Дидактическое обеспечение программы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Дидактическое обеспечение программы

2020-06-05 135
Дидактическое обеспечение программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.

 

Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

 

Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.

 

 

Литература

 

1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

2. Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.

3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

4. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.

5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.

6. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.

7. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

8. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.

9. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.

10. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.

 

Примерные планы занятий.

 

 

Занятие № 1. Вводное.

 

Цель: закрепить представление детей о предложении и умении работать  со схемой предложения. Продолжить учить составлять предложение по схеме, уточнить умение делить предложения – на слова, слова – на слоги. Дать представление о звуке. Обучать согласовывать слова в предложении. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Материал: схема предложения, слова.

 

План занятия:

1. Пальчиковая гимнастика «В гости».

2. Представление о предложении.

В древности люди могли выражать свои мысли только жестами и рисунками, или отдельными звуками. Позже люди научились звуками обозначать все, что видели и создавали. Разговаривать умеют только люди. Мы произносим фразы или предложения, слова в них связаны по смыслу, чтобы было понятно, о чем мы хотим сказать. Предложения могут состоять из одного слова, из двух-трех и другого количества слов.

Детям предлагается схема предложения из 3-4 слов.

Физминутка.

3. Каждое предложении содержит в себе слова. Назовите мне любое слово. А каждое слово можно разделить на части, которые можно отсчитывать разными способами: хлопками, топаньем, стучанием по столу и др.

Упражнение «Телеграф». Раздели слово на части.

4. Каждая часть слова состоит из звуков. Звуки могут быть гласными и согласными. Гласные звуки мы можем тянуть. Назовите гласные звуки. А согласные звуки произносим коротко, потому что нам мешают губы, зубы и язык. Назовите, какие знаете согласные звуки.

Упражнение «Поймай звук». При произнесении гласного звука - хлопнуть в ладоши.

5. Итог занятия: Чем занимались? Что понравилось?


Занятие 2. Гласный звук и буква А а.

Цель: Сформировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции и научить четко произносить гласные звуки, познакомить детей с буквой А а.

Оборудование: пеналы, таблички с буквами, рабочие тетради.

План занятия.

— Ребята! Сегодня мы будем говорить про звуки.

— Что помогает нам услышать раскаты грома, шум дож­дя, звуки музыки? (Ушки.) Правильно.

— Эти звуки живут вокруг нас. Мы их только слышим. Чем? (Ушами.)

— Есть звуки, которые мы произносим сами. Где они жи­вут? В каком домике? (В ротике)

— Есть звуки, которые поются легко, свободно, с голосом. Послушайте: А, И, О, Ы, У, Э.

— Вот какие они голосистые! И люди назвали их гласны­ми. Эти звуки мы будем обозначать красными кружочками.

— Каждый гласный звук мы поем по-разному

· широко откройте ротик, как бегемотик, и спойте звук а вместе со мной: а-а-а-а;

· вытяните губы хоботочком, пойте у и поднимайте руки вверх: у-у-у-у... Улетел звук у;

· звук о толстый, круглый, довольный. Покажите руками, какой звук о, и спойте: о-о-о-о... (Дети «рисуют» руками большой круг.)

· а звук и — тянучка. (Логопед складывает руки перед гру­дью и просит детей сделать то же самое, затем все вме­сте поют: -и-и-и-и.. Дети разводят руки в стороны.) Вот какую длинную ниточку вытянули.

· есть гласный звук, которому очень не нравятся шалуны. Звук э — строгий звук, грозит шалунам пальчиком: э-э-э- э-э-э... В нашей группе таких детей нет, правда, ребята?

· а звук ы очень нравится обезьянкам. Нужно выдвинуть подбородок вперед и спеть: ы-ы-ы-ы-ы-ы... Молодцы.

Физминутка.

— Каждый звук живет в своей квартире-букве. Ведь из ротика звук вылетает, и он должен где-то поселиться.

— Посмотрите. Эти гласные звуки живут вот в этих кварти­рах-буквах.

А звук А а живет вот в такой букве (показывает букву) На что она похожа, из чего состоит. Написать пальчиком на столе.

Упражнение «Раскрась букву»

А — шалашик, и смотри:

Есть скамеечка внутри.

