Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу в 3-ьй четверти — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу в 3-ьй четверти

2020-06-04 161
Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу в 3-ьй четверти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ья четверть.

Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу в 3-ьй четверти

 

Эта особая четверть не только  в третьем классе, но и на каждом году обучения.  Возвратясь с зимних каникул, учащиеся по-настоящему начинают осознавать себя повзрослевшими, т.е. в нашем случае - подлинными третьеклассниками. Поэтому лучше всего начать обучение чтение с книги  А. Свирина, М. Ляшенко «До Земли еще далеко: Книга знаний», где основные герои -  третьеклассники, осваивающие новые знания в процессе игры.

Об этой книге вы уже имеете общее представление хотя бы по краткой аннотации, характеризующей ее как  учебный материал, на стр.

Данные там указания, мы рекомендуем положить в основу при разработке первого  урока обучения чтению в 3-ьей четверти. Краткий план-конспект такого занятия вы найдете ниже (стр…).

Общей же спецификой уроков в 3-ьей четверти является отработка у учащихся умения думать над книгой до чтения. На первом уроке это может быть даже коллективное знакомство с новой книгой для детей. Необходимость  такой работы вызвана желанием  учителя проверить уровень этого умения у детей и, если нужно, восстановить смысл и порядок каждого действия в системе чтения-рассматривания незнакомой книги как оптимального метода вхождения читателя  в ее содержание и опыт, заданный ею.

Кроме того, на каждом уроке под вашим руководством у детей будет теперь отрабатываться  способ чтения незнакомого текста «с листа», сопровождающийся вопросами и комментариями  не только тогда, когда чтение завершено, а и по ходу чтения.  Мы глубоко убеждены, что именно такой способ чтения художественной литературы составляет для каждого из нас тип правильной читательской деятельности и что  отработка его – это цель обучения чтению в начальной школе.

И, наконец, последнее. Читая под вашим наблюдением новые книги, третьеклассники во втором полугодии приучаются не только сразу же вникать в незнакомый текст, запоминать его, представив все, что возможно, но и отыскивать то, что представить не можешь, в других источниках, прежде чем продолжить чтение, т.е. систематически обращаться к словарям и справочникам. В этом смысле книга, открывающая систему уроков чтения в 3-ьей четверти, - «До Земли еще далеко» А.Свирина, М. Лященко, тоже является как бы определяющей читательскую деятельность детей, потому что «В.И. Бубликов», или Витька, или Тькави, постоянно демонстрируют своим читателям важность умения фиксировать свое внимание на неизвестном  и превращать это неизвестное в известное с помощью словарей и справочников. Чтобы закрепить это умение, очень полезно собрать все доступные детям и нужные им на всех уроках справочные пособия в Уголке чтения или в классной библиотечке, если таковая имеется.

Хотелось бы надеяться, что ни вами, ни вашими учениками при этом не будут обойдены вниманием биобиблиографические пособия для детей.

Уроки 50-59.

Учебный материал: А. Свирин, М. Ляшенко. – До Земли еще далеко.

При структурировании системы уроков, на которых будет отрабатываться с детьми данный учебный материал, учителю надо хорошо изучить его специфику. Говоря вкратце, она такова:

1. Это книга-произведение, т.е. целостное и самодостаточное литературное явление, из которого ничего нельзя выбрасывать, в котором ничего не следует менять, если вы не хотите, чтобы  заданный там опыт отразился в головах детей, как в кривом зеркале.

2. В книге 19 глав и 6 «научных тетрадей», которые ведет ученик 3 класса В. Бубликов в свободное время. Учителю надо обратить внимание на то, что главы произведения весьма неодинаковы по объему – от 2 до 20 страниц. Самая длинная – глава 2, менее объемны главы 4; 7; 9,13 и 15 (соответственно 11, 9 и по 8 страниц). Количество страниц в тетрадях Бубликова тоже весьма однородно. Самая длинная и самая сложная, т.к. совершенно нова по структуре и содержанию для учащихся – научная тетрадь №1. Кроме того, книгу завершает алфавитный указатель, которым по ходу чтения детей надо приучить пользоваться систематически.

3. Имея в виду все сказанное, мы рекомендовали бы в качестве целесообразной следующую систему чтения этой книги учащимися 3 класса:

Урок №1. Знакомство с книгой и чтение глав 1 и 2-ой (начало). Дочитывание этой главы до первой научной тетради Бубликова – это домашнее задание.

