Упражнения для закрепления буквы в в деформированном тексте — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Упражнения для закрепления буквы в в деформированном тексте

2020-05-07 266
Упражнения для закрепления буквы в в деформированном тексте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Списать и вместо точек вставить пропущенные буквы
в или ф.                        

Птичка.

...аня и...еня услышали стук. Это птичка стучала в стекло с...оим клю...ом. Она искала приют....аня открыл...орточку. Птичка...летела в комнату....еня кормила птичку.

Наступила...есна....аня...ынес клетку в поле. Он открыл...орточку и...ыпустил птичку на...олю.

Домашнее задание. Выписать из упражнения сло­ва с буквой в в один столбик, а слова с буквой ф в другой столбик и подчеркнуть букву в красным карандашом, букву ф синим карандашом.

2. Списать и вместо точек вставить пропущенные буквы в или ф.

Шляпа и... аська.

...аська в комнате ловил мух. На шка...у лежала шляпа. Мухи сели на шляпу....аська уцепился за шляпу. Шляпа упала на...аську. В комнату...ошли...аня и...ома....аня от

крыл...орточку и посмотрел на улицу. Он искал...аську. Но...от шляпа пошевелилась....ома и...аня нашли...аську.

Домашнее задание. Выписать из упражнения слова с буквой в в один столбик, а слова с буквой ф в другой стол­бик и подчеркнуть букву в красным карандашом, букву ф синим карандашом.

Контрольный диктант

Осень.

Пролетело веселое лето. Наступила осень. Ваня и Фома копали картофель. Вера и Феликс снимали фрукты и отправ­ляли их в школьную столовую. В школьной столовой красо­вались спелые фрукты.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКА И БУКВЫ П В I, II И III КЛАССАХ

I. Усвоение звука и буквы п.

П л а н з а н я т и я

1. Слуховое и зрительное восприятие звука п.

2. Артикуляция звука п.
3. Связь звука П с буквой.

4. Воспитание слухового внимания на звук п.

Д и д а к т и ч е с к и й   м ат е р и а л: картинка, на которой нарисована ветка с почками, разрезная азбука, слоговая таблица, цветные мелки и карандаши.

Ход  з а н  я т и я

Логопед показывает картинку, на которой нарисована ветка с почками, и спрашивает у учеников, что здесь нари­совано?

Ученики. Почка.

Логопед. Какой здесь цервый звук?

Ученики. Звук п.

Логопед. Теперь послушайте и посмотрите, как я про­изношу звук п. (Несколько раз произносит звук п и объяс­няет его артикуляцию.)

Приводим пример такого объяснения:

Губы плотно сомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха про­рывает сомкнутые губы. Голосовые связки не вибрируют.

Логопед несколько раз произносит звук п, а ученики в этот момент кончиками пальцев касаются губ и гортани логопеда, а затем проверяют на себе свое произношение.

Внимание фиксируется на отсутствии дрожания голосовых связок при произнесении звука п.

Повторение звука п производится со всеми учениками до тех пор, пока не получится правильное произношение у каж­дого ученика. После этого логопед показывает букву п и пред­лагает ученикам найти ее в разрезной азбуке. Ученики на­ходят букву. Логопед записывает ее на доске, а ученики списывают в тетради.

II. Закрепление звука и буквы п в слогах, словах и пред­ложениях.

Логопед вывешивает слоговую таблицу (шрифт письмен­ный) и читает ее:

па по пу пы пи пе

ana ano any апы апи апе

Ученики хором, а потом индивидуально читают таблицу и списывают ее в тетради.

По заданию логопеда ученики составляют слоги из букв разрезной азбуки.

Логопед. Теперь я буду произносить слоги. Когда про­изнесу слог со звуком п, вы поднимете руку: ва, фа, на, со, по, пу, пи, су, ву, па и т. д.

Затем даются слова для закрепления четкого произнесе­ния и устного анализа звука п:

Паня                                пила

панама                            перо

палка                               лапа

полка                               липа

пуля                              лампа

Ученики определяют, сколько букв в слове, на каком месте в слове находится буква п.

После этого логопед называет слова: палка, кошка, перо, пенал, вилка, сосна, пастух, молоко, туфли, стол, полка — и предлагает узнать, в каком слове есть звук п. Кто узнает. поднимает руку, четко произносит п и определяет место этого звука в слове.

Потом ученики придумывают слова со звуком п, четко произносят их и определяют место этого звука в слове.

