Топография наскальных изображений Белого моря и общие замечания. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Топография наскальных изображений Белого моря и общие замечания.

2020-05-10 160
Топография наскальных изображений Белого моря и общие замечания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Река Выг вытекает из Выгозера, течёт по направлению к северу и впадает в Сорокскую бухту Белого моря в районе города Сороки. В 8 км к юго-западу от устья реки расположено прибрежное селение Выг-Остров.

На участке от Выг-острова и до Сороки, на протяжении прямой линии около 8 км, р. Выг образует довольно разветвлённую сеть рукавов и боковых протоков, между которых располагаются многочисленные острова. Главное русло реки имеет здесь значительное падение. Протекая в каменном массиве кристаллических сланцев, река изобилует, вследствие крутизны своего уклона к морю, многочисленными порогами, водоворотами и быстринами. Наиболее крупными порогами, иногда, как Шойрукша, почти водопадами здесь являются: Шойрукша (против села Выг-Остров, падение около 5 м), Бараньи Лбы (падение около 4 м), Золотец (падение около 4 м), порог Чёрный, Чёбот – порог, Морской порог и порог Дубин. Крутые дикие скалы и каменистые острова, штурмуемые низвергающимся с белой пеной потоком, оставляют сильное впечатления в каждом, кто смотрел на пороги нижнего течения р. Выг.

Эти пороги представляют значительные трудности для судоходства. В обход наиболее крупных из них с глубокой древности существовали волоки. Такой волок соединял, например, до сооружения Беломорско–Балтийского канала, берег реки выше порога Шойрукша с берегом ниже порога Золотец, перерезая по кратчайшей линии выступ суши между названными порогами.

В окрестностях сел. Выг-Остров и далее к югу местность повышается и рельеф становится расчленённым. Там и здесь виднеются отдельные небольшие возвышенности и гряды холмов в основе которых лежат или складки коренного массива архаических пород или скопления четвертичных отложений. Ландшафт здесь, за исключением обработанных площадей имеет преимущественно лесной характер. В составе древесных пород преобладают относительно низкорослая сосна, берёза, осина, ива и ель.

Берега р. Выг в ее нижнем течении и многочисленные острова, образованные ответвлениями реки, почти сплошь поросли лесом, возвышающимся над скалистой полосой берега.

Наскальные изображения расположены отдельными группами, по массивам каменных берегов нижнего течения р. Выг в окрестностях Выг-Острова. Ранее здесь была известна только одна группа наскальных изображений – северная или главная группа острова Бесовы Следки, открытая в 1926 году А.М. Линевским и подробно изученная нашей экспедицией осенью 1935 г. Для дополнительного изучения этой группы и для дальнейших поисков новых групп изображений в 1936 г. сюда была направленна институтом антропологии, археологии и этнографии Академии Наук СССР новая экспедиция в составе В.И Равдоникаса (руководитель), Л.А Ивановой, Н.А. Лапина и Д.С Каценельсон. Работы этой экспедиции, осуществлявшиеся в августе-сентябре 1936 г., увенчались крупным успехом.

Вследствие необычно сухого и тёплого лета, уровень воды в р. Выг к августу 1936 г. сильно понизился (в среднем на 1 - 1,25 м). Многие ответвления реки и её побочные протоки пересохли почти совершенно, прибрежные скалы значительно выступили из воды, а между соседними островами в ряде случаев обнажились соединяющие их более возвышенные полосы каменного ложа реки.

Всё это вместе взятое облегчило нам, как поиски, так и изучение наскальных изображений. Экспедиция 1936 г. обнаружила здесь шесть новых групп изображений, расположенных в трёх отдельных пунктах. Совершенно исключительным по своему научному значению является открытие большой группы изображений на центральной скале Залавруги, сделанное 5 сентября 1936 г. автором этих строк. По площади занятой изображениями, эта группа превосходит все аналогичные местонахождения на побережье Белого моря и на Онежском озере. Входящие в её состав большие реалистические изображения оленей, как по своим размерам (до 3, 5 м в длину), так и по художественным достоинствам превосходят все остальные изображения северо-запада СССР. Эти замечательные фигуры являются в полном смысле шедеврами неолитического искусства северной Европы. Они должны быть поставлены по меньшей мере, в один ряд с самыми лучшими образцами арктических наскальных изображений Скандинавии, например, с широко известными фигурами оленей в Бола и Бардале (Норвегия). Большой интерес представляет и открытая Н.А. Лапиным группа изображений на Ерпин-Острове. Экспедиция 1936 г. собрала также довольно значительный материал с неолитических стоянок в районе расположения наскальных изображений Белого моря.

