История развития дистанционного обучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития дистанционного обучения

2020-06-05 1065
История развития дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в передаче информации независимо от места и времени ее возникновения, т. е. появилась потребность в дистанционном обучении. Так, например, наскальные рисунки, оставленные первобытными людьми, можно рассматривать как определенные элементы дистанционного обучения.

Вся история существования и развития человеческого общества неразрывно связана с вопросами создания, передачи, переработки и хранения информации. Можно выделить несколько информационных революций, связанных с существенными преобразованиями общественных отношений вследствие кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Этот качественный скачек в обработке информации привел к возможности передачи знаний от поколения к последующим поколениям.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило способы хранения, обработки и передачи информации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).

Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

Можно предположить, что прообразом современного дистанционного обучения является так называемое «обучение по переписке» (corresponding learning), истоки которого были заложены в Европе середины XIX века. Принято считать, что начало дистанционному обучению было положено Ч. Тусеном, преподавателем французского языка Берлинского университета, и Г. Ланченштейдтом, членом Берлинского общества современных языков, создавших в 1856 году институт в Берлине, основанный на заочной форме обучения иностранным языкам. При этом следует отметить, что еще раньше в 1850 году в России был создан институт заочного обучения.

В 1858 году Лондонский университет разрешил допуск соискателей к защите дипломных работ без предварительного обучения. В этом университете была предусмотрена сдача экзаменов на академические степени всех уровней и всех специальностей, кроме медицины, всем желающим независимо от способа приобретения знаний, включая обучение по переписке или же самообучение. Позднее в этом университете появилась заочная форма обучения таких «экстернов».

В работе начало корреспондентского образования хронологически связывается с появлением первого курса корреспондентского обучения стенографии Айзека Питмана в Иллинойском университете США в 1874 году.

Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.

В 1877 году старейший шотландский Университет Святого Андрея предложил программу заочного обучения для женщин на звание лицензиата искусств, которая действовала на протяжении 55 лет. По этой программе обучались женщины во всем мире – вплоть до Палестины, Кении и Китая.

Вслед за этим заочную (корреспондентскую) форму обучения ввели некоторые другие университеты:

в 1899 году – Королевский университет Канады,

в 1891 году – Чикагский университет (США),

в 1911 году – Квинсленский университет (Австралия).

С самого начала дистанционное обучение получило свое развитие, как через появление частных корреспондентских школ, так и через развитие подразделений дистанционного обучения в классических университетах.

Наиболее известные частные корреспондентские школы второй половины XIX – первой трети XX веков были учреждения дополнительного образования, предлагавшими в первую очередь краткосрочные профессионально-технические курсы повышения квалификации (обучение технике стенографии, бухучет, перевод, техника безопасности и т. п.) и различные курсы предэкзаменационной подготовки. Например, Skerry's College в Эдинбурге готовил кандидатов к экзаменам Гражданской службы, University Correspondence College в Кембридже – выпускников неаккредитованных английских колледжей к экзаменам на степень бакалавра в университете Лондона, Diploma Correspondence College в Оксфорде - к вступительным экзаменам в Оксфордский университет. Это были, кроме того, первые специализированные учреждения дистанционного образования.

Появление первых корреспондентских программ в классических университетах, как правило, сопровождалось их дополнением (расширением – extension) специальными очными занятиями во внеурочное время на кампусах или в специальных летних, воскресных, вечерних школах и классах. Таким образом, Чикагский университет в 1891 году, а Университет штата Висконсин в 1906 году стали моделью современных бимодальных (dual-model) учебных учреждений.

К этому периоду относится появление в образовании ряда терминов, связанных в той или иной степени с ДО, характеризующих особенности обучения, обучающегося, учебного заведения, таких, как

· home-study – домашнее обучение,

· external student – «экстерн» – внешний студент,

· independent study – независимое обучение,

· extension – внешнее обучение.

Термин distant education (дистанционное обучение) согласно работе, впервые был использован в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин в 1892 году. Поэтому 1892 год можно рассматривать как год рождения ДО.

