свойства взаимодействуют друг с другом по принципу координации, допускающих определенную автономность их проявлений.

Методология исследования свойств личности в рамках целостно-функционального подхода предполагает измерение компонент, образующих структуру системного свойства личности. В модели любого свойства выделяется семь компонент, условно разделенных на динамические и содержательные. Опишем компоненты, последовательно охарактеризовав их содержание:

- динамичность (энергичность-аэргичность): характеризует силу стремлений, интенсивность и устойчивость действий по достижению цели.

- эмоциональность (стеничность-астеничность): проявляется в переживании радости, воодушевлении в деятельности.

- регуляторность (интернальность-экстернальность): описывает стремление проявлять данное свойство, действовать самостоятельно, возлагать ответственность за порученное на себя.

- мотивация (социоцентричность-эгоцентричность): характеризует стремление действовать в интересах общего дела, выражается ощущением долга и необходимости выполнения порученного дела.

- целеполагание (социально значимые цели – личностно-значимые цели): предполагает постановку общественно-значимых целей, направленность на социальные интересы, общественную или групповую пользу.

- когниция (осмысленность – осведомленность): выражается в точном и глубоком понимании деятельности, знании и представлении о собственных действиях, их целях и процессе.

- продукция (предметная – субъектная): описывает направленность на конкретный результат, достижение определенной, четко осознаваемой цели.

- рефлексивно-оценочный компонент (операциональные – личностные трудности): проявляется в понимании личностью затруднений, вызванных недостаточным уровнем развития данного свойства, наличия препятствий, не позволяющих реализовать данное свойство.

Следует иметь в виду, что каждый компонент, представленный в данной структуре, содержит по две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику изучаемому свойству. Условно переменные подразделяют на два вида: гармоничные и агармоничные.

Гармоничные переменные проявляются в силе, устойчивости, многообразии стремлений, в то время как агармоничные свидетельствуют о неустойчивости, слабости, отказе от своих намерений. В индивидных характеристиках биполярность признаков четко выражена. Тогда как в социальных характеристиках нет явного характера дифференцированности переменных компонента. Переменные в этих компонентах говорят не столько о противоположности, сколько о взаимном дополнении.

Концепция психологических черт. Представление о психологических чертах – стабильных свойствах человека, проявляющихся в его поведении, отношении к окружающим и самому себе является одним из наиболее ранних научных предположений о личности. В труде «Этика» Аристотель (384–322 г. до РХ), описывал три личностные черты - тщеславие, скромность и трусость, считая их основными причинами морального и аморального поведения. Его ученик Теофраст (371-287 г. до РХ) описал тридцать типов личности, подразумевая под каждым влияние определенной черты личности. Его подход к представлению черт личности на многие века определил способ их изолированного, в некотором смысле гипертрофированного описания.

Классический взгляд на черты личности рассматривал их в качестве основной и наиболее существенной особенности, определяющей своеобразие поведения и отношения с окружающими.

Предполагалось, что человек обладал несколькими чертами, которые, во-первых, определяли его уникальность, индивидуальность, а во-вторых не подвергались изменению или сознательному контролю. В таком описании они приближались к тому, что в отечественной психологии называется свойствами темперамента или характера.

Становление современной психологической концепции черт связывают с работами Г.Олпорта (1937), подразумевавшего под чертой определенную модель поведения человека, неизменную в различных условиях ситуации и времени. Однако, черта в его представлении не только проявлялась в поведении, она еще и осознавалась личностью, выступая в качестве определенной ментальной структурой, диктующей способ мышления и мотивирующей человека к определенным действиям.

Наряду с признанием роли «черт» в поведении и отношении человека, последователи Г.Олпорта пытались измерить черты личности, разрабатывая специальные методы. Наиболее популярной совокупностью психологических черт стала группировка черт: «экстраверсия-интроверсия, нейротизм, психотизм», предложенная Г.Айзенком. В дальнейшем, количество группировок (моделей) черт увеличилось и на современном этапе существует около десяти.

