Федорова Т. Современный словарь иностранных слов – М.,2011 г. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Федорова Т. Современный словарь иностранных слов – М.,2011 г.

2020-05-07 318
Федорова Т. Современный словарь иностранных слов – М.,2011 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Евсеев М. Ю.Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов. – М.: АСТ, 2009.

 Голь Н. М. Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ, 2007.

Грубер Елена Этимологический словарь русского языка для школьников и студентов. – М.: Локид-Пресс, 2008.

§2.   Методика изучения фонетики, орфоэпии и графики (пропедевтика орфографии)

Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звучащую (устную) речь.

С момента возникновения языка устная форма речи есть способ его существования как средства выражения мысли и способа общения. Мысль человека с самого начала оформляется, реализуется посредством звуков. Природную материю звуков, законы звучащей речи изучает фонетика – наука о звуках речи, с помощью которых образуются слова. Каждое слово имеет значение, которое в устной речи мы узнаем по звукам, а при чтении – по буквам.

  Приглашение к размышлению

Вспомните из курса современного русского языка, что изучается в фонетике, орфоэпии и графике? Для чего необходимо изучать фонетику?

Фонетика – наиболее сложный, а потому подчас не самый интересный для учащихся раздел школьного курса русского языка. однако значение его велико не только в прикладных целях (для того, чтобы правильно писать слова, опираясь на знания фонетики), но и для осознанного интонирования предложений, выделения пауз, логического ударения и т.д.

Изучение фонетики имеет важное познавательное и практическое значение. Без знакомства с фонетической системой языка невозможно теоретическое и практическое изучение системы языка. На основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая грамотность учащихся, которая необходима для правильного оформления речи на письме.

 Однако значение фонетики велико не только для того, чтобы правильно произносить и писать слова. Фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, выделения пауз, логического ударения и т.д. Фонетические знания нужны также для усвоения орфоэпических норм, для овладения всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением и письмом). Чтобы воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому различаются слова по звучанию. «Осознанное изучение речи начинается только тогда, когда ученик начинает замечать материю языка, когда он может хотя бы на короткое время заставить себя разделить в своём сознании сам язык и то, что с его помощью можно выразить, т.е. объективную реальность. Получив способность объективировать материю языка, ученик сможет понять, чему он учится на уроках родного языка, уяснить предмет изучения. А это основное условие для успеха обучения». [65]

Знаниями по фонетике школьники будут пользоваться при изучении других разделов русского языка. Так, при изучении лексики необходимо учитывать смыслоразличительную функцию ударения (атлас – атлас, стрелки – стрелки). При изучении морфемики и словообразования актуальны знания о способности букв Е, Ё, Ю, Я обозначать как один звук [ э] [о ] [ ]у [а] после мягких согласных, так и два звука [ jэ] [ jо] [ jу] [jа]. Зная эту информацию, ученик свободно сможет определить общий корень в словах лай и лайка и установить, что в словах читать и читаю разные основы (чита j и чита -).

На основе фонетических знаний усваиваются многие орфографические правила.

О разноместности ударения и его роли в формообразовании учащиеся вспомнят в процессе изучения морфологии. Ударение может выполнять организующую роль в построении ритмической речи, чтобы почувствовать музыкальность, эстетическое впечатление, которое создается благодаря чередованию ударных и безударных звуков.

В процессе изучения фонетики школьники знакомятся с выразительными средствами языка. Звуковая выразительность речи проявляется в ее благозвучии, мелодичности, использовании аллитерации (одинаковых согласных звуков или звукосочетаний), ассонанса (повторения одинаковых гласных звуков), в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторения одинаковых согласных звуков), ассонанса (повторения одинаковых гласных звуков) и других средств. 

Приглашение к размышлению

Прочитайте небольшой фрагмент текста сказки А.С. Пушкина.

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь.

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли…

                                                  (А.С. Пушкин)

Вы заметили, какие звуки чаще повторяются при описании волны? Как создается впечатление плавности, легкости волны? Плеск волны нам помогают услышать согласные звуки /л/, /м/ /л/ и сочетаний /бл/, /мл/, а вот шуршание ее о берег слышится благодаря согласным звукам /щ/, /ч/, /ш/

Звукопись – это такой прием, когда сочетание звуков, их повторение передает звучание окружающего мира. Н.В. Гоголь писал так писал о красоте русской речи: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг… Хочу назвучаться русскими звуками и речью».