Урок 2. Чтение тетради №1 В. Бубликова   Дочитывание материалов тетради или перечитывание п. 11 «Николай Коперник», а также чтение новой для детей главы 3 – это домашнее задание. (Далее см. таблицу)

№№ уроков Учебный материал для работы на уроке Домашнее задание
Урок 3 Глава IV Глава V
Урок 4 Глава  VI и начало главы VII Дочитывание главы VII и глава VIII
Урок 5 Глава IX Главы X,  XI,  XII
Урок 6 Глава XIII Глава XIV
Урок 7 Глава XV Главы XVI,  XVII
Урок 8 Главы XVIII, XIX и обобщающие рассуждения о прочитанном Рассматривание книги В. Орлова «О смелой мысли» и составить о ней общее представление. Выбор материала для чтения из этой книги  и его объем при чтении-рассматривании новой книги каждый ребенок определяет  для себя сам.и составить о ней общее представление. нномвание п. кова - это ообразной следующую систему чтения этой книги учащимися 3 класса

 

Урок 1 (50 [1])

 

I. Подготовка к восприятию

- Последняя книга, которую мы с вами читали и которую вы должны были дочитать дома, называлась как? - спрашивает учитель. – Кто ее автор? Что мы о ней знаем? Кого из героев запомнили? Как звали главного героя? С чего начались его беды и несчастья?

Дети отвечают на вопросы коротко, произвольно, по желанию. Из всех заданных вопросов учитель останавливает их особое внимание на последнем и, если нужно, помогает еще раз вдуматься в причину всех бед и несчастий Нильса: не хотел и не умел учиться; не учил уроков; именно поэтому его лишили удовольствия поехать на ярмарку, оставили дома, но не учли, что если ребенок не умеет занять себя добыванием нужных знаний и  полезными делами, он далек от того, кого мы называем человек; он непременно начнет делать глупости, а эти глупости приведут его к беде – что и случилось…

-А какие еще книги о ребятах и их делах вы помните? Назовите! (Дети называют книги, по крайней мере прочитанные в этом учебном году: повести и рассказы А. Гайдара, «Марку страны Гонделупы» С. Могилевской, «Преданье старины глубокой» В. Губарева и др. и выставляют названные ими книги к доске).

- А сейчас вы получите новую книгу, - говорит учитель.- Рассмотрите ее (на работу дается 5 минут) и сделайте вывод, можно ли ее поставить на эту выставку -  на выставку книг о ребятах и их делах. На работу я вам даю 3 минуты. Ответы должны быть обоснованными, т.е. каждый ответ подкрепляется ссылками на надписи в книге или рисунки.

Примечание: если учитель не уверен в том, что дети самостоятельно справятся с этой работой за определенное время, он может провести ее под своим руководством, последовательно выделяя нужные вопросы (их система дана и в аннотации к книге, и на стр…). Если такой помощи детям не требуется, уровень умения знакомиться с новой книгой методом чтения-рассматривания проверяется учителем по тем же вопросам при оценке качества самостоятельно выполненного детьми задания. В результате учащиеся устанавливают, что несмотря на сюжеты, изображенные на переплете (какие-то планеты, ракета или новейший самолет) и заглавие, вызывающее больше вопросов, чем ответов (до какой Земли, кому и почему далеко?), эту книгу можно поставить на выставку у доски, т.к. ее героями, в частности, являются их сверстники, учащиеся 3 класса «Б» какой-то школы, как о том написано в заглавии научной тетради №1 одного из этих учеников, именующего себя «И.В. Бубликов». И более того, по той же тетради, по оглавлению и по иллюстрациям дети могут предположить, что речь пойдет о каком-то межпланетном путешествии и о каких-то невероятных приключениях, потому что на рисунках -  то дети, как дети, а то какие-то существа, даже с крыльями и хвостами. Да и звездное небо на форзацах представлено не случайно. Необычно и то, что у этой книги не один, а два автора: дети не могут не увидеть этого, потому что прежде о таких писателях они не слышали и книг-произведений с двойным авторством еще не встречали.

II. Основная часть урока

Сначала внимательно прочитывается название главы 1-ой. Оно осмысляется, и внимание детей фиксируется на всем, что их ожидает: «Мы знакомимся»: кто мы и с кем знакомимся? что за игра «Да» и «Нет»? Кто, кому и зачем «открывает звездное небо»?..

