Покрово-Болдинский монастырь — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Покрово-Болдинский монастырь

2020-05-07 116
Покрово-Болдинский монастырь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(начало 20-го столетия).

 Здесь около обители, рядом со свежевырытой могилой, уже толпились люди. При замаскированном свете фонаря, на прибывшей телеге удалось рассмотреть тела убиенных. Всем присутствующим открылась тяжелая картина Оба архиерея были в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и у рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек – судя по всему она была сломана. Епископ Леонтий был убит залпом, судя по трем кровавым отверстиям в сердце и груди. После осмотра началось приготовление к погребению. Женщины вырезали у обоих архиереев окрававленные части рубашек и одели их в приготовленное новое белье. Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды, а для владыки Леонтия нашлась епитрахиль. Отец Дмитрий Стефановский снял с себя наперстный крест и надел его на архиепископа Митрофана. К цепочке креста была прикреплена железная коробка и в ней записка с изложением обстоятельств кончины и погребения. Ни гробов, ни архиерейских облачений в виду спешности погребения достать было невозможно – время и так подгоняло, а до рассвета оставалось совсем немного. Отец Дмитрий начал служить погребение. Все собравшиеся тихонечко подпевали ему, плакали и прощались со своими архиереями. Вечную память пропели когда уже занялась заря. Первым в могилу положили епископа Леонтия, а сверху – архиепископа Митрофана – обоих завернули в простыни, засыпали землей, сделав на могиле небольшой холмик[169].

Все присутствующие на погребении, верили, что архиереи нашли здесь, у Покрово-Болдинского монастыря, лишь временное место своего упокоения. Очень надеялись, что скоро наступит то время их с подобающими почестями, перенесут в архиерейскую усыпальницу Успенского собора. Мать владыки Митрофана со слезами просила всех: «Если придет время и вам представится возможность перенести прах моего сына в другое место, умоляю вас положить его рядом с могилой святителя Иосифа и меня около него»[170]. Сама Анастасия Семеновна, после смерти владыки Митрофана, поселилась в Благовещенском женском монастыре, где игуменья Платонида отвела ей келью. Почти каждый день она приходила на могилу своего сына, просиживая там часами. Умерла она в двадцатых годах и погребена на городском кладбище в склепе монастыря. Перед смертью она передала келейную икону своего сына «Умиление» отцу Дмитрию Стефановскому. Дочь отца Дмитрия – Елизавета отвезла образ в Киев в Михайловский монастырь. До самого закрытия монастыря хранилась там эта икона, на обратной стороне которой было выведено: «Смиренный инок Митрофан»[171].

Здесь по сути кончается жизнеописание архиепископа Митрофана, а начинается единое жизнеописание убиенных архиереев Митрофана и Леонтия. Господь соединил их воедино - единовременной мученической кончиной и одной могилой, к которой стали стекатся их чада, ранее разрозненные, а теперь вновь собранные в одно стадо. Со временем стерлись из памяти воспоминания об их конфликте, а имена слились в один неразрывный монолит.

Вскоре после погребения, властям каким-то образом удалось узнать о месте захоронения архиереев. Они посадили сотрудников Губчека в часовне, находившейся на Красном бугре, как раз напротив монастыря и расположенной около него могилы. Агенты зорко следили кто из верующих ходит на могилу, почему днем ходить опасались. Ходили тайно по ночам, когда агенты и из часовни уходили. Так продолжалось в течении почти целого месяца. Через месяц произошли события, очень сильно изменившие обстановку в городе. Беспощадный и бессмысленный террор «чрезвычайки» продолжал держать город в состоянии постоянного страха. Все находились под дамокловым мечем неминуемого ареста, и казалось нет никакого избавления от этого кошмара. Единственная надежда была на милость Божию. Астраханцы тайком приходившие по ночам на могилку убиенных архиереев, умоляли их помолится у престола Божия об избавлении Астрахани. Вера людей в небесное предстательство убиенных за веру архиепископа Митрофана и епископа Леонтия была велика и они не ошиблись в своем ожидании. По молитвам убиенных святителей пришла долгожданная помощь. Господь подвиг людей «из того стана», чтобы они выполнили волю Его и избавили город от кромешного зла.