  дети в тетради раскрашивают букву красным цветом.

 

Дид.игра «Где стоит звук». Каждый звук имеет свое место в слове, он может стоять в начале слова, в середине и в конце. (воспитатель называет слово,  а дети определяют место звука)

Дид. упражнение «Найди букву». (на листочке написаны ряд букв, дети находят заданную букву и зачеркивают ее)

Чтение букв (по «Букварю» Н. Жуковой)

Итог занятия:

1. С чем мы познакомились?

2. С какими буквами познакомились?

3. Чем занимались на занятии?

 

 

Занятие 3. Гласные звуки и буквы У у.

Цель: Продолжить знакомить детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами  Аа, У у. Закрепить умение соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их.

Материал: буквы, пеналы, графические образы букв.

 

План занятия.

Характеристика звуков.

- Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.

- Что такое буква? (Буква – это то, что мы видим или читаем).
- Какой звук издают эти буквы? (Гласный, потому что он произносится долго, он поется).

Мы с вами уже знакомы с буквой А а. А сегодня познакомимся с новой буквой Уу.

Посмотрите на что она похожа. Напишем ее пальчиками на столе. Выложите ее из карандашей.

2. Выделение звука в словах (определить место звука в слове).

 

Физминутка.

Упражнение «Раскрась букву»

Буква У как будто ушки

У зайчонка на макушке.

дети в тетради раскрашивают букву красным цветом.

4.  Дид. упражнение «Найди букву». (на листочке написаны ряд букв, дети находят заданную букву и зачеркивают ее)

Чтение букв и слогов.

6.  Итог занятия:

1. С чем мы познакомились?

2. С какими буквами познакомились?

3. Чем занимались на занятии?

 

 

Занятие 4. Гласные звуки и буквы О о.

Цель: Продолжить знакомить детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами  Аа, У у. Познакомить с буквой О о. Закрепить умение соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их.

Материал: буквы, пеналы, графические образы букв.

 

План занятия.

1. Характеристика звуков. Закрепить понятие «гласные звуки». Отгадывание звука по артикуляции.

2. Знакомство с буквой О о. артикуляция звука.

Посмотрите, буква О —

У машины колесо.

3. Игра - «Найди картинку». Детям предлагаются несколько картинок, необходимо назвать картинки, в которых звук О стоит в начале, в середине и в конце слова.

 

Физминутка.

4. Пишем букву. Закрасить ее в тетради.Написание буквы в тетради

Чтение букв и слогов.

6. Итог занятия:

1. С какой  буквой  познакомились?

2. Чем занимались на занятии?

 

Занятие № 5. Знакомство со звуками [м], [м¢]. Буквы М м.

Цель: Познакомить детей со звуком [м], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами М м. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

Звук М.

Сом, машина, Умка, молот, крем. Назовите звук, который есть во всех словах.

Упражнение для губ - «Веселый карандаш». Предложите ребенку тоже потренировать губки, попросите его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами.

— М-м-м, Губы сжаты вместе, они не пускают воздух.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [м] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают губы. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук  звонкий. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [м]. Произносите разные гласные звуки и звук [м] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у], [о], [м], [о].

Буква М.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить  букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

 

3. Игра «Найди букву». Детям предлагается текст, букву  М зачеркнуть.

4. Чтение слогов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы.

 

5. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение слогов с родителями.

 

Занятие № 6. Знакомство со звуками [с], [с¢]. Буквы С с.

Цель: Познакомить детей со звуком [с], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами С с. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них

2. Звуковой анализ слова СОМ

Звук С.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [с] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук  глухой. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [с]. Произносите разные гласные звуки и звук [с] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [с], |о], [и], [э], [м], [с], [а] [о], [у], [с], [м], [о].

Буква С с.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

 

5. Игра «Найди букву». Детям предлагается текст, букву С зачеркнуть.

6. Чтение слогов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы.

7. Выкладывание слов МАМА, СОМ из кассы букв

8. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 

 

Занятие № 7. Знакомство со звуками [х], [х¢]. Буквы Х х.

