Фотохимический способ. Развитие фотодокументирования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Фотохимический способ. Развитие фотодокументирования

2020-05-10 214
Фотохимический способ. Развитие фотодокументирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В первой половине XIX века был изобретён фотографический способ фиксации информации на материальном носителе, результатом которого стало появление совершенно нового вида документов — фотодокументов. Фотография (от греч. «рпбЮз» — свет, «§гарЬб» — пишу, рисую, т. е. в буквальном переводе светопись) представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки.

Появление фотографии было предопределено громадной потребностью человеческого общества в доступном способе запечатления визуальной информации на материальном носителе, поскольку рисование и живопись во все времена являлись достоянием лишь немногочисленного привилегированного слоя населения.

Изобретение фотографии стало результатом труда учёных многих поколений из разных стран мира. Одной из её предпосылок стала камера-обскура (тёмная комната), свойство которой заключается в том, что луч солнца, проникая в неё сквозь небольшое отверстие, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Об этом свойстве знал ещё древнегреческий мыслитель Аристотель, живший в IV веке до Р. X. В России камера-обскура стала известна в середине XVII столетия.

Другой предпосылкой фотографии стало изобретение очков в XIII веке. В результате камера-обскура была снабжена двояковыпуклой линзой и использовалась для механической зарисовки предметов внешнего мира.

Однако решающую роль сыграли достижения в области химии. В 1727 г. германский исследователь И. Шульце провёл первые опыты по светочувствительности хлорида серебра и впервые показал эффект светописи. Тогда же, в XVIII веке была обнаружена чувствительность к свету растворов солей железа и солей брома, а в начале XIX столетия открыт основной закон фотохимии, в соответствии с которым на вещество могут химически действовать только те лучи, которые этим веществом поглощаются.

Первое в мире фотографическое изображение удалось получить в 1826 г. французу Ж. Н. Ньепсу, использовавшему в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Его метод впоследствии стал называться гелиографией. Он же создал и первый фотографический аппарат. Другой француз — художник-декоратор Л.-Ж. М. Дагер — впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на галогенсеребряном слое. Об изображении Дагера, получившем впоследствии название дагерротипия, было доложено 7 января 1839 г. на заседании Французской Академии. С тех пор этот день стал отмечаться как день рождения фотографии.

Однако период дагерротипии оказался недолгим вследствие дороговизны. В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В. Ф. Г.Тальбота, открывшего негативно-позитивный процесс и ещё в 1835 г. получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге, пропитанной хлористым серебром.

В России первые фотографические изображения были получены в 1839 г. академиком Ю. Ф. Фрицше, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия и был изготовлен А. Ф. Грековым первый фотоаппарат. В 1862 г. в Петербурге начала работу фабрика по производству отечественной фотобумаги. В 1858 г. художником Г. Н. Оже был издан первый русский фотографический журнал «Светопись». Россиянин В. И. Срезневский — видный учёный в области фотографии, конструктор фотоаппаратуры для съёмок в научных экспедициях — стал одним из основателей в 1900 г. Всемирного фотографического союза в Париже.

На первых порах фотография развивалась в искусственной среде фотоателье, но уже с 1860-х гг. получила распространение техника натурной фотосъёмки. Возникла репортажная фотография, важную роль в развитии которой сыграло изобретение в 1880-е гг. американцем Дж. Истменом портативной камеры «Кодак», а в 1914 г. — более совершенной камеры «Лейка» (изобретатель немец О. Барнак).

Во второй половине XIX века появилась цветная фотография. Первые цветные фотографические изображения получили Дж. Максвелл (1861 г.) и Л. Дюкс дю Орон (1368-1869 гг.). В России обладателем «привилегии» (авторского права) на фотоаппарат для цветной съёмки стал в 1889 г. Э. Козловский. В конце XIX века русский фотограф С.М. Прокудин-Горский для получения цветных изображений использовал следующий метод. Он последовательно делал три снимка одного объекта, пропуская изображение через красный, зелёный и синий светофильтры. Демонстрацию цветных изображений С. М. Прокудин-Горский осуществлял, используя те же светофильтры. Сделанные им негативы впоследствии попали в США, где и хранятся в Библиотеке Конгресса.

