Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-06-02 | 296 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ТЕМА 4. СПОР. БЕСЕДА.
Искусство спора
Понятие спора. Классификация споров.
Полемические приёмы.
Основные виды ошибок в споре.
4) Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов.
5) Уловки в споре. Нечестные приемы.
Основы мастерства беседы.
Этапы беседы.
Беседа и ее разновидности. Виды деловых бесед.
Цели и задачи деловой беседы. Структурная организация беседы.
Роль вопроса в деловой беседе. Типы вопросов.
ИСКУССТВО СПОРА
Один из основных видов диалога, в который каждый из нас вступает часто и в разных обстоятельствах – это, конечно, спор. Спор возникает там, где есть противоположные мнения по одному вопросу.
Спор — это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.
Центром любого спора, его необходимым и основным элементом является тезис или тема, который один из участников утверждает, а другой опровергает.
Тезис – это мысль, для обоснования истинности или ложности которой строится доказательство (аргументация).
Спор развивается по следующей схеме:
сначала один из участников высказывает свою мысль → потом оппоненты отыскивает в ней уязвимые места (т.н. пункты разногласия) → оппонент выдвигает антитезис, который считает истинным.
Начиная спор, важно определить для себя, считаем ли мы свой тезис несомненно истинным и будем его отстаивать до конца или мы рассматриваем его как возможный и готовы поменять свое мнение. Как подготовиться к спору? Прежде всего, сформулировать тезис и антитезис, обязательно в краткой и простой форме! Когда тезис сформулирован, мы приступаем к его доказательству, для чего прибегаем к помощи логики.
Для доказательства истинности/ложности тезиса выдвигаются утверждения, которые называют доводами. Они обладают доказательной силой для адресата, то есть признаются верными не только нами, но и нашим оппонентом (или слушателям). Если наша цель – поставить в тупик противника, выбираем доводы, которые вызовут у него затруднение.
Доводами могут быть иллюстрации, статистические данные, примеры, указание причин или последствий, аргументация от противоположного, приведение фактов, цитаты из произведений известных ученых, политиков и т.п. Выбирая доводы, важно помнить, что они обязательно связаны с тезисом, из их правильности должна вытекать правильность тезиса.
Классификация споров
Основания классификации разные, цель спора – только одно из них, но очень важное. Поэтому давайте рассмотрим сначала виды споров, выделенные в зависимости от цели.
1. Высшая форма спора – спор для разъяснения истины.
Вступая в такой спор, мы еще не уверены в истинности или ложности нашего тезиса (мнения, которое мы защищаем). Выбираем самые сильные доводы для доказательства своей правоты. Не используем сомнительные приемы ведения спора. Противники в таком споре обычно равны (по знаниям, интеллектуальному уровню). Важно помнить, что мы ищем истину, а не защищаем себя как человека, предложившего на обсуждение какую-либо мысль.
2. Спор для убеждения противника.
В таком споре отбирают аргументы, наиболее убедительные для оппонента; иногда несколько преувеличивают информацию.
3. Спор ради победы.
Выбирают такие аргументы, которые поставят оппонента в тупик. Используют эффектные, но неэтичные способы воздействия – острословие, игру на чувствах и т.п. Например, свидетелем такого спора можно стать на митинге.
4. Спор ради спора.
Любитель подобных споров может завтра отстаивать то, что не принимал вчера, только из удовольствия скрестить копья с кем-нибудь. Такие споры часто затевают «дети» с «отцами» в переходном возрасте.
5. Спор-игра был популярен в Древнем мире. Например, играли таким образом: оппоненту задавали вопросы, на которые он мог ответить только «да» или «нет». Задача - ставить вопросы так, чтобы в итоге оппонент пришел к противоречию себе, то есть согласился с тезисом, противоречащим его первоначальному утверждению. Это неплохая тренировка для овладения искусством спора, помогает научиться внимательно следить за ходом спора.
Споры могут быть:
- сосредоточенными (спорящие всё время имеют в виду один спорный тезис);
- бесформенными (такие споры начинаются из-за одного тезиса, затем какое-либо доказательство вызывает новые споры; часто потом трудно вспомнить, из-за чего же начался спор);
- простыми (в таких спорах участников двое);
- сложными (в обсуждении участвует несколько человек; такой вид спора играет важную роль в общественных делах; в таком споре обычно нужен руководитель, ведущий);
- без слушателей;
- при слушателях (важна поддержка аудитории; участники спора упорнее отстаивают своё мнение, больше горячатся, чаще используют уловки);
- есть даже спор ДЛЯ слушателей (убеждают противники не друг друга, а слушателей);
- устными;
- письменными (например, дискуссия в научном журнале, которая может растянуться на несколько номеров или даже лет).
