Племя, превращающее людей в зомби — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Племя, превращающее людей в зомби

2020-06-05 274
Племя, превращающее людей в зомби 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Спасаясь от воинственных арабских племен, предки тамберма перекочевали в Бенин из Сахары примерно в XII веке. В настоящее время их насчитывается примерно 300000 человек. У этого племени есть еще одно название — сомба, что значит «рыба».

 

Но, спасшись от арабов, они стали жертвами работорговцев. Причем, за ними охотились не только европейцы, но и представители местных племен. Захваченных в плен людей связывали, надевали на шею деревянную колодку и доставляли в порты. А уже оттуда они попадали в Америку на плантации богатых фермеров. При этом в пути от тесноты, плохого питания и болезней погибало до 75 % несчастных.

Однако тамбермы смогли выжить. Они ушли в горы, где научились строить двух- или трехэтажные глиняные жилища — тата, которые почти ничем не отличались от замков. И хотя каждое строение уникально, однако их объединяет несколько общих признаков.

Так, фасады зданий сориентированы точно на запад. Кроме того, в западной стене находятся отверстия, через которые воины племени вели обстрел врагов из копий и луков, а также поливали их кипятком. Еще одна отличительная особенностей «замков» сомба — их круглые стены, а также коническая крыша.

Важным признаком самих людей племени являются многочисленные шрамы на их теле. Тамберма считают, что это — важнейший признак мужчины-воина, поскольку с помощью шрамов он показывает, что готов к любому испытанию. Наносить же их на тело начинают в раннем детстве. И при этом дети, хотя и испытывают невероятную боль, тем не менее, не плачут.

Живут сомба, о чем упоминалось выше, в горах, на открытых пространствах общинами, каждая из которых представлена большой семьей. Семья, в свою очередь, состоит из мужчины, нескольких его жен и многочисленных детей. При этом линия родства ведется исключительно по отцовской линии. И еще один любопытный факт. Оказывается, каждый представитель племени носит двойное имя; одно — христианское, второе — племенное, и оно дается при рождении.

Что же касается мировоззрения тамберма, то большинство членов племени исповедуют религию вуду. Причем обрядам вуду тамбермы уделяют особое внимание, совершая их довольно часто. Так, чтобы защититься от болезни или других неприятностей, необходимо принести в жертву курицу и произнести магическое заклинание.

С помощью магических ритуалов вуду сомба насылает на врага смерть или болезнь. Например, его имя присваивается кукле, в которую затем вкалывают иглы дикобраза. При проведении подобных ритуалов используются также черепа обезьян, крылья летучих мышей и другие экзотические предметы.

Но если возникают проблемы, которые сам человек решить не в силах, он приглашает колдуна, который с помощью различных манипуляций магическими предметами и заклинаний пытается помочь позвавшему его человеку.

Колдуны сомба владеют также секретом превращать людей в зомби. Многие из них содержат людей, которые за скудную еду делают все работы по хозяйству. Это и есть зомби — своеобразные рабы колдунов племени.

 

Глава 9

ПЛЕМЕНА КАННИБАЛОВ

 

 

ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ

 

Племя папуасов маринд-аним обитает в южной части острова Новая Гвинея, который в настоящее время принадлежит Индонезии. Они — в основном охотники, рыболовы, земледельцы. Однако в недавнем прошлом они были еще и охотниками за головами. И объяснялось это даже не столько желанием отведать человечины, сколько бытовавшими в племени традициями.

Так, каждый человек у маринд-аним имел три имени. Первое, которое употребляли в очень редких случаях, он получал при рождении. В повседневной жизни ходовым было второе имя — варай-игиз, что значило «памятное», или «характерное имя». И давали его человеку в соответствии с какой-нибудь его характерной особенностью. Получал ребенок и еще одно имя — «истинное» игиз-ха, или «головное» па-игиз. И присвоить его требовалась очень быстро, А называлось оно головным в связи с тем, что для его присвоения необходимо было раздобыть голову человека, узнав перед этим его имя. Для этого миранд-амин совершали за головами экспедиции в отдаленные племена, языка которых они не понимали.

Отправлялись они в свои походы в сухой период года, поскольку в дождливый сезон было сложно передвигаться не только по рекам, но и по раскисшей от излишней влаги саванне и степи. В «путешествие» в отдаленные районы отправлялись мужчины в сопровождении женщин и детей. С собой они брали свиней и собак, необходимую утварь и оружие, а также запасы продовольствия.

