Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

2020-05-07 110
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

 «Шахматный клуб «77 пешек» для детей от 7 до 17 лет – физкультурно-спортивная.

Содержание программы разработано в соответствии с основными нормативными документами:

· Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

· СанПиН 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41);

· «Концепция развития дополнительного образования детей» Распоряжение                     правительства          Российской               Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;

· Устава МБУ ДО «Центр молодежи»;

· Положение о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО «Центр молодежи».

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

Актуальность программы физкультурно-спортивной направленности обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем что

Курс обучения направлен на решение проблем с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей ребенка:

- укрепление психического и физического здоровья в процессе создания благоприятного микроклимата в детском коллективе;

- развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе изучения шахмат

- создание условий творческой самореализации личности ребенка в процессе участия в соревнованиях, родительских собраниях;

- взаимодействие педагога с семьёй осуществляется в процессе организации и проведения групповых и общих родительских собраний, соревнований

шахматное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса.

Занятия по шахматам направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. Развивается логическое мышление, память Программа предусматривает обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сохраняет и умножает качества ребенка (инициативность, фантазия, непосредственность); определяет перспективы развития, что дает возможность большему количеству детей включиться в образовательный процесс.

Программа разработана с учётом основных принципов:

1. Принцип природосообразности. Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике от простого — к сложному, от незнания - к знанию, от понятного- к непонятному.

2. Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса. Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строятся на полном признании гражданских прав учащегося и уважении к нему.

3. Принцип целостности педагогического процесса. Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить его содержание.

4. Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

5. Принцип культуросообразности. Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее. Обеспечивает единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании.

Отличительные особенности данной программы. Отличие программыот существующих программ в построение учебно-тематического плана и в содержании занятий и в используемой разработчиком литературе.

                           

Адресат программы

Программа рассчитана на детей 7-17 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора, но по справке от врача. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 15 человек.

Уровень программы

1 год обучения (базовый уровень)

2 год обучения (базовый уровень)

3 год обучения (базовый уровень)

Формы обучения (очная)

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир и др.

В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом).

Режим занятий - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.

Особенности  организации образовательного процесса. Тип программы - модифицированная, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.

Использование на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат).

 

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой личности через занятия шахматами.

Задачи:

Предметные

- познакомить с историей шахмат;

- обучить правилам игры;

- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Метапредметные

- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

- способствовать развитию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;

Личностные

- воспитывать навыки самодисциплины;

- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Учебный  план

Год обучения

(ознакомительный и подготовительный этапы обучения)

 

