Роль государственных органов в реализации контроля и надзора в сфере ЖКХ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Роль государственных органов в реализации контроля и надзора в сфере ЖКХ

2020-05-08 115
Роль государственных органов в реализации контроля и надзора в сфере ЖКХ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О.А. Игнатьева

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

Все чаще в последнее время можно услышать в средствах массовой информации недовольные высказывания о деятельности ЖКХ. Это касается как качества оказываемых услуг, так и необоснованно высоких тарифов. Заметим, что в большинстве случаев претензии в адрес ЖКХ обоснованы. По этой причине возникает необходимость ужесточения контроля над деятельностью ЖКХ, что с одной стороны позволит минимизировать коррупцию, с другой – урегулировать конфликты с потребителями услуг.

Цели государственного контроля могут быть сформулированы как: обеспечение прав и свобод граждан РФ, а также законности и правопорядка в сфере ЖКХ; повышение эффективности управления жилищно-коммунальной сферой и качества оказываемых услуг. Стоит отметить, что государство уже предпринимает попытки решить данные проблемы на законодательном уровне, но многократные прокурорские проверки, опросы населения говорят о том, что это проходит неэффективно.

Исправить сложившуюся ситуацию можно грамотно выстроенными процедурами государственного надзора и контроля. Сегодня в РФ контроль и надзор над системой ЖКХ входит в перечень обязательств многих федеральных и региональных ведомств. В этом кроется существенный недостаток процедуры контроля и надзора, потому как отсутствует координация структур и четкое распределение полномочий.

ЖКХ – это уникальная сфера. Это заключается в том, что она всецело находится во власти регионов и муниципалитетов, которые максимально приближены к населению и его проблемам. Именно поэтому в первую очередь необходимо корректировать региональное законодательство, четко прописывая в нем алгоритм взаимодействия региональных уполномоченных органов исполнительной власти, в чьи обязанности входит осуществление государственного жилищного надзора на территории субъекта РФ, с органами муниципального жилищного контроля.

Стоит оговориться, что в отечественном законодательстве термины «надзор» и «контроль» не являются абсолютными синонимами. Так, если отношения контроля предполагают подчинение, то надзор экстраполирует свою власть на неподчиняемые организации и граждан [3, с. 59].

До недавнего времени надзор в системе ЖКХ осуществлялся только региональными органами государственной власти. Однако в 93-ФЗ появился такой термин, как «мун­иципальный жилищный контроль» [1]. Его процедура может быть закреплена как региональными законами, так и муниципальными нормативно-правовыми актами, главное, что принятые законодательные нормы не должны противоречить друг другу, а также укладываться в рамки федерального законодательства.

Алгоритм муниципального контроля сегодня еще находится на стадии становления, о чем свидетельствуют множественные ошибки в этой сфере. Проверки прокуратуры показали, что значительное число нарушений связано с некорректной работой жилищных инспекций, а также нарушениями в сфере законодательной регламентации их деятельности. Многие субъекты федерации столкнулись с проблемой неправильной организации органов, в чьи обязанности входит осуществление жилищного муниципального контроля [2, с. 44].

Создавая жилищные инспекции, органы местного самоуправления должны прежде всего разработать нормативную базу для их функционирования. Фактически оказывается, что необходимых документов нет. Административные регламенты, положения, инструкции, регулирующие работу жилищных инспекций, во многих муниципалитетах отсутствуют. Также, говоря о неудовлетворительной работе жилищных инспекций, стоит отметить противоречие документов, регламентирующих их деятельность, федеральному законодательству.

Нередко именно законодательные нормы, наделяющие органы жилищного контроля непредусмотренными законом полномочиями, либо полномочиями значительно сужеными, являются главным основанием для принятия мер по реагированию на какую-либо ситуацию в сфере ЖКХ.

По данным прокурорских проверок, отсутствие нормативно-правовых регламентов деятельности жилищных инспекций – это не единственный пробел в этой сфере. Также нарекания вызывает текущая работа инспекций, что тормозит развитие профессионального потенциала [2, с. 44].

