Изображения на северо-восточном склоне центральной скалы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Изображения на северо-восточном склоне центральной скалы

2020-05-10 148
Изображения на северо-восточном склоне центральной скалы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный склон, по видимому, в меньшей степени чем другие участки, подвергался деятельности льда. Лёд передвигался здесь во время ледоходов прямо на соседнюю скалу, не проникая в узкую ложбину между скалами и, следовательно, не производя интенсивного разрушительного воздействия на поверхность спускающегося в эту ложбину северо-восточного склона. Очевидно, только этой причиной можно объяснить то обстоятельство, что изображения, расположенные на северо-восточном склоне, в большинстве своём удивительно хорошо сохранились, и в этом первое их отличие. Некоторые фигуры имеют настолько отчётливый, свежий и ясный рельеф, что после расчистки их от грязи и наростов лишаев, производят впечатление только что выбитых.

Второе отличие заключается в их сюжетах и величинах. Здесь численно преобладают человеческие фигуры в профиль и различные схематизированные изображения с какой-то символикой, в то время как на верхней площадке скалы доминируют изображения животных. 

Изображения не выходят за пределы обычного среднего изображения наскальных изображений Онежского озера и Белого моря, в то время как изображения верхней площадки поражают своей значительной величиной. Тянутся они сплошной, узкой длинной полосой вдоль всего склона с юго-запада на юго-восток.

Всего нами здесь зарегистрировано 126 изображений, не считая мелких кружков и точек, очень частых в данной группе. Наивысшее изображение находится на высоте 1,45 м., наинизшее – 1м. Изображения выбиты очень тщательно обычной ударной техникой с помощью каменных орудий, глубина от 1 до 4 мм. Почти все фигуры выбиты силуэтно, со снятием поверхности по всей площади изображений.

Вследствие своей сохранности изображения северо-восточного склона производят сильное впечатление. На гладкой сероватой поверхности скалы резко выступают чётко очерченные фигуры с ровным ясным рельефом, дающим глубокие тени при боковом солнечном освещении.

Представляют ли изображения единую общую композицию или же они высекались последовательно в разное время без внутренней единой для всех них смысловой связи друг с другом? На этот вопрос сейчас ответить было бы затруднительно. Во всяком случае мы, несомненно, имеем здесь ряд отдельных композиций, как, например, изображение сцены следующих друг за другом людей на лыжах, сцены преследования оленя человеком, изображение человека с луком, окружённого летящими стрелами, группа схематизированных человеческих фигур, какая-то общая сцена, показанная изображениями и т.д. Замечательная центральная фигура данной группы, которую мы склонны толковать, как жилище в плане, также является узлом какой то сложной композиции, в которую входят не только смежные фигуры, но, судя по соединительным знакам (линии, кружки, овалы, мелкие следы и т.д.) и целый ряд других фигур. Расшифровка этих изображений – дело дальнейших исследований.

По сюжетам особый интерес новизны представляют изображения людей, стреляющих из лука, не встречавшиеся среди наскальных изображений Онежского озера и Белого моря до открытия настоящей группы. Столь же интересны фигуры людей на лыжах, частью фаллические, хотя данный сюжет уже давно известен среди изображений Бесовых Следков. Фигура человека с луком в руках и окружённого летящими стрелами, вероятно представляет вариант небесного бога – громовержца.

Необходимо особо подчеркнуть выдающееся художественное значение части изображений данной группы. Композиция трёх людей на лыжах с палками в руках является на наш взгляд совершенно замечательным памятником первобытного искусства. Различная степень изгиба фигур, точно так же, как и различия степени разворота их туловищ придают всей композиции особую стройность и выразительность. Здесь даже чувствуется некоторый разрыв с традициями плоскостного искусства. Художник пытался передать внутри силуэта с помощью дополнительного, так сказать, внутреннего рельефа пластически некоторые элементы объёмы частей тела изображаемых фигур. Так на задней фигуре, внутри её силуэта показаны очертания руки, плечевая часть которой ограничивает верхнюю часть туловища сзади. Другая аналогичная композиция четырёх людей на лыжах с палками также исключительно интересна с чисто художественной стороны. Задняя фигура очень тонко и правильно передаёт пропорции нагого человеческого тела, напоминая произведения архаического периода античного искусства. В ней также чувствуются элементы пластики. Многие другие изображения северо-восточного склона также показывают, что мы здесь имеем дело с крупными достижениями неолитического искусства.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.