В результате этих исследований к 1937 г. на р. Выг стали известны уже семь групп наскальных изображений Белого моря.

Перечисляем эти пункты в порядке с севера на юг: 1.) Залавруга с тремя группами изображений. 2.) Ерпин-Остров с двумя группами изображений. 3.) Остров Бесовы Следки с двумя группами изображений. Ниже мы даём подробную характеристику топографии каждой группы, а сейчас кратко остановимся лишь на некоторых общих вопросах.

Залавруга представляет один из рукавов р. Выг, в 1936 г. пересохший. Изображения расположены на трёх смежных скалах правого берега этого протока, вблизи порога Чёрного у главного русла реки, т.е. примерно в 2 км от дер. Выг-Остров по прямой линии. При обычном уровне вода протекает поблизости от изображений. Так очевидно дело обстояло и в древности.

Изображения на Ерпин-Острове и на Бесовых Следках находятся в следующих условиях. У сел. Выг-Остров и несколько ниже, русло р. Выг расширяется, и расстояние от одного берега реки до другого доходит здесь до 500 м. В этой расширенной части реки громоздится целая система островов, представляющих скалистые выступы массива кристаллических сланцев, покрытые сверху песчаными наносами. По обоим берегам реки возвышаются песчаные террасы, достигающие 5-6 м высоты. Самый большой из указанных островов находится против сел. Выг-Остров по середине реки. Между ним и берегом реки низвергается водопад Шойрукша. Остров получил название «Бесовы Следки» по изображениям следов босой ноги, входящим в состав главной группы наскальных фигур, расположенных на острове. Это главная или северная группа – находится на прибрежной скале восточного берега острова, непосредственно у самой воды в 60 м к берегу от северной оконечности острова. Несколько южнее на том же берегу острова и в близких условиях, т.е. на скале у самой воды расположена и другая меньшая по численности фигур группа. Она была открыта и изучена в 1936 г.

На 300 м ниже острова Бесовы Следки главное русло реки вновь суживается. Участок правого берега главного русла в этом месте отделён с запада рекой, а с других сторон – её ответвлениями, и представляет остров, носящий у местного населения название Ерпин-Остров. Здесь в 1936 г. были открыты две группы изображений – северная и южная. Северная находится у самой воды в северо-западной части острова рядом с главным руслом реки. Южная, от которой сохранились только три фигуры, находится на отдельной скале на берегу пересохшего к августу 1936 г. протока, в 120 м к юго-востоку от северной группы.

Таким образом все известные к настоящему времени на побережье Белого моря группы наскальных изображений расположены приблизительно в одинаковых условиях – на прибрежных горизонтальных или отлогих скалах со склоном не более 15 градусов, у самой воды р. Выг и по её ответвлениям. Очевидно и здесь выбор места для изображений руководствовался теми же мотивами, что и на Онежском озере: изображения высечены в непосредственной близости к воде и непременно на отлогих или горизонтальных поверхностях. По всей вероятности, это было сопряжено с особенностями культовых и магических действий, совершавшимися над наскальными изображениями и вокруг них.

Такая топография очень плохо отразилась на сохранности некоторых групп беломорских изображений. Напор быстрого течения реки и, в особенности мощные ледоходы интенсивно разрушали и разрушают толщу кристаллических сланцев, по которой проходит ложе реки и её ответвлений. Следы деструктивных разрушений в виде крупных и мелких обломков наблюдаются здесь повсюду. Разрушению подверглись и скалы с изображениями, ярким примером чего может служить северная группа Ерпин-Острова, окружённая отколовшимися от скалы обломками, причём один из них ещё сохранил на себе изображения, относящиеся к данной группе. От южной группы изображений, находящейся в условиях настоящего хаоса и разрушения, сохранились только три фигуры и несколько неразличимых фрагментов. Сильно разрушена скала с изображениями южной группы острова Бесовы Следки. Пострадала поверхность северной скалы Залавруги, а замечательные фигуры на центральной скале того же местонахождения основательно изглажены льдом. Всё это лишний раз показывает, что с изучением наскальных изображений действительно следует поторопиться.

