Тема: «Декоративное и народное искусство» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: «Декоративное и народное искусство»

2020-05-10 187
Тема: «Декоративное и народное искусство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция № 10

Тема: «Декоративное и народное искусство»

Цель: Познакомиться с видами и жанрами традиционного декоративно-прикладного искусства. Определить роль традиционного народного искусства в современном искусстве.

Задачи:

‑ сформировать основные теоретические знания по изучаемой теме;

‑ развивать способности к анализу и синтезу изучаемого материала;

‑ воспитывать стойкий интерес к материалу изучаемой дисциплины.

План:

1. Виды и жанры традиционного декоративно-прикладного искусства: Керамика. Народное ткачество. Ковроделие. Вышивка. Художественная резьба. Художественное стекло. Ювелирное искусство.

2. Современные виды и техники декоративно-прикладного искусства, их технологические особенности.

3. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры.

4. Традиции народного искусства в процессе обучения основам дизайна.

 

Керамика. Народное ткачество

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением[1].

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой[2].

Виды керамики:

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок[3] стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, каменная керамика, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. Кроме того, различают керамику карбидную (карбид вольфрама, карбид кремния), алюмооксидную, циркониевую (на основе ZrO2), нитридную (на основе AlN) и пр.

ФАРФОР

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Свойства

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор

Твёрдый фарфор (англ.)русск., в состав которого входит 47—66% каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами.

Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Мягкий фарфор

Мягкий фарфор (англ.)русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40% каолина, 45% кварца и 30% полевого шпата.
Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом.
В эпоху Классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

Фарфор имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырьё для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

История фарфора

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор. Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию «rothes Porcelain» (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора. Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, — мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

ФАЯНС

Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.

История фаянса

Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в древнем Египте, Китае IV—V вв., позднее — в Иране, Корее, Японии в XI—XIII вв.

Европейский фаянс

Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI века во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России.
Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырьё для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.

МАЙОЛИКА

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

История
Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).

В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике. Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырьё — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами.

 

История

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком искусственным материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура)[4]. Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29—25 тысячелетиями до нашей эры. Этовестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно[5].

Найденные в 1993 году горшки из пещеры Сяньжэньдон (англ.) в провинции Цзянси на юго-востоке КНР были слеплены 20—19 тыс. лет назад[6]. Черепки от остроконечного сосуда, найденные в пещере Юйчаньянь (англ.) в провинции Хунань на юго-востоке Китая, датируются возрастом 18,3—17,5 тыс. лет назад[7].

В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение — период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Петер Джордан (Гронинген, Нидерланды) считает, что керамика распространялась из двух центров инноваций: Восточной Азии (около 16000 лет до настоящего времени) и Северной Африки (около 12000 лет до настоящего времени)[8].

Древнейшая керамическая посуда (12 тыс. л. н.) в России обнаружена в Забайкалье (на археологических памятниках усть-каренгской культуры[9]) и на Дальнем Востоке (громатухинская, осиповская, селемджинская[10] культуры; см. Сибирский неолит).

Керамика с толстым слоем растительного воска и жирного осадка с ливийских местонахождений в Сахаре (Юан Афуда (Uan Afuda) и Такартори (Takarkori) датируется периодом 8200—6400 лет до н. э.[11]

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

Древнейшие виды керамики — это разнообразные сосуды, а также пряслица, ткацкиегрузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata[12]), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зелёная, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.

В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твёрдой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом[13][14] в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким её содержанием и твёрдый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

 

Прозрачная керамика

Исходные керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол.

Нанокерамика

Нанокерамика — керамический наноструктурный материал (англ. nanoceramics) — компактный материал на основе оксидов, карбидов, нитридов, боридов и других неорганических соединений, состоящий из кристаллитов (зёрен) со средним размером до 100 нм[18]. Нанокерамика применяется для производства бронекерамики[19], генераторных ламп СВЧ-диапазона, подложки для полупроводниковых приборов, изоляторов для вакуумных дугогасительных камер, силовых полупроводниковых приборов и электроннооптических преобразователей в приборах ночного видения.[20]

Приготовление шликера

Приготовление шликера идёт в три фазы:

1. Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);

2. В первую фазу добавляется глина;

3. Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.

Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина).

Формование

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно очищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.

Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объёма.

После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).

Ручная обработка изделий

После формования изделия поступают в цех ручной обработки.

После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.

После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.

 

Народное ткачество

Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения. В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.

История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок. В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализацииположила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачейфабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана«Ткачи» (нем. Die Weber, 1892), рассказывающая о восстании ткачей вСилезии (нем. Schlesischer Weberaufstand, 1844).

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира, однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь с помощью ручных ткацких станков. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Керамика,

http://keraamikatehas.ee/ru/что-такое-керамика-и-её-виды,

Ковроделие

Ковроделие – старинный народный промысел, существующий с тех времен, когда человек научился обрабатывать и использовать в быту шерсть животных. Первыми достоверными указаниями на изготовление ковровых изделий являются дошедшие до наших дней рисунки ткацких станков на монументах в Др. Египте, которые относятся к XIV в. до н. э.

Страницы истории

Археологические и этнографические источники указывают на существование ковроделия у греков, персов и мидян еще в античные времена. В Пазарыкских курганах Алтая были обнаружены прекрасно сохранившиеся ковровые изделия скифов, которые представляют большую ценность для исследователей.

Изучая быт славянских племен, историки обнаружили ряд упоминаний о применении ковров ручной работы в ритуальных целях. В России ковровые изделия применялись в сфере домашнего обихода: ими застлали пол помещений или вешали на стены для сохранения в жилище тепла.

У народов Востока (преимущественно, у азербайджанцев и дагестанцев) ковровые изделия ручной работы пользовались не меньшей популярностью. Большим спросом пользовались мешки-хурджумы, предназначенные для перевозки вещей и продуктов питания на вьючных животных. Такие ковры могли использоваться как место хранения предметов быта, посуды или одежды.

У некоторых народностей мира ковровые изделия были частью приданного невесты. Хороший ковер считался ценным и дорогим подарком; нередко изделия приносили в храмы в качестве пожертвования.

Ковроделие сегодня

В наши дни ковры ручной работы широко применимы в быту: их используют для утепления помещений, они также играют важную роль в качестве элемента декора. Шерстяные ковровые изделия устойчивы к сырости и сухому воздуху, что во многом определяет их популярность среди многих народностей нашей планеты.

Изготовление ковров ручной работы всегда было обязанностью женщины. Раньше женщина сама обрабатывала и очищала шерсть, после чего ткала и красила ковры. На протяжении долгих лет женщины совершенствовали искусство ковроделия, постоянно варьируя орнамент и колорит ковров. Качество коврового изделия во многом было показателем умелой и хозяйственной невесты.

В наши дни в России изготавливаются большое количество ковров самых разных типов. Ковроделие до сих пор является приоритетным промыслом для жителей гор, в частности, для чеченцев и дагестанцев. Старинные традиции ковроткачества остались в некоторых областях страны (своими коврами знамениты Курская и Тюменская области).

В течение долгого существования художественного промысла выработались разнообразные типы ковровых изделий, композиция и орнамент которых напрямую зависит от методов их производства.

Основа художественного оформления ковровых изделий представляет собой единство таких составляющих как композиция, орнамент и колорит. Как правило, общий колорит ковра ручной работы определяют один или два доминирующих цвета. В ковровых изделиях может быть задействовано до тридцати цветовых оттенков.

Процесс изготовления ковров дает возможность до бесконечности изменять не только изображения, но и их цветовое решение. Небольшое изменение в соотношении цветов придает коврам ручной работы новые декоративные эффекты.

Сегодня женщины, работающие на фабриках, придают изделиям новое художественное звучание. Композиции ковров стали более разнообразными, а расцветки получили более широкую цветовую палитру. Интерес представляют изделия с разнообразными геометрическими узорами, которые заполняют все поле декоративными ромбами.

Большим многообразием характеризуются композиции и колорит цветочных ковров различных видов. Растительные мотивы такой продукции получают изысканную моделировку форм, а колорит отличается большим богатством оттенков. Вся работа по производству ковровых изделий осуществляется с учетом традиций русского народного художественного ковроткачества.

