Крещение Господне (богоявление) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Крещение Господне (богоявление)

2020-06-02 105
Крещение Господне (богоявление) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещен, слава Тебе.

Праздник справляется 6/19 января. Он напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа.

Почти тридцать лет оставался Он вдали от мира, в глухом селении, где, по слову евангелиста, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Никто, кроме Матери, не был посвящен в Его тайну.

Но вот пробил час. Громовой голос Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный предчувствием близости Царства Божия, пророк звал народ к покаянию. Сотни людей стекались к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Каясь в своих грехах, они входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения*. Это был знак начала новой жизни.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

* В русском переволе Нового Завета грсч. слово «баптисма» (омовение) передано как «крещение», хотя крещением и строгом смысле слова (т. е. принятием Креста) является только христианское крещение.

Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского.

Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Безгрешный, Он указывает грешникам путь к Богу, путь, который начинается с очистительного покаяния. «Так надлежит нам исполнить всякую правду…»

Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

Иоанн был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. С этого времени начинается мессианское служение Господа.

Кондак праздника:

Явился ecu днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел ecu и явился ecu, Свет Неприступный.

* * *

Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с чином рождественского (царские часы. Литургия с вечерней). К концу вечерни приурочено первое освящение воды.

Этот древний обряд христианская традиция тесно связывала с таинством Евхаристии. Подобно тому как в Литургии продолжается мистерия Воплощения, так и богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует, что весь тварный мир будет иметь причастность Царству Божию. Обряд повторяется и в самый день Богоявления. Освященная вода именуется по–гречески агиасмой, то есть великой святыней. Верующие с благоговением хранят ее в течение всего года.

Водосвятие часто проводилось на реке (там, где вода замерзала, делали проруби). По рассказу Чехова «Художество» можно представить, как выглядела эта «Иордань» в старину.

«Настает крещенское утро. Церковная ограда и оба берега на далеком пространстве кишат народом… Наверху раздается благовест… Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук — тысячи крестных знамений!.. Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздается бойкий, спешащий трезвон… Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина. Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики…»

По греческим обычаям крещенский обряд совершается у моря. Священник бросает крест в волны. Тот, кто, нырнув, отыщет его, считается удачливым человеком. Окруженный толпой, он проносит крест по улицам города.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Праздник приходится на 40–й день после Рождества (2/15 февраля). Он был введен Иерусалимской церковью в IV веке, а с V стал повсеместным.

Славянское слово «сретение» означает «встречу». В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Завета.

Согласно повествованию св. Луки (2,22–38), произошла она в Иерусалимском Храме.

Моисеев Закон предписывал совершать над каждым первенцем мужского пола обряд посвящения Богу. Когда Младенцу Иисусу исполнилось 40 дней, Иосиф и Мария понесли Его в Дом Божий. Они стояли среди других семей, ожидая своей очереди, и в этот момент к ним приблизился старец Симеон, живший при Храме. Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени» Иисусова, старец добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… да откроются помышления многих сердец». А Матери предрек: «Тебе Самой оружие пройдет душу».

В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся убийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Марии ни слова ропота, ни жалобы.

И вот святое семейство снова в Назарете. Кажется, все грозы миновали. Однако можно ли утверждать, что за эти годы сердце Матери всегда было спокойным? Единственный эпизод из отроческих лет Иисуса, сохраненный Евангелием, говорит о другом. Какие мучительные часы провела Дева Мария, отыскивая пропавшего Сына в многолюдном городе!.. «Дитя Мое! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя!» — говорит Она Отроку.

Наконец Иисус покинул Назарет с тем, чтобы никогда больше не возвращаться под родной кров. Мария осталась одна в городке, где Ее Сына считали безумцем. А когда Она пришла в Капернаум — только взглянуть на Иисуса, — толпа помешала Ей войти в дом…

И так — в течение почти трех лет. Она следит за Ним издали, страдает за Него, молча несет Свою скорбную материнскую долю. Мария слышит, что Иисусу постоянно грозит опасность, узнает, что Он отправился в самый стан противников, в Иерусалим, где старейшины и архиереи готовят Ему расправу. И Матерь Божия спешит туда вместе с галилейскими паломниками…

В Страстную пятницу меч поистине пронзил Ей душу. Стоя у Лобного места, она видела Сына на позорном столбе, видела Его пригвожденные руки, слышала Его последние слова, когда Он поручал Ее заботам любимого ученика. Она стала названой матерью Иоанна и вместе с ним как бы усыновила всех учеников Христовых.

Не случайно день Сретения в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и «Богородичным». Он напоминает нам о земном подвиге и муках Богоматери.

Кондак праздника:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив и ныне спасл ecu нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, и укрепи люди, ихже возлюбил ecu, Едине Человеколюбче.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7апреля — по новому), отмечалось у многих народов как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение.

Каждая будущая мать испытывает особые переживания. Душа ее чутко прислушивается к совершающейся в ней тайне. Многих женщин в это время посещают вещие сны и предчувствия. Что же сказать о Матери Мессии?..

