Изображения на верхней площадке центральной скалы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Изображения на верхней площадке центральной скалы

2020-05-10 154
Изображения на верхней площадке центральной скалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Треугольная по своим очертаниям площадка имеет неровную, испещрённую бороздами и выбоинами сероватую поверхность. Здесь деятельность льда и других разрушающих факторов сказалась значительно сильнее, чем на северо-восточном склоне. По видимому, некоторая часть из имевшихся здесь изображений, особенно в западной части погибла, вследствие разрушения и изглаживания льдом.

На ряду с более-менее сохранившимися фигурами мы имеем здесь довольно много неясных фрагментов уже утраченных изображений. Но и среди сохранившихся фигур многие имеют относительно неглубокий изглаженный рельеф.

Изображения и их фрагменты занимают почти всю поверхность верхней площадки скалы. Мы зарегистрировали здесь 64 фигуры, незначительные фрагменты и фигуры с неясными контурами оставили без внимания.

Уже при первом взгляде на общую совокупность изображений бросается в глаза, что наиболее интересные, важные и многочисленные здесь изображения рогатых животных – очевидно, оленей или, частично, лосей – даны в единой целостной композиции. На самом деле здесь изображены три ряда животных, бегущих одно за другим с разных сторон, в одну точку – по направлению к юго-западной вершине треугольника площадки. Западный ряд состоит из шести фигур оленей. Сюда же относится, по всей вероятности, и незаконченное изображение оленя. Этот ряд фигур идёт вдоль западной стороны треугольной площадки. Все олени показаны бегущими с севера на юг. Средний ряд состоит из трёх грандиозных фигур животных и одной аналогичной фигуры, меньшего размера, выбитой на голове большого оленя. Ряд начинается в северо-западном углу площадки большой фигурой оленя, или может быть, самки лося и идёт по дуге посредине площадки. Все олени показаны бегущими один за другим. Третий – южный ряд состоит из 13 изображений животных, частью фрагментарных. Он идёт вдоль южной стороны площадки. Все олени, или частично, может быть, лоси показаны бегущими один за другим к западу по направлению к юго-западной вершине треугольника площадки, где этот ряд смыкается с западным рядом.

К этой замечательной, поистине грандиозной композиции относятся, по всей вероятности, и фигура, изображающая человека с луком и с каким-то снарядом (лассо?) в руках. Снаряд направлен к заду оленя, представляющего заднюю фигуру западного ряда изображений бегущих оленей.

Вся данная композиция в целом представляет, по видимому, магическую сцену загона оленей и является поразительным памятником первобытной охотничьей магии. Олени показаны бегущими в одну точку – к конечному пункту загона. Их преследует человеческая фигура с луком олицетворяющая, по всей вероятности, какое-то божество, покровительствующее охотникам и имеющее власть над животным миром.

Чрезвычайно важно особо подчеркнуть и следующее. Почти каждая из фигур, входящих в состав этой магической композиции, представляет замечательное произведение первобытного реалистического искусства. Среди наскальных изображений Онежского озера и Белого моря только здесь мы впервые сталкиваемся с образами такой выразительности и силы, впервые видим в этом круге памятников севера-запада СССР изображения такой грандиозной величины. Три больших фигуры оленей художник изобразил в размерах натуральной величины живых оригиналов с несомненной целью – достигнуть настоящего приближения к натуре своих произведений. То же руководящее художником стремление - достигнуть наибольшего сходства с натурой – чувствуется во всей компоновке этих фигур, в стройных очертаниях линий тела животных, в моделировке, например, их копыт и т.д.

И не может быть сомнений в том, что неолитическому художнику удалось разрешить свою задачу. Высеченные простыми каменными орудиями в твёрдой породе большие фигуры оленей являются действительно крупными достижениями наскального искусства.

В середине верхней площадки центральной скалы выбит ряд изображений больших лодок или кораблей, плывущих друг за другом по направлению к югу. Изображения лодок достигают здесь 2 м в длину и содержат иногда свыше 20 вертикальных коротких линий, изображающих экипаж лодок. Плывущие к югу лодки, по видимому, композиционно связаны между собой, но вряд ли они имеют отношение к изображённой здесь сцене магического загона оленей. Любопытно что большие изображения оленей выбиты на изображениях лодок. Такое соотношение изображений является обратным по сравнению с тем, что наблюдалось, среди арктических наскальных изображений Скандинавии, где, как например, в Бардале, изображения лодок обычно высечены на реалистических изображениях животных.

Из других изображений группы мы должны отметить композицию из трёх символических фигур, вероятно связанных между собой. Первое изображение представляет солярный знак, типичный для онежских изображений и не типичный для изображений Белого моря, отличающийся от других, аналогичных изображений поперечной чертой. Вторая фигура изображает змею – символ подземного мира – преисподней. Третья фигура человека с опущенными вниз руками, может быть отражает символику смерти. Таким образом все три фигуры скорее всего символизируют идею смерти и воскресения.

Ещё одна композиция в нижней части скалы, ближе к протоке, представляет возможную сцену родов или дефлорации, полную аналогию которой мы имеем среди изображений Пери-Нос 3 на Онежском озере.

Наблюдаются некоторые особенности в технике выбивания данной части скалы, обусловленные и величиной фигур, и неровной поверхностью скалы. Более тщательно и с более глубоким рельефом выбиты обычно контуры особенно крупных фигур. Вся середина силуэтов выбита каким-то более грубым орудием (каменным молотом?), оставлявшим широкие неровные углубления в граните, вследствие чего силуэты фигур имеют неровную шероховатую поверхность. Наивысшее изображение находилось на высоте 1, 60 м, наинизшее – на высоте 1,10 м, над уровнем воды в протоке в 1936 году.

 

Залавруга. Южная скала

Участок каменного берега Залавруги, непосредственно примыкающий к центральной скале с юга, мы условно называем южной скалой. Этот участок имеет довольно пологий (15 градусов) склон к воде. Поверхность скалы изборождена шрамами и бороздами.

На сероватой неровной поверхности скалы наблюдаются неясные, изглаженные льдом фигуры и фрагменты фигур, почти неразличимые. Мы зарегистрировали только те фигуры, очертания которых не вызывали сомнений. Изображения представляют какие-то линии и схематизированные фигуры с условным, вероятно, магическим смыслом.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.