№ п/п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Формы контроля

    Всего Теория Практика   1.Правила игры. 12 6 6 1.1. Техника безопасности. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. 2 1 1 тесты 1.2. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. 2 1 1 тесты 1.3. Шахматная нотация. Запись партии. 2 1 1 тесты 1.4. Пат. Ничья. 2 1 1 тесты 1.5. Рокировка. 2 1 1 тесты 1.6. Превращение пешки. Взятие на проходе. 2 1 1 тесты   2.Как научиться играть в шахматы. 8 4 4   2.1. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль. 2 1 1 задачи 2.2. Как изучать миттельшпиль 2 1 1 задачи 2.3. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. 2 1 1 задачи 2.4. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур. 2 1 1 задачи   3.Особенности фигур. 4 2 2   3.1. Ладья. Слон. Конь. 2 1 1 задачи 3.2. Ферзь. Король. Пешка. 2 1 1 задачи   4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте. 22 12 10   4.1. Особенности шахматной борьбы. 2 1 1 задачи 4.2. «Силовые» методы в шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант. 2 1 1 задачи 4.3. Оценка позиции. 2 1 1 задачи 4.4. Вечный шах. 2 1 1 задачи 4.5. Как правильно предлагать ничью. 2 1 1 задачи 4.6. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. 2 1 1 задачи 4.7. Как заканчивается шахматная партия.   2 1 1 задачи 4.8. Шахматные разряды и звания. 2 2 0 задачи 4.9. Задачи и этюды. 2 1 1 задачи 4.10. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. 2 1 1 задачи 4.11. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели. 2 1 1 задачи   5.Как разыгрывать дебют. 24 12 12   5.1. Основные цели дебюта. 2 1 1 задачи 5.2. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. 2 1 1 задачи 5.3. Дебют четырёх коней. 2 1 1 задачи 5.4. Защита двух коней. 2 1 1 задачи 5.5. Шотландская партия. 2 1 1 задачи 5.6. Испанская партия. 2 1 1 задачи 5.7. Французская защита. 2 1 1 задачи 5.8. Защита Каро-Канн. 2 1 1 задачи 5.9. Сицилианская защита. 2 1 1 задачи 5.10. Ферзевый гамбит. 2 1 1 задачи 5.11. Защита Нимцовича. 2 1 1 задачи 5.12. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте. 2 1 1 задачи   6. Различные виды преимущества. 12 6 6   6.1. Материальное преимущество. Позиционное преимущество. 2 1 1 задачи 6.2. Преимущество в развитии. 2 1 1 задачи 6.3. Преимущество в пространстве. 2 1 1 задачи 6.4. Владение открытыми линиями. 2 1 1 задачи 6.5. Слабые и сильные поля. 2 1 1 задачи 6.6. Ослабление позиции короля. 2 1 1 задачи               7. Пешечные окончания. 14 7 7   7.1. Правило квадрата 2 1 1 задачи 7.2. Король и пешка против короля. Оппозиция. 2 1 1 задачи 7.3. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. 2 1 1 задачи 7.4. Активный король – как лишняя фигура. 2 1 1 задачи 7.5. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная. 2 1 1 задачи 7.6. Этюд Рети. Пешечный прорыв. 2 1 1 задачи 7.7. Цугцванг. 2 1 1 задачи   8. Фигура против пешки. 8 4 4   8.1. Ферзь против пешки 2 1 1 задачи 8.2. Ладья против пешки 2 1 1 задачи 8.3. Слон против пешки 2 1 1 задачи 8.4. Конь против пешки. 2 1 1 задачи   9.Решение шахматных задач. Мат в один ход. 12 0 12   9.1. Спёртый мат 2 0 2 задачи 9.2. Диагональный мат 2 0 2 задачи 9.3. Горизонтальный (вертикальный) мат 2 0 2 задачи 9.4. Эполетный мат 2 0 2 задачи 9.5. Пешечные окончания 2 0 2 задачи 9.6. Двойной удар с шахом. Коневая вилка 2 0 2 задачи   10.Турниры. Подведение итогов обучения. 28 2 26   10.1. Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 26 0 26 результат 10.2. Подведение итогов обучения 2 2 0 тест   ИТОГО: 144 55 89  

Содержание
1. Правила игры

Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур. Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы

Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.

Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.
3.Особенности фигур

Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.

Практика: Игровая практика

Фигура против пешки

Теория: Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.

Практика: Игровая практика.

9.Решение шахматных задач. Мат в один ход.
Теория: Спёртый мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный) мат. Эполетный мат. Пешечные окончания. Двойной удар с шахом. Коневая вилка.

Практика: Игровая практика.

Год обучения

(формирующий этап)

 

