Грамматика: изучение морфологии на основе синтаксиса — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Грамматика: изучение морфологии на основе синтаксиса

2020-05-07 1574
Грамматика: изучение морфологии на основе синтаксиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Грамматика – это основной раздел науки о языке, предполагающий изучение морфологии и синтаксиса.

Грамматика как раздел науки о языке занимает центральное место в школьном курсе. «Ведущая роль грамматики в общей системе занятий по русскому языку определяется тем, что изучение фонетики, лексики, словообразования, а также работа по орфографии и пунктуации могут протекать успешно лишь тогда, когда они находятся в неразрывной связи с грамматикой, ибо грамматические категории и закономерности прямо или косвенно влияют и на оформление отдельных лексических и фразеологических единиц, и на словообразовательные профессы, и на функционирование отдельных компонентов звукового строя языка»[72] (Дудников, с. 14)

Неоценим вклад в становление методической науки и ее разделов многих известных лингвистов и методистов прошлого Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, А.М. Пешковского, П.О. Афанасьева, С.И. Абакумова, Н.С. Рождественского, Л.П. Федоренко и др., которые, говоря о развитии речи школьников, напрямую связывали успешность формирования речевых умений и навыков со знанием грамматики. Таким образом, изучение грамматики – это не только усвоение теоретических сведений, объясняющих строение языка; знание грамматики позволяет сознательно управлять своей речью.

В конце 60-х годов ХХ века возрос интерес у ученых-методистов к вопросам синтаксической организации речи.

В этот период на первый план была выдвинута концепция изучения морфологии на синтаксической основе, предложенная В.П. Озерской. Выделив как основные единицы словосочетание, предложение, ССЦ, В.П. Озерская утверждала, что уже при изучении морфологии необходимо проводить работу над словосочетанием и предложением, «т.к. каждая часть речи характеризуется свойственными ей синтаксическими функциями»[73] Ею были определены объем и содержание синтаксического материала на разных этапах изучения, последовательность изложения, приемы обучения.

Историческая информация

Идею взаимосвязанного изучения единиц морфологии и синтаксиса высказывал еще А.М. Пешковский, который большое значение придавал изучению грамматики. Он указывал, что грамматика наравне с техникой чтения является порогом всякого знания, не переступить через который невозможно. Пешковский считал, что обучение синтаксису необходимо начинать уже в школах I ступени: «...внутренняя сторона синтаксиса состоит в изучении форм грамматического мышления (выд. авт.),.. без проникновения в строение основной формы такого мышления-предложения, невозможно понимание ни одной синтаксической формы со стороны ее значения»[74]. Указывая, что предложение является основной единицей школьного курса русского языка, Пешковский обращал внимание на органическое взаимосвязанное изучение морфологических и синтаксических единиц, на осуществление «необходимой связи правописания с грамматикой, пунктуации с синтаксисом». Он утверждал, что «основным отличием литературного говорения от естественного является, как известно, сознательное пользование языковыми средствами…Грамматика же как раз и занимается переводом подсознательных явлений в сознательные». [75]  

В целом изучение морфологии на синтаксической основе позволило обратить более пристальное внимание на синтаксическую организацию речи, что, в свою очередь, привело к усилению коммуникативной направленности обучения русскому языку. Взаимосвязь между разделами грамматики, морфологии и синтаксисом, рассматривается как один из ведущих тактических принципов изучения грамматики в школе: принцип взаимосвязи отдельных уровней языка в процессе их изучения.

В современной лингвистике одним из направлений грамматических исследований является функциональная грамматика, основой которой стало изучение разноуровневых единиц языка и анализ их функционирования в речи.

Информация для размышления

Проанализируйте принципы построения курса грамматики в основной школе, сформулированные профессором Евгенией Семеновной Истриной

Построение грамматического курса в целом должно отве­чать следующим принципам.

1. Грамматика имеет общеобразовательное зна­чение; она дает ценные общеобразовательные сведения о языке и способствует развитию мышления. Вместе с тем грамматика имеет и громадное практическое значение, содействуя повышению культуры речи и усвоению навыков чтения и письма.

