Структура мероприятия тему «Этикет в наши дни» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Структура мероприятия тему «Этикет в наши дни»

2020-04-03 209
Структура мероприятия тему «Этикет в наши дни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Профессиональная задача 1 «Проектирование цели и задач воспитательного мероприятия».. 1

Профессиональная задача 2. «Технология проектирования цели и задач плана воспитательной работы класса».. 6

Профессиональная задача 3 «Проектирование плана воспитательной работы класса».. 13

Профессиональная задача 4 «Анализ воспитательного мероприятия».. 16

Профессиональная задача 5. «Проектирование методической разработки воспитательного мероприятия».. 20

Профессиональная задача 6. «Экспертиза качества беседы на этическую тему» 25

Профессиональная задача 7. «Проектирование диагностического инструментария для оценки уровня воспитанности личности».. 30

 

Профессиональная задача 1

«Проектирование цели и задач воспитательного мероприятия»

Обобщенная формулировка задачи: Проектирование цели и задач воспитательного мероприятия является основным условием его эффективности. Часто педагоги, разрабатывая сценарий воспитательного мероприятия, думают о том «что?» и «как?» они будут делать, забывая о том, что без ответа на вопрос «зачем?», невозможно правильно отобрать содержание мероприятия и форму его проведения.

Контекст решения задачи: Вы – классный руководитель в 5-м классе. На педагогическую практику в Ваш класс пришла Надежда - студентка педагогического института. В задачу практики входило проведение со школьниками воспитательного мероприятия этической направленности. Надежда разработала сценарий беседы с элементами игры (по принципу брейн-ринга) на тему «Этикет в наши дни». Вы попросили практикантку показать методическую разработку воспитательного мероприятия и обнаружили, что в ней отсутствует перечень целей и задач. Девушка призналась, что определение цели и задач мероприятия и формулирование их перечня вызывают у нее серьезные затруднения. Вы решили помочь Надежде и вместе с ней сформулировать систему цели и задач воспитательного мероприятия.

Ключевое задание: На основе анализа содержания воспитательного мероприятия спроектировать перечень его цели и задач.

1. Перечень цели и задач воспитательного мероприятия.

2. Лист рекомендаций.

Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:

1. Внимательно изучите структуру и содержание воспитательного мероприятия, представленные в контексте решения задачи. 

2. На основе анализа содержания мероприятия определите общую (стратегическую) цель воспитательного мероприятия.

3. Конкретизируйте стратегическую цель мероприятия в системе воспитательных, познавательных и развивающих задач. Для этого:

- Выделите и сформулируйте все возможные воспитательные задачи и оформите их в виде перечня.

- Выделите и сформулируйте все возможные обучающие задачи и оформите их в виде перечня.

- Выделите и сформулируйте все возможные развивающие задачи и оформите их в виде перечня.

4. Выберите из предварительного перечня задач основные (5-6) и оформите их в виде основного перечня цели и задач воспитательного мероприятия.

5. Оцените воспитательный, познавательный и развивающий потенциал мероприятия.

6. Сделайте вывод о том, что может усилить воспитательную, познавательную и развивающую ценность мероприятия. Выскажите предложения по поводу усовершенствования содержания мероприятия, используйте для этого «Лист рекомендаций» (приложение 1).

Материалы для решения ситуации:

1. Структура мероприятия тему «Этикет в наши дни».

2. Алгоритм проектирования процессуальных целей и задач воспитания.

3. Таблица «Виды процессуальных целей».

4. Пример конкретизации целей патриотического воспитания.

5. Пример алгоритма проектирования процессуальных воспитательных задач по направлению воспитания «экологическое воспитание».

 

Приложение 1

Приложение 2

Лист рекомендаций

С целью усиления воспитательной, познавательной и развивающей ценности мероприятия:

Предлагаю добавить

………………………………………………………………………

Предлагаю убрать

………………………………………………………………………

Предлагаю изменить

………………………………………………………………………

Приложение 3.

Приложение 4

Примерный перечень развивающих задач

Развитие психических познавательных процессов:

1. Восприятие:

- развитие зрительного, слухового, осязательного видов восприятия;

- развитие произвольного чувственного восприятия;

- развитие свойств восприятия: предметности, осмысленности, целостности, избирательности.