Вопросы зафиксированы. Ответы на них можно получить только из текста, который надо читать и  соотносить  с иллюстрациями.

-Начинаем читать, - говорит учитель.

О характере и способе чтения вы, как учитель, уже осведомлены. В этой главе надо иметь в виду, что чтение естественно прерывается рассматриванием рисунков, на, которые  указано прямо в тексте.

Читаются и перечитываются правила игры. Они соотносятся с ее ходом. А вот числа, характеризующие межпланетные расстояния, детям запоминать необязательно в отличие от количества созвездий в нашей галактике – 12, о чем  следует знать каждому культурному человеку.

После чтения первой главы учитель может обратить внимание детей на три вопроса: на то, какую рекомендацию дает читателям-одноклассникам рассказчик; на то, кто является рассказчиком и как его зовут, и на то, что хотя рассказ уже начался и с героями мы уже познакомились, сами события еще впереди.

И чтобы узнать о том, что же произошло с Ленкой, Генкой и рассказчиком дальше, учитель предлагает начать  читать 2-ую главу. А о чем она и к чему надо подготовиться перед ее чтением, сказано в ее названии. Его надо снова обдумать и запомнить, чтобы ничего не пропустить при восприятии текста. Название главы в данном случае – это важный материал для самопроверки качества чтения каждым ребенком: я узнал то, что мне предлагали узнать? А что запомнил...

По ходу чтения можно позволить детям высказывать свое мнение о том, что удивительно, или спрашивать их об этом там, где учитель считает нужным это сделать.

III. Домашнее задание. Дочитать главу 2 до «Научной тетради №1», которую ведет рассказчик («Ее мы будем читать вместе, в классе», - предупреждает учитель.) и подумать, нравятся ли нам герои этой повести, чем нравятся и кому хотелось бы  научиться играть в игру «Да» и «Нет»...

Уроки 60-65.

Учебный материал: книга -сборник «Нам есть кем гордиться».

Переход  к этому сборнику после чтения «Книги знаний» объясняется необходимостью обеспечить  непрерывность  и последовательность общего, социально-нравственного и литературного просвещения и развития третьеклассников при работе с книгой.

Предыдущие занятия  (см. уроки №№50-59) позволяют учителю решить задачу такого перехода совершенно естественно. Для этого учителю следует лишь побудить учащихся еще раз вспомнить героев книги «До земли еще далеко» А. Свирина и М. Ляшенко  и сосредоточить свое внимание теперь уже только на их «земных» отношениях друг к другу. Примерные задания и вопросы:

-Вспомните всех героев только что прочитанной нами книги. Постарайтесь определить и назвать, как они относились друг к другу и там, в космосе, и здесь, на Земле? Не ограничивайтесь только одним определением: ведь это были очень разные люди -  и по возрасту, и по интересам, и по личным качествам. И все же, согласитесь, это был единый, дружный коллектив людей. Что же их объединяло, что связывало их, таких разных и непохожих?

Желательно, чтобы ответ-рассуждение на заданную тему был составлен коллективно и сравнительно быстро. А потому учителем может быть предусмотрена и задана детям своего рода подсказка. Самой простой формой такой подсказки является запись, сделанная на доске, где интересующие класс качества и связи между героями прочитанного произведения заданы начальной и конечной буквами каждого слова и количеством точек, обозначающих  буквы в этом слове пропущенные. В данном случае это могут быть такие слова и словосочетания: д ….а (дружба), з….а (забота), н……ь (нежность), т…..а (тревога), г……ь (гордость), но все это - друг за друга, а не за себя. Внимание современных третьеклассников очень нужно привлечь и к этим связям, и к тому, что они направлены от каждого члена коллектива на других его членов, а не на себя самого, потому что умение гордиться своими одноклассниками, близкими и вообще окружающими тебя людьми – это первый признак духовной культуры. В самом деле, только очень чистое, честное и открытое для благих дел существо способно, забывая себя, радоваться талантам, умениям, делам тех, кто рядом.

Этим умением, к счастью, наделены все герои прочитанной книги. И его обязательно надо воспитать в наших детях, если мы хотим вырастить счастливое поколение людей.

