Мы, зная все, не знаем ничего. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Мы, зная все, не знаем ничего.

2020-06-02 123
Мы, зная все, не знаем ничего. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

                        Е. Евтушенко

 

Я хотела бы рассказать об одном творческом задании, которое выполняли мои студенты и о том, какие чувства они испытывали после того, как это задание выполняли.  Я им предлагала провести исследование ценностно – смыслового, духовно – нравственного пространства своих ближайших родственников методом глубинного интервью. Это не биография, где мы спрашиваем о том, где родился, где учился, кем работал и т.п.   Сама идея конкурса возникла после того, как в один из вечеров мы с моим отцом, Германом Викторовичем Мокроносовым, ветераном Великой Отечественной, почетным профессором УПИ, стали говорить о ценностях его поколения, о его товарищах, одноклассниках, о первых влюбленностях, о дружбе и предательстве, словом, о сокровенных мгновениях его жизни. И я вдруг поняла, что, совсем ничего не знаю о нем, точно как сказал поэт: «мы, зная все, не знаем ничего» (Е. Евтушенко). А еще я поняла, что его жизнь, его чувства и мысли открывают очень важное во мне самой, позволяют найти ключ к пониманию перипетий собственной жизни. Ведь именно образ жизни наших родителей, их слова, поступки, привычки, отношения входит в нас как матрица, во многом определяя сценарий нашей жизни.

Если в отношениях родителей – детей, пусть уже и взрослых, живут обиды, отчуждение и боль, то этот внутренний конфликт будет вечным препятствием на пути создания их собственной семьи. У молодых людей не будет душевных сил для достижения мира и согласия в их собственных  интимных, семейных отношениях.

 Наш опыт показал, что понуждение к выполнению данного задания может стать поводом для прорыва в отчужденно – формальных отношения с близкими людьми. И это не случайно, так как в данном случае, мы выходим на душевно – духовный диалог, что способствует истинной встрече людей, которые могли до этих десятилетий жить в одной семье, общаться, но по – настоящему не быть близкими людьми.

Одной из возрастных задач студенческого возраста, как утверждают психологи, является «обретение ими истинной интимности». Действительно, именно в юности мы встречаем свою любовь, мечтаем о долгих отношениях, о семье и детях. Семья – это место, где зарождается и вызревает зерно личности.    Очень важно, чтобы студенты, как будущие родители, прочувствовали и осознали, что именно от них зависит то, каким будет это зернышко, что каждый из них принесет ему в дар. А еще очень важно помнить, что с созданием новой семьи происходит не просто встреча двух людей, а объединение двух родов, у каждого из которых своя неповторимая история, традиция и ценности. Это задание позволило каждому человеку узнать свои корни, историю своего рода, прикоснуться к духовным и нравственным ценностям, сокрытым в каждом из нас.

Главное, что все мы поняли: не смотря на весь разрушительный натиск перестроечный лет, все мы, не зависимо от национальности, образования и возраста едины в своей приверженности к духовным ценностям. Именно они позволяют нам в моменты истины видеть в другом человеке – брата по духу.  Предлагаю и вам, дорогие ребята, провести такое интервью со своими родственниками, причем, лучше, если это будет тот человек, который для вас является важным, но с ним не возникло по – настоящему близких отношений, а в вашей душе притаились к нему обиды и претензии. Повторяю, исследуя своих близких, мы узнаем себя, а разговор по душам позволяет нам стать по-настоящему родными не только по крови, но и по духу, а значит исцелить свои собственные раны и комплексы. Вот возможные вопросы – ориентиры в диалоге по душам, но нельзя просто задавать вопросы, пусть это будет свободный разговор, и вы выйдите на другие темы, главное, чтобы он был искренним и не формальным.

1. Чему учили тебя твои родители и как? Что для тебя было "хорошо", а что - "плохо".

2. Как относились твои родители к жизни, другим людям, к чему стремились?

3. Какими принципами в жизни ты руководствовалась/ся, назови твой жизненный девиз?

4. Кто для тебя был идеалом в жизни, почему? Был ли для тебя идеалом кто- то из твоих родственников?

5.Что в себе и в других людях ты принимала, а что - нет?

6. Во что верили твои родители и во что веришь ты? Веришь ли ты в Бога? В бессмертие человеческой души?

8.Что для тебя верность, любовь, семья?

