Глава VI. Беседы на «символ веры» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава VI. Беседы на «символ веры»

2020-06-02 113
Глава VI. Беседы на «символ веры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цикл подготовлен на основе записи бесед, прочитанных о. Александром в Новой Деревне в конце 70–х гг.

I

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, как и всегда за Литургией, мы вместе пели «Верую». Если прочие песнопения поет церковный хор, то «Символ веры». принято повторять всем молящимся. Это установлено для того, чтобы мы никогда не забывали христианского исповедания веры. Его словами мы свидетельствуем о своей вере перед миром, друг перед другом и перед Самим Господом, Который незримо присутствует с нами здесь в церкви.

«Символ» значит краткое изложение вероучения. В древние времена оно было еще короче. В день крещения человек говорил, что он верует в Иисуса Христа как Господа, и его крестили во имя Отца, Сына и Святого Духа. Позднее были сложены более подробные «символы», и наконец в 325 году, на Первом Вселенском Соборе, в городе Никее Церковь утвердила тот, о котором мы сейчас беседуем. Он был дополнен на II Вселенском Соборе.

«Символ» говорит о вере. Что такое вера? Каждый человек — даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему–то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать.

Но не всегда человек имел верное понятие о Божестве. В древности язычники поклонялись силам природы. Восходило солнце, освещая землю, и они падали перед ним на колени: «Вот наш бог!» Другие страшились грома и молнии и, трепеща перед ними, говорили: «Это наш бог!» Потом появились и другие ложные боги, идолы. То были и земные наслаждения, и великие люди, и человеческий разум. Однако рано или поздно идолы разрушались, ложные боги обманывали, принося разочарования.

Только вера в Того, Кто создал и нас, и весь мир, не умирает, не умрет никогда. Благоговея перед Ним, мы обретаем мир, уверенность и радость. «Символ веры» называет Его «единым Богом, Отцом, Вседержителем, Творцом неба и земли, видимого всего и невидимого».

Почему Он назван Отцом? Откуда эта великая дерзость человеческая?

Представим себе ночное небо, усеянное звездами. Какие бесконечные бездны открываются нам, как велика и необозрима Вселенная, сколько в ней тайн! Наш ум едва может вместить даже малую каплю всего этого. Но каков же Тот, Кто держит небеса в Своей деснице? Разве мы и наша земля не пылинки в сравнении со всем созданным и тем более с Ним Самим? Как говорится в псалме восьмом:

Что есть человек, что Ты помнишь его,

и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

И однако нам открыто, что Творец и Создатель любит каждого из нас, обращен к каждой душе как ее Господь и Отец. Библия говорит нам, что Он не бездушный, безликий деспот, правящий миром, а любящий Отец. Вот радостная, благословенная, поистине Благая Весть, которую приносит нам Господь Иисус, возвестивший Евангелие миру.

Да, Бог — не только Тайна, но и Любовь, и не только Любовь, но и высшая Мудрость. Об этом возвещает нам все созданное Им. В каждой капельке воды, в каждой звезде, в каждом листе совершается множество удивительных чудес. Любое ничтожное насекомое является чудом творения Божия.

Был однажды такой случай. Дикари нашли в лесу карманные часы, потерянные каким–то путешественником. Они раньше никогда не видели подобной вещи и решили, что это какой–то странный камень. Но их вождь, заглянув внутрь часов, заметил: «Здесь так все сложно устроено, что едва ли такая вещь могла возникнуть сама собой. Ее сделали белые люди».

Но если маленькие часы указывают на того, кто их сделал, то разве не сложнее часов все мироздание? Разве не ясно, что Кто–то устроил и пустил в ход этот огромный механизм?

Все: и огромные миры с миллионами солнц, которые во много раз превосходят наше солнце, и наша планета, и ее живые существа, и мы сами — все это свидетельствует о Создателе. И мы благоговеем перед Ним, Творцом неба и земли. Мы молимся Ему, нашему Отцу, с Которым связаны неразрывными узами. Без Него душа человека тоскует и мятется. Он Сам вложил в сердце человека стремление и любовь к Себе. Человек ищет Бога, а когда не находит, он готов поклоняться идолам — так велико его желание понять, постичь и почитать Высшее, Священное и Божественное. Вот откуда возникло столько ложных воззрений, которыми люди пытались и пытаются заменить веру в Творца.

Будем же благодарны Господу за то, что Он нас просветил, сохранил нас от лжи и открыл нам Себя.