Развитие глобальной концепции черт в настоящее время осуществляется в трех основных направлениях: генетическом; конструктном и валидизирующем. Генетическое направление нацелено на объяснение существования черт личности. Оно реализуется поиском нейрофизиологических и социально-культурных причин возникновения данных черт, объяснения способов выражения в деятельности и взаимодействии людей. Конструктное направление изучает архитектуру черт, оценивает внутренние отношения компонент черт, иерархию их уровней, выявляет функциональные связи внутри и вне черт. Изучается возможные проявления черт в жизни и деятельности личности. Валидизирующее направление анализирует модели черт разных авторов, сопоставляя их друг с другом, проверяет теоретическую и практическую состоятельность, оценивает возможность применения в деятельности психолога.

В настоящее время, концепция психологических черт уже не рассматривает их в качестве первичной причины для побуждения или регуляции поведения личности. Считая существование черт реальностью, исследователи приходят к выводу о том, что другие психологические явления - потребности, установки являются детерминантами поведения, а сама личность способна управлять своими чертами, снижая их проявление в поведении.

 Такие признаки черт - неизменность и нерегулируемость все более отрицаются, а исследователи акцентируют внимание на уникальной взаимосвязи черт, свойственных конкретному человеку.

Вместе с тем, концепция черт личности стала одной из первых эмпирически ориентированных, что по мере ее развития привело к созданию самостоятельного психодиагностического направления исследования личности. На ее основе были разработаны популярные на сегодняшний день группировки черт: Г.Айзенком (экстраверсия/интроверсия, нейротизм, психотизм), Р.Кеттеллом (16-факторная концепция личности), Р.МакКраем и П.Коста (пятифакторная теория черт) и др.

Для зарубежной и отечественной психологической практики 90х - 2000х годов, теория черт фактически стала наиболее крупным источником методик для оценки личности. Поэтому важно разобраться с основами концепции черт, выяснить специфику моделей черт, предложенных различными исследователями.

Методы диагностики базовых черт личности. В настоящее время концепция психологических черт представлена несколькими конструктами. Каждый из них содержит описание комплекса черт, методики их измерения. Однако модели существенно различаются по основаниям формирования конструктов, т.е. объяснению группировок черт. К примеру, модели Айзенка и Паулюса-Уильямса являются клиническими – в их основе лежат представления о чертах как проявлениях психических заболеваний, модели Кеттелла и МакКрея-Коста – лингвистическими, основанными на наиболее употребляемых в обществе описаниях личности, модели Клониджера – нейрофизиологическими, основанными на гормональных и темпераментальных характеристиках.

Знание об основах черт позволяет правильно трактовать причины их проявления в поведении, оценивать роль и значение в деятельности личности. При этом, обозначения черт в большинстве моделей – Айзенка, МакКрая-Коста, Клониджера и Паулюса-Уильямса в определенной степени схожи. Рассмотрим их более подробно (см. табл. 1).

 

 

Таблица 1.

 

Модели черт личности

Модель Айзенка Модель МакКрая-Коста Модель Клониджера Модель Паулюса-Уильямса[8]
Экстраверсия Экстраверсия Избегание опасности  
Нейротизм Нейротизм    

Психотизм

Осознанность Поиск нового Психопатия
Взаимодействие Кооперативность  

Открытость

   
   
Зависимость от вознаграждения Маккиавелизм
Самодетерминация  

Самосовершенствование

 
Нарциссизм

Модель Айзенка. Разработанная Г.Айзенком модель обобщает три черты личности: экстраверсию/интроверсию, нейротизм и психотизм. Модель разработана на основе клинических представлений личности (К.Г. Юнга, Г.Мюррея, М. Салловвея). В такой интерпретации личность рассматривалась в первую очередь с точки зрения негативных проявлений – эмоциональной неуравновешенности, враждебности, жестокости и лживости. Поэтому, модель включает в себя две негативные черты – нейротизм (эмоциональную нестабильность) и психотизм (враждебность и жестокость), а также глобальную черту, показывающую направленность личности: экстраверсию (на окружающий мир и других людей) либо интраверсию (внутренний мир переживаний, представлений личности).

Разработанный на основе данной модели опросник приобрел значительную популярность у клинических психологов и психиатров. Проводимые исследования доказали стабильность этой совокупности черт, обнаружив их наличие у людей различных национальностей и культур, а также обнаружили нейрофизиологические факторы возникновения этих черт.

Вместе с этим, объем модели был признан недостаточным, поскольку три черты не всегда позволяли предсказывать некоторые стороны поведения людей – например, стремление к новому, желание взаимодействовать с другими людьми или склонность к самолюбованию. Все эти и многие другие черты появились в моделях черт личности других исследователей.

