Вальдорфские школы называют себя свободными. Не означает ли это, что дети воспитываются там антиавторитарно? — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вальдорфские школы называют себя свободными. Не означает ли это, что дети воспитываются там антиавторитарно?

2020-05-07 109
Вальдорфские школы называют себя свободными. Не означает ли это, что дети воспитываются там антиавторитарно? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-Нет. Напротив, вальдорфские учителя строят на начальной ступени обучения отношения «мягкого авторитета» к своим ученикам. Дети ищут свои границы. Только в том случае, если они узнают свои границы от взрослых, они чувствуют себя, с одной стороны, увереннее, с другой-переживают себя как личность.

Почему у детей в первые восемь лет обучения один и тот же классный руководитель?

-В коллективе с четким ритмом и постоянством дети имеют возможность расти и развиваться здоровыми. Чтобы быть им при этом надежной опорой, классный учитель ведет их по возможности в течении 8 лет через эпохи. Это помогает ему хорошо узнать своих учеников и понять сильные и слабые стороны каждого их них.

В чем различие между вальдорфскими и другими школами?

Вальдорфские школы хотят развивать у детей и подростков творческие, практические, социальные способности. С 1 года обучения ученики изучают 2 иностранных языка. Девочки и мальчики вяжут, шьют на уроках рукоделия, пилят, строгают на уроках труда. В 8 и 12 классе учат соответствующую театральную Пьесу и работают в течении года над большой проектной работой, в теории и практике, выбирают самостоятельно тему. Садоводство и эвритмия-важные составляющие учебных занятий.

Что представляет из себя эвритмия?

-Это искусство движения, которое преподается во все классах вальдорфских школ.

В отличие от гимнастических, пантомимных и танцевальных движений, где все изображается вольно, в эвритмии для каждой буквы и звука существуют определённые жесты. Ученики изображают или звуки, содержащиеся в стихах или в музыкальной композиции.

Играют ли естественные науки какую-нибудь роль? И как обстоят дела с компьютером?

-В вальдорфских школах естественные науки стоят в одном ряду с другими предметами. Информатика- прочная составляющая в школе, причем педагог уделяют большое внимание тому, чтобы дети сначала познали естественный мир и развили свои социальные и творческие способности, прежде чем познакомиться с миром виртуальным. В старшей школе работа с техникой и программным управлением само собой разумеющееся.

Что же лежит в основе вальдорфской системы обучения?

- возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;

- принцип классного учителя («для ребенка учитель много важнее предмета»);

- традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса;

- выдвижение на первый план художественно-эстетического элемента образования (рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и др.);

- отмена системы отметок в баллах и второгодничества, установки на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;

- «гигиена преподавания» - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала с целью его органического преподавания и восприятия;

- преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию);

- еженедельные учительские конференции – как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом;

- совместная работа учителей и родителей – повышение роли родителей в деятельности школы.

- особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т.н. вальдорфский) интерьер.

Преподавание «по эпохам»

Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. На протяжении этого периода на главном уроке изучается один предмет: русский язык, математика, история, география, химия, физика, жизнь растений и животных и др. На уроках дети много двигаются, декламируют хором, поют и играют на флейтах, рисуют акварельными красками и восковыми мелками, лепят из глины и воска, слушают сказки и легенды, рассказы учителя.

Благодаря такому распределению материала ребёнок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

Концепция школы Щетинина

По сути, это школа интернатского типа, она представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики постоянно проживают на территории школы, иногда выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися - это отличный способ приобрести все необходимые для жизни навыки (и чему никак не учат в обычных школах).

Занятия в школе проводятся круглый год. Часть учеников проживает в школе постоянно, в специально построенных корпусах.

Обучение основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод погружений, в котором изучение различных предметов разделено по дням. Это очень хорошая техника - учитывая постоянные жалобы учеников обычных школ, что "скакать" с одного предмета на другой просто невозможно!

«Погружения» происходят периодически, примерно раз в несколько месяцев. Период их проведения колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При этом расписание занятий, как и режим дня, может меняться ежедневно, потому что большую долю в жизни учащихся занимает физическая работа.

Помимо классических наук, в программу обучения включены этнические танцы, различные системы рукопашного боя, а также разные учения эзотерического толка.

Система образования внутренних коллективов и дисциплинарного контроля сходна с армейской. При этом на все источники информации накладывается жёсткая цезура. Это для меня очень понятно - ведь то, что читают и смотрят ваши дети, вы должны отбирать сами.

Погружения длятся не больше недели. Потом экзамен.

Особенности методики преподавания в школе Щетинина:

  1. Разновозрастные группы учащихся.
  2. Отсутствие системы классов.
  3. Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
  4. Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
  5. Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал.
  6. Отсутствие балловой системы оценок.

Метод погружения.

В опыте М.П. Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и,

во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения, на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого.

В реальном опыте в школе-комплексе у М.П. Щетинина это выглядело так. При традиционной организации обучения в один день учащиес класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, география, литературе и т.д. В течение всей недели количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией. При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю др. учебный предмет, например, язык. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье, погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п. Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся».


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.