Каждое мгновение Он поддерживает нас. Если бы Он отступил от нас хоть на миг, мир превратился бы в ничто. Псалмопевец говорит:

Отнимешь Свой Дух — и умирают,

и в персть свою возвращаются.

Поэтому мы знаем, что Господь не только Творец, но и Вседержитель. Он все «содержит». Пребывая Сам незримым, Он находится повсюду. Нет во Вселенной места, где бы не было Его. Он и здесь с нами, сегодня, сейчас.

Бог — Творец как видимого, так и невидимого. Что такое невидимое? Невидимое — здесь, рядом с нами, в нашей душе. Невидимы наши чувства, наши мысли, наша совесть. Самое главное в человеке — то, чего нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить.

Есть это не только в человеке. Есть во Вселенной миры, населенные духовными существами. Людям не раз открывалась эта тайна: кроме растений, животных, человека творение включает невидимых духов, которых мы называем ангелами. Так же как и мы, они — создания Творца.

Нет человеческого разума, который мог бы когда–либо вместить все сотворенное Господом. Но сердце наше может познать Бога, ибо Он — наш Отец и Промыслитель.

Мы веруем в Него и, значит, доверяем Ему. Ты наш Создатель, Ты привел нас в этот мир, и мы будем принадлежать только Тебе. Аминь.

II

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В прошлое воскресенье я говорил вам о начале «Символа веры», о Боге–Творце, непостижимом и безмерном, Которого чтут люди всех народов и всех верований, каждый по–своему.

Но мы с вами именуемся христианами, потому что знаем: самым явным образом Бог открылся человеку в лице Христа. Вот почему «Символ» исповедует веру «во единого Господа Иисуса Христа».

«Иисус» — это имя земное, человеческое имя нашего Спасителя. Такое же распространенное в старину имя, как, например, Иоанн или Иаков. А вот «Христос» — это особое слово, означающее Помазанника Божия, Искупителя, посланного в мир.

Чтобы понять смысл этого слова, мы должны обратиться в далекое прошлое, должны подумать: откуда пришел человек, как он стал таким, каким мы его видим, и о многих других истинах Священного Писания.

Каждый из вас знает, как много в мире зла, несовершенства, знает, что в мире повсюду царит смерть. Погибают рано или поздно все живые существа — от мельчайшего растения до человека. Все обречены. Боль, страдания, мука — неразлучны с жизнью.

Эту печальную правду апостол выразил словами: «мир во зле лежит». Откуда же появилось зло? Библия отвечает нам, что «Бог смерти не сотворил» и, разумеется, грех не мог исходить от Того, Кто есть высшее Добро. Творец задумал Вселенную не такой, какова она сейчас, а — свободной от страдания и смерти. Она была устроена так, чтобы быть увенчанной человеком, который мог бы всю тварь привести к единению с Творцом. Для этого человеку и другим духовным существам был дан великий дар — свобода.

Но дар этот не только велик, он и труден. И среди тех духовных существ, которые были созданы прежде человека и первыми получили этот дар, некоторые уклонились с путей, предначертанных Богом. Они захотели направлять развитие мира по собственной воле, вопреки замыслу Божию. С самого начала творения силы, ставшие враждебными Богу, пытаются внести в мир зло и гибель. Вот почему Вселенная несет на себе не только печать Создателя, но и печать разрушения. С миром случилось то, что бывает с деревом, которое подтачивает вредитель. Оно растет, пораженное болезнью. Так и тварь изначала была поражена недугом зла. По слову апостола Павла, она совокупно стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божиих.

Разумеется, Бог мог бы в одно мгновение уничтожить все зло. Однако Он сохраняет за тварью свободу, чтобы она сама вернулась к Нему, как сама — отошла.

Но разве у природы есть свобода? Есть разум и воля? Нет, но они есть у тех, кто стоит во главе ее, — у людей, имеющих образ и подобие Божие. Поэтому–то апостол говорит, что «тварь ожидает откровения сынов Божиих», то есть подвига человека, который с помощью Творца преодолел бы несовершенство мира.

Человек был поставлен венцом природы, чтобы одухотворить и преобразить ее. А вместо этого он сам соблазнился своеволием, внял голосу Змия–Сатаны. Люди захотели жить по собственному произволу, пожелали «стать, как боги». Возгордившись, они отпали от своего Господа и вместо того, чтобы исполнить вселенское дело, возложенное на них, попали под власть демонических сил.

