Характеристика основных периодов смены — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Характеристика основных периодов смены

2020-06-04 482
Характеристика основных периодов смены 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 27.04  Выполнить до 03.05

Задание Контроль
Познакомиться с содержанием лекции «Характеристика основных периодов смены» (Приложение №1)    
Создай папку с названием «Копилка вожатого», скачай туда Приложение 2 (материал послужит памяткой в практической части) Скачай Приложение 2 в «Копилку вожатого»
Прочитай, как строится программа смены (Приложение №3)      
Руководствуясь материалом в Приложении 2 и 3, составь свою план – сетку (Приложение 4) Используй адреса (можно пользоваться и другими источниками) 1.https://урок.рф/library/2_plansetki_na_21_i_23_dnya_222148.html 2.https://multiurok.ru/files/dol-plan-sietka-na-21-dien.html 3.https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/12/14/plan-setka-meropriyatiy-lagerya Вышли план-сетку (Приложение 4) на личную страничку Лариной О.С.  (в названии файла укажи свою фамилию)
Прочитай текст лекции, запомни определения «воспитание», «обучение», «развитие» (Приложение 5) Запомни определения
Изучи характеристики психологического развития детей и методические рекомендации (Приложение 6) Скачай материал в «Копилку вожатого»

 

 

Приложение 1

Прочитай лекцию

Характеристика основных периодов смены

 (повторение, углубление знаний)

Запомни определение

Смена —это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

В качестве основных характеристик лагерной смены выделяют следующие её «слагаемые»:

Слагаемое 1—«Философия смены». Философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет смены

Слагаемое 2—«Образ жизни». Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены (дача, клуб и сбор).

Слагаемое 3—«Эмоциональный ритм». Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объеинения. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

Слагаемое 4—«Антураж». Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия.

Слагаемое5—«Структура смены». Традиционно в структуре смены выделяются 3 периода: организационный, основной (рабочий), итоговый (заключительный). Современные исследователи к уже обозначенным добавляют подготовительный (пропедевтический) и постлагерный (послелагерный) периоды. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

 

  Создай папку с названием «Копилка вожатого», скачай туда Приложение 2( материал послужит памяткой в практической части)

Приложение 2

Динамика задач и общее содержание деятельности вожатого

 в процессе развития смены.

 

Характеристика периодов лагерной смены Задачи деятельности вожатого  
Подготовительный период Длительность периода — 10 дней до начала смены. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного—заезд детей. · Знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом; · Подготовка педагогической, личной документации вожатого; · Ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере; · Составление методической копилки вожатого; · Анкетирование родителей.  
Организационный период Длительность периода —от 1 до 4 дней лагерной смены. Основная цель вожатого в организационный период—помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям (первый психологический кризис смены),приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно – гигиенических правил.   · Знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями; · Оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил, · Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы; · Проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей; · Вовлечение детей в совместную деятельность; · Формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей; · Формирование органов самоуправления, выявление лидеров; · Выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда; · Совместная разработка плана-сетки
Основной период Длительность периода-с 5-го по 18-й дни лагерной смены. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На10—12- й день лагерной смены наступает второй психологический кризис смены -кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.   · Обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников; · Изучение сложившихся в отряде межличностных отношений; · Формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу; · Создание и укрепление отрядных традиций; · Сплочение коллектива на основе самоуправления.  
Заключительный период Длительность периода-последние2-3 дня лагерной смены. В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за поведением детей.   · Подведение итогов смены · Демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену; · Создание атмосферы дружеского прощания; · Анализ удовлетворенности воспитанников; · Совместной деятельностью.
Постлагерный период Длительность периода—от 3 до 10 дней после окончания лагерной смены.       · Участие в заключительном педагогическом совещании; · Педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха; · Оформление стенгазеты, летописи смены.  

 

 

Приложение 3

По периоду функционирования

· круглогодичные организации отдыха детей и их оздоровления;

· сезонные организации отдыха детей и их оздоровления

Цель: организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков с использованием воспитательного и здоровьенесущего потенциала лета и окружающей среды.