2. Мышление:

- развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического видов мышления;

- развитие теоретического (способность устанавливать максимальное количество связей в окружающем мире) и практического мышления (такие качества ума как предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи);

- развитие творческого и пространственного мышления;

- развитие критического мышления;

- развитие основных форм мышления (понятий, суждений, умозаключений);

- развитие основных операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

  3. Внимание:

- развитие произвольного, волевого, зрительного, слухового, тактильного видов внимания;

- развитие свойств внимания (концентрации, объема, переключаемости, устойчивости, распределения);

- развитие навыков совершенствования внимания.

4. Память:

- развитие двигательной, слуховой, зрительной, эмоциональной, образной, словесно-логической видов памяти;

- развитие кратковременной и долговременной памяти;

- развитие произвольной памяти (связанной с широким, волевым контролем).

5. Воображение:

- развитие эффективных способов воображения (агглютинация, акцентирование, типизация);

- развитие произвольного и воссоздающего видов воображения;

- развитие активного, продуктивного воображения (когда человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы);

- развитие творческого воображения (свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами).

Развитие эмоционально-волевой сферы личности:

- развитие видов чувств: нравственных (чувств стыда, вины, гуманизма, достоинства), эстетических (чувств прекрасного и безобразного, гармонии, трагического и комического), интеллектуальных (чувств удивления, любознательности, сомнения);

- развитие эмоциональной отзывчивости, умения проявлять чувства;

- развитие волевой регуляции эмоционального поведения, навыков саморегуляции эмоциональных проявлений, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия;

- развитие волевых качеств личности (дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости и др.).

Развитие потребностно-мотивационной сферы личности:

˗ развитие основных характеристик мотивационной сферы (разнообразия, множественного, гибкого и устойчивого характера, иерархии, динамичности мотивов, мотивационной силы);

- развитие учебных мотивов (социальных, учебно-познавательных, коммуникационных, мотивов самообразования и творческих достижений);

- развитие познавательных потребностей, интересов, установок;

- развитие внутренней мотивации (самоубеждение, самоодобрение, самоприказ).

Развитие способностей:

- развитие общих способностей (качество речи, точность движений, высокий интеллект и т.д.);

- развитие специальных способностей (музыкальных, математических, лингвистических и т.д.);

- развитие теоретических способностей (склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям);

- развитие учебных способностей (определяющих успешность обучения и воспитания);

- развитие социальных способностей (организаторских, коммуникативных, лидерских и др.),

- развитие творческих способностей.

Развитие самосознания:

- развитие сознания своей тождественности, своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, своих психических свойств и качеств, системы социально-нравственных самооценок;

- развитие функций самосознания (самопознания (получение информации о себе), эмоционально-ценностного отношения к себе, саморегуляции поведения);

- развитие адекватной самоидентификации (самооценка, половая идентификация, оценка себя в рамках социального пространства личности);

- развитие самооценки, навыков самоанализа, самодиагностики;

Развитие речи:

˗ развитие культуры речи (правильности, выразительности, установки на результативность речи, отсутствие лексических и психологических деформаций);

˗ развитие высокого уровня коммуникативных качеств речи (точность, уместность, лексическое богатство, чистота, логичность, убедительность, побудительность);

˗ развитие техники речи (дикции, силы, полетности, диапазона и гибкости голоса, ритмики речи (паузы, темп, мелодичность, интонация);

˗ развитие читательских умений;

˗ развитие способностей анализировать собственную речевую деятельность;

˗ развитие фонематического слуха, ладового чувства (различение эмоциональной выразительности звуковысотного движения);

˗ обогащение и усложнение словарного запаса;

˗ овладение художественными образами, выразительными свойствами языка.

Развитие сенсорной сферы:

- развитии глазомера;

- развитие ориентировки в пространстве и во времени;

- развитие точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Развитие двигательной сферы:

- развитие опорно-двигательного аппарата, мышечной системы, двигательных навыков, координации движения;

- развитие мелкой мускулатуры, овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями;

- развитие двигательных способностей: кон­диционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и коорди­национных;

- развитие потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, установки на здоровый образ жизни;

- развитие физических качеств (силы мышц, гибкости, ловкости, меткости, двигательной сноровки, соразмеримости движения);

- развитие глазомера;

- развитие вестибулярного аппарата (чувства равновесия).

Приложение 5.

Профессиональная задача:

1. Освоить технологию проектирования цели и задач плана воспитательной работы.

2. Спроектировать перечень цели и задач для плана воспитательной работы.

Продукт решения задачи: перечень цели и задач плана воспитательной работы.