По своим преобладающим сюжетам изображения Белого моря, при некоторой спорной общности с изображениями Онежского озера, представляют всё же существенные от них отличия, объясняющиеся конкретными особенностями хозяйства, быта и верований племён, оставивших беломорские изображения, а также хронологическими различиями. При этом почти каждая группа изображений имеет здесь свою преобладающую, так сказать «ведущую» тематику.

Так для Бесовых Следков, в особенности для южной группы особенно характерны изображения рыб и морских животных (тюленей, моржей, белух, нерпы). Эти фигуры высечены здесь часто по соседству одна с другой и в значительном числе как бы доминируют над другими фигурами. Изображение большой рыбы в северной группе Бесовых Следков является самой большой фигурой в данной группе и по своей длине (0,85 м) превосходит даже «беса», несколько уступая только изображению лебедя, имеющего наибольшую длину 0, 92 м.

Некоторые сочетания изображений в той же северной группе могут быть истолкованы как магические сцены охоты на морских животных с лодки при помощи гарпуна. Вспомним, что среди фигур Онежского озера изображения рыб в высшей степени редки.

Если объяснять наскальные изображения с точки зрения охотничьей магии, то такое выдающееся положение рыб и морских животных среди фигур Бесовых Следков не будет казаться случайным явлением. Морской промысел и рыболовство без всякого сомнения имели чрезвычайно важное значение в хозяйстве оставивших эти изображения племён. В настоящее время, как и Сорокский залив Белого моря, так и р. Выг, особенно в её нижнем течении, исключительно богаты водной фауной. Вблизи Сороки в изобилии водится сельдь, которая густыми косяками заходит сюда с осени. Весьма добычлив также морской лов сёмги, наваги и трески. Из морских животных в Белом море распространены нерпа, тюлень, белуха, значительно реже встречается морж. В р. Выг промысловые рыбаки во множестве ловят сигов и особенно сёмгу, которая в определённые периоды идёт в реку с моря сплошными массами, преодолевая пороги и водопады. Во время работ экспедиции осенью 1935 г. мы наблюдали, как парящие над рекой у порогов ястребы время от времени бросались в воду и с лёгкостью вытаскивали рыб, иногда столь крупных, что унести их они были не в состоянии. В период хода рыбаки с помощью простого сачка добывают в порогах большое количество сёмги и сигов.

Изобилие рыбы и морского зверя в данном районе в древности было, без сомнения, ещё более значительным, чем в настоящее время и, конечно служило важнейшей основой существования живших здесь неолитических племён. Нет ни чего удивительного, что изображения рыб и морских животных занимают видное место среди других сюжетов наскальных изображений Белого моря. Затруднение для объяснения факта преобладания этих изображений охотничьей магией представляет, однако, то обстоятельство, что рыболовство играло также очень крупную роль в хозяйстве племён, обитавших на Онежском озере, и, однако изображения рыб представляют там большую редкость. Возможно, что семантика этих изображений имеет более сложное, может быть тотемическое содержание.

Если фигуры рыб и морских животных характерны для Бесовых Следков, то для группы изображений на верхней площадке Залавруги ещё более характерны изображения оленей. Эти реалистичные высокохудожественные изображения даны здесь несомненно в композиции, изображающей, по видимому магическую сцену охоты на оленей загоном. В этом мнении укрепляет нас не только строго продуманное расположение фигур животных, изображённых бегущими с разных сторон в одну точку, но и наличие человеческой фигуры с луком позади северо-западного ряда оленей, как бы подгоняющей этот ряд.

Композиция загона оленей на центральной скале Залавруги представляет особо выдающийся, поистине грандиозный памятник человеческого мышления и магического искусства. Но близкие по сюжету, хотя и значительно более скромные по выполнению композиции известны и в других группах наскальных изображений Белого моря. На северо-восточном склоне той же центральной скалы Залавруги три раза повторяется сцена преследования оленя человеком на лыжах.

Среди фигур северной части Бесовых Следков мы вновь встречаем эту сцену, причём человек здесь преследует, по видимому, целое стадо оленей. Наконец данная композиция представлена и в южной группе того же острова, в её северной части, здесь человек также гонит целое стадо оленей, от которого вследствие разрушения скалы сохранились только некоторые изображения. В отличие от большой композиции загона оленей на верхней площадке центральной скалы Залавруги во всех перечисленных композициях человеческие фигуры снабжены не луком, а палкой, или каким-то снарядом, направленным в сторону бегущих вперёд оленей. И, может быть, эти композиции изображают не сцену загона, а магическую сцену пастьбы оленей и, стало быть свидетельствуют о существовании оленеводства у племён, оставивших эти памятники изобразительного искусства. Решить настоящий вопрос можно только в результате глубокого изучения всех известных культурных остатков данной эпохи на севере СССР, хотя существование здесь оленеводства в конце неолита представляется в высокой степени вероятным.