Далее логопед записывает ряд слов на доске и предла­гает ученикам прочитать их и составить эти слова из букв разрезной азбуки.

Ученики составляют слова, читают их, записывают в тет­ради и подчеркивают букву п синим карандашом.

На всем протяжении работы подчеркивание букв прово­дится сразу после написания.

Логопед. Найдите слово со звуком п в предложениях, которые я произнесу. (Произносятся предложения: У Вовы новый пенал; Мама купила ленту; На столе сумка и т. д.)

Поднимете руку, когда услышите слово со звуком п, назовете это слово и скажете: Сколько слов в предложении? На каком месте в предложении находится слово со звуком п? Сколько звуков в данном слове? На каком месте в слове на­ходится звук п? Сколько слогов в данном слове? В каком слоге звук п?

Логопед предлагает ученикам придумать предложения, в которых должны быть слова со звуком п.

Ученики придумывают предложения. Проводится звуко­вой анализ. Лучшее предложение записывается на доске. Буква п подчеркивается на доске синим мелком. Ученики списывают с доски и подчеркивают букву п в тетради синим карандашом..

I КЛАСС

Предупредительные диктанты

У папы пила. Он пилил липу. Петя купил полку. На полке перо.

Домашнее задание. Выписать из диктанта три сло­ва с буквой п и подчеркнуть ее синим карандашом.

П а ш а.

Паша варила суп. Суп на столе. Приехал папа. Папа ел суп. Он хвалил Пашу.

Домашнее задание. Придумать и записать в тет­ради три слова с буквой п и подчеркнуть ее синим каран­дашом.

II   КЛАСС

Предупредительные диктанты

Мальчики пилили липу. Поля купила новое пальто. Пальто повесили на вешалку. На полке проволока. Мама топила печь.

Домашнее задание. Выписать из диктанта четыре слова с буквой п и подчеркнуть ее синим карандашом.

Пионеры.

Пионеры пошли в поле. Они пели песни. Паня плела венок. Красивый венок у Пани. Павел купался. Он хорошо плавал.

Домашнее задание. Придумать и записать в тет­ради четыре слова с буквой п и подчеркнуть ее синим каран­дашом.

III КЛАСС

Предупредительные диктанты

Петя купил красивые пионы. Пионы украшали комнату. Полковник приехал «з отпуска. Полковнику принесли пакет. Пионеры пели веселые песни. Пётр и Павел купались в реке.

Домашнее задание: Выписать из диктанта пять слов с буквой п и подчеркнуть ее синим карандашом.

Панама.

Тётя Поля купила Пете панаму. Петя пошел к реке. Он повесил панаму на ветку липы. Сильный ветер качнул липу. Панама упала на песок. Петя отряхнул панаму и пошел ктоварищам.

Домашнее задание. Придумать и записать в тет­ради пять слов с буквой п и подчеркнуть ее синим каран­дашом.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКА И БУКВЫ Б В I, II И III КЛАССАХ

I. Усвоение звука и буквы б.

План занятия

1. Слуховое и зрительное восприятие звука б.

2. Артикуляция звука б.

3. Связь звука б с буквой.

4. Воспитание слухового внимания на звук б.

Дидактический материал:

а) разрезная азбука;

б) картинка, на которой нарисована бочка.

Ход занятий

Логопед показывает картинку, на которой нарисована бочка, и спрашивает у учеников, что там нарисовано.

Ученики. Бочка.

Логопед. Какой здесь первый звук? Ученики. Звук б.

Логопед. Теперь послушайте и посмотрите, как я про­изношу звук б. (Произносит несколько раз звук б и объяс­няет его артикуляцию.) Губы слегка сомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха легко прорывает сомкнутые губы. Голосовые связки вибрируют.

Логопед несколько раз произносит звук б, а ученики в этот момент кончиками пальцев касаются его губ и гортани и про­веряют свое произношение на себе. Фиксируется внимание на дрожании голосовых связок при произнесении звука б. Произнесение звука повторяется с учениками до тех пор, по­ка не получится правильное произношение у каждого ученика, после чего логопед показывает букву б и предлагает учени­кам найти ее в.разрезной азбуке. Ученики находят букву. Логопед записывает ее на доске. Ученики описывают ее в тет­ради.

П. Закрепление звука и буквы б в слогах, словах и пред­ложениях.

Дидактический материал:

а) слоговая таблица;

б) разрезная азбука;

в) цветные мелки и карандаши.