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с алгоритмом проектирования цели и задач плана воспитательной работы класса (документ 1).

2. Познакомьтесь с источниками проектирования цели и задач плана воспитательной работы класса (документ 2).

3. Познакомьтесь с видами целей и задач воспитания (документ 3).

4. Познакомьтесь с фрагментом «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся» ФГОС общего образования (документ 4).

5. Познакомьтесь с фрагментом «Программы воспитания Архангельского городского лицея имени М.В.Ломоносова» (документ 5).

6. Познакомьтесь с результатами диагностики особенностей ученического коллектива 8-го класса АГЛ имени М.В. Ломоносова (документ 6).

7. Определите общую (стратегическую) цель воспитательной работы в классе.

8. Конкретизируйте стратегические цели в системе тактических и оперативных целей-задач.

9. Сформулируйте перечень цели и задач плана воспитательной работы.

10. Оцените качество спроектированных Вами цели и задач на основе специально разработанных критериев (документ 6).

11. Скорректируйте разработанный Вами перечень на основе данных самоанализа.

Материалы для решения ситуации:

1. Алгоритм проектирования цели и задач плана воспитательной работы класса.

2. Типология видов целей и задач воспитания.

3. Перечень источников проектирования целей и задач плана воспитательной работы.

4. Фрагмент «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся» ФГОС общего образования.

5. Фрагмент «Программы воспитания Архангельского городского лицея имени М.В. Ломоносова».

6. Результаты диагностики особенностей ученического коллектива 8-го класса АГЛ имени М.В. Ломоносова.

Документ 1

Алгоритм проектирования цели и задач плана

Документ 3

Перечень источников проектирования целей и задач плана воспитательной работы

1. Социальный запрос, выраженный в официальном документе.

2. Особенности организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

3. Теории и концепции воспитания, разработанные учеными.

4. Результаты диагностики особенностей и потребностей ученического коллектива, уровня его сплоченности, проблем в воспитании коллектива и личности.

5. Традиции ученического коллектива, запросы и потребности воспитанников.

Документ 4

Фрагмент «Примерной программы воспитания и социализации обучающихся» ФГОС общего образования

Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

- формирование морали;

- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей;

- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию;

- развитие самостоятельности;

- развитие трудолюбия;

- осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

- осознание подростком ценности человеческой жизни;

- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи в области формирования социальной культуры

- формирование российской гражданской идентичности;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- развитие патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- формирование у подростков социальных компетенций;

- укрепление доверия к другим людям, к государству;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания;

- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

- укрепление отношения к семье как основе российского общества;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- усвоение нравственных ценностей семейной жизни;

- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Документ 5

Документ 7

Самоанализ качества проектирования цели и задач плана воспитательной работы

Критерий

Перечень цели и задач плана воспитательной работы

Корректировка перечня

цели и задач плана воспитательной работы

соответствует данному критерию не соответствует данному критерию
Наличие в плане воспитательной работы как организационных, так и собственно-педагогических целей и задач воспитания   В перечне в большей степени представлены организационные цели Добавить в перечень собственно-педагогические цели и задачи воспитания
Соответствие системы целей и задач социальным запросам общества, отраженным в официальных документах      
Соответствие системы целей и задач программе воспитания образовательного учреждения      
Соответствие системы целей и задач особенностям ученического коллектива      
Фиксация иерархии целей и задач по степени их приоритетности      
Целостность (сочетаемость задач, конкретизирующих стратегическую цель воспитания)      
Оперативность и вариативность (способность к видоизменению)      
Диагностичность (возможность диагностики результатов реализации цели)      
Достижимость      
Реалистичность      
Корректность формулировок (четкость, лаконичность, точность, отсутствие формулировок, допускающих разные толкования)      

Вывод:

1. Перечень цели и задач плана воспитательной работы соответствует (не соответствует) необходимым требованиям.

2. К достоинству перечня цели и задач плана воспитательной работы относится ……

3. К недостаткам перечня цели и задач плана воспитательной работы следует отнести …

4. Целесообразно видоизменить перечень цели и задач плана воспитательной работы следующим образом…..

Профессиональная задача 3.

«Проектирование плана воспитательной работы класса»

Обобщенная формулировка задачи: Планирование воспитательной работы класса относится к числу основных функций классного руководителя. От его умения планировать свою работу зависит эффективность воспитательной деятельности.