Вместе с человеком на землю пришел грех. Грех — это сознательное нарушение воли Божией. На первых же страницах Библии мы видим людей, восстающих против небесной правды во имя своего хотения. Это и Адам, нарушивший запрет в саду Эдемском и Каин, который из зависти убивает брата, и строители башни' пожелавшие взойти на небо. Рассказы о них относятся ко всем векам, ибо всегда живут в нас гордыня, чувственность, братоубийственная ненависть. Соблазны одолевают человека и он не хочет отогнать их от себя, он поддается им, порабощаясь греху.

Но Библия говорит, что не все люди пошли против Бога. Нашлись и такие, кто захотел внять Его голосу, исполнить Его волю.

Одним из первых среди них Священное Писание называет патриарха Авраама, который жил на Востоке четыре тысячи лет назад. Господь призвал его порвать с идолопоклонниками и велел идти в землю, которую Он Сам укажет Аврааму. Авраам поверил Богу, уверовал в Его благость; и ему было предсказано, что от него произойдет великий народ, через который благословятся все племена и народы земли.

Апостол Павел называл Авраама отцом верующих. Поэтому и мы можем считаться его потомками, на которых сбывается обетование Божие.

Однажды ночью, когда Авраам смотрел на звезды. Господь сказал ему, что он станет праотцем такого же неисчислимого множества людей, сколько звезд на небе. Это все, кто на протяжении веков будут идти за Господом, исполненные веры. Это — и мы с вами, если не изменим небесному призыву.

От семьи Авраамовой берет начало маленький ручеек, подобный истоку полноводной реки. Сначала род, потом племя и, наконец, — народ. Народ этот называется израильским. Из него Господь создал первую Свою общину, ветхозаветную Церковь, которая со временем переросла племенные рамки и дала начало Вселенской Церкви Христовой.

Народ Божий проходил путь искуса и испытаний, среди которых закалялась его преданность вере.

Он попадает в Египет и там терпит гнет поработителей; избавленный из неволи чудесным образом, ведомый пророком Моисеем, приходит он к священной Синайской горе. Там Господь дает ему первые заповеди, те самые Десять заповедей, которые все вы хорошо знаете.

Отныне в ветхозаветной Церкви все чаще будет звучать голос пророков. Кто такой пророк? Это человек, устами которого говорит Дух Божий; человек, слово которого есть Слово Господне, обращенное к миру. Оно–то и записано в книге, называемой «Библия».

Когда умирал Моисей — это было за двенадцать веков до Рождества Христова, — он оставил народу предсказание, что в будущем на землю придет Пророк–Посланник, более великий, чем сам Моисей. Его нужно будет принять как наставника и учителя.

Вскоре после смерти Моисея израильтяне поселились в стране, которую Бог некогда обещал Аврааму, в Земле Обетованной, расположенной на пересечении трех материков.

Самый прославленный царь народа Божия — Давид — был помазан пророком на царство за свою великую веру в Господа.

Что такое помазание? В древности существовало много символических обрядов. Вода, например, употреблялась как знак духовного очищения. Елей — освященное масло оливы — означал постоянство, прочность, неотменимость Божиих обетований. Когда пророк шел на служение, учитель помазывал его чело елеем, напоминая тем, что сила Сущего пребудет с ним постоянно. Точно так же совершалось помазание царя, и поэтому его именовали «помазанником» Божиим. По–гречески слово «помазанник» звучит как «Христос».

Мы знаем из Священного Писания, что мало кто из царей, потомков Давида, был достоин своего призвания. Но пророки возвещали, что придет время и Бог пошлет Своего истинного Помазанника, Христа. Он спасет людей от угнетателей, очистит их от грехов, примирит с Богом и вернет людям утраченную близость к Творцу.

И вот прошло две тысячи лет от дней Авраама…

Однажды близ города Кесарии Филипповой шли двенадцать человек, следуя за своим Учителем, Иисусом Назарянином. Обратившись к ним, Учитель спросил: «За кого принимают Меня люди?» — «За одного из воскресших пророков», — ответили они! «А вы за кого меня почитаете?» Тогда за всех ответил Симон–Петр: «Ты Христос, Сын Бога Живого».

Это исповедание Петрово есть и наше исповедание веры. Мы знаем, что слово Господне истинно, что Он Сам открылся людям в лице Иисуса Христа.

Иисус Христос–наш истинный Учитель, Спаситель народов, соединивший нас с Богом. Аминь.

III

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Ветхом Завете пророки не раз предсказывали, что Сущий явится миру и Сам будет обитать среди людей. Проходили столетия, люди ждали обещанного, гадали: как это свершится? Им, конечно, хотелось представить себе пришествие Божие в Силе и Славе, с громом и молниями, с чудесами, поражающими воображение, — так, чтобы все пали ниц перед суровым Судией. И в самом деле, как иначе могут встретиться человеческий грех, человеческая нечистота с небесной Правдой и Святостью? Эта встреча должна неминуемо вызвать то, что мы называем гневом Божиим.