9. Самый счастливый день (дни) в твоей жизни. Самый "черный" день в твоей судьбе?

10. Что ты принимаешь и что не принимаешь в современном мире?

11. Какими бы ты хотел/а видеть своих внуков и правнуков?

12. Какие качества в человеке ты считаешь самыми важными?

Вопрос: Нас называют подростками и говорят о том, что с нами трудно. Но и нам не просто живется! Что за возраст мы переживаем и чем он знаменит

Подростковый возраст часто называют возрастом трёх «п»: подростковый, т. к. человек интенсивно растёт (иногда рост костно-мышечных тканей «обгоняет» изменения и рост внутренних органов); переходный, т. к. перед нами уже не ребёнок, но ещё не взрослый; пубертатный, когда девочка превращается в женщину, а мальчик – в юношу. Есть много названий этого периода: «пустыня отрочества» (Л. Н. Толстой), возраст гормональных бурь… Это самый сложный период в жизни человека. Почему?

В детстве жизнь человеку представляется в её внешнем радужном виде. Радости кажутся ребёнку нормой жизни, а горести – отклонением от нормы.

В юности же характер человека, его взгляды на жизнь уже почти сформированы, человек не боится трудностей, предстоящих ему, он начинает нащупывать свой путь в жизни.

А отрочество – это период становления характера человека. Это период мучительных исканий подростка, начинающего осмысливать жизнь, свои поступки и поступки окружающих его людей, пытающегося задавать себе вопросы. Подростковому возрасту присущи частая смена настроения и раздражительность, неусидчивость и плохая концентрация внимания, тревожность и зачастую – склонность к агрессии. Одной из главных задач подросткового возраста является обретение человеком собственного «Я», это достигается через так называемую реакцию эмансипации. В тот период наша способность любить родителей минимальна, т. к., в соответствии с возрастными задачами, нужно разорвать «пуповину» между собой и родителями, чтобы обрести самого себя, свою самоидентичность. Исходя из креационной картины мира, которая говорит, что человек сотворён премудро Богом по законам Любви, каждый человек, должен пройти эти этапы. Поэтому нам надо понять, какие задачи решаются в подростковый период и как правильно они должны разрешиться.

 В норме разрешение подростковой реакции эмансипации проявляется в том, что родители, правильно строящие отношения с ребёнком, в подростковом возрасте видят плоды своего благословенного родительства: ваш подросший ребёнок – самостоятельный, ответственный человек, на которого можно положиться, его не надо мелочно опекать и контролировать. Да, он может совершать ошибки, не всегда быть «ангелом», но он – ваш друг и помощник во всём. Если взрослые не отпускают своё чадо и не позволяют ему шаг за шагом, год от года становиться автономным в соответствии с его возрастными особенностями, то сильный тип личности будет бунтовать, желая разорвать оковы, вплоть до побегов из дома. Подросток со слабым типом нервной системы сдастся и станет «инфантилом», маленьким ребёночком на всю оставшуюся жизнь. Трагизм ситуации усугубляется тем, что «застревание» в искажённых вариантах подростковых реакций опасно тем, что они остаются с человеком чаще всего на всю оставшуюся жизнь, делая его неуживчивым, закомплексованным и несчастным.

 

Вторая реакция называется реакцией группирования. Суть её в том, что человек должен «встроиться» и быть принятым референтной группой, т.е. своими сверстниками. В этом возрасте он должен научиться дружить. Увеличение этой реакции, при отсутствии качеств, важных в дружеских отношениях, может привести к тому, что «дружба» будет строиться не на силе и богатстве личности, а на силе кулака. Уменьшение реакции проявляется в замкнутости и закрытости подростка вследствие его закомплексованности и страхе перед другими людьми.

 

Третья подростковая реакция называется реакцией увлечения. Суть её заключается в том, что к этому времени человек определяется с выбором «дела по душе», того, что может стать делом его жизни или просто «хобби». Главное, чтобы оно способствовало развитию его даров и талантов, повышало его уверенность в собственных силах, делало его жизнь творческой и созидательной. Искажением являются две крайности: «Я не нашёл себя в том, что одобряемо обществом, но я утверждаю себя в том, что запрещено и что опасно» (псевдогероизм). Другая крайность: «Я "балдею" с утра до поздней ночи, развлекая себя музыкой, яркими впечатлениями, шумными компаниями, TV, компьютерными играми и т. п.». Само слово «развлечения», определяющее состояние человека в этой позиции, красноречиво: что с ним случилось? – произошёл разворот влечений. Дело в том, что деятельная активность ребенка (ДАР), по мнению психофизиологов, формируется следующим образом:

80 % жизненной энергии человека формируется в соответствии с лексической формулой «надо!» – это труд для жизнеобеспечения, поэтому русская народная пословица гласит: «Как потопаешь, так и полопаешь».