Цели и задачи изучения фонетики, орфоэпии и графики:

· осознанное усвоение звуковой системы языка;

·  знакомство с орфоэпическими нормами русского литературного языка;

·  формирование орфографических навыков;

· формировать произносительные навыки школьников;

· познакомить учащихся с выразительными средствами устной формы художественной речи.

 В ходе изучения раздела «Фонетика и орфоэпия» выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности [66].

Содержание обучения

Фонетика знакомит нас с законами звучащей речи, с фонетическими средствами языка: звуками речи, ударением, интонацией – учит правильно произносить текст и членить его на фразы, речевые такты, слова и звуки. С помощью звуковых средств языка человек выражает свои мысли в устной речи.

Информация для размышления

Познакомьтесь с основным содержанием предмета Русский язык

на ступени основного общего образования, связанным с изучением фонетики, орфоэпии и графики

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.

Раздел«Фонетика. Орфоэпия и графика» изучается в 5 классе. Основные сведения из раздела учащимся знакомы из начальной школы, где на изучение фонетики отводится около 100 часов.

Основной единицей фонетики является звук (кратчайшая единица звукового потока), который рассматривается с трех сторон: с точки зрения акустики (низкий/высокий, гласные / согласные, согласные звонкие-глухие) с артикуляционной стороны рассматривается участие органов речи в образовании звуков (твёрдые-мягкие согласные, например). Также звук рассматривается с функциональной стороны – его смыслоразличительная функция. Причем отметим, что, что согласные звуки в большей степени, чем гласные, способствуют различению слов в речи. Например, по трем согласным р,б, т мы можем догадаться, что речь идет о слове работа, а по трем гласным а, о, а это сделать невозможно.

Для учащихся всегда труден вопрос о соотношении между буквой и звуком. Важно понять, что не всегда слова пишутся так, как произносятся, и наоборот. В словах крошка, травы произношение соответствует написанию. Но в большинстве случаев такое соответствие отсутствует: трава, вода – звук одинаковый, а написание разное. Такое же несоответствие наблюдается в словах грустный, солнце; столб, друг.

Итак, буквы и звуки не всегда соответствуют друг другу: буква может быть одна, а звука два: яма – (j ама); букв – две и звука два: дом – (дом); букв три, а звука два: мель – (мел*). Иногда слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному: луг – лук; везти (возить) – вести (водить).

Наша речь состоит не из отдельных звуков, а из слов и предложений, построенных с помощью звуков. Поэтому в потоке речи возникает влияние одного звука на другой. Положение звука в слове называется позицией. В зависимости от позиции в слове звук может произноситься отчетливо, ясно. В этом случае он находится в сильной позиции. Для согласных звуков сильная позиция – перед гласными или сонорными согласными, для гласных звуков сильная позиция – под ударением.

Об образовании гласных и согласных звуков учащиеся знают уже с начальной школы и из курса фонетики (5 класс). Поэтому на занятиях по русскому языку и культуре речи особое внимание следует уделить гласным Е, Ё, Ю, Я в разных положениях: после согласных, где эти буквы обозначают звуки у, э, о, а после мягких согласных; после разделительных Ъ и Ь, после гласных и в начале слова, когда эти буквы обозначают два звука. Также следует обратить внимание учащихся, что на конце слова происходит оглушение согласных.

Наиболее сложным для понимания учащимися является материал об изменении звуков в слабой позиции. Изменение звучания гласного звука, ослабление его звучания называется редукцией. Гласный в слабой (безударной) позиции считается редуцированным, то есть гласным неполного образования. Отметим, что гласные е, о, а в безударном положении становятся не только более короткими, но и меняют качество звучания, т.е. подвергаются качественной редукции.

Гласные ы, и, у тоже подвергаются изменениям, но в отличие от а, о, э они имеют только количественную редукцию. Сравним: (иди) – и в сильной позиции (под ударением) произносится более отчетливо, протяжно, чем и в неударной позиции; (буду) звук у в разных позициях также произносится неодинаково; (лыжы) – разное звучание и у звука ы.

Все варианты одного звука называются фонемой.