2. Общеобразовательное значение грамматики обусловливает­ся увязкой грамматических фактов с мышлением. Увязка с мышлением должна учитывать развитие самого мыш­ления, с одной стороны, и специфику языка — с другой.

3. Историзм проводится в школьном преподавании путем попутных исторических комментариев к отдельным грамматиче­ским категориям и к отдельным фактам; грамматические кате­гории рассматриваются в их развитии и по возможности с осве­щением их генезиса.

4. Грамматические явления изучаются в их взаимосвязи. Каждое грамматическое явление познается по комплексу его признаков, причем ведущая роль принадлежит зна­чению, проявляющемуся в речи. Во взаимной связи изучаются и отдельные разделы грамматики: фонетика, морфология и син­таксис, причем ведущая роль принадлежит синтаксису.

5. Изучение грамматики исходит из принципа единства формы и содержания; поэтому грамматические формы не могут изучаться в отрыве от значения слова, от речи в целом, от социально-значимого высказывания. Грамматика увязывается со стилистикой и л е к с и к о й, с задачами воспитания культуры речи, с литературой, а также с другими школьными предметами.

6. Грамматические занятия в средней школе должны строить­ся на основе систематического курса; учащимся должна быть дана система знаний и навыков. Поэтому для грамматических занятий необходимо отводить особые уроки, которые могут соединяться с занятиями по стилистике и орфо­графии. (С.432, Лапатухин)

Для современного процесса обучения актуальной является точка зрения, согласно которой овладеть родным языком можно только усвоив основные законы грамматики, поскольку именно грамматика является сборником правил речевого поведения,[76] базой для формирования речемыслительных способностей школьников, способствует развитию логического мышления, является необходимой предпосылкой для изучения иностранного языка, основой формирования правописных навыков.

В школьной практике грамматика изучается в 5-9 классах: морфология – в 5-7 классах, синтаксис – в 5, 8-9 классах.

Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические формы слов в их взаимных связях и отношениях. В разделе «Лексика» школьники познакомились со словом как единицей языка, имеющей лексическое значение – лексемой. В процессе изучения морфемики и словообразования рассмотрен морфемный состав слова и способы словообразования. Раздел «Морфология» изучает грамматические свойства слова, которые проявляются в словоформе.

В процессе изучения морфологических понятий школьники учатся строить морфологическое понятие (часть речи, имя существительное, глагол и т.п.), опираясь на три основных признака классификации, принятой в школьной грамматике: а) обобщенное лексическое значение, б) постоянные и непостоянные формальные категории и в) функция в предложении. Другими словами, каждый раз извлекая словоформу из потока речи (текста), ученик относит её к определенной части речи, исследуя, какие грамматические признаки данная словоформа имеет, какую роль выполняет в предложении. Морфология в основной школе изучается на синтаксической основе. Это означает, что главное внимание уделяется условиям и характеру употребления словоформы в разных стилях и жанрах речи, формированию умения целесообразного использования слов разных частей речи в построении связного высказывания. Характеристика синтаксических свойств частей реи при изучении морфологии позволяет подготовить учащихся к усвоению систематического курса синтаксиса и обеспечить более глубокое усвоение морфологических понятий. Таким образом, изучение морфологии на синтаксической основе предполагает рассматривать лексико-грамматические классы слов как элементы предложения (высказывания), в котором реализуются основные признаки данной языковой единицы. Благодаря рассмотрению анализируемого понятия в контексте школьники познают роль языковой единицы в передаче определенного содержания, смысла. Следовательно, контекст является непременным условием раскрытия семантики языковых единиц.[77]

Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в лексико-грамматические классы – части речи. Части речи рассматриваются на основе структурно-семантического принципа, т.е. в триединстве – с точки зрения значения-формы-функции.

В основе распределения слов по частям речи лежат следующие критерии: общее грамматическое значение (что обозначает, на какие вопросы отвечает), морфологические признаки (классификационные и словоизменительные) и синтаксическая функция (каким членом предложения является). Каждая часть речи имеет грамматические категории, способы словообразования, характерные орфограммы и пунктограммы, особенности использования в речи.

