Учебный материал : Сборник «О русских солдатах». — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Учебный материал : Сборник «О русских солдатах».

2020-06-04 230
Учебный материал : Сборник «О русских солдатах». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего обратите внимание на то, что данный сборник отличается от всех предыдущих, кроме, пожалуй, книги В. Орлова «О смелой мысли», своим объемом и четким разграничением учебного материала как  по виду поэтической речи (стихи-проза), так  и по литературоведческим характеристикам: произведения С.П. Алексеева «О Суворове и русских солдатах» - это  практически сказы об Отечественной войне - первой всенародной войне в истории русского государства (раздел I.) и   вполне реалистические рассказы с ясно обозначенными прототипами, т.е. художественная литература с документальной основой, - о второй,  Великой Отечественной войне нашего народа с недругами (раздел III), а также поэзия о героизме нашего народа в той и другой битвах (раздел II).

Разумеется, дело учителя окончательно определить, что именно, в какой последовательности читать или не читать с детьми из этого объемного сборника. Наш совет – читать все, но выборочно, учитывая степень трудности предлагаемого материала, все возможные ассоциативные связи между предложенными в сборнике стихами и прозой и, наконец, любовь или нелюбовь детей к поэзии, умение или неумение читать ее и  заучивать стихотворные поэтические произведения наизусть – не по заданию учителя, а по собственному выбору и желанию.

Учитывая все сказанное, мы предложили бы вам отвести на чтение этого сборника 12 уроков. Из них: на знакомство с книгой  и выборочное чтение рассказов С.П. Алексеева «Птица-слава» - 8 уроков, на рассказы о Великой Отечественной войне 1941-45гг – 3 урока и на чтение поэтических произведений об этих великих битвах- 1 час, имея в виду, что весь учебный материал отрабатывается учащимися и дома, и в группе продленного дня - как по заданию учителя, так и по желанию. Примерное планирование заданного сборником учебного материала может быть таким:

Уроки чтения п\п Учебный материал, который прочитывается на уроке: Книга-сборник «О русских солдатах» Кол-во часов Учебный материал для свободного чтения, или чтения по собственному выбору
1 С.П. Алексеев. - Птица- слава. Раздел I Рассказы: Идут по мосту солдаты. Какая куда дорога (глава 1) 1 Рассказ: Сказка старого капрала (глава1)
2 Рассказы: Военный маневр. Новые порядки. (глава2) 1 Рассказ: Кто как думает (глава2)
3   Рассказы: Деликатность. Гришенька. (глава2) Солдатское сердце (глава3) 1 Рассказ: Птица-слава (глава3)
4 Рассказы: Дайте мне гвардию! Фили. (глава3) Ключи (глава4) 1 Рассказ: Костры (глава4)
5 Рассказы: Высший почет. Тишка и Минька. (глава4) 1 Рассказ: Деликатесное блюдо (глава4)
6 Рассказы: Большие последствия. Туда и обратно (глава5)   1 Рассказ: Награды (глава5)
7 Рассказы: Солдатское превосходство. Василиса Кожина. (глава5) 1 Рассказ: Мотя (глава5)
8 Рассказы: Ванюшка, Марфутка, Филька и трое других ребят. Рама. В лесу на поляне. (глава6) 1 Рассказ: Новый поход (глава6)
9 М.Ю. Лермонтов. – Бородино. Раздел II 1 То же произведение и чтение рассказов С.П. Алексеева «Птица-слава» из глав 3, 4 и 6 – по желанию
10 Стихи и песни о Великой Отечественной войне Раздел III 1 Стихи и песни о Великой Отечественной войне (по выбору)
11 Л. Кассиль. – Рассказ об отсутствующем. 1 В. Песков. – Солдатская медаль космонавта.
12 З. Воскресенская.- Девочка с косами. Раздел III 1 Дочитывание и перечитывание материалов из сборника (по выбору учащихся) и составление выставки «О героях – защитниках Родины»

 

 

Методический комментарий

 