Задачи:

- создать возможности для развития и раскрытия творческой активности каждого отдыхающего в лагере;

- организовать интересный познавательный и увлекательный досуг;

- привить навыки бережного отношения к природе;

- развить организаторские способности через участие детей в управлении лагерем

Принципы:

- индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности;

- гуманизма: к каждому человеку относятся как к личности, способной выразить свои идеи, мысли, предложения;

- творчества: характеризующее основную сторону жизни детского лагеря, где творчество является и целью, и ценностью, и средством;

- доверия и поддержки - основан на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.

 

Механизм планирования воспитательной работы в отряде на смену.

 

· ознакомьтесь с программой данного лагеря;

· определите цели и задачи предстоящей смены;

· изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;

· изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

· отберите средства, формы и методы, которыми владеете;

· составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;

· продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;

· учитывайте интересы детей.

 

Исходные данные для планирования

· государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

· календарь летних праздников;

· текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;

· личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

· традиции лагеря;

· информация о детях;

· ожидания детей;

· задачи оздоровительного периода;

· модель смены.

Рекомендации при составлении план-сетки:

1. Любой день.

· Спортивные мероприятия скорее утром или днём.

· Интеллектуальные творческие скорей день, вечер.

· Разноплановая деятельность в течении дня это хорошо.

2. Тематический день (4 уровня).

· Единая тематика.

· Единая тематика + атмосфера

· Единая тематика + атмосфера + логика

· Единая тематика + атмосфера + логика + единые правила

Тематический день в лагере требует много сил, зато может стать очень ярким событием для детей.

Планирование в течение дня включает работу после завтрака, полдника и ужина с учетом рационального распределения времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт.

План на смену - это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.

Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.

 

Отрядный план-сетка, принципы составления отрядной план-сетки.

Очень важно заранее грамотно спланировать свои дни в лагере, учитывая рекомендации руководителя смены.

План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день - вечер).

Виды планов отрядного вожатого в детском лагере:

Перспективный план смены – представляет собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности, по погоде и т.д., возможно с кратким обоснованием.

План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.

План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой.

Как составить план - сетку

1) Распределить дни мероприятий с подготовкой и без подготовки

2) В сетке расставляются кризисные дни.

3) Накидывается банк идей по тематике смены.

4) В сетке ставятся традиционные и общелагерные мероприятия, привязанные по времени проведения в смене.(Закрытие, открытие, родительский день, традиционные лагерные мероприятия)

5) Выборка мероприятий из банка идей на открытые дни.

6) Чередуйте огоньки, дискотеки, вечера песни, кинопоказы

7) План смены анализируется на ошибки по структуре и динамики смены, в случае выявления - исправляются.

Полезные советы:

- Официальное открытие смены можно провести на следующий день или через день после заезда. В последнем случае второй день можно посвятить подготовке к открытию, а также знакомству детей с лагерем и друг с другом. На следующий день после открытия смены можно устроить церемонию открытия лагерной спартакиады, спортивных соревнований между отрядами, которые будут проходить в лагере на протяжении всей смены.

- За день до отъезда можно провести день самоуправления (в этот день дети старших отрядов выполняют функции вожатых), закрытие смены, вожатский концерт, прощальная.

- Перед родительским днём следует провести несколько творческих мероприятий для того, чтобы наиболее удачные выступления показать родителям на праздничном концерте.

- Проводить «Тематические дни»

- При составлении плана смены следует равномерно распределять умственную, эмоциональную и физическую нагрузку детей, то есть чередовать спортивные игры с интеллектуальными викторинами, а творческие мероприятия с прогулками в лес. Если какие-либо мероприятия требуют обязательного проведения на открытом воздухе, то таким мероприятиям необходимо придумывать замену на случай плохой погоды.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не пере­гружать.

При составлении отрядного плана также следует учитывать периодику

Оргпериод - игры на знакомство, экскурсии по лагерю, придумывание визитки, названия, девиза отряда, подготовка к открытию смены, огонек знакомств, игры на сближение и социометрию, оформление отрядного уголка и т.д.

Основной период – КТД, КТИ, игры на сплочение, доверие, развлекательные, интеллектуальные, словесные, подвижные, спортивные соревнования, тематические огоньки и т.д.

Заключительный период–новые интересные игры, звездный поход, подготовка к закрытию, поход к дереву желаний, прощальный огонек, награждение детей.

