Индийские свадьбы с деревьями — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индийские свадьбы с деревьями

2020-06-05 177
Индийские свадьбы с деревьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Так уж принято, что когда заходит речь о браке, то любой нормальный человек предполагает, что имеется в виду союз двух людей: мужчины и женщины.

 

Но в некоторых человеческих сообществах существует брак, при котором девушка выходит замуж не за человека, а за неодушевленный предмет. Например, у народности навар в Непале имеет место обычай, в соответствии с которым девушка, прежде чем совершить общепринятый ритуал бракосочетания, заключает брак с фруктом или плодом дерева.

При таком странном бракосочетании зеленый плод лесного яблочного дерева, называемый «бел-фруктом», играет роль жениха. Сама же церемония называется «ихин». Само собой разумеется, что это — чисто символический союз, правда, обладающий большой объединительной силой, так как этот плод символизирует собой бога Вишну. Поэтому бракосочетание с бессмертным божеством отмечается с тем же великолепием, что и обычная свадьба.

Невестами «бела-фрукта» становятся девочки от пяти до двенадцати лет, то есть не достигшие половой зрелости. Их обычно облачают в прекрасные одежды, а в их прически вставляется колючка дикобраза, так как, по распространенному поверью, она приносит счастье.

Одновременно для свадебной церемонии происходит и отбор бел-фрукта: он не должен быть деформирован или поврежден. Считается, что если фрукт имеет изъяны, то будущий супруг девушки будет человеком уродливым и нечестным.

Перед бракосочетанием с «бел-фруктом» возводится специальный алтарь, по углам которого обычно ставят банановые деревца, а балдахин над ним делается из красной ткани. Невеста сидит в окружении родителей.

После того как священник закончит все нужные ритуалы и исполнит все требуемые в этом случае песнопения, он кладет «бел-фрукт» на отдельное блюдо, а отец представляет дочь символическому жениху. После окончания церемонии «бел-фрукт» забирают старшие в семье и хранят его в доме невесты, Обычно его кладут на крышу.

Когда девушка, вышедшая замуж за «бел-фрукт», достигнет половой зрелости, она может вступить в настоящий брак, который заключается сразу же, как только подыщут подходящего кандидата.

В некоторых районах Индии обряд обручения малолетних девочек с деревом является своеобразным отголоском древнего и очень жестокого обычая. Несколько веков назад, когда умирал или погибал муж, на костре сжигали и его вдову. «Обручение с деревом» придумано для того, чтобы обойти эту ужасную традицию. Теперь считается, что вдова должна продолжать жить, потому что одновременно она является женой дерева…

Но еще более необычно выглядит женитьба мужчины на дереве. Но такие браки все же случаются. И, как ни странно, подобный своеобразный брак может разрешить многие житейские проблемы. Например, в индийской провинции Пенджаба существует обычай, согласно которому мужчина, который был женат два раза, не имеет права жениться в третий раз, потому что законом это запрещено. Однако, четвертый брак разрешен. Эта помеха легко устраняется, если мужчина совершает ритуальное бракосочетание с деревом, которое и будет считаться его третьей женой. После этого, уже на законных основаниях, мужчина может жениться в четвертый раз.

В другой части Индии, в Мадрасе, бракосочетание с деревом позволяет обойти закон, запрещающий младшему брату жениться раньше старшего. Часто случается, что старший брат долгое время остается холостякам или же решает вообще не жениться. В таком случае, чтобы не создавать проблем младшему брату, старший заключает брак с деревом. Обычно в качестве невесты выбирается платан. Однако на этом ритуал не завершается. После свадебной церемонии местный священник велит срубить «повенчанное» дерево, которое он объявляет мертвым. Таким образом, старший брат становится вдовцом, а младший получает право обзавестись семьей.

В Индии также имеется обряд, в соответствии с которым жениться на дереве может не только один человек. Этот обычай позволяет каждому члену супружеской пары жениться и взять в мужья по одному дереву. Это происходит в том случае, если бесплодная пара желает обзавестись потомством. Для этого бездетные супруги сажают рядом два деревца: жена — молодую фигу, а муж — манго. Их ветви соединяют вместе, чтобы они были похожи на мужа и жену. «Женатые» деревья обносятся заборчиком, и супружеская пара ухаживает за ними и поливает долгие годы, надеясь, что когда-нибудь деревья помогут им обрести наследников…

Однако не только деревья могут выступать в качестве брачных партнеров. Некоторые племена и народности, проживающие в Центральной Индии, считают, что если женатый мужчина стал жертвой тигра, то его вдова лишается права на повторный брак, поскольку вошедший в тигра дух ее супруга будет стремиться убить ее второго мужа. Чтобы этого не случилось, женщина должна сначала совершить обрядовое бракосочетание с собакой или ружьем.