1. Нам сразу же хотелось бы  предупредить учителя о том, что знакомство с этим сборником и чтение помещенных в нем художественных произведений – ни в коем случае не преследует цели детального и последовательного изучения с детьми фактического материала об отраженных в сборнике событиях, как это делается на уроках истории. Конечно, нет сомнения, что чтение художественной литературы должно просвещать учащихся в отношении описываемой эпохи, страны, нравов, конкретных людей, словом, создавать у них общий исторический фон, насыщать его конкретными историческими фактами и, таким образом,  средствами творческого чтения  помогать  детям создавать в своем воображении подлинную, а не искаженную картину мира, который был до нас. Поэтому вас не должно смущать предложенное нами последовательное освоение детьми средствами чтения-рассматривания  самой книги «О русских солдатах»  и выборочное чтение отдельных рассказов об Отечественной войне 1812 года, созданных Сергеем Петровичем Алексеевым.

Рассказы из произведения Алексеева «Птица-слава», отобраны нами так, чтобы  сосредоточить внимание детей на главных конкретных событиях этого грозного времени и тем самым создать у них правильные представления и об основных национальных героях – кадровых военных, начиная с Кутузова, и о героях из народа, в том числе и о русских детях, которые никогда не были наблюдателями или статистами происходящих на Родине событий, а всегда принимали  в них посильное участие, как правило, нацеленное не на жестокость, а на добро.

Судите сами: в уроке №1 внимание учащихся будет привлечено и к сборнику в целом (типовое чтение-рассматривание книги-инструмента, с которой надо будет работать), где каждая иллюстрация, каждая надпись должны осмысляться, осознаваться, сопоставляться и вызывать желание как можно скорее включиться в процесс познания с помощью текста («Идут по мосту солдаты» и «Какая куда дорога»)  и стать как бы участниками тех далеких, но незабываемых для нас и судьбоносных для Родины событий.

Два прочитанных в классе рассказа («Идут по мосту солдаты» и «Какая куда дорога») должны создать у детей представление о том, как велика была опасность, нависшая над Родиной в 1812 году, какой несметной и могущественной (даже просто человеческой) силой обладал враг. И как спокойно и мужественно встретили  эту силу русские солдаты, горевавшие лишь о том, что им приходится отступать, а они хотели бы «положить головы свои за други своя». Только сказка старого капрала и помогает им найти хоть какое-то объяснение приказу: «Отступать!»

Урок 2-ой (рассказы «Военный маневр» и «Новые порядки») должны привлечь внимание детей к мудрым словам Кутузова: «Кто сказал отступление?. Сие есть военный маневр!», которые - вслед за сказкой подкрепляют дух солдата, снимают с их плеч груз стыда, в котором они неповинны (этот же мотив и те же чувства потом дети найдут в стихотворном рассказе  К.Симонова  «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»). В вашей воле прервать чтение прозы и сразу обращаться к такого рода стихам или выделить для чтения стихов отдельный урок, к которому учащиеся будут готовиться постепенно, подспудно. И  если уже начиная со 2-ого урока вы будете обращать внимание детей  на такого рода материалы и аналогии, урок поэзии превратится у вас  в обогащающее  учащихся вдохновенное выразительное чтение уже полюбившихся детям стихотворных произведений. И не только тех, которые помещены в сборнике, но и тех, что дети найдут самостоятельно, если они прочувствуют и поймут что им нужно и хочется отыскать.

Урок есть урок. И каждый урок должен оставить в душе ребенка свой след.

Урок 3-ий поможет детям понять, что такое подлинная и мнимая деликатность, и как ничтожны и отвратительны нелюди (их называют фарисеями), которые добро делают напоказ, а в душах у них нет ни милосердия, ни сострадания ни к кому (ср. рассказы «Деликатность» и «Солдатское сердце»). К несчастью или к счастью, люди и нелюди нередко (не всегда!») различаются и по их отношению к материальным благам.

Урок 4-ый прославляет ум и волю полководца. Он вызывает восхищение Кутузовым, который умел, когда надо, отдавать приказы, а не утешать. А ой как нелегко брать всю вину на себя, если вдруг ошибешься. Но он, к счастью, не ошибся. Ошибся, возгордившись, Наполеон (рассказ «Ключи»).

В уроке 5-ом для третьеклассников скорее всего интересным будет вопрос о послушании и непослушании (Рассказ «Тишка и Минька»).