Кроме умения формулировать тезис и приводить доводы нужно также знать особенности культуры спора, основныетребования к его участникам.
В идеальном споре мы бы обязательно считали оппонента равным себе, искренним и беспристрастным, компетентным и стремящимся к истине. Мы должны с уважением относиться к своим оппонентам и их убеждениям. А это значит: не оскорблять оппонента, не смеяться над ним. Как совершенно справедливо отмечает С.И. Поварнин, «Обычно люди … склонны считать человека, который держится других убеждений, или идиотом, или мерзавцем и во всяком случае настоящим врагом». Нужно помнить о том, что оппонент в споре – не ваш личный враг.
Вступая в спор с человеком иной культуры, следует учитывать национальные обычаи и культурные традиции собеседника. Так, у японцев горячие споры считаются грубостью.
Чтобы спор был эффективным, необходимо, чтобы каждый из противников в споре четко выразил свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Без этого спорить будет сложно – непонятно будет, на что именно мы возражаем и есть ли вообще основания для спора.
Очень важно определить понятия и термины, которыми мы оперируем в споре. Если этого не сделать, может оказаться, что мы спорим о разных вещах. Ведь одна из особенностей нашего языка заключается в том, что около 80% слов в нём – многозначные!
Чтобы успешно отстаивать свою позицию, нужно уметь выбирать тактику и владеть приемами спора. Знакомство с приемами поможет вам также оценить, какой прием использует против вас оппонент, и дать достойный отпор.
Прежде всего, нужно помнить, что в споре мы: 1) доказываем, 2) убеждаем.
Доказывать – значит устанавливать истинность тезиса. Убеждать – вселять в слушателей уверенность в истинности тезиса. Можно долго логически верно рассуждать, но при этом не убедить, потому что ваши аргументы слишком сложны для слушателей. А можно убедить, пользуясь неосведомленностью, предрассудками и т.п. Но обычно именно доказательность делает речь убедительной.
Чтобы защитить свою точку зрения или опровергнуть мнение оппонента используют полемические приемы.
Полемические приемы
Обязательные психологические элементы публичного выступления (в т.ч. спора) – юмор, ирония, сарказм. Будьте осторожны: иногда ироническое замечание могут использовать, чтобы вас смутить, но при этом оно часто не связано с предметом спора. В этом случае, посмеявшись, вернитесь к обсуждению проблемы.
«Доведение до нелепости», «сведение к абсурду». Если вы заметили, что из тезиса вашего оппонента вытекают следствия, которые противоречат действительности, покажите это. Этот прием использовал известный русский адвокат Ф.Н. Плевако, когда защищал старушку, которая украла дешевенький жестяной чайник. Прокурор в своей речи сказал, что эта незначительная кража является покушением на собственность, а собственность священна, а значит, если позволить покушаться на неё, страна погибнет. Плевако развил мысль прокурора: он указал на то, что Россия перенесла набеги половцев, печенегов и татар, пережила множество войн, но от кражи чайника, конечно, должна погибнуть.
Приём бумеранга – это использование тезиса или аргумента оппонента против него самого. Вариант такого приёма – «подхват реплики». Так, на одном процессе знаменитый адвокат (А.Я. Пассовер) защищал богатого контрабандиста. В ответ на защитительную речь адвоката, прокурор эмоционально заявил, что если бы подсудимый не был контрабандистом, он не смог бы заплатить защитнику миллион. Адвокат обратил эту реплику против прокурора: он подсчитал жалование прокурора и разделил его на количество судебных дней, в результате пришел к выводу, что его самого оценивают в миллион, а вот слову прокурора цена – грош.
В споре важно умение перехватывать инициативу. Для этого используют прием «атака вопросами». Отвечать всегда сложнее, чем спрашивать, поэтому нужно стараться чаще задавать вопросы. Ваши вопросы заставляют оппонента защищаться, оправдываться, а это, согласитесь, невыгодная для него позиция.