Контекст решения задачи: Вас назначили на должность завуча по воспитательной работе в общеобразовательное учебное заведение. В начале учебного года по просьбе директора школы Вы должны предложить классным руководителям новую форму годового плана воспитательной работы. По мнению директора, форма плана воспитательной работы, используемая предыдущим завучем, не отражала все направления воспитательной работы, не учитывала особенности классных коллективов, не позволяла в полной мере осуществить эффективное педагогическое целеполагание. 

Ключевое задание: Разработать структуру и форму годового плана воспитательной работы общеобразовательного учебного заведения.

Продукт решения задачи:

1. Анализ структуры планов воспитательной работы (не менее пяти).

2. Форма и структура плана воспитательной работы общеобразовательного учебного заведения.

Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:

1. Познакомьтесь с возможными вариантами форм воспитательной работы. Для этого изучите опыт образовательных учреждений, представленный на официальных сайтах школ, периодических изданиях (журналы «Завуч школы», «Классный руководитель», «Все для классного руководителя», «Справочник классного руководителя»).

2. На основе изучения специальной литературы выясните, какие требования предъявляются к плану воспитательной работы.

3. Определите критерии для оценки формы плана воспитательной работы.

4. Проведите анализ структуры планов воспитательной работы (не менее пяти). В процессе анализа выявите его достоинства и недостатки, выделите, наиболее важные, на ваш взгляд, рубрики плана воспитательной работы. Используйте для этого таблицу в приложении 1.

5. Выберите один из наиболее удачных, на ваш взгляд, план воспитательной работы. Оцените его качество на основании специальных критериев (приложение 2). Сделайте предложения по поводу совершенствования структуры плана.

6. Составьте структуру плана воспитательной работы, позволяющую соблюсти необходимые требования к плану воспитательной работы. Представьте ее в виде таблицы (серии таблиц) или текста с таблицами.

7. Обоснуйте выбор именно такой формы учебного плана посредством аналитической записки (приложение 3).

Приложение 1

Анализ структуры планов воспитательной работы

  Форма плана Рубрики плана  воспитательной работы Достоинства плана Недостатки плана
1        
2        
3        
4        
5        

 

Приложение 2

Анализ плана воспитательной работы

Критерий Полностью соответствует Соответствует частично Не соответствует Предложения по совершенствованию формы плана
Обоснованность планируемой работы (наличие в плане концепции, определяющей выбор целей, содержания, форм воспитания)      
Целенаправленность плана (планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач)      
Комплексность (отражение в плане ключевых аспектов воспитательной деятельности)      
Разнообразие форм и содержания воспитания, позволяющих учитывать особенности ученического коллектива      
Ориентация на задачи и содержание воспитания, фиксируемые в официальных документах      
Ориентация на задачи и содержание воспитания в ОУ      
Ориентация на интересы и потребностей детей и родителей      
Реальность плана (возможность выполнить запланированное)      
Разумная насыщенность плана        
Удобство структуры для эффективного использования плана (план является «действенным помощником», а не «формальной отпиской)        
Оптимальность структуры (наличие в плане всего того, что необходимо для организации эффективной воспитательной работы)        

Приложение 3.

Документ 1

Документ 1

Общая оценка мероприятия

- Степень достижения цели мероприятия.

- Реальная воспитательная, развивающая и познавательная ценность.

- Достоинства и недостатки мероприятия.

- Педагогические рекомендации. 

Документ 3

Скороходова Н.Ю.)

Документ 3

Критерии для оценивания

решения профессиональной задачи

Критерий Показатели Баллы

Когнитивный компонент (профессиональные знания)

Знание требований к написанию и оформлению воспитательного мероприятия 1
Знание теоретических основ процесса воспитания (направлений воспитания, классификаций метолов, средств, форм воспитания и т.п.) 4
Знание требований к анализу воспитательного мероприятия 1

Операционально-деятельностный компонент (профессиональные умения)

Умение различать основные компоненты процесса воспитания и оценивать их качество 5
Умение пользоваться специально разработанными критериями для оценки компонентов воспитательного мероприятия 3
Умение пользоваться педагогической терминологией для обоснования своего мнения 3
Умение «видеть» достоинства и недостатки воспитательного мероприятия 3

Оценочный компонент (профессиональная оценка)

Объективность и справедливость оценки 3
Высокий уровень развитости критического мышления эксперта 2
Умение подтверждать сделанные выводы доказательствами 2
Умение аргументировать свою точку зрения по поводу выбора схемы анализа мероприятия 2
Умение формулировать рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование воспитательного мероприятия 4
Внеличностность суждений (оцениванием мероприятия, а не педагога) 1
Умение выражать свое мнение (четкость, лаконичность, корректность, аргументированность, осознанность, простота и точность формулировок) 3
Личностный компонент (профессионально-значимые качества личности) - Доброжелательность, - Тактичность, - Корректность, - Уважительное отношение к труду педагога. 2
Всего: «зачтено» - более 11 баллов, «не зачтено» - менее 11 баллов. 39

 

Профессиональная задача 5.