В русских народных сказках прямо говорится, что все беды человеческие начинаются с непослушания. Проверьте! Но вот ведь парадокс: без непослушания и бед человек, если он не поддался им и все выстрадал, не может добыть счастья!.. Так говорят сказки!.. А в жизни как?.. Надо, чтобы дети об этом задумались.

Урок 6-ой – о партизанах, о тех, чьи лица надо запомнить навсегда, а имена произносить с трепетом и гордостью. Им на войне труднее всех (см. рассказ «Туда и обратно»). Это те, кто бескорыстно отдает свою жизнь Родине, зная, что, скорее всего и почти наверняка, никто об их самоотверженности и подвигах и не узнает. Никто из людей может быть даже не вспомнит их имени. Но родная страна будет жить, будет вырастать   и хорошеть, в том числе и их жертвой (несколько позже вы будете читать об этом прозу -  рассказы о Великой Отечественной войне).

Урок 7-ой о том, кого надо бить, а кого миловать. «Поверженный и беспомощный  враг – не враг; он просто человек, достойный жалости» - так считали наши предки, которые никогда не мстили побежденным врагам (Вспомните «Суету» … Да один ли такой рассказ можно вспомнить?). Верно ли они считали? По житейским меркам может быть и нет, а по человеческим – верно, иначе сам нелюдем станешь…

Эта же мысль пронизывает и 8-ой урок … А еще он о том, что герои – защитники Родины всегда в строю; о том, что если мы, их потомки, - люди, если мы помним их и любим, – им «поход в века!»… (Вспомните повесть-сказку о солдате И. Туричина (2 класс) и другие произведения такого же рода).

В результате проведенной серии уроков по произведению С.П. Алексеева «Птица-слава» дети должны поразиться тому, как много они за это короткое время узнали, сколько пережили, перечувствовали, поняли, вчитавшись только в одно произведение.

Вопросы для обобщающей беседы должны представлять собою как бы два концентра.

I. Вопросы, показывающие детям, как много они узнали нового. Это вопросы типа:

-Гусары, кирасиры, уланы …. Это кто? Чем они похожи? А отличаются чем?

На последний вопрос дети могут найти ответ, поработав с произведением и дополнительными источниками дома и обсудить  его в классе на следующем уроке или в группе продленного дня.

- «Где здесь казак? Где пехотинец? Гвардеец? Где артиллерист? (Показываются рисунки, но без надписей). А еще кого вы запомнили, о ком можете рассказать?

-В каком году, переходом через какую реку начался поход Наполеона на Россию? Как вы представляете себе эту картину? Нарисуйте ее словами. А как они уходили из России? Эту картину можете нарисовать? Какова она?

Такого рода вопросы вы составите сами, исходя из тех фактов, которые вам представились важными для запоминания детьми.

II. Это вопросы-размышления. Тип вопросов:

-Кого из прочитанных рассказов вы запомнили? Почему?

-Что (какие правила жизни) приняли для себя?

-Чего вам захотелось? О чем вы задумались?

-Почему книги надо читать медленно и вдумчиво?..

 

2. Очень важно при работе с этой книгой  постоянно сопоставлять текстовый и иллюстративный материал, чтобы дети запоминали и лица, и имена героев войны 1812 года. Разумеется, из урока в урок, из рассказа в рассказ надо прослеживать, обсуждать и обобщать все, что связано с образом Кутузова. Михаил Илларионович должен стать для детей живым человеком, умудренным опытом, человеком «старым», с  поколеченным телом, но обладающим незамутненным разумом, талантом, смелостью, сыновней преданностью своей стране,   любовью к каждому отдельному солдату – для него -  прежде всего человеку, как и он, отдающему жизни за Отчизну. Будет жаль, если учащиеся не заметят, каким чувством юмора обладал этот шестидесятисемилетний боевой генерал; как он умел мгновенно оценивать себя и принимать правильные решения - и в главном, и в мелочах; как он ценил острый ум, и находчивость в своих подчиненных. Если вам удастся помочь учащимся увидеть и полюбить Кутузова- русского человека и героя-главнокомандующего, дети обязательно  захотят и по собственному желанию вычитают и из этой и из других книг все, что связано, например,  с такими значимыми  для России именами, как полковник Я.П. Кульнев, атаман Платов, генералы Ермолов, Милорадович, Багратион и др.