15 % жизненной энергии человека формируется в соответствии с лексической формулой «интересно!» – это учёба, творчество, саморазвитие.

2–3 % жизненной энергии человека формируется в соответствии с лексической формулой «удобно!» – труд по самообслуживанию.

1–2 % – «отдых!».

 

В силу того, что современные дети практически лишены главного источника пополнения жизненной энергии – труда по необходимости, чтобы выжить, – это приводит к «обесточенности» жизненной энергии молодых.

 

Суть четвёртой подростковой реакции заключается в том, что происходит мощная гормональная перестройка, которая влияет на все «составы» человека: на его тело, душу и дух. Нормой в этот период «гормональных бурь» является половая самоидентификация подростка. Что это значит? Я юноша – мужчина, и значит, я должен быть сильным, смелым, ответственным, умным… Я девушка – женщина, и значит, я должна быть доброй, нежной, ласковой, заботливой, красивой…

Главное, чтобы в результате полового воспитания (питания духа и нрава), а не сексуального растления путём раскручивания похоти, пробуждать в молодых людях созидательную и культуросообразную энергию пола, а не опустошающую сексуальную доминанту, которая в этом возрасте силой своего воздействия блокирует интеллектуальное развитие подростка и его творческий потенциал. Сексуальная распущенность подростков как результат воздействия на юные души психоинформационных технологий в массовом масштабе приводит к дегенерации нации и превращается в угрозу национального масштаба.

Суть пятой подростковой реакции в том, чтобы человек укоренился, творчески переработал и присвоил отеческое культурное наследие, осознал исторический путь своего народа и нашёл в нём своё место, и вслед за А. В. Суворовым мог бы воскликнуть: «Мы – русские, какой восторг!»

Искажение этой реакции – в обесценивании мнения других людей и стремлении считать себя «истиной в конечной инстанции», либо вообще в отрицании какой-либо истины или позиции «Чего изволите? Каким вы хотите меня видеть, таким я и буду!»

Не могу не привести один жизненный эпизод, который запечатлелся в моей памяти на всю жизнь. Один год в нашей семье жил сын моего духовника, так как в деревне, где в монастыре служил наш батюшка, не было православной гимназии. Ему было одиннадцать лет. Однажды он вернулся из школы, бросил портфель и мимоходом сказал мне, видимо, подводя итог своей внутренней работы: «Тётя Лена, а зайчиком ездить – грех!» и пробежал в свою комнату. Меня заинтересовала его фраза, и я расспросила его, по какому поводу он сделал такое умозаключение. Выяснилось, что, когда он с приятелем ехал с двумя пересадками в переполненных автобусах из школы, кондукторы оба раза обходили его, и он спокойно мог проехать без билета, «зайцем», и купить на сэкономленные деньги целых две мороженки (!), что для него, воспитанного в аскетических условиях жизни при монастыре, было величайшим лакомством. Но он преодолел этот соблазн. Помню, я спросила его: «Стёпа, а если ты не знаешь, как поступить, что для тебя является «компасом», подсказкой, как должно поступить?» И он без всякого пафоса ответил: «А я всегда думаю: Спаситель бы так сделал или нет?». Эпизод, а так о многом говорит. Вот это и есть – основа духовно-нравственного воспитания, такая естественная и личностная для простого деревенского одиннадцатилетнего мальчишки!

Сейчас этому «мальчишке» тридцать. Он окончил горный институт, прошел службу в армии, поступил и блестяще окончил Московскую духовную академию и стал священником. Нет более высшего служение для мужчины, чем служить Богу и вести к спасению своих пасомых. Господь дал ему красавицу жену, радостную, общительную, мудрую не по годам, любящую и кроткую. У них родился сынок. Для меня этот человек – образец целомудрия и уже не называю его Степа, а отец Стефан!


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.