Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел

2020-06-05 206
Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел. 6

Тема 2. Современные подходы в изучении качеств личности. 11

Тема 3. Модели профессионально важных качеств сотрудника органа внутренних дел. 21

Тема 4. Методы изучения деловых и личных качеств кандидата на службу в органы внутренних дел. 28

Тема 5. Выявление и оценка компетенций кандидата на службу в органы внутренних дел. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

 


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность сотрудников полиции характеризуется высоким содержанием стрессовых и психотравмирующих ситуаций, предъявляя тем самым особые требования к учету индивидуально-психологических особенностей личности, а также к уровню профессионально-психологической подготовленности. Формирование кадрового потенциала органов внутренних дел зависит от уровня профессиональных и личностных возможностей как отдельных сотрудников, так и служебных коллективов. Глубокое и всестороннее изучение личности кандидата на службу является важным условием комплектования органов внутренних дел сотрудниками, обладающими высоким уровнем профессиональных и личных качеств. В этой связи, отбор граждан, способных эффективно выполнять обязанности, возложенные на органы внутренних дел, выступает одним из условий кадровой политики в органах внутренних дел. Подготовка психологов территориальных органов внутренних дел к решению этой задачи на этапе профессионального образования в системе образовательных организаций высшего образования осуществляется в рамках учебной дисциплины «Психодиагностика».

Современная учебная литература не всегда в полном объеме раскрывает задачи изучения личности кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Данное учебное пособие дополняет учебный материал дисциплины «Психодиагностика», предусмотренный учебным планом основной профессиональной образовательной программы по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Пособие расширяет тематику курса лекций материалом по изучению личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Данное пособие направленно на формирование компетенций психологов органов внутренних дел в части способности выявлять психологические ресурсы личности, необходимые для эффективного выполнения оперативно-служебных задач стоящих перед органами внутренних дел.

В учебном пособии отражены современные технологии, применяемые для оценки кандидатов на службу в полиции зарубежных стран; определены основные этапы технологии компетентностного подхода к организации профессионально-психологического отбора; рассмотрены современные процедуры анкетирования, наблюдения, опроса кандидатов на службу.

Применение пособия в учебном процессе нацелено на формирование компетенций обучающихся в области проведения психологической диагностики кандидатов на службу, в частности: совершенствование знаний об эффективном применении методик и технологий профессионального психологического отбора; развитие способности применять методы психологического изучения личности в аспекте оперативно-служебных задач, стоящих перед различными подразделениями органов внутренних дел; совершенствование приемов диагностики психологических свойств и состояний; формирование способности к выбору психодиагностических методик при проведении мероприятий профессионального психологического отбора.

Психологам территориальных органов внутренних дел данное пособие будет полезно для ознакомления с современными отечественными и зарубежными представлениями о процедурах и методах психологической диагностики, компетентностным подходом в организации отбора и методическим обеспечением диагностики психологических качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование технологий профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел приобретает значительную актуальность в связи с объемом и сложностью задач, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации, необходимостью развития кадрового потенциала основных служб органов внутренних дел.  

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел МВД России представляет собой сложную, многозадачную и специфическую форму профессиональной деятельности, требующую способности к постоянному развитию и совершенствованию. Качественное выполнение служебных обязанностей сотрудником полиции зависит не только от  знаний, умений и навыков, но в том числе и уровня развития личных и деловых качеств.

Условия профессиональной деятельности, в т. ч. специфика оперативно-служебной обстановки, способствует развитию депрофессионализирующей ситуации. Отдельные факты проявления агрессии, эмоциональной несдержанности, равнодушия, попустительства и безответственности сотрудников правоохранительных органов определяются не только деформирующим влиянием условий профессиональной деятельности, но и индивидуальными особенностями сотрудника и его окружения – служебного коллектива.

Поэтому совершенствование технологий и инструментов профессионально-психологического отбора представляется важным направлением научной и практической деятельности психологов органов внутренних дел. В учебном пособии описаны основные аспекты современных технологий и процедур психологического отбора в России и за рубежом, проанализированы методы опроса, наблюдения, психологического тестирования. В приложении представлены методики изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел МВД России.

Автор предполагает, что представленное пособие позволит уточнить представления и развить компетенции сотрудников кадровых подразделений и психологов органов внутренних дел в области кадрового отбора, компетентностной модели оценки кандидатов на службу, процедур проведения опроса, интервью, анкетирования и психологического тестирования.