Поскольку охота за головами была сродни большому торжеству, готовились к ней заранее и соответствующим образом. В большом количестве запасались продукты, приводились в порядок оружие, лодки, барабаны. Кроме того, мужчины строили новый мужской дом, в котором по возвращении размещались трофеи.

В поход отправлялись представители несколько соседних дружественных деревень. Причем каждое селение отдельно и к тому же в разное время. А уж потом все встречались в конкретном месте, где разбивали общий лагерь. Когда же принималось решение о продолжении экспедиции, лагерь снимался, и участники похода продвигались на лодках. Приблизившись к чужой территории, мужчины и юноши, предварительно выбелив мелом лица и тела, уходили разведать обстановку, оставив утварь, женщин и детей. Когда обстоятельства благоприятствовали, в условленную ночь подкрадывались к намеченной деревне и на рассвете нападали на ее спящих жителей. При этом, людей старались захватить живьем, чтобы выяснить их имена. Естественно, обезумевшие от страха люди не понимали языка напавших, а значит, и их вопросов. Но это маринд-аним не интересовало, и любой возглас жертвы принимался за имя. После этого жертве отсекали бамбуковым ножом голову. А чтобы не забыть имя, охотник повторял его про себя, пока не запоминал. После того как были убиты те, кто не смог спастись, начинался грабеж поселения…

После возвращения охотников в родные деревни, головы помещали в мужской дом, где к ним прикреплялись косы из молодых листьев кокосовой пальмы. А затем, по случаю удачной охоты, устраивалось большое торжество, на котором особой чести удостаивались наиболее активные охотники за головами. А так как при захвате даже одной головы принимали участие несколько мужчин, то владельцем головы считался тот, кто спрашивал имя жертвы и отрезал ей голову.

Когда же праздник завершался, головы подвешивали под коньком крыши мужского дома. Со временем кожу и косы съедали насекомые, и тогда обнажались покрытые копотью черепа. И хранили их обычно до тех пор, пока оставался в живых человек, получивший имя хозяина черепа. Когда же человек умирал, вместе с ним погребали и череп.

 

УМЕНЬШИТЕЛИ ГОЛОВ

 

Индейцы хибара еще и сегодня считаются одним из самых диких племен Южной Америки.

Несомненно, именно эта дикость, соединившись со страхом, который они внушают своим врагам, позволила им стать одним из немногих племен, сохранившихся после завоевания европейцами Южной Америки. Причем мрачная слава хибаро начинается не со времен их первой встречи с белыми людьми, потому что их боялись еще раньше другие южноамериканские племена, в том числе и сами инка.

Живут хибаро в основном за счет охоты, рыболовства и сбора лесных плодов. Основная социальная ячейка хибаро — это семья в широком смысле, живущая в большом доме. Он делится на две половины: одна предназначена для мужчин, другая — для женщин. Построенное так, чтобы его легко можно было защищать, это жилище само по себе представляет нечто вроде деревни.

Хибаро также являются воинами, но и к равноправное общество выбирает вождя лишь на время предстоящих сражений, которые случаются довольно часто, поскольку у этого народа есть заклятый враг — соседнее племя ачуара. Впрочем, члены общины хибаро под самыми разными предлогами убивают и друг друга; это может быть месть или обвинение в колдовстве. Причина такого поведения — поддержание престижа воина.

Великий воин — это тот, кто убил больше врагов. Он хранит свидетельство каждой победы: срубленную и затем уменьшенную вражескую голову. Но это не единственное предназначение этого обычая. Ему следуют и для того, чтобы дух мертвого не вернулся отомстить за себя убийце. Поэтому воин, убивший врага, должен выполнить сложный ритуал, предусматривающий заключение души жертвы в ее собственную голову — цанца, аккуратно уменьшенную путем уваривания. Процедура уменьшения головы длится несколько дней, чередуясь с магическими обрядами.

Когда же ритуал завершается, на макушке уменьшенной головы пробивается отверстие и в него продевается веревка. После этого цанца заворачивается в ткань и опускается в глиняный сосуд, хранящийся у воина. Он достает голову врага только во время праздников и носит ее на шее, подвесив на бечеву.

Начиная с XIX века, хибаро начали обменивать уменьшенные головы на предметы и оружие. Подпольные торговцы перепродавали трофеи в Европу, где они становились раритетами, за которыми охотились частные коллекционеры и музеи. Впрочем, торговля фальшивыми цанца процветает до сих пор.

 

ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ НА ДЕРЕВЬЯХ

 

В западной части острова Новая Гвинея, точнее, в индонезийской провинции Ириан Джаня обитает племя комбаев.