Ход занятия Логопед вывешивает слоговую таблицу (шрифт письмен­ный) и читает ее:

ба бо бу бы би бе

аба або абу абы оби абе

Ученики хором, а потом индивидуально читают таблицу и списывают ее в тетради. По заданию логопеда ученики со­ставляют слоги из букв разрезной азбуки.

Логопед. Теперь я буду произносить слоги. Когда про­изнесу слог со звуком б, вы поднимете руку: ба, ва, со, ку, то, бо, бу. После этого даются слова для закрепления четкого произнесения и устного анализа звука б:

Баня булка  бинт рыба

балка    букет    Берта   шуба
Боря бык  собака   верба
боты бычок Люба   рябина

Ученики читают слова, производят звуковой анализ, оп­ределяют, сколько букв в слове и на каком месте находится буква б.

Логопед. Я буду называть слова, а вы будете узнавать,, в каком слове есть звук б. Кто узнает, тот поднимет руку, четко произнесет звук и определит его место в слове: ложка, балка, миска, Боря, кот, бинт, вилка, булка, квас, стол, ба­ран, туфли, собака, верба, рыба, кефир.

Затем логопед предлагает придумать слова со звуком 6. Ученики придумывают слова, четко произносят их и опреде­ляют место звука б в слове. Логопед записывает ряд слов на доске и предлагает ученикам прочитать их и составить эти слова из букв разрезной азбуки. Ученики составляют слова, читают их, записывают в тетради и подчеркивают букву б красным карандашом.

Логопед просит найти слово со звуком б в произнесен­ных им предложениях.

У Вали новая сумка. У охотника собака. На столе букет цветов. На стене картина.

И т. д.

Услышав слово со звуком б, ученики поднимают руку, на­зывают это слово и говорят, сколько слов в предложении, на каком месте находится слово со звуком б, сколько звуков в данном слове, на каком месте находится этот звук, сколько слогов в данном слове, в каком слоге звук б.

Логопед предлагает ученикам придумать предложения, в которых должны быть слова со звуком б. Ученики приду­мывают предложения. Проводится звуковой анализ. Лучшее предложение записывается на доске. Буква б подчеркивает­ся на доске красным мелком.

Ученики списывают с доски и подчеркивают букву б в тет­радях красным карандашом.

На всем протяжении работы подчеркивание букв прово­дится сразу после написания.

I КЛАСС

Предупредительные диктанты

У Любы бант. У брата билет в кино. Боря ловил рыбу. Рыбаки ловили рыбу.

Домашнее задание. Выписать из диктанта три слова с буквой б и подчеркнуть ее красным карандашом.

Мой брат.

Мама работает. Она работает на фабрике. Брат у бабуш­ки. У брата барабан. И труба у брата.

Домашнее задание. Придумать и записать в тет­ради три слова с буквой б и подчеркнуть ее красным каран­дашом.

II КЛАСС

Предупредительные диктанты

На столе банка. В банке рыба. У Любы белые бусы. Люба стирала белье. Боря был в клубе. Ребята ели белую булку.

Домашнее задание. Выписать из диктанта четыре слова с буквой б и подчеркнуть ее красным карандашом.

Р ы б а.

У Бори на столе банка. В банке рыба. Боря кормил рыбок хлебом. Люба смотрела на рыбу. Она бросила ей кусок бул­ки. Рыба ела булку.

Домашнее задание. Придумать и записать в тет­ради четыре слова с буквой б и подчеркнуть ее красным ка­рандашом.

III класс

Предупредительные диктанты

На столе блокнот. Это блокнот брата. У брата красный блокнот. Люба была в лесу. Она собирала бруснику. Бабушка варила варенье из брусники.

Домашнее задание. Выписать из диктанта пять слов с буквой б. И подчеркнуть ее красным карандашом.

Фабрика.

На фабрике работают рабочие. Около фабрики красивые клумбы. На клумбах белые цветы. Рабочие любят собирать­ся около клумбы. У клумбы стоят большие скамейки. Клумбы с цветами украшают фабрику. Рабочие любят свою фабрику.

Домашнее з а д а н и е. Придумать и записать в тет­ради пять слов с буквой б и подчеркнуть ее красным карандашом.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ Б-П В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

II л а н   за н я т и я

1. Отличие звука б от звука п.

2. Воспитание слухового внимания на звуки б и п.

3. Дифференциация б и п в слогах, словах и предложе­ниях.

4 Запись слогов и слов.

5. Домашнее задание.

Д и д а к т и ч е с к и й м а т е р и а л:

а) разрезная азбука;

б) слоговая таблица;

в) плакат со словами-паронимами;

г) рисунки со словами-паронимами.

