Направленность программы: физкультурно-спортивная. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

2020-05-07 116
Направленность программы: физкультурно-спортивная. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность программы физкультурно-спортивной направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем что

Курс обучения направлен на решение проблем с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей ребенка:

- укрепление психического и физического здоровья в процессе создания благоприятного микроклимата в детском коллективе;

- развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе изучения шахмат

- создание условий творческой самореализации личности ребенка в процессе участия в соревнованиях, родительских собраниях;

- взаимодействие педагога с семьёй осуществляется в процессе организации и проведения групповых и общих родительских собраний, соревнований

шахматное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса.

Занятия по шахматам направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Развивается логическое мышление, память Программа предусматривает обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сохраняет и умножает качества ребенка (инициативность, фантазия, непосредственность); определяет перспективы развития, что дает возможность большему количеству детей включиться в образовательный процесс.

Программа разработана с учётом основных принципов:

1. Принцип природосообразности. Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике от простого — к сложному, от незнания - к знанию, от понятного- к непонятному.

2. Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строятся на полном признании гражданских прав учащегося и уважении к нему.

3. Принцип целостности педагогического процесса. Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить его содержание.

4. Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

5. Принцип культуросообразности. Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее. Обеспечивает единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании.

Отличительные особенности данной программы. Отличие программыот существующих программ в построение учебно-тематического плана и в содержании занятий и в используемой разработчиком литературе.

                           

Адресат программы

Программа рассчитана на детей 7-17 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 15 человек.

Уровень программы

1 год обучения (базовый уровень)

2 год обучения (базовый уровень)

3 год обучения (базовый уровень)

Объемы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на три года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 432 часа, первый год обучения 144 часа, второй год 144 часа и третий год по 144 часа.

Формы обучения (очная)

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом).

Режим занятий - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.

Особенности  организации образовательного процесса. Тип программы - модифицированная, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.

Использование на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат).

 

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой личности через занятия шахматами.

Задачи:

Предметные

- познакомить с историей шахмат;

- обучить правилам игры;

- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Метапредметные

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- способствовать развитию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

Личностные

- воспитывать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Учебный  план

Год обучения

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

 

№ п/п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Формы контроля

    Всего Теория Практика   1.Правила игры. 12 6 6 1.1. Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. 2 1 1 тесты 1.2. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. 2 1 1 тесты 1.3. Шахматная нотация. Запись партии. 2 1 1 тесты 1.4. Пат. Ничья. 2 1 1 тесты 1.5. Рокировка. 2 1 1 тесты 1.6. Превращение пешки. Взятие на проходе. 2 1 1 тесты   2.Как научиться играть в шахматы. 8 4 4   2.1. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. 2 1 1 задачи 2.2. Как изучать миттельшпиль 2 1 1 задачи 2.3. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. 2 1 1 задачи 2.4. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 2 1 1 задачи   3.Особенности фигур. 4 2 2   3.1. Ладья. Слон. Конь. 2 1 1 задачи 3.2. Ферзь. Король. Пешка. 2 1 1 задачи   4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте. 22 12 10   4.1. Особенности шахматной борьбы. 2 1 1 задачи 4.2. «Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. 2 1 1 задачи 4.3. Оценка позиции. 2 1 1 задачи 4.4. Вечный шах. 2 1 1 задачи 4.5. Как правильно предлагать ничью. 2 1 1 задачи 4.6. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. 2 1 1 задачи 4.7. Как заканчивается шахматная партия.   2 1 1 задачи 4.8. Шахматные разряды и звания. 2 2 0 задачи 4.9. Задачи и этюды. 2 1 1 задачи 4.10. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. 2 1 1 задачи 4.11. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели. 2 1 1 задачи   5.Как разыгрывать дебют. 24 12 12   5.1. Основные цели дебюта. 2 1 1 задачи 5.2. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. 2 1 1 задачи 5.3. Дебют четырёх коней. 2 1 1 задачи 5.4. Защита двух коней. 2 1 1 задачи 5.5. Шотландская партия. 2 1 1 задачи 5.6. Испанская партия. 2 1 1 задачи 5.7. Французская защита. 2 1 1 задачи 5.8. Защита Каро-Канн. 2 1 1 задачи 5.9. Сицилианская защита. 2 1 1 задачи 5.10. Ферзевый гамбит. 2 1 1 задачи 5.11. Защита Нимцовича. 2 1 1 задачи 5.12. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте. 2 1 1 задачи   6. Различные виды преимущества. 12 6 6   6.1. Материальное преимущество. Позиционное преимущество. 2 1 1 задачи 6.2. Преимущество в развитии. 2 1 1 задачи 6.3. Преимущество в пространстве. 2 1 1 задачи 6.4. Владение открытыми линиями. 2 1 1 задачи 6.5. Слабые и сильные поля. 2 1 1 задачи 6.6. Ослабление позиции короля. 2 1 1 задачи               7. Пешечные окончания. 14 7 7   7.1. Правило квадрата 2 1 1 задачи 7.2. Король и пешка против короля. Оппозиция. 2 1 1 задачи 7.3. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. 2 1 1 задачи 7.4. Активный король – как лишняя фигура. 2 1 1 задачи 7.5. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная. 2 1 1 задачи 7.6. Этюд Рети. Пешечный прорыв. 2 1 1 задачи 7.7. Цугцванг. 2 1 1 задачи   8. Фигура против пешки. 8 4 4   8.1. Ферзь против пешки 2 1 1 задачи 8.2. Ладья против пешки 2 1 1 задачи 8.3. Слон против пешки 2 1 1 задачи 8.4. Конь против пешки. 2 1 1 задачи   9.Решение шахматных задач. Мат в один ход. 12 0 12   9.1. Спёртый мат 2 0 2 задачи 9.2. Диагональный мат 2 0 2 задачи 9.3. Горизонтальный (вертикальный) мат 2 0 2 задачи 9.4. Эполетный мат 2 0 2 задачи 9.5. Пешечные окончания 2 0 2 задачи 9.6. Двойной удар с шахом. Коневая вилка 2 0 2 задачи   10.Турниры. Подведение итогов обучения. 28 2 26   10.1. Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 26 0 26 результат 10.2. Подведение итогов обучения 2 2 0 тест   ИТОГО: 144 55 89  

Содержание
1. Правила игры

Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы

Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.
3.Особенности фигур

Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.

Практика: Игровая практика


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.