Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры

2020-05-10 2856
Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Сегодня очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, а всего несколько десятилетий назад ученым приходилось это доказывать.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества — искусством профессиональных художников.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных старых мастеров А.Венецианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К.Петрова-Водкина, В.Попова воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Ряд современных художников-профессионалов, работающих в области живописи, графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.

В широком значении народное искусство (фольклор) — это создаваемы» народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразны материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковке литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и мне другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотив: орнамента имеют древние мифологические корни.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи) и д

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отображает только наилучшие творческие достижения.

Декоративное искусство — это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой — монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия)

Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В последнее время оформительское искусство принять относить к дизайну. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту: и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом — в конструкции, пропорциях, деталях, а так в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани — все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека — создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды. Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей.' И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промыш­ленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве опреде­ленной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например, период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершен­ством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведением народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?

Может быть, здесь поможет уровень образования мастера или художника? Нет, не поможет, хотя принято считать, что народный мастер не имеет специального образования, а вот художник прикладного искусства обязательно должен закончить специальное учебное заведение. Однако сегодня существуют специализированные учебные заведения, которые готовят специалистов для таких центров, как Гжель, Федоскино, Семенов и др.

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-про­фессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных народных художественных промыслов. Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художественной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых мас­совым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художни­ки-профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусств отнести ту или иную вещь, — определить, в рамках какой художественной композиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного при технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет, продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое устройство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественном в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для топ бы прочувствовать и научиться лучше понимать общее и особенное в к из них.

В этой связи ним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного графического в декоративных произведениях, о том, что в них преобладают изобразительность или пластичность. Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живот начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет начало живописного — скопинская керамика, каргопольская, дымковская игрушки. Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ширялась его палитра, что бы ни преобладало — изобразительное или ментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом завис применяемых материалов, технологии их обработки.

Очевидна взаимосвязь формы и материала. Пластичность глины, дерева, хрупкость и прозрачность стекла, прочность металла поз ют создавать сосуды разнообразной формы, ее наилучшее художеств образное решение обусловлено свойствами материала.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусе своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические свойства материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги,, кожи, камня и др.

Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художестве: образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологическим характером материала, в котором это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее — «видовое», видовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифо-поэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в понятиях «художественный образ», «символ» и «знак» на примере произведений народного декоратив­ного искусства. Самым емким и многоаспектным будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ — это знак, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символическое значение, а символ не всегда образно-выразителен. Знаковое изображение, как правило, не несет никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки — это символы, а порой' даже и образы. Такал многозначность образов-символов и знаков-символов в народном декоративном искусстве представляет определенную трудность. Например, птица в Городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изображение не конкретной птицы и даже не изображение птицы в традициях какого-нибудь промысла, а изображение, приближенное к знаку. В то же время символом солнца может быть декоративное изображение петуха. С другой стороны, ряд символов может иметь не одно, а несколько значений. Так, символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.

Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Если научиться хорошо анализировать образ в любой из художественных систем, то откроются богатейшие возможности выявления взаимосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.

Обозначенные качества в равной степени присущи как народному декоративно-прикладному искусству, так и устному, музыкально-поэтическому фольклору, игровым, драматическим и другим формам народного творчества.

Народное искусство — явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.

Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Народное искусство — это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи — неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства — творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б. Бакушинский, И.Я. Багуславская, Г.К. Вагнер, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, А.Б. Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Одним из первых исследователей народного изобразительного творче­ства, который признал высокую художественную и научную ценность «крестьянского» искусства, был В.С. Воронов. Художественные традиции он определял как «народный стиль». Ученый считал, что традиция способна к изменению, внутренне и внешне она подвижна.

Длительное время под традиционностью народного искусства понима­лись в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.

Авторы современных исследований в области искусствознания рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б. Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколения в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняющихся одновременно.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

М.А. Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, культурную, историческую систему, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном искусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные народом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры — школы и одновременно определяют особую жизненность народного искусства.

Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искусства. М.А. Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.

Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству современности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в способности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о пре­красном.

Очень важно, что народное искусство с его метафоричностью и символикой — живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае — творческий метод.

«Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь понимать ее как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем объеме своего смысла, идейного и эмоционально-эстетического содержания. Однако целостность не говорит о неизменности народного искусства.

Образы изначальные мотивы постоянные народное творчество переосмысляет в новых отношениях, привязывая к ним новые переживания и представления. Вот откуда его многообразие форм. Однако при этом не должно исчезать особенное, выделяющее тот или иной очаг народного твор­чества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно ока­зывается необходимым условием художественного многообразия», — счи­тает М.А. Некрасова.

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).

Таким образом, в народном искусстве школа рассматривается как закрепленные преемственностью традиций и характерные для данного очага народного творчества навыки мастерства, профессиональные приемы и художественные системы, а не в значении места обучения мастеров.

Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профессионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой школы как творческой общности. Только школа как культурная преемственность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле — народный мастер, особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой крал, носитель традиций и коллективного опыта.

«В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой пещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.»

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.