Информация для размышления

В школьном курсе русского языка, так же как и в науке, нет единообразия в трактовке некоторых лексико-грамматических классов слов.

В научной грамматике существуют различные взгляды на числительное как часть речи. Академик В.В. Виноградов относил порядковые числительные к именам прилагательным, поскольку они имеют те же словоизменительные признаки, что и прилагательные, выполняя ту же синтаксическую функцию – определения. В школе учитывается только семантика слов, определяющих порядок при счете. Поэтому слова первый, второй, третий и т.д. относятся к порядковым числительным.

Местоимение в школьных учебниках рассматривается как самостоятельная часть речи, хотя в науке этот вопрос не имеет однозначного подхода. Так, Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба и другие ученые, придерживались мнения, что местоимение не представляет собой отдельной части речи, поскольку по своим признакам соотносится с именами существительными, прилагательными и числительными. Другие ученые (А.А. Шахматов, А.А. Булаховский, А.Н. Гвоздев) выделяли местоимение как самостоятельную часть речи. Академик В.В. Виноградов относил к местоимениям только местоимения-существительные (по его терминологии, предметно-личные местоимения): я, ты, они, некто, нечто, кто-то, кое-что и под. Другие виды местоименных слов В.В. Виноградов относил либо к прилагательным (какой, чей, каждый и под.), либо к числительным (несколько, сколько, столько и под.). Такая точка зрения представлена и Грамматике русского языка (1980). Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру «знаменательные слова». (Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. – М., 1979. С.89).

Причастие и деепричастие рассматриваются неоднозначно: как особые глагольные формы (Русская грамматика-80), причастие как категория «гибридных глагольно-прилагательных форм» и деепричастие как «гибридная наречно-глагольная категория» (В.В. Виноградов), как самостоятельные части речи (Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.Н. Тихонов). В школьном курсе русского языка причастие и деепричастие изучаются как самостоятельная часть речи (учебный комплекс под ред. профессора В.В. Бабайцевой и в учебниках, научным редактором которых является академик Н.М. Шанский (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.) и как глагольные формы (учебники С.И. Львовой и В.В. Львова, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта и др.).

Систематический курс морфологии изучается в 5-7 классах по линейно-ступенчатому принципу. В процессе изучения морфологии одновременно формируются правописные навыки школьников (орфографические и пунктуационные).

Цели изучения морфологии:

· сформировать понятие о морфологической системе русского языка (о частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают словоформы);

· обогащать грамматический строй речи учащихся.

Выпускник научится:

опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности [78].

Содержание обучения

Выделяются следующие направления работы по морфологии:

1) усвоение теоретических морфологических сведений;

2) совершенствование речемыслительных умений учащихся в процессе пересказа и составления лингвистического текста, анализа текста и т.д.;

3) работа над культурой речи;

4) определение синтаксической функции слова, его роли в построении речи;

5) анализ текстообразующей функции слов разных частей речи

Основной единицей морфологии является словоформа, т.е. слово в его грамматическом значении. Грамматическое значение, являясь дополнительным к лексическому значению, выражает различные отношения между словами. Грамматические значения имеют в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение.

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с морфологией:

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

 

Основными понятиями, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения морфологии, являются обобщенные понятия «часть речи» и «грамматические признаки части речи». [79]

«Только обучение на основе наиболее широких, абстрактных морфологических понятий «часть речи», «морфологические признаки частей речи» создает возможность на протяжении такого продолжительного срока формировать с помощью знаний об этих понятиях морфологические умения и навыки.

Без ввода обобщающих, абстрактных морфологических понятий (вид глагола, время причастия и т.п.) задача сформировать у всех школьников морфологические умения и навыки становится неразрешимой».[80]

Новое содержание понятия о части речи укладывается в известную школьникам схему и легче запоминается, являясь эффективным средством формирования морфологических умений.