Информация для размышления

«Фонема – это минимальные единицы звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов»[67] Основная функция фонемы – смыслоразличительная. Благодаря фонеме мы не только различаем слова, но и запоминаем нормы произношения и правописания. Звук в сильной позиции в устной речи соотносится с фонемой, а на письме – с буквой, обозначающей эту фонему. В слове дом гласный находится в сильной позиции, так как находится под ударением; в слове дома / гласный О имеет слабую позицию, так как находится в безударном положении / дАма /. В слове сказка под влиянием глухого [к] происходит оглушение звука [з], на месте которого звучит [с]; в слове просьба глухой согласный [с] под влиянием звонкого согласного [б] озвончается [ проз/ба ]; в конце слова звонкие согласные оглушаются: [ дуп ], [ лоп ].

Фонема в отличие от звука не зависит от положения в слове. Что это значит? Один и тот же звук имеет несколько вариантов произношения в зависимости от позиции, которую он занимает в слове. Фонема представлена рядом позиционно чередующихся звуков. Например: в слове сторож конечный звук /ш/ соотносится с фонемой /ж/ в слабой позиции (ср. сторо ж а, сторо ж ить); следовательно, на конце слова сторож пишется буква Ж. В словах сторож сторо/ш/, сторо/ж/ить, сторо/ж/евой звуки /ж/ и /ш/ принадлежат одной фонеме Ж. Только в первом случае эта фонема находится в слабой позиции (на конце слова), так же, как в слове шала/ш /, а во втором случае – в сильной позиции, так как стоит перед гласным звуком. Все оттенки одного звука составляют фонему Ж.

Понятие фонемы в школе не рассматривается, однако именно благодаря фонеме мы не только различаем слова, но и усваиваем нормы произношения и правописания. Например, в предложении Я сама поймала сома словоформы сама и сома произносятся одинаково: [cАма]. Это связано со слабой позицией гласных звуков [о] и [а]. Например, в предложении Я сама поймала сома словоформы сама и сома произносятся одинаково: [cАма]. Это связано со слабой позицией гласных звуков [о] и [а].

Как определить сильную /слабую позицию?

Вывод, к которому следует подвести учащихся: один и тот же звук имеет несколько вариантов произношения в зависимости от позиции, которую он занимает в слове.

Для характеристики звуков вводятся основные элементы транскрипции: знак мягкости согласных, ударения, долготы звука и квадратные скобки, знаки паузы (/ //). Поскольку звуки выполняют смыслоразличительную функцию, они рассматриваются в потоке речи, в составе единиц других языковых уровней – морфем, словоформ, словосочетаний.

Следующая единица фонетики – слог – часть фонетического слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.

Из курса русского языка в начальной школе ученики усвоили, что в русском языке слогообразующим звуком является гласный. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных звуков: у-ли-ца, жар-кий, при-о-зер-ный. Слог может оканчиваться на гласный звук. Такой слог называется открытым. Слог, оканчивающийся на согласный звук, называется закрытым слогом. В русском языке большинство слогов открытые. Это связано с законом восходящей звучности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В древнерусском языке действовал закон открытого слога, который требовал расположения звуков в слоге по возрастающей звучности. Таким образом, все слоги оканчивались на слогообразующий, то есть гласный звук: брА/тЪ, лА/вЪ/кА, дЕ/нЬ и т.д. Обратите внимание, что Ъ и Ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки. Ъ был похож на О, а Ь – на Э, только краткие, непротяжные. В 12-13 в.в. в сильной позиции /ъ/ перешел в /о/, а /ь/ – в /е/, а в слабой позиции утратились, т.е. перестали обозначать звуки. Такое явление носило название падение редуцированных. В результате падения редуцированных стали возможны и закрытые слоги, в русском языке появились односложные слова: до/мъ – дом; со/нъ – сон.

 Понятие слогоделения – это один из наиболее сложных вопросов фонетики. Важно, чтобы учащиеся уяснили, что перенос слова и слогоделение это не одно и то же. Правилам переноса в настоящее время, к сожалению, не уделяется должного внимания, поэтому так сложно бывает иногда прочитать текст в газетах, журналах, а часто и в художественных произведениях. Правила гласят: нельзя переносить с одной строки на другую одну букву; нельзя оставлять на строке одну букву, а остальное слово переносить и т.д. Например, в слове альбом два закрытых слога аль/бом; граница переноса слова в это примере совпадает с границей слога. Слово огонь имеет два слога о/гонь, но перенести это слово с одной строчки на другую мы не можем, потому что нельзя оставлять одну букву от слова на строке. Это правило, и ему надо следовать в письменной речи.