Евангелист Лука приоткрывает завесу над мистерией Назарета.Он говорит об ангеле Гаврииле(вестнике мессианства), о смятении Девы,о потрясших ее словах приветствия.

Она «благословенна среди женщин»,Ее сын утвердит навеки «престол Давида» и дарует спасение миру… Она сама не будет принадлежать никому, ибо всецело посвящена Богу. «Дух святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя». Жизнь,Которая зародится у нее под сердцем, будет сплавлена с огнем божественного Духа.

Ответ Марии выражает Ее любовь к Богу, Ее безграничную готовность служить Ему и Его предначертаниям.

«Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему».

Кондак праздника:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

* * *

Благовещение совпадает со временем Великого поста или пасхальными днями. В связи с этим устав предусматривает особое чинопоследование. Литургия, в какой бы день ни пришелся праздник Благовещения, всегда совершается полная — Иоанна Златоустого, или Василия Великого, — в те дни, когда это положено по уставу.

В ряде православных стран Благовещение сопровождается обрядом «встречи весенних ласточек». По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим «птичьим праздником» на Руси считалось 9/22 марта, когда прилетают с юга жаворонки. В этот день Церковь отмечает память сорока мучеников.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преобразился ecu на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Почему среди многих событий жизни Христа Церковь особенно выделила Преображение и даже посвятила ему специальный праздник (6/19 августа)? Свидетелем его было всего три человека, какого–то исключительного места в Истории Спасения он, по–видимому, не занимает. И все же есть в этом празднике нечто относящееся к самой сути Боговоплощения.

Апостол Павел говорит, что Христос на земле ".уничижил Самого Себя». Он пришел к людям не как признанный царь, пророк Или священник. Свои чудеса Он чаще всего скрывал. Его не поддерживали никакие церковные авторитеты. За исключением единственного раза Он уклонялся от почестей и восторгов толпы. Одним словом, Мессию в Иисусе Назарянине узнать было нелегко.

Отрешившись от привычных взглядов, попробуем увидеть Иисуса глазами Его современников, и тогда мы поймем, какой веры потребовало исповедание Петра.

Ремесленник из провинции, презираемый учителями Закона, ненавидимый духовенством, окруженный грубыми крестьянами и отбросами общества, претендует на божественное посланничество, дерзает исправлять самое Писание. В Назарете Его отвергли, даже близкие не верят в него. Чудеса? Их легко объяснить сатанинским волшебством. Слова Его для многих звучат порой просто кощунственно. Немало учеников покинуло Назарянина, будучи не в силах принять то, что Он сказал о Себе. А где Его полки и сонмы ангелов, которые вышвырнут язычников из святого града? Нет, не таким рисовался Мессия народному воображению…

Однако нашлось несколько человек, которые духовно оказались выше архиереев и законников, людей мудрых и набожных. И их вера, преодолевшая все преграды, познала Христа в Его уничиженном виде.

После того как Петр прямо назвал Его Мессией, ему и еще двум апостолам было дано узреть Славу Сына Человеческого.

Христос молился на вершине горы, а Петр, Иоанн и Иаков спали неподалеку. Когда же они пробудились, то увидели Учителя преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была пронизана светом. Рядом, беседуя с Ним, стояли два пророка…

Чувство невыразимой радости и покоя охватило души учеников. Им захотелось продлить этот неповторимый миг. «Равви! — пролепетал Петр, не зная, что сказать. — Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии…»

Слово «кущи» он произнес не случайно. Праздник Кущей знаменовал пребывание Господа в сердце избранного народа. В этот день сооружали шалаши из ветвей (кущи), вспоминая о странствии в пустыне и о Славе Вечного, явленной светлым облаком в центре стана. И сейчас на горе Петру казалось, что праздник близости Божией настал[83]. И, словно в ответ ему, из облака, осенившего вершину, прозвучали слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

* * *

Невольно хочется спросить: помнили ли ученики гору Преображения, когда увидели Господа на другой горе — Голгофе? Если помнили, то почему поддались страху и отчаянию?

Но ведь подобное происходит и с нами. И нам подчас приоткрывается божественный Свет, и мы вместе с Петром говорим: «Хорошо нам здесь быть», а потом все исчезает. Маяк блеснул, и вновь темное море, бурное и грозящее. Как дорога тогда память о Преображенском Свете, посетившем нас! Только храня ее, можно остаться твердым, когда наступит время испытания.

Молния, расколовшая мрак на святой горе, возвещает также и о будущем преображении твари. Христианство учит о теозисе, конечном «обожении» мира и человека. Поэтому праздник Славы Христовой был отнесен Церковью к концу года.

В Ветхом Завете праздник Кущей был «днем урожая», в христианскую эпоху Преображение было отнесено ко времени сбора плодов.

Церковный устав хранит благочестивый обычай первый раз в году есть виноград только после его освящения[84]. Совершается оно в конце Преображенской Литургии.

В этот праздник мы приносим Богу благодарение за все труды, которые Он помог нам завершить.

Кондак праздника:

На горе преобразился ecu, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты ecu воистинну Отчее сияние.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.