Не менее важно и интересно помочь детям рассмотреть, представить и  запомнить и отважившихся пойти на нас войной врагов: их портреты, их дела, намерения, недостатки и достоинства. В целом, после прочтения произведения Алексеева, у третьеклассников должно остаться убеждение, что формально силы врагов и защитников России в 1812 году были равны. И те и другие умели воевать. Но враги нападали, а «наши» защищали страну и поэтому победили. Это и доказала страшная и навсегда оставшаяся в памяти народа, в частности, в ее песнях, сказках, рассказах и романах, с которыми дети познакомятся в средней школе (Например, Л.Н. Толстой. –«Война и мир»), великая Бородинская битва, где, казалось бы, никто никому не уступил, но где было положено начало нашей великой всенародной  победе.

3. Произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» впервые должно быть прочитано вслух, выразительно,  в классе. Может быть даже, если у вас класс эмоциональный, его следует дать не 9-ым, а 5-ым уроком.  В этом случае, все желающие смогут, если захотят, сопоставить поэтические картины Бородинской битвы с теми, что описаны С.П. Алексеевым в главах 3 и 5,  не включенных нами в обязательный учебный материал. Эти главы могут быть прочитаны детьми коллективно, в группе продленного дня или индивидуально, выборочно, дома. Но только в том случае, если учащиеся сами выразят желание углубить и расширить свои знания о Бородинской битве.

Хорошо, если чтение произведения Алексеева «Птица-слава» вы завершите экскурсией в Бородинскую панораму или на Бородинское поле, где сейчас время от времени разыгрываются целые спектакли, воссоздающие героические страницы истории  нашей Родины.

4. Все то, что узнали и пережили вы и ваши учащиеся при чтении-рассматривании рассказов, а точнее, сказов Сергея Петровича Алексеева о русских людях, отстоявших свою страну от полчищ разноплеменных захватчиков под водительством Наполеона в 1812 году, станет надежной основой воспитания и понимания детьми столь неоднозначно сейчас комментируемых событий, связанных с Великой Отечественной войной 1941-45 гг.

Читая стихи и рассказы из 2 и 3 разделов сборника, вдумываясь в прочитанное, вглядываясь в иллюстрации, мысленно и текстуально возвращаясь к сказам Алексеева о войне 1812 года, даже самый слабый третьеклассник не сможет не понять и не усвоить того, какой удивительной устойчивостью отношения к себе и к миру обладает русский народ, т.е. тот народ, к которому они принадлежат: та же бескорыстная и беззаветная любовь к Отчизне, когда не только взрослые мужчины, но и женщины и дети готовы жизнь отдать за Отечество. Те же гнев и негодование на напавших на страну врагов, жесткость в битве и удивительная доброта, когда враг безоружен, т.е. умение видеть в человеке врага только тогда, когда его действия и поведение угрожают жизни страны, но полное прощение и даже сострадание, когда враг перестает быть опасным, и даже радость от того, что в нем снова можно видеть человека. (В данном случае весьма уместно вспомнить, прочитать или перечитать с детьми балладу М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль» - см. сборник «Баллады и песни», проникнутую состраданием к побежденному Наполеону). Такого рода аналогии и ассоциации – как литературные, так и жизненные, всплывают в умах и сердцах третьеклассников, овладевающих чтением-общением,  как бы сами: Александр Самойлович Фигнер из рассказа «Награда», Мотя из одноименного рассказа С.П. Алексеева, с одной стороны, и маленький герой, имя которого так и осталось неизвестным, из произведения Л. Кассиля «Рассказ об отсутствующем», с другой. Первый в мире партизан – Денис Давыдов и «девочка с косами», ее мать, ее товарищи по борьбе (см. одноименный рассказ З. Воскресенской), «Солдатская медаль космонавта» и, отраженные на рисунках и фотографиях не только в этом сборнике, но и в уже прочитанных ранее книгах образы наших соотечественников (см. в сборнике А. Митяева «О героях», или в сборнике «Герой никогда не умрет, он в сердце народа живет» (1 класс), или «Русь. Родина. Отчизна» (2 класс), или «У доброй славы большие крылья» (2 класс) и т.п. – все это не может не вызвать у детей живого чувства гордости за свою страну, за свой народ, и в какой-то мере умения  воспринимать и себя гражданами родной страны. А в этом, в сущности, и состоит цель уроков чтения и функция художественной литературы:  присваивая чужой опыт, просвещать, воспитывать и созидать себя таким, чтобы не стать хуже, чем можешь быть.