Но Господь явился умаленным, принявшим «зрак раба». Он стал Человеком, чтобы заговорить с нами языком человеческим. Он был Младенцем в пеленах. Он избрал для Себя горький жребий изгнанника. Вместо царской короны — терновый венец, вместо огнепалящей Славы — Голгофу; вместо жертв, которые древние приносили Богу, он Сам стал Жертвой за нас. Кровью Его мы обрели путь спасения.

Могли ли видевшие Иисуса «во время оно» узнать в Нем Помазанника Господня?

Хотя Он пришел из презираемой деревни, хотя Он был плотником из бедной семьи, хотя Его окружали простые рыбаки и ремесленники, а порой и люди, от которых все отворачивались, Он не мог казаться простым человеком. По слову Его совершались исцеления и чудеса, успокаивалось море; Он имел великую власть над душами и видел насквозь каждое сердце. Когда Он позвал учеников следовать за Ним, они оставили все и разделили с Учителем Его скитальческую жизнь. Когда власти послали стражников, чтобы арестовать Иисуса в храме, те вернулись: «Мы не можем этого сделать. Никто не говорил так, как этот Человек». Законники удивлялись, как Он, не пройдя учения, мог проявлять такую мудрость и такую власть над людьми. «Откуда это у Него?» — спрашивали они.

Но ближайшим ученикам Господа открылась еще более удивительная, непостижимая тайна: Иисус говорил о Себе как о пришедшем с Неба.

Самые славные из сынов человеческих чувствовали себя ничтожными перед лицом Бога. Самые великие мудрецы и пророки говорили: «Истина надо мной, я познал малую часть ее и склоняюсь перед ней». Даже великие святые каялись в своих грехах, сознавая себя слабыми и недостойными. Изо всех людей в мире только Христос никогда не произносил слов покаяния, никогда не говорил, что Истина превыше Его. «Я есть воскресение и жизнь», «Я — свет миру», «Я есть Путь, Истина и Жизнь», — властно говорил Он.

Когда один из апостолов просил Его открыть Бога, явить небесного Отца, Господь Иисус ответил ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня? Видевший Меня — видел Отца».

«Бога не видел никто, никогда», — говорит евангелист. И действительно, какой смертный в состоянии постичь Того, Кто творит и поддерживает всю Вселенную. Но таково снисхождение к нам небесного Отца, что Он умаляется ради нас, чтобы мы могли соединиться с Ним; посылает Сына Своего в мир. Бог становится Человеком, чтобы мы могли Его видеть, слышать, осязать. Мы — люди, и поэтому Бог открывается нам в человеческом образе. «Нас ради человек и нашего ради спасения» Он сходит с небес, делает Себя зримым и близким.

Он родился от земной матери, был Младенцем, Отроком, Юношей, взрослым Человеком; Человеком, Который страдал и радовался. Который нуждался в отдыхе и пище, в жилах Которого текла такая же кровь, что и у нас. Он был во всем, кроме греха, подобен нам.

Некоторые лжеучители пытались отвергнуть это и утверждали, что Христос — это Бог, принявший только облик смертного; другие считали Его только человеком, наделенным свыше божественным Духом и Мудростью. Однако святая Церковь учит нас, что Господь Иисус был Богочеловеком, то есть истинным Богом и истинным Человеком, в плоти и крови.

«Символ веры» называет Его «Сыном Божиим». На языке Св. Писания это означает, что Он принадлежит Небесам, принадлежит Божественному бытию. Он есть то сокровенное Слово Господне, о Котором говорили пророки, Слово, силой Которого созидался мир. «Им же вся быша». Или, как говорит евангелист Иоанн: «Все через Него стало быть», все Им сотворено.

Однако Слово Божие не есть что–то отделенное от Творца. Слово, согласно Иоанну, и есть Бог. Оно изливается из сокровенных недр Отчих, подобно огню, который загорается от другого огня. «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна».

Мир сотворен Богом. Слово же. Сын Божий «рожден, а не сотворен». «Рожден» — значит един с Отцом по существу, по природе, или, как говорит «Символ», «единосущен Отцу».

Словом Божиим не только творилась Вселенная, но Оно явилось миру, вочеловечилось, воплотившись во Христе Иисусе. До конца мира люди не узрят Творца так, как они увидели Его однажды в древней Палестине.