А задача всех последующих  произведений из сборника «Нам есть кем гордиться» - помочь детям удивиться и восхититься (а не заучить!), что гордость – это не гордыня, и что те, кем мы гордимся,  потому и герои, что позволяют нам считать их людьми хорошими и более совестливыми, чем мы, и потому, что они, совершая свои героические поступки, никогда не думали о себе. Они совершали их как бы совершенно незаметно для себя или, напротив, абсолютно не щадя  себя, не вспоминая  о себе,  – во имя других людей, во имя Родины, ради справедливости.

Примерное планирование занятий может быть таким:

№ п\п   Учебный материал, который прочитывается вслух Кол-во учебных часов Учебный материал для свободного чтения, или чтения по собственному выбору
1 В. Коржиков. – Искорка. 1 Н. Надеждина «Золотой огород» из сборника «Во саду ли, в огороде»: Второкласснику  
2 В. Степанов. – Город Хабаровск, станция Ерофей Павлович. 1 М. Пришвин. – Как заяц сапоги съел (одноименное произведение): Первокласснику
3 А. Митяев. – Морской летчик. 1 Произведения по выбору учащихся из сборника А. Митяева «Мешок овсянки»: Второкласснику
4 С. Романовский. – Суета.   1 Произведения С. Романовского по выбору учащихся из сборника «Русь. Родина. Отчизна»:Второкласснику
5 Произведения, прочитанные в классе и дома (по желанию) 1 Вспомнить книги о героях, защитниках Родины, которые мы читали

 

Примечание: Сильные учащиеся могут читать дома и произведения из сборника В. Орлова по желанию.

 

Методический комментарий

 

1. Итак, на уроках №№6-65 учащиеся совершенствуются в чтении отдельных рассказов. Однако структура урока при чтении произведения любого объема и в это время нацелена на  обучение детей умению думать над прочитанным о себе и о мире, т.е.  и при чтении коротких рассказов она не меняется. На каждом уроке дети учатся предвосхищать то, что им предстоит узнать, и предугадывать  эмоционально-эстетическую форму разговора, действуя с книгой методом чтения-рассматривания, т.е. выделяя и сопоставляя все надписи и все рисунки, обеспечивающие им аргументацию ответа, встающего перед любым читателем, когда он берет в руки новую книгу или хочет со смыслом прочитать новый рассказ в уже известной книге. Например, рассматривая переплет и форзацы сборника «Нам есть кем гордиться», дети, как правило, схватывают военную направленность книги. Оглавление не дает возможности этот первоначальный вывод изменить, а вот заглавие первого рассказа: В. Коржиков. -  «Искорка» -  и рисунки к нему заставляют детей усомниться в правильности сделанного ими вывода и настроиться на нечто неожиданное. Следующий рассказ только укрепит их мнение о том, что гордиться мы можем не только боевыми подвигами и защитниками Отечества. Точнее говоря, они поймут, может быть впервые, что защита чести Отечества совершается как в дни тяжелых испытаний, на фронте,  так и каждым из нас ежедневно и ежечасно, и проверяется только всеми нашими поступками, всем образом нашей жизни.

2. При чтении рассказа В. Степанова «Город Хабаровск…» желательно обратиться к карте нашей страны, чтобы дети могли представить себе  огромное  расстояние от Москвы до Хабаровска, и гигантские просторы Сибири.

3. Очень много важных и ценных деталей, убеждающих ребенка-читателя, что именно труд, на который человек тратит все свои силы без остатка, болея душой за других,  приносит человеку не просто известность, а ни с чем несравнимую радость, найдут третьеклассники под вашим руководством, анализируя рассказ о «мосье Грачеве» - обычном и необычном крестьянине, которого чтил весь современный ему мир… А мы стали забывать…

4. В рассказе А. Митяева «Морской летчик» надо непременно помочь учащимся вчитаться в прекрасное введение о тяжелейшей из бед - войне. Хорошо бы даже заучить это вступление наизусть, потому что оно совершенно и с точки зрения языка, и с точки зрения содержащегося там нравственного опыта. А сюжет рассказа дети воспримут легко.

5. Особое внимание мы рекомендовали бы обратить на чтение рассказа С. Романовского – писателя патриота, большого друга и соратника недавно ушедшего от нас  другого прекрасного писателя -  Анатолия Васильевича Митяева. И вам, и детям надо было бы вспомнить, приступая к чтению рассказа «Суета», о том, что вы уже читали миниатюры С. Романовского  о 4-летнем всаднике, начавшем битву с врагом – нашем русском князе Святославе и его подвигах (см. сборник «Герой никогда не умрет, он в сердце народа живет»: Первокласснику) и во 2 классе – о том, почему Русь – это Русь и что означает это слово для нас, а также о том,  как жили и работали наши предки в мирные дни и почему они так беззаветно защищали свою страну, идя подчас на верную гибель, памятуя, что  «мертвые сраму не имут».

