Концепция управленческих ролей — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Концепция управленческих ролей

2020-06-05 152
Концепция управленческих ролей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Американский специалист по менеджменту Генри Минцберг (род. 1939 г.) предложил концепцию управленческих ролей. С его точки зрения любой руководитель осуществляет 10 основных ролей, разделенных на три раздела.

1. Межличностные роли:

- номинальный глава;

- лидер;

- связной.

2. Информационные роли руководителя:

- приемщик информации;

- консультант;

- оратор (распространитель информации).

3. Роли по принятию решений:

- предприниматель;

- регулировщик отношений;

- распределитель ресурсов;

- ведущий переговоры.

Номинальный глава — руководитель, властные полномо­чия которого определены официально утвержденными нор­мативными документами.

Лидер— лицо, реализующее властные полномочия на ос­нове личного статуса. Еще на рубеже 20—30-х гг. XX в. ре­зультаты исследований ученых, объединенных в рамках «шко­лы человеческих отношений» (так называемые Хотторнские эксперименты) показали, что в условиях организации реально действуют два типа руководителей: формальные руково­дители — номинальные главы, чья власть базируется, преж­де всего, на легальных (по М. Веберу) полномочиях; и не­формальные лидеры, также обладающие реальной властью в организации, при этом их власть имеет чаще всего харизма­тическую природу.

Главная функция лидера состоит в формировании у пер­сонала ценностных установок, в том числе и посредством личного примера.

Связной — роль руководителя как связного с внешней сре­дой обсуждалась в работах американского социального психо­лога Ф. Ротлисбергера (представитель «школы человеческих отношений», один из организаторов так называемых Хотторнских экспериментов).

Рис. 7.1. Руководитель как связующее звено в организации

 

С одной стороны руководитель (особенно руководитель нижнего звена) фактически является членом рабочей груп­пы, выразителем и защитником ее интересов, а с другой сто­роны, этот же самый руководитель является представителем вышестоящего органа управления, который, в свою очередь, побуждает его неуклонно соблюдать свои интересы. Подоб­ная ситуация требует от руководителя чрезвычайной гибкос­ти, способности к разумному компромиссу.

Велико значение этой роли руководителя и внутри орга­низации (рабочей группы).

Приемщик информации — вся информация о происходя­щем в организации (подразделении), а также информация из внешней среды и от вышестоящих органов управления на­правляется в адрес руководителя. Для этого он должен нала­дить соответствующие каналы сбора информации.

Информацию, циркулирующую в-организации, можно разделить на формальную, т.е. циркулирующую по официаль­ным каналам, и неформальную, передающуюся

посредством слухов, личных разговоров. Опытный руководитель, находясь в этой роли, налаживает каналы сбора информации обоих ти­пов, во втором случае важно соблюдение этических норм.

Консультант — подчиненные рассматривают руководите­ля в качестве эксперта, который очевидно лучше, чем они, разбирается в деле. В силу этого они систематически обра­щаются к нему за советом по поводу решения тех или иных вопросов.

Оратор (распространитель информации) — получая инфор­мацию из внешней среды, руководитель передает ее опреде­ленную часть подчиненным. Одновременно он должен дове­сти до подчиненных информацию о своих собственных реше­ниях, а также передавать информацию во внешнюю среду и вышестоящим организациям.

Предприниматель — толкование данного термина много­значно. Роль предпринимателя в данном случае состоит в ге­нерации идей и принятии на себя ответственности за их реа­лизацию. Можно сказать, что реально организацией руково­дит тот, кто реализует в ней собственные идеи.

Регулировщик отношений. Руководитель как регулировщик отношений решает конфликтные ситуации.

Распределитель ресурсов — организация всегда имеет дело с ресурсами (финансовыми, материально-техническими, тру­довыми и т.п.). Их использование требует управленческого регулирования. Причем чем острее недостаток ресурсов, тем более сложной становится система их распределения.

Ведущий переговоры — взаимодействуя с внешней средой, руководитель представляет организацию, ведя от ее имени переговоры и беря на себя соответствующие обязательства перед внешней средой от имени организации в целом. Внут­ри организации эта роль может осуществляться в форме взаи­модействия с профсоюзами, отдельными группами работни­ков, смежными и обслуживающими подразделениями.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.