Центр детского развития и творчества Экологический клуб «Буковка» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Центр детского развития и творчества Экологический клуб «Буковка»

2020-06-05 117
Центр детского развития и творчества Экологический клуб «Буковка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центр детского развития и творчества Экологический клуб «Буковка»

Г.о. Самара

                   Принято

                                                на Совете педагогов ДОУ

                                                             «____» ______________20___ г.

                                              

Программа

дополнительного образования детей по курсу

                             «Одаренный ребенок», «я учусь по букварю!»

Подготовка к обучению чтению

На 2020-2021 учебный год

Возраст детей: 4,5 - 7 лет.

Срок реализации программы – 8 месяцев

 

 

                                                              

                                                                           Авторы: педагоги             дополнительного образования

 Быкова С.В.и Шакирова Ю.В.

                                                                            

                                                    

                                                                           

 

 

I. Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

В современном понимании педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения, письма, стройного монолога.Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

 

Новизна программы.

Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е., «Азбука в картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме». Букварь Жуковой Н.С.и азбука Кононовой Г.В.

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

 

Цель программы:

Формирование речевой готовности к школе у детей 5 – 6 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

 

Задачи:

 Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.

Формы и режим занятий.

Проведение занятий планируется 8 раз в месяц по подгруппам, продолжительностью 25 минут

 

 

Ожидаемые результаты.

К концу курса дети:

1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.

4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

5. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

 

Этапы изучения буквы

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

Основное направление:

От звука к букве (устанавливается ассоциация между слуховым произносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

 

1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

 

2. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

 

 

3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

 

       4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

 

5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

 

        6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

 

 7.Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

- из каких элементов состоит буква;

- из скольких элементов состоит буква;

- как расположены эти элементы в пространстве.

 

9. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

- Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

- Обведение буквы по трафарету;

- Обведение буквы по контуру;

- Запись буквы в воздухе;

- Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.

- Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).

 

  10. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

 

Самостоятельное  написание печатной буквы.

II. Учебно-тематический план

№ п/п Тема     Всего занятий
   1 Вводные занятия. Подготовительный период. 1
2 Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква А а 1
3 Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква У у 1
4 Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э]. Буква О о 1
5 Звуки [м] [м`] буква М м 1
6 Звуки [с] [с`] буква С с 1
7 Звуки [х] [х`] буква Х х 1
  8 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
9 Звуки [р] [р`] буква Р р 1
10 Звуки [ш] буква Ш ш 1
11 Звук [ы] Буква Ы 1
12 Звуки [л] [л`] Буква Л 1
13 Чтение Л-Р 1
14 Звуки [н] [н`] Буква Н   1
15 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
16 Звуки [к] [к`] Буква К 1
17 Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. 1
18 Звуки [т] [т`] Буква Т 1
19 Звук [и] Буква И   1
20 Звуки [п] [п`] Буква П 1
21 Звуки [з] [з`] Буква З 1
22 Звук [й`] Буква Й 1
23 Чтение И-Й, ый-ий 1
24 Звуки [г] [г`] Буква Г 1
25 Парные С-З, Г-К 1
26 Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж 6
27 Йотированные гласные Е, Ё, Ю,Я 5
28 Мягкий знак Ь 1
29 Звуки [ч`] Буква Ч ч 2
30 Звук [э] Буква Э э 2
31 Звуки [ц] Буква Ц ц 3
32 Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф 1
33 Звуки [щ`] Буква Щ щ 3
34 Твердый знак Ъ, Ъ-Ь 2
35 Чтение текстов, задания по карточкам 2
36 Итоговое 1
  Итого   53

 

 

III. Содержание программы

Чтение Л-Р. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.

Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.

 

 

14. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов.

 

 

      15.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

 

 

16. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К к. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

 

 

      17.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов с данными буквами.

 

 

18. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т т. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.

Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

 

19. Гласный звук [и]. Буква И и.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.

Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

 

20. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.

Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

 

21. Согласные звуки [з][з`]. Буква З з. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.

Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов.

 

 

 

22. Согласный звук [й]. Буква Й. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.

Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов, предложений.

 

Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.

Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.

 

 

24. Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов, предложений.

 

        25. Чтение С-З, Г-К. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА.

Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений.

 

26. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В в. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.

Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов, предложений.

 

 

27. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Д д. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.

Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов, предложений.

 

          28. Чтение Д-Т. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Подбор слова к звуковой схеме.

Чтение слогов, слов со звуками Д, Т. Чтение предложений.

 

 

        29. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б б. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.

Познакомить с буквой Б б  и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение букв и слогов, слов, предложений.

 

 

        30. Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Ж ж. (1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.

Познакомить с буквой Ж ж  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

  31. Чтение Ж-З, Б-П. (1 з.)

Закрепить ранее изученные буквы.

Характеристика звуков. Звуковой анализ слова.

Чтение слогов, слов со звуками Ж-З, Б-П. Чтение предложений.

 

    32. Гласный звук [е]. Буква Е е.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.

Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.

Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

  33. Буква Ь.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.

Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

    34. Гласный звук [я]. Буква Я я.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.

Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

    35. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

    36. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

        37. Согласный звук [ч]. Буква Ч ч.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.

Познакомить с буквой Ч ч  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

38. Гласный звук [э]. Буква Э э.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э.

Характеристика звука.

Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

        39. Согласный звук [ц]. Буква Ц ц.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.

Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.

Познакомить с буквой Ц ц  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

        40. Согласный звук [ф]. Буква Ф ф.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.

Познакомить с буквой Ф ф  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

        41. Согласный звук [щ]. Буква Щ щ.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.

Познакомить с буквой Щ щ  и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

        42. Буква Ъ.(1 з.)

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.

Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.

Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.

Чтение слогов, слов, предложений.

 

 

     43.Итоговое. (1 з.)

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.

 

 

Литература

 

1. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

2. Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.

3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

4. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.

5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.

6. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.

7. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

8. Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.

9. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.

10. Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.

 

Примерные планы занятий.

 

 

Занятие № 1. Вводное.

 

Цель: закрепить представление детей о предложении и умении работать  со схемой предложения. Продолжить учить составлять предложение по схеме, уточнить умение делить предложения – на слова, слова – на слоги. Дать представление о звуке. Обучать согласовывать слова в предложении. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Материал: схема предложения, слова.

 

План занятия:

1. Пальчиковая гимнастика «В гости».

2. Представление о предложении.

В древности люди могли выражать свои мысли только жестами и рисунками, или отдельными звуками. Позже люди научились звуками обозначать все, что видели и создавали. Разговаривать умеют только люди. Мы произносим фразы или предложения, слова в них связаны по смыслу, чтобы было понятно, о чем мы хотим сказать. Предложения могут состоять из одного слова, из двух-трех и другого количества слов.

Детям предлагается схема предложения из 3-4 слов.

Физминутка.

3. Каждое предложении содержит в себе слова. Назовите мне любое слово. А каждое слово можно разделить на части, которые можно отсчитывать разными способами: хлопками, топаньем, стучанием по столу и др.

Упражнение «Телеграф». Раздели слово на части.

4. Каждая часть слова состоит из звуков. Звуки могут быть гласными и согласными. Гласные звуки мы можем тянуть. Назовите гласные звуки. А согласные звуки произносим коротко, потому что нам мешают губы, зубы и язык. Назовите, какие знаете согласные звуки.

Упражнение «Поймай звук». При произнесении гласного звука - хлопнуть в ладоши.

5. Итог занятия: Чем занимались? Что понравилось?


Занятие 2. Гласный звук и буква А а.

Цель: Сформировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции и научить четко произносить гласные звуки, познакомить детей с буквой А а.

Оборудование: пеналы, таблички с буквами, рабочие тетради.