 

ЖИЗНЬ В УДОВОЛЬСТВИЕ

 

Очень любопытны брачные отношения у наяров. Каждый род этого племени с периодичностью в несколько лет устраивал великую церемонию.

 

В это время все девушки, не достигшие половой зрелости, в один и тот же день ритуально выдавались замуж за мужчин из соседнего рода, наследственно связанного с родом обрядовых «невест». Во время этой церемонии мужчина надевал на шею своей ритуальной невесты золотое украшение. После этого пара уединялась на трое суток. Если девушка была близка к зрелости, то могли иметь места половые отношения. На четвертый день ритуальный муж покидал дом и больше не имел никаких обязанностей по отношению к своей ритуальной жене. Она же и ее дети, независимо от того, кто был их реальным отцом, должны были соблюдать ритуал очищения после его смерти.

По завершению церемонии девушка считалась взрослой женщиной. Достигнув зрелости, она могла вступать в связь с мужчинами, принадлежащими к другим родам. Эти отношения носили своеобразный характер. Прежде всего, у женщины было несколько более или менее постоянных партнеров, которые могли проводить у нее ночь. Среди них мог находиться и ее ритуальный муж, но он не имел никаких преимуществ перед остальными. Каждый такой партнер мог прийти в жилище женщины только поздно вечером, после ужина, и обязан был покинуть его рано утром, еще до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех ее партнеров, которые могли прийти позднее.

Такого рода отношения зависели только от доброй воли людей, вступавших в них, и могли быть прекращены в любое время без каких-либо формальностей. Установление их тоже требовало лишь обоюдного согласия сторон. Поэтому партнеры женщины могли меняться: одни исчезали, другие появлялись. Кроме этого круга более или менее постоянных партнеров, женщина была вольна вступать и в эпизодические связи с мужчинами. Если женщина имела несколько постоянных партнеров, то и мужчина, соответственно, имел несколько постоянных партнерш.

Связи между постоянными партнерами не сводились лишь к половым. Чтобы оставаться постоянным партнером женщины, мужчина должен был нести по отношению к ней определенные, установленные обычаем, обязанности. При завязывании отношений существовало обыкновение дарить женщине кусок ткани такого размера, чтобы хватило на рубашку. Позднее он должен был делать ей небольшие подарки во время каждого из трех главных ежегодных праздников. Если партнер не делал подарков, то это было признаком прекращения отношений. И, наконец, когда женщина рожала, то один или несколько ее партнеров должны были признать свое отцовство путем оплаты услуг повивальной бабки.

Этим связи между партнерами исчерпывались. Мужчина не нес по отношению к детям жены никаких обязанностей и не имел на них никаких прав. Он не жил с ними, не кормил их, не воспитывал их, не передавал и не имел права передавать им имущество. Все плоды своего труда он оставлял семье. А кормил и воспитывал только детей сестер.

 

ТРИ ВИДА БРАКОВ ТАМБЕРМА

 

Племя тамберма обитает в холмистой саванне на севере Того в районе горного массива Атакора.

 

Тамберма в основном земледельцы. Как и в далеком прошлом, охота остается побочным занятием. Основу питания составляют просо, кукурузные зерна, рис, картофель, маниок и земляные орехи (арахис). Под посевы возделываются склоны холмов и гор. Около дома выращиваются овощи, кукуруза и табак. Из проса делается пиво — кисловатый, хорошо освежающий напиток.

В зависимости от родственных связей, незаметных для постороннего, но хорошо известным обитателям деревни, несколько семей объединены в кланы — «кубвоти». Это многочисленная группа людей, являющихся по отцовской линии потомками одной пары прародителей. У членов клана обычно общее табу: например, запрет употреблять в пищу мясо определенного животного. Табу служит символом единства членов семейства.

Усадьбы тамберма, как правило, состоят из нескольких жилищ. Конструкция домов весьма своеобразна. Они представляют собой ряд башен, соединенных высокими стенами. В каждой башне две комнаты: на втором этаже спальня, внизу — кладовая, Единственная дверь, ведущая во двор усадьбы, расположена в простенке между двумя башнями в центре фасада.

Нижнее помещение центральной башни делится на три части. В самой большой из них находятся скот и примитивная мельница. Когда глава семейства начинает стареть, он переселяется на первый этаж. Тамберма считают, что второй этаж предназначен для молодых. Помимо того, что старикам трудно взбираться по лестнице, главное — внизу они ближе к святилищу своих предков.