 Командир коммунистической роты М.Л.Аристов, уже давно находился на прицеле у Губчека и со дня на день ожидал своего ареста. Он несомненно понимал, что речь идет о жизни или смерти и оставив в стороне свою партийную солидарность, 24 июля, ночью поднял по тревоге коммунистическую роту. Красноармейцы, по его приказу, окружили Особый отдел, арестовали всех его сотрудников, в том числе и Атарбекова. Их отправили в Кремль, где посадили на гауптвахту под охрану преданных Аристову солдат. Конечно, за Атарбекова сразу же заступился его личный друг Киров, а затем, по личному указанию Дзержинского, его доставили в Москву, где перевели с повышением на другую работу. Но все же астраханцы наконец-то смогли вздохнуть с облегчением – кошмар закончился. Особый отдел потерял свою неограниченну власть[172]. Убиенные архиереи вымолили у Господа это долгожданное освобождение. С этого времени астраханцы могли свободно ходить на дорогую им могилку, а чуть позже братия Ивановского монастыря, где управляющим был епископ Леонтий, собрала деньги и поставила здесь кирпичный памятник – «аналойчик». На нем было выведено «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон Вимпфен) – убиенные 23 июня (6.7) 1919года»[173].

Почитание убиенных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия среди верющих всегда было очень сильным. С самого дня их мученической кончины не прекращался поток благочестивых паломников на место их захоронения. И несмотря на то, что большевики ставили имена архиепископа Митрофана и епископа Леонтия в один ряд с прочими «врагами» Советской власти и само упоминание о них вызывало у богоборцев озлобление – верующие астраханцы беспрерывным потоком шли на дорогую для них могилку. Сюда приезжали и многие астраханские архиереи. Служил здесь панихиды и священномученик Фаддей (Успенский), в то время архиепископ Астраханский[174]. Многие астраханский священнослужители также приезжали сюда служить панихиды, особенно после Пасхи, на Радоницу. Видя это богоборческая власть стремилась всеми силами искоренить в астраханцах и саму память об их незабвенных молитвенниках. Так, в 1927 году, по особому распоряжению начальника VI отделения секретного отдела ВЧК Е.А.Тучкова, были проведены специальные карательные мероприятия, имеющие целью помешать служению панихид на могиле расстрелянных архиереев[175]. Были проведены аресты священнослужителей, служивших здесь в мае 1927 года: настоятеля Покровской церкви о.Григория Степанова, священника той же церкви о.Василия Залесского, священника Петропавловской церкви о.Бориса Ветвицкого, священника Кладбищенской церкви Афанасия Афонского о.Александра Кузьмина и дьякона Покровской церкви о.Михаила Малькова[176]. Все они были осуждены и сосланы в Северный край[177], а о.Василий Залесский в Соловецкий концлагерь на 3 года[178]. Но не смотря на риск и страх осуждения верующие астраханцы продолжали тайно посещать дорогую для них могилу. Не останавливало их и то, что в 1930 году и сам памятник на могиле был разрушен. Малолетние преступники жившие в колонии, находившейся на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря, то ли по дьявольскому наущению, то ли направляемые чьей-то злой рукой, разломали памятник до основания. Верующие старательно собирали кирпичики и складывали из горкой на месте разрушенного памятника. Хулиганы же каждый раз разбрасывали эти кирпичики, продолжая глумиться над чувствами верующих. И все же люди шли

Предположительное место первоначального захоронения расстрелянных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на территории 1-й городской Туберкулезной больницы

(бывший Покрово-Болдинский монастырь).

. Так продолжалось и в страшные 30-е годы «сталинских репрессий» и тяжелые годы военного лихолетья. После войны прошел слух о перезахоронении убиенных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище. Верно это было или нет, но следы могилы близ Покрово-Болдинского монастыря затерялись. Верующие стали ходить на кладбище, где рядом с братской могилой расстрелянных в марте 1919 года астраханцев, появился деревянный крест с надписью: «Архиепископ Митрофан и епископ Леонтий» Местные власти, в своей отчаянной борьбе с памятью убиенных архиереев, много раз уничтожали на кладбище крест, но он вновь и вновь «как феникс из пепла» появлялсяна прежднем месте. Уже в близкие к нам времена, в 80-е годы, не прекращались попытки закрашивать надпись на кресте, но верующие вновь старательно выводили имена архиепископа Митрофана и епископа Леонтия. Только с крушением Советской власти появилась наконец возможность открытого почитания астраханских новомучеников. В 1991 году, на старом городском кладбище, на месте братской могилы, появился большой памятный крест с именами расстреляных архиепископа Митрофана, епископа Леонтия и других захороненных здесь.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.