Модель качеств руководителя в системе высшей школы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Модель качеств руководителя в системе высшей школы

2020-06-05 132
Модель качеств руководителя в системе высшей школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С.Д. Резник считает, что качества руководителя в вузе определяются сферами его деятельности:

- общая организационно-управленческая;

- социальная работа;

- учебно-воспитательная, методическая и научная работа;

- личность самого руководителя (умение управлять самим собой).

Управленческие требования к руководителю (применитель­но к высшим учебным заведениям) подразделяются на шесть блоков.

1. Профессиональная компетентность включает семь групп качеств: организационно-управленческая культура, педагоги­ческая культура, экономическая культура, культура научной деятельности, правовая культура, опыт руководства органи­зацией (или подразделением организации) и опыт предпри­нимательства.

2. Организаторские качества, т.е. сфера взаимодействия с людьми, включает четыре группы качеств: тяга к лидерству, умение контактировать с людьми, умение организовать совместную трудовую деятельность и личная привлекательность (авторитет).

Задача руководителя — не стараться делать все самому, а уметь находить людей, способных выполнять определенную работу, и уметь проверять их работу.

3. Деловые качества, т.е. сфера отношения к делу, вклю­чает три основные группы качеств: умение стратегически мыслить, предприимчивость (тактика действий) и личная организованность.

Умение стратегически мыслить предполагает наличие вы­сокого интеллекта, жизненной мудрости, широкого круго­зора, любознательности, рассудительности, умение генери­ровать идеи, видеть и учитывать перспективу, формулиро­вать задачи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых решений.

Предприимчивость включает стремление к самовыражению, деловую активность, оперативность, деловую хватку, напо­ристость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, умение не падать духом от неудач, самообла­дание, неудовлетворенность собой, стремление выполнять работу наилучшим образом, инициативность, смелость, ре­шительность, желание и умение рисковать, практичность, находчивость, бережливость, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, умение увязывать свои планы с реальными условиями.

Личная организованность — это прежде всего умение це­нить время, обязательность, самодисциплина.

4. Нравственные качества. Служебная этика предписы­вает руководителю быть справедливым в оценке способностей и поведения сотрудников, ровным в обращении, принципи­альным, внимательным, тактичным и благожелательным.

Вред взаимоотношениям в коллективе наносят самоуверен­ность и зазнайство, неумеренная категоричность, нетерпи­мость к критике, неуважение к личному достоинству подчи­ненных, их профессиональному авторитету, грубость.

Но знаний норм морали и поведения недостаточно: важ­ны желание действовать в соответствии с ними и системная тренировка навыков этического поведения.

Руководителю важно не впадать в крайности, ибо безгра­ничная воля приведет к волюнтаризму, безмерная доброже­лательность — к беспринципности и безответственности, из­лишнее спокойствие — к благодушию и т.д.

Можно выделить две группы первичных качеств, приме­нительно к нравственности руководителя: духовные качества и культура поведения. Духовные качества — это порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скром­ность, независимость, достоинство, милосердие. Культура поведения руководителя предполагает вежливость, терпи­мость, уравновешенность, чуткость, внимательность, благо­желательность, доброту, тактичность, приветливость, рас­полагающий к себе внешний вид.

5. Политическая культура. Ее критерий — это отношение к интересам всего общества, подчиненного коллектива и лич­ности работника, а также знание политической обстановки, умение вести дискуссию, терпимость к различным точкам зрения и др.

6. Работоспособность руководителя — это его способность к продолжительной напряженной творческой деятельности.

С одной стороны, на работоспособность влияют физиоло­гические факторы: здоровье, возраст, тренированная нервная система, отсутствие вредных привычек.

С другой стороны, не менее важен и эмоционально-воле­вой комплекс: трудолюбие, упорство в работе, удовлетворен­ность ее результатами, увлеченность трудом, семейное бла­гополучие, жизнерадостность, оптимизм.

Социальная работа с вязана с необходимостью создания благоприятных условий труда, хорошего морально-психоло­гического климата в коллективе и обеспечения трудовой и исполнительской дисциплины.

Условия труда — это совокупность элементов, необходи­мых для организации учебного процесса, научной и воспита­тельной работы и оказывающих влияние на здоровье и рабо­тоспособность сотрудников, развитие их личности и резуль­таты труда. К ним относятся: санитарно-гигиенические и психофизиологические условия труда, санитарно-бытовые условия, режим труда и отдыха и т.д.

Морально-психологический климат — это преобладающий в коллективе устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех разнообразных формах их дея­тельности.

Морально-психологический климат может определяться следующими факторами: авторитет руководителя; умение убеждать, мотивация персонала; наставничество; культурно- массовая работа; удовлетворенность работой; текучесть кадров.

Умение руководителя в вузе организовать учебно-воспитательную методическую и научную работу можно оце­нить по следующим показателям:

- качество обучения студентов;

- количество преподавателей, имеющих ученую степень и звание;

- подготовка и издание учебников, учебных пособий, мо­нографий, статей;

- грантовая, хоздоговорная и госбюджетная научная под­держка учебного процесса;

- трудоустройство студентов на работу по специальности; и т.д.

Умение руководителя управлять самим собой определяет­ся следующими качествами:

- личная организованность (способность жить и действо­вать по системе: приверженность к системному подхо­ду, умение ценить и эффективно использовать время, сосредоточиться на главном, все делать по порядку, не упускать из виду мелочи);

- самодисциплина (умение держать себя в руках, управ­лять своим поведением, зависящее от таких качеств, как обязательность, способность держать слово, точность ис­полнения, собранность, чувство ответственности, уме­ние отказываться от удовольствий ради главного);

- знание техники личной работы (умение организовать ра­бочее место, работать с информацией, составлять до­кументы, вести переговоры по телефону, выслушивать собеседника);

- способность формулировать и реализовывать свои жиз­ненные цели (способность познавать самого себя, оп­ределять жизненные цели, принимать решения, пла­нировать свою карьеру и т.д.);

- личный самоконтроль (способность контролировать про­цессы своей жизнедеятельности и их результаты).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.