Общий вывод, к которому должны прийти под вашим руководством третьеклассники, таков: «Нам есть кем гордиться!.. И тех, кем мы гордимся по праву – дети должны запомнить – и по именам, и по делам.

Но люди достойные никогда не кричат о своих делах сами. Это наш с вами долг узнавать о них, находить их, встречаться с ними или читать о них, а затем рассказывать современникам и потомкам… Чтоб не забыли… - делает вывод учитель.

Из этого обобщения вытекает и домашнее задание:

О ком же из тех ДОСТОЙНЫХ, кто РЯДОМ, узнали и хотите рассказать вы? Кто, когда и чем прославил вашу МАЛУЮ РОДИНУ: деревню, поселок, город, район, область, край?.. О ком из них уже написаны книги и созданы песни? О ком и что вам хочется рассказать?..

 

 

Уроки 66-78

Методический комментарий

 

1. Нам сразу же хотелось бы  предупредить учителя о том, что знакомство с этим сборником и чтение помещенных в нем художественных произведений – ни в коем случае не преследует цели детального и последовательного изучения с детьми фактического материала об отраженных в сборнике событиях, как это делается на уроках истории. Конечно, нет сомнения, что чтение художественной литературы должно просвещать учащихся в отношении описываемой эпохи, страны, нравов, конкретных людей, словом, создавать у них общий исторический фон, насыщать его конкретными историческими фактами и, таким образом,  средствами творческого чтения  помогать  детям создавать в своем воображении подлинную, а не искаженную картину мира, который был до нас. Поэтому вас не должно смущать предложенное нами последовательное освоение детьми средствами чтения-рассматривания  самой книги «О русских солдатах»  и выборочное чтение отдельных рассказов об Отечественной войне 1812 года, созданных Сергеем Петровичем Алексеевым.

Рассказы из произведения Алексеева «Птица-слава», отобраны нами так, чтобы  сосредоточить внимание детей на главных конкретных событиях этого грозного времени и тем самым создать у них правильные представления и об основных национальных героях – кадровых военных, начиная с Кутузова, и о героях из народа, в том числе и о русских детях, которые никогда не были наблюдателями или статистами происходящих на Родине событий, а всегда принимали  в них посильное участие, как правило, нацеленное не на жестокость, а на добро.

Судите сами: в уроке №1 внимание учащихся будет привлечено и к сборнику в целом (типовое чтение-рассматривание книги-инструмента, с которой надо будет работать), где каждая иллюстрация, каждая надпись должны осмысляться, осознаваться, сопоставляться и вызывать желание как можно скорее включиться в процесс познания с помощью текста («Идут по мосту солдаты» и «Какая куда дорога»)  и стать как бы участниками тех далеких, но незабываемых для нас и судьбоносных для Родины событий.

Два прочитанных в классе рассказа («Идут по мосту солдаты» и «Какая куда дорога») должны создать у детей представление о том, как велика была опасность, нависшая над Родиной в 1812 году, какой несметной и могущественной (даже просто человеческой) силой обладал враг. И как спокойно и мужественно встретили  эту силу русские солдаты, горевавшие лишь о том, что им приходится отступать, а они хотели бы «положить головы свои за други своя». Только сказка старого капрала и помогает им найти хоть какое-то объяснение приказу: «Отступать!»

Урок 2-ой (рассказы «Военный маневр» и «Новые порядки») должны привлечь внимание детей к мудрым словам Кутузова: «Кто сказал отступление?. Сие есть военный маневр!», которые - вслед за сказкой подкрепляют дух солдата, снимают с их плеч груз стыда, в котором они неповинны (этот же мотив и те же чувства потом дети найдут в стихотворном рассказе  К.Симонова  «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»). В вашей воле прервать чтение прозы и сразу обращаться к такого рода стихам или выделить для чтения стихов отдельный урок, к которому учащиеся будут готовиться постепенно, подспудно. И  если уже начиная со 2-ого урока вы будете обращать внимание детей  на такого рода материалы и аналогии, урок поэзии превратится у вас  в обогащающее  учащихся вдохновенное выразительное чтение уже полюбившихся детям стихотворных произведений. И не только тех, которые помещены в сборнике, но и тех, что дети найдут самостоятельно, если они прочувствуют и поймут что им нужно и хочется отыскать.