Например, при усвоении имени прилагательного как части речи учащиеся, опираясь на знание обобщенных понятий «часть речи» и «грамматические признаки», выбирают из текста слова, имеющие общее грамматическое значение признака, отвечающие на вопросы какой?, какие?, чей?, каков? и анализируют их, определяя морфологические признаки (разряд, род, число, падеж) и синтаксическую функцию (определения или сказуемого).

Информация для размышления

В предложении Усталые путники остановились перед разъяренным быком словоформа усталые имеет грамматические значения мн. ч., им. п., следовательно, определяет словоформу путники, которая такжестоит в им. п., мн. ч. – значит, является подлежащим, главным членом предложения; имя сущ. быком в ед. ч., тв. п. уже не может быть подлежащим, так как форма косв. падежа чаще всего показывает второстепенность члена предложения, а разъяренным согласуется с этой словоформой в роде, числе и падеже, значит его определяет. Понимание грамматического значения данных словоформ даёт возможность прочитать мысль автора правильно: речь идёт о путниках, глагол остановились – мн. ч. и т.д. – показывает, что это уже было (прош. вр.), происходило в реальности (изъяв. накл.), причем одномоментно (сов.в.), видимо, что-то неожиданное их остановило. Тв.п. (значение инструмента) словоформы бык показывает его роль в этой ситуации: автору важны путники и то, что с ними происходит, иначе бык был бы в им.п. (подлежащим), а словоформа путники в косвенном падеже. Словосочетания усталые путники и разъяренным быком имеют связь согласование, поэтому читатель понимает, кто из них усталый, а кто разъяренный ( сравните: разъяренные путники, усталым быком). Дополнительно появляется информация: усталые как имя прилагательное – это качество их состояния, а словоформа быком согласуется с причастием,причём страдательным, т.е. это качество, приобретенное в результате действия разъярить (кем-то).  Все эти грамматические значения показывают дополнительные коннотации, позволяющие лучше понять, углубить мысль рассказчика.

В процессе изучения морфологических понятий школьники приобретают навык узнавания, к какой части речи относится та или иная словоформа, какие грамматические признаки она имеет, какую роль выполняет в предложении.

Особое внимание уделяется условиям и характеру употребления словоформы в разных стилях и жанрах речи, формированию умения целесообразного использования слов разных частей речи в построении связного высказывания. Актуальной является работа по усвоению орфографических и пунктуационных правил, т.е. правил правописания различных частей речи и постановки знаков препинания.

Анализируя роль существительных в тексте, следует отметить, существительные создают тематическую целостность текста. А. М. Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует». В художественной литературе часто используется прием олицетворения при описании явлений природы для создания ярких запоминающихся образов, созданный при помощи существительных. Особенно часто олицетворяются явления природы. Вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится: прошла ее пора, весна в окно стучится и гонит со двора». Весенняя сказка А. Островского вся построена на олицетворениях: Весна, Мороз, их дочка Снегурочка.

Особенностью прилагательного является то, что оно обозначает непроцессуальный признак предмета, т.е. признак, не протекающий во времени, не изменяющийся

При изучении имени прилагательного важно, чтобы учащиеся уяснили, что эта часть речи может существовать только в соединении с названием предмета, то есть с именем существительным, которое они определяют, грамматически это выражается в согласовании форм слова. Сравните: весенний день, весеннего дня, весеннему дню и т.д. Определения, выраженные прилагательными, выполняют разные функции: одни просто указывают на признак или принадлежность предмета, другие носят и эмоциональный характер, делая восприятие ярким, образным. Такие прилагательные называются эпитетами и встречаются чаще всего в художественных текстах.

Особенностью прилагательных является то, что они могут переходить в имя существительное, приобретая его свойства. В этом случае они употребляются самостоятельно, без существительных, вопросы к ним ставятся кто? что? К таким словам относятся, например: нищий (ср. нищий человек), прохожий (ср.: прохожий мужчина), глухой (глухой старик), слепой (слепой инвалид); портной, зодчий (в последних примерах слова полностью утратили значения прилагательных).