Живут они небольшими группами, насчитывающими от десяти до двадцати человек. Эти сообщества практически полностью изолированы не только от всего остального мира, но нередко и от своих соплеменников. По этой причине они почти никогда не встречали представителей цивилизованного мира. Исключение составляют миссионеры, которым иногда удавалось добираться до поселений комбаев.

Комбаи — в прошлом каннибалы. И возможно по этой причине у них весьма агрессивная речь, стремительная и напористая жестикуляция, и по их движениям, которые могут быть самыми разными, очень сложно определить, какие у них на уме мысли.

Комбаи строят свои жилища в кронах деревьев, примерно на 20-метровой высоте. Эти строения имеют в длину около десяти метров; передней и задней стен в доме нет. Эта гигантская «скворечня» крепится сразу к нескольким толстым деревьям, и к ней приставляется своего рода лестница — длинная жердь с зарубками.

Когда темнеет, все племя забирается в сваи «воздушные» замки. Причем тащат с собой и собак — основных помощников в охотничьих делах. А уж затем затягивают внутрь дома и жердь. Делается это, прежде всего, для защиты от проникновения в жилище охотников за головами из соседних племен. Хижина в кроне дерева представляет собой хорошо укрепленное сооружение. С 20-метровой высоты настолько все хорошо просматривается, что к этой воздушной крепости приблизиться незамеченной не может ни одна живая душа.

Основу питания комбаев составляет растительная пища: съедобные коренья и плоды различных растений. Животную же пищу люди племени употребляют нечасто. А удовлетворяют свои белковые потребности комбаи охотой, рыболовством, а также собирательством пальмовых личинок. Что же касается их охотничьей дичи, то это в основном грызуны — древесные крысы, редкие птицы, рыба.

Кстати, процесс рыболовства у них довольно оригинальный, Сначала они делают на речке небольшую за-пруду, куда вливают сок, полученный из какого-то местного растения. Рыба задыхается, теряет ориентацию, всплывает на поверхность и становится легкой добычей рыбаков. Охотятся комбаи и на диких свиней, которых, кстати, завезли сюда миссионеры-европейцы.

Впрочем, есть у них и домашние свиньи, но их используют лишь s особых случаях. Во-первых, для обмена и в качестве даров другим племенам. Во-вторых, два раза в год их убивают: в день свадеб и в день примирения. Вероятно, связано это с тем, что выращивать свиней — дело достаточно хлопотное. На земле поросята становятся легкой добычей диких собак, а в «небоскребе» содержать их очень трудоемко.

Как и большинство архаичных племен, участвуют комбаи и в межплеменных стычках. Правда, сейчас войны случаются реже. Но все равно нет-нет, да и вспыхнет небольшое сражение.

Следует отметить, что ни один комбаи не станет убивать врага, чтобы его съесть. Это — запрет. Но вот мертвого противника они съедят обязательно.

Кстати, людоедство как способ мести иногда практикуется среди комбаев и в настоящее время. И когда расплата осуществлена, комбаи съедают мозг поверженного врага и его внутренности, будучи твердо уверенными, что в этих частях человеческого тела хранится душа.

 

Глава 10

ПЛЕМЕНА-ПРИШЕЛЬЦЫ

 

 

ДОГОНЫ — ПЛЕМЯ-ЗАГАДКА

 

Горы Гомбори, подпирающие небо в южной части африканского государства Мали, ничем особенным, вроде бы, не выделяются. И вряд ли о них когда-нибудь заговорили бы этнографы, если бы в этих горах в пещерах и примитивных хижинах не обосновались представители уникального племени догонов. Проживая в полной изоляции от остального мира, наверное, с момента своего появления, это сообщество людей смогло сохранить в нетронутом виде свой уникальный быт, культуру, обычаи.

 

А впервые встрече представителей современной цивилизации с догонами произошла в 1931 году, когда два французских антрополога — Марсель Гриоль и Жермен Дьетерлен — почти случайно натолкнулись на это дикое, но миролюбивое племя. С тех пор и началось всестороннее изучение догонов. И проделали эту колоссальную этнографическую работу первооткрыватели племени — Гриоль и Дьетерлен, которые прожили среди догонов около 10 лет.

Но столь долго в уникальном племени ученые пробыли не напрасно. То, что французы увидели и узнали за все это время о догонах, было настолько необычным и удивительным, что впоследствии Гриоль и Дьетерлен еще неоднократно приезжали в Мали: здесь они побывали и в 40-е, и в 50-е годы прошлого века. И во все свои приезды продолжали изучать обычаи, мифы, религию этих уникальных людей.