5.Последнее, о чем нельзя не предупредить вас, учителя, - это о том, что сказовый характер произведений С.П. Алексеева придает специфику художественной речи, которой эти произведения написаны. Специалисты отмечают, что «приблизить к детям 7-10 лет прошлое Алексееву помогает его своеобразная повествовательная манера. Многие его рассказы построены по типу народной сказки, загадки или притчи, в конце почти обязательно наличие афористического вывода. Троекратное повторение ситуаций, традиционные фольклорные мотивы (трех дорог, неузнавания героя и т.д.), параллелизм синтаксических конструкций, устойчивые речевые формулы фольклора создают сказочную манеру повествования, благодаря которой дети входят в эпоху»[2]. Однако, несмотря на безусловные достоинства рассказов Алексеева, о которых идет речь, в двух и них («Господи, помоги!» и «Татарин») закралась неоправданно политизированная и исторически недостоверно отраженная мысль о роли духовенства, в частности, монашества, в судьбе русского государства. Вам не следует привлекать к этому обстоятельству внимание детей (не случайно мы исключили эти рассказы из учебного материала для уроков чтения. См. Планирование). Но если дети сами прочитают их и обратятся к вам с вопросами, как нам кажется, не вдаваясь в детали, вам следует объяснить им, что все люди, в том числе и духовенство и монахи, бывают разными и ведут себя по-разному; что, возможно, были и такие, о которых написал С.П. Алексеев. Но нам следует гордиться теми из них, кто остался в истории и кто всегда воспринимался и воспринимается всем миром в качестве героев Отечества. Мы имеем в виду монахов Александра Пересвета и Андрея Ослабю, которые сами вызвались начать решающую для нас битву на Куликовом поле под руководством Дмитрия Донского, точно зная, что идут на верную смерть и, действительно, героически погибли в этой битве, но зато вдохновили все русское войско на победу над врагом. Один из них – Пересвет  и его битва с Челубеем на Куликовом поле отражены на 1-ом форзаце нашего сборника. Помещенные там картины следует внимательно  рассмотреть. О монахах – русских богатырях все, что можно узнать,  а священника -  Сергия Радонежского, который благославил на эту битву и монахов-богатырей, и полководца Дмитрия Донского и молился за них, запомнить. Он тоже наш национальный герой.

 Дополнительный материал об этих литературных персонажах, бывших и живших в действительности, вы можете взять из каталога выставки «Любимая Россия» Павла Рыженко // М.: Искусство ХХI век, 2008 г.

Ниже мы даем еще две картины художника Рыженко (с.38 и 42) и объяснение художника к этим картинам:

Ослябя. Рис.

 

«Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь – за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он – воин Христов – все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом».

 

Победа Пересвета Рис.

«Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому как святому до сих пор молятся в Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигантский младенец. Он был послушен своему авве [3] Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода – он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.

Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута

А вот что сказано о той же картине[4] в каталоге 2005 года: «На картине «Победа Пересвета» изображен тот самый, когда по инерции конь несет валящегося из седла Челубея к своим рядам, а русский богатырь-схимник пережил на мгновение сокрушительный смертельный удар. Он вместе с копьем врага отметает рукой от себя уже неминуемую смерть, но его лик освящен небесной радостью победы – без воинского кичения и гордости. Святой Александр Пересвет нам виден один на фоне пестрых рядов вооруженного до зубов интернационального сброда, он скачет навстречу нам, вдохновляя ряды соотечественников и нас с вами на победу».

Уроки 79-84.

Учебный материал: сборник «Русские сказы».

К тому, что сказано об этом сборнике выше, на стр., следует добавить, что содержание, помещенных в нем историй, интересно детям, прозрачно, а вот форма непривычна. И все трудности восприятия литературных произведений при чтении их детьми и с детьми будут связаны именно с особенностями той разговорно-повествовательной речи, которыми они написаны.