Цель: Познакомить детей со звуком [х], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, глухой. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Х х. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова МЕЛ

Звук Х.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [х] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук глухой. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [х]. Произносите разные гласные звуки и звук [х] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [х], |о], [и], [х], [с], [м], [а] [о], [у], [х], [м], [о].

Буква Х х.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слов УХА, МУХА из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке  с родителями.

 

 

Занятие № 8. Закрепление пройденных букв и звуков.

 

Цель: продолжить закрепление букв и звуков ранее изученных. Учить сопоставлять название буквы и ее графический образ, различать гласные и согласные звуки. Продолжить формировать навык чтения слогов и слов.

Материал: буквы для раскрашивания, пеналы, рабочие тетради, кассы букв.

 

 

План занятия:

 

1.  Повторение знакомых букв. Игра «Назови букву». Воспитатель показывает карточку с буквой, ребенок ее называет.

 

2.   Игра «Закрась букву». Учить детей соотносить название буквы и ее графический образ, различая гласные и согласные, гласные закрашивать красным цветом, а согласные – синим.

3. Игра «Вставь букву». Детям предлагается ряд слов с пропущенными буквами, необходимо дописать одну букву, чтобы получилось слово.

 

Физминутка.

4. Выкладывание из букв кассы слов УХО, ОСА, МОХ.

5. Чтение слогов и слов с данными буквами.

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 

Занятие № 9. Знакомство со звуками [р], [р¢]. Буквы Р р.

Цель: Познакомить детей со звуком [р], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, звонкий. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Р р. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова СИЛА

Звук Р.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [р] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы и язык. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук звонкий. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [р]. Произносите разные слова со звуком [р] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук.

Буква Р р.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слов РОМА, СОР из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 

 

Занятие № 10. Знакомство со звуками [ш]. Буквы Ш ш.

Цель: Познакомить детей со звуком [ш], отметить, что этот звук согласный, может быть только твердым, глухой. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Ш ш. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова НОС

Звук Ш.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [ш] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы и язык. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук глухой. Он может быть только твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [ш]. Произносите разные слова со звуком [ш] в медленном темпе — дети «ловят» заданный звук.

Буква Ш ш.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слов ШАР, СОН из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 

 

Занятие № 11. Знакомство со звуками [ы]. Буква Ы.

Цель: Познакомить детей со звуком [ы], отметить, что этот звук гласный. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквой Ы. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова МАРШ

Звук Ы.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [Ы] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух не встречает на своем пути преграду.

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [ы]. Произносите разные слова со звуком [ы] в медленном темпе — дети «ловят» заданный звук.

Буква Ы.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради красным карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слов ШАРЫ, УСЫ  из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

Занятие № 12. Знакомство со звуками [л], [л,]. Буквы Л л.

Цель: Познакомить детей со звуком [л], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, звонкий. Учить определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Л л. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, разрезная азбука.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова МЫЛО

Звук Л.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [л] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы и язык. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук звонкий. Он может быть мягким и твердым

Игра «Где стоит звук». Воспитатель называет слово а дети определяют, где стоит звук [л] – в начале слова, в середине, в конце слова.

Буква Л л.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слов САЛО, САША из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

Занятие № 13. Чтение Л-Р.

Цель: закрепить ранее изученные буквы, составление слов из букв азбуки, чтение слогов и слов с буквами Л и Р

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, разрезная азбука.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова ЛАСКА

3. Игра «Поймай звук». Если слово со звуком Л, то хлопнуть в ладоши, а если со звуком Р – поднять руки вверх.

 

Физминутка.

4. Чтение слогов и слов с буквами Л - Р. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

5. Итог занятия. Что делали?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

Занятие № 14. Знакомство со звуками [н], [н,]. Буквы Н н.

Цель: Познакомить детей со звуком [н], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, звонкий. Учить определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Н н. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, разрезная азбука.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова ЗИМА

Звук Н.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [н] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы и язык. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук звонкий. Он может быть мягким и твердым

Буква Н н.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

5. Выкладывание слова МЫЛО из кассы букв

6. Чтение слогов и слов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы. Чтение по слоговой таблице.

7. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.335 с.