В ведении главы семейства находится мельница, от которой зависит существование всей многочисленной семьи. Мужчины младшего поколения, даже женатые и имеющие взрослых детей, по-прежнему в большой степени зависят от старейшин. Представители этого поколения лишены права выращивать просо для своей семьи, им не разрешается иметь дома мельницу и обладать некоторыми святилищами. Наличие же собственного святилища — непременное условие получения права на обзаведение скотом, так как считается, что скот принадлежит предкам. Третье поколение вообще не играет никакой роли в социальной жизни деревни, пока не пройдет все необходимые обряды.

У тамберма существуют три вида брака. «Законным» считается союз, связывающий членов одного и того же клана, но принадлежащих к разным семьям. Обычно родители договариваются о заключении брачного союза между своими детьми, едва те появятся на свет, а то еще и до их рождения. Жених ежегодно должен отрабатывать определенное время на земле своего будущего тестя еще до того, как вступит в брак. При этом ему обычно помогают братья. Будущей теще он каждый год обязан преподносить три больших корзины проса. Девушка, достигшая зрелости, — обычно в возрасте 14 лет, — выбирает себе возлюбленного, от которого должна родить одного или двух детей еще до того, как переберется в дом своего мужа. У тамберма принято, чтобы молодая женщина еще до замужества доказала, что она способна рожать детей.

В случае смерти супруга вдова выходит замуж за одного из его младших братьев. Впрочем, она может и отказаться. Если же у нее появится новый возлюбленный и от него родится ребенок, то отцом его все равно будет считаться скончавшийся супруг. Родители супруга не возражают против этого, потому что все родственники как по отцовской, так и по материнской линии стараются иметь как можно больше детей. Но если вдова уйдет в другую семью, это вызовет серьезное недовольство «пострадавшей стороны». Можно «купить» жену, но из другого племени Обычно выкуп составляет 21 корзину проса или четыре коровы.

Наконец, третий вид брака совершается втайне. Например, мужчина и женщина знакомятся на рынке. Затем оба договариваются о тайном побеге. Перед этим женщина складывает свои лучшие украшения в калебасу и отдает ее своему возлюбленному, сообщая ему таким образом о согласии прийти к нему.

Еще тамберма верят, что душа усопшего присоединяется к его предкам только после «вторых» похорон. Во время погребального шествия родственники умершего обращаются к нему с вопросами о причинах его смерти, поскольку в Западной Африке смерть никогда не считается естественным событием. Вопросы задаются в такой форме, чтобы ответ был только однозначным — «да» или «нет». Если тело умершего, лежащее на плечах мужчин, заваливается вправо, это значит «да», если влево — «нет». Плавное — показать, что родственники покойного с материнской и с отцовской стороны не виновны в его смерти.

Церемония, посвященная окончанию траура, проходит через несколько месяцев. Чем старше был умерший, тем большее значение придается церемонии, во время которой все пьют пиво и танцуют.

 

КАША ДЛЯ СУЖЕНОГО

 

У африканской народности галла тоже существует целых три разновидности брака: «бути», «хауе» и «асена». Две первые известны и у других народов.

 

При обряде «бути» происходит похищение невесты или его имитация, а при «хауе» — молодые люди сами договариваются о свадьбе, встречаются и тайно от родителей устраивают свадебную вечеринку в доме жениха.

А вот «асена» — обычай не только уникальный, но и занимательный. Такую форму брак приобретает тогда, когда некрасивая или засидевшаяся в невестах девушка сама выбирает молодого человека. При этом она приходит к его дому и садится у дверей, И сколь бы невероятным это не казалось, но в этом случае юноша не имеет права отказаться от женитьбы.

Похожий обычай существовал и в Бретани. Суть его заключалась в том, что девушка, пожелавшая выйти замуж за молодого человека, который сам не проявлял инициативы, могла прийти к нему домой в тот час, когда он находился в постели.

Она преподносила ему традиционный местный пирог из гречневой муки. Молодой человек пробовал кушанье и, если был согласен взять девушку в жены, благодарил ее и хвалил ее кулинарное искусство. В противном случае он должен был сказать: «Твой пирог невкусен. Приходи через год».

У озагов понравившемуся ей воину девушка предлагала маисовый початок, и этим она нисколько не унижала своего достоинства. Брак же заключался во время торжества, когда жених и невеста публично заявляли о своем желании вступить в брачный союз. После этого им общими усилиями строили хижину.

Право сделать первой предложение до сих пор сохранилось и у некоторых бразильских племен индейцев. Молодая индианка в этом случае, как и когда-то в Бретани, приносит своему избраннику горшок с кашей. Если парень съест кашу — значит, быть свадьбе; не доест — значит, просит дать ему время на размышление; отказался от угощения — отказался от предложения.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.