№ п/п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

    Всего Теория Практика   1.Позиционная ничья. 2 1 1 1.1. Техника безопасности. Позиционная ничья. 2 1 1   2.Ладейные окончания. 18 9 9 2.1. Ладья в тылу противника по открытым вертикалям 2 1 1 2.2. Мат или вечный шах по последней горизонтали 2 1 1 2.3. Мат, вечный шах или большие материальные приобретения 2 1 1 2.4. Ладья и пешка против ладьи 2 1 1 2.5. Ладейные окончания с проходными пешками 2 1 1 2.6. Активность ладьи и короля в ладейном эндшпиле 2 1 1 2.7. Пешечные слабости 2 1 1 2.8. Дополнительные ничейные ресурсы 2 1 1 2.9. Четырехладейные окончания 2 1 1   3.Коневые окончания. 2 1 1   4.Слоновыеокончания. 4 2 2 4.1. Слоны одноцветные 2 1 1 4.2. Слоны разноцветные 2 1 1   5.Слон против коня. 2 1 1   6.Ограничение активности слона противника. 2 1 1   7.Преимущество двух слонов противника. 2 1 1   8. Ферзевые окончания. 2 1 1   9.Борьба фигур без пешек. 10 5 5 9.1. Ферзь против ладьи 2 1 1 9.2. Ладья против слона 2 1 1 9.3. Ладья против коня 2 1 1 9.4. Ладья и слон против ладьи 2 1 1 9.5. Ладья и конь против ладьи 2 1 1      10.Лишнее качество при пешках. 4 2 2 10.1. Ладья против слона 2 1 1 10.2. Ладья против коня при пешках 2 1 1   11.Двадцать правил игры в эндшпиле. 12 6 6 11.1. Пешечные окончания (упражнения) 2 1 1 11.2. Ладейные окончания (упражнения) 2 1 1 11.3. Коневые окончания (упражнения) 2 1 1 11.4. Слоновые окончания (упражнения) 2 1 1 11.5. Ферзевые окончания (упражнения) 2 1 1 11.6. Смешанные окончания (упражнения) 2 1 1   12.Тактические удары и комбинации. 32 16 16 12.1. Двойной удар 2 1 1 12.2. Открытое нападение 2 1 1 12.3. Связка 2 1 1 12.4. Завлечение 2 1 1 12.5. Отвлечение 2 1 1 12.6. Уничтожение защиты 2 1 1 12.7. Освобождение пространства (поля или линии) 2 1 1 12.8. Перекрытие 2 1 1 12.9. Блокировка поля (или нескольких полей) 2 1 1 12.10. Сквозное действие фигур («рентген») 2 1 1 12.11. Перегрузка фигур 2 1 1 12.12. Промежуточный ход 2 1 1 12.13. Разрушение пешечного перекрытия 2 1 1 12.14. Захват пункта 2 1 1 12.15. «Капкан» (ловля фигуры) 2 1 1 12.16 Далеко продвинутая пешка 2 1 1   13.Атака на короля. 14 7 7 13.1. Как надо и как не надо атаковать короля 2 1 1 13.2. Атака на слабый пункт f7 (f2) 2 1 1 13.3. Атака на нерокировавшего короля 2 1 1 13.4. Не рокируйте под атаку 2 1 1 13.5. Атака при односторонних рокировках 2 1 1 13.6. Расположение пешек после рокировки 2 1 1 13.7. Превосходство в центре - важнейший фактор успеха атаки 2 1 1   14.Решение шахматных задач. Мат в 2 хода. 16 0 16 14.1. Взятие. Перекрытие 2 0 2 14.2. Блокировка. Связывание 2 0 2 14.3. Сохранение оппозиции 2 0 2 14.4. Резервы для блокады пешки 2 0 2 14.5. Двойной удар ферзём с шахом 2 0 2 14.6. Двойной удар ферзем как слоном с шахом 2 0 2 14.7. Двойной удар ферзем с шахом как ладьёй 2 0 2 14.8. Типичные ошибки 2 0 2   15. Турниры. Подведение итогов обучения 22 2 20 15.1. Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени (1 час на партию каждому игроку) 20 0 20 15.2. Подведение итогов обучения 2 2 0   ИТОГО: 144 56 88

 

Содержание
1.Позиционная ничья

Теория: Позиционная ничья.

Практика: Игровая практика.

Ладейные окончния

Теория: Ладья в тылу противника по открытым вертикалям. Мат или вечный шах по последней горизонтали. Мат, вечный шах или большие материальные приобретения. Ладья и пешка против ладьи. Ладейные окончания с проходными пешками. Активность ладьи и короля в ладейном эндшпиле. Пешечные слабости. Дополнительные ничейные ресурсы. Четырехладейные окончания.

Практика: Игровая практика.

Коневые окончания

Теория: Коневые окончания.

Практика: Игровая практика.

Слоновые окончания

Теория: Слоны одноцветные. Слоны разноцветные

Практика: Игровая практика.

5.Слон против коня

Теория: Слон против коня

Практика: Игровая практика.

6.Ограничения активности слона противника

Теория: Ограничения активности слона противника

Практика: Игровая практика.

7.Преимущество двух слонов противника

Теория: Преимущество двух слонов противника

Практика: Игровая практика.

8.Ферзевые окончания

Теория: Ферзевые окончания

Практика: Игровая практика.

9.Борьба фигур без пешек

Теория: Ферзь против ладьи. Ладья против слона. Ладья против коня. Ладья и слон против ладьи. Ладья и конь против ладьи.

Практика: Игровая практика.

10.Лишнее качество при пешках

Теория: Ладья против слона. Ладья против коня при пешках.

Практика: Игровая практика.

11.Двадцать правил игры в эндшпиле

Теория: Пешечные окончания (упражнения). Ладейные окончания (упражнения). Коневые окончания (упражнения). Слоновые окончания (упражнения). Ферзевые окончания (упражнения). Смешанные окончания (упражнения).

  Практика: Игровая практика.

12.Тактические удары и комбинации

Теория: Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Завлечение. Отвлечение. Уничтожение защиты. Освобождение пространства (поля или линии). Перекрытие. Блокировка поля (или нескольких полей). Сквозное действие фигур («рентген»). Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Разрушение пешечного перекрытия. Захват пункта. «Капкан» (ловля фигуры). Далеко продвинутая пешка.

Практика: Игровая практика.