В дальнейшем происходило постоянное совершенствование процессов фотодокументирования. В частности, в 1947 г. Э. Лэндом был изобретён так называемый диффузионный фотографический процесс, названный им Роlaroid который привёл к созданию одноимённых фотоаппаратов для моментальной фотосъёмки, т. е. к получению готового фотоснимка непосредственно в фотоаппарате, где происходит не только фиксирование, но и проявление изображения. Для этого в аппарат Роlaroid вставляется специальный картридж с сухими химикалиями — так называемый фильм-пакет, который рассчитан на получение 10 фотоснимков размером 8,8x10,7 см. В процессе фотосъёмки готовое позитивное цветное фотоизображение появляется в течение одной минуты после нажатия на спусковую кнопку аппарата. Правда, качество снимков существенно уступает тем, что создаются на основе негативно-позитивного процесса. Вдобавок, такой фотоснимок нельзя ни увеличивать, ни тиражировать, поскольку он создаётся в единственном экземпляре. Разработка в 1950-е гг. многослойных цветных материалов предопределила быстрое развитие цветной фотографии. Примерно тогда же, в 1950-1960-е гг. произошёл качественный скачок в совершенствовании фотоаппаратуры, связанный с разработкой системы автофокусировки объектива, экспонометрического устройства, автоматически определявшего выдержку в зависимости от условий освещения и светочувствительности фотоплёнки. Появились встроенная фотовспышка, механизм автоматической перемотки плёнки на следующий кадр и т. д. В результате современные фотоаппараты стали полностью автоматизированными. Это привело к существенному повышению качества фотосъёмки, прежде всего любительской.

Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т. д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. В частности, ещё в 1852 г. французский военный инженер Эме Лосседа провёл первые съёмки на светочувствительных пластинках для топографических работ. Другой француз — фотограф Феликс Турнашон — в 1855 г. получил патент на воздушное фотографирование. В России первое фотографирование с воздушного шара было сделано в 1886 г.

Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. В настоящее время трудно представить газету, массовый журнал без фотоснимков или фоторепортажей.

Фотография заняла прочное место в документах, удостоверяющих личность: в паспортах, студенческих билетах, водительских удостоверениях и т. п. Идею использовать фотографию для удостоверения личности предложил ещё в середине XIX в. французский фотограф А. Диздери, приклеивший свой фотоснимок на кусок картона и использовавший его в качестве визитной карточки.

Фотодокументы являются важнейшим историческим источником.

Огромная роль фотодокументов в жизни человеческого общества связана прежде всего с тем, что они обладают очень большой информационной ёмкостью, могут одновременно к подробно фиксировать множество объектов. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Количество различимых объектов в поле зрения (с учётом вращения глаза в глазной впадине) превышает 10, в 7-й степени. Однако такое количество информации человек не в состоянии быстро ни запомнить, ни осознать. Память сохраняет лишь незначительную часть увиденного. Фотография же позволяет преодолеть этот недостаток. Количество деталей на фотоснимке может достигать сотен тысяч и даже миллионов.

Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Кроме того, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека. Вместе с тем, несмотря на всю свою важность и значимость, фотодокументирование даёт возможность фиксировать информацию, относящуюся главным образом к форме того или иного объекта, явления, события или процесса, почти не в состоянии раскрыть внутреннее содержание зафиксированных явлений и процессов. Объясняется это неспособностью соответствующих технических средств проникать вглубь явлений и процессов, раскрывать причинно-следственные связи между ними.

Применение микрографической техники расширило сферу использования фотодокументов. В результате появились документы на микроформах. Это фотодокументы на плёночном или другом носителе, которые для изготовления и использования требуют соответствующего увеличения при помощи микрографической техники.

На микроформах создаются микрокопии редких книг, журналов и архивных документов, которые затем становятся достаточно ликвидным товаром на мировом информационном рынке, избавляя потребителей от необходимости разыскивать оригиналы этих документов в различных архивах, библиотеках, музеях многих стран мира. В частности, в конце 1990-х гг. на мировом рынке предлагалось 1040 наименований микроформ по истории России.

На микроформах создаются целые коллекции копий редких документов, оригиналы которых разбросаны порой по всему свету. К примеру, Национальная Библиотека в Париже собрала на цветных микрофильмах практически полную коллекцию из 17 тыс. изображений миниатюр средневековых французских манускриптов (УН-ХУ1 вв.), оригиналы которых оказались рассредоточенными по многим провинциальным библиотекам'.