ВАЖНО помнить!

Наличие свободного времени для отрядных мероприятий, также зависит от специфики смены. В обычном лагере – времени много, программа профильных лагерей и санаториев оставляет меньше времени на работу с отрядом и подготовку к мероприятиям.

 

 

Приложение 4

Руководствуясь материалом в Приложении 2 и 3, составь свою план – сетку

Профиль программы:

Цель:

Задачи:

План – сетка

День недели

 

 

 

 

число

 

 

 

 

время                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

   

Приложение 5

Прочитай текст лекции, запомни определения «воспитание», «обучение», «развитие»

Приложение 6

Изучи характеристики психологического развития детей и методические рекомендации, скачай материал в «Копилку вожатого»

Младший возраст 6-9
Характеристики психологического развития Методические комментарии
Развитие связной речи и мышления. Помочь выразить свои мысли, желания. Давать речевые штампы: Я думаю… Я считаю…
Мышление наглядно-образное Избегать долгих словесных объяснений. Лучше один раз показать. Любят и верят в сказки легенды.
Развитие памяти и внимания. Часто отвлекаются, внимание рассеянное Рекомендуется чередование различных видов деятельности в ходе игры или использование в игровой программе нескольких небольших по длительности игр. Мероприятия должны длиться 20-30 минут.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Формируется понятие о препятствиях (хочу, но нельзя; не хочу, но надо) Обеспечить конкретность поручений и творческую свободу. Обучать правильным навыкам труда.
Формирование самооценки, первоначальных представлений «хорошо/плохо» Давать оценку не ребенку, а поступку. Объяснять, почему такая оценка
Может проявиться как целеустремленность, так и самоуверенность, агрессивность Использование ритмических видов деятельности; пение, танцы, сценки, драматические постановки
Рекомендации по выбору игр  
Сюжетно-ролевые и имитационные игры, где предстоит выполнять роли животных, роли взрослых людей (разведчиков, путешественников и др.). Если в ходе игры ребенок должен будет выйти из игры, то только на короткое время, иначе он будет вступать в нее самостоятельно, без разрешения.
Подвижные игры с бегом, прыжками, короткие по времени. Выбор водящего должен быть обоснован (дети любят водить): ни разу не водил, был смелым, честно соблюдал правила игры. Водящего можно выбирать с помощью считалок или им может быть назначен победитель предыдущей игры.
Игры, развивающие внимание, наблюдательность, глазомер, память и т.п. Детей надо учить играть, четко соблюдая правила игры. Заканчивая игру нужно отметить лучших, самых активных игроков.
Плюсы-минусы в вожатской работе  
Любят вожатого только за то, что он вожатый. Требуются большие физические, эмоциональные затраты, высокая степень артистичности.
Легко держать дисциплину Все выступления, мероприятия придумывает и ставит вожатый

 

Младшие подростки 11-12

Характеристики психологического развития

Методические комментарии

Главное – коллектив, общение со сверстниками. Подросток стремится завоевать авторитет, признание. Стремится занять свое место среди сверстников, играть в нем одобряемую в нем роль.

Не загружайте отряд мероприятиями. Обязательно давайте время на свободное общение ребят. Мероприятия, где подросток имел бы возможность проявить свои таланты и способности

В центр внимания ставятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться моральные взгляды и оценки.

В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с требованиями взрослых. Например, правило «Не выдавать!» Как часто, требуя «выдачи» зачинщика, вожатый совершает ошибку, наказывая в целом коллектив, что ведет к групповому сопротивлению.

Возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной и научной фантастике

Часто вожатых возмущает непостоянство интересов ребенка в этот период, напрасно, пусть выбирает.

Сопротивление критике. Возможны конфликты, прямое противодействие.

Критику старайтесь давать в форме предложений: Может быть, сделаем так…

У ребенка идет выбор идеала, кумирство.

Старайтесь быть в курсе последних событий в «Доме-2» и Фабрике звезд, активно интересуйтесь у детей, кто действительно круче из музыкальных исполнителей.

Наиболее трудный возраст в межполовом взаимодействии. Конфронтация мальчиков и девочек.

