Участие железнодорожного транспорта в наступательных операциях советских войск на территории Восточной Европы. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Участие железнодорожного транспорта в наступательных операциях советских войск на территории Восточной Европы.

2020-06-04 183
Участие железнодорожного транспорта в наступательных операциях советских войск на территории Восточной Европы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Висло-Одерская операция была проведена 12 января — 2 февраля 1945 г. Советские войска продвинулись вперёд на 500 км. Стремительное наступление требовало быстрейшего восстановления повреждённых противником железных дорог и наращивания их мощности в условиях, отличных от тех, которые были на освобождаемой советской территории. Другая ширина колеи (1435 мм), иные конструкции железнодорожного пути и подвижного состава создавали дополнительные трудности в производстве восстановительных работ.

Не успевая полностью разрушить железнодорожный путь, отступающий противник стремился вывести из строя мосты. Были разрушены мостовые переходы через Вислу у Сандомира и Варшавы. К началу Висло-Одерской операции наши подразделения восстановили мост у Сандомира. Мост через Вислу у Варшавы оставался основным препятствием на главном направлении наступления 1-го Белорусского фронта (Варшава — Познань — Франкфурт-на-Одере). Было признано необходимым соорудить временный мостовой переход длиной 515,7 м.

Перед наступлением заготовили 3700 кубометров круглого леса, 500 свай, мостовые брусья, 110 т поковок. На подходах к мосту в ночное время завезли и укрыли 39 понтонов, 27 лодок, 9 копров и другое оборудование. С начала наступления на Варшавском направлении минёры-железнодорожники расчистили путь, обезвредив около 17 тысяч мин.

17 января 1945 г. была освобождена столица Польши, а уже на следующий день началось строительство моста у Варшавы. 29 января на 7 суток ранее установленного срока первый поезд с воинскими грузами проследовал по мосту на Запад. За трудовой героизм и досрочное выполнение задания многие восстановители были награждены орденами и медалями, в том числе 1371 человек медалью «За освобождение Варшавы»; бригаде было присвоено наименование Варшавской.

На 1-м Украинском фронте одним из первых был освобождён железнодорожный участок от Сандомира до Скаржиска-Каменна (104 км). Работы на участке производили воины, 7-й железнодорожной бригады, и 28 января линия была подготовлена к эксплуатации. На направлении Ченстохов — Штейнау (330 км) трудились воины 45-й железнодорожной бригады. Особые трудности возникли на разрушенном мостовом переходе через Одер у Штей­нау; по требованию Военного совета фронта предписывалось срочно возвести переход для продвижения составов с грузами. Пришлось с помощью подручных средств уложить на обрушенные конструкции моста временный путь для пропуска вагонов без локомотива. По этому пути стали переправлять поезда вагонами вперёд, отцепляя локомотив на ходу перед мостом, по которому дальше вагоны с пониженной скоростью двигались на западный берег Одера. С противоположной стороны моста вагоны прицеплялись к другому паровозу, первый же уходил за следующим составом. Таким образом через Одер переправили более 5 тыс. вагонов.

До февраля 1945 г. восстановление разрушенных железных дорог на территории зарубежных государств производилось с сохранением прежней колеи 1435 мм. В дальнейшем главные пути стали перешивать на колею 1524 мм.

Во время Висло-Одерской операции по возрождённым железным дорогам широким потоком ежесуточно доставлялись на фронт материально-технические ресурсы. Из тыла поступало свыше 20 поездов. Только 1-й Белорусский фронт в период подготовки и проведения Висло-Одерской операции получил свыше 100 тыс. вагонов воинских грузов. Советским железнодорожникам приходилось осуществлять перевозки в значительной мере по смешанной колее (1524 мм и 1435 мм), что осложняло выполнение перевозочного процесса. В связи с этим к работе привлекались и местные кадры, имевшие опыт эксплуатации дорог западноевропейской колеи.

Завершающим стратегическим этапом Великой Отечественной войны явилась Берлинская операция, начатая советскими войсками 16 апреля и завершённая 8 мая 1945 г.

К началу Берлинской операции протяжённость железнодорожной сети, обслуживающей фронты, составляла около 11 тыс. км. В процессе военных действий перевозки производились главным образом по этим направлениям.

Основными коммуникациями 1-го Белорусского фронта в Берлинской операции на территории Германии являлись железнодорожные линии: Кюстрин — Берлин, Вербиг — Эберсвальде — Берлин, Франкфурт-на-Одере — Берлин. 1 апреля советскими войсками был занят город Кюстрин и создан плацдарм на правом берегу Одера. Тогда же начали возводить мосты через Одер и Варту. Мостовой переход через Одер был восстановлен к 14 апреля. Через два дня приступили к работам на линии Кюстрин — Берлин. 18 апреля враг вывел из строя мосты через Одер и Варту. Наши подразделения вторично их подняли из руин. К 25 апреля поезда пошли к Берлину.

23 апреля рота капитана И. С. Чайки под обстрелом гитлеровцев приступила к восстановлению последних километров пути перед Берлином, и через два дня в германскую столицу прибыл первый советский поезд. В тот же день Военному совету 1-го Белорусского фронта была послана телеграмма. Командующий фронтом маршал Г. К. Жуков на ней сделал лаконичную надпись: «Молодцы!»

Успехи, достигнутые воинами-железнодорожниками на главном берлинском направлении, подкреплялись выполнением поставленных задач и на других железных дорогах. На линии Вербиг — Эберсвальде — Берлин движение поездов было открыто 5 мая. Полным ходом вели восстановление линии Франкфурт-на-Одере — Берлин воины 1-й Гвардейской железнодорожной Варшавской бригады. В короткий срок они соорудили временный мостовой переход через Одер, что позволило пропускать поезда на Берлин. Затем гвардейцы приступили к ликвидации разрушений в Берлинском железнодорожном узле, к которому подходило 13 линий, в том числе 11 двухпутных; в первую очередь восстановили большой диаметральный ход от Силезского вокзала до станции Шарлоттенбург и далее на Потсдам. Путь проложили по восстановленной и расчищенной от завалов эстакаде. При перешивке одного из путей на широкую колею пришлось решать проблемы, связанные с габаритами приближения строений и крепления рельсов к металлическим шпалам.

На 1-м Украинском фронте в процессе наступления восстановители вы­полняли задания Военного совета по быстрейшему вводу в эксплуатацию железнодорожных направлений: Тейплиц — Котбус — Торгау; Кольфурт — Фалькенберг; Котбус — Берлин; Котбус — Дрезден; Дрезден — Прага. Разрушенный мост через реку Нейсе на первом направлении был введён в строй 23 апреля, а на втором — 28 апреля, что открыло путь поездам с грузами для наступающих войск. На 2-м Белорусском фронте в период наступления было восстановлено 272 км пути и 20 мостов.

Общий объём воинских перевозок в ходе подготовки и проведения Берлинской операции составил 3702 поезда (около 180 тыс. вагонов). Противник вынужден был оставить 1122 паровоза и свыше 35 тыс. вагонов. Воины железнодорожных войск и труженики спецформирований НКПС во многом способствовали успешному проведению Берлинской операции и окончательному разгрому гитлеровской Германии.

Освободительная миссия Красной Армии в 1944—1945 гг. в юго-восточных и центральных европейских странах сопровождалась введением в строй в короткие сроки около 50 тыс. км железных дорог и выполнением значительного объёма воинских перевозок. Эти работы осуществлялись железнодорожными войсками и службой военных сообщений с участием местного населения Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Югославии.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.