Одной из основных фонетических примет слова является ударение.

Ударение используется для правильного произношения, чтения, формирования орфографических навыков, понимания размера стихотворной речи и ритма художественной прозы. Правильное произношение слова свидетельствует о культуре речи, важно для выразительного чтения, особенно стихотворных текстов. Ударяемый гласный в русском языке самый сильный и самый длительный. Слог перед ударением – первый предударный слог – наиболее близкий по отчетливости к ударному слогу. 

Учащихся следует познакомить с особенностью русского ударения – разноместностью и подвижностью.

Информация для размышления

Разноместность ударения делает его индивидуальным признаком слова, являясь, таким образом, предметом не только фонетики, но и лексикологии. Оно выполняет смыслоразличительную функцию, т.к. некоторые слова в русском языке различаются только ударением. Такие слова называются омографами (стрелки – стрелки, замок – замок, мука – мука и т.д.). Подвижность ударения проявляется при словоизменении и словообразовании. Ударение помогает различить и разные формы одного и того же слова (г/оры – горы, ст/раны – стран/ы и т.д.). Перенос ударения с одной морфемы на другую наблюдается и в цепочке однокоренных слов. Ср.: дом – дом/ашний, домов/ой; гор/а – г/орный, гор/истый. Следует обратить внимание и на слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение, и поэтому относятся к разным частям речи. Сравните: кругом (нареч.) – кругом (сущ.), дорога (сущ.) – дорога (кр. прилаг.)

Многосложные слова, состоящие из двух и более основ, могут иметь не одно, а два и даже три ударения. Одно из них главное, основное, остальные побочные (добавочные): гладкошерстный, вышеназванный, кинофильм, автовеломотогонки, водокачка.

В русском языке есть слова, имеющие двоякое (вариантное) ударение: творОг – твОрог, Иначе – инАче, одноврЕменно – одновремЕнно, пЕтля – петлЯ. По утверждению ученых, колебания в ударении зафиксированы более чем у 5 тысяч слов. Проверить правильность ударения можно в толковом или орфоэпическом словарях русского языка.

Однако не все слова в русском языке имеют ударение. Незнаменательные слова не имеют ударения, они примыкают к самостоятельной части речи (на горе, под столом, перед домом и т.д.). Бывает и наоборот: знаменательное слово становится неударным, примыкая к ударному незнаменательному (по лесу).

Восприятие и воспроизведение речи невозможно без сформированного умения слышать ударение в слове, без способности соотносить услышанное слово с явлением действительности. Такое умение формируется в процессе выполнения упражнений в распознавании слов-омографов, смысл которых зависит только от ударения, анализа фонетической организации текста.

Приглашение к размышлению

1. Определите по словарю лексическое значение следующих слов. Составьте с этими словами предложения. Сделайте вывод о роли ударения в речи.

Ле/дник – погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов;

Ледни/к – масса движущегося льда.

И/рис – травянистое растение

Ири/с – сорт конфет

2. Прочитайте стихотворение. Найдите слова, одинаковые по написанию. Чем они различаются? Определите их лексическое значение.

Мой путь – он не поло/г,

Над ним дымился по/лог.

Но в выборе доро/г

Путь избранный мне до/рог.

(Я. Козловский)

Анализируя тексты, в которых встречаются слова, различающиеся ударением (омографы), школьники наблюдают над функцией ударения, расширяют свой словарный запас, учатся пользоваться толковым и другими видами словарей. Учащиеся усваивают, что правильная расстановка ударения в словах дает возможность лучше понять высказывание и услышать красоту речи. При построении ритмической речи, особенно стихотворной, ударение позволяет почувствовать ту музыкальность, то эстетическое впечатление, которое создается чередованием ударных слогов с неударными. Перенос ударения может рассматриваться как выразительное средство языка. Учащимся целесообразно сообщить и о том, что в поэтической речи, благодаря чередованию ударных и безударных слогов, создаётся особый ритмический рисунок, который отличает стихи от прозы.