Считается, что первые представители племени поселились на плато Бандиагара, которое в настоящее время называют также «Страной догонов», в самом начале XIII века. Так это или нет, сказать трудно. Но по сравнению с тем, что рассказали ученым о себе люди племени, время их прихода в горы Гомбори сразу же потеряло актуальность. Дело в том, что догоны обладают настолько невероятной информацией, что наличие ее у них заставляет исследователей по-иному оценивать существующую картину мироздания…

Мы уже отмечали, что французские исследователи за десять лет узнали немало интересного и любопытного о жизни туземцев. Но самым замечательным их открытием явились сведения, связанные с миропониманием догонов. А оно сформировано теми тайными знаниями о Вселенной, которыми это племя владеет…

Когда французы стали глубже постигать мифологическую культуру догонов, то они постепенно пришли к выводу, что история племени каким-то невероятным образом связана с Сириусом. По крайней мере, вокруг этой самой яркой звезды на небосводе, которая называется «Сириус-А», вертится большинство сюжетов в легендах и мифах догонов.

В дальнейшем, по-настоящему подружившись с людьми племени, французы смогли узнать еще более сокровенные тайны догонов. И раскрыл им эти секреты один из колдунов. Он прямо на песке изобразил карту звездного неба, в центре которой находилась звезда Сириус. А рядом с ней он нарисовал еще две звездочки, которые назвал По Толо и Эмме Йа. Более того, колдун рассказал, что орбита По Толо пролегает вокруг Сириуса и имеет эллипсовидную форму, а время прохождения звезды по этой траектории равняется 50 годам.

Конечно же, французы не преминули поинтересоваться у туземца, откуда у него столь глубокие астрономические познания. Колдун без всякого смущения ответил, что много-много лет назад с небесной земли По Толо к догонам прилетели посланцы небес. Они были очень высокого роста и «рыбами по натуре», поскольку дышали водой и поэтому на голове постоянно носили особые прозрачные устройства, наполненные жидкостью. Догоны называли пришельцев «номмо», что на языке туземцев означает «выпить воды».

Колдун также рассказал, что номмо находились в племени сто лет. За это время они научили людей правильно обрабатывать землю, изготавливать лекарственные средства из трав, успешно охотиться на животных, а также многим другим премудростям. А через сто лет пришельцы улетели на По Толо, пообещав обязательно вернуться.

Затем колдун поднял с земли крохотный камешек и, показывая его ученым, сказал, что земля По Толо такая тяжелая, что даже такую частицу грунта далекой звезды не смогут поднять или сдвинуть с места все его соплеменники. Отсюда и название «По Толо» — где «по» означает — самое мелкое семечко, а «толо» — звезда.

Догоны убеждены, что По Толо настолько яркая, что, глядя на нее, можно ослепнуть. Кроме того, она белая и невероятно тяжелая и, одновременно, очень маленькая. На звездной карте колдун также обозначил планету Сатурн в окружении колец и Юпитер со спутниками.

Чуть позже французские исследователи выяснили, что догоны обладают определенными знаниями и об остальных планетах Солнечной системы, включая Нептун, Плутон и Уран, которые были открыты сравнительно недавно.

Любопытные сведения Гриоль и Дьетерлен получили еще из одного источника. Дело в том, что племени принадлежит особая пещера, уходящая в глубь гор, в которой находятся настенные рисунки возрастом более 700 лет. Причем рисунки эти необычные: на них, по сути, запечатлена история возникновения жизни на Земле.

Кроме того, на других рисунках, выполненных на стенах пещеры также около 700 лет назад, четко просматривается орбита и Сириуса Б — белого карлика (По Толо), о существовании которого астрономы узнали лишь во второй половине XIX века, и только в конце прошлого века смогли выяснить те особенности звезды, о которых давно знают догоны.

Кроме рисунков, в священной пещере находятся артефакты с Сириуса: мумия пришельца, ларец Сириуса, кристалл догонов и священное Зеркало, которое представляет собой глубоководное подземное озеро, находящееся внутри пещеры. Догоны уверены, что их предназначение — передавать на Землю энергии Сириуса через мумию, кристалл и священное Зеркало.

 

КАЙЯПО В СКАФАНДРАХ

 

Племя кайяпо проживает на реке Риу-Фреску в штате Пара на севере Бразилии. Одежды как таковой они не признают и даже в наши дни ходят обнаженными. В то же время своего древнего бога они представляют одетым в подобие комбинезона, и в круглом «шлеме» на голове.

 

И, как считают некоторые этнографы, для таких представлений у них есть все основания. По крайней мере, во многих мифах племени повествуется о пришельцах с небес, которые когда-то прилетали на Землю. Этих инопланетных гостей и обожествили кайяпо.