Выделяя данный исторический этап развития дистанционного обучения, следует отметить три существенных обстоятельства.

Во-первых, развитие корреспондентского/заочного обучения в выделенной исторической форме стало возможным в результате технической возможности оперативной почтовой переписки.

Во-вторых, произошли существенные изменения в традиционных формах образования, а именно:

· появились новые университетские структуры,

· появились специализированные частные школы,

· изменился характер процессов, поддерживающих образование,

· изменились роли субъектов образовательной деятельности.

В-третьих, произошло юридическое закрепление новой формы образования в виде возможности такого обучения, возможности подтверждения квалификации и получения официального документа об образовании.

Свое второе рождение «обучение по переписке» получило в 1969 году, когда в Лондоне был образован Британский открытый университет. Впечатляет современный размах деятельности этого высшего учебного заведения. Свыше 200000 студентов разных стран без выезда в Великобританию обучаются бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.

Многие исследователи считают, что история современного дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.

Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Гарольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным. На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Внедрив у себя советские идеи, англичане поначалу запрещали иностранцам учиться по этой системе, принимая заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Прошло несколько лет, и, не увидев возмущенных протестов и исков со стороны Советского Союза, англичане начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев.

В течение XX века подобные учебные заведения были созданы во многих странах мира.

Французский национальный центр дистанционного обучения (CNED) был основан в 1939 году. О размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей — 185 тысяч, филиалы в 120 странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации работы CNED, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты, электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.

Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе — это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.

В Канаде в 1972 г. появляется Открытый университет, в котором в настоящее время свыше 14000 студентов обучаются бизнесу, искусству, информационным технологиям.

В том же году в Китае образован Шанхайский телевизионный университет, объединяющий в настоящее время свыше 500000 студентов.

В 1974 году в Германии создан Ферн (Хаген) – университет с программами обучения по гуманитарным, социальным, экономическим и компьютерным наукам. Число студентов – 55000.

Голландский Открытый университет, в котором программы по бизнесу, управлению, экономике, праву и культуре осваивают 22000 студентов, был основан в 1985 году.

В 1989 г. в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых, которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

Расцвет образовательного телевидения приходится на 1960–1980 годы, когда Латинская Америка и многие другие страны интенсивно внедряли его, стремясь расширить доступ к знаниям за счет телевидения, а не за счет традиционных школ. Однако основной слабостью телевидения, используемого в качестве средства обучения, было то, что оно не обеспечивало обратной связи. Различные телевизионные образовательные проекты, реализовывавшиеся во многих странах мира, так и не смогли привлечь такое количество обучаемых, благодаря которым образовательное телевидение явилось бы более экономичной альтернативой традиционному обучению. Несмотря на то что телевидение обрело новую сущность в форме видео, ему продолжало недоставать функции динамичного взаимодействия, являющегося сердцевиной процесса образования. Поэтому в настоящее время учебное телевидение может играть лишь второстепенную роль в обучении, дополняя ДО, проводимое с помощью телекоммуникационной спутниковой образовательной технологии.

В 1993 году в США открыт международный университет бизнеса, где обучаются 30000 студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Одним из наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.

Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General Motors, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.

Большой опыт в развитии дистанционного обучения имеется в Австралии. Там успешно функционирует консорциум девяти традиционных университетов – открытое обучение Австралии (Open Learning Australia – OLA). Обучение осуществляется по 150 дисциплинам высшей школы, охватывающим социальные науки и бизнес, с использованием как печатных материалов и почты, так и телевидения, радио, аудио- и видеозаписей. Однако просмотр телепрограмм и прослушивание радиолекций не является обязательным, так как все материалы дублируются печатными изданиями.

На рубеже XX-XXI веков число учреждений дистанционного образования разных типов и уровней за рубежом превысило 1100. В ряде стран (Китай, Латвия, Нидерланды, Алжир, Великобритания, Турция и др.) от 10 до 25% студентов получает образование в учреждениях дистанционного обучения.