Иногда вместо обсуждения доводов начинают обсуждать личность того, кто их выдвинул. Это т.н. «довод к человеку». Вот как «рекламирует» такую манеру спора в своем монологе Михаил Жванецкий:
Хватит спорить о вариантах зернопогрузчика! Долой диспуты вокруг технических вопросов!
Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера.
О чем может спорить человек, который не поменял паспорт? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Пойманный с поличным, он сознается и признает себя побежденным.
И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется.
Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачьего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.
Другая разновидность этого приема – «апелляция к публике». Оратор стремится воздействовать на чувства публики, привлечь аудиторию на свою сторону. В рассказе А.П. Чехова «Случай из судебной практики» опытный адвокат, защищая грабителя и мошенника, так описал страдания его жены и детей, разлученных с любимым отцом семейства, так представил психологию своего клиента (Взгляните на его глаза!... Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут!), что не только присяжные и судьи прослезились, но и прокурор был растроган. К сожалению, адвокат растрогал и своего подзащитного, тот сознался в своих преступлениях и был осужден.
Нечестные приемы
Сбить оппонента с толку можно при помощи явления, которое называется «ошибкой многих вопросов»: под видом одного вопроса оппоненту задают сразу несколько вопросов, требующих РАЗНЫХ ответов. При этом требуют немедленно ответить: да или нет. А потом трактуют ответ в свою пользу – применяют ответ к «нужной» части вопроса. Например, античные учителя риторики задавали ученикам вопрос: «Прекратил ли ты бить своего отца? Да или нет?». И ответ «да», и ответ «нет» предполагают, что факт битья имел место.
Уклонение от поставленных вопросов. Иногда полемисты просто пропускают ответ, как говорится, мимо ушей, как бы не замечая его.
Вместо ответа оппонент может начать иронизировать над вопросом: «Вы задаете такие «глубокомысленные» вопросы»; «И вы считаете свой вопрос серьезным?». Или дает отрицательную оценку вопросу: «Это наивный вопрос»; «Это незрелый вопрос». Конечно, такой ответ демонстрирует неуважение к оппоненту.
Неприемлем ответ вопросом на вопрос. Это попытка уйти от неудобного вопроса.
Если оппонент не хочет отвечать на вопрос, он может уклониться от ответа: перевести разговор на другую тему или сослаться на сложность вопроса и перенести ответ на «потом». Последняя уловка называется «ответом в кредит».
В споре важно заметить нечестный прием противника и показать ему и зрителям, что вы его «раскусили».
2. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА БЕСЕДЫ
Самой распространенной формой общения считается беседа. Согласно словарям, беседой называют 1) Спокойный продолжительный разговор, дружеский или деловой. 2) Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанные на обмен мнениями между присутствующими, выяснение каких-либо вопросов.
Общение между людьми может происходить в разных формах. Беседа - это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказывать свое отношение к изложенному мнению.
Этапы беседы
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.
Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы её целесообразности, условия и время её проведения, подготовить необходимые материалы и документы.
Готовясь к предстоящей беседе, важно избежать двух крайностей: с одной стороны, излишней уверенности в своём умении провести эффективный разговор, а с другой - своеобразной перестраховки, стремления пунктуально продумать все этапы будущей встречи. В первом случае инициатива может перейти к партнёру, во втором - малейшее отклонение от плана может привести к растерянности и неуверенности.
Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору.
Перечислим ряд методов, использование которых эффективно в начале беседы:
· метод снятия напряжённости: использование тёплых слов, комплиментов, шутки для установления контакта с собеседником;
· метод "зацепки": использование какого-либо события, личного впечатления или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;
· метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы;
· метод "прямого подхода": непосредственный переход к делу - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.
Конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
· бестактное обрывание на полуслове;
· неоправданное лишение собеседника права высказать своё мнение;
· навязывание мнения ведущего беседу;
· игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
· грубая реакция на высказывание партнёрами противоположных точек зрения;
· подтасовка фактов;
· необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;
· давление на собеседника голосом, манерами.
Заключительная часть беседы служит своеобразной общей её оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости дальнейшего контакта с собеседником.
Важно отделить завершение беседы от других её фаз; для этого используются выражения типа "Давайте подведём итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".
Типы вопросов
Приведем примеры использования разных видов вопроса для выполнения конкретных задач в ходе беседы.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. В управленческой деятельности полезно проводить различия между следующими категориями вопросов:
· по характеру ожидаемых ответов;
· по заключенному в них содержанию;
· по функциям, которые они выполняют.