Группа изображений на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги также имеет свои специфические отличия. Здесь преобладают человеческие фигуры и сцены магического порядка с неразгаданными ещё фигурами. Может быть наиболее характерными для данной группы являются композиции, изображающие идущих один за другим, голых, чаще всего фаллических людей на лыжах (?) с палками в руках.

Две из этих композиций принадлежат к числу наиболее выдающихся памятников изобразительного искусства на севере Европы. Из других человеческих фигур в группе особый интерес представляют фигуры с луками в руках. Одна из таких фигур окружена летящими стрелами. В целом группа, вероятно представляет представления мифологического порядка.

Таковы, как нам кажется наиболее важные отличительные особенности некоторых лучше сохранившихся групп наскальных изображений Белого моря. Остальные из известных сейчас групп сохранились настолько неполно, что о преобладающей тематике входящих в их состав изображений судить не представляется возможным.

Если же взять все изображения Белого моря в их общей массе, то по сюжетам среди них преобладают фигуры животных и рыб. Изображения птиц в противоположность наскальным изображениям Онежского озера встречаются здесь значительно реже. Из животных, кроме широко распространённых и известных во всех группах фигур оленей и лосей, изображались, как уже указывалось, морские звери (тюлени, китообразные). Затем медведи и лисицы (Бесовы Следки), а также какие-то четвероногие животные с длинным хвостом, может быть выдры. Трудно сказать какие виды рыб изображены на скалах р. Выг, так как эти фигуры несколько условны. По всей вероятности изображалась треска, сёмга и сиг. Что касается немногих изображений птиц, то среди них надо особо выделить две прекрасных реалистических фигуры, безусловно изображающие лебедей (северная группа Бесовых Следков). По видимому совершенно аналогичное изображение лебедя с плавно изогнутой шеей существовало и в северной группе Ерпин-Острова, ныне от него остался только фрагмент. Остальные фигуры птиц в большинстве изображают водоплавающую птицу – гусей, уток и может быть гагар. Говоря об изображениях представителей окружавшей человека фауны, нужно отметить и немногие изображения змеи, сохранившиеся среди наскальных изображений Залавруги.

Весьма многочисленны среди беломорских наскальных изображений фигуры, изображающие лодку. Они известны здесь в значительном числе, во всех лучше сохранившихся группах изображений. Беломорские изображения лодок своеобразны и существенно отличаются от аналогичных изображений Онежского озера, скорее приближаясь к скандинавским изображениям. Корпус лодки на онежских петроглифах обычно показан прямой или слегка изогнутой чертой, загнутой кверху в кормовой или носовой части. На аналогичных беломорских изображениях корпус лодки передан широкой полосой, чаще всего постепенно расширяющейся по направлению от кормы к носу. Килевая линия не редко выступает за корпус лодки как спереди, так и сзади. Традиционная голова животного, как бы непосредственно вырастает из носовой части фигуры, в то время как на онежских изображениях она торчит на узкой черте переднего изгиба лодки. Беломорские изображения лодок кажутся более массивными и менее схематизированными, чем онежские фигуры. Особый интерес представляют большие изображения лодок, или, скорее целых кораблей на верхней площадке центральной скалы Залавруги. По своим размерам (до 2 м) в длину, они превосходят все известные до сих пор аналогичные изображения на северо-западе СССР, хотя для южноскандинавских изображений лодок такие и даже большие размеры обычны. Часть этих любопытных фигур дана, по видимому, в целостной композиции: лодки изображены плывущими одна за другой по направлению к югу. Любопытно, что поверх некоторых изображений лодок здесь высечены фигуры оленей, в то время как в Скандинавии (например Бардаль) лодки выбиты поверх изображений животных. Интересной особенностью беломорских изображений лодок является и то обстоятельство, что в ряде случаев на них отсутствуют поперечные короткие чёрточки, условно изображающие экипаж лодки.