Безусловно, одной из существенных проблем в сфере контроля и надзора над деятельностью жилищных инспекций является их недофинансированность. Денежные средства, выделяемые на это из федерального бюджета ничтожно малы, а региональных и муниципальных средств не хватает. Так же одним из серьезных нарушений в области деятельности жилищно-коммунальных организаций являются многочисленные пробелы в осуществлении полномочий органами муниципального жилищного контроля и жилищного надзора. Также зафиксированы нарушения, связанные с отсутствием полного анализа жилищно-коммунальной сферы вверенной территории: нет аналитических данных по качеству жилищного фонда, по эффективности управления многоквартирными домами и др.

Эффективности надзора и контроля также препятствует недостаток в системе коммуникативных связей между органами местного самоуправления и жилищными инспекциями. К числу нарушений, которые жилищные инспекции допускают чаще всего, можно отнести следующие:

1. Отсутствие контроля над реальными нарушениями и их устранением.

2. Слабый контроль над исполнением выданных предписаний, что затрудняет либо делает невозможным привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных норм.

3. Факт нарушения фиксируется только в предписании.

4. Нарушение требований КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении, его рассмотрении, вынесении постановления по делу чаще всего заканчивается необоснованным прекращением дела и освобождением виновных лиц от административной ответственности с объявлением устного замечания [2, с. 45].

Проведенный анализ ситуации в области государственного контроля и надзора показал, что несмотря на законодательные попытки, сформулированные в ЖК РФ, до сих пор отсутствуют реальные условия для эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством.

 

Библиографический список

 

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Доступ с справочной системы КонсультантПлюс.

2. Умрихин, М.В. Государственный надзор и муниципальный контроль в сфере ЖКХ: прокурорско-надзорная практика / М.В. Умрихин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 8. – С. 43-47.

3. Хусяйнова, С.Г. Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства / С.Г. Хусяйнова // Российская юстиция. – 2014. – № 11. – С. 59-61.

 

Научный руководитель – Н.В. Вараксина, к.соц.н.

 

Актуальные вопросы государственного регулирования электроэнергетики в Алтайском крае

 

А.Н. Митрохов

Алтайский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

(г. Барнаул)

В современном мире с высоким уровнем развития технологий и внедрения цифровизации электроэнергетическая отрасль является одним из важнейших отраслей государства, артериальной системой его экономики. Электроэнергетика – особая сфера в силу технологических особенностей производства, передачи и потребления электрической энергии, особой значимости для других отраслей экономики, каждого человека и общества в целом. С учетом сложной структуры отрасли, многогранности взаимоотношений с субъектами рынков, функционирование электроэнергетики невозможно без государственного регулирования.

В общем объеме энергопотребления РФ доля потребителей Алтайского края составляет немногим более 1 %, при этом энергосистема региона характеризуется достаточно разветвленными и протяженными электрическими сетями, относительно невысокой долей (2/3 от общей потребности) собственных генерирующих мощностей, обеспечивающих регион электричеством, и значительным показателем электропотребления населения в общей структуре полезного отпуска электроэнергии.

Энергосистема Алтайского края на протяжении многих лет была и остается стабильной и надежной: ежегодно снижается размер потерь в электрических сетях, повышаются показатели, характеризующие надежность энергосистемы региона, растет уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг, связанных с электроснабжением.

Одним из базовых условий стабильности и надежности энергосистемы любого региона является безусловное соблюдение требования законодательства федерального и регионального уровня, регулирующего вопросы, связанные с электроэнергетикой.

Электроэнергетика как отрасль представляет собой особую сферу регулирования как в силу технологических и иных особенностей производства, передачи и потребления электрической энергии, так и особой значимости для других отраслей экономики и страны в целом. Быстро меняющаяся сфера электроэнергетики и изменение характера социально-экономического развития, в т.ч. под влиянием общечеловеческих вызовов, остро ставит вопросы концептуального характера, политики, полномочий, направлений и инструментов ее регулирования.

Главные задачи государственного регулирования электроэнергетики это:

- обеспечение баланса интересов потребителей, производителей и инвесторов;

- стимулирование инвестиций в отрасль;

- стимулирование внедрения энергосбережения и энергоэффективных технологий;

- поощрение создания и поддержания эффективной работы конкурентных рынков.

По состоянию на начало 2018 г. в Алтайском крае функционировало 24 крупное и среднее предприятие по производству, передаче и распределению электроэнергии и тепла с суммарной установленной электрической мощностью 1549 МВт [3].