Типы ковров ручной работы

Войлочные ковры

Существуют два типа войлочных ковров: валяные изделия и ковры с мозаичным узором. Большинство современных исследователей склоняются к мнению, что выделка валяных изделий предшествовала производству мозаичных ковров.

Для выделки коврового изделия с валянным узором применяется расчесанная и предварительно окрашенная непряденая шерсть. Как правило, узор выкладывается с помощью цветной шерсти, а уже во время валки группы шерстинок разных цветов связываются друг с другом, что обеспечивает прочность ковра, а также гармоничный синтез узора и фона. Подобная техника производства предоставляет возможность получать ковры, отличающиеся своим высокими эстетическими качествами.

Мозаичные войлочные изделия изготавливаются с помощью вырезанных разноцветных элементов, которые сшиты согласно композиции ковра. Обычно места стыков форм зашиваются тесьмой, которая может быть однотонной или иметь несколько разных цветов. Так как рисунок выделывается из готового войлока, а затем сшивается, узор коврового изделия не подвергается изменениям, которые могут получить ковры из мягких тканей во время валки или в бытовом пользовании. Пришиваемая тесьма позволяет значительно увеличить срок службы ковра, она также применяется в качестве улучшения декоративных свойств изделия.

Тканые ковры

Изделия такого типа различаются по способам своего производства и делятся на 3 вида: ворсовые, безворсовые и махровые. Ткань изделия выделывается из связанных нитей, которые располагаются перпендикулярно по отношению друг к другу.

В процессе производства безворсовых ковровых изделий нити основы (то есть те, что расположены по всей длине ковров) замыкаются утком (нитками, идущими по ширине). Связываясь с вертикальными нитями, утка создает художественный орнамент ковра. Ткань подобных изделий является гладкой, а узор лицевой стороны аналогичен изнаночной.

Отличительной особенностью ворсовых ковров является то, что лицевая сторона изделий включает небольшие узлы шерстяной пряжи, которые завязываются между каркасными нитками на каждые две пряди, идущими по длине ковра. Узлы разных цветов сцепляются по ширине изделия и ровно отрезаются, что позволяет получить правильную поверхность, укрывающую горизонтальные и вертикальные нитки на лицевой стороне. Плотность ворсовых изделий напрямую соотносится с числом узлов на поверхности коврового изделия. Чем выше показатель плотности изделия, тем сложнее и богаче выходит его художественный орнамент. Применение в ковроткачестве толстой пряжи приводит к производству изделий с низкой плотностью, и напротив – чем меньше по своему размеру пряжа, тем более плотной выходит ткань ковра.

Техника выделки махровых изделий идентична работе по изготовлению ворсовых ковров, только узлы ставятся намного реже. Длина ворса махровых ковров колеблется от 15 до 40 мм, что позволяет изделиям получать мягкую и высокую поверхность.

На всем протяжении длительного развития ковроткачества устанавливались характерные для разных типов ковров способы оформления композиции и орнамента, которые всегда были взаимосвязаны с техникой производства, используемыми материалами и назначением изделий.

Источники: http://www.list7i.ru/?id=375&mod=boards,

Вышивка

Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста,кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания:иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Определение

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

· Бесконечно разнообразны виды швов:

· для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

· для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями,

· мережка, «перевить», настил, гипюр и др.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).

· Главные выразительные средства вышивки как вида искусства:

· выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т. д.);

· использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов;

· эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету….[1]

История

Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, американские индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука. В Одиссееупоминается о вышивании и указывается на великолепный плащУлисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьем. Точно так же у Гомера говорится, что Парисом привезены были в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне Илиады описываются занятияЕлены, вышивавшей по белоснежной ткани битвы из-за неё троян и греков.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных по нему вышивок, заказал себе великолепный плащ искусным киприоткам. Во временаМоисея, искусство В. было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, славившимися своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте открыты были волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии найдено было хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Аттала, царя пергамского, умершего в 133 г. до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Вообще, страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Ещё и ранее того, у древних азиатских народов, эта страсть к богатым вышивкам была так развита, что против неё возникали нередко сильные протесты; так, напр., пророк Иезекииль осуждал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шелк, происходя из Китая, стал известен на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шелковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, ч


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.