Следующей категорией наскальных изображений Белого моря, по численности их, являются человеческие фигуры. Люди изображались здесь без одежды, часто с фаллосами и большей частью в профиль. Это, очевидно изображения божеств, духов и различных мифологических персонажей. Самой крупной из этих профильных фигур является изображение «беса», в северной группе Бесовых Следков, представляющую ультрафаллическую фигуру человека, обращённого вправо с вытянутой вперёд рукой. Подобные изображения, но значительно меньших размеров встречены и на центральной скале Залавруги. Об изображения людей с луками, типичных для той же скалы Залавруги, и о человеческих фигурах на лыжах известных кроме Залавруги и на Бесовых Следках мы уже говорили выше. В Залавруге имеется и фаллическая фигура человека с копьём. Здесь же встречены человеческие фигуры с рукой, округло поднятой кверху по направлению к голове.

Большую важность представляет вопрос – представлены ли среди фигур Белого моря изображения людей в звериных масках или получеловеческих полузвериных существ, известных на Онежском озере. Нам кажется, что некоторые из изображений Залавруги и Бесовых Следков могут быть истолкованы в этом смысле. Всё же такое толкование указанных фигур является спорным, в то время как на Онежском озере изображения этого рода ни каких сомнений не вызывают.

У ряда беломорских профильных изображений людей показаны хвосты, причём во многих подобных случаях в группе на центральной скале Залавруги хвост показан расчленённым на две или три части на конце. Некоторые из таких хвостов совершенно похожи на представленные здесь же изображения стрелы, и это обстоятельство заставляет поставить вопрос – хвосты ли это или, может быть, изображения стрелы, ранящей человека.

Человеческие фигуры в анфас встречаются гораздо реже среди беломорских изображений. Самой большой (0,74 м в длину) и самой лучшей из таких фигур является изображение на верхней площадке центральной скалы Залавруги, представляющее фигуру человека с расставленными ногами и опущенными вниз руками. Остальные подобные фигуры обычно весьма схематизированы. Любопытна композиция из двух человеческих фигур; одна из них показана в анфас, с широко расставленными ногами, другая в профиль. Возможно, что это сцена родов или сцена дефлорации.

Многие человеческие фигуры показаны с тремя пальцами на руках.

Особую категорию представляют условные фигуры символического или магического значения. Здесь на Белом море, они очень существенно отличаются от такого же рода знаков, изображённых на скалах Онежского озера. Интересны прежде всего изображения следа босой человеческой ноги, характерные для северной группы Бесовых Следков, хотя в миниатюрных размерах они, по видимому, имеются и среди изображений северо-восточного склона центральной скалы Залавруги. На Бесовых Следках эти следы изображены очень натуралистично и даже с тенденцией приблизить их к натуральным размерам оригинала. В некоторых случаях изображения следов налегают на другие изображения, например, один из них перекрывает голову лебедя и, следовательно, высечен поздней этой фигуры. Не было ли это магическим способом заклятия более древних и чуждых или враждебных по своему содержанию образов? Относительно крупные изображения следов имеются и на верхней площадке центральной скалы Залавруги, но здесь они скорее похожи на следы медведя, чем человека. На Онежском озере изображения следов не известны.

К фигурам с космической семантикой, вероятно, относятся знаки в виде звезды, креста или круга (Бесовы Следки, северная группа изображений). Чрезвычайно интересно, что столь типичные для онежских изображений солярные и лунарные знаки в виде круга или полумесяца здесь, на Белом море, отсутствуют. Исключение составляет изображение на верхней площадке центральной скалы Залавруги, представляющее фигуру в форме круга с рукоятью, похожую на аналогичные онежские фигуры, но с той разницей, что здесь рукоять у самого круга пересекает поперечная линия, - деталь ни где на Онежском озере не наблюдавшаяся.

К категории условных символических фигур следует отнести многие непонятные геометризированные изображения – треугольники, трапеции, линии неправильных очертаний, а также соединительные сплошные или пунктирные линии, которых особо много на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги.

Перечислив важнейшие сюжетные категории наскальных изображений Белого моря, мы должны отметить и некоторые вполне уникальные неповторяющиеся фигуры. Наиболее интересной из них является центральное изображение на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги, представляющее контурный прямоугольник с внутренней поперечной чертой и со многими другими деталями. По всей вероятности – это изображение жилища, вокруг которого центрированы многие другие фигуры. Любопытна целая группа схематизированных фигур на той же скале, может быть изображающая идею родовой связи. Своеобразно изображение дерева в южной группе Бесовых Следков с крестообразным знаком у вершины. Изображение на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги имеет очертания каркаса современной лодки; существенно отличаясь от традиционных изображений лодок, оно, может быть, изображает однополозные сани типа керяжки у саамов (лопарей). Однако похожее на него изображение известно на Бесовых Следках (в северной группе) и здесь оно имеет традиционную для изображений лодок голову животного на носу.