План занятия.

— Ребята! Сегодня мы будем говорить про звуки.

— Что помогает нам услышать раскаты грома, шум дож­дя, звуки музыки? (Ушки.) Правильно.

— Эти звуки живут вокруг нас. Мы их только слышим. Чем? (Ушами.)

— Есть звуки, которые мы произносим сами. Где они жи­вут? В каком домике? (В ротике)

— Есть звуки, которые поются легко, свободно, с голосом. Послушайте: А, И, О, Ы, У, Э.

— Вот какие они голосистые! И люди назвали их гласны­ми. Эти звуки мы будем обозначать красными кружочками.

— Каждый гласный звук мы поем по-разному

· широко откройте ротик, как бегемотик, и спойте звук а вместе со мной: а-а-а-а;

· вытяните губы хоботочком, пойте у и поднимайте руки вверх: у-у-у-у... Улетел звук у;

· звук о толстый, круглый, довольный. Покажите руками, какой звук о, и спойте: о-о-о-о... (Дети «рисуют» руками большой круг.)

· а звук и — тянучка. (Логопед складывает руки перед гру­дью и просит детей сделать то же самое, затем все вме­сте поют: -и-и-и-и.. Дети разводят руки в стороны.) Вот какую длинную ниточку вытянули.

· есть гласный звук, которому очень не нравятся шалуны. Звук э — строгий звук, грозит шалунам пальчиком: э-э-э- э-э-э... В нашей группе таких детей нет, правда, ребята?

· а звук ы очень нравится обезьянкам. Нужно выдвинуть подбородок вперед и спеть: ы-ы-ы-ы-ы-ы... Молодцы.

Физминутка.

— Каждый звук живет в своей квартире-букве. Ведь из ротика звук вылетает, и он должен где-то поселиться.

— Посмотрите. Эти гласные звуки живут вот в этих кварти­рах-буквах.

А звук А а живет вот в такой букве (показывает букву) На что она похожа, из чего состоит. Написать пальчиком на столе.

Упражнение «Раскрась букву»

А — шалашик, и смотри:

Есть скамеечка внутри.

  дети в тетради раскрашивают букву красным цветом.

 

Дид.игра «Где стоит звук». Каждый звук имеет свое место в слове, он может стоять в начале слова, в середине и в конце. (воспитатель называет слово,  а дети определяют место звука)

Дид. упражнение «Найди букву». (на листочке написаны ряд букв, дети находят заданную букву и зачеркивают ее)

Чтение букв (по «Букварю» Н. Жуковой)

Итог занятия:

1. С чем мы познакомились?

2. С какими буквами познакомились?

3. Чем занимались на занятии?

 

 

Занятие 3. Гласные звуки и буквы У у.

Цель: Продолжить знакомить детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами  Аа, У у. Закрепить умение соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их.

Материал: буквы, пеналы, графические образы букв.

 

План занятия.

Характеристика звуков.

- Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А – радостный и веселый, У – угрюмый, задумчивый, О – очень любил всему удивляться, И – игривый, улыбчивый, Э – медлительный, рассудительный, Ы – самый серьезный.

- Что такое буква? (Буква – это то, что мы видим или читаем).
- Какой звук издают эти буквы? (Гласный, потому что он произносится долго, он поется).

Мы с вами уже знакомы с буквой А а. А сегодня познакомимся с новой буквой Уу.

Посмотрите на что она похожа. Напишем ее пальчиками на столе. Выложите ее из карандашей.

2. Выделение звука в словах (определить место звука в слове).

 

Физминутка.

Упражнение «Раскрась букву»

Буква У как будто ушки

У зайчонка на макушке.

дети в тетради раскрашивают букву красным цветом.

4.  Дид. упражнение «Найди букву». (на листочке написаны ряд букв, дети находят заданную букву и зачеркивают ее)

Чтение букв и слогов.