Помочь ребенку адекватно проявить свой интерес к противоположному полу. Объяснить, что в этом нет ничего зазорно.

Рекомендации по выбору игр

 

Очень четко делятся на группы мальчики-девочки. Дробите их, перемешивайте. Давайте возможность для взаимодействия в игровой форме.

Игры на преодоление тактильного барьера.

Это благоприятное время, чтобы развить интерес и привить вкус к чтению и литературе

Интеллектуальные викторины, КАМы

Любят тайны, фантастические миры

Сюжетные игры, основанные на фантастике, волшебстве.

 

 

 

Средние подростки 12-14 Характеристики психологического развития

Методические комментарии

Укрепление чувства взрослости. Стремление почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе

Необходимо дело, которое отличало бы отличалось от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по форме. К этому стремлению надо относиться уважительно.

Возможно расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, на которое он внутренне претендует.

Возраст социальных проб. Вожатый сталкивается с первыми попытками курить, выпить, осознанно нарушить правила и порядки.

Напряженный и личный интерес к вопросам пола: обсуждение со сверстниками, высмеивание, возможная пошлость.

Надо не уходить от этой темы, а идти на встречу, объяснять, вызывать на откровенность своим тактичным поведение, доброжелательностью, компетентностью.

Отношения с взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственно давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета, ненавязчивого предложения прийти на помощь.

Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Что бы иметь авторитет у подростков, надо его завоевать. Подростки болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают.

Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о себе самом.

Подростку хочется выяснить: зачем живет человек, каким он станет, когда будет взрослым? Проявляют интерес к профориентации.

Стремится не только больше знать, но и уметь.

Не пытайтесь все делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела - не бойтесь ошибок, - идет нормальный процесс накопления опыта

Рекомендации по выбору игр

 

Рекомендуется использовать различные виды соревнований, конкурсов, особенно коллективных, игр-аттракционов, игр на наблюдательность и внимание.

Игра должна быть не имитационная, а настоящая (настоящий поход, настоящий спектакль, настоящее путешествие).

Если в процессе игры подростки принимают неверное решение, лучше убедить их в его ошибочности или дать убедиться в ошибке самим

Для мальчиков игры, где можно проявить силу, смелость, инициативу, готовность выручить товарищей.

Игры на коммуникативное взаимодействие

Сюжетно-ролевые игры

         

 

Старшие подростки 14-16
Характеристики психологического развития Методические комментарии
Рост социальной активности. Более резкое деление на «звезд» и «отверженных» Организаторские функции делегировать наиболее активным ребятам. Стараться создать ситуацию успеха непризнанным ребятам. Дать возможность реализоваться в том, что у него получается.
Начало практической реализации жизненных планов. Профессиональное и личностное самоопределение Идет снижение остроты межличностных конфликтов, снижение негативизма во взаимодействии с окружающими людьми
Возможны крайности поведения типа «я все знаю». Главное – авторитет в своей среде Общение с ребенком должно быть на равных, как с взрослым. Но не допускать панибратства, держать дистанцию.
Отмечается, повышена невротичность и эмоциональность Переходы настроений непредсказуемы и быстры. Характерны обидчивость, импульсивность.
Может возникнуть обостренное чувство одиночества Нуждаются помощи в установлении хороших личных контактов
Физиологическое созревание подходит к концу. Объективные сексуальные потребности Показать актуальность «высоких» отношений, любви. Установить максимальное доверие: предупрежден - вооружен.
Рекомендации по выбору игр  
Игра должна быть осмысленной, деятельной, достаточно сложной Целесообразно использование следующих форм игровой деятельности: дискуссии, деловые игры, игры с профориентационным содержанием.
Игра может быть рассчитана на длительную подготовку КВНы, ролевые игры
Снятие сексуального напряжения Тактильное взаимодействие
Для подростка становятся важными причины и мотивы поступков людей. Возникает желание в этом разобраться Игры с психологическим подтекстом, элементы веревочного курса с дальнейшей рефлексией.