По характеру ожидаемых ответов вопросы разделяются на закрытые и открытые.
Для получения наиболее точного ответа используют Закрытые вопросы - вопросы с жесткой структурой, на которые можно ответить только "да" или "нет". Например, «Сколько вам лет?», «Где вы живете?», «Какую школу вы закончили?», «Вам правится эта работа?» и т.п. Необходимо учитывать, что формулировки с использованием частицы ли (типа «Нравится ли Вам?», «Хотели бы Вы?», «Согласны ли вы?», «Любите ли вы?») представляют собой вариант закрытых вопросов и могут вызвать смещение ответов в положительном направлении. Конструкция вопросов типа «Вы ведь не думаете?», «Не правда ли?» склоняет опрашиваемого к отрицательному ответу. Закрытые вопросы позволят получать точную информацию, но с их помощью сложно вызвать более глубокое и развернутое сообщение, если собеседник не пожелает раскрыться сам.
Открытые вопросы – вопросы менее структурированные, они предполагают большую свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т.п.: «Что вы чувствуете при виде этого человека?», «Расскажите о себе», «Что вы думаете об этой специальности?», «Каковы ваши профессиональные цели?» и т.п. На эти вопросы человек отвечает в соответствии с тем, как он видит и чувствует проблему. Именно поэтому открытые вопросы используются для прояснения сложной, запутанной ситуации либо для того, чтобы точнее понять отношение человека к предмету беседы.
По заключенному в вопросах содержанию их можно подразделить на две большие группы: вопросы о фактах (информационные) и вопросы о мнениях, желаниях, установках.
Вопросы о фактах (информационные) связаны с тем, что реально осуществилось во времени и пространстве: «Вы были вчера на собрании?», «В каком году вы окончили школу?», «Это фотография вашего сына?». Ответы на них не представляют труда, поэтому ими часто начинают разговор, давая возможность человеку втянуться в беседу.
Вопросы о мнениях, желаниях, установках. Получение ответов на эти вопросы связано с более значительными трудностями, чем на вопросы о фактах и знаниях. Отношение, оценки, желания человека могут быть ясными и четко оформленными, а могут быть смутными и расплывчатыми, могут им осознаваться или не осознаваться. Мнение человека по любому вопросу может быть неоднозначным. Так, работа может нравиться с точки зрения престижа и не удовлетворять в отношении заработка. Поэтому при ответе на вопросы такого рода люди более чувствительны к формулировкам и последовательности вопросов, чем в ответах на вопросы о фактах. Спрашивающему важно сохранить нейтральность в отношении предмета беседы, стараться избегать слов (высказываний), несущих явную оценку. Например, недопустимы фразы типа «Неужели вам это нравится?» или «В вашем возрасте думать об этом?». Чтобы дать возможность собеседнику выразить свое отношение, уместны вопросы типа «Мне интересно услышать ваше мнение», «Как бы вы хотели, чтобы данная проблема разрешилась?», «Что вы думаете по этому поводу?» и т.п.
Наконец, можно выделить две большие группы вопросов по функциям, которые они выполняют в ходе беседы: вопросы, направленные на проверку, уточнение, дополнение полученной информации, и так называемые функционально-психологические вопросы, используемые для снятия напряжения, для контроля за направлением беседы, для перехода от одной темы к другой.
К группе вопросов, направленных на проверку, уточнение, дополнение полученной информации, можно отнести так называемые контрольные, уточняющие и зондирующие вопросы.
Контрольные вопросы служат проверке достоверности ответов. Если сначала вы спрашиваете, насколько ваш собеседник доволен работой, то через несколько вопросов может быть задан первый контрольный вопрос: «Хотели бы вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что вы по каким-то причинам временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?». Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности собеседника.
Уточняющие вопросы следуют за поставленным вопросом, уточняя или перепроверяя сказанное. Собеседника просят объяснить высказанные мысли или чувства. Эти вопросы часто используют, когда ответы неясны или неполны. Например, «Продолжайте, что вы хотели сказать?», «Объясните, что это значит?», «Приведите, пожалуйста, пример. Что вы имели в виду, когда сказали это?». Уточняющие вопросы являются эффективным способом получения полных ответов и контролируют направленность беседы.
