История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-05-07 | 173 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При разработке моделей функционирования сложных саморегулирующихся, самоорганизующихся систем в них, как правило, одновременно присутствуют и отрицательные, и положительные обратные связи. На использовании этих понятий базируется, в частности, имитационное динамическое моделирование.
Закон необходимого разнообразия Эшби
- отражает что происходит с объектом управления в зависимости от возможностей управляющего устройства.
Если объект имеет N возможностей поведения (разнообразие), то управляющее устройство должно иметь возможность выбора не менее чем из N возможностей. Т.е. разнообразие управляющего устройства должна быть не меньше разнообразия объекта управления.
Если меньше, то постепенная деградация объекта.
Жизненный цикл.
Существует закономерность «Историчность»: старение идеи, старение компании и.т.д. Система также стареет (причины см. ниже – рост и развитие). Рекомендуется уже в процесс проектирования закладывать процесс ликвидации системы. При внедрении информационных систем в середине ее жизненного цикла нужно начинать проектирование новой.
Пример ошибки – атомные электростанции – никто не думал, что через 30 лет их надо ликвидировать и строить заново.
Рост и развитие
Объекты и системы растут (количественно – увеличение количества элементов и связей) и развиваются – новые процессы появляются, старые гибнут. Причина – противоречия. Противоречия порождают кризис – заставляет решать противоречия.
Пример: груда мусора – растет, человек – развивается после прекращения роста.
Развитие есть увеличение степени идеальности (см. выше конус развития).
Критерий развития – использование ресурсов – чем выше развитие, тем меньше использование ресурсов т.к. ближе к идеалу. Ресурсы ограничивают рост, а не развитие.
|
С ростом сложности системы увеличивается неравномерность развития подсистем и, как следствие, деградация системы.
Самостоятельная работа № 3
(работа выполняется вместе с работой 2)
На основание деревьев целей, построенных в самостоятельной работе 2, провести построение систем для каждой цели (задание 1) и классификацию полученных систем (задания 2).
Методические указания
Вы – субъект, проводящий исследование.
Напоминаем, что объект выполняет функцию, а функция системы – способность выполнять цели, для которых система создается субъектом.
Система это совокупность объектов и процессов, называемых элементами, взаимодействующих между собой, образующих единое целое – систему – обладающую свойством, не присущим ее элементам в отдельности.
Элемент – функциональная часть системы, внутреннее строение которого рассматривать нет необходимости для описания функционирования системы.
Целью этой работы являются ответы на вопросы:
1. Из чего состоит наша система? (элементный анализ)
2. Как связаны между собой элементы системы? (структурный анализ)
3. Какую функцию выполняет каждый элемент системы? (для внутреннего функционирования)
4. В какую надсистему входит рассматриваемая система? (для внешнего функционирования)
Задание 1. Для выбранного объекта и цели описать систему, описать элементы системы.
Описание системы проводится по плану:
1. Объект исследования
2. Надсистема, в которую входит объект. Их обычно несколько. Нужно обосновать выбор надсистемы. Выбор надсистемы определяет цель.
3. Цель (зависит от поставленной задачи и выбранной надсистемы)
4. Элементы системы (определяются деревом целей).
5. Входные и выходные переменные – определяют связь со средой (связи со средой – должны быть измеримы), связи переменных с элементами системы.
6. Подсистемы (какую функцию выполняют, из каких элементов системы состоят). Связи элементов в подсистеме построить проще, чем сразу в системе.
|
7. Построение связей между элементами в виде матрицы.
8. Построение связей между элементами в виде графа. Проверка связей.
Замечание. Процесс построения системы часто цикличен. Во время построения подсистем и связей между элементами происходит уточнение и дополнение дерева целей, и работа может возвращаться к п.4.
Задание 2. Классификация системы.
Провести классификацию систем построенных в задании 1, занести результаты в таблицы 7 - 9 (проставив название объекта в соответствующие клетки) [3: c. 4].
Пример выполнения задания 1, Описание системы.
1. Объект - велосипед,
2. Возможные надсистемы:
а. спортивные снаряды,
б. средства передвижения,
в. тренажер для сброса лишнего веса.
Вариант (а.) – надсистема не однозначна – требует уточнения, например, через надсистему в. При сравнении надсистем б. и в. – выбран вариант б. как более широкий с позиции использования.
3. Цель исследования - уменьшение веса велосипеда (это нулевой уровень дерева целей). Обратите внимание на то, что при выборе надсистемы в. цель была бы не «уменьшение», а «увеличение» веса велосипеда. Это иллюстрация того, как выбор надсистемы влияет на выбор цели.
4. Элементы первого уровня дерева целей перенумеруем:
Уменьшение веса велосипеда:
1. вес рамы;
2. вес седла;
3. вес руля;
4. вес педалей;
5. вес колес;
6. вес шин;
7. вес цепи;
8. вес шестеренок;
9. вес тормозов.
Элементы второго уровня дерева целей перенумеруем с указанием на номер элемента первого уровня. Например, номер «2.3.» – означает, что элемент является средством (уточнением цели) для реализации элемента «2» первого уровня и среди всех элементов, являющихся уточнением элемента «2» имеет номер «3». Ниже приведено дерево целей с элементами второго уровня:
Уменьшение веса велосипеда:
1. вес рамы;
1.1. материал рамы;
1.2. форма рамы;
2. вес седла;
2.1. материал седла;
3. вес руля;
3.1. материал руля;
4. вес педалей;
4.1. материал педалей;
5. вес колес;
5.1. материал колес;
5.2. размеры колес;
6. вес шин;
6.1. материал шин;
|
6.2. форма шин;
7. вес цепи;
7.1. материал цепи;
8. вес шестеренок;
8.1. материал шестеренок;
9. вес тормозов;
9.1. материал тормозов.
5. Входная переменная: «воздействие на педали», выходная – вес велосипеда.
6. Построение связей оформляется в таблицу (таблица 6). Строки и столбцы таблицы соответствуют элементам системы. Элементами системы являются элементы нижнего уровня дерева целей, входные и выходные переменные. Связи между элементами указываются в клетках таблицы. Таблица позволяет указать не только связи между элементами, но и направление воздействия элементов друг на друга.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!