13.Атака на короля

Теория: Как надо и как не надо атаковать короля. Атака на слабый пункт f7 (f2). Атака на нерокировавшего короля. Не рокируйте под атаку. Атака при односторонних рокировках. Расположение пешек после рокировки. Превосходство в центре - важнейший фактор успеха атаки.

Практика: Игровая практика.

14.Решение шахматных задач. Мат в 2 хода

Теория: Взятие. Перекрытие. Блокировка. Связывание. Сохранение оппозиции. Резервы для блокады пешки. Двойной удар ферзём с шахом. Двойной удар ферзём как слоном с шахом. Двойной удар ферзём с шахом как ладьёй. Типичные ошибки.

Практика: Игровая практика.

Год обучения

(развивающий этап)

№ п/п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

    Всего Теория Практика   1.Атака на короля. 28 14 14 1.1. Техника безопасности. Фигурная атака. 2 1 1 1.2. Разрушение пешечного прикрытия с помощью жертвы 2 1 1 1.3. Атака по слабым полям 2 1 1 1.4. Использование пешечного перевеса на королевском фланге 2 1 1 1.5. Фигурно-пешечная атака по вертикалям «f», «g», «h» 2 1 1 1.6. Использование диагоналей для атаки 2 1 1 1.7. Атака при разноцветных слонах 2 1 1 1.8. О роли ферзя в атаке и защите 2 1 1 1.9. Атака при разносторонних рокировках 2 1 1 1.10. Контратака 2 1 1 1.11. На фланговую атаку – контрудар в центре 2 1 1 1.12. Контратака, основанная на отрыве фигур противника от своего короля 2 1 1 1.13. Уничтожение опасных атакующих фигур путем размены или жертвы 2 1 1 1.14. Атака на короля (упражнения) 2 1 1   2. Основы стратегии. 60 30 30 2.1. Что такое стратегия и стратегический план 2 1 1 2.2. Мобилизация сил – главный стратегический принцип 2 1 1 2.3. Мобилизация сил в дебюте и миттельшпиле 2 1 1 2.4. Правило сражающихся фигур 2 1 1 2.5. Центр 2 1 1 2.6. Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии 2 1 1 2.7. Подвижной пешечный центр 2 1 1 2.8. Закрытый центр 2 1 1 2.9. Фиксированный центр 2 1 1 2.10. Фигурно-пешечный центр 2 1 1  2.11. Открытый центр 2 1 1 2.12. Воздействие на пешечный центр противника 2 1 1 2.13. Расположение пешек – основа позиции 2 1 1 2.14. Дефекты в пешечной цепи 2 1 1 2.15. Изолированная пешка 2 1 1 2.16. Сдвоенные пешки 2 1 1 2.17. Отсталые пешки 2 1 1 2.18. «Висячие» пешки 2 1 1 2.19. Как избавиться от пешечных слабостей 2 1 1 2.20. «Карлсбадская» структура 2 1 1 2.21. Сильная проходная в центре 2 1 1 2.22. Пешечный перевес на ферзевом фланге 2 1 1 2.23. Взаимодействие сил 2 1 1 2.24. О важности гармоничного действия фигур 2 1 1 2.25. Пять типов взаимодействия фигур 2 1 1 2.26. Пять факторов, определяющих ценность фигур 2 1 1 2.27. О гармоничном и негармоничном расположении пешек по отношению к своим фигурам 2 1 1 2.28. Борьба за линии и поля 2 1 1 2.29. Открытые линии как элемент стратегии 2 1 1 2.30. Слабые поля. Комплексы слабых полей (слабые линии, слабые поля одного цвета) 2 1 1   3.Решение шахматных задач. Мат в два хода. 40 20 20 3.1. Мат в два хода. Борьба за поле матования. 2 2 2 3.2. Завоевание поля 2 2 2 3.3. Уничтожение защиты поля матования 2 2 2 3.4. Отвлечение защиты 2 2 2 3.5. Освобождение поля (линии) 2 2 2 3.6. Мат в два хода. Как добраться до короля? 2 2 2 3.7. Блокировка короля 2 2 2 3.8. Завлечение короля (привлечение) 2 2 2 3.9. Отвлечение пешечного прикрытия короля 2 2 2 3.10. Разрушение (уничтожение прикрытия короля) 2 2 2   4. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с шахматной литературой 16 8 8 4.1. Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией под названием «Карлсбадская» структура и возможными планами игры 16 8 8             ИТОГО: 144 72 72

 

Содержание
1.Атака на короля

Теория: Фигурная атака. Разрушение пешечного перекрытия с помощью жертвы. Атака по слабым полям. Использование пешечного перевеса на королевском фланге. Фигурно-пешечная атака по вертикалям «f», «g», «h».