Историческая справка

«В древнерусском языке к а ж д о е прилагательное могло склоняться по двум склонения: либо так, как у нас сейчас (добр ый – добр ого – добр ом у и т.д.), либо как существительное (добр 0 – добр а – добр у и т.д.). …

Таким образом, искони всякое прилагательное могло употребляться и в смысле прилагательного, и в смысле существительного… Но некоторые прилагательные стали употребляться п р е и м у щ е с т в е н н о в смысле существительных, а в смысле прилагательных были забыты. Так и образовались такие существительные, как нищий, прохожий, портной и т.д.» (А.М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 146.)

Имя числительное – знаменательная часть речи, которая обозначает число, количество или порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?), в предложении в сочетании с существительным рассматривается как один член предложения.

Особые затруднения связаны с употреблением числительного один. Учащиеся усваивают, что это числительное в форме множественного числа может употребляться с существительными, имеющими только форму множественного числа: одни сани, одни брюки, одни ножницы. Если слово один употребляется с другими существительными, то оно переходит в частицу с семантикой ограничения, выделения. Сравните: На праздник были приглашены одни выпускники школы. – На праздник были приглашены только выпускники школы. В киоске продавались одни газеты. – В киоске продавались только газеты. Слово один может употребляться и в значении неопределенных местоимений некий, какой-то: На днях встретил одного приятеля. В этом случае слово один также теряет свою семантику и принадлежность к числительным.

Местоимение в школе изучается на семантической основе, без учета грамматической природы слова. С методической токи зрения это целесообразное решение, поскольку такая подача учебного материала способствует более полному представлению учащихся о той или иной части речи.

Грамматические признаки местоимений чаще всего зависят от того, вместо какой части речи они используются. Они почти не имеют собственных морфологических и синтаксических признаков.

В процессе знакомства с местоимениями важно обратить внимание школьников на необходимость контекста для установления значения конкретного местоимения. Именно контекст дает возможность установить, какую часть речи заменяет местоимение. Выступая в качестве «заместителей» существительных, прилагательных, числительных, местоимения позволяют избежать неоправданно нудных повторов одних и тех же слов (тавтологии), разнообразят нашу речь. При изучении местоимений также следует рассмотреть роль этой части речи в текстообразовании как средству межфразовой связи. Например: Я знал одного лесника, который давал приют всем осиротевшим зверятам. К нему-то мы и понесли олененка. Учащиеся уже знакомы с цепной связью предложений в тексте, которая осуществляется в том числе и с помощью местоимений. Второе предложение присоединяется к первому с помощью личного местоимения к нему-то.

Глагол традиционно является одной из самых сложных тем морфологии. Глагол – знаменательная часть речи, которая обозначает действие, состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, выполняет функцию сказуемого. Обозначая действие или состояние, глагол всегда связан с названием действующего предмета (существительным или местоимением). Глагол «организует» предложение, сообщая о предмете речи ту или иную информацию. Он вносит движение, динамику, время в описываемую картину, помогая понять, как все двигается, говорит, меняет цвет, звучит.

 Наиболее сложными для учащихся являются вопросы: безличные глаголы, переходные и непереходные глаголы, время и наклонение глаголов, использование глаголов в речи.

Учащимся следует сообщить, что с помощью глагола передается одновременность или органическая последовательность действий или явлений.

Приглашение к размышлению

Прочитайте тексты. Найдите глаголы, охарактеризуйте их грамматические признаки. Определите роль глаголов в тексте. Определите функциональный тип каждого текста. Сделайте вывод об использовании глаголов совершенного и несовершенного вида.

1. Я проворно спустился с виноградника и бросился в город. Быстро обошел я все улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по берегу…(И. Тургенев)).

2. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. (И. Тургенев)

Первый текст относится к повествованию. Цель повествования – показать развитие сюжета, представить порядок протекания действия, что достигается благодаря глаголам. Второй текст представляет собой описание, основой которого является характеристика основных признаков предмета (явления), существующих одномоментно. Глаголы в описании указывают на свойства описываемых предметов.