Чтобы избранная писателями манера повествования не раздражала детей и не отторгала их от желания научиться слушать и такую удивительную речь –речь наших пра-прадедов,  вам надо будет использовать все средства для того, чтобы постепенно приучить и приохотить третьеклассников к этому занятию. А сделать это можно лишь в том случае, если предельно точно рассчитать последовательность включения этого учебного материала в уроки чтения в зависимости от степени его необычности и неожиданности для детей и если подобрать приемы работы, помогающие детям увидеть за текстом не писателя, а именно того человека, который рассказывает им очередную историю. Конечно, книга поможет вам во многом. И с ее и с вашей помощью дети непременно увидят и представят себе во всех деталях (рост, одежда, выражение лица и глаз, обстановка) каждую из трех представленных, очень разных, непохожих друг на друга, и в тоже время в чем-то одинаковых рассказчиков. Если это у вас получится, дети обязательно захотят проделать и  работу, обратную тому, что они только что делали на уроках чтения, т.е. увидеть за рассказчиками писателей, записавших для них народную мудрость из уст тех, кто эту мудрость знал, помнил и передавал от человека к человеку. И дети порадуются тому, какими разными и в то же время в чем-то главном  очень похожими (а в чем?) оказываются и те писатели, перу которых принадлежат произведения, включенные в сборник - П. Бажов, Е. Пермяк и И. Панькин.

Примерное планирование работы со сборником «Русские сказы» на уроках чтения в 3 классе, исходя из названной специфики  учебного материала, может быть таким:

 

Уроки чтения п\п Учебный материал, который прочитывается на уроке6 Книга-сборник «Русские сказы» Кол-во часов Учебный материал для свободного чтения, ил чтения по собственному выбору
1 (79) Е.А. Пермяк.- Золотой гвоздь. 1 Дочитать произведение или перечитать и, если хочется, продолжить чтение произведений этого автора, включенного в сборник
2-3 (80-81) П.П. Бажов. – Голубая змейка. 2 Перечитывание прочитанного в классе текста; самостоятельное чтение сказа «Серебряное копытце»; составление словесного образа героев и рассказчика
4 (82) И. Панькин. – Тайны старого колчана:Сказы тульских мастеров. Из них: Повторное чтение-рассматривание этой части сборника и чтение сказа «А кто запретит завидовать хорошему».   1     Чтение сказа «Это еще хорошо, что спохватился вовремя»…  

5 (83)

 

6(84)

  «В искусных людях тогда не было недостатка в Туле»       1       «Мой мастер всегда свои руки держал на виду»
«Ох уж эти мне дары»…   1 «В Туле давно мечтали поставить памятник Левше».

 

Методический комментарий

1. Как всегда, а в этом случае особенно, на 1-ом уроке путем чтения –рассматривания сборника и размышления над тем, что может помочь предвосхищению читаемого, детей надо ввести в тот родной для нас и в то же время сейчас уже очень далекий мир, от которого почти и следа не осталось, но из которого все мы вышли – и хорошие и плохие. Приемы, с помощью которых третьеклассники под вашим руководством это сделают, в целом, и им и вам известны. Новым окажется лишь непривычно единообразное оформление форзацев (обычно они бывают оформлены по-разному) и отсутствие заданий на них. Вот и надо, чтобы дети вгляделись в эти форзацы и задумались, почему они одинаковые? Зачем они здесь?.. А вы им в этом помогите. И не одной детали не упустите: ни пригорка, на котором расположена деревня - фактически русский поселок, который на Урале  нередко обозначается словами  в нашем заводе. Разумеется, никакого завода в современном понимании слова там не было  и быть не могло. Это как бы те же привычные деревенские, порой покосившиеся домишки, но это уже не просто село, окруженное полями. Там и совершается основное таинство – нужный стране и людям труд человеческий. Это отцы, да и подростки мужского пола на 12, а то и на 14 часов уходят в замкнутые помещения  получать наряды на работу, а затем спускаются в шахту  или идут к станкам, или к кузнечному горну. Там, отдав все силы за гроши и обычно не получив никакой благодарности за результаты труда, нередко гениально талантливые, измученными и чумазыми вернутся в свою ветхую избушку, радуясь и утешаясь одной мыслью: вот ведь чудо! Получилось то, что задумал сделать, и сделал. Значит я еще человек – мастер!...


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.