 Использование диагоналей для атаки. Атака при разноцветных слонах. О роли ферзя в атаке и защите. Атака при разносторонних рокировках. Контратака. На фланговую атаку – контрудар в центре. Контратака, основанная на отрыве фигур противника от своего короля. Уничтожение опасных атакующих фигур путем размены или жертвы. Атака на короля (упражнения).

Практика: Игровая практика.

2.Основы стратегии

Теория: Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил – главный стратегический принцип. Мобилизация сил в дебюте и миттельшпиле. Правило сражающихся фигур. Центр. Борьба за центр – важнейший принцип шахматной стратегии. Подвижной пешечный центр. Закрытый центр. Фиксированный центр. Фигурно-пешечный центр. Открытый центр. Воздействие на пешечный центр противника. Расположение пешек – основа позиции. Дефекты в пешечной цепи. Изолированная пешка. Сдвоенные пешки. Отсталые пешки. «Висячие» пешки. Как избавиться от пешечных слабостей. «Карлсбадская» структура. Сильная проходная в центре. Пешечный перевес на ферзевом фланге. Взаимодействие сил. О важности гармоничного действия фигур. О гармоничном и негармоничном расположении пешек по отношении к своим фигурам. Борьба за линии и поля. Открытые линии как элемент стратегии. Слабые поля. Комплексы слабых полей. Стратегически важные пункты. Пешка-гвоздь на шестой (третьей) горизонтали. Ограничение подвижности сил противника и активизация собственных фигур. Выключение фигуры из игры. Ограничение подвижности фигуры. Размен или жертва для уничтожения активной фигуры соперника и активизация собственных фигур. Плохой слон. Можно ли его сделать хорошим? Блокада. Связка как метод ограничения подвижности фигур. Цугцванг как метод борьбы.

Практика: Игровая практика.

3.Решение шахматных задач. Мат в два хода.

Теория: Мат в два хода. Борьба за поле матования. Завоевание поля. Уничтожение защиты поля матования. Отвлечение защиты. Освобождение поля (линии). Мат в два хода. Как добраться до короля? Блокировка короля. Завлечение (привлечение) короля. Отвлечение пешечного прикрытия короля. Разрушение (уничтожение прикрытия короля). Связывание. Королевское связывание (полное). Взятие мнимо защищенной фигуры. Отвлечение короля шахом. Нападение на связанную фигуру. Построение конструкции связывания. Связывание. Фигурное связывание (неполное). Взятие мнимо защищённой фигуры. Нападение на связанную фигуру. Построение конструкции связывания (нет связывающей фигуры). Построение конструкции связывания (при двух боевых силах с двух сторон).

Практика: Игровая практика.

4. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе с шахматной литературой

Теория: Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией под названием «Карлсбадская» структура и возможными планами игры. Организация и контроль за самостоятельным изучением литературы, подбираемой индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с наклонностями и успехами в обучении.

  Практика: Игровая практика. Индивидуальные занятия. Шахматная викторина.

Планируемые результаты после 3-го года обучения:

1. Глубокое изучение теории шахматной игры и повышение игрового мастерства до уровня спортсменов 2 го спортивного разряда.

2. Приобщение обучающихся к самостоятельной работе над шахматной литературой.

3. Привлечение учащихся к шахматным соревнованиям.

Календарный учебный график

п/п Дата Тема занятия Кол-во часов Время проведения занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля
1 1.09-30.05. Атака на короля. Основы стратегии. Решение задач. Приобщение к работе учащихся с литературой. 144 14:30-16:30 очная Центр молодежи Тесты, решение задач, результат.

Условия реализации программы:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях используются:

- шахматные часы – 2 штуки;

- таблицы к различным турнирам;

- раздаточные материалы для тренинга;

- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

- словарь шахматных терминов;

- комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.

Формы аттестации

Результаты обучения: определенный набор знаний, умений и навыков; развитие способностей; положительные психические изменения; улучшение показателей адаптации в обществе; повышение престижа объединения; презентабельные результаты: концерты, участие в конкурсах; профессиональное самоопределение обучающихся и пр.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка (отчет о работе педагога), диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, концерт, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, фестиваль и др.

Работа с учащимися 7-14 лет предполагает проведение контрольных просмотров, итоговых занятий (зачетов) по основным разделам программы в конце учебного года в присутствии педагогов и всех детей, участие в сольных и отчетных концертах, конкурсах и фестивалях.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.