Приглашение к размышлению

Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

В четверостишии наблюдается строгий порядок в расстановке гласных и согласных звуков, результатом чего является рифма, т.е. регулярное повторение созвучий в конце каждого стиха (ассонанс): туманы – поляны, луна – она. Обратите внимание на равномерность в смене ударных и неударных гласных. Почти все слоги открытые; автор использует закон восходящей звучности, действующий в фонетической системе русского языка и определяющий построение слога.

Выделение самого важного по смыслу слова в предложении происходит с помощью логического ударения – организующего центра высказывания. Например, предложение Я подарил брату книгу можно прочитать по-разному, если переносить логическое ударение:

1. Я подарил брату книгу. (Кто подарил?)

2. Я подарил брату книгу. (Откуда у брата книга?)

3. Я подарил брату книгу. (Кому подарил?)

4. Я подарил брату книгу. (Что подарил?)

Наша речь делится на отрезки, объединенные общей интонацией. Такие отрезки называются фразами.

К важнейшим элементам интонации можно отнести силу голоса, высоту тона, тембр голоса, логическое ударение. Интонация может быть эмоциональной, то есть передавать чувства человека: радость, огорчение и т.д., и смысловой – передавать информацию, заключать вопрос или побуждение к действию. Большую роль в интонации играют паузы – пограничные знаки смысловых отрезков речи (частей предложений или целых предложений). Учащимся важно осознать, что длительность паузы между частями высказывания соответствует знакам препинания: короткая пауза – запятая; более длительная – точка с запятой; двоеточие, тире. Самая длинная пауза наблюдается в конце предложений (между фразами), в письменной речи для этого используются точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Материалом для отработки элементов интонации служат отдельные предложения, или художественные тексты, в которых ярко проявляются разнообразные интонационные оттенки. Например, одно и то же высказывание (Дождь пошёл) можно произнести по-разному, с разными чувствами, отчего будет меняться тембр голоса: 1) с радостью (измучила многодневная жара, а дождь прибил пыль, воздух стал свежее»); 2) с досадой, огорчением (из-за дождя может отмениться прогулка); 3) со страхом («Если дождь будет продолжительным и сильным, он может вызвать наводнение»).

В разделе «Фонетика» рассматриваются также вопросы орфоэпии – произносительные нормы русского литературного языка. Работа над орфоэпией проводится на протяжении всего обучения. Учащиеся овладевают основными правилами литературного произношения и ударения: нормами произношения безударных гласных звуков; произношением мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношением сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.), особенностями произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. В учебных комплексах слова, в произношении которых могут быть допущены ошибки, выносятся в рамочке на поля учебника, в них проставляется ударение и дается транскрипция. Кроме этого, в конце учебников имеются орфоэпические словарики «Произноси правильно». В процессе изучения фонетики школьники знакомятся со сведениями о графике, которая служит для обозначения звуков речи на письме. Графика (от греч. grapho — писать) – раздел, в котором изучается состав букв и их звуковое значение. Графикой называется также совокупность букв и других условных знаков, употребляемых на письме.

Графическим знаком для этой цели служит буква. Буква может быть строчной или прописной и обозначает гласный или согласный звук в письменной речи. Характеризуя различия между звуком и буквой, особое внимание следует обратить на буквы е, ё, ю, я, которые могут в зависимости от позиции в слове обозначать один звук (мат\ – м\ат\; вол – в\ол) или два звука ([ j о]лка, по[ j о]т, под[ j о]м).

В процессе изучения раздела «Фонетика» формируются орфографические навыки в результате усвоения правил правописания гласных и согласных в корне слова, в основе которых лежит фонематический принцип, то есть одинаковое написание фонем в сильной и слабой позиции, а также правила правописания, основанные на фонетическом принципе орфографии (правописание приставок на З-/С-), И/Ы после приставок, оканчивающихся на твердый согласный и др.).

Принципы методики фонетики, орфоэпии и графики:

· принцип внимания к материи языка (его основой является тренировка речевого и мыслительного аппарата) диктует необходимость отбора средств обучения, которые способствуют усвоению речи, обеспечивают «звуковую и зрительную наглядность, оптимальность тренировки органов речи (работа над дикцией, силой голоса, интонацией, постановкой ударения в слове и др.)[68];

· принцип опоры на речевой слух учащихся способствует сознательному восприятию звуков и определению их свойств, развитию способности понимать разницу между буквой и звуком (между устной и письменной речью);

· принцип анализа звука речи в составе значимой части слова – морфемы, что позволяет выявить изменение звуков в зависимости от позиции в слове;

· принцип развития чувства языка, предполагающий использование дидактического материала на уроках, который бы облегчал учащимся запоминание произносительных и орфографических норм русского языка

Методы и приемы обучения

Ӏ. Наблюдение над функционированием фонетических единиц в речи.