Урок есть урок. И каждый урок должен оставить в душе ребенка свой след.

Урок 3-ий поможет детям понять, что такое подлинная и мнимая деликатность, и как ничтожны и отвратительны нелюди (их называют фарисеями), которые добро делают напоказ, а в душах у них нет ни милосердия, ни сострадания ни к кому (ср. рассказы «Деликатность» и «Солдатское сердце»). К несчастью или к счастью, люди и нелюди нередко (не всегда!») различаются и по их отношению к материальным благам.

Урок 4-ый прославляет ум и волю полководца. Он вызывает восхищение Кутузовым, который умел, когда надо, отдавать приказы, а не утешать. А ой как нелегко брать всю вину на себя, если вдруг ошибешься. Но он, к счастью, не ошибся. Ошибся, возгордившись, Наполеон (рассказ «Ключи»).

В уроке 5-ом для третьеклассников скорее всего интересным будет вопрос о послушании и непослушании (Рассказ «Тишка и Минька»).

В русских народных сказках прямо говорится, что все беды человеческие начинаются с непослушания. Проверьте! Но вот ведь парадокс: без непослушания и бед человек, если он не поддался им и все выстрадал, не может добыть счастья!.. Так говорят сказки!.. А в жизни как?.. Надо, чтобы дети об этом задумались.

Урок 6-ой – о партизанах, о тех, чьи лица надо запомнить навсегда, а имена произносить с трепетом и гордостью. Им на войне труднее всех (см. рассказ «Туда и обратно»). Это те, кто бескорыстно отдает свою жизнь Родине, зная, что, скорее всего и почти наверняка, никто об их самоотверженности и подвигах и не узнает. Никто из людей может быть даже не вспомнит их имени. Но родная страна будет жить, будет вырастать   и хорошеть, в том числе и их жертвой (несколько позже вы будете читать об этом прозу -  рассказы о Великой Отечественной войне).

Урок 7-ой о том, кого надо бить, а кого миловать. «Поверженный и беспомощный  враг – не враг; он просто человек, достойный жалости» - так считали наши предки, которые никогда не мстили побежденным врагам (Вспомните «Суету» … Да один ли такой рассказ можно вспомнить?). Верно ли они считали? По житейским меркам может быть и нет, а по человеческим – верно, иначе сам нелюдем станешь…

Эта же мысль пронизывает и 8-ой урок … А еще он о том, что герои – защитники Родины всегда в строю; о том, что если мы, их потомки, - люди, если мы помним их и любим, – им «поход в века!»… (Вспомните повесть-сказку о солдате И. Туричина (2 класс) и другие произведения такого же рода).

В результате проведенной серии уроков по произведению С.П. Алексеева «Птица-слава» дети должны поразиться тому, как много они за это короткое время узнали, сколько пережили, перечувствовали, поняли, вчитавшись только в одно произведение.

Вопросы для обобщающей беседы должны представлять собою как бы два концентра.

I. Вопросы, показывающие детям, как много они узнали нового. Это вопросы типа:

-Гусары, кирасиры, уланы …. Это кто? Чем они похожи? А отличаются чем?

На последний вопрос дети могут найти ответ, поработав с произведением и дополнительными источниками дома и обсудить  его в классе на следующем уроке или в группе продленного дня.

- «Где здесь казак? Где пехотинец? Гвардеец? Где артиллерист? (Показываются рисунки, но без надписей). А еще кого вы запомнили, о ком можете рассказать?

-В каком году, переходом через какую реку начался поход Наполеона на Россию? Как вы представляете себе эту картину? Нарисуйте ее словами. А как они уходили из России? Эту картину можете нарисовать? Какова она?

Такого рода вопросы вы составите сами, исходя из тех фактов, которые вам представились важными для запоминания детьми.

II. Это вопросы-размышления. Тип вопросов:

-Кого из прочитанных рассказов вы запомнили? Почему?

-Что (какие правила жизни) приняли для себя?

-Чего вам захотелось? О чем вы задумались?

-Почему книги надо читать медленно и вдумчиво?..

