Этимологический разбор слова — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Этимологический разбор слова

2020-05-07 614
Этимологический разбор слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок этимологического анализа:
1. По толковому словарю определить лексическое значение слова
в современном русском языке.
2. При помощи этимологического словаря определить происхождение слова (исконно русское или заимствованное).
3. При помощи этимологического словаря выяснить первоначальную морфемно-словообразовательную структуру слова.
4. Установить современную морфемно-словообразовательную структуру слова.
5. Сопоставить историческую и современную структуру и определить характер исторических изменений.
6. Указать причину исторических изменений.

Нельзя
1. Нельзя — 1) нет возможности; 2) не разрешено, запрещается,
не следует.
2. Исконно русское.
3. Исторически в слове выделяется приставка не- и корень -льз- (слово образовано от формы дательного падежа единственного числа существительного льга — льзЂ).
4. В современном русском языке слово не членится на морфемы, основа является непроизводной.
5. В слове произошло опрощение морфемной структуры — основа, первоначально членимая на морфемы, стала нечленимой.
6. Причина — исчезновение производящего слова.

ӀӀӀ. Реконструкция

1. Распределение слов по словообразовательным гнездам. 

Например: Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите, на основании какой морфемы образованы гнезда слов. Выполнение задания учит школьников собирать воедино родственные слова, пользоваться словообразовательным словарем

Например: испортить, подсолнечный, польза, солнце, использование, портить, использовать, испорченность, подсолнечник, испорченный.

2. Группировка слов по определенным признакам.

 Например: Запишите слова, распределяя их по группам: 1) обозначающие признаки, состояния, действия; 2) называющие инструменты, приборы; 3) указывающие на людей по их качествам, роду деятельности, месту жительства. Произведите морфемный разбор слов. Выделите основу слова. Укажите суффиксы, характерные для образования слов каждой группы: Усердие, ожидание, паяльник, костромич, оператор, белизна, выпадение.

                      

ӀѴ. Конструирование

1. Образование слов определенной модели по ее значению.

а) Построение словообразовательные цепочки.

Например: постройте словообразовательные цепочки, последними звеньями которых являются приведенные ниже слова. В каждом слове выделите словообразовательную морфему и производящую основу.

Образец: долгий - продолжить - продолжительный -

продолжительность - непродолжительность

Заболевание, заботливость, измерительный, лиственница, выпускник.

б) Восстановление словообразовательной цепочки

Например: восстановите пропущенные звенья в словообразовательной цепи

Вспылить ---- …--- вспыльчивость

  2. Вред – вредный –……вредительство

3. Дым –…. – ….. задымиться

4. Казна – …. – по-казенному

в) Подберите и запишите слова, морфемный состав которых соответствовал бы следующим моделям:

1) корень – суффикс - окончание; 2) приставка – корень – окончание; 3) корень – суффикс – суффикс – окончание; 4) приставка – приставка – корень –суффикс – суффикс – суффикс – окончание; 5) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание – постфикс; 6) приставка – корень – суффикс.

г) составление таблиц.

Обучающие диктанты ( объяснительный, предупредительный, комментированный, выборочный и др.) сопровождаются рассуждением учащихся о структуре или словообразовании конкретных слов по заданию учителя и обеспечивают тренинг навыка структурного анализа слова.

В процессе изучения способов словообразования учащимся можно предложить такой обучающий диктант со следующим заданием: Найдите в тексте однокоренные слова. Постройте словообразовательные цепочки, обозначив производящую основу и способ образования каждого слова.

Снежная сказка

Проплясали по снегам                            У заснеженной реки

Снежные метели                                  В снежном переулке

Снегири снеговикам                            Звонко носятся снежки

Песню просвистели.                         Режут снег снегурки.

(С. Погореловский)

 

Средства обучения морфемике и словобразованию

1. Наглядные пособия на печатной основе: таблицы, картинки, диа-, кинофильмы (см. Приложение к программе по русскому языку).

2. Словари:

Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. – М., 2012.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 2005.

Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: АСТ, 2009.

Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М., 1994.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.