1. Упражнения, основой которых является сопоставление звуков и букв, сопоставление глухих и звонких согласных звуков, различение гласных и согласных и т.д.

Например:

а) Выделите слова, в которых количество букв и звуков совпадает (не совпадает). Укажите роль Ь.

Лед – льёт, пел – ел, угол – уголь, люк – льют, стал – сталь, семя – семья.

При выполнении задания следует обратить внимание на несколько моментов. Прежде всего – на слова ел, льёт, льют и семья, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: [й] и [о]; [й] и [э]; [й] и [у]; [й] и [а]. Вспомним при этом, что мягкий знак перед этими буквами выполняет разделительную функцию. В словах уголь и сталь роль мягкого знака иная – он используется для смягчения предыдущего согласного.

б) Прочитайте пары слов. Какие различия в звуковом составе вы заметили? Чем это вызвано?

Банка – банька, удар – ударь, угол – уголь, брат – брать;

 вода (к) воде, миля – милый, лук – люк, пламя - племя

Такое упражнение целесообразно выполнить при обучении школьников различать твёрдые и мягкие согласные. Важно научить школьников определять условия, при которых согласный звук становится мягким. Поэтому обратим внимание на окружение согласных. В первой группе слов мягкий согласный находится перед мягким знаком, поэтому он становится мягким; условием мягкости согласных во второй группе является наличие гласных звуков, обозначаемых буквами Е.Ё, Ю, Я, И.

Упражнения в сопоставлении звуков и букв способствуют формированию фонематического слуха школьников, а также орфографических навыков. Сравнивая звуковой состав слова с его письменным обозначением, школьники убеждаются в том, что между буквой и звуком нет прямого соответствия: правописание может совпадать с произношением (вО/лны, скаЗочный), буквенный состав может отличаться от его звукового состава (в[A]лны/, ска[C]ка)/

2. Роль ударения в определении лексического значения слова.

Например: Сравните лексическое значение следующих слов. Составьте с этими словами предложения.

Связной – посыльный для поддержания связи между воинскими частями; связный – последовательный, логически стройный.

Складной – такой, который можно складывать; складный – 1. Связный, гладкий (о речи, письме); 2) стройный, слаженный (о пении).

Для правильного определения лексического значения слова целесообразно использовать толковый словарь русского языка, где, кстати, можно уточнить и правильное ударение и написание.

3. Анализ выразительных средств фонетики.

Например: Прочитайте стихотворение. О чём оно? Какие звуки помогают нам ответить на этот вопрос?

Шорох,

Шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое… Кто это – гном?

Шшш! Там, за шторами,

Нам не видна,

Шустрым мышонком

    Шуршит тишина!

(В. Лунин)

 

В этом тексте большое скопление шипящих звуков, которые помогают нам «услышать» тишину. Отметим, что такие строки и читать надо соответственно – тихо, спокойно, таинственно.

ӀӀ.   Фонетический разбор – звуковой анализ слова. Целесообразность звуко-буквенного анализа слов заключается в том, что он позволяет учащимся более чётко выявить соотношение между буквой и звуком.

При проведении фонетического разбора следует произнести (записать) слово, определить ударный гласный, количество слогов, затем в квадратных скобках записать каждый звук, охарактеризовать его (для гласных – ударный или безударный), для согласных – указать твёрдый или мягкий, звонкий или глухой), установить, какой буквой или знаком он обозначается на письме. В конце разбора необходимо указать количество звуков и букв в слове.

Порядок  разбора

       1. Произносим слово: яблонька, определяем ударный звук, количество слогов (я-блонь-ка)

        2. Записываем в квадратных скобках каждый звук и даём его           характеристику:

      [й] – согласный, звонкий, мягкий,

                                                                     обозначаются буквой Я

      [а] - гласный, ударный

     [б] – согласный, парный, звонкий, парный твердый, обозначается буквой Б;      

     [л] – согласный, непарный сонорный, парный, твердый, обозначается буквой Л;     

     [ъ] – гласный, безударный, обозначается буквой О;              

     [н] – согласный, непарный сонорный, парный, мягкий, обозначается буквой Н;

     [-] – звука не имеет, обозначается Ь;

     [к] – согласный, парный, глухой, парный твердый, обозначается буквой К;      

     [ъ] - гласный, безударный, обозначается буквой А.