 


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1.  Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

5. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

6. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Литература

Основная:

1. Злоказов К.В. Психодиагностика: учебник [Текст].– Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России. – СПб: ООО «Р-КОПИ», 2018. – 360 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов [Электронное издание] / Л.Ф. Бурлачук. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с. (ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»).

3. Носс, И.Н. Психодиагностика: учебник [Электронное издание] / И. Н. Носс. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 500 с. (ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»).

 

Дополнительная:

1. Психодиагностика: учебное пособие [Текст] / Е. Н. Арбузова; СПбУ МВД Рос. - СПб.: [б. и.], 2014. - 43 с.

2. Организационно-психологическая диагностика: учебное пособие [Электронное издание] / И.В. Васильева. – М.: ФЛИНТА, 2013 г. 136 с. (ЭБС Университетская библиотека ONLINE).

3. Хинканина, А.Л. Психодиагностика [Электронное издание]: учебное пособие / А.Л. Хинканина; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "Поволж. гос. технол. ун-т". - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 79 с. (ЭБС Университетская библиотека ONLINE).

4. Носс, И.Н. Психодиагностика: учебник [Электронное издание] / И. Н. Носс. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 500 с. (ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»).


[1] п.4 приказа МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

[2] Дашко М.Н., Виноградов М.В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 101–106.

[3] Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 381 г. Москва «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»

[4] Приложение № 3 «Порядок ведения служебной документации» к «Положению об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденному приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.

[5] Методические рекомендации ДГСК МВД России от 10.10.2018 № 21/8/10998 «Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

[6] Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные это — «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».

[7] Крупнов, А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. – М.: УДН, 1994. – С. 5–12.

[8] Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of Research in Personality. –2002. – № 36. – P. 556-563

[9] Zhao H. The big five personality dimensions and entrepreneurial status: a meta-analytical review. / H. Zhao, S.E. Seibert // The Journal of applied psychology. – 2006. – Т. 91. – № 2. – С. 259-271.

[10] Егорова, М. С. Тёмная триада / М. С. Егорова, М. А. Ситникова // Психологические исследования. –2014. – Т. 7, № 10.

[11] Коссов, Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода / Б.Б. Коссов // Вопросы психологии. – 1997. – №6 ноябрь-декабрь 1997. – с. 58-69.

[12] Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 6 дек. 2012 г. № 1259 // Российская газета. 2012. 12 дек. URL: https://rg.ru/2012/12/12/otbor-dok.html (дата обращения: 25.12.2018).

[13] Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Lowmaster S.E. & Morey L. C. (2012) Predicting Law Enforcement Officer Job Performance With the Personality Assessment Inventory, Journal of Personality Assessment, 94:3, 254-261, DOI: 10.1080/00223891.2011.648295

[15] Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 6 дек. 2012 г. № 1259 // Российская газета. 2012. 12 дек. URL: https://rg.ru/2012/12/12/otbor-dok.html (дата обращения: 25.12.2018).

[16] Мягких Н. И. Генезис профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации (концептуальные подходы, принципы, критерии, технологии): монография / под ред. В. Я. Кикотя. Домодедово, 2006.

[17] Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1259 // СПС «КонсультантПлюс».

[18] Марьин М. И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56). С. 80–84.

[19] Утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. №1259.

[20] Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: справ. пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997.

[21] Журавлев П. В. Карташов С. А., Маусов Н. К. Персонал. Словарь определений и понятий. М., 2000.

[22] Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ.; под ред. Л. Н. Ковалик. СПб., 2001.

[23] Спенсер Л. М., Сайн М. С. Компетенции на работе / пер. с англ. М., 2005.

[24] TECDOC-1024. Отбор, развитие компетентностей и оценка руководителей атомных электростанций / МАГАТЭ.

[25] ОСТ 95 10584-2003. Квалификация и компетентность персонала. Общие требования.

[26]Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. В. И. Байденко. М., 2006.

[27] Елагина В. С., Немудрая Е. Ю., Балакина Л. Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 27–31.

[28] См.: URL: http://home.btconnect.com/peopleaspects/index1.html.

[29] Красностанова М. В., Осетрова Н. В., Самара Н. В. Assessment сenter для руководителей: опыт реализации в Российской компании, упражнения, кейсы. М.; СПб., 2007.

[30] Сартан Г. Развитие компетенций: этапы внутрикорпоративного обучения // Персонал-Микс. 2005. № 2. С. 66.

[31] Боятцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М., 2008.

[32] Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности: учеб. пособие. М., 1996.

[33] Лупандин В. И., Машкова А. С. Формирование модели компетенций для административно-управленческого персонала // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 3 (92). С. 154–161.