Поэтому мы с вами Не знаем другой истины, кроме той, что несет в Себе Христос. «Я есть Истина», — возвещает Он. Он — Сын Божий, Бог и Человек, Спаситель, принесший нам искупление.

Вы часто слышите слово «искупление». Что оно значит?

Дословно оно означает «выкуп», «освобождение», «приобретение для себя». Этим словом мы и передаем смысл таинственного действия Божия, которым нас, грешных и слабых. Господь освобождает из–под власти сатаны и приобретает Себе в удел. Оторванные от Него грехом, погруженные во мрак, мы становимся вновь детьми Божиими. И приобретены мы дорогой ценой — кровью Христовой. Войдя в наш мир зла. Господь открыл нам путь в Свое Царство.

Ради этого совершилось Боговоплощение, когда Сын Божий принял человеческое естество.

«Воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы». Дева Мария, «благословенная в женах», была избрана Богом, потому что всецело и беззаветно вверила Себя Ему. «Я Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», — сказала Она.

Христос родился от Девы, потому что Мария не могла принадлежать никому: ни родителям, ни мужу. Посвященная только Богу, Она стала Матерью Господа.

Вы помните повествование о Его Рождестве, которое мы читаем в храме: о пастухах, об Ироде и волхвах, о том, как с самого начала жизнь Богомладенца оказалась под угрозой.

Потом пройдут годы в Назарете, где будет возрастать Сын Марии до того дня, когда, повинуясь велению Отца, Он покинет дом, чтобы возвестить Евангелие миру. Мать будет разлучена с Ним на годы и приблизится к Нему лишь тогда, когда Он будет пригвожден ко кресту…

Он был «распят за нас при Понтийском Пилате». Но претерпел Он муки и крест не только по воле римского правителя Пилата и нечестивых архиереев Иерусалима. Он пришел в мир, где царит сатана и правда гонима, и поэтому был обречен на Голгофу.

Если бы мир был иным, то Богочеловек, явившись на землю, не должен был бы страдать. Это была бы радостная встреча, соединение человека с Богом, земли с Небом. Но, как говорит апостол, «вместо предлежащей Ему радости» Христос встретил ненависть врагов. Произошла трагедия: Праведник, единственный Безгрешный, был казнен, как разбойник.

Страдал, умер, был погребен. И вместе с Ним были погребены надежды поверивших в Него.

Но смерть была не в силах удержать Его во гробе. С Господом Воскресшим торжествуем и мы в предчувствии и. предвидении полной и окончательной победы света.

Мы, христиане, носим на груди крест — знак нашего Спасителя, — осеняем себя крестным знамением. Это напоминает о том, что мы принадлежим Христу Распятому и Воскресшему, Который пострадал ради нас, ради того, чтобы быть рядом с нами.

Если мы веруем Ему, мы должны исполнять то, чего Он ждет от нас. «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет», — говорит Господь.

Сохраним же Его заветы в своем сердце, не будем христианами только по наружности, пойдем за Ним по дороге служения, добра, света, правды. Будем учиться жить так, как Он повелел. Будем призывать Его в молитве до того дня, когда Сам Сын Человеческий примет нас в Свое Царство, которое Он уготовил любящим Его. Аминь.

IV

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Исповедуя Христа, рожденного на земле, страдавшего, умершего и погребенного, «Символ» говорит о Его умалении и уничижении ради нас, о Боге, Который принял на Себя наши немощи и болезни.

Когда же мы произносим слова: «воскресшего в третий день, по Писанием», то имеем в виду время славы Христовой, время Его торжества, победы над смертью, конец Его земного уничижения.

Явившись апостолам, Воскресший сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Дана не как Богу — Богу эта власть всегда принадлежит, — дана как Богочеловеку. И тем самым наш род людской соединен с Богом, дан Ему в удел. Не насильственно, а свободно. Отныне всякий, кто уверует во Христа, становится членом Его богочеловеческого Царства. Так завершается Завет Отца с людьми, тот древний Союз, история Которого началась еще с Авраама.

«И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Как понимать это? Куда вознесся Господь? Где Он пребывает? Разумеется, не на том небе, которое видят наши глаза и которое простирается над нашей головой, а в Царстве Духа.

Но сказано больше: Христос пребывает «одесную Отца», то есть там, где Бог. Между тем нет во Вселенной места, где бы не пребывали Сила и Слава Божия. Незримо Он всюду. Об этом говорит псалмопевец:

Куда пойду от Духа Твоего

и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо, Ты там,

сойду ли в преисподнюю, и там Ты.