6.  Итог занятия:

1. С чем мы познакомились?

2. С какими буквами познакомились?

3. Чем занимались на занятии?

 

 

Занятие 4. Гласные звуки и буквы О о.

Цель: Продолжить знакомить детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами  Аа, У у. Познакомить с буквой О о. Закрепить умение соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их.

Материал: буквы, пеналы, графические образы букв.

 

План занятия.

1. Характеристика звуков. Закрепить понятие «гласные звуки». Отгадывание звука по артикуляции.

2. Знакомство с буквой О о. артикуляция звука.

Посмотрите, буква О —

У машины колесо.

3. Игра - «Найди картинку». Детям предлагаются несколько картинок, необходимо назвать картинки, в которых звук О стоит в начале, в середине и в конце слова.

 

Физминутка.

4. Пишем букву. Закрасить ее в тетради.Написание буквы в тетради

Чтение букв и слогов.

6. Итог занятия:

1. С какой  буквой  познакомились?

2. Чем занимались на занятии?

 

Занятие № 5. Знакомство со звуками [м], [м¢]. Буквы М м.

Цель: Познакомить детей со звуком [м], отметить, что этот звук может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами М м. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

Звук М.

Сом, машина, Умка, молот, крем. Назовите звук, который есть во всех словах.

Упражнение для губ - «Веселый карандаш». Предложите ребенку тоже потренировать губки, попросите его взять карандаш (ручку) и захватить его одними губами.

— М-м-м, Губы сжаты вместе, они не пускают воздух.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [м] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают губы. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук  звонкий. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [м]. Произносите разные гласные звуки и звук [м] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [м], |о], [и], [э], [м], [м], [а] [о], [у], [о], [м], [о].

Буква М.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить  букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

 

3. Игра «Найди букву». Детям предлагается текст, букву  М зачеркнуть.

4. Чтение слогов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы.

 

5. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение слогов с родителями.

 

Занятие № 6. Знакомство со звуками [с], [с¢]. Буквы С с.

Цель: Познакомить детей со звуком [с], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами С с. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них

2. Звуковой анализ слова СОМ

Звук С.

Задание - «Произнеси звук». Попросите произнести звук [с] правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за верным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Воздух встречает на своем пути преграду — его не пускают зубы. Потом предложить закрыть уши ладонями и опять произнес этот звук. Этот звук  глухой. Он может быть мягким и твердым

Игра «Поймай звук». Предложите ребенку послушать звуки и хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [с]. Произносите разные гласные звуки и звук [с] в медленном темпе — ребенок «ловит» заданный звук. Чтобы усложнить задание, можно ускорить темп произнесения и добавить другие согласные звуки. Рекомендуемые звуки: [а], [с], |о], [и], [э], [м], [с], [а] [о], [у], [с], [м], [о].

Буква С с.

Предложить детям рассказать о букве. Закрасить букву в тетради синим карандашом. Обвести букву по точкам.

 

Физминутка.

 

5. Игра «Найди букву». Детям предлагается текст, букву С зачеркнуть.

6. Чтение слогов с данной буквой. Отметить слитность чтения с использованием схемы.

7. Выкладывание слов МАМА, СОМ из кассы букв

8. Итог занятия. С какими звуками и буквами познакомились?

Что запомнилось?

 

Домашнее задание – чтение по азбуке с родителями.

 

 

Занятие № 7. Знакомство со звуками [х], [х¢]. Буквы Х х.

Цель: Познакомить детей со звуком [х], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, глухой. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Познакомить детей с буквами Х х. Учить детей соотносить  звук и букву. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте.

Материал: буквы, пеналы, схема для чтения, слоги, печатные тексты.

 

План занятия.

 

1. Гласные и согласные звуки. Закрепить понятия о них в игре «Гласные - согласные»

2. Звуковой анализ слова МЕЛ

Звук Х.

Задание - «Произнеси звук»


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.