Модель МакКрая-Коста оценивает пять характеристик личности, наиболее часто используемых во взаимодействии людей. В его основе лежит обобщение прилагательных и наречий, которые в повседневном общении используются для описания характера и поведения других людей. Несмотря на то, что такие описания могут существенно отличаться в разных культурах, методика получила широкое распространение. В русскоязычной психологической практике она приводится без поправок на отечественную культуру и лексику.

В модель входит описание пяти следующих черт личности – экстраверсии (активности и общительности); нейротизма (импульсивности и тревожности), самоконтроля (ответственности и управления собой), взаимодействия (сотрудничества, коллективизма) и открытости к опыту (восприимчивости и обучаемости).  

Данные черты не являются целостными и однородными. Внутри каждой из них представлены субчерты (аспекты) – определенные группировки частных характеристик. Проявления субчерт характеризуют проявление черты, которую они образуют. Таким образом, опросник включает 5 черт личности, каждая из которых представлена шестью субчертами[9].

Модель МакКрая-Коста является одной из современных концепций черт личности, ее положения активно проверяются и критикуются. В частности, ряд исследователей сомневается в достаточности пяти черт личности, другие озабочены содержанием конкретных черт. Вместе с тем, опросники, созданные на ее основе, используются в психологической работе по выявлению и оценке черт личности.

Модель Клониджера основана на предположении о роли нейрофизиологических структур нервной системы и нейромедиаторов в социальном поведении личности. По мнению Р.Клониджера, лимбическая структура мозга, гиппокамп и кора мозга определяют проявления черт личности. Деятельность моноаминэнергетических систем в данных структурах влияет общую активность, протекание когнитивных и эмоциональных процессов, регуляцию внимания и памяти. Воздействие на моноаминэнергетическую систему в настоящее время осуществляется для лечения психических расстройств – депрессии, шизофрении, тревожных состояний и пр.

Модель Клониджера описывает шесть характеристик поведения, обусловленных деятельностью моноаминэнергетической системы как в первичном, темпераментальном, так и вторичном, характерологическом проявлении. Другими словами, он определяет два вида ее влияния: а) на активность, эмоциональность и социальность поведения; б) на формирование представлений личности о себе, отношении с другими людьми и понимание мира в целом.

К ним относятся: избегание опасности (тревожность, страх неопределенности), поиск нового (интерес, импульсивность, неупорядоченность и противоречивость), зависимость от вознаграждения (зависимость от других, сентиментальность, привязанность), самодетерминация (ответственность, целеустремленность, самоудовлетворенность), кооперация (эмпатия, совестливость, сотрудничество), самотрансцендентность (самозабвение, транспперсональная идентификация, духовное принятие).

Модель Паулюса-Уильямса обобщает три личностные черты, побуждающие асоциальное поведение личности. Авторы называют данную модель «Темной триадой», подчеркивая отрицательное воздействие данных черт на личность, и ее отношение с окружающими людьми. Разработка данной модели строилась на основе клинических измерений лиц, страдающих психическими заболеваниями, а также преступников. В их результате было установлена тесная связь разнообразных поведенческих отклонений с влиянием трех личностных черт: психопатии, маккиавелизма и нарциссизма. Данная группа черт составляет в настоящее время ядро модели «темной триады». Современная интерпретация черт личности описывает их следующим образом: психопатия (эмоциональная черствость, неискренность, необязательность и нечестность), макиавеллизм (цинизм, аморальность, склонность к манипулированию другими людьми), нарциссизм (демонстративность, тщеславие, самолюбование).

В настоящее время, опросник «Темная триада» адаптирован к условиям русскоязычной выборки[10], ведутся исследования его психометрических свойств в условиях отечественной культуры, социальной практики. Развивается и модель негативных черт личности, ведется дискуссия о достаточности данной группировки, наличии иных негативных черт, обуславливающих поведенческие отклонения.

Подводя итоги, отметим, что современные представления о качествах личности существенно различаются в своем содержании. Представители отечественной психологической школы – целостно-функционального подхода, рассматривают свойства и качества личности в виде сложных, системных образований, отражающих многомерность личности. В таком представлении они различаются в разных ситуациях проявления активности, видах деятельности и отношений с разными людьми. Измерение каждого конкретного свойства личности означает определение трех аспектов его проявления - обобщенных (типовых), идеальных (субъективных), предметных (объективных)[11]. В зарубежной психологии качество личности рассматривается в виде стабильных и устойчивых поведенческих характеристик, легко распознаваемых по внешним признакам их проявлений в деятельности и общении. На современном этапе распространены несколько подходов к изучению свойств и качеств личности – в клинической и семантической разновидностях их проявления, а также нейрофизиологической детерминации.