3. Подсчитывается количество звуков и слогов

В данном слове 8 звуков, 8 букв, 3 слога.   

ю/ла

ю [й] – согласный, звонкий, мягкий  

   [у] - гласный, безударный

 л [л] – согласный, непарный сонорный, парный, твердый 

а [а] - гласный, безударный.

3. Подсчитывается количество звуков и слогов

В данном слове 3 буквы, 4 звука, 2 слога.   

 

Фонетический разбор является средством закрепления и уточнения знаний по фонетике, а также помогает при решении орфографических и словообразовательных задач. В ходе выполнения фонетического разбора школьники ещё раз убеждаются, что буквы и звуки не всегда совпадают. Изменения звуков зависят от позиции и влияния рядом стоящих звуков. Позиционные изменения звуков на написании слов не отражаются.

 Транскрибирование является формой фонетического анализа.

Например: Сделайте транскрипцию слов: люк, ель, лоб, лён, лай, ток, шёл, шей, куб, тол, лед.  А теперь прочитайте эти слова наоборот и запишите их буквами.

Вот пример: люк – [л’ук] – куль; ель - [йэл’] – лей; лоб - [лоп] –   пол.

 

ӀӀӀ. Реконструкция

1. Расстановка ударения в словах.

Например: Расставьте ударение в выделенных словах. Как с изменением места ударения меняется значение слова (форма слова)? Затранскрибируйте выделенные слова. Объясните разницу в звуковом составе слов.

Косит косец, а зайчишка косит, трусит воришка, а ослик трусит. Ворон ворону глаз не выклюет. Стая ворон пролетела над деревней.

2. Восстановление слов по ударным слогам

Например: Восстановите по ударным слогам слова

- фёр, - -метр, - - лог, - - вор, за - -, - нит, - си - -

(Слова для справок: шофёр, километр, каталог, договор, заговор, звонит, красивее)

Подобные упражнения формируют внимание к материи языка, тренируют умение учащихся правильно произносить слова.

ӀѴ. Конструирование.

5. Подбор текстов с ассонансами и аллитерациями, позволяющими охарактеризовать персонажа, пейзаж, погоду и т.п.

Например, использование аллитерации:

 Т опо т

В поле раздае тс я:

Т о т абун коней в ночное

По лугам несе тс я

           (И. Суриков)

Благодаря звукам «т» и «ц» создаётся впечатление топота лошадей

Пример использования ассонанса

У наших у шки на макушке,

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки —

Франц у зы т у т как т у т.

Забил заряд я в п у шку т у го

И думал: угощу я друга!..

Благодаря многократному повторению звука «у» поэту удаётся передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

6. Создание звукоподражающих слов для характеристики содержания текста сочинения.

Приём звукоподражания основан на употреблении слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Например:

О с а ж у жж ала           [c ж ж]

Обна ж ала                  [ж]

Ж ало                          [ж]

А вс третила Ш меля [ф с ш]

И х во с т под ж ала.   [х c ж]

Диктанты разных видов (полный, выборочный, объяснительный, и т.п.). Обязательным условием при проведении обучающих диктантов является лингвистический комментарий учеников, который может предшествовать написанию, следовать за написанием или проводиться в процессе написания. Обучающий диктант не должен быть слишком объёмным и в то же время в нём должны присутствовать орфограммы, изучаемые в разделе «Фонетика».

Можно использовать такой небольшой текст.

Перед самым рассветом я увидел красную зарю над землёй и низкий ароматный луг.

Изумруд носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. Белые пахучие цветы ромашки бегут под ногами назад. Он мчится прямо на солнце.

…Голубое небо, зелёная трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега!

(По А. Куприну)

В тексте встречаются слова с проверяемыми, непроверяемыми гласными, с чередующимися гласными в корне (зарю). Текст также можно использовать при изучении темы «Приставки на З-/С-«, правописание сомнительных и непроизносимых согласных.

 Средства обучения

1. Аудио-, видеокассеты с записями классиче


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.