«Проектирование методической разработки воспитательного мероприятия»

Обобщенная формулировка задачи: Проектирование методической разработки воспитательного мероприятия – важная составляющая деятельности классного руководителя. Кроме обеспечения педагогической функции (хорошая разработка обеспечит успех воспитательного мероприятия), умение описывать сущность и структуру воспитательного мероприятия в разных формах (сценарий, модель, технологическая карта) помогут педагогу передать свой опыт и продемонстрировать высокий уровень своей квалификации (в случае его публикации, проведении «открытых» мероприятий, участия в конкурсе профессионального мастерства и т.п.).

Контекст решения задачи: Вы - начинающий классный руководитель, решивший принять участие в областном конкурсе методических разработок воспитательных мероприятий. Изучив требования к написанию и оформлению методической разработки, Вы поняли, что испытываете затруднения по ряду вопросов. Во-первых, Вы не понимаете, чем отличаются друг от друга сценарий, модель и технологическая карта воспитательного мероприятия. Во-вторых, не знаете, в какой последовательности необходимо проектировать обозначенные выше продукты фиксации содержания воспитательного мероприятия. Осознав необходимость теоретического осмысления вопроса, Вы решили изучить специальную литературу и разработать на этой основе картотеку форм воспитательного мероприятия и спроектировать методическую разработку воспитательного мероприятия.

Ключевое задание:  

1. Спроектировать методическую разработку (сценарий, технологическую карту, модель) воспитательного мероприятия.

2. Разработать картотеку форм воспитательного мероприятия.

Продукт решения задачи:

1. Картотека форм воспитательного мероприятия.

2. Методическая разработка воспитательного мероприятия.

Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:

1. Изучите специальную литературу (приложение 1).

2. Ответьте на вопросы:

- отличительные особенности воспитательного мероприятия и воспитательного дела,

- сущность воспитательного мероприятия как фактора формирующего воздействия,

- структура, принципы, формы воспитательного мероприятия, требования к его организации,

- технология подготовки, проведения, анализа воспитательного мероприятия, критерии оценки его эффективности, формы организации воспитательных мероприятий.

3. Познакомьтесь с классификациями форм организации воспитательного мероприятия.

4. Разработайте на этой основе собственную картотеку форм воспитательного мероприятия, используя разнообразные подходы к классификации: по алфавиту, по направлениям, по видам деятельности.

5. Изучите сущность разнообразных способов фиксации содержания воспитательного мероприятия – сценарий, технологическая карта, модель.

6. Спроектируйте методическую разработку (сценарий, технологическую карту, модель) воспитательного мероприятия по любой теме в любой выбранной вами форме, используя таблицу «Этапы проектирования методической разработки воспитательного мероприятия» (приложение 2).

7. Осуществите самоанализ качества методической разработки воспитательного мероприятия, используя таблицу «Критерии для самоанализа качества методической разработки воспитательного мероприятия» (приложение 3).

8. Сравните результаты самоанализа с результатами преподавателя, проверившего решение данной задачи (приложение 4).

9. Сделайте необходимые выводы.

Приложение 1.

Приложение 2

Список литературы для решения профессиональной задачи

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел». Методическое пособие. - Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М». 1998. – 112с.

2. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2002. № 4. – С.19-26.

3. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя // Воспитательная работа в школе. 2005. № 6. – С.72-88.

4. Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы // Школьные технологии. 2001. № 4. – С. 83-93.

5. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Владимир. 1993 – 160 с.

Приложение 3

Приложение 4

Критерии для оценивания

Вариант 1.