[34] Красностанова М. В., Осетрова Н. В., Самара Н. В. Указ. соч.

[35] Прохорова М. В., Ежова А. С. Сравнительный анализ методов разработки моделей компетенций // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. № 2 (26). Н. Новгород, 2012. C. 63–71.

[36] Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М., 2005.

[37] Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала: практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. М., 2007.

[38] Прохорова М. В., Ежова А. С. Указ. соч. C. 63–71.

[39] Профилирование должностей. URL: http://arborcg.org/product/hr?chapter= 1443625.

[40] Володина Н. Модель компетенций – это не сложно // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 6.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел. 6

Тема 2. Современные подходы в изучении качеств личности. 11

Тема 3. Модели профессионально важных качеств сотрудника органа внутренних дел. 21

Тема 4. Методы изучения деловых и личных качеств кандидата на службу в органы внутренних дел. 28

Тема 5. Выявление и оценка компетенций кандидата на службу в органы внутренних дел. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 58

 


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность сотрудников полиции характеризуется высоким содержанием стрессовых и психотравмирующих ситуаций, предъявляя тем самым особые требования к учету индивидуально-психологических особенностей личности, а также к уровню профессионально-психологической подготовленности. Формирование кадрового потенциала органов внутренних дел зависит от уровня профессиональных и личностных возможностей как отдельных сотрудников, так и служебных коллективов. Глубокое и всестороннее изучение личности кандидата на службу является важным условием комплектования органов внутренних дел сотрудниками, обладающими высоким уровнем профессиональных и личных качеств. В этой связи, отбор граждан, способных эффективно выполнять обязанности, возложенные на органы внутренних дел, выступает одним из условий кадровой политики в органах внутренних дел. Подготовка психологов территориальных органов внутренних дел к решению этой задачи на этапе профессионального образования в системе образовательных организаций высшего образования осуществляется в рамках учебной дисциплины «Психодиагностика».

Современная учебная литература не всегда в полном объеме раскрывает задачи изучения личности кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Данное учебное пособие дополняет учебный материал дисциплины «Психодиагностика», предусмотренный учебным планом основной профессиональной образовательной программы по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Пособие расширяет тематику курса лекций материалом по изучению личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Данное пособие направленно на формирование компетенций психологов органов внутренних дел в части способности выявлять психологические ресурсы личности, необходимые для эффективного выполнения оперативно-служебных задач стоящих перед органами внутренних дел.

В учебном пособии отражены современные технологии, применяемые для оценки кандидатов на службу в полиции зарубежных стран; определены основные этапы технологии компетентностного подхода к организации профессионально-психологического отбора; рассмотрены современные процедуры анкетирования, наблюдения, опроса кандидатов на службу.

Применение пособия в учебном процессе нацелено на формирование компетенций обучающихся в области проведения психологической диагностики кандидатов на службу, в частности: совершенствование знаний об эффективном применении методик и технологий профессионального психологического отбора; развитие способности применять методы психологического изучения личности в аспекте оперативно-служебных задач, стоящих перед различными подразделениями органов внутренних дел; совершенствование приемов диагностики психологических свойств и состояний; формирование способности к выбору психодиагностических методик при проведении мероприятий профессионального психологического отбора.

Психологам территориальных органов внутренних дел данное пособие будет полезно для ознакомления с современными отечественными и зарубежными представлениями о процедурах и методах психологической диагностики, компетентностным подходом в организации отбора и методическим обеспечением диагностики психологических качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

 

 


 

Тема 1. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел

 

Учебные вопросы:

1. Цель изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

2. Нормативно-правовые основания изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

3. Типовые процедуры, субъекты и методы изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу.

 

 Служебная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации предъявляет особые требования к состоянию здоровья, личным и деловым качествам сотрудников. Готовность и способность сотрудников органов внутренних дел к решению задач служебной деятельности зависит от обладания ими определенными психологическими свойствами. 

Наличие определенного уровня личных и деловых качеств является условием эффективной деятельности органов внутренних дел, выступают важным условием успешного овладения кандидатом на службу обязанностями сотрудника органа внутренних дел, а также профессионального совершенствования и личностного развития сотрудников.

Процедура отбора предполагает выявление среди желающих проходить службу наиболее подготовленных как с точки зрения квалификации, так и личностного развития кандидатов. В процессе отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, руководителям органов, организаций и подразделений большую помощь оказывают сотрудники подразделений по работе с личным составом, обладающие специальной подготовкой, владеющие методами изучения личности.