Всюду Господь, Отец и Вседержитель, а после Вознесения — и Богочеловек, «седящий одесную» Его. Если в каждый момент Своей земной жизни Он мог быть только в одном месте: в Вифлееме, Иерусалиме или Назарете, то отныне Он принял в Свои объятия всю землю, все мироздание. Подобно Отцу, Он всюду, Он с нами в каждый момент. И мы можем ощутить это, призывая Его имя в молитве, приступая к Святой Чаше, открывая Евангелие.

Великие мудрецы и вожди оставили людям только память о себе, оставили свои писания, свое дело, свои труды. Христос оставил нам неизмеримо большее — Самого Себя.

«Я с вами во все дни до скончания века», — сказал Он ученикам.

В этом наша надежда и сила. Его благодатным даром мы живем, Его присутствием укрепляемся. В Его лице постоянно вновь и вновь обретаем Бога.

Когда слабеет душа, когда мы чувствуем, что нас одолевают искушения, когда нам кажется, что даже верные изменили Ему, а мы сами недостойны быть Его чадами, да оживет в нашем сердце это великое обетование Спасителя; «Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.

V

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы веруем в Господа Иисуса,, Который, по слову «Символа», паки, то есть вновь, придет в мир, но уже как Судия живых и мертвых.

Суд Божий совершался над избранным народом еще в Ветхом Завете, в тех случаях, когда он отпадал от Завета Господня. Судом было и пришествие Христа на землю. Он Сам сказал: «Суд состоит в том, что Свет пришел в мир, а люди Его не приняли, ибо дела их были злы».

Была возвещена божественная Правда, но лишь немногие, «малое стадо», вняли словам Христовым. С первых же дней проповеди Иисусовой начался этот Суд, вонзающийся, словно меч, в совесть человека.

Суд Господень продолжается и в наши дни, ибо каждый раз, когда людям открывается евангельская истина, они могут ее принять или повернуться к ней спиной. Где окажемся мы — со Христом или против Него? Вот в чем Суд!

Но Христос предсказал и окончательный Суд над историей человеческой, над веем миром. О нем–то и говорит «Символ веры».

Это значит, что не вечно будут господствовать грех, насилие, несправедливость, нечестие; не всегда будут существовать немощь, болезнь, разложение, смерть. Придет день, когда не останется ничего темного в творении. «Бог будет все и во всем».

Когда это совершится?

Напрасны все гадания. Тщетны все попытки предсказать это, вычислить из Библии «времена и сроки». Не слушайте тех, кто уверяет, будто им известно, «когда это будет». Время всеобщего Суда и обновления мира — великая тайна, сокрытая от нас. Христос сказал, что даже от Него Самого, во дни Его служения на земле, она была скрыта. Иначе не был бы Он человеком. Кто же может поставить себя выше Христа–Спасителя и сказать, что ему ведом срок последнего Суда?

Когда бы это ни случилось — через тысячи лет или завтра, — мы всегда должны быть готовы встретить своего Господа лицом к лицу. «Стойте и бодрствуйте, — говорит Христос, — и держите светильники свои наготове».

Но, как я уже сказал, и до Страшного Суда продолжается Суд Божий в истории. Нам не обещано спокойное, безмятежное существование; злые силы восстают, бушуют в мире. Верные испытываются в горниле скорбей. Если люди забывают Бога, забывают и нарушают евангельские заветы, их постигает неизбежное возмездие. Мы все в ответе друг за друга. Бывает, что один сеет зло, а страдают тысячи других. Это ясно видно в наше время. Хотя всегда было много греха и ненависти, но сейчас сатана особенно ожесточился. Посмотрите, что происходит всюду. Наше столетие идет к концу. Был ли на протяжении его хотя бы год, когда люди не истребляли бы друг друга, когда миллионы не умирали бы с голода, когда человек не терпел бы зла? Многие из вас пережили две, а то и три, и четыре войны. А сколько страшного происходит в так называемые мирные времена? Не Бога здесь надо винить, а себя. Все это создают люди, отвергнувшие пути Божии и выбравшие пути сатаны, которого Христос назвал «человекоубийцей от начала».

Самое печальное — не то, что верующие терпят порой скорбь от «внешних», но что очи сами забывают, «какого они духа». Святой Иоанн Златоуст говорил: «Если бы кто–нибудь со стороны, придя к нам, хорошо бы узнал заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не нашел бы худших врагов Христа, нежели мы».

Именно над нами в первую очередь вершится Суд Божий. И если я вижу запустелый оскверненный храм, я прежде всего думаю не о тех руках, которые совершили это, а о грехах христиан. Ибо они виновны в случившемся. Так учили нас еще ветхозаветные пророки, говоря о гибели Храма за грехи людские.