Вне зависимости от области применения можно выделить следующие основные виды фотографии:

— по цвету: чёрно-белая (монохромная) и цветная (полихромная);

— по химическому составу светочувствительного слоя: обычная фотография, использующая галогеносеребряные материалы, и бессеребряная фотография, в которой используются несеребряные рабочие слои;

— по характеру пространственного восприятия фотоизображения: плоскостная (обычная) и объёмная (стереоскопическая).

Наряду с традиционным фотохимическим способом, в фотодокументировании вот уже на протяжении нескольких десятилетий используются электронные методы. Их суть заключается в том, что изображение фотографируемого объекта предварительно преобразуется в электрический сигнал с помощью так называемых приборов с зарядовой связью (ПЗС) и микроканальных усилителей изображения. Затем электрический сигнал записывается на материальный носитель.

Электронные методы первоначально были разработаны с целью записи изображений на обычную фотоплёнку и применялись на первых порах в фототелеграфии и телевидении. Сначала 1950-хгг. видеоинформация стала записываться на магнитную ленту. В 1959 г. была создана технология термопластичной видеозаписи. Затем появились разновидности лазерной записи изображений.

Электронные методы фотодокументирования обычно рассматриваются наряду с другими методами фотосъёмки, так как все они позволяют получать изображение в пригодном для визуального наблюдения виде, причём не только на экране, но и на фотоматериале.

В настоящее время самым распространенным электронным методом фотодокументирования является так называемая цифровая фотография, которая постепенно стала вытеснять более трудоёмкий фотохимический способ. Первая система электронной цифровой фотографии была создана в 1981 г. японской фирмой Sony.

В цифровой фотографии оптическое изображение объекта съёмки преобразуется в электрический видеосигнал с помощью светочувствительного сенсора — твердотельной пластинки (ПЗС-матрицы) с размещённым на ней множеством мельчайших фотоэлементов — пикселей. Иначе говоря, эта пластинка выполняет роль светочувствительного (рабочего) слоя материального носителя. Количество пикселей равняется числу элементов изображения. Каждый такой фотоэлемент размером в несколько микрон электрически заряжается пропорционально количеству попавшего на него света. Затем полученный сигнал преобразуется в цифровую форму, т. е. в доступный для компьютера формат, и сохраняется в запоминающем устройстве, откуда может быть подан на принтер для получения фотоотпечатка.

В цифровой фотографии используется точно такая же оптическая система, как и в обычном фотографическом аппарате. Внешне цифровая фототехника практически не отличается от традиционной фотоаппаратуры. Более того, в процессе совершенствования электронной фототехники был создан цифровой вкладыш — носитель информации, размеры которого соответствуют стандартной кассете с фотоплёнкой. В результате обычный фотоаппарат может быть использован как для съёмки на обыкновенную фотоплёнку, так и для цифровой съёмки.

Одним из достоинств цифровой фотографии является то, что полученное изображение можно корректировать — изменять цвет, контраст, ретушировать и т. п. Цифровой фотоаппарат можно подключать к компьютеру и его периферийным устройствам, передавать полученные снимки по сети Интернет. Цифровые фотоаппараты хорошо приспособлены для нужд рекламы, полиграфии, микрофильмирования, для оперативного документирования событий наподобие своеобразной записной книжки.

Ряд преимуществ цифровой фототехника обусловил бурное её развитие. На российском рынке фотоаппаратуры в 2004 г. было представлено свыше 200 моделей цифровых фотокамер.

Однако несмотря на бурное развитие цифровой фотографии, традиционное фотодокументирование, которое вот уже без малого два столетия позволяет человеку успешно «останавливать мгновения», по-прежнему продолжает широко использоваться в различных сферах человеческой деятельности. Связано это с относительно более высокой стоимостью цифровых фотоаппаратов, а также с тем, что цифровые фотоснимки пока уступают по качеству изображениям, полученным фотохимическим способом. Так, большинство современных цифровых фотоаппаратов имеют разрешение от 3 до 6 млн. пикселей, тогда как на одном слайде содержится от 15 до 20 млн. точек изображения. Поэтому для художественной фотографии предпочтительнее пока традиционный фотохимический способ.