 

2. Очень важно при работе с этой книгой  постоянно сопоставлять текстовый и иллюстративный материал, чтобы дети запоминали и лица, и имена героев войны 1812 года. Разумеется, из урока в урок, из рассказа в рассказ надо прослеживать, обсуждать и обобщать все, что связано с образом Кутузова. Михаил Илларионович должен стать для детей живым человеком, умудренным опытом, человеком «старым», с  поколеченным телом, но обладающим незамутненным разумом, талантом, смелостью, сыновней преданностью своей стране,   любовью к каждому отдельному солдату – для него -  прежде всего человеку, как и он, отдающему жизни за Отчизну. Будет жаль, если учащиеся не заметят, каким чувством юмора обладал этот шестидесятисемилетний боевой генерал; как он умел мгновенно оценивать себя и принимать правильные решения - и в главном, и в мелочах; как он ценил острый ум, и находчивость в своих подчиненных. Если вам удастся помочь учащимся увидеть и полюбить Кутузова- русского человека и героя-главнокомандующего, дети обязательно  захотят и по собственному желанию вычитают и из этой и из других книг все, что связано, например,  с такими значимыми  для России именами, как полковник Я.П. Кульнев, атаман Платов, генералы Ермолов, Милорадович, Багратион и др.

Не менее важно и интересно помочь детям рассмотреть, представить и  запомнить и отважившихся пойти на нас войной врагов: их портреты, их дела, намерения, недостатки и достоинства. В целом, после прочтения произведения Алексеева, у третьеклассников должно остаться убеждение, что формально силы врагов и защитников России в 1812 году были равны. И те и другие умели воевать. Но враги нападали, а «наши» защищали страну и поэтому победили. Это и доказала страшная и навсегда оставшаяся в памяти народа, в частности, в ее песнях, сказках, рассказах и романах, с которыми дети познакомятся в средней школе (Например, Л.Н. Толстой. –«Война и мир»), великая Бородинская битва, где, казалось бы, никто никому не уступил, но где было положено начало нашей великой всенародной  победе.

3. Произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино» впервые должно быть прочитано вслух, выразительно,  в классе. Может быть даже, если у вас класс эмоциональный, его следует дать не 9-ым, а 5-ым уроком.  В этом случае, все желающие смогут, если захотят, сопоставить поэтические картины Бородинской битвы с теми, что описаны С.П. Алексеевым в главах 3 и 5,  не включенных нами в обязательный учебный материал. Эти главы могут быть прочитаны детьми коллективно, в группе продленного дня или индивидуально, выборочно, дома. Но только в том случае, если учащиеся сами выразят желание углубить и расширить свои знания о Бородинской битве.

Хорошо, если чтение произведения Алексеева «Птица-слава» вы завершите экскурсией в Бородинскую панораму или на Бородинское поле, где сейчас время от времени разыгрываются целые спектакли, воссоздающие героические страницы истории  нашей Родины.

4. Все то, что узнали и пережили вы и ваши учащиеся при чтении-рассматривании рассказов, а точнее, сказов Сергея Петровича Алексеева о русских людях, отстоявших свою страну от полчищ разноплеменных захватчиков под водительством Наполеона в 1812 году, станет надежной основой воспитания и понимания детьми столь неоднозначно сейчас комментируемых событий, связанных с Великой Отечественной войной 1941-45 гг.