Методы и методики диагностики качеств личности, построенные на основе представлений отечественных и зарубежных исследователей, составляют основу профессионального психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы внутренних дел.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В рабочей тетради запишите определение понятий «свойство», «качество» и «черта» личности, приведите признаки, позволяющие отличить их проявление в поведении кандидата на службу.

2. Охарактеризуйте отличия между базовыми и системными свойствами личности с помощью примеров.

3. Опишите структуру системного свойства личности: а) ответственности; б) инициативности; в) целеустремленность.

4. Какие компоненты системного свойства личности следует измерять?

5. Охарактеризуйте признаки черты личности, приведите признаки черты личности (по Г.Олпорту).

6. Выпишите в рабочую тетрадь современные модели черт личности.

7. Какие методы диагностики черт личности, на Ваш взгляд, следует применять при изучении личности кандидата на службу? При обосновании своего ответа опирайтесь на опыт, полученный Вами в ходе учебной практики в территориальных органах внутренних дел.

 

Тема 3. Модели профессионально важных качеств сотрудника
органа внутренних дел

Учебные вопросы:

1. Модель качеств личности сотрудника органа внутренних дел как основа профессионального психологического отбора.

2. Этапы описания качеств личности кандидата на службу в органы внутренних дел.

3. Перечень личных и деловых качеств кандидата на службу в органы внутренних дел.

Основу отбора граждан на службу в органы внутренних дел составляет представление о личностных особенностях, которыми должен обладать кандидат для эффективного выполнения служебных и должностных обязанностей. К особенностям личности могут относится не только качестве, свойства или черты, но также потребности, мотивы и направленность, ценности и смыслы, а также другие психологические образования. Акцентирование внимания на качествах личности обусловлено их ролью и значением в поведении и взаимодействии личности с окружающими людьми. Перечень качеств, необходимых личности для осуществления деятельности разрабатывается в рамках различных видах профессий. Однако в органах внутренних дел, специфика профессиональной деятельности обуславливает повышенное внимание к определенным качествам личности, называемым также профессионально важными (значимыми).

Представление о качествах, которыми должен обладать сотрудник в психологии труда получило название модель качеств.

Модель качеств личности сотрудника – это описание совокупности качеств (свойств, черт). Модель включает в себя наименование качества, описание критерия и /или уровня развития, необходимого для выполнения профессиональных обязанностей. Нередко модели качеств связаны со способами их измерения – психодиагностики.

В таком случае модель качеств может представляться в терминах применяемой для этого методики и воплощаться в виде профиля ее показателей. К примеру, популярная в нескольких зарубежных стран методика изучения кандидатов на службу в полицию - Миннесотский многофакторный опросник личности (MMPI-2) имеет свое обозначение профиля качеств. В ней модель качеств отображается значениями и показателями шкал методики (см. рис. 1).

При использовании нескольких методов отбора – интервью, опроса, теста, модель качеств носит интегрированный характер. Полученные с их помощью показатели описывается в обобщающем виде.

 

Рис. 1. Модель (профиль) качеств личности сотрудника полиции
(в шкалах и значениях MMPI-2RF)

 

Разработка модели осуществляется посредством двух основных этапов: профессиографического и функционального.

1. Профессиографический этап. Целью профессиографического этапа является описание комплекса качеств личности сотрудника, необходимых для выполнения обязанностей по замещаемой должности. Профессиографический этап предполагает анализ трудовых функций (должностных обязанностей) сотрудника органа внутренних дел, конкретного перечня трудовых действий (операций) по замещаемой должности и определение требуемых для их выполнения компетенций, а также личных и деловых качеств. Для оценки компетенций используются квалификационные требования к сотруднику органа внутренних дел, предъявляемые определенным направлением деятельности. 

В территориальных органах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время существует более 20 направлений деятельности, связанных непосредственно с профилактикой, раскрытием и расследованием преступлений, а также организации и обеспечения данной деятельности (штабная, кадровая, информационная, техническая и пр.).