Таким образом наскальные изображения Белого моря действительно существенно отличаются от изображений Онежского озера и в то же время приближаются к скандинавским изображениям, особенно к их арктической группе.

Эти отличия беломорской группы изображений от онежской группы вовсе не означают, однако, какой-то полный разрыв между ними. И там и здесь выступают общие элементы мировоззрения и художественного восприятия мира, выражающиеся, например, в преобладании изображений оленей или лосей – одинаково на Онежском озере и на Белом море, в преобладании хотя и различно оформленных изображений лодок, в стиле фигур и т.д. При этом некоторые фигуры беломорской группы почти совершенно тождественны с фигурами Онежского озера, например изображения на верхней площадке, центральной скалы Залавруги повторяют сцену, изображённую в группе Пери–Носа 3 на камне, вывезенном в Ленинград; изображения птиц (на южной скале Залавруги и в северной группе Бесовых Следков) совершенно похожи на изображения Онежского озера. Сходство беломорских петроглифов с онежскими наблюдается так же в технике их выполнения и в некоторых чертах стиля фигур.

Почти все наскальные изображения Белого моря выбиты сплошными силуэтами со снятием поверхности каменной породы по всей площади внутри очертаний изображений. Изображения, выбитые по контуру, встречаются здесь значительно реже, чем на Онежском озере и представляют исключения. Техника нанесения изображений на скалы в основных своих приёмах та же, что и на Онежском озере. Фигуры выбивались с помощью каменных орудий посредством ударов каменного молота или просто камня по орудию с заострённой рабочей частью. Следы отдельных ударов видны на каждом хорошо сохранившимся изображении. Поверхность силуэтов изображений, если она не слишком сильно изглажена льдом, обычно шероховатая и состоит из мелких ямок или углублений, оставляемых каменным орудием в результате ударов. Линии ограничивающие силуэты, всегда в большей или меньшей степени неровные и отчётливо передают ту же ударную технику нанесения фигур. Наблюдающиеся отличия между отдельными фигурами по технике зависят большей частью от величины фигур и всегда – от величины и формы рабочей части орудия. Чем тупее было орудие, с помощью которого высекались фигуры, тем крупнее и грубее оно оставляло следы удара в виде ямок неправильных очертаний в каменной породе скалы. Мелкие фигуры, как это особенно хорошо видно на прекрасно сохранившихся изображениях северо-восточного склона центральной скалы Залавруги, выбивались очень тщательно и осторожно заострёнными и, несомненно, весьма твёрдыми орудиями. Нужно было владеть особым искусством и большим опытом в технике выбивания изображений, чтобы суметь нанести на поверхность скалы тонкие и точно переданные детали, как, например копыто оленя (центральная скала Залавруги) или палка в руках лыжника (там же). Большие фигуры, например большинство изображений Залавруги, выбивались, несомненно более крупными и грубыми орудиями. В этих фигурах тщательнее и тоньше обработана обычно только узкая полоса на поверхности скалы вдоль контура фигур, причём эта контурная полоса углублена в породе скалы значительнее, чем вся остальная площадь фигур. Большая часть площади крупных изображений Залавруги имеет очень широкие выбоины – следы ударов, наносившихся грубым тупым орудием, может быть просто молотом или даже камнем, который держали прямо в руке. Таким образом в выполнении крупных фигур тщательная контуровка соединялась с довольно грубым и небрежным выбиванием площади силуэтов фигур.

Необходимо отметить, что неровная, пикетная фактура силуэтов наскальных изображений выступает только при внимательном рассматривании их на близком расстоянии. Если смотреть на эти изображения, даже на наиболее грубо выбитые крупные фигуры, на некотором отдалении от них, то все неровности и шероховатости исчезают, как исчезают кажущиеся вблизи грубыми мазки кисти на некоторых картинах при созерцании их на том расстоянии, которое предусмотрел художник в своём творческом замысле. Линии наскальных фигур становятся тогда ровными и плавными, площади воспринимаются как почти однотонные плоскостные силуэты, и остаётся только целостное, иногда чрезвычайно сильное художественное впечатление, которое и стремились создать неолитические художники, с таким трудом и с такой тщательностью высекая свои изображения на исключительно твёрдых скалах р. Выг.