Содержание мифов согласуется и с некоторыми странными предметами материальной культуры аборигенов — атрибутами ритуальных действ, которые напоминают скафандры космонавтов и летательные аппараты.

Индейцы племени кайяпо верят, что их бог появился в буйном вихре и был с ног до головы закутан в плотный кокон. Он держал в руке колье, из которого вылетали молнии. Самые храбрые воины племени пытались сразиться с пришельцем, но как только копья, палицы и отравленные стрелы прикасались к его одеянию, они сразу же превращались в пыль и пепел.

А в какой-то миг, чтобы продемонстрировать свое могущество, бог направил свое «копье» на огромное дерево с толстым стволам, и лесного гиганта в ту же секунду охватило пламя, а еще через мгновение он сгорел дотла…

Спустившийся с небес воин жил в племени несколько десятилетий, и за это время научил индейцев обрабатывать землю и показал им новые приемы охоты. А потом он улетел навсегда. В память о божественном учителе кайяпо исполняют особый ритуальный танец, в котором участвует символическая фигура, одетая в диковинный «скафандр», изготовленный из пальмовых листьев. Этот ряженый символизирует древнего бога племени. Индейцы называют этот странный костюм «домом», а похожий на шар головной убор — «домом головы».

Некоторые этнографы считают, что появление такого костюма вряд ли связано с влиянием европейцев, потому что племя кайяпо до последнего времени практически не контактировало с белыми людьми.

С 1954 по 1970 год среди кайяпо в почти безвыездно прожил этнограф Антон Лукеш. Он изучил язык этого немногочисленного народа, его обычаи и обряды, а также представления о мире. Согласно мифам кайяпов, их предки когда-то жили на небе. Но некоторые из них в поисках лучших земель случайно «попали» на Землю. Незнакомая местность им понравилась, и они решили здесь поселиться.

 

ЗАГАДКА АЙНОВ

 

Айны — народность, проживающая на японском острове Хоккайдо и насчитывающая около 20000 человек, когда-то населяла значительные территории Южного Сахалина, Курильских островов, Камчатки и нынешней Японии.

 

Парадоксально, но люди этого племени своим обликом и культурой отличаются от других народов Восточной Азии. По этой причине айны до сих пор остаются одной из загадок этнографической науки. И прежде всего ученых волнует происхождение этой народности. До настоящего времени этнографы выдвигают самые разные гипотезы, чтобы дать ответ на вопросы: откуда появились айны и каковы их лингвистические и этнокультурные связи с другими этносами? Однако ни одно из предположений пока не разрешила загадку айнов.

По мнению некоторых антропологов, айны происходят от каких-то племен, которые населяли в древности Северную Азию. Другие ученые, напротив, считают, что айны — последние представители коренного населения Хоккайдо, жившего здесь около 7 тысяч лет назад. А вот пожилые айны, в свою очередь, утверждают, что их народ пришел с неба. В долине реки Сару есть даже специальный памятник, отмечающий то самое место, на которое, по преданию, ступил первый айн, спустившийся с небес.

И действительно — айны уникальны во многих отношениях. Так, они разговаривают на совершенно особом языке и имеют вполне европейский облик. У большей части айнов кожа лица светлая, волосы черные, глаза круглые. Кроме того, у них на лице и теле очень сильно развит волосяной покров. Причем, настолько сильно, что их считают самыми волосатыми людьми на земле.

Такими же они были и в XVII веке, когда впервые их увидели европейцы. К тому же, айны в то время носили огромные бороды и усы, которые во время еды придерживали особыми палочками. И что особенно удивило иноземцев, их одежда, если можно так назвать набедренные повязки, которые айны носили летом, подобно жителям экваториальных областей планеты.

Кроме того, обыденная жизнь и обычаи айнов состоят, казалось бы, из взаимоисключающих элементов. Так, обычно они селились в землянках, которые характерны для народов побережья Охотского моря, но, в то же время, иногда они строили каркасные жилища, похожие на таковые народов Юго-Восточной Азии. Они также надевали «пояса стыдливости», которые носят обитатели южных морей, и глухую меховую одежду северян, Да и в их искусстве присутствуют культурные отголоски племен южных тропиков, Сибири и севера Тихого океана.

Впервые же айны упоминаются в манускриптах, которым более 8 тысяч лет. А современная народность начала формироваться лишь в IV–I веках до нашей эры. Основой ей послужили народы, переселявшиеся в этот период с Корейского полуострова на восток.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.