Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-05-07 | 614 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Порядок этимологического анализа:
1. По толковому словарю определить лексическое значение слова
в современном русском языке.
2. При помощи этимологического словаря определить происхождение слова (исконно русское или заимствованное).
3. При помощи этимологического словаря выяснить первоначальную морфемно-словообразовательную структуру слова.
4. Установить современную морфемно-словообразовательную структуру слова.
5. Сопоставить историческую и современную структуру и определить характер исторических изменений.
6. Указать причину исторических изменений.
Нельзя
1. Нельзя — 1) нет возможности; 2) не разрешено, запрещается,
не следует.
2. Исконно русское.
3. Исторически в слове выделяется приставка не- и корень -льз- (слово образовано от формы дательного падежа единственного числа существительного льга — льзЂ).
4. В современном русском языке слово не членится на морфемы, основа является непроизводной.
5. В слове произошло опрощение морфемной структуры — основа, первоначально членимая на морфемы, стала нечленимой.
6. Причина — исчезновение производящего слова.
ӀӀӀ. Реконструкция
1. Распределение слов по словообразовательным гнездам.
Например: Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите, на основании какой морфемы образованы гнезда слов. Выполнение задания учит школьников собирать воедино родственные слова, пользоваться словообразовательным словарем
Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, портить, использовать, испорченность, подсолнечник, испорченный.
2. Группировка слов по определенным признакам.
Например: Запишите слова, распределяя их по группам: 1) обозначающие признаки, состояния, действия; 2) называющие инструменты, приборы; 3) указывающие на людей по их качествам, роду деятельности, месту жительства. Произведите морфемный разбор слов. Выделите основу слова. Укажите суффиксы, характерные для образования слов каждой группы: Усердие, ожидание, паяльник, костромич, оператор, белизна, выпадение.
|
ӀѴ. Конструирование
1. Образование слов определенной модели по ее значению.
а) Построение словообразовательные цепочки.
Например: постройте словообразовательные цепочки, последними звеньями которых являются приведенные ниже слова. В каждом слове выделите словообразовательную морфему и производящую основу.
Образец: долгий - продолжить - продолжительный -
продолжительность - непродолжительность
Заболевание, заботливость, измерительный, лиственница, выпускник.
б) Восстановление словообразовательной цепочки
Например: восстановите пропущенные звенья в словообразовательной цепи
Вспылить ---- …--- вспыльчивость
2. Вред – вредный –……вредительство
3. Дым –…. – ….. задымиться
4. Казна – …. – по-казенному
в) Подберите и запишите слова, морфемный состав которых соответствовал бы следующим моделям:
1) корень – суффикс - окончание; 2) приставка – корень – окончание; 3) корень – суффикс – суффикс – окончание; 4) приставка – приставка – корень –суффикс – суффикс – суффикс – окончание; 5) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание – постфикс; 6) приставка – корень – суффикс.
г) составление таблиц.
Обучающие диктанты ( объяснительный, предупредительный, комментированный, выборочный и др.) сопровождаются рассуждением учащихся о структуре или словообразовании конкретных слов по заданию учителя и обеспечивают тренинг навыка структурного анализа слова.
В процессе изучения способов словообразования учащимся можно предложить такой обучающий диктант со следующим заданием: Найдите в тексте однокоренные слова. Постройте словообразовательные цепочки, обозначив производящую основу и способ образования каждого слова.
|
Снежная сказка
Проплясали по снегам У заснеженной реки
Снежные метели В снежном переулке
Снегири снеговикам Звонко носятся снежки
Песню просвистели. Режут снег снегурки.
(С. Погореловский)
Средства обучения морфемике и словобразованию
1. Наглядные пособия на печатной основе: таблицы, картинки, диа-, кинофильмы (см. Приложение к программе по русскому языку).
2. Словари:
Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. – М., 2012.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 2005.
Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: АСТ, 2009.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1994.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!