Результатом анализа выступает описание комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных функций (например, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, расследования преступлений) и обеспечивающих их эффективную реализацию качеств личности. Модель качеств личности описывает устойчивые характеристики поведения и отношения личности, обеспечивающие успешность трудовых функций. Например, внимательность – сотрудников, выполняющих досмотровые функции; коммуникабельность – сотрудников, активно взаимодействующих с гражданами и пр. Помимо качеств, способствующих выполнению обязанностей, фиксируются проявления качеств, ухудшающие деятельность или вовсе препятствующие.

При приеме на службу в органы внутренних дел используется обобщенная модель качеств личности, обеспечивающих успешность выполнения сотрудником любых направлений и видов деятельности. Она основывается на результатах определения профессиональной психологической пригодности кандидата, установленных правилами профессионального психологического отбора[12]. В дальнейшем, при определении соответствия сотрудника занимаемой должности (аттестации), его непосредственный руководитель представляет отзыв, содержащий сведения о сформированности профессионально важных (значимых) личностных качеств сотрудника[13]. Таким образом, при изучении личности кандидата на службу существенное значение имеет определение ключевых свойств и качеств, влияющих на выполнение обязанностей по замещаемой должности.

2. Функциональный этап. Цель методического этапа - определение методов, методики и процедуры измерения комплекса качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности.

В рамках данного этапа определяются возможности измерения выявленного комплекса качеств. Как правило, они изучаются методами тестирования, опроса, экспертного интервью. По способу их применения, данные методы разделяются на: а) имитационные, изучающие личностные особенности в ходе выполнения деятельности; б) описательные, изучающие представление кандидата о своих чертах, свойствах и качествах личности).

В органах внутренних дел Российской Федерации, а также правоохранительных органах развитых зарубежных стран используются оба способа измерения. К примеру, отбор кандидатов на службу в полицию США сопровождается определением симптомокомплекса свойств присущих эффективным сотрудникам полиции. В него входят: объективность в оценке обстоятельств, рассудительность и внимание к деталям, соблюдение норм профессионального поведения, высокой ответственности, чувствительность и гибкость в различных ситуациях профессиональной деятельности, способность к принятию решений в сложных ситуациях и эмоциональная стабильность. Данный комплекс свойств подтверждается проявлениями свойств личности, снижающих эффективность деятельности полицейского. К ним относятся: субъективность в принятии решений, неподчинение, эгоизм, повышенная чувствительность, слабая мотивация к службе, безответственность и аморальность поведения, чрезмерная агрессивность, стремление к независимости либо, напротив чрезмерная зависимость от окружающих, импульсивность, высокая тревожность, нервозность, ригидность[14].

Важно отметить, что для изучения свойств личности кандидатов на службу в полицию используются методы собеседования, психологического тестирования, опроса. Для их реализации используются четыре наиболее популярных диагностических конструкта: а) типологический (MMPI, MMPI-2, MMPI-2-RF); б) лексический (CPI – Californian personality inventory, 16 PF - Sixteen personal factors), в) профессионально-важных свойств личности (IPI – Inwald Personality Inventory, MIPS - Millon Index of Personality Styles).

С их помощью определяются «позитивные» и «негативные» комплексы свойств кандидата на службу. Важно подчеркнуть, что выявление свойств охватывает не только текущий период, но и возможные изменения личности, с учетом специфики служебной деятельности. Таким образом определяется риск негативных изменений личности (профессиональной деформации). В качестве иллюстрируем влияние черт личности на отклонения в поведении сотрудника полиции, выявленные в исследованиях зарубежных полицейских психологов (рис. 2).

 

Иппохондрия (HS)
Истерия (Hy)  
Гипомания (Ма)  
Психопатологические изменения поведения под влиянием профессионального стресса
Должностные злоупотребления, насилие и жестокость, злоупотребление алкоголем
Психопатия (Pd)  
Низкая эффективность действий, агрессивность, аварийность, неудовлетворительный темп работы
Психастения (Pt)  
Попустительство, безынициативность, бездеятельность, низкая мотивация

 


Рис. 2. Негативные проявления черт личности в служебной деятельности сотрудника полиции (по материалам зарубежной печати, 65T+, MMPI).

 

Длительное психологическое сопровождение сотрудников полиции показало сильное влияние черт личности на профессиональную успешность. Так, исследования черт личности сотрудник


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.