В перспективе, по мнению участников международного форума «Фотография в XXI веке», галогенсеребряная и цифровая фотография «будут совершенствоваться и расти вместе». Границы между ними сотрутся, появятся «так называемые гибридные системы, объединяющие достоинства галогенсеребряной и цифровой фотографии». По прогнозам же других специалистов, в недалёком будущем неизбежно произойдёт переход от обычной фотографии к цифровой.

Кинодокументирование

С фотодокументированием тесно связано кинодокументирование, появившееся благодаря изобретению фотографии и, естественно, позднее. Кино — это по существу динамическая фотография. В результате киносъёмки на плёнке получается изображение, представляющее собой ряд фотографических снимков, содержащих последовательные статические фазы движения. При проекции этих изображений на экран вследствие быстрой смены кадров движение воспринимается как непрерывное. Связано это с тем, что возбуждение сетчатки глаза, вызываемое проекцией изображения отдельного кадра, не успевает затухнуть, пока данный кадр не сменится другим, который содержит изображение следующей неподвижной фазы движения. В результате последовательные статичные фазы движения сливаются в зрительном человеческом восприятии. Причём оптимальной является смена 24 кадров в секунду.

Родословная кино также уходит вглубь столетий. Ещё древнегреческий учёный Птолемей обратил внимание на способность человеческого глаза задерживать в течение нескольких мгновений зрительные впечатления. Он обнаружил, что если быстро вращать черепок, окрашенный с одной стороны в красный, а с другой стороны — в белый цвет, черепок кажется розовым". Этот эффект впоследствии был назван инерцией зрения, или памятью зрения.

Другой предпосылкой стало изобретение так называемого «волшебного фонаря», принцип действия которого был известен ещё древнеегипетским жрецам и оказался востребованным в середине XIX века. В основу его конструкции положен вращающийся круг с нанесёнными рисунками. С помощью зеркал можно было передать изображение на экран.

Однако решающими стали успехи в различных областях науки и техники, достигнутые к концу XIX века:

— изобретение хронофотографии, т. е. покадровой съёмки последовательных фаз непрерывного движения;

— использование ленточного перфорированного носителя изображения;

—  осуществление проекции изображения непрерывного движения на экран;

— создание механизма прерывистого движения светочувствительной плёнки в процессе съёмки и при кинопроекции.

В результате уже в 1880-е гг. были изобретены первые киносистемы. Разработку одной из них осуществил француз О. Ле Пренс, первым применивший гибкую целлулоидную светочувствительную ленту и частоту съёмок 6 кадров/сек. Исследования активно проводились и в других странах — Англии, Соединенных Штатах Америки, Германии. Однако рождение кинематографа впоследствии оказалось связанным с именами братьев Люмьер, которым в 1 895 г. удалось не только осуществить киносъёмки, но и впервые организовать публичный показ кинофильмов. До конца XIX столетия французами было отснято около 2 тыс. фильмов, ставших первыми в мире кинодокументами.

В мае 1896 г. в Петербурге на Невском проспекте был открыт первый в России кинотеатр. О сеансах в этом заведении газетный репортёр тогда писал: «Из ряда картин, которые нам случилось видеть, лучшими мы можем отметить: подход поезда, ссора двух мужчин и их борьба, игра в карты, выход рабочих с фабрики Люмьера, ссора детей и акробат, играющий с лентой».

Первой киносъёмкой в нашей стране явилась съёмка коронации Николая II в том же 1896 г. Довольно быстро кинохроника в России получила широкое развитие. Постепенно на основе производства хроникально-документальных съёмок выросла отечественная художественная и научно-популярная кинематография.

Вскоре после появления кинематографа русский учёный И. Л. Поляков в 1900 г. получил первый патент на воспроизведение фотографической записи звука с помощью фотоэлемента и позитива фонограммы. В 1906 г. американский изобретатель Ю.Лост разработал систему фотографической записи звука на киноплёнку. Этот способ основан на изменении яркости или ширины светового луча, направленного на движущуюся киноплёнку, в зависимости от изменения звуковых колебаний. Таким образом, звук оказывается «сфотографированным». После соответствующей обработки на киноплёнке образуется звуковая дорожка (фотографическая фонограмма), прозрачность или ширина которой зависит от характера изменения записываемого звука. Такого рода документы с оптической записью звука стали называть тонфильмами. Наибольшее распространение звукозапись на киноплёнке получила в 1930-е гг. В отечественных архивах хранится свыше 1000 тонфильмов. Однако в 1950-е гг. этот способ, применявшийся в профессиональном кинематографе, уступил своё место более качественной магнитной записи.

