Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-06-02 | 210 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выдвигая свои аргументы (доводы), участник спора может допускать ошибки. Рассмотрим основные виды ошибок.
Ошибки в тезисе выражаются в том, что мы доказываем вовсе не тот тезис, который назвали в начале спора. Можно назвать три таких случая:
1) отступление от тезиса (вместо исходного тезиса доказываем похожий или связанный с ним);
2) подмена тезиса (часто участник спора намеренно заменяет тезис, когда понимает, что исходный доказать не сможет);
3) потеря тезиса (рассуждения уводят нас так далеко от тезиса, что мы его забываем).
Ошибки в доводах – это ошибки в логике доказательства.
Во-первых, может приводиться ложный довод. Недобросовестные спорщики могут ссылаться на несуществующие документы, искажать данные и т.п. Такие ошибки допускают и непреднамеренно, из-за недостаточной компетентности.
Во-вторых, может приводиться произвольный довод, то есть не ложный, но недоказанный, сам требующий доказательства.
Еще один распространенный вариант ошибки в доводах называется «порочным кругом»: для обоснования тезиса используют аргументы, которые сами выводятся из тезиса. Вот пример такого доказательства из комедии Мольера «Лекарь поневоле». Герой отвечает отцу немой девочки на вопрос, почему она нема.
«Сделайте одолжение, - ответил Сганарель. – Оттого, что она утратила дар речи». «Хорошо, - возразил Жеронт, - но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила». Медик ответил: «Величайшие ученые скажут вам то же самое; оттого, что у нее язык не ворочается».
Ошибка может заключаться в отсутствии «связи» между аргументом и тезисом: тезис в этом случае не становится очевидным из тех доказательств, которые приводятся.
|
Для успеха в споре нужно владеть приемами опровержения позиции оппонента, замечать эти ошибки и указывать на них.
Для опровержения ложного тезиса достаточно привести факты (примеры из жизни, результаты экспериментов, опросов).
Критикуя ложные, необоснованные доводы указываем на то, что они не доказывают истинности тезиса.
Если между доводами и тезисом нет логической связи, на это также нужно указать. Такое опровержение называется опровержением демонстрации.
Мы разбиваем неудачные доводы противника, но при этом его тезис может быть верным. Однако участник спора может намеренно использовать ошибочные рассуждения, выдавая их за истинные. Такие намеренные логические ошибки называются логическими уловками. Любителями такого рода уловок были софисты, поэтому такие ошибки называются софизмами. Софисты могут, например, опровергая тезис противника в споре, отвечать не на все приведенные доводы, а только на самые слабые. Это называется «неполным опровержением». Иногда при этом самое главное-то они и «не замечают».
4) Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов
Эффективность спора во многом зависит от умения спорящих ставить вопросы и отвечать на них. Как вы знаете, для Сократа вопросы были главным методом ведения спора и выяснения истины. Рассмотрим виды вопросов и подумаем, как на них отвечать.
1) уточняющим (закрытым) и восполняющим. Первый требует лишь подтверждения или опровержения суждения (ответа «да»/ «нет»). Второй вопрос (со словами кто? что? где? когда? почему? …) используют для выяснения новых знаний.
2) Вопросы могут быть простыми и сложными (включают в себя несколько простых: Когда и какие новые товары будет выпускать завод?); сложные вопросы могут запутать отвечающего, поэтому лучше задавать простые вопросы;
3) корректными (правильно поставленными, основанными на истинных суждениях) и некорректными (имеющими в основе ложные или неопределенные суждения); например, вопрос на собеседовании «По каким вопросам у вас возникают конфликты с коллегами?» некорректен, т.к. предполагает, что конфликты обязательно есть;
|
4) благожелательными и неблагожелательными (враждебными, провокационными);
5) острыми (актуальными, принципиальными, жизненно важными).
Ответ на вопрос может быть:
- кратким и развёрнутым (при обсуждении проблемы предпочтительны развёрнутые, аргументированные ответы);
- позитивным (если отвечающий стремится разобраться в вопросе) или негативным (это отказ отвечать на вопрос).
При ответе на вопрос нужно следить за тем, чтобы ответ был связан с вопросом. Иначе это будет «ответ не по существу».
Запомните золотое правило: отвечать на вопрос можно лишь в том случае, когда вы его до конца понимаете и знаете правильный ответ. Иначе можно поставить себя в глупое положение. Как вопрос, так и ответ на него могут использоваться как уловка в споре.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!