Читая стихи и рассказы из 2 и 3 разделов сборника, вдумываясь в прочитанное, вглядываясь в иллюстрации, мысленно и текстуально возвращаясь к сказам Алексеева о войне 1812 года, даже самый слабый третьеклассник не сможет не понять и не усвоить того, какой удивительной устойчивостью отношения к себе и к миру обладает русский народ, т.е. тот народ, к которому они принадлежат: та же бескорыстная и беззаветная любовь к Отчизне, когда не только взрослые мужчины, но и женщины и дети готовы жизнь отдать за Отечество. Те же гнев и негодование на напавших на страну врагов, жесткость в битве и удивительная доброта, когда враг безоружен, т.е. умение видеть в человеке врага только тогда, когда его действия и поведение угрожают жизни страны, но полное прощение и даже сострадание, когда враг перестает быть опасным, и даже радость от того, что в нем снова можно видеть человека. (В данном случае весьма уместно вспомнить, прочитать или перечитать с детьми балладу М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль» - см. сборник «Баллады и песни», проникнутую состраданием к побежденному Наполеону). Такого рода аналогии и ассоциации – как литературные, так и жизненные, всплывают в умах и сердцах третьеклассников, овладевающих чтением-общением,  как бы сами: Александр Самойлович Фигнер из рассказа «Награда», Мотя из одноименного рассказа С.П. Алексеева, с одной стороны, и маленький герой, имя которого так и осталось неизвестным, из произведения Л. Кассиля «Рассказ об отсутствующем», с другой. Первый в мире партизан – Денис Давыдов и «девочка с косами», ее мать, ее товарищи по борьбе (см. одноименный рассказ З. Воскресенской), «Солдатская медаль космонавта» и, отраженные на рисунках и фотографиях не только в этом сборнике, но и в уже прочитанных ранее книгах образы наших соотечественников (см. в сборнике А. Митяева «О героях», или в сборнике «Герой никогда не умрет, он в сердце народа живет» (1 класс), или «Русь. Родина. Отчизна» (2 класс), или «У доброй славы большие крылья» (2 класс) и т.п. – все это не может не вызвать у детей живого чувства гордости за свою страну, за свой народ, и в какой-то мере умения  воспринимать и себя гражданами родной страны. А в этом, в сущности, и состоит цель уроков чтения и функция художественной литературы:  присваивая чужой опыт, просвещать, воспитывать и созидать себя таким, чтобы не стать хуже, чем можешь быть.

5.Последнее, о чем нельзя не предупредить вас, учителя, - это о том, что сказовый характер произведений С.П. Алексеева придает специфику художественной речи, которой эти произведения написаны. Специалисты отмечают, что «приблизить к детям 7-10 лет прошлое Алексееву помогает его своеобразная повествовательная манера. Многие его рассказы построены по типу народной сказки, загадки или притчи, в конце почти обязательно наличие афористического вывода. Троекратное повторение ситуаций, традиционные фольклорные мотивы (трех дорог, неузнавания героя и т.д.), параллелизм синтаксических конструкций, устойчивые речевые формулы фольклора создают сказочную манеру повествования, благодаря которой дети входят в эпоху»[2]. Однако, несмотря на безусловные достоинства рассказов Алексеева, о которых идет речь, в двух и них («Господи, помоги!» и «Татарин») закралась неоправданно политизированная и исторически недостоверно отраженная мысль о роли духовенства, в частности, монашества, в судьбе русского государства. Вам не следует привлекать к этому обстоятельству внимание детей (не случайно мы исключили эти рассказы из учебного материала для уроков чтения. См. Планирование). Но если дети сами прочитают их и обратятся к вам с вопросами, как нам кажется, не вдаваясь в детали, вам следует объяснить им, что все люди, в том числе и духовенство и монахи, бывают разными и ведут себя по-разному; что, возможно, были и такие, о которых написал С.П. Алексеев. Но нам следует гордиться теми из них, кто остался в истории и кто всегда воспринимался и воспринимается всем миром в качестве героев Отечества. Мы имеем в виду монахов Александра Пересвета и Андрея Ослабю, которые сами вызвались начать решающую для нас битву на Куликовом поле под руководством Дмитрия Донского, точно зная, что идут на верную смерть и, действительно, героически погибли в этой битве, но зато вдохновили все русское войско на победу над врагом. Один из них – Пересвет  и его битва с Челубеем на Куликовом поле отражены на 1-ом форзаце нашего сборника. Помещенные там картины следует внимательно  рассмотреть. О монахах – русских богатырях все, что можно узнать,  а священника -  Сергия Радонежского, который благославил на эту битву и монахов-богатырей, и полководца Дмитрия Донского и молился за них, запомнить. Он тоже наш национальный герой.

 Дополнительный материал об этих литературных персонажах, бывших и живших в действительности, вы можете взять из каталога выставки «Любимая Россия» Павла Рыженко // М.: Искусство ХХI век, 2008 г.

Ниже мы даем еще две картины художника Рыженко (с.38 и 42) и объяснение художника к этим картинам:

Ослябя. Рис.

 

«Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине то, что монаха зовут Ослябя. И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь – за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами. Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он – воин Христов – все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом».

 

Победа Пересвета Рис.

«Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому как святому до сих пор молятся в Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигантский младенец. Он был послушен своему авве [3] Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода – он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.

Може<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.