Ход занятия

Логопед. Мы научились правильно произносить звуки б и п и узнали, что при произнесении звука б голосовые связ­ки дрожат и выдыхаемая струя воздуха легко прорывает сом­кнутые губы. При произнесении звука п голосовые связки не дрожат и струя воздуха резко прорывает сомкнутые губы. Звук б звонкий, а звук я глухой. Найдите буквы б и п в раз­резной азбуке и покажите их.

Я буду произносить слоги. Когда произнесу слог со зву­ком б, вы поднимете букву б. Когда произнесу слог со зву­ком п, вы поднимете букву п.

бапа    быпы

бопо   б ипи

бупу   бепе

Логопед вывешивает слоговую таблицу:

ба бо бу бы б и бе         аба аба абу абы оби иве

па по пу пы пи пе          ana ano any апы an и апе

Ученики списывают таблицы в тетради и подчеркивают

букву б красным карандашом, а букву п синим карандашом.

Логопед. Я буду произносить слова. Когда произнесу

слово со звуком б, вы поднимете букву б. Когда произнесу

слово со звуком п, вы поднимете букву п.

баня

палка

пила

бот

булка

бусы

После этого логопед открывает плакат со словами-паро­нимами. Читают все. Логопед называет слово, а вызванный ученик показывает его на плакате. Ученики списывают слова-паронимы в тетради и подчеркивают букву б красным ка­рандашом, а букву п синим.

РАБОТА С РИСУНКАМИ, ИЗОБРАЖАЮЩИМИ СЛОВА-ПАРОНИМЫ

Первый прием. Логопед вывешивает плакат, на ко­тором нарисованы картинки-паронимы, называет какую-ни­будь картинку (например, бочку), предлагает вызванному ученику показать ее на плакате и повторить название пред­мета, изображенного на рисунке.

Так же прорабатывается вторая парная картинка с оппо­зиционным звуком (почка).

Второй прием. Логопед показывает рисунок, на ко­тором изображена бочка. Ученик называет этот рисунок. Логопед показывает второй рисунок с оппозиционным звуком (почка), а ученик называет его. Проводится звуковой ана­лиз, после чего из букв разрезной азбуки составляются слова по данным картинкам с записью этих слов в тетрадях.

Третий прием. Логопед показывает на какую-нибудь картинку плаката, предлагает вызванному ученику назвать предмет, изображенный на рисунке, и записать это слово на доске. Так же прорабатывается вторая парная картинка.

В процессе работы уточняется, что смешиваемые соглас­ные-это два различных звука речи, употребление которых меняет смысл слова.

Такая наглядность помогает ученикам четко дифференци­ровать близкие по артикуляции звуки и лучше осознать смы­словую сторону слова.

Так же проводится работа со словами-паронимами для дифференциация звуков.

Учителям-логопедам рекомендуется приготовить на боль­ших листах рисунки и плакаты со словами-паронимами.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Б И П  В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

После работы со словами-паронимами переходим к рабо­те с предложением. Логопед произносит предложение, в ко­тором имеются слова со звуком б или п, и записывает его на доске.

I класс. Рыба плавает.

II класс. Рыба плавает в реке.

III класс. Большая рыба плавает в реке.

Логопед. Сколько слов в предложении? На каком ме­сте находится слово с буквой б? На каком месте находится слово с буквой п? В каком слове буква б?

Ученики. В слове рыба.

Логопед. В каком слове буква п?

Ученики. В слове плавает.

Логопед. Сколько букв в слове рыба? На каком месте буква б? Сколько слогов в слове рыба? В каком слоге бук­ва б?

Также анализируется слово плавает.

Ученики списывают предложение в тетради и подчерки­вают букву б красным карандашом, букву п синим.

При дифференциации звуков можно использовать прием с цветными полосками бумаги, описанный Г. А. Каше и Р. И. Шуйфер1.

Домашнее задание для I класса

Выписать слова с буквой б из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» и подчеркнуть букву б красным карандашом, букву п синим карандашом.

Домашнее задание для II класса

Выписать из стихотворения В. Маяковского «Стройка» все слова с буквой б и три слова с буквой п и подчеркнуть букву б красным карандашом, букву п синим карандашом.

Домашнее задание для III класса

Выписать из поэмы С. Михалкова «В музее Ленина» все слова с буквой б и три слова с буквой п и подчеркнуть бук­ву б красным карандашом, букву п синим карандашом.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.