В процессе кинодокументирования, т. е. кинематографическим способом, создаются изобразительные или аудиовизуальные документы, получившие название кинодокументы. Они имеют сложную структуру и состоят из кадров, планов (последовательно расположенных кадров, снятых с одной точки), а также звуковой составляющей, т. е. органически сочетают в себе изобразительные, текстовые, музыкальные и шумовые компоненты.

В кинодокументах находят широкое отражение самые различные события и факты реальной действительности. Не случайно на протяжении вот уже более чем столетия кинодокументы широко используются для фиксации информации в различных областях науки и техники, социально-экономической, политической, культурной жизни. Многие тысячи метров киноплёнки в жанре кинохроники, кинопублицистики стали своеобразной летописью отечественной и мировой истории.

В последние десятилетия кинодокументирование уступило свои позиции магнитной и цифровой видеозаписи, однако не прекратило своего существования. В частности, некоторые кинорежиссёры по-прежнему предпочитают снимать отдельные свои фильмы традиционным кинематографическим способом.

 


 

ДРЕВНЕЙШИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА

 

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимул ировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии (регион в юго-западной Азии, включающий в себя, полуостровы Малая Азия (Малоазиатское нагорье) и Аравийский, и прилегающие к ним территории восточные побережья Средиземного моря (Левант),Кавказа (Закавказье), Армянского и Иранского нагорий, и Месопотамской низменности; а с политической точки зрения три региона — Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (частично) первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы. На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

ИЗОБРЕТЕНИЕ БУМАГИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЁ ПРОИЗВОДСТВА

 

Бумага (от итал. “bambagia” – хлопок) была изобретена в Китае во 2 веке до Р.Х. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершенствовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревьев, ивы, пеньку и тряпье.

Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секреты производства бумаги. Лишь в начале 7-го века эти секреты были вывезены за пределы страны – в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в 12 в. – и в Европе. С 13 в. бумага стала производиться в Италии, в 14 в. – в Германии, в 15 в. – в Англии.

На Руси использование этого нового материала для письма началось в 14 веке. Первоначально бумага была привозной – сначала с Востока, а затем из Западной Европы: итальянская, французская, немецкая, голландская. В период правления Ивана Грозного в России была построена первая “бумажная мельница” близ Москвы, действовавшая, впрочем, недолго. Но уже в 17 столетии в стране работало 5 бумагоделательных предприятий, а в 18 веке – 5292.

Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи между растительными волокнами с последующим их тесным переплетением между собой (“сволачиванием”) в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.

До середины 19 века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тряпья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной прямоугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из проволоки. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами грубого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду и просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изготовленной ручным способом, следы, видимые на просвет, поскольку бумажная масса в местах её соприкосновения с проволокой была менее плотной. Эти следы получили название филиграней (от итал. “filigrana” – водяной знак на бумаге).

В бумаге европейского производства водяные знаки впервые появились в Италии в конце 13 века, а в России - лишь во второй половине 17 века. Первоначально это были рисунки, повторявшие контурное изображение, сделанное из тонкой проволоки и прикреплявшееся к дну металлической сетки. На филигранях изображались животные, растения, небесные тела, короны, портреты монархов и т.п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие имя владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бумаги.

К настоящему времени известно около 175 тыс. филиграней, сделанных в разное время на бумажных мельницах и мануфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а также одним из средств защиты от подделки документов. И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежнему широко применяется для изготовления ценных бумаг, денежных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, свидетельств и т.д.).

Между тем бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был изобретён ролл – механизм для размалывания, измельчения волокон. Французский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ отбеливания тряпья хлором, способствовавший улучшению качества бумаги. Менее чем через 10 лет, в 1798 г. француз Н.Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бумажной фабрике.

