Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-06-05 | 472 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задание № 1.
А. Указать фазы митоза
Б.Указать фазы мейоза.
Задание № 2.
Установить кариотип.
Кариотип - хромосом.
Задание № 3.
Определить пол.
А. Б
А. Пол , т.к. сочетание половых хромосом . Б. Пол , т.к. сочетание половых хромосом.
Задание № 4.
Заполнить таблицу.
Клетки человека | Набор хромосом | Типы деления |
Сперматозоиды | ||
Соматические клетки | ||
Стареющие клетки | ||
Кожный эпителий, роговица глаза |
Задание № 5.
Заполнить таблицу.
Признак | Сперматозоид | Яйцеклетка |
Размеры | ||
Форма | ||
Подвижность | ||
Место образования | ||
Процесс образования | ||
Набор хромосом |
Домашнее задание:
подготовить тему «Биохимические основы наследственности»,
учебник Е.К. Хандогина с. 21-32, Н.П. Бочков с. 27-40, И.К. Гайнутдинов с. 57-90.
Выполнить задания № 1-5 внеаудиторной самостоятельной работы в рабочей тетради
(стр. 10- 11).
Тема 2. Биохимические основы наследственности.
Цели занятия
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
· Особенности строения и функции молекул ДНК и РНК;
· Понятие гена, структуру генов;
· Этапы биосинтеза белка;
· Генетический код и его свойства.
· Пользоваться терминами по теме;
уметь:
· Применять принцип комплементарности;
|
· Пользоваться таблицей генетического кода.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Установите соответствие между одной цифрой и одной буквой.
1. Ген А – способ перевода последовательности аминокислот с помощью нуклеотидов
2. Генетический код Б – синтез иРНК
3. Репликация В – синтез белка
4. Транскрипция Г – последовательность из трех нуклеотидов
5. Репарация Д – синтез ДНК
6. Триплет Е – участок ДНК, кодирующий один белок
Ж – чередование азотистых оснований молекулы и РНК
З – восстановление поврежденных участков ДНК
1 - | 2 - | 3 - |
4 - | 5 - | 6 - |
Задание № 2.
Строение молекулы ДНК
Вписать буквы комплементарных азотистых оснований.
А | Ц | Т | Г | Т | А |
Задание № 3. Транскрипция.
Вписать азотистые основания транскрибируемой РНК
ДНК | А | Г | Т | А | Ц | Г |
иРНК |
Задание № 4.
Строение молекулы тРНК
1. Обвести на рисунке антикодон, вписать комплементарный кодон и РНК
……………………………………………
…………………………………………..
2. Определить аминокислоту, которую будет транспортировать данная тРНК
……………………………………………
……………………………………………
Задание № 5.
1.Назвать нуклеиновую кислоту ………………………………………………………………….
2. Перечислить азотистые основания, характерные для данной кислоты ……………………..
……………………………………………………………………………………………………….
3. Синтез этой кислоты называется ………………………………………………………………
|
Ала - аланин Арг - аргенин
Асп – аспарагиновая кислота
Аспн - аспарагин Вал - валин
Гис - гистидин Гли - глицин
Глу – глутаминовая кислота
Глн – глутамин Иле – изолейцин Лей – лейцин Лиз – лизин
Мет – метионин Про – пролин
Сер – серин
Тир – тирозин Тре – треонин
Три – триптофан Фен – фенилаланин Цис - цистеин
АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Задача № 1.
1.Если известна одна из цепей ДНК, то какое строение будет иметь вторая цепь
А | А | Г | Т | Ц | Ц | Т | Т | А |
2. Укажите последовательность нуклеотидов в обеих цепочках ДНК, если известно строение молекулы РНК, построенной на этом участке ДНК.
РНК | А | Г | У | А | Ц | Ц | Г | А | У | А | Ц | У | Ц | Г | А | У | У | У | А | Ц | Г |
ДНК1 | |||||||||||||||||||||
ДНК2 |
3. Известен участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида. АЦЦ АТА ГТЦ ЦАА ГГА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
ДНК | АЦЦ | АТА | ГТЦ | ЦАА | ГГА |
иРНК | |||||
аминокислоты |
4. Известна часть нити молекулы ДНК, которая состоит из нуклеотидов ААТ АГГ ТТТ АЦЦ ААТ ТЦА. Какой будет порядок в комплементарной ей цепи ДНК? Какой порядок нуклеотидов в и-РНК, синтезированной на этой цепи ДНК? Запишите последовательность аминокислот в молекуле белка, кодированных в данной и-РНК.
ДНК1 | ААТ | АГГ | ТТТ | АЦЦ | ААТ | ТЦА |
ДНК2 | ||||||
иРНК | ||||||
аминокислоты |
5. Полипептид состоит из следующих аминокислот. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.
аминокислоты | вал | ала | гли | лиз | три | вал | сер | глу |
иРНК | ||||||||
ДНК |
6. При синдроме Фанкони (нарушение образования костной ткани) у больного с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют триплеты и-РНК: ААА ЦГУ ГАА АЦУ ГУУ УУА УГУ УАУ. Определите, выделение каких аминокислот с мочой характерно для синдрома Фанкони.
|
иРНК | ААА | ЦГУ | ГАА | АЦУ | ГУУ | УУА | УГУ | УАУ |
аминокислоты |
7. Мы имеем фрагмент молекулы ДНК. Используя принцип комплементарности, построить фрагмент молекулы иРНК, определить комплементарные антикодоны тРНК. Используя таблицу генетического кода, определить аминокислоты.
