Основные виды ошибок в споре — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основные виды ошибок в споре

2020-06-02 210
Основные виды ошибок в споре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдвигая свои аргументы (доводы), участник спора может допус­кать ошибки. Рассмотрим основные виды ошибок.

Ошибки в тезисе выражаются в том, что мы доказываем вовсе не тот те­зис, кото­рый назвали в начале спора. Можно назвать три таких случая:

1) отступление от тезиса (вместо исходного тезиса доказываем по­хожий или свя­занный с ним);

2) подмена тезиса (часто участник спора намеренно заменяет тезис, когда пони­мает, что исходный доказать не сможет);

3) потеря тезиса (рассуждения уводят нас так далеко от тезиса, что мы его забыва­ем).

Ошибки в доводах – это ошибки в логике доказательства.

Во-первых, может приводиться ложный довод. Недобросовестные спорщики мо­гут ссылаться на несуществующие документы, искажать данные и т.п. Такие ошибки допускают и непреднамеренно, из-за недос­таточной компетентности.

Во-вторых, может приводиться произвольный довод, то есть не ложный, но недо­казанный, сам требующий доказательства.

Еще один распространенный вариант ошибки в доводах называется «по­рочным кругом»: для обоснования тезиса используют аргументы, которые сами выводятся из тезиса. Вот пример такого доказательства из комедии Мольера «Лекарь поневоле». Герой отвечает отцу немой де­вочки на вопрос, почему она нема.

«Сделайте одолжение, - ответил Сганарель. – Оттого, что она утрати­ла дар речи». «Хорошо, - возразил Жеронт, - но скажите мне, пожалуйста, причину, по ко­торой она его утратила». Медик ответил: «Величайшие уче­ные скажут вам то же самое; оттого, что у нее язык не ворочается».

Ошибка может заключаться в отсутствии «связи» между аргу­ментом и тези­сом: тезис в этом случае не становится очевидным из тех доказательств, которые при­водятся.

Для успеха в споре нужно владеть приемами опровержения по­зиции оп­понента, замечать эти ошибки и указывать на них.

Для опровержения ложного тезиса достаточно привести факты (примеры из жизни, результаты экспериментов, опросов).

Критикуя ложные, необоснованные доводы указываем на то, что они не доказы­вают истинности тезиса.

Если между доводами и тезисом нет логической связи, на это также нужно ука­зать. Такое опровержение называется опровержением демонстрации.

Мы разбиваем неудачные доводы противника, но при этом его те­зис может быть верным. Однако участник спора может намеренно использовать оши­бочные рассуждения, выдавая их за истинные. Такие намеренные логические ошибки называются логиче­скими уловками. Любителями такого рода уловок были софисты, поэтому такие ошибки называются софизмами. Софисты мо­гут, например, опровергая тезис против­ника в споре, отве­чать не на все при­веденные доводы, а только на самые слабые. Это на­зывается «неполным оп­ровержением». Иногда при этом самое главное-то они и «не замечают».

4) Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов

Эффективность спора во многом зависит от умения спорящих ста­вить во­просы и отвечать на них. Как вы знаете, для Сократа вопросы были главным методом ведения спора и выяснения истины. Рассмотрим виды вопросов и подумаем, как на них отве­чать.

1) уточняющим (закрытым) и восполняю­щим. Пер­вый тре­бует лишь подтверждения или опровержения сужде­ния (ответа «да»/ «нет»). Второй вопрос (со словами кто? что? где? ко­гда? почему? …) ис­пользуют для выяснения но­вых знаний.

2) Вопросы могут быть простыми и сложными (включают в себя несколько простых: Когда и какие новые товары будет выпускать завод?); сложные во­просы могут запу­тать отвечаю­щего, поэтому лучше задавать простые вопросы;

3) корректными (правильно поставленными, основанными на ис­тинных сужде­ниях) и некорректными (имеющими в основе ложные или неопреде­ленные сужде­ния); например, вопрос на собеседовании «По каким вопросам у вас возникают кон­фликты с коллегами?» некор­ректен, т.к. предполагает, что конфликты обязательно есть;

4) благожелательными и неблагожелательными (враждебными, прово­кацион­ными);

5) острыми (актуальными, принципиальными, жизненно важ­ными).

Ответ на вопрос может быть:

- кратким и развёрнутым (при обсуждении проблемы предпочти­тельны развёр­нутые, аргументированные ответы);

- позитивным (если отвечающий стремится разобраться в вопро­се) или негатив­ным (это отказ отвечать на вопрос).

При ответе на вопрос нужно следить за тем, чтобы ответ был свя­зан с во­просом. Иначе это будет «ответ не по существу».

Запомните золотое правило: отвечать на вопрос можно лишь в том случае, когда вы его до конца понимаете и знаете правильный ответ. Иначе можно поставить себя в глупое положение. Как вопрос, так и от­вет на него могут использоваться как уловка в споре.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.