Основные тенденции рынка электроэнергетики Алтайского края:

1. Преобладание в структуре полезного отпуска электроэнергии двух основных групп потребителей: население, доля которого в общем электропотреблении сохраниться в ближайшие годы на уровне 25-28 %, и обрабатывающие производства, доля которых займет примерно 15 %.

2. Доля электропотребления энергокомпаниями в Алтайском крае на так называемые «собственные нужды» составит в краткосрочной перспективе 13 % и менее, а потери в электросетях не превысят 11 %. Общие потери в электросетях, по прогнозам экспертов, в ближайшие 3 года имеют тенденцию к снижению.

3. В 2008-2018 гг. максимум нагрузки энергосистемы Алтайского края изменялся циклично. В краткосрочной перспективе он попадет в диапазон 1700 – 1800 МВт. Мощности собственных источников энергосистемы региона недостаточно для покрытия максимума нагрузки, при этом энергосистема не имеет резерва мощности.

4. Особенность энергетики Алтайского края заключается в том, что в отсутствии АЭС, ГЭС и других генерирующих мощностей, а также достаточно серьезных мощностей альтернативных источников электроэнергии (нетрадиционной энергетики). Генерация электроэнергии в крае осуществляется исключительно ТЭЦ.

5. Рост потребления электроэнергии в перерасчете на душу населения в 2008-2015 гг. выросло. Вероятными причинами такого роста в указанный период могу быть улучшения качества жизни населения, миграция из сельской местности в агломерацию, а также рост объемов жилищного строительства. В связи с этим отмечается необходимость внедрения энергосберегающих технологий не только в сфере промышленности, обрабатывающих производств и иных видов деятельности юридических лиц, но и в быту.

Основными проблемами развития электроэнергетики Алтайского края являются:

1. Высокая степень морального и физического износа энергетического оборудования (до 71 %).

2. Снижение физических объемов ремонта и модернизации энергооборудования.

3. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: ценовая дискриминация, при которой для одной или нескольких групп потребителей электроэнергии устанавливается цена выше предельных издержек, а для других несколько ниже предельных издержек, что позволяет в целом по энергосистеме получить цены, равные средним издержкам.

4. Длительные сроки и бюрократические процедуры технологического присоединения к электросетям Алтайского края.

5. Несовершенство и «неповоротливость» системы закупок энергокомпаний.

6. Отсутствие так называемых «якорных» потребителей, которые могли бы оказывать услуги по участию в противоаварийной разгрузке при внезапном дефиците мощности или энергии.

Исходя из сформулированных выше тенденций и проблемных вопросов наиболее эффективными решениями в области государственного регулирования электроэнергетики в Алтайском крае представляются:

1. Актуализация и доработка схемы и программы развития электроэнергетики Алтайского края с охватом краткосрочного и долгосрочного периода, с детализацией оборудования, подлежащего модернизации, с детализации мероприятий, направленных на цифровизацию данной отрасли в регионе, указанием точных объемов и источников финансирования.

2. В связи с ограниченностью бюджета региона участие в Федеральных целевых программах, позволяющих получать государственное софинансирование на модернизацию энергооборудования в крае.

3. Формирование и продвижение законодательных инициатив по доработке алгоритмов и порядка установления тарифов на электроэнергию в регионе, с поэтапным снижением размеров перекрестного субсидирования.

4. Разработка и внедрения комплексной программы (дорожной карты) по повышению инвестиционной привлекательности региона, включающей организационные и иные мероприятия, направленные на сокращение сроков технологического присоединения к электросетям.

5. Формирование и продвижение законодательных инициатив по внесению изменений в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Библиографический список

1. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон.текст. дан. – [Москва], 2005-2018. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2019).

2. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон.текст. дан. – [Москва], 2005-2018. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2019).

3. Об утверждении схемы и программы «Развитие электроэнергетики Алтайского края» на 2019-2023 гг.: Указ Губернатора Алтайского края от 28 апреля 2018 г. № 61 (с изменениями на 11 октября 2018 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 20.02.2019).

 

Научный руководитель – Гончарова Н.П., к.соц.н., доцент

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.