ДНК | АТГ | ГЦА | АЦЦ | ГЦА | ТАГ | ЦЦГ |
иРНК | ||||||
тРНК | ||||||
аминокислоты |
8. В лаборатории искусственно синтезируют белок. В систему для синтеза ввели тРНК со следующими антикодонами ГЦЦ, ААА, ЦЦЦ, ЦАА, ЦГУ, УЦЦ. Определить аминокислоты, которые смогут участвовать в синтезе белка, используя таблицу генетического кода.
тРНК | ГЦЦ | ААА | ЦЦЦ | ЦАА | ЦГУ | УЦЦ |
иРНК | ||||||
аминокислоты |
9. Известно, что одну аминокислоту кодируют 3 нуклеотида. Белок рибонуклеаза включает 124 аминокислотных остатка. Сколько нуклеотидов кодирует этот белок?
…………………………………………………………………………………………. Ответ: ………………………………………………………………………………….
10. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который кодируется этим геном?
…………………………………………………………………………………………. Ответ: ………………………………………………………………………………….
11. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18 %. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.
………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………... Ответ: ………………………………………………………………………………….
12. В молекуле ДНК обнаружено 880гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22 % от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите сколько других нуклеотидов в этой ДНК.
………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………..
|
…………………………………………………………………………………………...
………………………………………………………………………………………….. Ответ: …………………………………………………………………………………
Домашнее задание: подготовить тему «Закономерности наследования признаков», учебник Е.К. Хандогина с. 34-42, Н.П. Бочков с. 40-49, И.К. Гайнутдинов с. 93-110.
Выполнить задания №1-2 внеаудиторной самостоятельной работы в рабочей тетради (стр. 15).
Тема 3. Закономерности наследования признаков. Взаимодействие между генами. Наследование группы крови и резус – фактора.
Цели занятия
В результате изучения данной темы студент должен
знать:
· Сущность законов наследования признаков у человека;
· Типы наследования менделирующих признаков у человека;
· Взаимодействие аллельных и неаллельных генов;
· Пенетрантность и экспрессивность генов у человека.
уметь:
· Пользоваться терминами по теме;
· Моделировать наследование признаков в решении задач.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Установите соответствие между одной цифрой и одной буквой.
1.Гомозигота А – Аллельных генов, отвечающих за один признак более двух
2. Гетерозигота Б – Место расположения гена в хромосоме
3. Аллельные гены В – Более сильное проявление доминантного гена в гетерозиготе, чем в гомозиготе
4. Сверхдоминирование Г – Парные гены, отвечающие за один признак
5. Генотип Д – Вв
6. Множественный аллелизм Е – Несовместимость крови матери и плода
7. Резус - конфликт Ж – АА
8. Локус З – Разрушение эритроцитов плода в результате резус - конфликта
И – Совокупность генов
1 - | 2 - | 3 - | 4 - |
5 - | 6 - | 7 - | 8 - |
Задание № 2.
Взаимодействие неаллельных генов |
Взаимодействие генов |
Взаимодействие аллельных генов |
АУДИТОРНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Решите генетические задачи.
1.Фенилкетонурия (нарушение обмена фенилаланина, в результате которого развивается слабоумие) наследуется как рецессивный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку?
2. У человека ген полидактилии (шестипалость) доминирует над нормальным строением кисти. В семье один из родителей имеет нормальное строение кисти, а второй - шестипалый. Родился ребенок с нормальным строением кисти. Какова вероятность рождения следующего ребенка тоже без аномалий?
|
3.У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а карие глаза – над голубыми: единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение. Определите генотипы всех трех членов этой семьи.
4. Мать имеет свободную мочку уха и гладкий подбородок (оба признака аутосомно- доминантные), а отец приросшую мочку и треугольную ямку на подбородке. Их дочь имеет те же признаки, что и мать, а сын - приросшую мочку и гладкий подбородок. Определите генотипы родителей и детей.
5.У душистого горошка пурпурная окраска цветов обусловлена сочетанием действия двух доминантных комплементарных (дополняющих друг друга) генов – С и Р. Если оба они (или один из них) отсутствует, пигмент не образуется и цветы остаются белыми.
а) Скрестили белоцветковое растение (ССрр) с белоцветковым (ссРР). Какой фенотип будет иметь F1?
б) Цветы дигетерозиготного красноцветкового растения опылили пыльцой белоцветкового рецессивного по обеим парам аллелей. Установите расщепление по фенотипу у F2.
6.Доминантный ген (А) обусловливает развитие у человека нормальных глазных яблок. Ген (а) детерминирует почти полное отсутствие глазных яблок (анофтальмия). Сочетание генов (Аа) в генотипе человека определяет развитие глазных яблок малых размеров – микрофтальмию (неполное доминирование). Какое строение глазных яблок унаследует потомство F1, если мужчина, страдающий анофтальмией, женился на женщине с нормальным строением глазных яблок?
7.У лошадей черная масть обусловлена доминантным геном В, рыжая – его рецессивным аллелем b. Ген С из второй пары генов эпистатичен относительно генов В и b и дает серую масть. Вследствие скрещивания серого животного с генотипом ВВСС и рыжего с генотипом bbсс первое поколение было серой масти. Определите расщепление у F2 по фенотипам и генотипам.
&n | ||||||||||||||||||||||
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!