Однако мы не должны отчаиваться. Свет Господень неистребим. Возрастает зло, растет и добро. Среди испытаний и бед подчас даже Сильнее проявляется все лучшее в человеке: верность, стойкость, жертвенность.

Вот почему продолжающийся ныне Суд Божий должен побуждать нас к укреплению и умножению веры, к борьбе за добро и правду.

Вот почему все, кто избрал путь Спасителя, должны с трепетом покаяния, но и с радостью ждать Его последнего Суда.

Пусть нам неведомы его сроки, но зато каждый из нас знает, что близок час, когда Бог призовет нас к Себе. Быть может, уже сегодня для кого–то из здесь стоящих наступит час дать отчет о своей жизни. Этот Суд взвесит на весах все наши мысли, чувства и поступки. Он будет поистине страшным Судом, который постигнет нас прежде конца мира.

После смерти человеку предстоит тяжкий путь очищения, потому что весь он, словно проказой, заражен недугом греха, и эта болезнь избывается огненным испытанием. Это и радость и мука. Мы идем к вожделенному Свету, туда, где не может быть ничего нечистого. Какие только чудовища не паразитируют в нашем сердце, и мы годами живем, сросшись с ними. Поэтому, до тех пор пока они не будут вырваны из нас, дух наш не сможет подняться ввысь. Недаром православная Церковь называет это переходное состояние «мытарствами», а католическая — чистилищем, недаром мы с вами молимся за умерших. Страшный и трудный путь Суда ждет нас, но мы уповаем на милость Божию, надеемся на то, что грехи не совсем еще погубили нашу душу.

Вы спросите: а разве душа не бессмертна? Конечно, бессмертна, но если вся она пропитана злом, то в процессе очищения она как бы потеряет себя. Что от нее останется?

Возьмем, например, человека, душа которого целиком опутана пороками, человека, который жил во зле. И вот наступает для него момент смерти, и шаг за шагом вся эта черная шелуха отпадает. А в итоге — уже почти ничего нет, весь он был соткан из греха, внутри только маленькое зернышко нераскрывшегося, неразвившегося духа. Ржавчина греха разъела личность. Вот что значит «смерть вторая», вечная гибель души.

Но тот, кто еще здесь, в этой земной жизни, собирает себе духовные сокровища молитвой, добром и борьбой с собственными грехами, приближает себя к евангельскому идеалу, еще до смерти начинает взращивать крылья, которые понесут его в вечность.

Царство Господне вечно. Ему «не будет конца». Конец имеет только тленное. Созидаемое же Христом Царство беспредельно.

Аминь.

VI

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы веруем в «Духа Святого, Господа животворящего». «Символ» называет Его «Господом», напоминая, что Он — не какой–либо иной Бог, а Тот же. Единый в трех Лицах, Которого мы чтим и славим вместе с Отцом и Сыном, «споклоняемый и сславимый» с Ними.

Словом Творец созидает мир, Духом — животворит его. Дух Божий исходит от Отца, проникая во всю тварь. Подобно солнечному свету, дарует Он жизнь всем мирам, всем существам. Его посылает нам Христос от Своего Небесного Отца.

Дух «глаголет через пророков». Издавна были среди людей избранники, которые внимали Духу Божию: Он говорил им, говорил в них и через них, приобщая людей к тайнам Господним, открывая им волю Неба. Его явления ветхозаветные провидцы описывают как пламя, бурю и ветер. В древности Дух действовал только через избранных, но одному из них — пророку Иоилю — было предсказано, что настанет время, когда животворящий Дух изольет свои благодатные дары на мужей и жен, на старцев и детей — на всех, кто откроет себя этому ослепительному потоку любви Божией.

Совершилось это в Новом Завете.

Сначала Дух осенил Господа Иисуса на Иордане, и Иоанн Креститель видел Его явление, подобное трепету голубиных крыльев. Потом, три года спустя, Христос сказал ученикам на Тайной Вечери, что, уходя из мира, Он не оставит их сиротами, а пошлет им Заступника и Утешителя.

В день Пятидесятницы обетование Христово исполнилось. Сила Духа сошла на апостолов в виде огненных языков и превратила их из слабых, колеблющихся, робких людей в мужественных исповедников Евангелия. Когда апостол Петр обращался к толпе, люди, сошедшиеся из разных стран, понимали его; каждому казалось, что он говорит на его родном языке. Такова была сила божественного дара.