Беломорские изображения, также, как и Онежские, имеют плоскостной, графический характер. И в них установка взята полностью на силуэт, на контур. Перспектива и объём не переданы в наскальных изображениях Белого моря. Однако в некоторых из них чувствуется попытка художника преодолеть традиции плоскостного искусства и с помощью лёгкого дополнительного рельефа внутри силуэта передать некоторые особенности пластики. Так в изображениях лыжников на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги на резко оконуренных силуэтах человеческих фигур намечены пластические очертания руки, что особенно отчётливо заметно на эстампажах.

Стиль беломорских изображений более всего характеризуется их реализмом, выступающим здесь сильнее и ярче, чем в реалистических изображениях онежского круга. Большие фигуры оленей на верхней площадке центральной скалы Залавруги надо признать классическими образцами первобытного реалистического искусства. Здесь достигнута высокая степень близости к натуре, здесь самыми скупыми средствами выразительно переданы характерные черты изображённых животных, изгибы их тела, динамика движения. Если не все, то во всяком случае многие из этих фигур являются произведениями, по видимому, не одного и при этом высоко одарённого мастера. На это указывает общность художественных приёмов для многих изображений оленей на центральной скале Залавруги, как, например, моделировка головы животного, характерный изгиб спины и т.д. Реализм выступает здесь не только в художественно достигнутом сходстве фигур с натурой, но и в размерах этих фигур, намеренно приближённых к подлинной величине их оригиналов, и в типизации образов.

Фигуры, входящие в состав большой композиции загона оленей, созданы повторяем, выдающимся мастером и представляют выдающееся явление среди всех других наскальных изображений Онежского озера и Белого моря. Близко к ним по художественным достоинствам могут быть поставлены некоторые изображения на северо-западном склоне той же скалы, а также: изображение лебедей, медведей и лисиц в северной группе Бесовых Следков и некоторые другие фигуры. Остальные весьма многочисленные изображения животных, птиц и рыб в беломорской группе в своём большинстве выполнены значительно грубее, но и эта основная масса фигур также относится по своему стилю к реалистическому искусству. Схематизм, наблюдавшийся в целом ряде таких фигур, особенно на Бесовых Следках, есть, как нам кажется, результат или неумения художника или желания передать результат сокращённо. Во всяком случае той преднамеренной геометризации образов, которая так ярко выступает в онежских изображениях, например в схематизированных изображениях лебедей с дугами на туловищах (Пери нос-3, Бесов нос), среди беломорских изображений мы не наблюдаем.

Безусловно, в реалистической трактовке передан и целый ряд человеческих фигур, высеченных на скалах Белого моря. Особенно показательны в этом отношении изображения четырёх лыжников на северо-восточном склоне центральной скалы Залавруги, изображение человека с луком в той же группе, фигура «беса» на Бесовых Следках и т.д. Крайне любопытна по своему стилю группа трёх лыжников. Реалистическая в основном трактовка сочетается здесь со своеобразной стилизацией, выраженной в развороте корпуса и в изгибе фигур. Большинство изображений человеческих фигур схематизированы, но эта схематизация опять-таки далека от условной геометризации образов. Собственно геометрические формы мы встречаем здесь только в изображениях магических и символических знаков (круги, овалы, треугольники и т.д.). Даже условные по своему содержанию изображения лодок на скалах Белого моря более реалистичны, чем аналогичные изображения Онежского озера.

Техника, стиль и преобладающая тематика наскальных изображений Белого моря дают достаточно твёрдую основу для отнесения их к определённой стадии развития первобытного общества. Они, без сомнения, оставлены охотничье – рыболовческими племенами, жившими здесь в неолитическую эпоху. Этот вывод подтверждается и прямыми данными. В районе наскальных изображений близ сел. Выгостров имеется целый ряд неолитических стоянок. Из них некоторые расположены непосредственно рядом с группами изображений. Стоянка на Бесовых Следках, раскопанная в 1928 и 1929 гг. А.Я Брюсовым, находилась в котловине той же скалы, на которой высечена главная (северная) группа изображений этого острова. В 1936 г нами был собран интересный материал с неолитических стоянок в восьми пунктах данного района.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.