Глаголы совершенного вида подчеркивают быструю смену действий, они указывают на законченность, результативность действия; с помощью глаголов совершенного вида передается обычно последовательность событий, действий. Одновременность происходящего, напротив, передают глаголы несовершенного вида. 

Рассматривая категорию вида, мы преследуем следующие задачи: во-первых, научить различать значение совершенного и несовершенного вида и разбираться в оттенках этих значений; во-вторых, научить учащихся умело пользоваться глаголами совершенного и несовершенного вида для разнообразия и выразительности собственной речи. Некоторые глаголы в русском языке не имеют видовой пары. Например, глаголы распевать, спать, участвовать, сиживать, зависеть и другие имеют только форму несовершенного вида. Глаголы совершенного вида грянуть, хлынуть, очутиться, приналечь не образуют форму несовершенного вида. Такие глаголы называются одновидовыми. Особое внимание следует уделить двувидовым глаголам – глаголам, выступающим в зависимости от контекста то в совершенном виде, то в несовершенном виде. Таких глаголов немного: женить, казнить, телеграфировать, велеть и др.

При изучении вопроса о формах наклонения школьники учатся различать значения глаголов в формах изъявительного и повелительного наклонений, а также видеть разницу в их морфемном составе. Форма повелительного наклонения может совпадать по звучанию с формой 2-го лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения.

Приглашение к размышлению

Сравним два предложения:

Вышл и те мне эти книги по почте.

Когда вышл е те, сообщите по телефону.

В первом случае глагол вышлите побуждает к действию, отвечает на вопрос что сделайте? Значит, он употреблен в форме повелительного наклонения, которая образуется с помощью суффикса - и в единственном числе и прибавлением к этой форме окончания -те – во множественном числе. Во втором предложении этот глагол употреблен в значении 2-го лица множественного числа будущего простого времени, отвечает на вопрос что сделаете? и имеет личное окончание -ете, так как относится к I спряжению.

С целью выявления особенностей использования глагола в речи следует остановиться на характеристике категории времени, указывающей на соотношение действия и момента речи. Так, например, глаголы настоящего времени приближают нас к описываемым событиям, помогают представить их как происходящие на наших глазах. Вольно или невольно читатель становится свидетелем описываемых событий: Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой. (А. Чехов)).

Причастие – это особая неспрягаемая форма глагола, общим грамматическим значением которой является обозначение признака по действию.

Учащиеся знакомятся грамматическими признаками причастий: глагольными (вид, залог, может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным, имеет формы настоящего и прошедшего времени) и именными (как и прилагательное причастие изменяется по родам, числам и падежам) синтаксической функцией (в предложении причастие может выполнять две функции: согласованного определения и именной части сказуемого; в краткой форме причастие выступает только как сказуемое); анализируются условия перехода причастия в другие части речи: прилагательные и существительные.

Трудность в усвоении этой темы заключается в том, что причастия – это книжные слова и поэтому недостаточно часто употребляются в живой разговорной речи, однако широко употребляются в книжной речи (официально-деловом, научном стилях). В художественной речи причастия используются как образное средство, для более точной характеристики предмета.

Наблюдение над признаками причастия можно провести в ходе анализа небольшого текста.

А приходит мне в голову лучшее

                                        из лучших:

пробирающийся сквозь иглы колючие

                                     солнечный лучик,

пробивающаяся между плит

                               исхоженных молодая травинка,

выступающая от чувств восторженных

                               на глаза слезинка.