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бумажного носителя информации. С 1950-х годов в производстве бумаги стали применяться полимерные плёнки и синтетические волокна, в результате чего появилась принципиально новая, синтетическая бумага – бумага-пластикат. Она отличается повышенной механической прочностью, стойкостью к химическим воздействиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластичностью и некоторыми другими ценными качествами. Такая бумага может использоваться для изготовления чертежей, географических карт, репродукций и т.д. Однако полная замена растительных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхности бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная композиция93.

В самом конце 20 века появились сообщения об изобретении “электронной бумаги”, представляющей пластиковый лист, который имеет покрытие в виде гибких транзисторов и подключается к компьютеру. Транзисторы создают электрическое поле, под влиянием которого меняется цвет “электронных чернил”, состоящих из огромного количества мельчайших микрокапсул с тёмным красителем и светлым пигментом. На одном листе “электронной бумаги” можно печатать множество документов, сохраняя при этом все ранее созданные.

 

 КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ НОСИТЕЛЕЙ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Начиная с 19 столетия, в связи с изобретением новых способов и средств документирования (фото-, кино, аудиодокументирования и др.), широкое распространение получили многие принципиально новые носители документированной информации. В зависимости от качественных характеристик, а также от способа документирования, их можно классифицировать следующим образом:

       бумажные;

       фотографические носители;

       носители механической звукозаписи;

       магнитные носители;

       оптические (лазерные) диски и другие перспективные носители информации.

БУМАЖНЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

 

Важнейшим материальным носителем информации по-прежнему пока остаётся бумага. На отечественном рынке в настоящее время имеются сотни различных видов бумаги и изделий из неё. При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степенью отделки поверхности и т.п.

Любая бумага, изготовленная традиционным способом, характеризуется определёнными свойствами, которые необходимо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся: композиционный состав, т.е. состав и род волокон (целлюлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. волокна), их процентное соотношение, степень размола;

       масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/кв. м;

       толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);

       плотность, степень пористости бумаги (количество бумажной массы в г/смі);

       структурные и механические свойства бумаги (в частности, направление ориентации волокон в бумаге, светопроницаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т.п.);

       гладкость поверхности бумаги;

       белизна;

       светопрочность;

       сорность бумаги (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.

В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковочная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документная и т.д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/мІ и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется газетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/мІ и изготавливается на основе древесной целлюлозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бумага (от 85 до 160 г/мІ). Для технического документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на основе механически обработанного тряпья. Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется документная бумага, устойчивая к механическим воздействиям. Она изготавливается на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками.

Для механической записи кодированной информации и дальнейшего её использования в информационно-поисковых системах, в перфорационно-вычислительных машинах применялись перфорационные ленты. Они изготавливались из плотной бумаги толщиной около 0,1 мм и шириной 17,5; 20,5; 22,5; 25,5 мм.

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял 19 её форматов. Но одновременно существовали многочисленные форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фабрик и исходя из пожеланий потребителей95. В 1920-е годы после решения большевистского руководства о переходе к метрической системе были упорядочены и форматы бумаги, а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 “Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы”. В основу новых форматов была положена система размеров бумаги, впервые предложенная Германской стандартизационной организацией DIN примерно в 1920 году. В 1975 г. эта система стала международным стандартом (ISO 216), будучи принята Международной организацией по стандартизации. Она действует и в России.

Стандарт ISO 216 состоит из трёх серий: A, B и C. В качестве основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бумаги имеет ширину, равную результату деления его длины на корень квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (А0) равна 1 мІ, а его стороны составляют 841х1189 мм. Остальные форматы получаются путём последовательного деления пополам предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, указывающей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата А0.

Форматы А-серии ISO 216:

4А0 1682х2378 2А0 1189х1682 А0 841х1189

 

А1 594х841 А2 420х594 А3 297х420 А4 210х297 А5 148х210

А6 105х148 А7 74х105 А8 52х74   А9 37х52   А10 26х37

Форматы В-серии используются в тех случаях, когда А-серия не имеет подходящего формата. Формат В-серии является средним геометрическим между форматами Аn и А(n+1).

Форматы С-серии стандартизуют конверты. Формат С-серии является средним геометрическим между форматами А и В серий с одним и тем же н


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.