Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

2020-06-04 92
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.1. Пояснительная записка..............................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы..........................................................................................5

1.3. Содержание программы (учебный план и содержание учебно-тематического плана)..................................................................................................................................5

1.4. Планируемые результаты..........................................................................................9

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

2.1. Календарный учебный график................................................................................11

2.2. Условия реализации программы.............................................................................13

2.3. Формы аттестации....................................................................................................13

2.4. Оценочные материалы.............................................................................................14

2.5. Методические материалы........................................................................................14

2.6. Список литературы...................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа «Я» в социальном мире» является одним из компонентов Комплексной дополнительной общеразвивающей программы «Я – целый мир» (далее Комплексная программа).

Комплексная программа представляет собой совокупность самостоятельных Рабочих программ, объединенных по определенному принципу, разработанных с целью оказания помощи учащимся в решении психолого-педагогических и социально-педагогических проблем социализации через формирование компетенции осуществлять универсальные учебные действия.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывают с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Важный аспект социальной адаптации – принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации.

Направленность (профиль) программы социально-педагогическая.

Тип программы по уровню освоения общекультурный-ознакомительный.

    Актуальность программы.

Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, безусловно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Именно с этой целью разработана программа «Я в социальном мире», которая предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Отличительной чертой данной программы является более глубокое изучение подростками самих себя, а также процессов, происходящих при общении и других видах взаимодействия между людьми. Только научившись осознавать и понимать себя и другого, мы сможем успешно адаптироваться к разным социальным условиям. Заключительным является блок упражнений и ролевых игр на взаимодействие, в котором, опираясь на полученные знания, мы переходим к формированию и развитию различных коммуникативных навыков.

Полученный подростком комплекс знаний, умений и навыков будет способствовать его успешной социальной адаптации.

Отличительные особенности программы является то, что наряду с оказанием помощи подростку в установлении контакта с одноклассниками и учителями осуществляется помощь в развитии самосознания ребенка, умении самостоятельно принимать решения, а также способности противостоять стрессам.

Адресат программы: дети подросткового возраста с 11-14 лет. Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке). В этот период складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Центральная потребность данного возраста — быть и чувствовать себя взрослым.
Чувство взрослости у подростков выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Это происходит из-за того, что подростки начинают формировать собственную систему ценностных установок и ориентаций, из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций: с одной стороны, им хочется иметь свободу, но, с другой, они понимают, что свобода усиливает их ответственность. Несмотря на утверждение подростков, что они не дети, у них еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. В то же время есть огромная потребность в признании их взрослости окружающими. Необходимо помнить о недопустимости сохранения «детских» форм общения с подростками.

Объем и срок освоения программы: общее количество часов определяется продолжительностью программы и составляет 36 часов, занятия проходят 1 раз в неделю, в течение учебного года, что составляет 36 недель.

Формы обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в творческом объединении, группы сформированы одного возраста, являющиеся основным составом творческого объединения. Состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год- 36; количество часов и занятий в неделю составляет 1 час; занятия проходят каждую неделю, продолжительность занятия 45 минут.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание условий для успешной социальной адаптации подростка через развитие его адаптивных возможностей.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

1. Изучить основные понятия психологии эффективного общения.

2. Развить коммуникативные навыки, навыки делового общения.

3. Познакомить с приемами психологического манипулирования, способами его распознавания и приемами защиты от манипуляций;

4. Сформировать толерантность как внутреннюю культуру поведения в социуме.

5. Создать условия для формирования адекватной самооценки.

6. Обучить способам управления собственным эмоциональным состоянием.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тематика программы строится по определенной логике. Деление содержания на разделы предполагает его законченность, определенную полноту и помогает целенаправленно строить свои занятия.

Данная программа состоит из 4 разделов:

Раздел 1  «Знакомство»

Раздел 2 «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

Раздел 3 «Странная логика наших поступков. Слушаю, понимаю, принимаю других»

Раздел 4 «Учимся сотрудничеству» состоит из занятий

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ пп

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля
Теория   Практика    

Раздел 1 «Знакомство»

1 Знакомство. 1   1

Психолого-

педагогическое наблюдение.

Коллективная рефлексия.

2 Карта дружеской страны. 1   1

Раздел 2: «Самопознание. Слышу, вижу, чувствую…себя»

  Тема 1: «Автопортрет»   1   1

Анкетирование

Психолого-педагогическое наблюдение

Диагностика

  Тема 2: «Когда я был маленьким…»   1   1   Тема 3: «Комиссионный магазин»   1   1   Тема 4: «Чувства»   1 0.5 0.5   Тема 5: «Мой сосуд»   1   1   Тема 6: «Я – целая Вселенная» 1   1   Тема 7: «Превратности жизни»   1   1   Тема 8: «Пещера страхов»   1 0.5 0.5   Тема 9: «Планета ленивка»   1   1   Тема 10: «Планета злючка» 1   1   Тема 11: «Мои поступки»   1 0.5 0.5   Тема 12: «Драконовы ключи»   1   1   Тема 13: «Письмо себе любимому»   1 0.5 0.5

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.