Подтвердилось пророчество Иоиля. Дух животворящий почиет сегодня на Церкви. Он приходит к каждому, кто принимает крещение, вступает в семью детей Божиих. Он приходит к нам в храм во время каждой божественной Литургии, Он осеняет престол, делает подлинным и реальным присутствие Христа среди верных. Дух обещан всем. Если мы почувствуем радость и мир во время молитвы или в дни печали и трудов, значит. Дух Божий с нами. Мы молимся Ему: «Прииди и вселися в нас». Он дарует нам силу премудрости и разума. Он дарует нам веру и надежду. Все, что есть благословенного в жизни, — даяние Духа.

Но как узнать, подлинно ли Он коснулся нашего сердца? Как проверить, не есть ли эта радость о Духе просто плод взволнованной души, расстроенного воображения, прелести?

«Дерево познается по плоду», — говорит Христос. Если мы хотим узнать, Дух ли Божий действует в нас, то должны судить по плодам. Плоды же Духа, по слову апостола, — это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Пусть человеку кажется, что Господь посетил его, но если вместо радости — у него уныние, вместо мира — тревога, вместо любви — злоба, вместо воздержания — распущенность, вместо кротости — гордыня, вместо веры — маловерие, то, значит, им руководит вовсе не Дух Господень, а самомнение, тщеславие и больная фантазия.

Дух Святой дает нам силы жить в этом мире, выполнять свой долг, трудиться во славу Божию для людей, для ближних.

Преподобный Серафим учил, что цель христианской жизни заключается в стяжании Святого Духа. Без этого мы еще не можем называться настоящими христианами. Воззовем же к Нему словами молитвы, дорогой для каждого из нас (народ поет):

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.

VII

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Веруя в Господа, мы верим и в Его Церковь. Почему в Церковь нужно верить? «Разве все мы и все верующие во Христа не есть Церковь? Недаром мы называем «церковью» то место, тот дом Божий, где собираемся для молитвы и совершения таинств.

Верить в Церковь, Единую, Святую, Соборную и Апостольскую — значит видеть в ней не просто сообщество христиан, но и нечто большее, нечто такое, что открывается духовному взору, что пребывает в ней незримо, сокровенно. Видеть не только человеческое, но и божественное — действие Христа в мире.

Хотя Его нет с нами во плоти, каким Он был в евангельские времена. Он сейчас пребывает в Своей Церкви. Она есть продолжающееся служение Христово, совершение Его дела. Дело же Христово было — спасать, исцелять, научать, приобщать к благодатной божественной жизни. Таково же и дело Церкви.

Церковь — это как бы семя, которое Иисус Христос посеял на земле. Он Сам сравнивал ее с малым зерном, из которого вырастает великое дерево. Он сравнивал ее и с закваской, которая сквашивает тесто.

Господь Иисус принес нам Свое слово, положил основание Царству Божию, и, хотя оно еще не наступило, оно постепенно созревает и растет в Церкви. Когда мы с вами приходим молиться в храм, когда вместе приобщаемся Святых Тайн, когда сознаем себя членами единой Общины, мы — причастники Церкви.

Апостол Павел называет ее Телом Христовым. Что это значит?

Это значит, что силой Господней мы делаемся соучастниками Славы Христовой, что становимся близкими ко Христу, родными, единокровными Ему. Одна священная кровь струится в нас, и один Дух животворит нас. Одно тело, один разум, одна Глава — Спаситель.

Церковь называется «Апостольской», потому что Христос сделал апостолов как бы основателями Церкви, а Петра нарек «камнем», на котором она строится. Апостолы — преемники Христовы, им дана была власть и сила нести слово Господне по всей земле. Им первым был ниспослан Дух Божий.

Из маленькой общины учеников должна была родиться Вселенская Церковь. Конечно, эти простые бедные люди не могли и мечтать завоевать мир только своими силами. Но с того дня, когда вспыхнули огни Пятидесятницы, начался их великий и чудесный поход для покорения сердец, для возвещения радостной вести о том, что Бог возлюбил мир и Сына Своего отдал, чтобы не погиб ни один из верующих в Него.

Апостолам была вручена власть «вязать и решить», прощать грехи от лица Самого Искупителя, как это мог делать лишь Он. Власть, полученную от Христа, апостолы передавали своим преемникам. Руки учеников, которые касались ризы Христовой, возлагались на их учеников, а те передавали благодать апостольства следующим поколениям. Эта прямая связь, связь ощутимая, проходит через все двадцать веков истории Церкви. Каждый епископ, каждый поставленный епископом священник и диакон получают рукоположение как


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.