 

Задание 27.04  Выполнить до 03.05

Задание Контроль
Познакомиться с содержанием лекции «Характеристика основных периодов смены» (Приложение №1)    
Создай папку с названием «Копилка вожатого», скачай туда Приложение 2 (материал послужит памяткой в практической части) Скачай Приложение 2 в «Копилку вожатого»
Прочитай, как строится программа смены (Приложение №3)      
Руководствуясь материалом в Приложении 2 и 3, составь свою план – сетку (Приложение 4) Используй адреса (можно пользоваться и другими источниками) 1.https://урок.рф/library/2_plansetki_na_21_i_23_dnya_222148.html 2.https://multiurok.ru/files/dol-plan-sietka-na-21-dien.html 3.https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/12/14/plan-setka-meropriyatiy-lagerya Вышли план-сетку (Приложение 4) на личную страничку Лариной О.С.  (в названии файла укажи свою фамилию)
Прочитай текст лекции, запомни определения «воспитание», «обучение», «развитие» (Приложение 5) Запомни определения
Изучи характеристики психологического развития детей и методические рекомендации (Приложение 6) Скачай материал в «Копилку вожатого»

 

 

Приложение 1

Прочитай лекцию

Характеристика основных периодов смены

 (повторение, углубление знаний)

Запомни определение

Смена —это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач

В качестве основных характеристик лагерной смены выделяют следующие её «слагаемые»:

Слагаемое 1—«Философия смены». Философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет смены

Слагаемое 2—«Образ жизни». Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены (дача, клуб и сбор).

Слагаемое 3—«Эмоциональный ритм». Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объеинения. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

Слагаемое 4—«Антураж». Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия.

Слагаемое5—«Структура смены». Традиционно в структуре смены выделяются 3 периода: организационный, основной (рабочий), итоговый (заключительный). Современные исследователи к уже обозначенным добавляют подготовительный (пропедевтический) и постлагерный (послелагерный) периоды. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

 

  Создай папку с названием «Копилка вожатого», скачай туда Приложение 2( материал послужит памяткой в практической части)

Приложение 2

Динамика задач и общее содержание деятельности вожатого

 в процессе развития смены.

 

Характеристика периодов лагерной смены Задачи деятельности вожатого  
Подготовительный период Длительность периода — 10 дней до начала смены. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного—заезд детей. · Знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом; · Подготовка педагогической, личной документации вожатого; · Ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере; · Составление методической копилки вожатого; · Анкетирование родителей.  
Организационный период Длительность периода —от 1 до 4 дней лагерной смены. Основная цель вожатого в организационный период—помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям (первый психологический кризис смены),приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно – гигиенических правил.   · Знакомство детей друг с другом, с вожатыми, лагерем и традициями; · Оказание помощи детям в социальной адаптации к новым условиям, приучение к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил, · Создание условий для раскрытия способностей детей, доброжелательной атмосферы; · Проведение первичной диагностики интересов, направленности личности, ожиданий детей; · Вовлечение детей в совместную деятельность; · Формирование доброжелательной атмосферы в отряде и создание условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей; · Формирование органов самоуправления, выявление лидеров; · Выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда; · Совместная разработка плана-сетки
Основной период Длительность периода-с 5-го по 18-й дни лагерной смены. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На10—12- й день лагерной смены наступает второй психологический кризис смены -кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.   · Обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников; · Изучение сложившихся в отряде межличностных отношений; · Формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу; · Создание и укрепление отрядных традиций; · Сплочение коллектива на основе самоуправления.  
Заключительный период Длительность периода-последние2-3 дня лагерной смены. В этот период проводятся заключительные и итоговые дела смены. В детском коллективе на первое место выходит неформальное общение детей, с которым связывают третий психологический кризис смены. Он сопровождается сменой эмоционального фона и поведения детей, дети становятся более раскованными и неуправляемыми, растет криминальная активность (воровство, драки, ссоры). Вожатому рекомендуется в этот период проявить инициативность, четко распланировать дела в последние дни лагерной смены, обеспечить контроль за поведением детей.   · Подведение итогов смены · Демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену; · Создание атмосферы дружеского прощания; · Анализ удовлетворенности воспитанников; · Совместной деятельностью.
Постлагерный период Длительность периода—от 3 до 10 дней после окончания лагерной смены.       · Участие в заключительном педагогическом совещании; · Педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам реализации программы летнего детского отдыха; · Оформление стенгазеты, летописи смены.  

 

 

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.