Ситуация: Анна Петровна - начинающий педагог. В начале учебного года ей предложили должность классного руководителя в 7-а классе. Понаблюдав за поведением воспитанников, она выявила проблему, мешающую организации эффективного воспитательного процесса: вот уже два года, как объединили ребят из 5 «а» и 5 «б» классов, а они все еще делятся на «два враждебных лагеря». Обстановку усложняет и то, что ученики из бывшего 5-го «б» класса играют в КВН и не поддерживают других интересов одноклассников. Остальные считают их снобами и «задаваками», отказываются посещать школьные мероприятия в свободное от репетиций время и удобное для «квнщиков». Поразмышляв, Анна Петровна решила провести с воспитанниками беседу на этическую тему.

Профессиональная задача: Оценить текст этической беседы, выявить ее недостатки и попытаться исправить их в собственном варианте этической беседы.

Продукт решения задачи: Экспертное заключение в форме таблицы для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (приложение 1).

Задания, которые приведут к решению ситуации:

1. Познакомьтесь с текстом беседы, представленной документе 1.

2. Познакомьтесь с особенностями проведения беседы на этическую тему (документ 2).

3. Оцените качество теста этической беседы, используя план:

- Какова, по вашему мнению, цель беседы?

- Какие речевые и коммуникативные приемы использовал педагог для достижения цели?

-  Какой, вашему мнению, может стать реакция воспитанников на слова педагога (положительная, отрицательная, индифферентная, конфликтная)?

- Была ли реализована цель беседы? Оцените эффективность беседы с точки зрения степени реализации цели.

4. Заполните таблицу для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему (документ 3).

5. Спроектируйте свой вариант беседы, устранив ее недостатки. Оформите ее в виде текста.

Материалы для решения ситуации:

1. Текст этической беседы.

2. Особенности этической беседы как метода воспитания.

3. Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему.

Документ 1

Текст этической беседы

(разработан студенткой ИФиМК САФУ Спировой А.)

- Дорогие ребята, меня очень беспокоит ваше поведение по отношению друг к другу. Я очень переживаю по этому поводу.

- Сегодня вы половиной класса собирались пойти в кино, позвали меня, но не сказали ничего другим своим одноклассникам. Они очень расстроились, почему вы презираете их?

- Дима, почему в свой день рождения ты угостил конфетами только половину класса? Ты угостил только тех, кто поздравил тебя? Так не делается. Как ты думаешь, почему? Что бы ты почувствовал, если бы с тобой так поступили? Тебе бы это понравилось?

- Я не хочу больше слышать про две половины, «КВНщиков» и «НЕ». Вы один класс, одна команда, вы 7 А, вы единственные в школе и должны держаться сообща. Как вы думаете, почему вы проиграли на школьной эстафете? Не потому что кто-то медленно бежал или уронил эстафетный флажок. Каждый из вас был только за себя и не верил в своего напарника, да у вас с другими командами приятней отношения, чем между собой.

- Ты как мальчик, скажи мне, как должен вести себя будущий мужчина по отношению к девушкам?

- Вот твой папа обижает маму? (если уместно допустить подобный вопрос)

- Так вот, настоящий мужчина никогда не допустит такого поведения не только по отношению к девушкам, но и к окружающим. Тем более они твои одноклассники.

- Ты со мной согласен?

- Девочки, почему вы ведете себя как соперницы? Каждая из вас по-своему хороша? Одна хорошо катается на коньках, другая танцует, третья много читает, четвертая любит рисовать. Все вы красивые и умные. Да, вы разные, но это же здорово. Было бы неинтересно, если бы вы все увлекались одним и тем же, так вам есть о чем рассказать друг другу, чем поделиться. Нужно научиться радоваться чужим успехам, а не завидовать. Самосовершенствоваться, а не делать друг другу подножки и ждать чужих промахов и неудач.

- Поймите, что это ребята, с которыми Вам учиться ещё много лет. Вы должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

- Подумай, пожалуйста, над нашим разговором, я очень переживаю и хочу, чтобы в вашем классе царила дружеская и тёплая атмосфера.

Документ 2

Документ 3.

Таблица для анализа структуры и содержания беседы на этическую тему

Название Характеристика
Тема беседы  
Цель беседы  
Коммуникативные и педагогические приемы, используемые педагогом  
Построение беседы  
Культура речи  
Демонстрация отношения к воспитанникам и их поведению  
Предполагаемая реакция воспитанников на слова педагога  
Достоинства беседы  
Недостатки беседы  
Эффективность беседы с точки зрения реализации цели  

Вариант 2.

Ситуация: Студентка ИФиМК САФУАнастасия проходила педагогическую практику в одном из образовательных учреждений г. Архангельска. В классе, в кото


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.