Практика изучения личных и деловых качеств у кандидатов на службу и сотрудников правоохранительных органов характерна для многих стран мира. Специфика задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации определяет необходимость изучения индивидуально-психологических особенностей кандидатов на службу в органы внутренних дел, учебу в образовательных организациях системы МВД России.

Цельюизучения личных и деловых качеств является определение пригодности сотрудника органа внутренних дел либо кандидата на службу (учебу) к прохождению службы в органах внутренних дел, выполнению служебных обязанностей. 

Требования к видам и уровню личных и деловых качеств кандидатов на службу (учебу) и сотрудников органов внутренних дел закреплены федеральным законодательством. Так, в Федеральном Законе «О службе в органах внутренних дел» отмечается, что сотрудник органов внутренних дел должен быть способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, о чем свидетельствует наличие у него определенных личных и деловых качеств. Процедура оценки личных и деловых качеств является частью профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел. А наличие определенного уровня личных и деловых качеств гражданином, являющимся сотрудником органа внутренних дел является условием его соответствия занимаемой должности.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила профессионального психологического отбора, в соответствии с которыми описан перечень личных и деловых качеств, необходимых для службы в органах внутренних дел, определены факторы риска проявления девиантного (антиобщественного) поведения. Выявление недостаточного уровня сформированности личных и деловых качеств, либо проявление факторов риска является основанием для отказа гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел. 

В настоящее время, нормативно-правовую основу изучения и оценки личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел, а также кандидатов на службу в органы внутренних дел, составляют следующие нормативные акты:

1) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»;

3) приказ МВД России от 18 марта 2010 г. № 210дсп «Об утверждении инструкции об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации»;

4) приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»;

5) приказ МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп «О мерах по реализации в органах внутренних дел Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259»;

6) приказ МВД России от 25 декабря 2014 г. № 1130дсп «Об утверждении методик выявления злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, склонности к совершению суицидальных действий, а также критериев оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление».

7) приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

8) приказ МВД России от 02.04.2018 № 190 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования, формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов», (в том числе: «Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях», «Порядок проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы»).

Перечисленные нормативно-правовые акты определяют процедуры и ситуации деятельности, в которых осуществляется изучение качеств личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел, кандидатов на службу, учебу в образовательных организациях системы МВД России. Также в данных документах определяются конкретные методы изучения, методики и процедуры оценки данных качеств, вводятся показатели и критерии их измерения, которыми необходимо руководствоваться должностным лицам органов внутренних дел, осуществляющим данную деятельность.

Типовыми процедурами организации работы с кадрами в деятельности органов внутренних дел, требующими изучения и оценки личных и деловых качеств, являются:

 - отбор граждан на службу в органы внутренних дел, учебу в образовательные организации системы МВД России;

- индивидуальное обучение (стажировка) кандидата на службу, проводимая в целях проверки уровня подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой претендует гражданин Российской Федерации;

- морально-психологическая работа с сотрудником органа внутренних дел в период прохождения службы (учебы);

- аттестация в целях определения соответствия сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел).

 Помимо описанных процедур, оценка личных и деловых качеств сотрудника может проводится для выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел. К ним могут относится процедуры формирования служебных коллективов, в том числе, на ограниченный период времени - сводных отрядов полиции, привлекаемых для обеспечения общественной безопасности в период проведения массовых культурных, спортивных мероприятий; процедура закрепления за сотрудником оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное ношение и хранение; процедуры оценки работоспособности и функционального состояния личного состава подразделений органов внутренних дел и др.

К должностным лицам, на которых возложена обязанность изучать личные и деловые качества сотрудников органов внутренних дел, кандидатов на службу, учебу, относятся:

- непосредственный руководитель (начальник) подразделения в которых проходит службу либо обучается сотрудник в целях изучения личности, формирования профессионально важных качеств личности.

- наставник стажера, назначаемый на период индивидуального обучения (стажировки) в целях развития профессионального интереса, мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности;

- психолог органа внутренних дел при реализации психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, в том числе адаптации сотрудника к условиям службы, подготовки к выполнению оперативно-служебных задач, проведения аттестации на соответствие занимаемой должности и пр.

- специалист центра психологической диагностики медико-санитарной части МВД России (в процессе профессионального психологического отбора на службу, учебу в органах внутренних дел) в целях определения уровня развития личных и деловых качеств, выявления факторов риска.