Зондирующие вопросы имеют цель получить как можно больше необходимой информации о собеседнике, чтобы решить, в каком направлении действовать. Отличие зондирующих вопросов от уточняющих состоит в том, что к зондирующим прибегают в ситуации, когда собеседнику причины его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он не хотел бы о них говорить; в таких случаях невозможно получить информацию, прибегая к прямым уточнениям. Искусство беседы в подобных ситуациях предполагает деликатность, проявление эмоционального сопереживания. В то же время техника проведения разговора направлена на то, чтобы приблизиться к сути дела, выясняя с разных сторон, в чем заключается проблема. Примерами могут служить любые вопросы, направленные на прояснение переживаний собеседника: «И часто это происходит?», «А как это связано с тобой?», «Кто там был?», «Что произошло?» и т.п.
Желая прояснить возможное поведение собеседника в конкретной ситуации, спрашивающий также может обратиться к зондирующим вопросам. При этом вместо прямого вопроса, типа «Что бы вы делали, если...?», психологически тоньше действуют вопросы, сформулированные следующим образом: «Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с агрессивным поведением сотрудника на своей предыдущей работе? Что вы сделали? Почему вы поступили именно так? Что произошло, если бы вы поступили иначе?»
В группе функционально-психологических вопросов можно выделить зеркальные, косвенные (проективные), эстафетные, вопросы-мосты, заключающие.
Зеркальные вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на то, чтобы достичь действительного понимания его чувств, переживаний, состояния. Примерами зеркальных вопросов могут служить следующие: «Я правильно понял, что вы считаете... (следует повторение того, что сказал собеседник)» или «Вы сказали, что... (следует повторение сказанного собеседником). Почему вы так решили?». Высказывания, сконструированные подобным образом, выполняют несколько функций в беседе: повторение слушателем слов собеседника вызываете у последнего ощущение, что его слышат, а значит, и понимают; кроме того, слыша свое высказывание со стороны, человек может отнестись к нему критически, уточнить свои мысли и чувства.
Косвенные вопросы используются в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Тогда может быть задан вопрос не о мнении собеседника, а, скажем, о мнении его коллег по работе или об общественном мнении. Например: «Как, по-вашему, общественное мнение оценит переход к платному высшему образованию?» или «Как ваши коллеги оценивают трудовую дисциплину в организации?». В конструкции вопросов такого типа заложены элементы проективной методики, согласно которой человек, формулируя мнение своих коллег или сограждан, фактически выражает свое отношение к проблеме. Косвенные вопросы применяются и в том случае, когда спрашивающий хочет скрыть свою заинтересованность в чем-то или не желает явно демонстрировать свое отношение к чему-либо. Например, желая знать, состоялся ли разговор между его собеседником и третьим лицом, и в то же время не желая раскрывать свой интерес, он может косвенным путем получить важную для него информацию. Для этого можно задать ряд вопросов, как бы случайно подводящих к нужному ответу, например: «Вы заходили сегодня в такой-то отдел?», «Интересно, был ли там такой-то?», «Он обращался ко мне с просьбой, а вас он ни о чем не просил?»
Эстафетный вопрос предназначен для поддержания и продолжения диалога, для того чтобы переход от одной темы к другой в процессе беседы выглядел логичным и психологически уместным. По своей структуре он подхватывает последние слова говорящего с тем, чтобы развить тему.
Вопросы-мосты также используют для перехода к другой теме в беседе: «А теперь несколько вопросов о...» или «А сейчас поговорим о другом».
Заключающие вопросы используют при завершении беседы, если важно подчеркнуть равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо еще раз уточнить содержание достигнутых договоренностей: «Смог ли я убедить вас в том, что…», «Итак, вы сможете сдать этот отчет в среду?»
Итак, для успешного проведения беседы нужно овладеть техникой постановки вопросов и быть открытым для общения. Это значит:
• считаться с мнением других, не проявлять авторитарность;
• учитывать состояние собеседника, мотивы этого состояния;
• проявлять интерес к проблеме собеседника;
• быть внимательным слушателем, не перебивать говорящих;
• не говорить самому слишком долго;
• использовать весь банк идей.
Таким образом, каждый вопрос должен вносить свой вклад в обсуждение темы и содействовать решению поставленной в деловой беседе задаче.
ТЕМА 4. СПОР. БЕСЕДА.
Искусство спора
Понятие спора. Классификация споров.
Полемические приёмы.
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!