На конкурентоспособность дистанционного образования за рубежом, помимо университетов и колледжей, существенное влияние оказывают государственные органы и крупные корпорации. Европейский рынок образовательных Интернет услуг более разрознен, поскольку существует значительная языковая проблема. Американский рынок находится на более высоком уровне компьютеризации, но уровень стандартизации дистанционного образования в США на данный момент отстает от общеевропейского.

В ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования, как в России, так и за рубежом, будет связана с ростом конкуренции на данном, довольно рентабельном сегменте рыночной экономики. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического инструментария и снижение затрат, в том числе, и посредством реализации систем стандартизации.

Традиционные заочные и очные формы образования дополняются системой «виртуальных университетов», где преподавание и обучение переносится главным образом или целиком в кибернетическое пространство. Обучение студентов осуществляется с помощью информационных технологий в учебном заведении, на работе, дома или в рассредоточенных учебных центрах. С помощью современных коммуникационных технологий они могут напрямую связываться с экспертами в любой точке мира, а также изучать их произведения с помощью лекций, записанных на различных носителях информации, пользоваться электронными библиотеками и т. д. Следует иметь в виду, что внедрение в образовательный процесс информационных технологий не исключает использование, как традиционных печатных материалов, так и непосредственного общения с преподавателем, причем последнее может осуществляться с помощью теле- или видеоконференций.

В перспективе студенты будут зачисляться в группы или на курсы, предоставляемые в интерактивном режиме многими университетами и другими учебными заведениями, объединенными между собой в консорциумы или ассоциации, где будут собраны воедино программы, соответствующие их запросам. После успешного завершения всех курсов учащиеся могут получить диплом выбранного университета благодаря международной системе зачета успеваемости.

Такие тенденции уже очевидны. Для этой цели создаются новые институты, а старые пересматривают свои стратегии преподавания в стенах учебных заведений и за их пределами. Устанавливаются партнерские отношения между университетами, телекоммуникациями и корпорациями массовой информации не только с национальным, но и с глобальным рыночным прицелом. Преобразования идут чрезвычайно быстро. Однако на государственном, институциональном и личностном уровнях существуют различия, которые будет нелегко преодолеть.

В новой учебной среде знания становятся структурированным продуктом. Они обладают чрезвычайной гибкостью и могут дать учащимся беспрецедентный контроль над содержанием, временем, местом и темпом обучения. Такие знания способны также стимулировать воображение и творческий подход преподавателей и учеников и хорошо соответствуют различным учебным стилям учащихся, особенно, более молодых поколений, воспитанных на визуальном восприятии телевидения.

Существуют, однако, опасные моменты. Электронные технологии являются инструментами, а не самоцелью, и важно выбрать инструменты, соответствующие образовательной цели, а не пытаться подогнать обучение под новейшую технологию. Хотя преподаватели сферы дистанционного образования уже располагают многими системами и подходами, необходимыми для эффективного использования новых технологий, следует проявить осторожность и убедиться, что они всегда разумно их применяют и при этом постоянно встречают соответствующую поддержку учащихся. Серьезный комплекс проблем обусловлен стоимостью технологии в сопоставлении с доступом к ней и правом справедливости, а также уже проявившимся неравенством в информационном обеспечении внутри отдельных стран и между странами.

В России еще с 30 годов XX века существует своя форма «обучения по переписке» – заочная. Предпринимались неоднократные попытки, следуя лучшим зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций (1932г.), радиокурсов (1943), телевизионных уроков (1960–1970 гг.). В высших учебных заведениях страны накоплен значительный опыт работы со студентами вне стен учебного заведения. Однако решительного перерастания этого опыта в новую перспективную форму обучения пока не происходит, в основном из-за некоторых юридических проблем, но главное, из-за отставания информационных технологий.

В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.

Опыт российских учреждений дистанционного образования до недавнего времени распространялся в основном на различные виды дополнительного образования (второе высшее образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и т. п.). Базовой подготовкой по специальностям университетов и колледжей охвачен относительно небольшой процент населения.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.