Наиболее интенсивная работа по изучению кандидатов на службу (учебу) и сотрудников органов внутренних дел выполняется психологами органов внутренних дел. Результаты их измерений применяются на различных уровнях организации работы с кадрами: от индивидуальной воспитательной работы до организации оперативно-служебной деятельности подразделений, формирования служебных коллективов.

Методы оценки личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел (кандидатов на службу, учебу) различаются по принципу, используемому для осуществления измерения. По этому основанию методы можно разделить на:

 - клинико-биологические (определение признаков заболеваний нервной системы, психических расстройств, следов нелегального применения наркотических средств, алкоголя, последствий аутодеструктивных и суицидальных действий).

 - психофизиологические: методы регистрации физиологических составляющих психических процессов, состояний и свойств (кожно-гальваническая реакция, плетизмограмма, миограмма и др);

 - психологические: когнитивное и личностное тестирование, проективное тестирование, самооценка; 

 - социально-психологические (диалоговые) методы: интервью, собеседование, фокус-группа.

    Возможности применения методов во многом определяются видом и уровнем профессиональной подготовленности субъектов, на которых возложена данная функция. Применение клинико-биологических методов требует высшего медицинского образования, а также дополнительной квалификации по направлению диагностики.  Использование психофизиологических и психологических методов также требует наличия высшего образования по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология», «Психиатрия». Также допустимо наличие высшего медицинского или педагогического образования, с обязательной профессиональной переподготовкой (повышением квалификации) по соответствующей специальности[1].

    Совершенствование методов психологической диагностики личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел является важным условием решения задач профессионально-психологического отбора и, потенциально, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел[2]. Качество психологической диагностики определяется компетентностью психологов органов внутренних дел, техническим оснащением рабочих мест, надежными и валидными методами и методиками измерения и оценки личных и деловых качеств.  

Основнымидокументами, содержащими результаты изучения личных и деловых качеств сотрудника (кандидата на службу, учебу), являются материалы и отчеты психологических и психофизиологических обследований, тестирований, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, заключениях о профессиональной психологической пригодности.

Данная информация представлена  в личном деле сотрудника органа внутренних дел[3];  служебных документах психолога органа внутренних дел (журнал учета работы, психологический паспорт (информационная база), заключение по результатам психологического, психофизиологического обследования)[4]; служебных документах непосредственного руководителя (например - карточке индивидуально-воспитательной работы)[5], а также служебных документах подразделений по работе с личным составом (материалах заседания аттестационных комиссий) и иных подразделений. 

Сведения о личных и деловых качествах сотрудников органов внутренних дел (кандидатов на службу, учебу) относятся к  персональным данным[6], доступ к которым регламентирован федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел.

Информация о личных и деловых качествах сотрудника является конфиденциальной (служебной тайной). Действия по сбору, обработке и использованию, хранению, передаче проводятся только уполномоченными на то должностными лицами с согласия лица, которому данная информация принадлежит – субъекта персональных данных.

Подводя итоги, отметим, что изучение личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел, а также кандидатов на службу (учебу) является требованием федерального законодательства в сфере деятельности органов внутренних дел. Реализация данных требований осуществляется на всех этапах прохождения службы от профессионального отбора на службу (учебу), индивидуального обучения (стажировки), до аттестации на соответствие занимаемой должности.

Предметом оценки выступает комплекс личных и деловых качеств, перечень которых определен федеральным законодательством. Проявление данных качеств в деятельности сотрудника оценивается наряду с факторами риска девиантного поведения, также излучающихся психологом органа внутренних дел.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите причины изучения личных и деловых качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел.

2. Определите цель изучения качеств личности кандидатов на службу.

3. Используя перечень приведенных в разделе нормативно-правовых актов, выпишите основные процедуры изучения личности кандидата на службу.

4. Обращаясь к нормативно-правовым актам, регламентирующим работу с кадрами в органах внутренних дел определите перечень субъектов, изучающих личные и деловые качества кандидата на службу на этапе принятия решения о приеме на службу.

5. Выпишите в рабочую тетрадь определения перечисленных в разделе методов изучения качеств личности кандидатов на службу.

6. Опишите перечень качеств, необходимый сотруднику территориального органа внутренних дел для выполнения обязанностей по: а) охране общественного порядка в период проведения массовых мероприятий; б) осуществления профилактики квартирных краж в микрорайоне; в) пресечения правонарушений в сфере дорожного движения.

7. Основываясь на собственном опыте выпишите в рабочую тетрадь три наиболее эффективных метода психологического исследования качеств личности кандидата на службу (учебу).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.