 Это отрывок из стихотворения Николая Николаевича Асеева «Самое лучшее». Сначала выясним общее впечатление от текста, попросим учащихся ответить на вопрос: о чем этот текст? (О любви к родному краю, родной земле, о том, что всегда вспоминается в самые трудные минуты жизни). Учащимся предлагается найти здесь слова, имеющие признаки глагола и признаки прилагательных. К какому слову относится первое причастие? (Это необходимо знать, поскольку глагольная форма согласуется с определяемым словом). Пробирающийся лучик – лучик, который пробирается. Это причастие, которое образовано от основы непереходного возвратного глагола несовершенного вида, I спряжения пробирается (основа наст. вр. – пробира j -) с помощью суффикса - ЮЩ -; имеет, так же как прилагательное, род, число, падеж. Данное причастие употреблено в ед.ч., м.р., им.п. Выполняет функцию определения. Слова пробивающаяся, выступающая имеют аналогичные признаки, но употреблены в женском роде (травинка, слезинка). Причастие исхоженных имеет следующие признаки глагола: употребляется со словом плит в качестве зависимого слова: плиты, которые исходили. Оно образовано от основы инфинитива исходить (исходи-) – сов.в., невозвр., перех., II спр. путем прибавления суффикса -ЕНН-. Значит, оно тоже переходное, невозвратное, совершенного вида. Признаки прилагательного: стоит в форме мн. ч., р.п.; категории рода причастие множественного числа не обладает. У учащихся может возникнуть затруднение при выделении суффикса в этом слове. Во-первых, отметим чередование согласных в корневой морфеме: исходить – исхоженных (д//ж). Во-вторых, обратим внимание, что суффикс --ЕНН- пишется только в причастиях, образованных от глаголов, оканчивающихся на -ИТЬ или от основы глагола на согласный: расчистить – расчищенный; заклеить – заклеенный; подстричь – подстриженный. Если же причастие образовано от основы глагола на -АТЬ, то оно будет иметь суффикс -НН-: развенчать – развенчанный. Все причастия являются определением. Этот текст также дает возможность рассмотреть вопрос о действительных и страдательных причастиях. Найдем причастия, которые показывают, что действие совершает сам предмет: лучик пробирается (пробирающийся), травинка пробивается (пробивающаяся), слезинка выступает (выступающая). Причастие исхоженных показывает, что предмет не действует самостоятельно, а испытывает на себе действие другого предмета: плиты, исхоженные кем-то. Анализ текста помогает учащимся выявить признаки действительных и страдательных причастий, разницу в их образовании.

Причастие обозначает признак предмета по действию, а значит, с одной стороны, оно описывает предмет, а с другой – показывает, как он изменяется. Благодаря причастию описание становится ярким, образным и в то же время оно показано в развитии. Экспрессивные возможности причастия можно увидеть в процессе анализа их использования в художественной речи. Следует обратить внимание учащихся на употребление предложений с причастным оборотом. Например: Вдруг вспыхивает яркая молния, озарившая всю землю. В этом предложении глагол-сказуемое в настоящем времени требует, чтобы причастие тоже стояло в настоящем времени: Вдруг вспыхивает яркая молния, озаряющая всю землю. И наоборот. Если глагол-сказуемое в прошедшем времени, то и причастие, соответственно, должно быть в прошедшем времени: Вдруг вспыхнула яркая молния, озарившая всю землю. Причастие всегда согласуется с определяемым словом, то есть оно употребляется в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово: Из сеней он попал в комнату, тоже темную, озаренн ую светом, выходивш им из-под широкой щели, находивш ей ся внизу двери. (Н. Гоголь).

Причастия обозначают определительные отношения. Эти же отношения выражаются и придаточными определительными в сложноподчиненных предложениях. Большое значение для обогащения грамматического строя речи учащихся имеет работа по синтаксической синонимии, в частности задания по преобразованию предложений с причастными оборотами в сложные предложения с придаточными определительными. Сравните: Сеня поел хлеба, густо посыпанного солью, и лег на солому. (Г. Троепольский) – Сеня поел хлеба, который был густо посыпан солью, и лег на солому.

Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, общим грамматически значением которой является обозначение добавочного действия, которое совершается одновременно с основным действием или предшествует ему.

Главное, что необходимо донести до учащихся, что деепричастие, как и глагол, обозначает действие, но оно является второстепенным по отношению к главному, выраженному глаголом.

Чтобы учащиеся могли убедиться в том, что деепричастия выражают грамматически несамостоятельные действия, предложим им рассмотреть небольшой шуточный текст:

Ежась от све


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.